Рабочая программа по швейному делу для 6 класса на 2012-2013 учебный год
рабочая программа по технологии (6 класс) по теме

Харчикова Наталья Владимировна

 

           Программа предусматривает подготовку учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида к самостоятельному выполнению производственных заданий по изготовлению швейных изделий.  Учащиеся должны уметь планировать работу по изготовлению изделия. В процессе   трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab_progrm_6_klass.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное (областное) специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №4

                                                     Утверждена приказом ОУ

                                        от 31.08.2012г. №58

                                              Директор школы        ____________О.Н. Самойлова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  швейному делу

для 6 класса

на 2012-2013 учебный год

Пояснительная записка.

Цель:  овладение общетрудовыми и специальными умениями и навыками в области технологии изготовления женской и детской легкой одежды; подготовить  школьников к поступлению в профессиональное училище.

Задачи:

-      освоение технологических знаний, технологической культуры на основе

включения обучающихся в разнообразные виды деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда; знаний о составляющих технологической культуры, организации производства и труда, снижение негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека, путях получения профессии и построения профессиональной карьеры;

- овладение трудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов,  безопасными приемами труда; умениями рациональной организации трудовой деятельности, изготовления объектов труда с учетом эстетических и экологических требований, сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;

- развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, творческих, коммуникативных и организаторских способностей, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса, к деловому сотрудничеству в процессе коллективной деятельности;

- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; формирование представлений о технологии как части общечеловеческой культуры, её роли в общественном развитии;

-    коррекция и развитие  устной речи, недостатков психофизического развития учащихся с ограниченными возможностями умственного развития, их познавательных возможностей и интересов.

          

Нормативно-правовые  документы, на основе которых

 разработана рабочая программа

Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, инструктивными письмами Министерства образования.

Сведения о программе

            Настоящая программа  составлена с учётом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал программы рассчитан по принципу усложнения и увеличения объёма сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает  возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей необходимые им навыки построения чертежей, пользования технологическими картами.

Место и роль учебного курса

           Программа предусматривает подготовку учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида к самостоятельному выполнению производственных заданий по изготовлению швейных изделий.  Учащиеся должны уметь планировать работу по изготовлению изделия. В процессе   трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.

Информация о количестве учебных часов.

Количество часов на год – 272

Количество часов в неделю – 8

Контрольных административных работ - 2

                     

Формы организации образовательного процесса.

     Трудовое обучение в специальной (коррекционной) школе организуется в

различных формах: проводятся учебные занятия, производственная практика,

общественно полезный производительный труд, а также факультативная  работа. Основной формой организации трудового обучения обучающихся является учебное занятие продолжительностью 2 учебных часа.

Учебное занятие по труду в дидактическом отношении приравнивается к уроку, поэтому к нему предъявляются такие же требования, как к любому уроку по общеобразовательным предметам. Требования, предъявляемые к учебному занятию по труду, состоят в следующем:

1. Целенаправленность занятий.

2. Оптимальность объема учебного материала, подбираемого для каждого занятия.

3. Соблюдение дидактических этапов занятия. Обучение — структурный процесс, поэтому каждое занятие должно иметь четко выраженную структуру, или дидактические этапы (повторение пройденного, изучение нового материала, закрепление, подведение итогов). Структура занятия зависит от содержания учебного материала, педагогических целей и организационных условий.

4. Соответствие методов обучения дидактическим целям и содержанию учебного материала.

5. Рациональное использование учебного времени.

6. Индивидуальный подход в обучении.

                                   Технология обучения

Традиционные технологии:

- объяснительно-иллюстративные

Педагогические технологии на основе личностно ориентированного педагогического процесса:

- педагогика сотрудничества,

- проблемное обучение,

- гуманно-личностная,

- здоровьесберегающие технологии,

- коллективный способ обучения (работа в парах).

                            Виды и формы контроля.

            

- индивидуальный устный опрос по изученному материалу;

- фронтальный опрос;

- ответы на поставленные вопросы;

- проверка  знаний при помощи тестов;

- обобщающая беседа;

- выполнение практической работы;

- поурочный контроль знаний ( четверть, год, экзамен).

Планируемый уровень подготовки учащихся.

        В результате прохождения программного материала, обучающиеся

должны знать:

правила безопасной работы с ручными инструментами и на промышленной

универсальной швейной машине; принцип изготовления пряжи, нитей и тканей, классификацию текстильных волокон, структуру полотняного, саржевого и сатинового переплетений, свойства нитей основы и утка,

свойства тканей из натуральных растительных волокон (льняные, шерстяные ткани); технические характеристики, назначение основных узлов универсальной швейной машины, виды приводов швейной машины, правила подготовки универсальной швейной машины к работе; правила заправки верхней и нижней нитей; эксплуатационные, гигиенические и эстетические требования, предъявляемые к одежде, последовательность построения основы чертежа, некоторые способы моделирования ночных сорочек. Назначение, конструкцию, условные графические обозначения и технологию

выполнения следующих швов: бельевого, запошивочного, стачного взаутюжку, расстрочного, накладного  с закрытым срезом, накладного с открытым срезом, вподгибку с открытым и закрытым срезом; способы раскладки выкройки на ткани, оборудование рабочего места и приемы влажно-тепловой обработки, требования к качеству готового изделия; способы ремонта одежды заплатами в виде аппликации, и штопкой, правила ухода за одеждой из шерстяных и льняных тканей.

 уметь:

определять в ткани нити основы и утка, лицевую и изнаночную стороны ткани, определять на ощупь шерстяные и полушерстяные ткани; включать и отключать маховое колесо от механизма машины, наматывать нитки на

шпульку. Заправлять верхнюю и нижнюю нити, запускать швейную машину и регулировать ее скорость. Выполнять машинные строчки (по прямой, по кривой, с поворотом на определенный угол с подъемом прижимной лапки), регулировать длину стежка; читать и строить чертеж ночной сорочки

снимать мерки и записывать результаты измерений, выполнять на универсальной швейной машине следующие швы: бельевой, запошивочный, стачной взаутюжку, стачной вразутюжку, расстрочной, накладной с

закрытым срезом, накладной с открытым срезом, вподгибку с открытым и закрытым срезом, распускать швы. Выполнять обмеловку и раскрой ткани, переносить контурные и контрольные линии выкройки на ткань, обрабатывать детали кроя, накалывать, обрабатывать срезы швом вподгибку с закрытым срезом, тесьмой или оборкой, выполнять влажно-тепловую обработку и определять качество готового изделия; ремонтировать одежду заплатами, штопкой.

-технологию и способы  обработки изделий из ткани;

-назначение измерительных инструментов;

-устройство швейной машины;

-основы проектирования.

Информация об используемом учебнике.

         Программа В.В.Воронковой, учебник «Швейное дело» 6 класс  под редакцией Г.Г.Мозговой, Г.Б. Картушина, Москва «Просвещение», 2006г. В помощь учителю предлагаются: примерное тематическое планирование, методические рекомендации к урокам. Представленные материалы используются в помощь детям с нарушениями в развитии к будущей самостоятельной жизни.

Содержание рабочей программы.

1-я четверть.

Вводное занятие-2часа.

Профессия швеи-мотористки. Задачи обучения и план работы на четверть. Правила работы в мастерской. Распределение рабочих мест.

Обработка обтачкой среза ткани-12 часов.

Обтачка: виды и применение в изготовлении белья и легкого платья, правила соединения. Ориентировка, по операционной карте. Обработка срезов ткани с помощью обтачки на образце.

Обработка долевой обтачкой косого среза ткани- 12 часов.

Изделие: косынка для работы. Косой срез ткани: свойства (растяжимость и сыпучесть краев), учет свойств при обработке изделия. Складывание ткани для раскроя косынки. Определение правильности косого среза на ткани. Определение долевой обтачки для обработки среза. Раскрой и соединение долевой обтачки. Обработка долевой обтачкой косынки.

Обработка сборок. Изделие.  Отделка изделия-6 часов.

Сборка как отделка на женском и детском легком платье, белье, рабочей одежде. Правила припуска ткани на сборку. Положение регулятора строчки на швейной машине для выполнения сборок. Выполнение и равномерное распределение сборок.

Обработка двойной косой обтачкой закруглённого срезав поясном изделии- 22 часа.

Изделие: фартук с закругленным срезом на поясе. Ткани для пошива, детали, названия контурных срезов, швы, виды отделки. Строчки для сборок. Контрольная линия. Производство хлопчатобумажной ткани. Полотняное переплетение. Свойства х/б ткани.

Ремонт одежды- 16 часов.

Заплата: формы, способы пришивания. Ручной способ.

Контрольная работа-4 часа.

Обработка закругленного среза двойной косой обтачкой.

2 – четверть

Вводное занятие-2 часа.

План работы на четверть. Правила безопасной работы с электроутюгом.

Запошивочный шов-6 часов.

Виды соединительного шва, ширина в готовом виде, конструкция, применение.

Построение чертежа, изготовление выкройки и раскрой плечевого бельевого изделия с закруглённым срезом-10 часов.

Изделие: ночная сорочка с круглым вырезом. Понятие масштаб. Масштабная линейка., применение, приемы работы. Правила и последовательность измерения человеческой фигуры, обозначение мерок. размеры изделия. Оформление чертежа изделия. Мерки для построения чертежей плечевого бельевого женского изделия. Название деталей изделия и контурных срезов.

Переплетение нитей в сатине и сарже. Сравнение этого переплетения с полотняным.

Обработка косой обтачкой закруглённого среза в плечевом бельевом изделии-22 часа.

Нижняя сорочка, ткани для пошива, детали, швы. Названия контурных срезов. Определение середины деталей путем сложения. Разновидности обработки срезов косой обтачкой. Назначение надсечек.

Практическая работа-12 часов.

Изготовление нижней женской и детской сорочки, детского фартука, косынки.

Самостоятельная работа-4 часа.

Обработка горловины косой двойной обтачкой.

3 – я четверть

Вводное занятие-2 часа.

Обязанности по сохранению оборудования в мастерской. Проверка состояния и подготовка к работе инструмента и швейных машин. Правила техники безопасности при обращении с ними.

Бытовая швейная машина-12 часов.

Марки, назначение, устройство, скорость, виды выполняемых работ. Правила безопасной работы на швейной машине с электроприводом. Механизмы регулировки швейной машины. Челночный комплект: разборка и сборка, назначение деталей. Разница  в работе между швейной машиной с ножным приводом и швейной машиной с электроприводом. Роль электропривода в изменении скорости шитья.

Обработка мягких складок-8 часов.

Значение мягких складок для отделки белья, легкого платья. Правила расчета ткани, кружев при раскрое. Различие в обработке мягких складок при индивидуальном и массовом изготовлении изделий.

Обработка и соединение накладного кармана с основной деталью-

8 часов.

Карман, назначение, фасоны. Отделочная строчка. Детали кармана с отворотом. Размер припусков на подгиб и отворот. Работа по лекалу.

Обработка подкройной обтачкой внешнего угла-8 часов.

Угол в швейном изделии (прямой, острый, тупой),применение. Подкройная обтачка. Значение надсечек. Обтачка из отделочной ткани.

Построение чертежа и раскрой фартука для работы-12 часов.

Фартук с нагрудником и бретелями, накладными карманами и сборками по поясу. Растительные волокна (лен). Обработка стеблей льна и получение льняного волокна. Свойства льняного волокна (длина, прочность). Действие воды и тепла на льняное волокно. Фартук, фасоны, назначение фасонов, ткани для пошива, название деталей и контурных срезов. Одинарные и парные детали фартука. Правила экономного расходования ткани при раскрое.

Соединение деталей изделия с помощью пояса и обработка отделочной строчкой-24 часа.

Виды ткани (гладкокрашеная, печатная, пестротканая, меланжевая). Отделка тканей. Соединение поясом нижней части фартука и нагрудника.

Самостоятельная работа-4 часа.

Изготовление по готовому крою накладного кармана. Обработка и соединение кармана с основной деталью. Выполнение отделочной строчки с ориентиром на лапку.

4 – четверть

Вводное занятие-2 часа.

Виды предстоящих работ.

Построение чертежа и раскрой поясного спортивного белья-8 часов.

Трусы-плавки: назначение, фасоны, ткани для изготовления. Мерки для построения чертежа плавок. Название деталей и контурных срезов.  Снятие и запись мерок.

Пошив поясного спортивного белья-12 часов.

Сравнение льняных и х/б тканей по свойствам: способность к окраске, прочность, воздухопроницаемость, способность впитывать влагу. Действие воды, тепла, щелочей на ткани. Учет свойств тканей при использовании. Виды отделок нижних срезов трусов- плавок.

Ремонт одежды-8 часов.

Заплата. Штопка. Эстетика одежды.

Построение чертежа и изготовление выкроек для деталей летнего головного убора12 часов.

Кепи и берет: назначение, фасоны, названия деталей и контурных срезов. Использование журналов мод для выбора фасона. Мерки для построения чертежа основной детали (клина). Количество клиньев в зависимости от формы изделия. Расход ткани в зависимости от фасона изделия и рисунка ткани.

Пошив летнего головного убора-16 часов.

Ткани для изготовления летних головных уборов. Материалы для отделки изделия (пуговицы, пряжки, эмблемы, тесьма). Настрочной и расстрочной швы: характеристика. Использование при пошиве головных уборов.

Контрольная работа-6 часов.

Пошив головного убора по готовому крою.

Учебно-тематический план по швейному делу.

Общее количество часов - 272

Тема

Кол-во часов


1

2

3

4

5


6

7



1

2

3


4


5

6




1

2

3

4


5

6

7


8



1

2

3

4

5


6

7


1 - четверть

Вводное занятие.

Обработка обтачкой среза ткани.

Обработка долевой обтачкой косого среза ткани.

Обработка сборок. Изделие.  Отделка изделия.

Обработка двойной косой обтачкой закруглённого срезав поясном изделии.

Ремонт одежды.

Контрольная работа.


2 – четверть

Вводное занятие.

Запошивочный шов.

Построение чертежа, изготовление выкройки и раскрой плечевого бельевого изделия с закруглённым срезом.

Обработка косой обтачкой закруглённого среза в плечевом бельевом изделии.

Практическая работа.

Самостоятельная работа.


3 – я четверть


Вводное занятие.

Бытовая швейная машина.

Обработка мягких складок.

Обработка и соединение накладного кармана с основной деталью.

Обработка подкройной обтачкой внешнего угла.

Построение чертежа и раскрой фартука для работы.

Соединение деталей изделия с помощью пояса и обработка отделочной строчкой.

Самостоятельная работа.


4 – четверть

Вводное занятие.

Построение чертежа и раскрой поясного спортивного белья.

Пошив поясного спортивного белья.

Ремонт одежды.

Построение чертежа и изготовление выкроек для деталей летнего головного убора.

Пошив летнего головного убора.

Контрольная работа.

74

2

12

12

6

22


16

4


56

2

6

10


22


12

4


78


2

12

8

      8


8

12

    24


4


64

2

8

12

8

12


16

6

Литература и средства обучения.

1. Мирский С.Л. Методика профессионально-трудового обучения во

вспомогательной школе. – М., Просвещение, 1980.

2. Труханова А.Т. Основы технологии швейного производства. – М., Высшая школа, 1978.

3. Мальцева Е.П. Материаловедение швейного производства. – М., Легкая и пищевая промышленность, 1982.

Учебно-методическое обеспечение.

1.Программа факультативной работы, календарно-тематический план.

2.Учебные пособия по технологии изготовления изделий.

3.Методические рекомендации по выполнению творческих работ.

4.Учебно-наглядные пособия: проектные работы обучающихся, таблицы по охране труда, образцы готовых изделий и работ, технологические карты.

5.Материалы и инструменты.

6.Компьютер для показа презентаций


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике в 5 классе на 2012-2013 учебный год

2).Общая характеристика учебного предмета, курса: -  краткая характеристика:курс математики 5 класса - важнейшее звено математического образования и развития школьников. Курс строится на индуктивной о...

Рабочая программа по алгебре в 7 классе на 2012-2013 учебный год

2).Общая характеристика учебного предмета, курса: -  краткая характеристика:Курс алгебры 7 класса характеризуется повышением теоретического обучения, постепенным усилением роли теоретических обобщений...

Рабочая программа по геометрии в 7 классе на 2012-2013 учебный год

  2).Общая характеристика учебного предмета, курса:-  краткая характеристика:Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о про...

Рабочая программа по физике в 7 классе на 2012-2013 учебный год

2).Общая характеристика учебного предмета, курса: -  краткая характеристика:Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад ...

Рабочая программа по алгебре в 8 классе на 2012-2013 учебный год

Пояснительная записка 1.) Цель изучения:Целью изучения курса алгебры в 8 классе  является развитие  вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений  до уровня, позволяющего уверенно испол...

Рабочая программа по геометрии в 8 классе на 2012-2013 учебный год

2).Общая характеристика учебного предмета, курса: -  краткая характеристика:Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования. Она необходима для приобретения конкретных знаний о п...

Рабочая программа по физике в 8 классе на 2012-2013 учебный год

Пояснительная записка 1.) Цель изучения:Изучение физики в 8 классе направлено на достижение следующих целей:освоение знаний о тепловых, электромагнитных  явлениях; величинах, характеризующих эти явлен...