Методические рекомендации по изучению и воссозданию (реконструкции) народного костюма в школе
методическая разработка по технологии (9 класс) по теме

Хамитулина Марина Александровна

 

Цель данных « Методических рекомендаций…»:

Практическая помощь  учителям и педагогам дополнительного образования в организации проектной деятельности учащихся, при изучении этнокультурного компонента технологического образования в реализации новых ФГОС.

Основные задачи по данным «Методическим рекомендациям» сводятся к следующему:

  • собрать, обобщить методический материал по изучению и воссозданию (реконструкции) народного костюма в школе;
  • обеспечить подготовку учащихся для выполнения проектного исследования  в  области воссоздания (реконструкции) народного костюма.

Предлагаемые «Методические рекомендации…» систематизированы  в электронный учебник, созданный с помощью программы CD Shell, учитывают новые условия преподавания технологического образования, в котором большое место уделяется включению в содержание технологического образования краеведческого материала, необходимого при изучении этнокультурного компонента технологического образования в реализации новых ФГОС.

        В качестве дидактических материалов предлагаются методический материал «Русский народный костюм», видеофильмы «Страницы истории костюма в России», «Народный костюм Белгородской области», исследовательские проекты учащихся.

      С помощью данных методических рекомендаций учителя имеют возможность научить школьников пользоваться справочной литературой, искать и комбинировать информацию из различных представленных источников по народному костюму для воплощения его в материале, то есть формировать метапредметные умения, предусмотренные ФГОС нового поколения.

 

Литература:

  1.  Р.М. Кирсанова «Розовая ксандрейка и драдедамовый платок». М.-С-П.,2006
  2. Ф.М. Пармон. Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества. – М.: Легпромбытиздат,1994
  3.  Русские платки и шали. Сокровища Государственного исторического музея.
  4.  Ф.М. Пармон. Композиция костюма. – М.: Легпромбытиздат, 1997
  5. Н.М. Калашникова. Народный костюм. – М.: Сварог и К, 2002
  6. Русский лубок XVII-XIX вв. - М.-Ленинград, ГИИИ, 1962
  7. Русский традиционный костюм. Иллюстрированная энциклопедия. - С-П.: Искусство-СПБ., 2006

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendacii.doc296 КБ

Предварительный просмотр:

                                                    Хамитулина М.А, учитель технологии

                                                                МБОУ «СОШ №45 г.Белгорода»

Методические рекомендации

по изучению и воссозданию (реконструкции)

народного костюма в школе

“Слава и мой низкий поклон безымянным

 русским женщинам прошлых времен,

 которые из поколения в поколение,

из века в век создавали, шлифовали и несли

 в будущее неповторимую красоту, свое искусство,

 название которому “русский народный костюм”.

 Он является сегодня гордостью национальной культуры”.

 Ф.М. Пармон

       В свете современных требований к образованию в документах, регламентирующих образовательную политику государства (Закон «Об образовании РФ», Национальная Образовательная инициатива «Наша новая школа» ФГОС нового поколения) даётся установка на подготовку ученика, обладающего опытом творческой деятельности, способного осмысленно, творчески и продуктивно реализовывать накопленные знания в практике. Применительно к образовательной области «Технология», понятие «творчество», «творческая деятельность» «художественное творчество» мы понимаем как выражение индивидуальных особенностей, отношения к окружающему миру и к себе в доступных для учащихся художественных формах и видах предметно-практической деятельности. В их число входят декоративное ткачество, бисероплетение, макраме, художественная вышивка, художественно-прикладные работы с тканью,  кожей, камнем, глиной и другими природными материалами. И все эти виды деятельности активно используются педагогами в технологическом образовании. На наш взгляд, именно эти возможности предмета «Технология» можно использовать для того чтобы выполнить требования стандартов нового поколения в отношении технологического образования.

      Такого уникального разнообразия народных промыслов как в России, нет ни в одной стране мира. Среди них видное место занимают народные промыслы и ремёсла Белгородской области. Много лет в области проводиться работа по приобщению детей к народному творчеству. Особое место в этом отводиться внеурочной деятельности и урокам технологии. Организация экспериментальной работы в школе, способствовала внедрению этнокультурного компонента в технологическое образование школьников. Ещё в 1999 г. нами была составлена программа факультативного курса «Истоки народных промыслов» цель, которой - углубленное изучение учащимися 8 классов основ русской культуры - наших традиций, обрядов, фольклора, ремесел, их ориентация на труд в сфере народных промыслов. Опыт работы по данной программе показал заинтересованность школьников, их стремление изучить народный костюм Белгородской области. В последующие годы это направление школы приобрело ещё большую актуальность, возникла потребность в моделировании технологического образования средствами краеведения. Составлены адаптированные рабочие программы, по которым в течение 3 лет обучаются учащиеся. Особого внимания заслуживает проектно-исследовательская деятельность по изучению, сохранению, воссозданию и популяризации традиционного народного костюма Белгородской области в работе с одарёнными детьми.

        Tемa нaрoднoгo кoстюмa являeтся oднoй из сaмыx oбшиpныx и важных в истории pyсскoгo кoстюмa, тaк кaк дaёт возможность ознакомить шкoльникoв с истopиeй рyсскoгo нapoдa, егo бытoм, тpaдициями и  oбpядaми, пpиклaдными pемеслaми, бьrтoвaвшими у наших пpeдкoв. B пpoцессе изyчения и пoслeдyющей pекoнстрyкции c цeлью бoлee дoстoвepнoгo и тoчнoгo сoздaния, элементoв нapoднoгo кoстюм, следует oпиpaться нa этнoгpaфический, истopичeский и иллюстративный материал. Большое значение имеет работа с первоисточником – подлинниками народного костюма. Рекомендую просмотр видеофильмов: «Страницы истории костюма в России»  (из фондов Санкт-Петербургского музея),  «Народный костюм Белгородской области», «Музейный урок – Традиционная женская одежда Белгородской области», видеофрагментов «Представление ГУК «Музей народной культуры»; фотографии и буклеты экспозиции музея народной культуры.

       Как воссоздать, или реконструировать традиционный народный костюм в школьных условиях, в том числе и на уроках технологии? Наиболее интересен крестьянский костюм как основа традиционного костюма. При работе с учащимися можно пойти двумя путями: реконструировать народный костюм, максимально приближенный к историческому оригиналу или подлиннику, и создать сценический костюм - образ.

      Основными целями реконструкции народных костюмов являются: выработка методики работы с источниками (подлинники-костюмы, музейные экспонаты, картины художников, фотографии, исследования искусствоведов, специальная литература, исторические описания, карточки описания музейных экспонатов); выявление наиболее характерных элементов костюма каждого региона; реконструкция композиций костюмов - комплексов по регионам, характерных для данной местности.

     Особенностью реконструкции любого исторического костюма, в том числе и традиционного русского, являются критерии соответствия подлиннику: по силуэтной форме костюма, по конструкции костюма, по пропорциям, по цветовому решению; по декору; по подбору материалов, приближенным к существующим ранее по цвету и другим качествам, и связи их с конструкцией; по составным элементам ансамбля.

      Создание сценического костюма отличается от реконструкции костюма. Сценический костюм часто выполняется образно в соответствии с образом роли, может быть также представлен цветовым пятном на сцене, не носить точной конструкции и материалов.

       Конечно, понятно, что изменилось производство материалов (прядение, ткачество, отделка материалов)  и красителей, декора и оборудования для пошива. Поэтому при реконструкции костюма следует исходить из выше указанных критериев. И главной задачей при этом будет воссоздание костюма - образа.

       Участие школьников в творческом процессе по воссозданию народного костюма позволяет изучить и сохранить традиции мастерства наших предков.

При работе по воссозданию народного костюма, опираясь на подлинники, совсем не обязательно копировать все технологии, использовавшиеся в создании народного костюма нашими предками. Следует обязательно сохранить форму и пропорции костюма, не может быть просто другим или просто случайным цвет материалов, желательно использовать натуральные, льняные, хлопковые, шерстяные ткани. В настоящее время в магазинах имеется большое разнообразие кружев, лент и тесьмы различной ширины, плетения, цвета и фактуры. Ими можно заменить техники всех видов вышивки, кружевоплетения, золотного шитья, бисерной вышивки по ткани, которые использовали ранее при шитье народного костюма.

      В программу по технологии включены вышивка, вязание, в некоторых школах учителя занимаются с учащимися кружевоплетением. Все эти техники можно использовать в костюмах. Школьники, опираясь на знания, литературные источники и подлинники народных костюмов из музеев, могут в проектной деятельности самостоятельно под руководством учителя воссоздать народный костюм - образ, как вещь для ношения (танец, театр, песенное творчество, реконструкция праздников и обрядов народа) и образ старины (костюм-экспонат школьного музея).

        Для более глубокого изучения народного костюма и подготовки учащихся к участию в выставках, конкурсах, научно-практических конференциях и фестивалях необходимо использовать часы, предусмотренные на внеурочную деятельность. Для дополнительного образования нами разработана программа «Народный костюм Белгородской области», рассчитанный на 1 год обучения (34 часа) учащихся 8 классов.

  В цели и задачи курса входит ознакомление учащихся с народной культурой Белгородской области, с художественными промыслами  Белгородской области, традиционным народным костюмом, закрепление навыков конструирования, приёмов работы с тканью; обучение воссозданию (реконструкции) народного костюма – образа; развитие способностей; воспитание уважения к народным мастерам, интересам к прикладным видам деятельности. Программа дает возможность учащимся, изучить особенности костюма Белгородской области, попробовать воссоздать народный костюм, указать его назначение. Программа может быть реализована и как этнокультурный компонент в технологическом образовании школьников.

      Методический материал «Русский народный костюм», поможет учащимся ориентироваться в видах народного костюма Белгородской области и самостоятельно под руководством учителя технологии или педагога дополнительного образования воссоздать костюм- образ.

             

Цель данных « Методических рекомендаций…»:

Практическая помощь  учителям и педагогам дополнительного образования в организации проектной деятельности учащихся, при изучении этнокультурного компонента технологического образования в реализации новых ФГОС.

Основные задачи по данным «Методическим рекомендациям» сводятся к следующему:

  1. собрать, обобщить методический материал по изучению и воссозданию (реконструкции) народного костюма в школе;
  2. обеспечить подготовку учащихся для выполнения проектного исследования  в  области воссоздания (реконструкции) народного костюма.

Предлагаемые «Методические рекомендации…» систематизированы  в электронный учебник, созданный с помощью программы CD Shell, учитывают новые условия преподавания технологического образования, в котором большое место уделяется включению в содержание технологического образования краеведческого материала, необходимого при изучении этнокультурного компонента технологического образования в реализации новых ФГОС.

        В качестве дидактических материалов предлагаются методический материал «Русский народный костюм», видеофильмы «Страницы истории костюма в России», «Народный костюм Белгородской области», исследовательские проекты учащихся.

      С помощью данных методических рекомендаций учителя имеют возможность научить школьников пользоваться справочной литературой, искать и комбинировать информацию из различных представленных источников по народному костюму для воплощения его в материале, то есть формировать метапредметные умения, предусмотренные ФГОС нового поколения.

 

Литература:

  1.  Р.М. Кирсанова «Розовая ксандрейка и драдедамовый платок». М.-С-П.,2006
  2. Ф.М. Пармон. Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества. – М.: Легпромбытиздат,1994
  3.  Русские платки и шали. Сокровища Государственного исторического музея.
  4.  Ф.М. Пармон. Композиция костюма. – М.: Легпромбытиздат, 1997
  5. Н.М. Калашникова. Народный костюм. – М.: Сварог и К, 2002
  6. Русский лубок XVII-XIX вв. - М.-Ленинград, ГИИИ, 1962
  7. Русский традиционный костюм. Иллюстрированная энциклопедия. - С-П.: Искусство-СПБ., 2006

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 45 г.БЕЛГОРОДА»

«Согласовано»

Руководитель кафедры учителей эстетического цикла


_______Хамитулина М.А.

  Протокол № _1__ от

«__30__»_августа_2010 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР МБОУ «СОШ №45 г. Белгорода»


__________Сухорукова Е.Ю.


«__30__»__августа__2010 г.

«Утверждаю»

                      Директор МБОУ

        «СОШ №45 г.Белгорода»


___________      Бугаёва Л.И.

 

Приказ №__297_______ от

 «_1»__сентября_   2010 г.

     РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                           учебного курса

«Народный костюм Белгородской области"

                    ( с  краеведческой  направленностью)

                                     для 8 класса

                                общеобразовательного учреждения

   (базовый уровень)

   на 2010-2011 учебный год

Составитель: Хамитулина Марина Александровна,

учитель технологии

высшей  квалификационной категории

Рассмотрено на заседании

педагогического совета школы

Протокол №1 от  «30» августа 2010г.

2011 год

ПРОГРАММА

«Народный костюм Белгородской области"

Пояснительная записка

“Слава и мой низкий поклон безымянным

 русским женщинам прошлых времен,

 которые из поколения в поколение,

из века в век создавали, шлифовали и несли

 в будущее неповторимую красоту, свое искусство,

 название которому “русский народный костюм”.

 Он является сегодня гордостью национальной культуры”.

 Ф.М. Пармон

       Народное и декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память. Ценность произведений народного декоративно-прикладного искусства состоит не только в том, что они представляют природный мир, материальную культуру, но еще и в том, что они являются памятниками культуры духовной. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время.

 Развитие современного общества обусловлено уровнем его отношения к культуре. Введение в культуру как осуществление социального наследования - важнейшая функция, смысл образования. Причем культура представляется не как линейный процесс необратимой  временной последовательности, а как система, в которой существует прошлое, настоящее и будущее.

Народная культура донесла до нас древние традиции, которые не должны быть забыты. Но культура не может жить одной традицией, она постоянно поддерживается новым временем и новым поколением, вступает в несколько изменившиеся исторические условия.

      Изучение культурно-бытовых традиций, традиций народных промыслов и декоративно-прикладного искусства Белгородской  земли  на уроках технологии содержит в себе исключительную возможность интеграции предметно-практического и художественно-эстетического аспектов деятельности учащихся. Отточенные поколениями народные традиции становятся основой нового восприятия современности. Культура труда не перенимается, а формируется, передается из поколения в поколение, чем и сильны традиции в системе культурных отношений.

          При изучении культурно-бытовых традиций на уроках технологии необходимо решить задачу органичного соединения в технологическом обучении на основе декоративно-прикладного искусства двух видов художественной активности учащихся: восприятия искусства (потребления) и овладения навыками (производства).

         Для более глубокого изучения народного костюма и подготовки учащихся к участию в выставках, конкурсах, научно-практических конференциях и фестивалях необходимо использовать часы, предусмотренные на внеурочную деятельность.

      Данный курс предполагает знакомство учащихся с народной культурой Белгородской области, с художественными промыслами  Белгородской области, традиционным народным костюмом, закрепление навыков конструирования, приёмов работы с тканью; обучение воссозданию (реконструкции) народного костюма – образа; развитие способностей; воспитание уважения к народным мастерам, интересам к прикладным видам деятельности.

     Программа дает возможность учащимся, изучить особенности костюма Белгородской области, попробовать воссоздать народный костюм, указать его назначение.

     Программа может быть реализована и как этнокультурный компонент в технологическом образовании школьников.  

             

Методика преподавания учебного курса.

     Так как структурно курс обязательно состоит из модулей, то каждый модуль предваряет мини-лекция. Отводимое на нее время зависит от специфики коллектива, с которым работает учитель, от целей и задач занятия, от количества теоретического материала, который доводится до сведения обучаемых. После лекции проводятся практические занятия. Завершает модуль отчетное занятие, где учащиеся либо предоставляют разработанный проект, либо набор практических и творческих заданий. Общим итогом всего курса должна стать выполненная и оформленная работа, позволяющая учителю сделать вывод об успешности усвоения обучаемым материала курса.

     Ведущее место в обучении на занятиях данного курса принадлежит методам поискового и исследовательского характера, стимулирующим познавательную активность учащихся. Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, задачами развития и социализации личности.

     Основными приоритетными методиками изучения содержания программы являются:

  1. междисциплинарная интеграция;
  2. обучение на основе опыта и сотрудничества;
  3. учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся;
  4. интерактивность (работа в малых группах, метод проектов);
  5. личностно-деятельностный и субъективный подход (большее внимание к личности учащегося, а не к целям учителя, равноправное их взаимодействие).

     Структура проведения занятий, формы и методы обучения по программе курса «Народный костюм Белгородской области», тесно связаны с его направленностью. Это могут быть учебные лекции, практикумы, экскурсии т.д.

     При организации занятий особое внимание уделяется самостоятельной работе учащихся: выполнение проекта (готовое изделие), подготовка презентации, организация выставки.

     В рамках реализации профильной подготовки меняется роль учителя. Главная функция учителя в преподавании курса – организация совместной деятельности с учащимися, направленной на достижение общей образовательной цели.

     Учитель на занятиях по курсу – эксперт и консультант при изучении теоретического материала и выполнении самостоятельных заданий; координатор и консультант при выполнении учебного проекта.

    Особое место в преподавании курса принадлежит информационно-коммуникативным технологиям.

     На одних занятиях используется мультимедийное оборудование, которое выступает средством обучения, в других – средством оформления учащимися полученных результатов (презентаций), в-третьих – средством проведения исследования при выполнении творческих работ и т.д.

Цели курса:

  1. сформировать целостное восприятие традиционного народного костюма и декоративно-прикладного творчества как части культуры народа;
  2. расширить знания учащихся о  народных и декоративно-прикладных промыслах Белгородской области, изучая традиции  края;
  3. развить интерес к народному искусству и декоративно-прикладному творчеству Белгородской области;
  4. обучить учащихся навыкам и приемам традиционной обработки материалов;
  5. изучить и сохранить традиции мастерства наших предков;
  6. воспитать любовь, гордость и  глубокое уважение к родному краю.

К числу основных задач относятся:

  1. дать представление о народных промыслах и промышленных зонах Белгородского края;
  2. познакомить учащихся с историей народного костюма, его назначением, схемами кроя и технологией изготовления;
  3. закрепить навыки конструирования, моделирования и приёмов работы с тканью;
  4. изучить и воссоздать образ элемента комплекса народного костюма Белгородской области;
  5. способствовать развитию воображения, творчества, художественного и эстетического вкуса, активизировать мыслительные процессы, побуждать желание самостоятельного воплощения своих идей.

Задачи программы

Познавательная: развить познавательный интерес учащихся, включив их в деятельность по освоению традиции мастерства наших предков.

Развивающая: развить личность учащихся, их активность, самостоятельность, умение общаться.

Мотивационная: создать комфортную обстановку, атмосферу доброжелательности и сотрудничества, включив учащихся  в активную деятельность по освоению традиции мастерства наших предков.

Обучающая: сформировать знания о художественных народных промыслах, традиционном народном костюме, его функциональном назначении; освоить следующие навыки предметной деятельности:

  1. безопасное и правильное использование инструментов и приспособлений;
  2. владение приёмами работы с тканью;
  3. владение различными видами декоративной работы (аппликация, вышивка);
  4. выполнение приёмов традиционной обработки материалов и различных видов декоративных работ.

Эстетическая: воспитать аккуратность, опрятность, культуру поведения, умение ценить красоту художественного изделия.

     Курс предназначен для «девочек», учащихся 8 классов общеобразовательных школ. Срок реализации 1 год (по 1 часу в неделю). Всего 35 часов.

Предполагаемый результат:

Творческие задания и исследовательские проекты в процессе изучения курса должны вызвать заинтересованность и увлечение традициями мастерства наших предков, желание воссоздать народный костюм- образ, чтобы  внести свою лепту в историю развития промыслов Белгородского края. 

Основные принципы обучения:

  1. адаптивность;
  2. сотворчество и ответственность;
  3. индивидуализация и дифференциация;
  4. доброжелательность и достоинство;
  5. природосообразность и учет возрастных особенностей.

Реализация этих принципов будет достигнута при внедрении в практику следующих путеводных положений:

1. Всеобщая талантливость детей: нет неталантливых детей, а есть те, которые еще не нашли своего дела.

2.  Превосходство: если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то должно получиться лучше - это "что-то" нужно искать.

3. Неизбежность перемен: ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.

4.  Успех рождает успех: основная задача - создать ситуацию успеха для всех детей на каждом занятии, прежде всего для недостаточно подготовленных: важно дать им почувствовать, что они не хуже других.

5.  Нет детей неспособных: если каждому отводить время, соответствующее его личным способностям, то можно обеспечить усвоение необходимого учебного материала.

6.  Максимум поощрения, минимум наказания.

7. Обучение детей посильным приемам регуляции поведения.

Формы и  методы.

Приоритет отдается активным формам преподавания:

  1. Практическим: упражнения, практические работы;
  2. Наглядным: использование схем, таблиц, рисунков, образцов, буклетов, фотографий, видеофильмов;
  3. Нестандартным: музейный урок, урок-семинар, выставка-презентация, экскурсия.

Дидактический материал.

  1. Книжные издания, журналы, интернет-ресурсы;
  2. Методический материал с описанием техники кроя и порядка изготовления элементов народного костюма;
  3.  Чертежи, схемы, фотографии, образцы подлинных изделий;
  4. Видеофильмы.

Ожидаемые результаты.

По окончании курса обучения учащиеся будут:

ЗНАТЬ:

  1. историю возникновения и развития народных промыслов Белгородской области;
  2. историю развития костюма;
  3. истоки художественной символики орнамента;
  4. ткани используемые в национальной одежде;
  5. старинные женские украшения;
  6. виды головных уборов, как элемента народного костюма;
  7. народный костюм Белгородской области и его назначение;
  8. схемы кроя элементов народного костюма;
  9. основные приемы работы с тканью;
  10. приемы декорирования ткани;
  11. правила техники безопасности при работе с иглой и ножницами.

УМЕТЬ:

  1. графически и композиционно грамотно и эстетично выполнять зарисовки орнамента, характерного для Белгородской области; 
  2. грамотно и эстетично оформлять альбом «Вышивальные мотивы Белгородской области»;
  3. изготавливать народные женские украшения и головные уборы;
  4. проектировать и воссоздавать (реконструкция) элементы народной одежды;
  5.  использовать изготовленные изделия для выполнения проектного исследования с публичной защитой;
  6. безопасно и эффективно пользоваться универсальными и специальными инструментами.

СТАНУТ:

  1. способными к поиску знания, постановке и решению проблем, рефлексии;
  2. гибкими, терпеливыми, толерантными, восприимчивыми к другим.

ПОЗНАКОМЯТСЯ:

  1. с профессиями «швея-ручница», «вышивальщица».

 Система контроля и оценивания освоения программы учебного  курса

     Вопрос оценивания результатов деятельности учащихся по освоению учебных курсов большинство исследователей предпочитает обходить стороной. Ими в основном говорится, что обучаемые должны при поддержке учителя самостоятельно строить свою деятельность и хорошим средством этому служит проектная работа. Реализуемая в групповой форме или индивидуально. При проектной деятельности преобладает качественная оценка результатов.

     По нашему мнению нельзя отказываться от системного подхода к оцениванию результатов освоения учебных  курсов, чтобы не принижать их значимость по сравнению с программами основных образовательных дисциплин учебного плана.

     На наш взгляд, при изучении материала должны присутствовать четыре вида контроля достижений:

  1. предварительный
  2. текущий
  3. повторительный
  4. итоговый.

     Формы контроля уровня достижений и критерии оценки:

  1. текущий контроль достижений учащихся осуществляется в баллах.
  2. Промежуточный и итоговый контроль достижений учащихся осуществляется в форме «зачтено»/ «незачтено».

Методы контроля текущей успеваемости учащихся.

     Оценка при контроле за текущей успеваемостью используется в качестве инструмента положительной мотивации, своевременной коррекции работы учащихся. С целью организации текущего контроля за успеваемостью используются:

  1. наблюдение за активностью на занятиях;
  2. беседа с учащимися;
  3. анализ творческих, исследовательских работ;
  4. результаты выполнения диагностических заданий;
  5. бальная оценка.

Методы итогового контроля.

Итоговая аттестация по результатам изучения курса проводится по мере завершения его изучения

  1. с помощью специальной зачетной работы (защита проекта).
  2. По совокупности самостоятельно выполненных учащимися работ (отчеты об исследовании)
  3. По наличию документально подтвержденных достижений (грамоты, дипломы)

Формы контроля:

  1. Текущий контроль (беседы с учащимися по изучаемым темам);
  2. Тематический контроль;
  3. Обобщающий контроль в форме презентации продукта проектной деятельности.

О результативности освоения курса «Народный костюм Белгородской области" свидетельствуют такие показатели учащихся: победы и призовые места в конкурсах,  выставках,  научно-практических конференциях и фестивалях муниципального, регионального уровней.

     Мы считаем, что после завершения учеником курса, он должен получить от учителя качественную характеристику, в которой будут описаны его достижения и пути коррекционной работы. В процессе изучения программы учащиеся должны приобрести знания, умения, опыт, необходимые для построения индивидуальной образовательной траектории с целью дальнейшего обучения по выбранному профилю и успешной профессиональной карьеры по его окончанию.

Программное содержание и  планирование учебного курса

№ занятия

Тема раздела или урока

Цели занятия

Теоретические сведения

Практическая работа

Краеведение

Форма организации занятий

Форма контроля

Кол-во часов

Примечания

т.

п.

1.

Введение.

1. Познакомить с целями и задачами курса.

2. Дать общие сведения о народных промыслах и ремеслах в России.

3. Повторить правила санитарии, техники безопасности и гигиены.

1. Цели и задачи курса.

2. Общие сведения о ремеслах.

3. Народные промыслы и ремесла России.

4. Правила техники безопасности, санитарии и гигиены.

5. Общие сведения об инструментах и приспособлениях.

1. Изучение инструкций по технике безопасности, санитарии и гигиене.

2. Ознакомление с организацией рабочего места.

3. Знакомство с литературой

1. Народные промыслы и ремесла Белгородской области.

2. Экскурс по музеям Белгородчины.

лекция

1

-

Литература: 1. Шатерникова Н.И., Басаргина А.А. и др. «Мир традиций». Выпуск  2. Белгород, ГУК Белгородский государственный музей народной культуры, 2006.

 2. Ботова С.И. и др. «Рукотворная краса земли белгородской»: учебно-методическое пособие. Белгород, 2000. 3. Батурина Г.И. и др. «Нравственное воспитание школьников на народных  традициях». М., Народное образование, 2002.  

2-3.

История возникновения и развития народных промыслов.

1. Воспитать уважение к истории и традициям своего народа.

2. Познакомить с видами народных промыслов Белгородской области.

1. Сведения истории возникновения и развития народных промыслов России и Белгородчины.

2. Крестьянские и городские промыслы.

3. Характерные черты промыслов Белгородчины.

1. Знакомство с промыслами Белгородчины.

2. Экскурсия в школьный музей.

Народные промыслы Белгородской области. Просмотр фильма «Представление ГУК «Музея народной культуры»

экскурсия по школьному музею

составление библиографического списка первоисточников

1

1

4-5.

История  развития  костюма.


 Познакомить учащихся с историей развития костюма

1. История создания костюма.

2. Внешний вид, изготовление, отношение к одежде.

3. Повседневная и праздничная, сельская и городская одежда.

Ответы  на вопросы  к  фильму «История создания одежды».

Знакомство с проектными работами учащихся прошлых лет

Просмотр фильма «История создания одежды».

карточка-задание

1

1

6-8.

Экскурсия в музей народной культуры.

1. Познакомить учащихся с экспонатами музея.

2. Познакомить учащихся с русской народной одеждой.

3. Защита доклада (урок-семинар).

1. Экскурсия по музею, знакомство с экспонатами.

2. Урок «Русская народная одежда».

3. Защита доклада (урок-семинар).

Отчет по результатам экскурсии (доклады на тему: женская народная одежда, мужская народная одежда, народные промыслы и ремесла Белгородской области).

Экскурсия в музей народной культуры. 

музейный урок «Русская народная одежда».

Урок-семинар.

Защита доклада

2

1

9.

Поэзия народного костюма.

1.Познакомить с особенностями женского, мужского костюма.

2.Знакомство с композицией костюмов-комплексов по регионам Белгородской области

Традиционная женская и мужская одежда, характерные особенности.

 Анализ женской и мужской народной одежды.

Женская и мужская народная одежда Белгородской области.

Просмотр фильма «Народный костюм Белгородской области».

тест на знание темы

1

-

Литература: 4. Пономарев П.Д.. «Народный костюм Воронежской губернии». Воронеж, Центрально-черноземное книжное издательство, 1994.

 5. Зотова И.П. «Народный костюм». Белгород, «Истоки», 2005.

 6. Жиров И.С. «Народная художественная культура Белгородчины». Белгород, Белгородская областная типография, 2000.  1. Шатерникова Н.И., Басаргина А.А. и др. «Мир традиций». Выпуск 2. Белгород, ГУК Белгородский государственный музей народной культуры, 2006.

 

10.

Понятие орнамента, его виды.

1. Познакомить с понятием орнамент, орнаментальная композиция, мотивы.

2.Возможности использования компьютера в составлении композиции вышивки.

3. Повторить типы орнаментов.

1. Орнамент, характерный для Белгородской области.

2. Понятие орнаментальной композиции, орнаментальных мотивов.

3. Типы орнаментов.

Характерные особенности орнамента Белгородской области (зарисовки, иллюстрации).

Орнамент, характерный для Белгородской области.

лекция, практическая работа

обсуждение результатов практической работы

1

-

11-12.

Истоки художественной символики орнамента.



1. Познакомить учащихся с мифологическими преданиями.

2. Познакомить с художественными символами орнамента на изделиях народных промыслов.

3. Виды орнамента и его расшифровка.

1. Понятие «мифология».

2. Художественные символы орнамента.

3. Виды орнамента.

4. Чтение орнамента.

 





Чтение по образцу вышивального орнамента Белгородской области.

 Оформление альбома «Вышивальные мотивы Белгородской области».

лекция, практическая работа

обсуждение результатов практической работы

1

1

13-14.

Ткани в национальной одежде

1.Традиции ткачества.

2.Познакомить с  тканями, применяемыми   в народной одежде.

1.Традиции ткачества.

2.Ткани и художественное оформление.

Оформление  дизайн-листов «Ткани и их назначение в народном костюме Белгородской области»

Характерные цветовые особенности тканей в народных костюмах Белгородской области

лекция,

практическая работа

обсуждение результатов практической работы

1

1

Литература: 7. Кротова Е.В. Экспедиционная тетрадь № 1. Белгородский государственный центр народного творчества. Белгород, 1997. 

8. Горожанина С.В., Зайцева Л.М. «Русский народный свадебный костюм: из собрания Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника». СПб., «Культура и традиции»,  2003.





15-17.

Старинные женские украшения.

1. Знакомство со старинными женскими украшениями.

2. Материалы для украшений.

1. Старинные русские украшения.

2. Виды украшений.

3. Материалы, используемые для украшений.

 Изготовление народного украшения.

Виды украшений женского народного костюма Белгородчины.

лекция,

практическая работа

обсуждение результатов практической работы

1

2

18-20.

Головные уборы – важнейший элемент народного костюма.

 Знакомство с женским головным убором.

1. Виды головных уборов.

2. Отличие женского головного убора от девичьего.

Изготовление шапочки «сорока» (по инструкционной карте).

Старинные головные уборы Белгородской области.

лекция,

практическая работа

обсуждение результатов практической работы

1

2



21-34.

Проектирование и воссоздание (реконструкция) элемента народной одежды.

1. Создание образа костюма.

2. Знакомство  с кроем народной одежды.

3. Подготовка ткани к раскрою и раскрой деталей.

4.Технологическая последовательность воссоздания костюма.

5. Обработка и соединение деталей.

6.Отделка костюма-образа.

7.Изготовление аксессуаров.

8. Разработка и выполнение учебного проекта

1. Изготовление выкройки.

2. Раскрой изделия.

3. Планирование изготовления.

4. Поузловая обработка.

5. Изготовление изделия и расчет его стоимости.

6. Оформление изделия вышивкой и отделочными элементами.

Воссоздание (реконструкция)

 женской народной рубахи, оформление вышивкой.

Воссоздание (реконструкция)

сарафана.

Воссоздание (реконструкция)

 поневы.

( по выбору)

Воссоздание (реконструкция)

народного костюма Белгородской области

выполнение учебного проекта

защита учебного проекта

-

13

Литература:

9. «Тайны старинного ремесла»/ Управление культуры Белгородской области ГУК «Белгородский государственный музей народной культуры», Белгород, «Константа»,

2007г.


35.

Творческий отчёт с подготовкой выставки




1

                                                                                                                                                                                         Итого: 35 часов                                                                            

Литература (для учителя).

1. Шатерникова Н.И., Басаргина А.А. и др. «Мир традиций». Выпуск 2. Белгород, ГУК Белгородский государственный музей народной культуры, 2006.

2. Ботова С.И. и др.  «Рукотворная краса земли белгородской»: учебно-методическое пособие, Белгород, 2000.

3. Батурина Г.И. и др. «Нравственное воспитание школьников на народных традициях». М., Народное образование, 2002.

4. Пономарев П.Д.. «Народный костюм Воронежской губернии». Воронеж, Центрально-черноземное книжное издательство, 1994.

5. Зотова И.П. «Народный костюм». Белгород, «Истоки», 2005.

6. Жиров И.С. «Народная художественная культура Белгородчины». Белгород, Белгородская областная типография, 2000.

7. Кротова Е.В. Экспедиционная тетрадь № 1. Белгородский государственный центр народного творчества. Белгород, 1997. 

8. Горожанина С.В., Зайцева Л.М. «Русский народный свадебный костюм: из собрания Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника». СПб., «Культура и традиции»,  2003.

Литература (для учащихся).

1. Шатерникова Н.И., Басаргина А.А. и др. «Мир традиций». Выпуск 2. Белгород, ГУК Белгородский государственный музей народной культуры, 2006.

2. Ботова С.И. и др.  «Рукотворная краса земли белгородской»: учебно-методическое пособие, Белгород, 2000.

3. «Тайны старинного ремесла»/ Управление культуры Белгородской области ГУК «Белгородский государственный музей народной культуры», Белгород, «Константа»,  2007г.

Примерный  контрольный  лист  проекта.

Поисково  -  исследовательский  этап

 Поиск  проблемы

Учащиеся  слушают  учителя,  анализируют  услышанное.
Учитель  ставит  перед  ними  проблему,  предлагает    банк тем проектов,  раскрывает  требования  к  ним,  технологию  их  выполнения  и  критерии  оценивания.

  Осознание  проблемной 
области

 Учащиеся  из  предложенных  учителем  проблем  выбирают  одну,  наиболее  актуальную  для  них  (или  формулируют  сами). Учитель  выступает  в  роли  консультанта.

  Первое  мини – исследование:  выявление  конкретной  потребности.

Опираясь  на  собственные  знания  и  обобщая  источники  информации  (банк  данных  и  предложений.  Книги,  журналы,  газеты,  телерадиоинформацию,  рекламные  буклеты,  справочники  и  др.),  школьники  исследуют  потребности  в  определенных  изделиях  или  услугах,  проводят  мини – маркетинговое  исследование,  оценивают  свои  интеллектуальные  и  материальные  возможности.
Учитель  наблюдает,  консультирует,  советует.

Определение  конкретной  задачи  и  ее  формулировка

Учащиеся  формулируют  конкретную  задачу  исследования,  определяют  тему  проекта.
Учитель  помогает  уточнить  формулировки.

Установление  основных  параметров  и  ограничений

Учащиеся  определяют  основные  параметры  (размеры,  мощность,  функции  и  т.д.)  и  ограничения  предполагаемого  изделия,  диктуемые  обстоятельствами. Учитель  делает  уточнения.

Второе  мини – исследование:  выявление  традиций,  тенденций,  истории.

Учащиеся  изучают  возможную  историю  проекта,  конспектируют,  рисуют,  чертят,  генерируют  идеи.
Учитель  помогает  подобрать  необходимую  литературу,  оказывает  помощь.

Третье  мини – исследование:  построение  «звездочки  обдумывания»

Учащиеся  на  листе  бумаги  составляют  схематично  перечень  проблем  для  решения:  материалы,  инструменты,  модель,  размеры,  форма,  стиль,  дизайн,  технология  изготовления,  себестоимость  изделия.
Учитель  проверяет,  уточняет,  советует.

Четвертое мини – исследование:  выработка  идей,  вариантов,  альтернатив

Учащиеся  записывают  возникшие  идеи  в  виде  фраз,  отдельных  слов,  картинок  или  эскизов.
Учитель  уточняет,  советует,  предлагает  дополнительную  литературу.

Пятое  мини – исследование:  анализ  и  синтез  идей,  выбор  оптимального  варианта

Учащиеся  выбирают  из  многих  вариантов  подходящее  решение,  разрабатывают  рабочий  эскиз  модели  с  описанием.
Учитель  контролирует,  уточняет,  оказывает  помощь.

Выбор  материала,  построение  «звездочки  обдумывания»

Учащиеся  определяют  и  записывают  несколько  наименований  материалов,  выбирают  наиболее подходящие  из  них.
Учитель  консультирует,  обобщает.

Выбор  инструмента,  оборудования

Учащиеся  определяют  и  записывают  перечень  необходимых  инструментов  и  оборудования.
Учитель  консультирует,  обобщает.

Разработка  технологического  проекта

Учащиеся  выбирают  и  анализируют  рациональную  технологию,  составляют  технологические  карты,  чертежи,  эскизы,  конструируют  и  моделируют,  определяют  режимы  работы  и  затраты  времени,  уточняют  критерии  контроля.
Учитель  наблюдает,  консультирует,  обобщает.

Организация  рабочего  места

Учащиеся  подбирают  и  размещают  на  рабочем  месте  материалы,  инструменты,  приспособления,  проверяют  освещенность,  проветриваемость  в  соответствии  с  санитарными  нормами  и  правилами  безопасности.
Учитель  оказывает  помощь.

Экономическое  и  экологическое  обоснование

Учащиеся  подсчитывают  себестоимость  изделия  или  услуги,  проводят  экологическую  экспертизу  изготовляемого  изделия.
Учитель  оказывает  помощь,  контролирует  процесс.

Контроль  качества

Учащиеся  уточняют  критерии  проверки  и  оценки  качества  творческого  проекта.
Учитель  проверяет,  уточняет  результаты.

                                                      Технологический  этап

Выполнение  технологических  операций 

Учащиеся  подбирают  режим  обработки:  осуществляют  контроль  качества  обработки  деталей,  самоконтроль  своей  деятельности;  вносят  изменения  в  технологический  процесс;  корректируют  последовательность  операций,  режимы  обработки,  последовательность  сборки;  соблюдают  технологическую  и  трудовую  дисциплину;  контролируют  организацию  рабочего  места.
Учитель  наблюдает,  контролируют,  консультирует,  оказывает  помощь,  следит  за  соблюдением  правил  безопасности.

                                                           Заключительный  этап                 

Коррекция

Учащиеся  сравнивают  выполненный  проект  с  задуманным,  устраняют  недочеты.
Учитель  анализирует,  советует.

Контроль,  испытание

Учащиеся  осуществляют  контроль  и  корректировку  параметров  изделия,  проводят  его  испытание.
Учитель  наблюдает,  консультирует.

Реклама

Учащиеся  готовят  рекламу,  товарный  знак  изделия,  предлагают  способы  реализации  изделий.
Учитель  консультирует,  советует.

Оформление

Учащиеся  оформляют  проект  в  соответствии  с  установленными  требованиями.
Учитель  консультирует,  помогает.

Самооценка

Учащиеся  анализируют  достоинства  и  недостатки  проекта,  оценивают  результаты  и  перспективы  производства.
Учитель  наблюдает,  консультирует.

Защита  проекта

Учащиеся  готовят  и  делают  доклады,  иллюстрации,  отвечают  на  вопросы.
Учитель  слушает,  участвует  в  оценке  проекта.

Оценочный лист проектной деятельности учащегося (ПДУ)


п/п


Критерии

оценки

ПДУ



Показатели


Объекты оценивания

Аспекты ПДУ

Про

дукт

Процесс

Оформле

ние

Защита

1.1

Функциональность

Соответствие назначению, возможная сфера использования

Изделие

1.2

Эстетичность

Соответствие формы и содержания, учет принципов гармонии, целостности, соразмерности и т.д.

То же

1.3

Эксплутационные качества

Удобство, простота и безопасность использования

То же

1.4

Оптимальность

Наилучшее сочетание размеров и других параметров, эстетичности и функциональности

То же

1.5

Экологичность

Отсутствие вреда для окружающей среды и человека от использованных материалов и эксплуатации изделия

То же

1.6

Новизна,

оригинальность, уникальность

Ранее не существовал, своеобразие, необычность, единственный в своем роде (проявление индивидуальности исполнителя)

То же

Итого:

2.1

Актуальность

Современность тематики проекта, востребованность проектируемого результата

Защита проекта

Пояснительная записка

Видеоряд (эскизы, схемы, чертежи, графики, рисунки, макеты)

2.2

Проблемность

Наличие и характер проблемы в замысле

Обоснование проблемы в докладе

2.3

Технологичность

Выбор оптимального варианта исполнения и его технологическая разработанность

Защита проекта

Пояснительная записка

Видеоряд (эскизы, схемы, чертежи, графики, рисунки, макеты)

2.4

Соответствие объемам учебного времени

Качественное выполнение проекта в определенные сроки

Пояснительная записка

2.5

Экологичность

Отсутствие вредных для здоровья компонентов, материалов, отходов в процессе изготовления продукта

То же

2.6

Экономичность

Оптимальные затраты на материалы и изготовление

То же

2.7

Безопасность

Соблюдение правил техники безопасности

Пояснительная записка, доклад, видеоряд

2.8

Содержательность

Информативность, смысловая емкость проекта

Защита проекта

Пояснительная записка

Видеоряд (эскизы, схемы, чертежи, графики, рисунки, макеты)

2.9

Разработанность

Глубина проработки темы

Защита проекта

Пояснительная записка

Видеоряд (эскизы, схемы, чертежи, графики, рисунки, макеты)

2.10

Завершенность

Законченность работы, доведение до логического окончания

Пояснительная записка

2.11

Наличие творческого компонента в процессе проектирования

Вариативность первоначальных идей, их оригинальность; нестандартные исполнительские решения и т.д.

Пояснительная записка, доклад

2.12

Самостоятельность

Степень самостоятельности учеников определяется с помощью устных вопросов к докладчику, вопросов к учителю-руководителю ПДУ.

Ответы на вопросы экспертов

Итого:

3.1

Соответствие стандартам оформления

Наличие титульного листа, оглавления, нумерации страниц, введения, заключения, словаря терминов, библиографии

Пояснительная записка Видеоряд

3.2

Системность

Единство, целостность, соподчинение отдельных частей текста, взаимозависимость, взаимодополнение текста и видеоряда

Пояснительная записка

3.3

Лаконичность

Простота и ясность изложения

Пояснительная записка

3.4

Аналитичность

Отражение в тексте причинно-следственных связей, наличие рассуждений и выводов

Пояснительная записка

3.5

Дизайн

Композиционная целостность текста, продуманная система выделения; художественно-графическое качество эскизов, схем, рисунков

Пояснительная записка, видеоряд

3.6

Наглядность

Наличие видеоряда, четкого, доступного для восприятия с учетом расстояния до зрителей

Графики, схемы, макеты и т.п.

Итого:

4.1

Качество доклада

Системность, композиционная целостность; полнота представления процесса, подходов к решению проблемы; краткость, четкость, ясность формулировок

Процесс защиты проекта

Поведение учащего

ся- докладчика

4.2

Ответы на вопросы

Адекватность ответов поставленным вопросам; аргументированность; полнота, убедительность; содержательность, краткость

Процесс защиты проекта

Поведение учащего

ся-докладчика

4.3

Личностные проявления докладчика

Уверенность, владение собой; настойчивость в отстаивании своей точки зрения; культура речи, поведения. Удержание внимания аудитории; импровизационность, находчивость; эмоциональная окрашенность речи

Процесс защиты проекта

Поведение учащего

ся- докладчика

Итого:

Всего:

Методика работы с оценочным листом

      Напротив каждого из критериев в графах под общим названием «Аспекты ПДУ» ставится оценочный балл

  Он исчисляется так:

- если показатели критерия проявились в объекте оценивания в полной мере -1 балл;

- при частичном присутствии -0,5 балла;

- если отсутствуют – 0 баллов.

      Далее суммируются все баллы в колонках под соответствующими аспектами (выделены жирным) и эти величины проставляются в строках «Итого» для каждого аспекта оценивания. Затем подсчитывается общая сумма баллов и проставляется в строке «Всего».

Максимально возможная оценка равна сумме оценок всех критериев, выраженной в баллах. Эта оценка может использоваться и в качестве рейтинговой оценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лингвистический и методический аспекты изучения текста в школе

В данной статье рассматриваются лингвистический и методический аспекты мзучения текста в школе.Необходимость комплексного анализа текста на уроках русского языка и литературы в средней школе осо...

Методическая разработка по теме "Формирование лексических навыков говорения при изучении английского языка в 6 классе средней школы по теме «Здоровье»"

Методическая разработкаФормирование лексических навыков говорения при изучении английского языка в 6 классе средней школы  по теме «Здоровье»...

Методические аспекты изучения темы «Движения» в курсе геометрии основной школы.

Курсовая работа по теме "Методические аспекты изучения темы «Движения» в курсе геометрии основной школы"...

Методические аспекты изучения математической статистики в школе

В данной статье затрагиваются некоторые важные моменты изучения статистики в школе....

Фефилова Т.Ю. Звягина Л.Ю. Простые формы изучения сложных тем в истории костюма (на примере урока-игры «Костюм ханты»)

В статье описывается урок-игра "Апликация" по теме "Костюм ханты". Урок может быть проведен как на уроках истории и КНС, так и во внеурочных занятиях, а также в работе детских лагерей дневного пребыва...

Методические рекомендациипо подготовке и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в форме основного государственного экзамена

ГИА включает в себя обязательные экзамены по русскому языку и математике, а также экзамены по выбору обучающегося по двум учебным предметам из числа учебных предметов: физика, химия, биология, литерат...

Методические рекомендациип к последовательному выполнению сувенира "Ложка"

Методическая разработка предназначена для детей, взрослых и педагогов, владеющих навыками плетения....