Программа по вязанию крючком 5 лет обучения
рабочая программа по технологии (5 класс) по теме

Бобылева  Наталья Владимировна

Программа дополнительно образования по вязанию крючком расчитана на 5 лет обучения предназначена как для школы так и для дополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vyazanie_5_let_obucheniya.doc320.5 КБ

Предварительный просмотр:

                     

                                                                                               Н. В. Сафронова

Столбик за столбиком

Тяжинский 2012

Содержание

     Пояснительная  записка………………………………………………………3

Учебно – тематический план 1 год обучения………………………………14

Программное содержание 1 –го года обучения……………………………18

Учебно – тематический план 2 год обучения………………………………21

Программное содержание 2 –го год обучения……………………………..23

Учебно – тематический план 3 год обучения………………………………26

Программное содержание 3 –го года обучения……………………………28

Учебно – тематический план 4 – го года обучения………………………...30

      Программное содержание 4 – го года обучения…………………………...32

Учебно – тематический план 5 – го года обучения………………………..34

Программное содержание 5  – го года обучения…………………………..36

Методическое обеспечение………………………………………………….39

Список литературы   ………………………………………………………...41

 Приложения………………………………………………………………….43

Приложение №1 «Немного из истории вязания»..…………………………43

 Приложение №2  «Инструктаж по технике безопасности и правила

                                   поведения при работе с крючком»………………………46

     Приложение №3  «Зарядка для вязальщиц».……………………………….47

      Приложение №4 «Терминология».…………………………………………49

Приложение №5 «План воспитательной работы творческого

                                 объединения…………………………………………….52

                     

                                           

Пояснительная записка

    Программа дополнительного образования «Столбик за столбиком» является художественно – эстетической, по функциональному предназначению – прикладной, по форме организации – групповой, по времени организации рассчитана на 5 лет обучения, носит практико – ориентированный характер и направлена на овладение обучающимися основными приёмами вязания крючком.

       Новизна.   Вязание -  один из самых распространённых видов декоративного искусства. Это не просто изготовление трикотажа, это приятный досуг, уют, тепло и красота. Вязание крючком известно очень давно. Пройдя через века, оно стало одним из самых любимых занятий рукодельниц всего мира. Множество красивых, полезных, необходимых в повседневной жизни вещей можно изготовить, умея вязать. С помощью вязания можно буквально одеться с головы до ног и совершенно изменить облик своего дома. Пряжа и крючок способны поистине  творить чудеса, превращая старые вещи в новые или обновляя изделия, делая их более модными. В нашу эпоху всеобщей «мобильности» вязание не обошло стороной новую нишу моды: огромный выбор чехольчиков для мобильных телефонов осуществит мечту самой капризной маленькой  модницы. Мода на украшения, сувениры, вывязанные крючком, стремительно растёт.

В связи с быстрым ростом объёма знаний, увеличением количества часов,  дисциплин гуманитарного и естественнонаучного цикла и снижением познавательной, преобразующей предметно – практической деятельности учащихся возникает потребность в создании дополнительных образовательных программ декоративно – прикладного творчества.  Такие программы способствуют развитию интереса к культуре своей Родины, истокам народного творчества. В общеобразовательной школе на уроках технологии учащихся среднего звена знакомят с азами декоративно – прикладного искусства, но это недостаточно, чтобы полностью удовлетворить запросы родителей и обучающихся. Поэтому для наиболее заинтересованных детей младшего возраста было создано в Центре дополнительного образования творческое объединение «Волшебство крючка»,  где занимаются обучающиеся начального звена, так как у детей этого возраста хорошо развита механическая память, произвольное внимание, наглядно – образное мышление, мелкая моторика рук.

   Актуальность. В настоящее время становится насущной проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций народа. Декоративно – прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности. Оно содержит в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия, так как донесло до сегодняшнего дня практически в неискажённом виде характер духовно – художественного  постижения мира. В связи с этим программа «Столбик за столбиком» весьма актуальна, поскольку современная ситуация в стране предъявляет системе дополнительного образования социальный заказ на формирование целостной личности, обладающей широким кругозором, запасом необходимых прежде всего творческих, бытовых, семейных, гражданских, ориентиров, без которых невозможно органическое существование человека в окружающем мире.

Педагогическая целесообразность   данной программы заключается в том, что она отвечает потребности общества в формировании компетентной, творческой личности. Освоение детьми основных разделов программы способствует развитию таких качеств как воображение, аккуратность, настойчивость, терпение; формирование эстетического вкуса, культуры одежды, бытовой культуры.
    Знакомство детей в процессе обучения с основными видами декоративно-прикладного и народного искусства – огромного мира духовного опыта народа, художественные идеи которого неотъемлемая часть культуры      Отечества – позволяет воспитывать в них определённую культуру восприятия материального мира, развивать творческие качества личности, обеспечивающие готовность наследовать духовные ценности народного искусства, быть готовыми вести диалог культур разных эпох и народов мира.

Цель  программы: создание условий для самореализации воспитанника  в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности. 

В процессе достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Образовательные:

-  научить четко, выполнять основные приемы вязания;

    - сформировать технические навыки и приемы в выполнении вязаных

       изделий;

    - обучить свободному пользованию схемами из журналов по вязанию;

    -  обучить экономному отношению к используемым материалам;

    -   научить применять полученные знания на практике.

  1. Воспитательные:

-  прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного

   творчества, эстетическое отношение к действительности;

    -  воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение,   умение

       довести начатое дело до конца;

- формировать культуру взаимоотношений.

  1. Развивающие:

- развивать творческие способности;

         - развивать фантазию, эстетический и художественный вкус.

Отличительные особенности программы

        Отличительной особенностью от уже существующих программ является то, что  на основе минимальных полученных знаний воспитанники включаются в творческую деятельность и уже имеют возможность самостоятельно в творческом процессе изготавливать маленькие сувениры и игрушки, простые вязаные изделия.    

        Предложенная программа построена в соответствии с законом РФ «Об образовании», примерными  требованиями к программам дополнительного образования детей (письмо от 11.12.2006 № 06-1844), в соответствии с нормами СанПина и на основе уже существующих материалов педагога дополнительного образования Грызловой Е. Н. Беловского района.

     Программа «Столбик за столбиком» предназначена для воспитанников младшего возраста, интересующихся декоративно – прикладным искусством. Данный курс обучения направлен на обеспечение дополнительной теоретической подготовки по вязанию крючком и нацелен на развитие творческих способностей детей средствами вязания.

        Структура программы состоит из следующих разделов по годам обучения:

1 год обучения

1 раздел

Вводное занятие

2 раздел

Из истории вязания

3 раздел

Инструменты и материалы

4 раздел

Основные приёмы и элементы вязания крючком

5 раздел

Геометрические фигуры. Изготовление сувениров, игрушек на основе геометрических фигур

6 раздел

Игрушки – сувениры

7 раздел

Выставочная деятельность

2 год обучения

1 раздел

Введение в курс программы 2-го года обучения

2 раздел

Украшения, сувениры и предметы интерьера

3 раздел

Изготовление игрушек по выкройке

4 раздел

Изготовление изделий

5 раздел

Выставочная деятельность

3 год обучения

1 раздел

Введение в курс программы 3-го года обучения

2 раздел

Разработка творческих проектов

3 раздел

Сумки. Рюкзаки

4 раздел

Вязание изделий по выбору воспитанников

5 раздел

Сувениры

6 раздел

Одежда для кукол по выбору воспитанников

7 раздел

Выставочная деятельность

4 год обучения

1 раздел

Введение в курс программы 4-го года обучения.

2 раздел

Декоративная диванная подушка.

3 раздел

Игрушки

4 раздел

Сувениры – игрушки

5 раздел

Вывязывание «Пончо» жилета из фрагментов

6 раздел

Вывязывание ажурной юбки

7 раздел

Выставочная деятельность

5 год обучения

1 раздел

Введение в курс программы 5-го года обучения.

2 раздел

Вязание декоративного коврика

3 раздел

Жилетка

4 раздел

Вязание летнего топа

5 раздел

Вязание по выбору воспитанников

6 раздел

Летний берет

7 раздел

Косынка

8 раздел

Выставочная деятельность

Тематика разделов программы «Столбик за столбиком» усложняется по годам обучения и соответствует возрастным особенностям воспитанников.

Программа опирается на определённые научные принципы:

  1.  гуманизации;
  2.  демократизации;
  3.  дифференциации и индивидуализации;
  4.  развития.

В обучении используются разнообразные методы: объяснительно – иллюстративный,  рассказ, беседа, работа с журналами и со схемами, демонстрация, практические  упражнения.        

Формы и режим занятий

Набор детей в творческое объединение осуществляется по желанию детей в начале учебного года. Группы комплектуются по возрасту в соответствии с нормами СанПина.

Учебные занятия проходят 2 раза в неделю по 2 часа на первом, втором и третьем году обучения, общее количество часов в год - 144.  Занятия в группе  четвертого и пятого года обучения проходят по 2 и 3 часа, с общим количеством в 180 часов в год. Обучения  по программе предполагает групповые, фронтальные формы занятий. Занятия в объединении организованы в систему, в основе которой  лежат два вида деятельности воспитанников: это творческая практика и изучение теории. С детьми также  проводятся беседы, встречи с интересными народными умельцами, посещение музеев, выставок. При проведении занятий учитывается: уровень знаний, умений и навыков воспитанников, самостоятельность ребенка, его активность, его индивидуальные особенности, особенности памяти, мышления и познавательные интересы.

Возраст воспитанников и срок реализации программы

Данная программа рассчитана на 5 лет обучения для детей младшего и среднего  школьного возраста:

   

  1. 1 год обучения – 7 -8 лет;
  2. 2 год обучения – 8 - 9 лет;
  3. 3 год обучения – 9-10 лет.
  4. 4 год обучения – 10 -11 лет
  5. 5 год обучения – 11- 12 лет

Максимальная наполняемость одной группы 8-10 детей,  в течение занятий происходит смена видов деятельности и предусмотрены перерывы.

Ожидаемые результаты

К концу 1-го года обучения дети получают

 Знания:

  1. техники безопасности при вязании  крючком;
  2. основных приемов вязания крючком и техники выполнения игрушек разной формы;
  3. условных обозначений;
  4. основ цветоведения;
  5. основ материаловедения: классификацию и свойства волокон.

Умения:

  1. свободно пользоваться схемами по вязанию;
  2. гармонично сочетать цвета при выполнении поделок;
  3. различать нитки из натуральных и химических волокон, шерстяных и х/б;
  4. выполнять геометрические фигуры, различные игрушки и сувениры.

Приобретают  навыки:

  1. четкого выполнения основных приемов вязания;
  2. выполнения игрушки любой сложности и создания своих на основе полученных знаний, используя творчество и фантазию «стильно» оформить ее (игрушку).

В  2-ой  года обучения

Знания:

  1. способов вязания мелких деталей (сувениров и украшений к одежде);
  2. разных способов вязания салфеток;
  3. порядка и расчета петель в вязании изделий (шапка, шарф, носки, варежки, тапочки).

Умения:

  1. сопоставлять, сравнивать, анализировать и творчески подходить к выполнению работы;
  2. вязать по схемам и пользоваться журналами по вязанию;
  3. создавать своими руками красивые и полезные вещи.

Приобретают  навыки:

  1. умения изготавливать подарочные изделия;
  2. умения вязать изделия «на себя» (шарфы, шапки, варежки, носки);
  3. умения коллективно работать и создавать коллективные работы.

3-й  год обучения дети получают

Знания:

  1. особенности построения чертежа для  вязаного изделия;
  2. технологию выполнения вязаных изделий разного покроя.

Умения:

  1. правильно снимать мерки;
  2. подготавливать образцы вязания для расчета петель;
  3. последовательно выполнять каждое изделие;

  1. самостоятельно выбирать фасон, узор, производить расчет петель;
  2. применять полученные знания на практике;
  3. связать  стильную одежду для куклы.

Приобретают навыки:

  1. умения строить чертеж-выкройку, моделировать;
  2. умения самостоятельно разрабатывать и создавать творческие проекты с использованием знаний, умений и навыков, полученных за период обучения;
  3.  использовать полученные знания в процессе жизнедеятельности;
  4. заниматься самовоспитанием и стремиться к достижению нравственного совершенства.

4-ый  год обучения

 Знания:

  1. самостоятельно изготовить различные предметы интерьера;
  2. свободно  работать со схемами по вязанию.

  Умения:

  1. правильно рассчитывать петли;
  2. подобрать нужную модель для себя;
  3.  в разработке творческих идей и выполнении дизайна одежды, с учётом современных направлений в моде;
  4. вывязывания  крючком различных орнаментов.

  Приобретают навыки:

  1.  по разработке, изготовлению и показу коллекции одежды
  2. предвидеть результаты своей  работы, самостоятельность в преодолении трудностей;
  3. самостоятельной трудовой деятельности с источниками информации, инструментами, технологиями.

К концу 5-го года обучения дети получают

 Знания:

  1. самостоятельно изготовить для себя одежду;
  2.  составления узора или орнамента при вязании крючком;
  3. основные термины при вязании крючком.

       Умения:

  1. конструировать  и  моделировать  изделия;
  2. оценивать  результаты своего действия;
  3. самостоятельно воплощать  задуманное  до конечного результата.

   Приобретают навыки:

  1. вязание и составление орнамента;
  2. устойчивого  стремления к достижению результата, целеустремленность, аккуратность, ответственность за выполнение начатого дела.

Формы подведения итогов реализации программы

Виды и формы контроля ЗУН воспитанников

  1. Входной контроль – собеседование, анкетирование.
  2. Текущий контроль – проверка усвоения и оценка результатов каждого занятия. Беседы в форме «вопрос – ответ», самостоятельная работа, беседы с элементами викторины, конкурсные программы, контрольные задания, тестирование.
  3. Периодический – проверяет степень усвоения материала за длительный период:  четверть, полугодие или материал по разделу.
  4. Итоговый (проводится накануне перевода на следующую ступень обучения) – основная форма подведения итогов обучения: участие в районных, областных и Всероссийских выставках, а так же зачетная работа по заданной теме или по выбору, защита творческих проектов

  Способы организации контроля:

- индивидуальный;

-фронтальный;

 - групповой.

     

Учебно – тематический план 1-го года  обучения


п\п

Название раздела, темы

        Количество часов

Форма контроля

Всего

Теория

Практика

  1

 

Вводное занятие

Цели и задачи на учебный год. Знакомство детей. Техника безопасности. Игры на знакомство. Экскурсия по творческим объединениям МОУ ДОД «ЦДО»

   2

   

    1

   

       1

     

2

Из истории вязания: исторические сведения о том, как появилось вязание крючком. Просмотр иллюстраций, журналов, наглядных пособий, схем.

2

1

1

 3

Инструменты и материалы:

- виды ниток используемых при вязании;

- подбор инструментов и материалов;

- знакомство с цветовым кругом;

- правильность организации рабочего места.

  4

   1

       3

 

Итоговое занятие

2

         

        2

Устный опрос

  4

Основные приёмы и элементы вязания крючком:

-  воздушная петля;

-  столбик без накида;

-  столбик с накидом;

-  соединительный столбик;

-  полустолбик с накидом;

-  столбик с двумя накидами;

- три и более столбика,

   провязанных вместе;

- рачий шаг;

- рельефный столбик;

- узелок;

- бугорок;

- бахрома;

- пышный столбик;

- полуколечко;

- колечко;

- листик.

Условные обозначения,  

схемы вязания.

   38


   

    10


     

        28


       

         

Итоговое занятие

     2

      1

         1

Работа по карточкам

  5

Геометрические фигуры. Изготовление сувениров, игрушек на основе геометрических фигур:

- Геометрическая фигура – круг. Вывязывание круга. Изготовление прихватки в виде круга.

- Геометрическая фигура – квадрат. Вывязывание квадрата.  Изготовление прихватки в виде квадрата.

- Геометрическая фигура треугольник. Вывязывание треугольника.

- Изготовление закладки для книг.

- Изготовление салфетки.

- Изготовление игольницы – грибы.

- Изготовление сердечка.

- Изготовление чехла для сотового телефона.

    42
























8

























34

























Итоговое занятие

2

2

Мини – выставка

  6

Игрушки – сувениры 

1. Изготовление игрушек:

    – «Клоун»;

    - «Тигрёнок»;

    - изготовление розочек с

      листочками;

    - сувенир –  кошелёк;

    - «игрушка моей мечты»;

    -игрушка – «Ёжик».

2. Работа по журналам,

    книгами со схемами

    вязания.

    40

9









31









Итоговое занятие

2

         2

   7

Выставочная деятельность:    

- районная выставка «Символ

   года»;

- районная выставка «Город

   мастеров»;

- районная выставка – ярмарка

  «Золотое ремесло».

    8

        8

                         Итого:

  144

     31

        113

           

Программное содержание 1-го года обучения

Раздел 1  

Тема: Вводное занятие - 2часа

Теоретическая часть: введение в курс программы. Цели и задачи на учебный год. Знакомство детей. Игры на знакомство. Техника безопасности.

Практическая часть: экскурсия по творческим объединениям МОУ ДОД «ЦДО». Заполнение данных о детях, анкетирование.

Раздел 2

Тема:    Из истории вязания - 2часа

Теоретическая часть: исторические сведения о том, как появилось вязание крючком.

Практическая часть: просмотр иллюстраций, журналов, наглядных пособий, схем. Обучение работе по схемам, словесные методы, практическая работа.

Раздел 3

Тема:    Инструменты и материалы -  4часа

Теоретическая часть:  виды ниток, используемых при вязании;

номера крючков и пряжи, подбор инструментов и материалов; знакомство с цветовым кругом; правильность организации рабочего места.

Практическая часть: зарисовки видов нитей, просмотр вариантов пряжи, зарисовка строения крючка, подбор материалов и инструментов.

Тема:   Итоговое занятие – 2 час

Практическая часть: устный опрос

Раздел 4

Тема:  Основные приёмы вязания крючком – 38 часов

Теоретическая часть: понятия «рабочая нить», «клубок», «моток», «цепочка из воздушных петель»; положение крючка при работе, основные приёмы вязания крючком: цепочка из воздушных петель, вязание за переднюю стенку петли, за заднюю стенку петли, за две стенки одновременно, отличительные особенности таких видов  вязания; соединительный столбик; столбик без накида, столбик с накидом, полустолбик с накидом, столбик с двумя накидами, столбик с одним или несколькими накидами, пышный столбик. Условные обозначения. Схемы вязания.  

Практическая часть: запись условных обозначений,  зарисовка схем, выполнение основных приёмов вязания крючком: цепочка из воздушных петель, соединительный столбик; столбик без накида, столбик с накидом, полустолбик с накидом, столбик с двумя накидами, столбик с одним или несколькими накидами, пышный столбик.

Тема:   Итоговое занятие -  2часа

Практическая часть:  работа по карточкам схемам.

Раздел 5

Тема:   Геометрические фигуры. Изготовление сувениров, игрушек на основе геометрических фигур -  42 часа

Теоретическая  часть: квадрат, треугольник, круг, правила вывязывания геометрических фигур. Сувениры, их практическое назначение.

Практическая часть:

- вывязывание квадрата. Правило прибавления нужного количества столбиков и воздушных петель;

- изготовление треугольника. Правило вывязывания треугольника, прибавление нужного количества столбиков и воздушных петель;

- вывязывание полотна в виде круга. Правило вывязывания круга, прибавление нужного количества столбиков и воздушных петель;

- изготовление сувениров на основе геометрических фигур:

-прихватки,

-закладки для книг,

- салфетки.

Тема:   Итоговое занятие – 2 часа

Практическая часть: оформление мини – выставки «Мои первые творения»

Раздел 6

Тема:  Игрушки-сувениры -  40 часов

Теоретическая часть: из истории сувениров. Их  практическое назначение.

Рисование на тему: «Какую бы я хотела иметь свою вязаную игрушку».

Практическая часть: изготовление сувениров: листик,  розочки (маленькие),  большие розочки; кружочки. Работа по схемам и журналам. Изготовление игрушек-сувениров: вязаный клоун, тигрёнок, розочки, кошелёк, «игрушка моей мечты», ёжик. Работа по книгам, журналам.

Тема:  Итоговое занятие - 2часа

Практическая часть: Оформление мини – выставки  «Мои первые игрушки»

Раздел 7.

Тема:  Выставочная деятельность -  8 часов

Практическая часть:  подготовка творческих работ  и участие в районных выставках:  «Символ года»,  «Город мастеров», «Золотое ремесло».

Учебно-тематический план 2-го года обучения

                                                №

   п\п

        Название раздела,

темы

     Количество часов

Форма

контроля

  Всего

Теория

Практика

    1

   

Вводное занятие

Цели и задачи на учебный год. Знакомство детей с техника безопасности. Игры.

      2

     

     1


1


Итоговое занятие

     2

   

2

Тестирование

   2

Украшения, сувениры и предметы интерьера:

- бабочка;

- фрукты;

- повязка для волос;

- брошь;

- снеговик;

- салфетка;

- грелки на чайник различной формы.

    40

     10

       30

     

 

Итоговое занятие

    2

       

     

2

         

Работа по карточкам

   3

Изготовление игрушек по выкройке

   30

     2

      28

Итоговое занятие

    2

       

     

2

         

Мини – выставка

   4

Изготовление изделий:

- шарф;

- шапочка;

- варежки;

- тапочки;

- носки.

   54

     14        

     

     40          

         

         

   

Итоговое занятие

    2

 

     

   

      2      

     

Мини – выставка «Мои творения»

   5

Выставочная деятельность. Подготовка и участие в

- районной выставке «Символ    года»;

- районной выставке «Город    мастеров»;

- районной выставке – ярмарке   «Золотое ремесло».

    10

     


 

     


     10

       


       




   

               Итого:

    144

    27

     117 

Программное содержание 2-го  года обучения

Раздел 1  

Тема: Введение в курс программы 2 - го года обучения – 2 часов

Теоретическая часть: цели и задачи на учебный год.  Техника безопасности.

Практическая часть: повторение пройденного материала.  Работа с условными   обозначениями и схемами вязания.  

Тема: Итоговое занятие - 2 часа

Практическая часть: тестирование

Раздел 2

Тема: Украшения, сувениры и предметы интерьера – 40 часов

Теоретическая часть: введение в тему, беседа о различных украшениях, сувенирах и предметах интерьера.

Практическая часть: просмотр книг, журналов. Работа со схемами, зарисовка схем.   Изготовление   бабочек,  фруктов, повязки для волос, брошь, снеговика, салфетки, грелок на чайник различной формы. Художественное оформление.

         

Тема: Итоговое занятие - 2 часа

Практическая часть: работа по карточкам

Раздел 3

Тема: Изготовление игрушек по выкройке – 30 часов.

Теоретическая часть: рассматривание моделей игрушек и выкроек. Подбор ниток.

Практическая часть: изготовление игрушек – лошадка, обезьяна, лягушонок «Жора», черепаха, заяц. Вывязывание деталей игрушки. Правильное сшивание и оформление игрушки.

Тема:   Итоговое занятие – 2 часа

Практическая часть: оформление мини – выставки.

Раздел 4

Тема:   Изготовление изделий. Шарф, шапочка, варежки, тапочки, носки  - 54 часа

Теоретическая часть: Шарф. Из истории шарфа. Выбор узора и расчёт петель.

Шапочка – построение чертежа для шапочки, выбор узора. Два способа вывязывания колпачка шапочки: с макушки и от ободка. Убавление и прибавление столбиков. Зарисовка схемы выполнения узоров.

Варежки – чертёж, его построение. Зарисовка схемы выполнения узоров.

Тапочки – начало вязания изделия. Способы вывязывания тапочек.

Носки – два способа вязания носков. Зарисовка схем выполнения. Последовательность выполнения изделия.

Практическая часть: Шарф. Проработка узора и выполнение изделия. Вывязывание и обвязка (полустолбиками с накидом),  обвязка столбиками в направлении слева – направо, т.е. закруткой. Выполнение кистей. Отпаривание шарфа, оформление.

Шапочка. Выбор узора. Вязание образца и расчет петель. Вывязывание колпачка шапочки с макушки. Прибавление петель. Выполнение шапочки и отворота. Вязание шапочки и ее оформление.

Варежки. Выполнение узора для манжет и для основной вязки. Расчет петель. Выполнение варежки. Вывязывание резинки-манжеты. Вывязывание пальца. Вывязывание мыска, делая убавление в двух местах. Оформление, вышивка, отделка кисточками.

Тапочки. Выполнение изделия с мыска. Вывязывание длины изделия.  Обвязка тапочек и оформление вытянутыми петлями.

Носки. Вязание образца и расчет петель. Вязание резинки. Вывязывание носка с отверстием для пятки. Вывязывание пятки. Вывязывание и отделка изделий.

Тема:   Итоговое занятие – 2 часа

Практическая часть: оформление мини – выставки «Мои творения»

Раздел 5

Тема:  Выставочная деятельность -  10 часов

Практическая часть: подготовка творческих работ  и участие в районных выставках:  «Символ года»,  «Город мастеров»,  «Золотое ремесло».

                                             

  Учебно-тематический план   3-го года обучения  

 

   №

 п\п

Наименование раздела, темы

         Количество часов

Форма контроля

  Всего

 Теория

Практика

    1

Вводное занятие

Цели и задачи на учебный год. Знакомство детей с техника безопасности. Игры

2

1

1


   2

Разработка творческих проектов по изготовлению сувениров

20


4


16


Защита проектов

Итоговое занятие

2


2

Мини- выставка «Проекты»

    3

Вязание объемных изделий

- Сумки

- Рюкзаки

20

4

16

Итоговое занятие

2

2

Мини – выставка

   4

Вязание изделий по выбору воспитанников

30

4

26

Итоговое занятие

2

2

Мини – выставка «Мои игрушки»

5

Сувениры

28

2

26

6

Одежда для кукол по выбору воспитанников

26

2

24

Итоговое занятие

2

2

7

Выставочная деятельность. Участие в - районной выставке «Символ    года»;

- районной выставке «Город    мастеров»;

- районной выставке – ярмарке   «Золотое ремесло».

10


10






           Итого:

    144

      17

      127

Программное содержание 3-го года  обучения

Раздел 1  

Тема: Введение в курс программы 3-го года обучения. ТБ.  Повторение ЗУН за 2-ой год обучения  – 2 часов

Раздел 2

Тема: Разработка творческих проектов на различную тематику - 20 часов

Теоретическая часть: творческий проект. Этапы работы над проектом. Зарисовка схемы выполнения. Описание. Разработка этапов проекта.

Практическая часть: выполнение проектов, их оформление. Вязание различных предметов.

Тема: Итоговое занятие - 2 часа

Практическая часть: оформление мини – выставки проектов.

Раздел 3

Тема:  Сумки. Рюкзаки. – 20 часов

Теоретическая часть: беседа о различных вариантах сумок.

Практическая часть: работа с журналами. Выбор модели. Расчёт петель. Изготовление и оформление узора. Практическое выполнение.

Тема: Итоговое занятие - 2 часа

Практическая часть: оформление мини – выставки.

Раздел 4

Тема: Вязание изделий по выбору воспитанников 30 часов.

Теоретическая часть: рассматривание моделей игрушек и выкроек. Подбор ниток, крючков, зарисовка схем, расчет петель.

 Практическая часть: Изготовление изделий.

Тема: Итоговое занятие - 2 часа

Практическая часть: оформление мини – выставки «Мои игрушки».

Раздел 5

Тема: Сувениры – 28 часов.

Теоретическая часть: беседа о том, для чего нужны в быту сувениры. Из чего они могут быть изготовлены.

Практическая часть: работа со схемами   вязания. Вывязывание различных сувениров: маленькая бабочка, полукруг и листик, игольница «Кактус», «Луг» к 8 марта, кружева, декоративное панно, декоративная корзинка.  

Раздел 6

Тема:  Одежда для куклы. Вязание одежды по выбору воспитанников – 26   часов

Теоретическая часть: беседа о стилях в одежде: «Рустикальный стиль», «Диффузный стиль», «Бельевой стиль», «Джинсовый стиль», «Классический стиль», «Спортивный стиль», «Романтический стиль».

Практическая часть: определение размеров куклы – снятие мерок. Расчёт петель. Практическое выполнение задания. Изготовление одежды для куклы.

Тема: Итоговое занятие - 2 часа

Практическая часть: оформление мини – выставки.

Раздел 7

Тема:  Выставочная деятельность -  10 часов

Практическая часть: подготовка творческих работ  и участие в районных выставках:  «Символ года»;  «Город мастеров»,  «Золотое ремесло».

Учебно-тематический план 4-го года обучения  


п\п

Наименование раздела,

темы

Количество часов

Форма контроля

Всего

Теория

Практика

1



Вводное занятие

Цели и задачи на учебный год. Знакомство детей с техника безопасности. Игры.

2

1

1

2

Декоративные изделия

- Знакомство с различными видами диванных подушек.

-Диванная подушка.

20





2


18





3

Игрушки:

- Мишка – косолапый;

- Домовенок «Кузя»;

- Розовая слоняша;

- Игрушка «Степик»;

- Такса «Анфиса»;

- Гном;

- Сороконожка.

48

8

40

Итоговое занятие

2

2

Мини - выставка

4

Сувениры – игрушки:

- Кот – корзинка;

- Вазы;

- Змея;

- Карандаш – декоративная подвеска

40

6

34


Итоговое занятие

2

2

Работа со схемами

5

Вывязывание одежды

- «Пончо» жилет из фрагментов

- Вывязывание ажурной юбки

56



4




52



6

Выставочная деятельность Подготовка и участие в

- районной выставке «Символ    года»;

- районной выставке «Город    мастеров»;

- районной выставке – ярмарке   «Золотое ремесло».

10

10

Итого:

180

21

159

Программное содержание 4-го года обучения

Раздел 1  

Тема: Введение в курс программы 4-го года обучения. ТБ.  Повторение ЗУН за 3-ой год обучения  – 2 часов

Раздел 2

Тема: Декоративная диванная подушка  - 20 часов

Теоретическая часть: Общие понятия о видах, формах и назначении декоративных подушек. Выбор пряжи, крючка, рисунка для выполнения декоративной подушки. Определение размера.

Практическая часть: Вязание  декоративной, диванной подушки. Сборка, отделка и влажно-тепловая обработка готового изделия.

Раздел 3

Тема: Игрушки – 48 часов

Теоретическая часть: Работа со схемами и описаниями различных игрушек, подбор ниток.

Практическая часть: Изготовление игрушек  - Мишка – косолапый,

Домовенок «Кузя», Розовая слоняша, Игрушка «Степик», Такса «Анфиса»,

 Гном, Сороконожка.

Тема: Итоговое занятие – 2 часа

Практическая часть: Оформление мини  -   выставка.

Раздел 4

Тема: Сувениры – игрушки – 40 часов

Теоретическая часть: Беседа о том, как в быту можно применить сувениры – игрушки. Просмотр журналов, подбор материалов для изготовления.

Практическая часть: Изготовление сувениров – игрушек - Кот – корзинка,

 Вазы, Змея, Карандаш – декоративная подвеска.

Тема: Итоговое занятие – 2 часа

Практическая часть: Работа со схемами.

Раздел 5

Тема: Вывязывание одежды, «Пончо» -  жилета из фрагментов, вывязывание ажурной юбки – 56 часов.

«Пончо» - жилет из фрагментов.

Теоретическая часть: вязание целиком в направлении сверху вниз. Правильное прибавление петель и столбиков.

Практическая часть: вывязывание горловины, и расчет петель. Вязание переда и спинки. Вязание пончо до необходимой длины. Оформление низа пончо кисточками. Обвязка горловины ажуром. Выполнение шнура и помпончиков. Оформление пончо.
Ажурная юбка.

Теоретическая часть: Построение выкройки на данный размер.  Зарисовка схем узора. Выбор вывязывания: снизу или сверху от пояса.

Практическая часть: Вязание образца для юбки, расчет петель. Вязание изделия, оформление застежки, отпаривание изделия.

Раздел 6

Тема:  Выставочная деятельность -  10 часов

Практическая часть: подготовка творческих работ  и участие в районных выставках:  «Символ года»;  «Город мастеров»,  «Золотое ремесло».

Учебно-тематический план 5-го года обучения  


п\п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Форма контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

Цели и задачи на учебный год. Знакомство детей с техника безопасности. Игры.

2

1

1

2

Вязание декоративных изделий.

- Знакомство с различными видами ковриков

- Вязание ковриков

20

2

18

Итоговое занятие

2

2

Мини - выставка

3

Вязание одежды

- Жилетка

- Летние топики

- Косынка

- Летние береты

74



10

64

4

Разработка творческих проектов по изготовлению вязаной одежды

20

2

18

Вязание по выбору воспитанников

50

2

48

Итоговое занятие

2

2

Тестирование

6

Выставочная деятельность. Подготовка и участие в

- районной выставке «Символ    года»;

- районной выставке «Город    мастеров»;

- районной выставке – ярмарке   «Золотое ремесло».

10

10

Итого:

180

14

166

Программное содержание 5- го  года обучения

Раздел 1  

Тема: Введение в курс программы 5-го года обучения. ТБ.  Повторение ЗУН за 4-ой год обучения  – 2 часов

Раздел 2

Тема: Вязание декоративных изделий  - 20 часов

Теоретическая часть: Зарисовка схем, работа с книгами, журналами, подбор рисунка. Знакомство с различными видами ковриков.

Практическая часть: Вязание  декоративного коврика, оформление изделия.

Тема: Итоговое занятие – 2 часа

Практическая часть: Оформление мини  -   выставка.

Раздел 3

Тема:  Вязание одежды – жилетка, летние топики, косынка, летние береты – 74 часа

Жилетка

Теоретическая часть: Построение основного чертежа и выкройки на данный размер. Нанесение на выкройку линий выреза горловины. Использование выкройки для вязания Жилетки. Зарисовка схем вязания узоров для жилетки.

Практическая часть: Вывязывание образцов и расчет петель. Проработка на образце прорезных (вертикальных и горизонтальных) и воздушных петель, пуговиц. Вывязывание жилета. Сшивание деталей, отпаривание, обвязывание пройм и выреза горловины.

Летний топик

Теоретическая часть: Выбор фасона. Нанесение линий выреза горловины. Выбор узора. Зарисовка схем узоров для вязания летнего топика.

Практическая часть: Вязание образцов и расчет петель. Вязание спинки, переда. Отпаривание их по выкройке. Сшивание деталей топика, обвязывание выреза горловины, низа топика. Оформление изделия.

Летний берет.

Теоретическая часть: Два способа вязания: сверху и снизу, односторонним и двусторонним вязанием, из ниток одного или нескольких цветов. Зарисовка схем выполнения узора.
Практическая часть: Вязание образца. Расчет петель. Вязание изделия, оформление.

Косынка.

Теоретическая часть: Вязание косынки  с угла и сверху из ниток одного или нескольких цветов. Зарисовка схем выполнения узоров.

Практическая часть: Выполнение образца и расчет петель. Вязание косынки по образцам. Снятие узоров для косынки. Оформление изделия.

Раздел 4.

Тема: Разработка творческих проектов по изготовлению вязаной одежды – 20 часов

Теоретическая часть: творческий проект. Этапы работы над проектом. Зарисовка схемы выполнения. Описание. Разработка этапов проекта.

Практическая часть: выполнение проектов, их оформление.

Раздел 5

Тема: Вязание по выбору воспитанников  – 50 часов

Теоретическая часть:   Беседа. Работа с книгами, журналами. Зарисовка схем, выполнение образцов вязания.

Практическая часть: Выполнение работы воспитанников на свой выбор.

Тема: Итоговое занятие – 2 часа

Практическая часть: Тестирование.

Раздел 8

Тема:  Выставочная деятельность -  10 часов

Практическая часть: подготовка творческих работ  и участие в районных выставках:  «Символ года»;  «Город мастеров»,  «Золотое ремесло»

                                         

Методическое обеспечение программы

Занятия по данному курсу состоят из теоретической и практической частей, причём большее количество времени занимает практическая часть.

     На занятиях, как правило, используются в сочетании различные методы обучения – словесные, наглядные, практические. К словесным относятся: рассказ, беседа, объяснение. Наглядные – это демонстрация, показ; практические – упражнения, выполнение графических работ.

     Также на занятиях проводится воспитательная работа кружковцев, воспитывается дисциплинированность, чувство взаимопомощи, товарищества, ответственности.

      Помещение для занятий должно быть достаточно просторным и хорошо проветриваемым, с хорошим естественным и искусственным освещением. При высоком расположении светильников нужны настольные лампы с металлическими колпаками, защищающими глаза от прямых лучей света. Свет должен падать на руки с левой стороны.

     Столы могут быть рассчитаны на два и более человек, но должны быть расставлены так, чтобы дети могли работать, не стесняя друг друга, а руководитель мог подойти к каждому воспитаннику.

     В помещении должен быть стол для руководителя, доска для черчения, шкаф для хранения незаконченных изделий, пряжи, методических пособий, застеклённые стенды для оформления выставки работ воспитанников, гладильная доска, утюг, весы для взвешивания пряжи.

     Желательно иметь небольшой стенд, обтянутый холстом, к такому стенду легко прикреплять образцы из методического фонда, используемые в качестве наглядных пособий при объяснении руководителя, а также выполненные воспитанниками изделия с целью их просмотра и обсуждения.

     В помещении для проведения занятий должно быть не только удобно, но и приятно работать. Поэтому размещению оборудования, оформлению витрин, окон занавесями, расстановке цветов надо уделить особое внимание.

    Для успешного проведения занятий необходимо иметь учебно – методический материал. К нему относятся выставка изделий воспитанников, таблицы с образцами ниток, узоров вязания, показом приемов техники вязания, фотографии и рисунки моделей, чертежи, выкройки изделий, журналы и книги по вязанию, а так же наглядные пособия для занятия по цветоведению, выполненные в цвете. Образцы вязания должны быть выполнены эстетично из светлых, ярких ниток.

     Методические пособия необходимо периодически обновлять и пополнять. Образцы могут выполнять воспитанники в плане общественно полезного труда. Для этого им выдаются нитки из фонда учреждения.

     Рекомендуется иметь набор хорошо оформленных таблиц с образцами вязания для ознакомления с ними воспитанников.

     Нитки и инструменты для выполнения работ воспитанники приобретают самостоятельно. Руководителю  также необходимо иметь запасные инструменты и нитки. При необходимости они могут служить наглядным материалом на занятиях, а также использоваться воспитанниками.

     Для занятий в кружке надо иметь также дополнительное оборудование: штопальные иглы, ножницы, сантиметровую ленту, а также общую тетрадь в клетку, тетрадь для рисования, линейку, краски, карандаши и др.          

Список литературы

1.Агапова, И. Мягкие игрушки на любой вкус [Текст]: методическое пособие / И. Агапова, М. Давыдова. – М.: ООО ИКТЦ «Лада», 2007. – 160 с.

  2. Иванченко, В.  Занятия в системе дополнительного образования детей

  [Текст]: методическое пособие / В. Иванченко. – Ростов н / Д: Изд-во

 «Учитель», 2007. – 370 с.

  3. Киреева, Л. Для тех, кто вяжет [Книга]: / Л. Киреева. – С-Пб., 1993. –160   с.

4. Матюхина, Ю.  Вязание крючком. Красивые вещи своими руками [Книга]:

/   Ю. Матюхина. – Ростов н / Д: Владис; М.: РИПОЛ классик, 2009. –

200 с.

5. Тарасенко, С. Вязаная игрушка  - 2-е издание–Мн.:  [Текст]:

/ С. Тарасенко. –  Полымя, 2000. – 270 с.

6. Ханашевич, Д. Подружки – рукодельницы [Книга]: / Д. Ханашевич.

– М., 1994. –360с.

7. Ковалева, О. Вязание крючком. Коллекция узоров. Рипол классик.  [Книга]: / О. Ковалева. – Ростов н / Д: Владис; 2007. – 300 с.

8. Максимова, М.  Быстрый крючок.   [Книга]: / М. Максимова. -    ЗАО «ЭКСМО». 1999.  – 180 с.

9. Малашкина, Л. Рукоделие.  [Текст]: / Л. Малашкина. - Санкт – Петербург «ДИАМАНТ».1996. – 220 с.

10. Кудряшова, Н. О цвете в одежде . [Книга]: / Н. Кудряшова. -  Школа и производство. – 2002. – 41с.

11.Ракова, С. Вязание крючком. [Книга]: / С. Ракова. -  Ярославль «Академия развития», - 2002. – 360с.

12.  Рогалева, Е. Внеклассная работа по технологии. [Книга]: / Е.Рогалева. - Изд. 2-е, испр. и доп. - Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2008. - 160 с.

13. Терешкович, Т.Учимся вязать крючком. [Книга]: / Т. Терешкович. -          Минск «Хэлтон», 2000. – 190с.

14.  Андрукович, М. Вечера с вязанием.[Книга]: / М. Андрукович. -  Минск «Хэлтон», 2001. – 180с.

15. Берестов, А. Чудесный клубок. [Книга]: /  А. Берестов. Свердловск Средне-Уральское книжное издательство, 1999.-124с.

16. Величкина, Е. Вяжите сами. [Книга]:  / Под ред. Е. Величкина. – М.: ФАБР, 1993. – 175с.

17. Лютикова, Н.Узорное вязание.  .  [Текст]: /Н. Лютикова.  – Архангельск, 2000. – 150с.

18. Сысоева, Т. Шерстяные солнышки   [Книга]: / Т. Сысоева. - Каргополь, 2005.-122с.

Приложение 1

Немного из истории вязания

     Ручное вязание – один из древнейших видов декоративно – прикладного искусства, возраст которого около 5 тысячелетий. Основы его заложили кочевники – бедуины.

      Попав в Европу, искусство вязания оставалось поначалу привилегией мужчин. Благодарные рыцари, вернувшись с турнира и сняв латы, не считали зазорным проводить зимние вечера в своих замках за вязанием. С XIII века во Франции вязание становится уже весьма доходным занятием. Стать вязальщиком было совсем не просто. Учеников набирали из наиболее смышленых мальчиков, которые 6 лет постигали секреты будущей профессии.

      Веками отточённое мастерство вязание крючком актуально и по сей день. Владение им даёт возможность не только прикоснуться к настоящему искусству, но и подчеркнуть собственную индивидуальность.

По мнению эксперта в области вязания крючком и мировой путешественницы Анни Поттер (Annie Potter) - «Современное искусство вязания крючком было разработано в 16-м веке. Оно было известно как ‘crochet lace’ во Франции и ‘chain lace’ в Англии». Она рассказывает, что в 1916 Волтер Эдмунд Рот (Walter Edmund Roth) посетил индейцев из Индийской Гвианы и нашел у них примеры настоящего вязания. Другой исследователь, Лиза Палудан (Lis Paludan) из Дании, ограничившая свой поиск истоков вязания крючком территорией Европы, выдвинула 3 интересные теории.
Первая: Вязание крючком зародилось в Аравии, распространилось на восток до Тибета и на запад до Испании, откуда проходили арабские торговые маршруты к другим странам средиземноморья.
Вторая: Самые первые сведения о вязании крючком пришли из Южной Америки, где первобытные племена в качестве символа половой зрелости использовали украшения, связанные крючком.
Третья: в Китае первыми известными образцами были объемные куклы, связанные крючком.
В заключении Палудан говорит, что «нет убедительных доказательств того, насколько старым является искусство вязания крючком, и откуда оно берет свое начало. Невозможно найти доказательства вязания крючком в Европе до 1800 г. Многие источники утверждают, что вязание крючком было известно еще раньше, в 1500 г. в Италии под названием “монашеская работа” (nun’s work) или “монашеские кружева” (nun’s lace), где монахини вязали церковный текстиль». В её исследовании приводятся примеры плетения кружев и что-то типа кружевной ленты, многие из которых были сохранены. Но, тем не менее “все указывает на то, что вязание крючком еще в 16 веке не было известно в Италии под каким либо именем”.

Вышивка дала рождение вязанию крючком

       Исследователи говорят о том, что вязание крючком, вероятно, происходит непосредственно от Китайского рукоделия - очень древней формы вышивки известной в Турции, Индии, Персии и Северной Африке, которая достигла территории Европы в 18-м веке, и которую называли «tambouring». Эта методика состояла в том, что ткань, называемую фоновой, упруго натягивали на основу. Рабочую нить держали под тканью. Иглой с крючком пронизывали ткань и, захватывая петли рабочей нити, протягивали вверх через ткань. Пока петля находилась все еще на крючке, крючок вставляли вдоль чуть дальше и создавали другую петлю рабочей нити, которую пронизывали через первую петлю, для создания цепочки. Крючки были тонкими как швейные иглы, так что работы должны были выполняться очень тонкой нитью.

В конце 18 века, «tambouring» превратился в то, что на французском называют “вязание в воздухе”, когда от фоновой ткани отказались, и стежки делались друг на друге. Вязание крючком начало развиваться в Европе в начале 19 века, получив мощный импульс от Мадмуазель Рейго де ла Бранкардьери (Mlle.Riego de la Branchardiere), более известной своей способностью превращать старомодной иглой образцы кружев в вязанные крючком модели, которые можно было легко повторить. Она опубликовала много книг со схемами, чтобы миллионы женщин имели возможность их копировать.

Из истории возникновения филейного вязания известно лишь то, что ручное филейное плетение сеток и вышивание по ним распространены с глубокой старины. Техника плетения филейных сеток заимствована из древних видов плетения рыболовных сетей. В настоящее время филейное вязание - это своего рода имитация филейно - гипюрной вышивки, которая выполнялась на специально сплетенной сетке и была очень популярна в довоенное время наряду с традиционной вышивкой. различные узоры, от простых геометрических до сложных предметных композиций за счет контраста между плотными и прозрачными участками полотна.

                                Приложение  2

Инструктаж по техники безопасности и правила поведения

при работе с крючком

1.На учебном столе нет должно быть посторонних предметов. Рабочее место содержат в чистоте и порядке.

2.  Крючки должны быть хорошо отшлифованы и храниться в  специальных коробочках.

3.   Ножницы должны лежать с сомкнутыми лезвиями, передавать  их можно только      кольцами вперёд с сомкнутыми лезвиями.

4.  Не пользоваться ржавыми иглами и булавами они могут порвать изделие, сломаться.                     Иглу и булавки хранить в коробочке с крышкой.

5.   Влажно-тепловую обработку проводить в отведённом месте, утюг ставить на специальную подставку.

6.  Следить за исправностью утюга, за тем, чтобы шнур его не попадал под подошву утюга, не перекручивался. После работы утюг сразу же выключать из электросети. Шнур наматывать на утюг после того, как он полностью охладиться. Хранить утюг в вертикальном положении.

7.  Не прикасаться к выключателю света мокрыми руками.

8.  Выполнять работу внимательно,  не отвлекаясь на посторонние дела и разговоры.

Приложение 3

Зарядка для вязальщиц

Для тех, кому приходится много вязать рекомендуются физические упражнения с палкой, длина которой для лиц ниже 168 см. – 1м 10 см., для лиц более высоких – 1м 20 см. упражнение необходимо делать через каждые 40 - 50 минут вязания:

             

  1. Из исходного положения, стоя, руки вытянуть вперёд и      держать палку на ширине плеч: производятся вращательные движения руками, как вертят руль автомобиля, до скрещения рук. Дыхание свободное. Надо сделать 8 - 12 « кругов» за 1 минуту.
  2. Исходное положение как в позиции № 1: палка закладывается за голову, при этом надо стараться спустить её как можно ниже за спиной, максимально прогибая спину. Повторять 3 - 5 раз в течении 1 минуты.

  1. Исходное положение то же, подбрасывать и тут же ловить палку на лету: сначала двумя руками, затем каждой рукой попеременно. Всего выполняется 12 - 15 бросков в течении 0,5 – 1 минут.

  1. Исходное положение, стоя, ноги на ширине плеч; вытянутые вверх, отведённые назад руки держат палку за концы, лицо обращено к палке; руки перемещают палку максимально вправо – влево с одновременным поворотом головы за палкой, с обращённым к ней лицом. Всего выполняется 5 – 6 пар перемещений за 0,5 – 1 минут.

             

   

Гимнастика для глаз

        Выполнять без напряжения, медленно, каждое упражнение по 5 – 7 раз.

1.Вертикальные движения глазами вверх (считать до трёх), вниз (считать до трёх).

2.Горизонтальные движения глазами вправо, влево.

3Круговые движения глазами с начала по часовой стрелке, затем против часовой стрелки.

4.Направление взгляда на указательный палец вытянутой руки, затем вдаль.

Укрепление вестибулярного аппарата

Упражнение выполняется сидя.

1. Наклоны головы вперёд и назад до касания затылком спины.

2. Повороты головы вправо и влево до упора.

3. Круговые движения головой в трёх положениях: голова прямо, голова наклонена вперёд, голова запрокинута назад.

Профилактика нарушений осанки

1.Исходное положение  - стоя. Правую руку поднять вверх, согнуть в локте и завести за спину. Левую руку опустить вниз, согнуть в локте и завести за спину. Коснуться или сцепить пальцы правой и левой руки у правой лопатки. Плечи слегка отвести назад, подбородок поднять и вытянуть вперёд. Повторить упражнение, начиная с левой руки.

2.Приседание с мешочком на голове с разными исходными положениями рук (вверх, вперёд, согнуты в локтях, за головой).

                                 

 Приложение  4

Терминология

 ГИПЮРНОЕ ВЯЗАНИЕ- полотно, составленное из нескольких связанных фигур.

КИСТИ- нити определённой длины для отделки краёв изделий.

ЛЮРЕКС- вязание из нитей разного цвета одновременно.

 МЕШКОВИНА- внутренняя часть вязаного кармана.

 МОТИВ- определённая комбинация из столбиков и петель, ритмично повторяющаяся в узоре.

ОКАТ- верхняя закругленная часть рукава.

ОРНАМЕНТ- рисунок, связанный крючком нитями нескольких цветов.

ПАСМА- длинная кисть или маток пряжи.

ПРОЙМА- вырез по спине к переду от плечевых до боковых срезов для соединения рукава с лифом.

 РАППОРТ- узор или часть узора, элементы и полосы которого повторяются.

 РАЧИЙ ШАГ- столбики без накида, связанные по лицевой стороне работы ( или в обратную сторону ).

 УЗОР-  декоративная вязка на основном полотне.

Столбик за столбиком [Текст]: программа дополнительного образования / Н. В. Сафронова – Тяжинский: муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования для детей», 2012. – 52 с.

Технический редактор Кузьмичева Н. Н., методист муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования для детей»

Оригинал – макет подготовлен на компьютерном комплексе муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования для детей»

Отпечатано в муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования для детей»

Адрес: 652240, Россия, Кемеровская область, пгт Тяжинский, ул. Ленина,  11, тел.(8-384-49-21-0-77), муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования для детей»