Модифицированная (авторизованная) программа По эстетически - художественно - прикладному направлению организации внеурочной деятельности учеников младших классов «Фейерверк»
календарно-тематическое планирование (технология) по теме

Гоф Татьяна Юрьевна

 

Пояснительная записка

 

Программа по эстетически-художественно-прикладному направлению, организации внеурочной деятельности с младшими школьниками  «Фейерверк» разработана на основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд» Б.М. Неменского и дополнена разделами из программы А.Д. Шатовой «Дошкольник и экономика» (1999г) и программы «Технология» 1-4 классы (2005г). Программа является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно-прикладное искусства, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Приоритетной целью является духовно-нравственное развитие ребенка. Т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об использованной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. На занятиях вводится игровая драматургия по изучаемым темам, которая помогает воспитывать у детей навыки взаимодействия с окружающим миром, формировать представление о том, что предметный мир – это мир рукотворный, т.к. в каждый предмет, в каждую вещь вложен человеческий труд, и к нему следует относиться с уважением.

Данная программа является модифицированной, т.к. в ней нашли отражение изменившиеся социальные условия деятельности современных образовательных учреждений и новые технологии технологического образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shnp-programma.doc180 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2

г. Усть-Лабинска Краснодарского края

Модифицированная (авторизованная)

программа

По эстетически - художественно - прикладному направлению организации внеурочной деятельности учеников младших классов «Фейерверк»

Учитель: Гоф Татьяна Юрьевна,

педагог дополнительного образования,

высшая квалификационная категория

2012 год

Пояснительная записка

Программа по эстетически-художественно-прикладному направлению, организации внеурочной деятельности с младшими школьниками  «Фейерверк» разработана на основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд» Б.М. Неменского и дополнена разделами из программы А.Д. Шатовой «Дошкольник и экономика» (1999г) и программы «Технология» 1-4 классы (2005г). Программа является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно-прикладное искусства, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Приоритетной целью является духовно-нравственное развитие ребенка. Т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об использованной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. На занятиях вводится игровая драматургия по изучаемым темам, которая помогает воспитывать у детей навыки взаимодействия с окружающим миром, формировать представление о том, что предметный мир – это мир рукотворный, т.к. в каждый предмет, в каждую вещь вложен человеческий труд, и к нему следует относиться с уважением.

Данная программа является модифицированной, т.к. в ней нашли отражение изменившиеся социальные условия деятельности современных образовательных учреждений и новые технологии технологического образования.

Цель программы:

  1. Развитие коммуникативной компетентности в ходе коллективных работ.
  2. Эстетическое воспитание детей посредством приобщения к декоративно-прикладному творчеству.

Задачи:

Обучающие:

  1. Изучить основные термины и приемы работы с бумагой;
  2. Научить уч-ся работать по схемам;
  3. Освоить способы выполнения изделий из бумаги;
  4. Научить художественному конструированию изделий из бумаги и природного материала.

Развивающие:

  1. Развивать творческие способности учащихся, воображение и фантазию;
  2. Развивать самостоятельно позитивные мотивы познавательной деятельности детей на основе изучения их интересов и способностей.

Воспитательные:

  1. Научит понимать и ценить окружающий предметный мир (вещный мир как результат труда людей); уважать людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги.
  2. Развивать у детей жизненно-важные качества личности: усидчивость, аккуратность, ответственность, самостоятельность, внимательность, честность, чувство коллективизма, гуманность и трудолюбие; воспитывать творческую инициативу и потребность в самосовершенствовании;
  3. Способствовать процессу освоения детьми общечеловеческих ценностей в совместной творческой деятельности и с педагогами, родителями, сверстниками.

Содержание программы

1 класс (34часа)

Культура дома – 3ч.

Общение в семье, поведение дома, простейшие работы по дому, личная гигиена.

Экономика – 4ч.

 Вещный мир, как результат труда людей, уважение к людям, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги; развитие разумных потребностей.

Изобразительная деятельность и ручной труд – 20ч.

Нетрадиционная изобразительная техника рисования, цветоведение. Изображение людей в движении. Работа с бумагой. Развитие дружеского и делового общения детей в совместных работах.

Развитие представлений об историческом прошлом

и настоящем Кубани – 5 ч.

История возникновения Кубани, быт и культура казаков, возникновение имен и фамилий на Кубани, внутреннее устройство и убранство Кубанского жилища, одежда казаков.

Выполнение творческого проекта «Мир бумаги» - 2ч.

Значение и разнообразие бумаги в жизни человека, свойства бумаги, бережное использование бумаги, связь охраны леса с нашей повседневной жизнью.

2 класс (34часа)

Рукоделие – 6ч.

Поделки из ткани, нитей, оформление панно из ткани. Изготовление кукол из нитей.

Развитие представлений об историческом прошлом

 и настоящем Кубани -5ч.

История возникновения Кубани,  быт и культура казаков, история родного города.

Работа с природным материалом – 3ч.

Сбор и заготовка природного материала, значение растений в жизни человека. Выполнение панно из природного материала.

Изобразительная деятельность и ручной труд – 20ч.

Нетрадиционная изобразительная техника рисования.  Цветоведение. Жанры изобразительного искусства. Выполнение работы в технике «оригами».  Изготовление объемных игрушек.

3 класс (34 часа)

Художественное моделирование из бумаги путем складывания – 4 часа

      Работа с бумагой. История оригами. Выполнение работы в технике «оригами». Изготовление объемных игрушек.

Ручной труд – 13 часов

      Вырезание и аппликация. Художественное конструирование с использованием разных видов соединений.

Рукоделие – 17 часов

      Поделки из ткани, нитей, оформление панно из ткани. Плетение. Нитяная графика. Комбинированные работы из разных тканей.

4 класс (34 часа)

Работа с природным материалом – 2 часа

     Сбор и заготовка природного материала, значение растений в жизни человека. Выполнение панно из природного материала.

Ручной труд – 28 часов

     Цветоведение. Изготовление объемных игрушек. Художественное конструирование из бумаги. Моделирование конструирование из ткани. Моделирование конструирование из различных материалов. Вырезывание и аппликация. Рельефы из пластилина.

Рукоделие 4 часа

     Производство ниток. Вязание крючком. Плетение. Техника безопасности при выполнение ручных работ. Оформление панно из вязаных цепочек.

Предполагаемые результаты.

Учащиеся должны уметь:

  1. Развивать мелкую моторику пальцев.
  2. Изучить основы цветоведения.
  3. Уметь использовать разные приёмы рисования.
  4. Уметь обслуживать себя.
  5. Уметь эстетично оформить изделия аппликацией, прямым стежком, проявлять элементы творчества.
  6. Соединять детали клеем, нитками.
  7. В самостоятельном творчестве достигать продуктивной результативности в исполнении поделок.
  8. Развивать профессиональные умения и навыки и использовать их в повседневной жизни (выполнить подарки, сувениры друзьям, родственникам, знакомым …).
  9. Составлять сложные орнаменты в гармоничной цветовой гамме.
  10. Создавать творческие работы с элементами дополнения и изменения.

  Учащиеся должны знать:

  1. Традиции народной культуры России и малой Родины – Кубани.

Этапы педагогического контроля.

№п/п

Сроки контроля.

Какие знания, умения и навыки контролируются

Форма контроля.

1.

На начало учебного года

Индивидуальные знания, умения, навыки по профилю кружка.

  1. тестирование

2.

На заключительном этапе каждого занятия

Результат труда каждого ребенка.

  1. Просмотр работ
  2. Коллективное обсуждение (выявление интересного, неповторимого, отличающего эту работу от остальных)

3.

После изучения темы

Преодоление меры трудности изучаемого материала. Применение знаний на практике. Творческие способности:

-образное мышление

-эстетическое восприятие

-воображение, фантазия

  1. Самостоятельная практическая работа.
  2. Коллективные обсуждения (идеи, советы, критические и хвалебные высказывания)
  3. Оценка педагога
  4. Тестирование

4.

Январь

Тенденции развития творческих способностей детей. Результат по итогам первого полугодия.

  1. Оценка педагога

5.

Май

Итоговое занятие. Тенденция развития творческих способностей детей по итогам за год.

  1. Творческий отчет
  2. Выставка
  3. Оценка педагога

Методические рекомендации.

Процесс обучения в объединении «Фейерверк» осуществляется в форме вовлечения ребенка в различные виды деятельности: интегрированные виды художественно-коммуникативной деятельности, ролевые игры и т.п. разнообразные формы занятий: занятие-игра, занятие-ознакомление, занятие обобщение.

На занятиях осуществляется индивидуальный подход, который даёт возможность раскрыться и утвердиться ребенку.

В коллективном творчестве: ребенок-ребенок, ребенок-педагог, идет совместный поиск, дети учатся согласовывать свои действия с действиями других, осуществляя общий замысел, формируется личностное взаимоотношение.

Традиционны на занятиях рассказ и беседа педагога не только познавательного характера, но и с воспитательной целью. Стимулируют интерес к обучению нетрадиционные занятия в виде игры, конкурсов, решения кроссвордов и др.

Работая с детьми важно использовать на занятиях игру, игровые ситуации. Необходимо создавать на занятиях атмосферу игры и творчества, чтобы ребенок, захваченный идеей, предложенной педагогом работал над ней увлеченно и с интересом. Необходимо учитывать психологические особенности, возраст, желание ребенка, видеть и уважать в нем творца, превратить процесс общения в игру.

Очень важно на начальном этапе расширять потенциал фантазии, творческого воображения, развивать детские способности, мотивацию детей к познанию и творчеству, учитывать мир чувств и эмоций ребенка. Важно педагогу поощрять ребенка к деятельности похвалой. На занятиях важно использовать следующие методы: метод сравнения, метод вызывания адекватных эмоций, метод внесения художественного слова, музыкального сопровождения пробуждает у детей яркие представления, развивает воображение. Стихи и музыка вызывают у детей эстетическое наслаждение. Художественное восприятие мира, изобразительное творчество ребенка развивается вверх по ступенькам, от простого к сложному, от близкого к далекому. Постоянно от возраста к возрасту растут художественные представления, знания, изобразительные умения через свое понимание мира, через свой опыт, через свое «Я».

Принципы педагогического процесса.

  1. Принцип  гармоничного воспитания личности;
  2. Принцип постепенности и последовательности в овладении  мастерством от простого к сложному;
  3. Принцип успешности;
  4. Принцип соразмерности нагрузки уровню и состоятию здоровья, сохранения здоровья ребенка;
  5. Принцип доступности;
  6. Принцип ориентации на особенности и способности – природосообразности ребенка;
  7. Принцип индивидуального подхода;
  8. Принцип практической направленности.

Список литературы рекомендуемой для детей.

  1. Журнал «Я-дизайнер».
  2. Журнал «Коллекция идей»
  3. И.Вурст «Весеннее настроение». Умная книжка для любителей мастерить. Изд. Аркаим. Г.Челябинск. 2006г.
  4. А. Риттерхофф «Посмотрите, что я умею». Изд. Аркаим г. Челябинск.2006г.
  5. М. ГЭНЗЛЕР «Веселая деревня» .изд. Аркаим г.Челябинск.2006г

Список литературы рекомендуемой для учителя.

  1. Э.Летвинец «И дивный видится узор». Молодая гвардия. Москва, 1988г.
  2. Х. «Узоры из бумажных лент». Ниола-пресс, 2007г.
  3. О.Князева «Приобщение детей к истокам культуры», Молодая гвардия. Москва, 2003г.
  4. Алексеев В.П. «Происхождение народов Кавказа», М.1974.
  5. Анфимов Н.В. Из прошлого Кубани. Краснодар, 1978.
  6. Горлова И.И., Минаенков А. Культура кубанских станиц. Краснодар 1993.

Тематический план

1 класс

№п/п

Название темы

Кол-во часов

Дата

Примечание

1

Поведение за столом

1

2

Складывание салфетки

1

3

Уход за волосами

1

4

Слово хочу и надо в наших семьях (сюж.р.игра)

1

5

День рождения (игровые ситуации)

1

6

Дом моды «Модница» (сюж.р.игра)

1

7

Мир рекламы (игра-занятие)

1

8

«Совушка - сова» рисование

1

9

«Нарисуй штрихами что захочешь»

1

10

Русская изба - аппликация

1

11

«Никакой на свете зверь не ворвется в эту дверь» -рисование

1

12

«Веселые клоуны» - рисование

1

13

«Ваза, украшенная цветком» - аппликация

1

14

«Что можно вырезать из бумаги, сложенной вдвое». Игровое упражнение

1

15

«Цветы под окном» - оригами

1

16

«Цыплята» - н.т. (комканье и обрывание бумаги)

1

17

«У лукоморья дуб зеленый» - мозаика

1

18

«Бабочки, которых я видел летом» н.т. знакомая форма, новый образ

1

19

«Паук в паутине» - н.т. обрывание бумаги

1

20

«Бременские музыканты» - аппликация

1

21

«Домик» - оригами

1

22

«Расписные птицы» - рисование

1

23

«Вырезание нарциссов и тюльпанов» - аппликация

1

24

«Улица города» - коллективная работа

1

25

«Лягушка-царевна» - оригами

1

26

«Подводный мир» - аппликация

1

27

«Небо при закате солнца» - рисование

1

28

«История возникновения Кубани» - беседа

1

29

Возникновение имён и фамилий на Кубани

1

30

«Жизнь и труд казаков»

1

31

«Внутреннее устройство и убранство кубанского жилища

1

32

«Из бабушкиного сундука»

1

Прим. №1

33

Что можно сделать из бумаги. Вторая жизнь бумаги

1

34

Составление бумажной мозаики «Серый барашек»

1

                                                                    Всего -       34 часа

Тематический план

2 класс

№п/п

Название темы

Кол-во часов

Дата

Примечание

1

Выполнение коллективной творческой работы «Казачий хоровод»

3

2

«Лето на море» - аппликация

1

3

«Летняя маска» - аппликация

1

4

«Веселые пуговицы» - нетрадиционная техника

1

5

«Волшебные шарики» - выполнение гол. Человека из шарика

1

6

Экскурсия в осенний сад

1

7

«Осеннее дерево» - аппликация из листьев

1

8

Изонить

3

9

«Цветная соломка»-аппликация из трубочек для коктейлей

1

10

«Моя любимая чашка» - печать по трафарету

1

11

«Грибочки в лукошке» - оттиск печатками

1

12

«Мои любимые краски» - набрызг

1

13

«Старичок - Лесовичёк» - обрывание , скатывание бумаги

1

14

«Зачем человеку зонт» - печать по трафарету

1

15

«Животные, которых я сам придумал» - кляксография, обведение кисти руки

1

16

«Я люблю пушистое, я люблю колючее» - оттиск скомканной бумагой

1

17

«Завтрак куклы» - обрывание, скатывание бумаги

1

18

«Новогодняя ёлка» - объемная игрушка

19

«Карнавальная маска» - аппликация

1

20

«Бабочка» - оригами

1

21

«Рисуем ножницами» - аппликация

1

22

«Кружевные рыбки» - аппликация из кружев

1

23

«Разные силуэты» - рисование силуэтом

1

24

«Русская матрёшка» - рисование стекой

1

25

«Лебеди в пруду» - оригами

1

26

«Черепаха Тартила» - лепка + природный материал

1

27

«Коллаж из ткани и бус»

1

28

«Забавные рожицы» н.т. знакомая форма, новый образ

1

29

«Традиции и быт Кубанского казачества»

1

30

«Рождение Кубани», «Беседа о родном городе»

1

Прим. №2

                                                                                                  Всего -          34 часа

Тематический план

(3 класс)

№ п/п

Название темы

Кол-во часов

Дата

1

Изонить (заполнение нитью угла окружности)

2

2

Изонить («клеточки» и «веера»)

1

3

Выполнение композиции «Петушок» в технике изонить

3

4

Выполнение цветов из проволоки и ленточек

3

5

Витраж «Девочка в беседке»

2

6

Витраж «Груша», «Каштаны»

2

7

Гирлянды «Елочка», «Колокольчики»

2

8

Вырезание снежинок

1

9

Модульное оригами (человек, цветок)

1

10

Модульное оригами (птица, рак)

1

11

Оригами с вырезыванием «Золотая рыбка»

1

12

Оригами из прямоугольника (закладка для книг)

1

13

Торцевая аппликация «Петух»

2

14

Ажурная аппликация «Насекомые»

2

15

Выпуклая прорезная аппликация (цветок)

1

16

Выпуклая прорезная аппликация (клоун)

1

17

Украшение праздничных салфеток «Волшебница»

2

18

Аппликация из нитей «Бабочка»

1

19

Аппликация из резанных нитей «Одуванчик»

1

20

Аппликация из резанных нитей «Фантазия»

1

21

Коллаж из ткани «Матрешка»

2

22

Изонить «Одуванчик»

1

Всего

34

Тематический план

(4 класс)

№ п/п

Название темы

Кол-во часов

Дата

1

Папье-маше (маски)

4

2

Композиции из сухих растений

2

3

Криволинейное складывание (украшения для праздника)

4

4

Моделирование бесшовных кукол

4

5

Дизайн парфюмерных флаконов (пластилин)

2

6

Куклы из ниток (индеец)

1

7

Куклы из ниток (лошадка)

1

8

Витраж «Пасхальный заяц»

2

9

Лоскутная мозаика

2

10

Открытка к 8 марта (изонить)

2

11

Пасхальная открытка (аппликация)

2

12

Аппликация из жатой ткани (грибы)

2

13

Цветы из ленточек и тесьмы

2

14

Плоское полотняное плетение (футляр для ножниц)

2

15

Коллаж из цепочек вязаных крючком

2

ПРИМЕЧАНИЕ №1  

Одежда кубанских казаков.

Кубанское казачье войско начало формироваться в конце XVIII века, его основу составляли запорожцы и донцы. В начальный период заселения края черноморцы сохраняли одежду и вооружение, присущие запорожцам. Конные казаки носили синие шаровары, синий кунтуш, пол который надевался кафтан  красного цвета. В 1810 году была утверждена единая форма обмундирования черноморских казаков: шаровары и куртка из грубого сукна. Линейные казаки носили одежду черкесского образца. В начале 1940-х годов для черноморских казаков была установлена единая форма по примеру линейных. Эта форма стала единой и для сформировавшегося в 1860 году Кубанского казачьего войска.

Комплект мужской казачьей одежды состоял из черкески, сшитой из черного фабричного сукна, шаровар темных тонов, бешмета, башлыка, зимой - бурки, папахи, сапог или ноговиц. Покрой черкески целиком заимствован у горских народов. Шили ее длинной ниже колен, с низким вырезом на груди, открывающим бешмет, рукава делали с широкими отворотами. На груди нашивали подкладку для газырей, это служило вместе с кавказским поясом, часто серебряным, украшением черкески. Красота и богатство казачьего костюма заключались в том, чтобы в нем было больше серебра. Термин "бешмет" заимствован у народов Кавказа, но бытовал и русский термин "чекмень". Бешмет из разнообразных фабричных тканей ярких цветов - красного, малинового, синего, розового. Иногда ворот и планку застежки обшивали ярким серебряным шнуром, а на груди пришивали небольшие карманы. Зимней одеждой у казаков служили шубы-кожухи, с глубоким запахом, с небольшим воротником из дубленых белых и черных овчин и стеганые на вате бешметы.

Традиционный женский костюм сформировался во второй половине XIX века. Он состоял из юбки и кофты, так называемая "парочка". Шился костюм из фабричных тканей - шелка, шерсти, бархата, ситца. Кофты или "кохточка", были разнообразных фасонов: приталенные по бедрам с оборкой - "бабочкой", рукав длинный, у плеча гладкий или сильно присборенный, с "пухлями", на высоких или узких манжетах, воротник "стойка" или вырезом по объему шеи. Нарядные блузки украшались тесьмой, кружевом, строчками, гарусом, бисером, носили и блузки свободного покроя - "матене". Юбки любили шить пышными, мелко собранными у пояса из четырех, семи полосок, каждая шириной до метра. Юбка внизу украшалась кружевом, оборками, шнурком, мелкими складками. Нижняя юбка - "спидница" -обязательная принадлежность женского костюма. Шилась из тонкой белой ткани или светлой ткани с кружевами, часто орнаментировалась вышивкой. Современники так описывают костюм казачки: "...в праздник казачки любят пощеголять: костюмы ситцевые, шерстяные, шелковые, на голове красивые шелковые платки, на ногах полусапожки, на руках золотые и серебряные кольца, на шее у многих янтарные монисты, в ушах - золотые и серебряные серьги. Девушки в косы вплетают дорогие шелковые ленты. Все женщины заплетают волосы на голове вокруг".

Верхней зимней одеждой была стеганная "кохта" без воротника с широкими полосами, образующими глубокий запах. Эта одежда считалась удобной, так как давала возможность выносить ребенка на улицу, не завертывая в одеяло.

Необходимо отметить возрастные различия в одежде. Самым красочным и лучшим по качеству материала был костюм девушек - невест и молодых женщин. К 35 годам женщины предпочитали одеваться в более темную однотонную одежду упрощенного покроя, с длинными пышными рукавами на манжете; ворот круглый, присборенный, с глубоким вырезом на груди.

Рубаха считалась верхней домашней одеждой. В бедных семьях рубаха с юбкой могла быть и свадебным костюмом. Шилась рубаха из домотканого конопляного полотна (холста). Рубаха, ворот иногда вышивались                                                             

 ПРИМЕЧАНИЕ №2

Юрий Волковский

МОЕМУ  УСТЬ-ЛАБИНСКУ

Я никогда не падал ниц

И не парил в полете птичьем

Перед красотами столиц,

Пред их зазнайством и величьем.

Судьбе я дал иную дань,

У сердца есть иная Мекка:

Там, где Лаба влилась в Кубань,

В том городе живу полвека.

Он мне, как девочке актер:

Дороже в жизни нет кумира.

Я скиф, он - кони и простор.

Я бард, он -песнь моя и лира.

Он и совет, и божий суд,

Где нераздельны смех и горе,

И лебединый мой приют,

И в шторм несчастий –лодка в море.

И потому, когда в ночи

Садится муза на пороге,

Я от ларца души ключи

Даю той даме- недотроге.

И город, вдохновенья бог,

Как избалованный котенок,

В клубке словесном нежный слог

Для рифмы ищет мне спросонок.

И мы счастливые вдвоем,

Некоронованные братья,

Несемся сказочным путем

К бессмертью в цепкие объятья...

Я никогда не грохнусь ниц

Не воспарю в полете птичьем

Перед красотами столиц -

Я Усть-Лабинским горд величьем.

Появление русских на месте будущей станицы Усть-Лабинской связано с именем А.В. Суворова, который в начале 1778 года прибыл на Кубань в качестве командующего Кубанским корпусом. Ознакомившись с обстановкой, Суворов пришел к выводу о необходимости построить ряд дополнительных укреплений, прикрывающих южную границу. За сто дней были построены пять крепостей и между ними ~ двадцать редутов.

Наша крепость была названа вначале Александровской. Затем ее переименовали в Усть-Лабинскую. Есть описание крепости: «Весной 1778 года построена крепость. 20 десятин земли были обнесены высоким валом и глубокими рвами. По валам установлены земляные батареи с пушками, а от батареи к батарее высокий частокол и наложены стены из колючего терна. За валом внутри крепости располагались пороховые погреба, склады оружия, казармы солдат, дома офицеров. В крепость вели двое укрепленных ворот: восточные и западные. Крепость охраняла два брода через Кубань, расположенные выше по течению».

Позже, к началу 1792 года, когда было принято решение о колонизации Кубанской линии, на месте Усть-Лабинской крепости значился редут.

Разрабатывая программу заселения Кубани, главнокомандующий войсками на Кавказе и Кубани И.В. Гудович предложил образовать по правобережью новую линию из 12 станиц между Усть-Лабой и Белой Мечетью. Особенное значение Гудович придавал Кавказской и Усть-Лабинской крепостям, как главным оплотам против набегов горцев. В рапорте Екатерине II он писал: «знатнейшее еще количество орудий полагается в Усть-Лабинскую крепость, хотя оная и теперь уже снабжена орудиями, как важнейшую по ее местоположению, величине и строению, подающую в случае необходимости большую опору селениям Черноморских казаков, закрывающую большую часть фланга Кавказской линии, Черкасскую дорогу...».

В разные годы крепость и станицу, основанную «на дальний пушечный выстрел» от крепости, посетили «многие знаменитые люди прошлого». Так, в августе 1820 года здесь побывал герой Отечественной войны 1812 года генерал от кавалерии Н.Н. Раевский, а с ним и молодой А.С. Пушкин. Знаменитый хирург Н.И. Пирогов в 1847 году осматривал здесь местный госпиталь, а три года спустя местное начальство встречало у Таманских ворот цесаревича Александра Николаевича, будущего императора Александра П. .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ КАЗАЧЬЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Методические рекомендации предполагают системный подход в организации внеурочной деятельности учащихся старших классов казачьей направленности, что позволяет классному руководителю планировать и осуще...

Модуль программы внеурочной деятельности учащихся 6 класса по организации музея "Декоративно-прикладное искусство родного края"

Данный модуль программы внеурочной деятельности  представляет собой вариант организации внеурочной деятельности школьников 6 класса по созданию музея «Декоративно-прикладное искусство родного кра...

Организация внеурочной деятельности в 5 классе. ФГОС.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся; понимается сегодня преимущественно как деятельность, организу...

МОДИФИЦИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Основы робототехники и программирования» для организации внеурочной деятельности учащихся 5-11 классов

МОДИФИЦИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Основы робототехники и программирования» для организации внеурочной деятельности учащихся 5-11 классов...