Курсовая работа «Метод проектов в образовательной области «Технология»
статья по технологии по теме

 

  Метод проектов в образовательной области «Технология»

             - Роль и место творческого проекта в образовательной       

               области «Технология»

             - Метод проектов в школе

             - Проектная деятельность как современная                

               образовательная технология     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya_rabota.docx638.82 КБ

Предварительный просмотр:

 Управление образования и науки Липецкой области

Липецкий институт развития образования

Курсовая работа

на  тему: «Метод проектов в образовательной области «Технология»

                             

                             

                   

Выполнил: учитель технологии

МОУ лицея № 66 г. Липецка

Макаров Александр Анатольевич

Руководитель:  методист кабинета технологии

и предпринимательства ЛИРО Корчагин А.П.

г. Липецк

2011 г.

План работы

  1. Введение

  1. Метод проектов в образовательной области «Технология»

             - Роль и место творческого проекта в образовательной      

               области «Технология»

             - Метод проектов в школе

             - Проектная деятельность как современная                

               образовательная технология    

  1. Заключение.

Введение

          Образовательная область "Технология" была введена в Базисный учебный план общеобразовательных учреждений в 1993 году для формирования у учащихся жизненно важных основ технологических знаний и умений применять их в различных сферах практической деятельности с учетом экономической, экологической и предпринимательской целесообразности. Наиболее эффективно эти задачи могут быть решены путем организации целостного учебно-воспитательного процесса технологической подготовки учащихся, использования в преподавании современных педагогических технологий и развивающих личность методов обучения. Особую значимость при этом имеет метод проектов, позволяющий школьникам системно овладеть организацией практической деятельности.

          Знакомясь  с разделом программы образовательной области «Технология», учащиеся 5 классов впервые узнают, что творческий проект – это самостоятельная творческая итоговая работа, соответствующая возрастным возможностям ребенка, это своего рода контрольная работа учащихся за год,  экзамен  по трудовому обучению.

          Цель любого творческого проекта направлена  на  изменение окружающей человека  искусственной среды. Проект должен предусматривать разработку и изготовление нового,  эффективного, конкурентоспособного изделия, отвечающего потребностям человека и пользующегося спросом у покупателя. Важно, чтобы  при выполнении творческого проекта учащиеся учились выявлять потребности семьи,  школы, общества в той или иной продукции или услугах, объективно оценивать  свои знания, умения, навыки и  возможности при выборе темы проекта,  оценивать технические возможности имеющейся  учебно-производственной базы, оценивать экономическую целесообразность  при выдвижении идей проекта, учились разрабатывать конструкции  изделий и технологии их изготовления, а также оценку  готового изделия, в т.ч. возможности его реализации.  

Метод проектов — это то дидактическое средство, которое способствует формированию навыков целеполагания и позволяет учащимся находить оптимальные пути достижения сформулированных целей при соответствующем руководстве со стороны педагога. Я его применяю и при коллективной, и при индивидуальной работе учащихся. При дидактически правильном использовании метода в полной мере реализуется развивающая и воспитывающая составляющие учебного процесса.

Формирование устойчивого интереса у учащихся к данной форме учения является обязательной педагогической задачей, которую я стараюсь решить. Навыки ученического самоуправления, формируемые и совершенствуемые при коллективных формах деятельности, создают предпосылки для максимального использования умственных способностей каждого учащегося, позволяют проявить ему свою неповторимую индивидуальность на отдельных этапах деятельности. При этом учащиеся сами определяют круг возможных проблем для индивидуального и для коллективного погашения возникающих проблем. Целесообразно знакомить учащихся и с индуктивными, и с дедуктивными способами разрешения проблем.

Решение проблем методом восхождения от абстрактного к конкретному может рекомендоваться как более предпочтительное. Установление различных аналогий тоже является эффективным средством поиска принципиально новых решений. Главнейшей задачей является всемерное повышение технологической грамотности учащихся. Технологии проектирования (в том числе и собственной деятельности) лежат в основе метода проектов, поэтому учащиеся в первую очередь должны быть ознакомлены с основными стратегиями проектирования. Важно сформировать у них устойчивый интерес к техническому творчеству, которое способствует пониманию структуры и состава технологического процесса в обобщенном виде и обеспечивает перенос усвоенных знаний в самые разнообразные ситуации.

Уровень самостоятельности (изобретательской активности) учащихся можно учитывать аналогично коэффициенту трудового участия. Идеальным педагогическим вариантом можно рассматривать деятельность учащихся по методу проектов, когда она согласуется с индивидуальными мотивами и потребностями ученика.

   Метод проектов — это система обучения, в которой обучение реализуется посредством планирования (проектирования) и делания. Педагогическая технология «Метод проектов» является открытой и , развивающей системой, которая может совершенствоваться на основе учета передового педагогического опыта.

Структура мыслительной деятельности учащихся при решении проблем методом проектов аналогична мыслительной деятельности профессионального проектировщика с добавлением этапа осуществления проекта на практике путем делания. Следует отметить, что главной задачей педагога является организация учебной деятельности школьников в форме, моделирующей основополагающие этапы технологии проектирования. Проектироваться могут как материальные объекты, так и ситуации производственные и из сферы услуг.

Уместно отметить, что моделирующая деятельность педагога является ведущей и имеющей направленность на воссоздание (моделирование) в учебном процессе структуры и содержания изучаемой (осваиваемой) учащимися технологии творческих проектов..

 

Метод проектов в образовательной области «Технология»

Роль и место творческого проекта в образовательной области

«Технолгия»

       Время, в которое мы живем, выдвинуло перед общеобразовательной школой задачу воспитания свободной, творческой, образованной, разносторонней  и активной личности, Поскольку труд остается главным условием жизни людей, поскольку при сложившихся в стране  общественно-экономических отношениях труд все больше выступает как товар, к которому предъявляются очень высокие и быстро меняющиеся требования, постольку важной составляющей процесса формирования личности должно быть становление работника, высококомпетентного в своей области.

        В наши дни именно проекты стали неотъемлемой частью школьной программы по технологии и исходя из этого возросла актуальность вопросов, связанных с методикой их преподавания. Весь комплекс вопросов, относящихся к деятельности учителя и ученика,   нацелен на воспитание творческих и активных людей, способных принимать  обоснованные решения и самостоятельно учиться в течение всей жизни.
       В  рамках образовательной области «Технология» учащиеся  приобретают разнообразные знания, умения и  навыки по преобразованию материалов, энергии и информации, изучают технику и культуру дома, учатся строить  планы на дальнейшую трудовую жизнь. При этом используемый в образовательной области «Технология»  метод  проектов, как один  из основных методов обучения данному предмету, даст школьникам  дополнительный шанс исследовать, по-новому решать возникающие проблемы, создавать изделия, испытывать их и оценивать в реальных условиях.

         Метод проектов уже широко опробован и внедрен российскими учителями как основной а преподавании образовательной области «Технология».   Общим результатом, полученным в ходе  внедрения этого метода, стали заметный  рост  мотивации учащихся к обучению по предмету, и как следствие этого – повышение качества их творческих работ. Об этом говорилось на прошедшей 21 апреля 2011 года региональной научно-практической конференции  в г. Липецке. Вместе с тем возросла и удовлетворённость учителя. Во многих школах учащиеся стали выбирать экзамен по технологии в качестве выпускного экзамена. По результатам анкетирования все они отметили положительное влияние проектов на  развитие их личности.

       Комплекс обучающих методов и средств поможет учащимся не только приобрести навыки, необходимые для изготовления качественных изделий, но и научиться: исследовать различные области деятельности человека, чтобы уметь определить проблему и предложить пути её решения;

предъявлять требования к изделию с точки зрения эргономики, материалов и способов производства;   придумывать разнообразные идеи; оценивать эти идеи;   прорабатывать одну или несколько идей до стадии  изготовления; планировать процесс изготовления;  изготовлять изделие или оказывать услуги;  проводить испытания и оценивать продукт своего труда.

         Использование метода проектов позволит учащимся освоить множество мыслительных операций, необходимых для эффективной творческой работы.

         Методологической основой использования метода проектов в технологическом образовании школьников являются общепедагогические дидактические принципы: связь теории с практикой; научность, сознательность и активность усвоения знаний; доступность, систематичность и преемственность обучения; наглядность и прочность усвоения знаний. Применение метода проектов как ведущего в технологическом образовании школьников способствует реализации дидактических функций.

         Образовательная функция  проектного метода  подразумевает знакомство учащихся с основными технологическими знаниями, умениями и навыками по обработке конструкционных материалов ,  электротехники, радиоэлектронике, культуре дома и др., но и специальной  терминологией по изучаемым разделам.

         Реализация образовательной функции технологии  дает возможность учащимся с помощью проектной деятельности увидеть глубокие связи абстрактных способов обработки материалов с возможностями удовлетворить определённые потребности как личности, так  и общества; позволит учащимся самореализоваться разработчику проекта и как мастеру при его  реализации и подготовиться к интеграции  в ту социально-трудовую среду, в которой они окажутся после окончания школы.

         Воспитательная функция использования метода проектов в технологическом образовании школьников состоит в развитии личностных качеств: деловитости, предприимчивости, ответственности, выработки навыков разумного риска и др. Проектная деятельность позволяет учащимся реализовать их интересы и способности, приучает к ответственности за результаты своего труда, формирует убеждение, что успех в любом деле зависит от личного вклада его самого.

        Развивающая функция использования метода проектов в технологическом образовании состоит в том, что школьники осознают возможности  применения абстрактных технологических знаний и умений для анализа и решения  практических задач.

        Программой образовательной области «Технология» предусматривается создание условий для формирования и развития у учащихся творческих способностей. В ней, прежде всего, указывается на содержание того теоретического материала, который должен быть изучен на занятиях, отводимых на выполнение проекта. Одновременно на основе использования изученных  методов и приёмов конструирования осуществляется решение тренировочных творческих задач различного типа. Предполагается, что полученные на этих занятиях знания и умения, учащиеся будут использовать при выполнении проектов.

     

         Поскольку самостоятельная  творческая работа учащихся при выполнении проекта  может  осуществляться только при наличии у них умений самостоятельно добывать из различных источников необходимую информацию, программой предусмотрена возможность руководящей и направляющей  деятельности учителя по их формированию тем проектов.

         Метод проектов способствует развитию творческого потенциала учащихся, развитию умения работать в команде, является связующим звеном между теорией и практикой в технологическом образовании школьников.

         Технологические проекты служат  развитию ребёнка. Полный проект включает проектирование, изготовление изделия и оценку того, насколько оно удовлетворяет реальные потребности людей. Выполняя  проекты, учащиеся развивают навыки мышления, они учатся искать информацию, анализировать, экспериментировать, принимать решения, работать самостоятельно и в группах. Они занимаются моделированием, приобретают навыки изготовления изделий. У них углубляются знания по использованию материалов, происходит знакомство с производственными процессами и новыми профессиями. Дети способны применить и углубить знания, полученные в области естественных наук (включая экологию), математики, искусства и гуманитарных наук. Благодаря этому методу развиваются творческие, активные личности, способные учиться самостоятельно.

         Любая работа требует определённых знаний, умений и навыков. Но работа будет интересной и привлекательной только в том случае, если в ней ребёнок сможет проявить себя, если в ней есть место творчеству.

     

       Творчество   понимается   как деятельность, результатом которой является создание субъективно или объективно новых материальных и духовных ценностей. Для учащихся результат творчества может иметь как объективную, так и субъективную новизну.Детское творчество – надёжный резерв жизненной активности, это база для духовного и культурного развития нации. Проектная деятельность на уроках технологии позволяет создать условия для развития творческих способностей у учащихся.

Метод творческих проектов – комплексное образование, синтезирующее различные методы обучения. При обучении школьников проектной деятельности, по мнению брянских педагогов – исследователей (Матяш, Симоненко) на каждом этапе используются определённые методы обучения, как традиционные (демонстрация, практические методы, самостоятельная работа с литературой, наблюдения и т.д.), так и инновационные (дизайн-анализ, мозговая атака, метод скоростного эскизирования, метод абсурда и др.). Важность метода в том, что ученики работают самостоятельно. Учитель – это играющий тренер, консультант.

        Метод проектов   является связующим звено между теорией и практикой в технологическом образовании школьников. Выполняя проекты, учащиеся развивают навыки мышления, учатся искать информацию, анализировать, экспериментировать, принимать решения, работать самостоятельно и в группах. Они занимаются моделированием, приобретают навыки изготовления изделий, углубляют знания по использованию материалов, знакомятся с производственными процессами и новыми профессиями. Благодаря этому методу развиваются творческие, активные личности, способные учиться самостоятельно.

        Для развития творчества учащихся на уроках технологии учителю целесообразно использовать все доступные средства, в том числе: выставки работ  учащихся, посещение выставочного зала, встречи с мастерами народно – прикладного искусства, интегрированные уроки,  конкурс творческих проектов и др.

          Обязательное условие работы по развитию творческих способностей ребенка – постоянный анализ достижений учеников. Это вызывает необходимость экспериментальной работы. Цель таких экспериментов – проследить влияние специальных программ на уровень творческих способностей учеников. Апробация развивающих заданий, направленных на развитие творчества, проводится на уроках технологии как дополнительные задания для пробуждения воображения. На контрольном этапе дети получают задания по смыслу и содержанию идентичные первоначальным, но обязательно отличным по форме, чтобы дети не искали лёгкого пути, а нашли новое, ещё более оригинальное решение.

Результаты таких исследований показывают, что развитию творческих способностей учащихся способствует специально разработанная программа. Такая программа мной разработана и успешно применяется в лицее.

Конечным результатом работы учителя являются выполненные учащимися проекты. Учащиеся лицея успешно выступают с творческими проектами на предметных олимпиадах как на общешкольных этапах, так и на общегородских , региональных  и общероссийских этапах, становясь победителями  и призерами олимпиад.

         На развитие творческого потенциала учащихся положительно влияет и применяемая в лицее форма защиты творческих проектов, на которых присутствуют родители. Предварительно организуется выставка творческих проектов учащихся класса, с которой знакомятся родители, а затем начинается этап непосредственно презентации и защиты. Надо видеть  лица этих учащихся, выступающих в роли творцов. А сколько гордости и радости можно прочесть в глазах родителей!

         Но не остается в стороне от этого и учитель, ведь личное творчество учителя является искрой, зажигающей огонь детского творчества, поэтому каждый учитель обязан находиться в постоянном поиске и делиться с учениками своими достижениями. Тот, кто не учиться, не может научить учиться других.

       

Метод проектов в школе

 

        Подавляющее большинство  учителей технологии значительную часть рабочего времени проводят в ритме, заданном классно-урочной системой. Этот ритм очень удобен своей определенностью, четкостью и организованностью.  Не секрет, что единственно реальная цель учителя при этом - "пройти программу"; цель ученика, в лучшем случае, - "стать умнее", в ином - выучить то, что пригодится для экзамена, а в худшем случае - перетерпеть годы школьной учебы. Пожалуй, одна из главных причин подобного отношения состоит в том, что большинство школьников перестало мотивировать идеал "человека знающего" как продукта классно-урочного обучения. В наше время одного такого обучения оказывается явно недостаточно, и для достижения поставленных целей необходимо также использование принципиально иной (хотя и не новой) философии построения образовательного процесса. Считается, что она берет свое начало в трудах Джона Дьюи. Именно этот американский ученый сто лет назад предложил вести обучение через целесообразную деятельность ученика, с учетом его личных интересов и целей. Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни, применить для ее решения определенные знания и умения, в том числе и новые, которые еще предстоит приобрести, и получить в итоге реальный, ощутимый результат. "Представьте себе девушку, которая сшила себе платье. Если она вложила душу в свою работу, работала охотно, с любовью, самостоятельно сделала выкройку и придумала фасон платья, самостоятельно его сшила, то это и есть образец типичного проекта, в самом педагогическом смысле этого слова". Так писал в 1918 г. один из основоположников "метода проектов", последователь Джона Дьюи, профессор педагогики учительского колледжа при Колумбийском университете Уильям Херд  Килпатрик. Таким образом, в основу метода проектов была положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который достигается благодаря решению той или иной практически или теоретически значимой для ученика проблемы. Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат - опыт деятельности - станет бесценным достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.                                                                                                        

       Анализ показывает, что с точки зрения ребенка самый большой недостаток школы  происходит от невозможности для него свободно, в полной степени использовать опыт, приобретенный вне школы, в самой школе. И, наоборот, с другой стороны он оказывается неспособным применить в повседневной жизни то, чему научился в школе. Никакое число наглядных уроков, скомпонованных как наглядные уроки, не может даже в самой отдаленной степени заменить практическую, творческую работу учащихся.

На заре метода проектов

         В 1910-е гг. американский профессор Коллингс, организатор продолжительного эксперимента в одной из сельских школ штата Миссури, предложил первую в мире классификацию учебных проектов. Он выделял четыре группы учебных проектов:

"ПРОЕКТЫ ИГР" - детские занятия в игровой форме, целью которых является участие в групповой деятельности.  Это могут быть различные игры, народные танцы, драматические постановки, разного рода развлечения и т. д.

"ЭКСКУРСИОННЫЕ ПРОЕКТЫ"  предполагают целесообразное изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью.

"ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ", разрабатывая которые, дети имели целью "получить удовольствие от рассказа в самой разнообразной форме" - устной, письменной, вокальной (песня), художественной (картина), музыкальной (игра на рояле) и т. д.

"КОНСТРУКТИВНЫЕ ПРОЕКТЫ",  имеющие целью создание конкретного, полезного продукта.

         В экспериментальной школе, работавшей под руководством Коллингса исключительно по методу проектов, за первый год обучения было задумано, проработано и доведено до конца самими детьми: 58 "экскурсионных проектов", 54 "проекта игр", 92 "конструктивных проекта", 396 "повествовательных проектов". Следует заметить, что руководителем всех шестисот проектов была единственная учительница этой школы.  

        В СССР также были попытки введения проектного метода в трудовом обучении школьников. Передовые педагоги видели его преимущества в трудовом воспитании в школе, в силу того, что «Проектный метод может воспитать деятельных, энергичных, предприимчивых граждан, умеющих жертвовать личными интересами во имя общественного блага, а следовательно, и необходимых при постройке новых начал коммунистического общества".

                  Из книги проф. Е.Г. Кагарова "Метод проектов в трудовой школе" (1926)

Тем не менее, метод проектов в советской  школе не прижился по причинам:

   -  отсутствия подготовленных педагогических кадров, способных работать          

      с проектами

  -   слабой разработанности методики проектной деятельности

  -   гипертрофии "метода проектов" в ущерб другим методам обучения

  - сочетания "метода проектов" с педагогически неграмотной идеей "к Современные исследователи истории педагогики отмечают, что использование "метода проектов" в советской школе в 1920-е гг. действительно привело к недопустимому падению качества обучения.  

Поэтому Постановлением ЦКВКП(б) проектный метод трудового обучения в советской школе был осужден и с 1931 года не применялся в школе. Широкое распространение проектный метод обучения школьников получил с 1993 года, и в настоящее время является одним из основных мет одов обучения учащихся и не только в образовательной области «Технология» с той разницей, что  при методе проектов комплексную тему намечают и прорабатывают ученики, а не педагог...

 Основные требования к учебному проекту

1.      Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, причем социально-значимой проблемы - исследовательской, информационной, практической. В идеальном случае проблема ставится перед проектной группой внешним заказчиком. Например: учащиеся школы  каждое лето работают на пришкольном участке, а рыхлителей почвы не хватает, или они часто ломаются. Школа делает заказ на изготовление рыхлителей.

2.      Планирование действий по разрешению проблемы - иными словами, выполнение работы всегда начинается с проектирования самого проекта, в частности - с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой приводится перечень конкретных действий с указанием результатов, сроков и ответственных. Однако некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до конца.

3.      Исследовательская работа учащихся как обязательное условие каждого проекта. Отличительная черта проектной деятельности - поиск информации, которая затем обрабатывается, осмысливается и представляется участниками проектной группы. Для этого в нашем лицее в учебных мастерских имеются компьютеры, которые учащиеся используют для получения, обработки и использовании в проекте полученной информации.

4.      Результатом работы над проектом, т.е. его выходом, является продукт, который создается участниками проектной группы в ходе решения поставленной проблемы.

5.      Представление заказчику и (или) общественности готового продукта с обоснованием, что это наиболее эффективное средство решения поставленной проблемы. Иными словами, осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и защиты самого проекта.

    Таким образом, проект- это "пять П": проблема - проектирование (планирование) - поиск информации - продукт - презентация. Шестое "П" проекта - это его портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.

 Персональные или групповые проекты?

         Единой точки зрения на то, как должна быть организована работа над проектом - индивидуально или в группе, не существует. Система "Международный бакалавриат" допускает только персональные проекты. Напротив, одна из крупнейших современных исследователей учебных проектов Е.С. Полат (г. Москва), считает, что метод проектов эффективен лишь в сочетании с "технологией работы в группах сотрудничества". У каждой формы, групповой или индивидуальной, имеются свои преимущества и свои недостатки.

            Преимущества персональных (индивидуальных) проектов

-        план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью;

-        у учащегося формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него;

-        учащийся приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта - от рождения замысла до итоговой рефлексии.

-        формирование у учащегося важнейших обще учебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается вполне управляемым процессом.

            Недостатки персональных (индивидуальных)  проектов

-       не всегда один и тот же учащийся может выступать в роли разработчика, оформителя, автора презентации и т.д.;

-    не развиваются навыки сотрудничества при работе на всех этапах выполнения проекта;

-   не всегда можно применить более широкий спектр путей решения проблемы, идей, гипотез и т.д.

                             Преимущества групповых проектов

-        в проектной группе формируются навыки сотрудничества.

-        проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне.

-        на каждом этапе работы над проектом, как правило, есть свой ситуативный лидер: лидер-генератор идей, лидер-исследователь, лидер-оформитель продукта, лидер-режиссер презентации; каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, активно включается в работу на определенном этапе.

-        в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; элемент соревнования между ними, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.

                               Недостатки групповых проектов

-        понижается чувство ответственности за конечный результат, в надежде на то, что если что-то не успел сделать один, то это доделает другой;

-        учащийся приобретает   односторонний опыт, т.к. выполняет только ему порученный участок работы;

-        в результате приобретаемого коллективного метода работы над проектом, учащиеся тушуются перед возникающей необходимостью организации самостоятельной полноцикличной работы на какой-либо темой.

 Распределение учащихся по проектным группам

Решение этой педагогической задачи требует совмещения принципов самостоятельности учащихся в выборе темы и равной численности состава проектных групп. Оптимальная схема распределения учащихся по проектным группам может быть  3, 5, редко 7 человек, т.к. при большом количестве учащихся  группы становятся педагогически неуправляемыми.

Такие группы целесообразно сохранять от начала работы над проектом (выбор темы) и до защиты проекта.

Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся

Практико-ориентированный проект нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Форма конечного продукта при этом разнообразна - от учебного пособия для кабинета физики до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную проблему.

-        Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов. При выполнении проекта должны использоваться методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.

-        Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы. Выходом проекта часто является публикация в СМИ, в т. ч. в сети Internet.

-       Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т. п.

-        Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут себе роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений через игровые ситуации. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?

 

Классификация проектов по комплексности и характеру контактов

           По комплексности (предметно-содержательной области) можно выделить два типа проектов.

-        Монопроекты реализуются, как правило, в рамках одного учебного предмета или одной области знания, хотя могут использовать информацию из других областей знаний и деятельности. Руководителем такого проекта выступает учитель-предметник, консультантом - учитель другой дисциплины. Монопроекты могут быть, например, литературно-творческими, естественнонаучными, экологическими, языковыми (лингвистическими), культуроведческими, спортивными, историческими, географическими, музыкальными. Интеграция осуществляется лишь на этапе подготовки продукта и презентации: например, компьютерная верстка литературного альманаха или музыкальное оформление спортивного праздника. Такие проекты могут проводиться (с определенными оговорками) в рамках классно-урочной системы.

-        Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания. Они требуют глубокой содержательной интеграции уже на этапе постановки проблемы. Например, проект по теме "Проблема человеческого достоинства в российском обществе XIX - XXI вв." требует одновременно исторического, литературоведческого, культурологического, психологического и социологического подходов.

По характеру контактов проекты могут быть:

-        внутриклассными

-        внутришкольными

-        региональными (в пределах одной страны)

-        международными

Последние два типа проектов могут выполняться при помощи  телекоммуникаций, поскольку требуют координации деятельности участников, их взаимодействия в сети Internet и, следовательно, задействования средств современных компьютерных технологий.

 Классификация проектов по продолжительности

-        Мини-проекты могут укладываться в один урок или часть урока.  

-        Краткосрочные проекты требуют выделения 4 - 6 уроков, которые используются для координации деятельности участников проектных групп. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации выполняется в рамках внеклассной деятельности и дома.   Работа осуществляется в группах, продолжительность - 4 урока. 1-й урок: определение состава проектных групп, выдача задания (сбор информации по своим элементам). 2-й урок: отчеты групп по собранной информации, выработка содержания проектного продукта и формы его презентации. 3-й и 4-й спаренные уроки: презентация готовых проектов, их обсуждение и оценка.

-         Итоговые проекты выполняются в группах в ходе  последней четверти Их реализация занимает  16 часов в соответствии с учебной Программой  образовательной области «Технология».  При  выполнении итогового проекта возможно сочетание классных форм работы (мастерские, лекции, лабораторный эксперимент) с внеклассными (экскурсии и экспедиции, натурные видеосъемки и др.). Все это, благодаря глубокому "погружению" в проект, делает  работу по выполнению творческого проекта оптимальной формой организации проектной работы.

            Кроме вышеперечисленной классификации творческих проектов возможны и долгосрочные (годичные) проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально.  Такие проекты могут выполнятся по сложным и значимым темам в рамках ученических научных обществ. Весь цикл реализации годичного проекта - от определения темы до презентации (защиты) - выполняется во внеурочное время.

 Оформление проектной папки.

В состав проектной папки (портфолио проекта) входят:

-    выбор темы проекта с формулированием и анализом проблемы;

-    поиск альтернативных вариантов;

- таблица морфологического анализа материала, конструкции или конструктивных элементов, способов сборки и соединения;

-    анализ проблем  и требования к проектированию изделия;

- графические документы (эскизы, технические рисунки, чертежи, электрические схемы);

-    анализ возможностей оборудования, наличия инструментария, материала;

-    технологическая документация на выполнение проекта;

-    экономическое обоснование проекта;

-    оценка изделия;

-    материал по защите творческого проекта и презентации;

-    рекламный проспект изделия.

Презентация и защита творческого проекта

Презентации учебных проектов могут быть проведены в виде:

-        научного доклада с мультимедийной поддержкой;

-       демонстрации видеофильма/продукта, (выполненного на основе информационных технологий;

-        научной конференции;

-        деловой игры;

-        защиты на Ученом Совете;

Для  представления проектов по другим предметам можно применять другие различные формы презентации в виде:

-        диалога исторических или литературных персонажей

-        игры с залом

-        иллюстрированного сопоставления фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций

-        инсценировки реального или вымышленного исторического события

-        отчета исследовательской экспедиции

-        пресс-конференции

-        путешествия

-        рекламы

-        ролевой игры

-        соревнования

-        спектакля

-        спортивной игры

-        театрализации (воплощения в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа)

-        телепередачи

Система оценки проектных работ

Для выработки системы оценки проектных работ предварительно требуется ответить на следующие вопросы:

-        Будут ли включаться самооценки участников проектных групп в общую оценку проекта?

-        Предполагается ли присуждение мест (I, II, III) или номинаций (за лучшее исследование, за лучшую презентацию и т. д.)?

-        Как будет происходить оценка проектов?

         Критерии оценки должны быть выбраны, исходя из оптимальности их числа (не более 7 - 10) и доступности для учащихся каждого ДЦ возраста. Оцениваться должна не столько презентация, сколько качество проекта в целом. Очевидно, что критерии должны быть известны всем проектантам задолго до защиты. Ниже приведены примеры критериев

-        Самостоятельность работы над проектом

-        Актуальность и значимость темы

-        Глубина исследования проблемы

-        Качество выполнения продукта

-        Полнота раскрытия темы

-        Оригинальность решения проблемы

-        Артистизм и выразительность выступления

-        Раскрытие содержания проекта на презентации

-        Использование средств наглядности, технических средств

-        Ответы на вопросы

-        Убедительность презентации

  

Проектная деятельность: роль учителя

Работа по методу проектов требует от учителя не столько преподавания, сколько создания условий для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике. В определенном смысле, учитель перестает быть "предметником", а становится педагогом широкого профиля. Для этого он как руководитель проекта должен обладать высоким уровнем культуры и некоторыми творческими способностями. Ему предстоит стать генератором развития у ребенка познавательных интересов и творческого потенциала.  

Организуя творческую деятельность учащихся в процессе выполнения ими проектов, учитель обязательно должен учитывать, что:

    а) работа над творческим  заданием должна быть логическим продолжением процесса углубленного овладения учебным материалом;

    б)  информация, усваиваемая при разработке проекта, может быть понятна, если она опирается на ранее усвоенный программный материал;

    в)  темы учебных проектов должны иметь явно выраженную практическую направленность и социальную значимость и вызывать у школьников положительные эмоции.

         Наиболее сложным для педагога является вопрос о степени самостоятельности учащихся, работающих над проектом. Какие задачи, возникшие перед проектной группой, должен решать учитель, какие — сами учащиеся, а какие разрешимы через их сотрудничество? Очевидно, что степень самостоятельности зависит от множества факторов:

возрастных и индивидуальных особенностей детей, их предыдущего опыта проектной деятельности, сложности темы проекта, характера отношений в группе и др. Проблема в том, чтобы подобрать такие виды и продукты проектной деятельности, которые были бы адекватны возрасту участников проекта. Так, в начальной школе это может быть рисунок или композиция, выполненная руками детей и т. п. Не менее важно, чтобы тема проекта не навязывалась взрослыми. В крайнем случае допустим выбор одной из предложенных руководителем тем. Еще лучше, если к поиску темы подключаются родители или школа в виде заказа для выполнения проекта. Планирование, реализация и оценка проектов также должны осуществляться в первую очередь самими детьми. Не стоит забывать, что ученик подавляющую часть своего времени загружен традиционным классно-урочным обучением и обречен играть лишь одну роль - исполнителя.

 

 

 

 

 

 

 

Проектная деятельность как

современная образовательная технология

 

В XXI веке возникает потребность формирования у человека понимания необходимости учиться в течение всей жизни, а также применять новые знания в собственной практической деятельности.

Актуальными становятся задачи воспитания личности, способной адаптироваться в условиях постоянно меняющегося мира и находить решения в любых жизненных и профессиональных ситуациях.

Современная школа диктует необходимость такой организации образовательного процесса, где ведущей целью становится развитие способностей и познавательных интересов школьников, научить каждого ребенка мыслить, самостоятельно добывать новые знания, формировать у него потребность в самоопределении.

Наряду с образовательной областью «Технология», дисциплины социально-гуманитарного и естественнонаучного циклов также ориентированы на формирование компетентностей: гражданской, информационной, коммуникативной и т. д. Они в значительной степени носят прикладной характер, тесно связаны с окружающей жизнью и будущей профессиональной или общественной жизнью школьников. Для данных предметов вопрос о том, как их изучать, имеет не меньшую, а нередко и большую значимость, чем вопрос о том, что изучать в рамках данных курсов.

Преподавание названных дисциплин не только допускает, но и предполагает введение метода проектов как в классно-урочную, так и во внеклассную деятельность учащихся.

Проектная исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Об этом же говорилось еще и на заседании Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 13 сентября 2007 года по определению подходов к формированию современной модели образования, отвечающей задачам концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года. Цитирую: «… Важнейшим компонентом новой модели школьного образования является ее ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты. В практике деятельности инновационных образовательных учреждений такой подход принято называть компетентностным. Речь идет об овладении обучающимися умениями коммуникации, анализа, понимания, принятия решений. При таком подходе существенно меняется роль и задачи изучения дисциплин социально-гуманитарного и естественнонаучного циклов, возрастает значимость учебных курсов с элементами освоения технологий. В них будут активно использоваться проектные методы, вовлекающие школьников в практическую деятельность». Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Таким образом, проектная исследовательская деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике. И это не случайно. Ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников.

Данная педагогическая технология требует от учителя не столько объяснения нового материала, сколько создания условий для расширения познавательных интересов детей, именно поэтому учитель – руководитель проекта – должен обладать высоким уровнем общей культуры, творческими способностями, развитой фантазией, быть генератором идей, инициатором воплощений. Авторитет учителя базируется теперь на способности быть лидером интересных начинаний, впереди оказывается тот, кто провоцирует самостоятельную активность учащихся, кто бросает вызов их сообразительности и изобретательности. В определенном смысле учитель перестает быть «предметником», а становится педагогом широкого профиля. Таким образом, учебный проект для него – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, то есть целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

Проектной деятельностью возможно овладевать целенаправленно, в процессе специально организованного обучения. Но, как показал анализ научно-методической литературы, обучение проектированию в настоящее время является прерогативой средних и профессиональных высших учебных заведений инженерной направленности. Остальные звенья образовательного процесса в этом не задействованы. В то же время обучение проектированию, проектное образование есть способ формирования проектного способа взаимодействия с миром, снимающего противоречия технологического этапа современного общественного развития в целом и образования в частности.

Реформирование содержания школьного образования открывает широкие горизонты для реализации вышеназванного подхода. Проектная деятельность человека вырабатывается в процессе выполнения учебных творческих проектов.

В современный учебный процесс внедряются новые методы обучения, которые возрождают достижения экспериментальной педагогики прошедшего столетия и построены на принципе саморазвития, активности личности. В первую очередь к такому методу относят проектное обучение. Проектное обучение помогает сформировать так называемый проектировочный стиль мышления, который соединяет в единую систему теоретические и практические составляющие деятельности человека, позволяет раскрыть, развить, реализовать творческий потенциал личности. Но, несмотря на все плюсы данного метода, в современной школе он не очень распространен. Его только начинают вводить в учебный процесс и, как правило, используют на факультативных занятиях либо в экспериментальных классах.

В основе метода проектов как личностно-ориентированной педагогической технологии лежит признание уникальной сущности каждого ученика и его индивидуальности. Роль учителя в этом случае заключается в организации соответствующей образовательной среды, обучаясь в которой ученик опирается на личностный потенциал и соответствующую технологию обучения. Метод проектов определяется как совместная деятельность ученика и учителя, которая направлена на индивидуальную самореализацию ученика и развитие его личностных качеств в ходе выполнения проекта.

У учащихся вырабатывается и закрепляется привычка к анализу потребительских, экономических, экологических и технологических ситуаций, способность оценивать идеи, исходя из реальных потребностей и материальных возможностей, выбирать наиболее технологичный, экономичный, отвечающий требованиям дизайна, способ изготовления объекта проектной деятельности.

В результате проектной деятельности полнее обеспечиваются современные требования к развитию личности обучающихся, учитываются их индивидуальные интересы и способности. Система обучения учащихся остаётся «открытой», в неё могут добавляться те или иные дидактические приёмы, методы обучения, учитывающие различные факторы и условия целостного решения технологической проблемы, так как наибольшей эффективностью обладают различные их сочетания.

Проектная культура как часть общей культуры – культуры созидательной, преобразующей деятельности – становится стилем мышления учащихся, а непосредственное их участие в реализации проектов под руководством учителя позволяет сформировывать у них целостные представления о понимании взаимосвязи созидательного труда и роли человека в нём. Выполняя творческие проекты, основанные на личностно-ориентированной технологии, учащиеся лучше и быстрее овладевают основами проектирования, технологии, коммуникации и рефлексии, что показывают результаты исследований.

Теория и практика метода проектов как личностно-ориентированной педагогической технологии показывает, что творческая деятельность учащихся, обеспечивая целостность педагогического процесса, позволяет в единстве осуществлять развитие, обучение и воспитание школьников.

В основе личностно-ориентированной технологии при выполнении метода проектов лежит признание уникальной сущности каждого ученика и его индивидуальности. Роль учителя в этом случае заключается в организации соответствующей образовательной среды, обучаясь в которой ученик опирается на личностный потенциал и соответствующую технологию обучения. Метод реализуется как совместная деятельность ученика и учителя, которая направлена на индивидуальную самореализацию ученика и развитие его личностных качеств в ходе выполнения проекта.

Мир, в котором мы живем, постоянно меняется, и скорость этих перемен неуклонно растет. Чтобы не только выжить, но и добиться процветания в таком мире,  школам приходится постоянно обновлять и совершенствовать свои образовательные продукты и услуги. Проекты – это эффективное средство, с помощью которого воплощаются в жизнь любые задумки и инновации.

Большие перемены = Больше инноваций = Больше проектов.

Заключение

Школа будущего - школа проектов?

Понятие "проект" вброшено в российскую педагогику и еще не осмыслено до конца. Но уже ясно: проект многогранен. Кроме того, проект эффективен. Проект перспективен. Проект неисчерпаем! Подведем некоторые итоги, что же такое проект?

Проект - это метод обучения, который может быть использован в изучении любого предмета, может применяться на уроках и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Проект дает столь необходимый школьникам опыт деятельности, и поэтому он незаменим.

Проектирование - это содержание обучения. Оно может быть частью учебного предмета "Технология", а может стать и отдельным учебным предметом. Самые современные области человеческой деятельности(например, дизайн и РР) основаны на проектировании, которым занимаются уже не столько технологи, сколько имиджмейкеры и маркетологи. Поэтому проектирование может лечь в основу профильных спецкурсов. Проект - это форма организации учебного процесса. Полноценный проект "не вписывается" в уроки. Природы проекта и урока - принципиально различны, и проектная деятельность может стать альтернативой классно-урочному обучению. Будущее школы - в балансе альтернатив.

Проект - это особая философия образования: философия цели и деятельности, результатов и достижений, - далекая от формирования чисто теоретической образованности. Она была отторгнута советской школой, славной качеством знаний. Она принята школой сегодняшнего дня, потому что позволяет органично соединить несоединимое - ценностно-смысловые основы культуры и процесс деятельной социализации.

Список литературы

1. Авдеев, В. В. Управление персоналом: технология формирования команды [Текст] / В. В. Авдеев. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 543 с.

2. Агаханянц, П. Ф. Разработка проектов и управление проектным циклом на основе логической матрицы [Текст] / П. Ф. Агаханянц, О. И. Сергиенко: пособие. – СПб.: Менделеев, 2002. – 121 с.

3. Анализ потребностей и разработка проектного предложения. Глоссарий терминов и предложений: Приложение к пособию управлению проектным циклом [Текст] / Программы Европейского Союза для Российской Федерации «Укрепление возможностей сети региональных бюро поддержки программы Тасис в РФ» EUROPEAID/114754/D/SV/RU. – М.: Изд-во Европейской комиссии, 2005. – 19 с.

4. Арнаутов, В. В. Проектирование учебно-научно-педагогического комплекса как инновационной образовательной системы. Методологический аспект [Текст] / В. В. Арнаутов, А. М. Саранов, Н. К. Сергеев: Волгогр. гос. пед. ун-т. Михайлов. фил. ВГПУ, Михайлов. пед. колледж. – Волгоград: Перемена, 2001. – 173 с.

                                                    Литература по теме

Бычков А. В. Метод проектов в современной школе. - М., 2000.

Веселова В. В. Американская школа: ценности образования (1960 - 1990-е гг.). - М., 1999. Выписка из Образовательной программы Московского Культурологического лицея № 1310.

Версии 1999/2000, 2000/2001, 2001/2002, 2002/2003 учебных годов.

Гузеев В.В. "Метод проектов" как частный случай интегральной технологии обучения // "Директор школы", -1995.-№6.

Гузеев В. В. Развитие образовательной технологии М., 1998.

Дьюи Дж. Демократия и образование. -М.,2000.

ДьюиДж. Школа и общество. -М.,1925.

К вопросу о методе проектов // "На путях к новой школе", 1930. - № 7. КачаровЕ.Г. Метод проектов в трудовой школе. - Л., 1926.

Килпатрик У.Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. -Л.,1925.

Килпатрик У.Х. Основы метода. -М.-Л., 1928.

Коллингс. Опыт работы американской школы по методу проектов. - М., 1926. Кронгауз В.Л., Пылаева Т.Ю. Учителю к 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина. - М., 1998.

Левин. Новые пути школьной работы (метод проектов). - М., 1925.

Мельников В.Е., Миг/нов В.А.,

Петряков П.А. Метод проектов в преподавании образовательной области "Технология". - Вел. Новгород, 2000.

Лицейское и гимназическое образование, 2002. - № 9.

Метод проектов в технологическом образовании школьников. - СПб,2001.

На путях к методу проектов // Под ред. Б.В. Игнатьева, М.В. Крупениной. - М., 1930.

Негосударственные образовательные учреждения Москвы. (Опыт, проблемы, поиск). - М., 2002. - Вып. 6

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования.// Под ред. Е.С. Полат. - М., 2000.

Переверзев Л. Проектный подход и требования к учителю //" Школа и производство", 2002. - №1. - С.14- 16.

Петрова В. Метод проектов. - М.,1929.

Полат Е.С. Как рождается проект. - М.,1995.

Полат Е.С. Технология телекоммуникационных проектов // "Наука и школа", 1997. - № 4.

Попова Н. И. Метод проектов и школа жизни. - М., 1926.

Проектная и исследовательская деятельность учащихся в образовательной среде негосударственного образовательного учреждения. - М., 2001.

Проекты как способ организации детской жизни. - Ханты-Мансийск, 2002.

Проектная работа учащихся. Специальное приложение к журналу "Лицейское и гимназическое образование".

(Серия постеров "Мастер-класс. Открытый урок"), 2002. - № 9.

Развитие детского творчества через технологические проекты.

Сб. проектов для 5 - 6 кл. - Н. Новгород, 2000.

Сборник научных проектов учащихся и учителей школы. - Якутск, 2001.

Современная гимназия: взгляд теоретика и практика // Под ред. Е.С. Полат. - М., 2000.

Трояновский Н., ТюрбертС. Что такое проект-метод // "Вестник просвещения", 1925. -№11.

ТюрбертС. Метод проектов. - М.,1925.

Чечель И.Д. Метод проекта или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула// "Директор школы", 1998. - № 3.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ»

Образовательная  область  «Технология»,  введенная    в  Базисный  учебный  план  общеобразовательных  учреждений  в  1993  году,...

курсовая работа "Метод проектов на уроках иностранного языка"

Данная курсовая работа может быть использована учителем английского языка на сврих уроках и студентом-практикантом на практике....

Подготовка учащихся ОУ к осознанному выбору предмета «Технология» в качестве предмета для государственной итоговой аттестации».Проекты в образовательной области "Технология".

Выбор проекта  в качестве ГИА  в 9 классах.  Творческое проектирование. Критерии оценки проектов. Методы контроля. Защита проектов....

МЕТОД ПРОЕКТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ»

Метод  проектов  (в  пер.  с  грч.  «путь  исследования») – это  система  обучения,  гибкая  модель  организации  учебного  процес...

Метод проектов в образовательной области "Технология"

Метод проектов в образовательной области "Технология" - презентация к отчёту по теме самообразования (выступление на педсовете)...

Применение метода проекта в образовательной области "Искусство и черчение".

Применение метода проекта в образовательной области "Искусство и черчение" представлено в виде работы над планом парка культуры и отдыха....

Доклад «ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ»

Выступление на ШМО учителей технологии, музыки и ИЗО...