Методическое пособие по выполнению практических работ дисциплины « Организация технического обслуживания автомобилей зарубежного производства».
учебно-методическое пособие по технологии (11 класс) по теме

 

Методическое пособие выполнено в помощь студентам 4 и 5 курсов при выполнении практических работ дисциплины « Организация технического обслуживания автомобилей зарубежного производства» в объёме 34 часа. Пособие содержит пояснения к каждой работе, в которые входит название темы, цель, деловые обозначения.

Методическое пособие предназначено для студентов ССУЗов специальности 190604

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 124.doc535 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент внутренней и кадровой политики

Белгородской области ОГБ ОУ СПО

«Белгородский строительный колледж»

Цикловая комиссия 190604 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

Лукьянов А.И.

Методическое пособие  по выполнению практических  работ дисциплины « Организация технического обслуживания автомобилей зарубежного производства».

                                             Белгород 2012г.

Методическое пособие по выполнению практических работ дисциплины «Организация технического обслуживания  автомобилей зарубежного производства».

Изд.1. – Белгород: Издательство Белгородского строительного колледжа, 2012 год

Автор: Лукьянов Александр Ильич – преподаватель Белгородского строительного колледжа

Рецензент: Преподаватель Шебекинского автотранспортного колледжа Красников Н.И.

Рецензент: Бугаёв В.А. –преподаватель Белгородского строительного колледжа.

Методическое пособие выполнено в помощь студентам 4 и 5 курсов при выполнении практических работ дисциплины « Организация технического обслуживания автомобилей зарубежного производства» в объёме 34 часа. Пособие содержит пояснения к каждой работе, в которые входит название темы, цель, деловые обозначения.

Методическое пособие предназначено для студентов ССУЗов специальности 190604

Белгородский строительный колледж, 2012 год

Оглавление

  1. Практическая  работа №1   ………………………………..                      
  2. Практическая  работа №2  ………………………………...
  3.  Практическая  работа №3  ………………………………...
  4. Практическая  работа №4  …………………………………
  5. Практическая  работа №5  …………………………………
  6. Практическая  работа №6  ………………………………….
  7. Практическая  работа №7  …………………………………..
  8. Практическая  работа №8  …………………………………..
  9. Практическая  работа №9  ………………………………….
  10.  Практическая  работа №10 ……………………………….
  11.  Практическая  работа №11 ……………………………….
  12. Практическая  работа №12 ………………………………….
  13. Практическая  работа №13 …………………………………..
  14. Практическая  работа №14 ………………………………….
  15.  Практическая  работа №15 …………………………………
  16. Практическая  работа  №16 …………………………………
  17. Практическая  работа  №17 …………………………….......

Практическая работа № 1                                                                                                                                                                                        Тема: Специальные виды технического обслуживания автомобильного транспорта. 

   Цель: Практически изучить техническое обслуживание газобаллонной установки, работающей на сжатом природном газе.

Техническое обслуживание автомобилей работающих на альтернативном топливе.

Ежедневное техническое обслуживание  (ЕО)

При ЕО осмотром проверяют крепление газовых баллонов и герметичность соединений всей газовой системы. По окончании работы автомобиля при работающем двигателе проверяется герметичность бензиновой системы питания, а после выработки газа и остановки двигателя  проверяют герметичность арматуры баллонов, и вентилей, крепление газового клапана-фильтра, бензинового клапана фильтра, надёжность соединения электрических клапанов. При необходимости сливается отстой из редуктора низкого давления.

Первое техническое обслуживание (ТО-1)

При ТО-1 кроме работ, выполняемых при ЕО, дополнительно: смазывают Литолом-24  резьбы газовых вентилей, проверяют работу предохранительного клапана газового редуктора высокого давления, очищают все фильтрующие элементы газовой системы, с использованием газовых течеискателей или мыльного раствора проверяют герметичность системы (опрессовывают систему сжатым воздухом под давлением 1,6 МПа). Проверяют пуск двигателя на газе и бензине, работу двигателя на холостом ходу и переходных режимах, при необходимости проводят соответствующие регулировки.

Второе техническое обслуживание (ТО-2)

При ТО-2 кроме работ, выполняемых при  ЕО и ТО-1, проверяют герметичность редукторов высокого и низкого давления, проверяют и при необходимости регулируют величину  давления при выходе из редукторов. Давление из РВД -1,2 МПа, давление из РНД - 0,05-0,1 КПа. Проверяют работу манометров, крепление карбюратора, газового смесителя, проводят замену или очистку воздушного фильтра, выполняют контроль и регулировку токсичности отработавших газов.

Сезонное обслуживание (СО).

При выполнении СО  выполняют все работы ТО-2 и дополнительно снимают карбюратор, выполняют его разборку чистку и регулировку, сливают отстой и промывают топливный бак.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2

Тема: Структура и содержание производственной деятельности станций технического обслуживания автомобилей.

     Цель: практически изучить производственную деятельность СТОА.

Структура системы ТО и ремонта автомобилей содержит три основных направления деятельности:

-предпродажное обслуживание и продажу новых и подержанных автомобилей;

-продажу запасных частей, эксплуатационных материалов и принадлежностей к ним;

-техническое обслуживание и текущий ремонт в гарантийный и послегарантийный периоды эксплуатации, а также капитальный ремонт агрегатов и восстановительный ремонт автомобилей, в том числе устранения повреждений кузова автомобилей, вызванных дорожно-транспортным происшествием.

 Для повышения срока службы отдельных деталей, узлов и агрегатов и автомобиля в целом, а также предупреждения внезапных отказов, и сокращения времени простоя в ремонте ТО проводят по плану, с учётом факторов пробега или времени.

Под режимом ТО  (ЕО, ТО-1, ТО-2) автомобиля понимают периодичность воздействий профилактического характера, перечень операций, обеспечивающих наименьшее число отказов в процессе эксплуатации автомобиля и трудоёмкость выполняемых работ.

Практика эксплуатации и обслуживания легковых автомобилей, а также опыт работы автозаводов по повышению надежности комфортабельности автомобилей показали целесообразность выполнения ТО по талонам сервисной книжки. Объём работ регламентируется специальным перечнем, определённым для каждого вида талона, причём периодичность и объёмы  ТО могут меняться по мере совершенствования конструкции автомобиля и качества эксплуатационных материалов.

Основным критерием приспособленности автомобиля к ТО является эксплуатационная технологичность, которая определяется удобством доступа, лёгкосъёмностью агрегатов, узлов и деталей, степенью взаимозаменяемости и унификации систем, узлов, агрегатов и применяемых деталей.

Ремонт автомобиля объективная необходимость, которая диктуется техническими и экономическими причинами. Они обусловлены тем, что производства автомобилей, а также различные сроки их эксплуатации не могут обеспечить одинаковые сроки службы деталей и сборочных единиц, составляющих изделие.

Ремонт автомобилей подразделяют на текущий и капитальный.

Текущий ремонт выполняется для обеспечения или восстановления работоспособности изделия и состоит в замене и (или) восстановлении отдельных деталей. Характерными работами ТР являются разборочные, сборочные , слесарные, сварочные, замена агрегатов и узлов и деталей. При ТР допускается замена деталей, достигших предельного состояния, кроме базовых. Потребность в ТР устанавливается при контрольных осмотрах, во время ТО, диагностики, а также по заявке владельца автомобиля.

Капитальный ремонт автомобиля выполняется для полного или близко к полному восстановления работоспособности автомобиля с заменой или восстановлением любых его агрегатов и узлов, включая базовые.

Капитальный ремонт легковых автомобилей на СТОА выполняется в основном необезличенным методом на универсальных постах. Практика капитального ремонта легковых автомобилей в авторемонтных организациях и СТОА показала, что наиболее прогрессивным с точки зрения обеспечения качества является индивидуальный ремонт автомобилей, а наиболее производительным - агрегатный.

Основные виды работ выполняемые на СТОА:

-уборочно-моечные работы;

-диагностика;

-Тои ТР:

-смазочные;

-кузовные;

-окрасочные.

 Типовая СТОА имеет 14 производственных участков:

  1. Приёмка и выдача автомобилей.
  2. УМР.
  3. Диагностика.
  4. ТО.
  5. ТР.
  6. Смазка.
  7. Ремонт и зарядка АКБ.
  8. Ремонт электрооборудования.
  9. Ремонт топливного оборудования.
  10. Агрегатно-механический
  11. Шиномонтажный
  12. Обойный
  13. Кузовной.
  14. Малярный.
  15. Участок по ремонту ГБУ

Если при СТОА имеется магазин, то  производится

            16 Предпродажная подготовка.

 Вспомогательные помещения: склад запчастей, помещение для клиентов, АБК.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №3

Тема: Методы производства и организации технологического процесса технического обслуживания и ремонта автомобилей.

       Цель работы: Практически изучить методы производства и организацию производственного процесса на СТОА.

Существуют 2 метода организации производства работ:

  1. Агрегатно-узловой (обезличенный).
  2. Индивидуальный (необезличенный).

    На СТОА агрегатно-узловой практически не применяется.

При организации работ на постах на СТОА должны учитываться следующие требования:

  1. Типизация технологических процессов Тои ТР.
  2. Специализация постов по видам работ.
  3. Возможность применения агрегатно-узлового метода ремонта.
  4. Механизация с применением универсального оборудования.
  5. Применение диагностики.
  6. Максимальная загрузка постов и оборудования.
  7. Минимальный срок простоя автомобиля на посту.
  8. Рациональная организация рабочих мест.
  9. Соблюдение условий труда.
  10. Соблюдение мер безопасности.
  11. Экономическая эффективность.

Посты СТОА подразделяются :

- рабочие;

- вспомогательные;

-машино-места ожидания.

По конструкции и технологической оснащённости посты делятся на 5 групп:

  1. Напольные посты  без ПТО выполняются работы по диагностике, подготовка к покраске, тонировка, замена свечей зажигания и т.д. Мала распространены.
  2. Поста оборудованы канавами, но без канавных подъёмников. Могут быть оборудованы тельферами, передвижными кранами и домкратами. Возможен доступ сверху и снизу. Оси не вывешиваются.
  3. Посты оборудованы канавами и канавными подъёмниками, также имеются тельферы и т.д. Могут вывешивать оси. Выполняются работы по ТО и ТР ходовой . Пост считается универсальным.
  4. Посты оборудованы стационарными подъемниками передвижными домкратами для вывешивания колёс. Посты специализируются по работам по ТО и ТР. Для расширения технологической возможности посты оснащаются подъёмниками балконного типа.
  5. Посты, оснащённые специализированным оборудованием: проверка и регулировка света фар, углов установки управляемых колёс, тормозов, монтаж-демонтаж шин, балансировка, восстановление геометрии кузовов.

                                 

                                                                     

                                                                        СХЕМА

технологического процесса ТР на СТОА.

                                                                                                      Мойка                                   Зона ожидания

                                                                                    Участок приёмки- выдачи

                                                                               Приёмка     Контроль и выдача

                                                                                                                                                                   Обойный и окра-

             Участок диагностики                          Участок  ТР                           Кузовной участок      сочный участки

                      Участок ТО    

Специализированные участки

Ремонт и                    Ремонт                                   Ремонт                                 Шиномонтаж-                Агрегатно-

заряд АКБ           электрооборудования       топливной аппаратуры                  ный                       механический

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4

Тема: Диагностирование технического состояния автомобиля.

      Цель работы: Практически изучить диагностику автомобилей.                    

   Для принятия решения по обслуживанию и ремонту автомобиля используют 2 вида информации: вероятностную (статистическую) и индивидуальную (диагностическую).

      При принятии решений по оперативному  управлению производственными процессами ТО и ТР автомобилей используется индивидуальная информация.

      На автомобильном транспорте используется  техническое диагностирование- процесс определения технического состояния автомобиля, его агрегатов и узлов без разборки и прогнозирование его работы в будущем. Диагностирование завершается выдачей заключения о необходимости проведения практической части операций ТО или ремонта.

     Использование инструментальных методов контроля позволяет

повысить полноту и качество  выполнения операций ТО и ремонта

при определённом снижении требований к квалификации персонала.

     Методы диагностирования автомобилей, их агрегатов узлов и деталей характеризуется способом измерения и физической сущностью параметров. В настоящее время принято выделять три основных группы средств технического измерения, классифицированных в зависимости от вида диагностических параметров.

        СРЕДСТВА ТЕХНИЧЕСКОГО ДИАГНОСТИРОВАНИЯ АВТ ОМОБИЛЯ  

                                                                                                                                                     

         

                                              ВСТРОЕННЫЕ                                   УСТАНАВЛИВАЕМЫЕ                               ВНЕШНИЕ                          (БОРТОВЫЕ)                                        НА АВТОМОБИЛЬ                                                                                                          

СТАЦИОНАРНЫЕ            ИНДИКАТОРЫ ПРЕДЕЛЬНОГ           СРЕДСТВА ДЛЯ ОЦЕНКИ

       СТЕНДЫ                                    СОСТОЯНИЯ                                   И ЗАПОМИНАНИЯ

                                                                                                                ПАРАМЕТРОВ СОСТОЯНИЯ

  ПЕРЕНОСНЫЕ                    УСТРОЙСТВА ДЛЯ                                ИНФОРМАЦИОННО  -

     ПРИБОРЫ                      ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО                            СОВЕТУЮЩИЕ  

                                                СЪЁМА ИНФОРМАЦИИ  

                                                           

                                               СРЕДСТВА ДЛЯ ОЦЕНКИ

                                              ПАРАМЕТРОВ СОСТОЯНИЯ

                                                          В ДИНАМИКЕ

                   

Первая группа средств базируется на имитации скоростных и нагрузочных режимов работы автомобилей и определении при заданных условиях выходных параметров. Для этой цели используются стенды с беговыми барабанами или параметры определяются непосредственно в процессе работы автомобиля на линии.

Вторая группа  включает в себя методы, оценивающие по герметичности рабочих объёмов степень износа цилиндро-поршневой группы двигателя, работоспособность пневматического привода тормозов, плотность прилегания клапанов к сёдлам и т.п. путём создания в рабочем объёме избыточного давления (опрессовки)  или, наоборот, разрежения  и в оценке интенсивности падения давления  (разрежения).

Третья группа методов основывается на объективной оценке параметров в статике.

Практическая работа № 5

Тема : Оборудование для диагностики автомобилей. Установка модели SMC-2001 ED.

Цель работы: Изучить устройство и работу установки SMC-2001 ED.

Стенд SMC-2001 ED

  Стенд SMC 2001 ED предназначен для использования в стационарных условиях. Питание стенда 12 V. Укомплектован встроенным электронным блоком с таймером, который полностью контролирует работу установки. Стенд позволяет производить диагностику топливного насоса бензинового двигателя обслуживаемого автомобиля (измерять его производительность и создаваемое давление). В комплект поставки входят: комплект переходников и шлангов, инструментальная стойка и техническая литература.

1. Дисплей таймера.

Кнопки:

2. Увеличение времени очистки.

3. Уменьшение времени очистки.

4. Включение/ Выключение установки.

5. Слив очистителя.

6. Манометр для контроля давления.

7.Регулятор давления: для увеличения давления - вращать по часовой стрелке, для уменьшения давления - против часовой стрелки.

8. Горловина залива жидкости.

9. Быстроразъемное соединение “Подающая ветвь” -для подключения подающего шланга.

10. Быстроразъемное соединение “Обратная ветвь” - для подключения обратного шланга.

На стенде SMC-2001 ED возможно: очистить инжектора, топливную системы автомобиля, включая клапана, камеру сгорания, верхнюю часть поршня и т.д. Стенд можно использовать на следующих топливных системах:

бензиновые двигатели:

- карбюратор;

- механический впрыск (инжектор, открывающийся под давлением К, КЕ-jetronic);

- электронный впрыск (инжектор, открывающийся под действием электронного импульс а, L, LE, LH - motronic, ECI и т.д.);

- моновпрыск (системы из одного или 2-х инжекторов без непрерывного впрыска, monojetronic, monopoint).

дизельные двигатели (также имеют инжекторы топлива - форсунки).

Также стенд позволяет во время проведения очистки определить рабочее давление в топливной системе автомобиля.

Оборудование SMC-2001ЕD позволяет очистить:

- Впускной тракт, распределительную магистраль, регулятор давления топлива и трубопроводы от смолянистых отложений;

- Инжекторы (форсунки) - от смолянистых и карбоновых отложений;

- Клапана, камеру сгорания, свечи, верхнюю часть поршня и поршневые кольца от нагара (карбоновых отложений).

Результат очистки:

- Оптимальное распыление инжекторов (форсунок);

- Улучшение смесеобразования и наполнения цилиндров топливно-воздушной смесью;

- Улучшение сгорания топливной смеси;

- Повышение эффективности работы двигателя;

- Устойчивая работа двигателя;

- Устранение провалов во время ускорения;

- Восстановление компрессии;

- Улучшение динамики автомобиля;

- Устранение детонационных стуков;

- Снижение СО и СН;

- Возможность регулировки  СО и СН в выхлопе в соответствии со стандартом;

- Оптимальная работа ТНВД;

- Уменьшение дымности;

- Снижение расхода топлива;

- Увеличение срока службы инжекторов, клапанов и других частей топливной системы.

  Для проведения очистки топливной системы необходимо:

- отсоединить топливные шланги, ведущие от фильтра к топливной рампе с форсунками, и с помощью переходников и шлангов соединить их с гнездом   «Pressur»  установки;

- отсоединить топливные шланги, ведущие от топливной магистрали (рампы) с форсунками к топливному баку, с помощью переходников и шланга  соединить с гнездом «Return» установки;

- с помощью специального шланга замкнуть систему «бак- насос- фильтр»;

- в бачок установки залить очищающую жидкость;

- на выводы АКБ автомобиля надеть разъёмы проводов установки (следите за полярностью), на панели загорится контрольная лампочка – установка готова к работе;

- установить необходимое давление в системе с помощью регулятора давления и манометра, нажать кнопку «ВКЛ/ВЫКЛ»;

- пустить двигатель автомобиля.

  Время очистки зависит от рекомендации производителя очищающей жидкости (обычно это 2 цикла по 15  мин).

  После очистки надо разъединить шланги, подсоединить штатную систему питания и дать поработать двигателю при повышенной частоте  вращения коленчатого вала.

                                    Практическая работа № 6

Тема: Практическое изучение установки для экспресс - замены масла и установки для замены тормозной жидкости.  

       Цель работы: Практически изучить установку для экспресс -замены моторного масла в двигателе внутреннего сгорания и установку для замены тормозной жидкости на автомобиле.

Установка для замены масла   АОЕ 1030 удаляет отработанное масло и другие жидкости из любого транспортного средства при помощи вентури- вакуумной вытяжной системы.

Великолепно подходит для автомобилей, моторных лодок, мотоциклов и других малых двигателей.

Использующая вакуум-система портативна и проста в эксплуатации.

Включает восемь щупов (металлических и гибких), оборудованных быстро разъединяющимися муфтами (наконечниками) для извлечения жидкости

В состав системы входят адаптеры для автомобилей BMW и Фольксваген

Возможность самоочистки делает работу с устройством чистой и легкой AOE1030 AOE

Емкость бака 30 литров.

 Емкость откачки 21-22 литра.

 Давление вакуума 7-8 bar .

 Время герметизации 60-90секунд

 Скорость откачки 1,5-2 литра в минуту

 Шланг откачки 2000 mm

 Макс. емкость откачки 22 литра

 Макс. давление откачки 1 bar

 Длина шланга 2000 mm 2000

Воздушное подсоединение 1,4 дюйма  масса 15 кг

 

 

                                    Практическая работа № 6

Тема: Практическое изучение установки для экспресс - замены масла и установки для замены тормозной жидкости.  

       Цель работы: Практически изучить установку для экспресс -замены моторного масла в двигателе внутреннего сгорания и установку для замены тормозной жидкости на автомобиле.

Установка для замены масла   АОЕ 1030 удаляет отработанное масло и другие жидкости из любого транспортного средства при помощи вентури- вакуумной вытяжной системы.

Великолепно подходит для автомобилей, моторных лодок, мотоциклов и других малых двигателей.

Использующая вакуум-система портативна и проста в эксплуатации.

Включает восемь щупов (металлических и гибких), оборудованных быстро разъединяющимися муфтами (наконечниками) для извлечения жидкости

В состав системы входят адаптеры для автомобилей BMW и Фольксваген

Возможность самоочистки делает работу с устройством чистой и легкой AOE1030 AOE

Емкость бака 30 литров.

 Емкость откачки 21-22 литра.

 Давление вакуума 7-8 bar .

 Время герметизации 60-90секунд

 Скорость откачки 1,5-2 литра в минуту

 Шланг откачки 2000 mm

 Макс. емкость откачки 22 литра

 Макс. давление откачки 1 bar

 Длина шланга 2000 mm 2000

Воздушное подсоединение 1,4 дюйма  масса 15 кг

 

 

Практическая работа № 8 

                     Тема: Техническое обслуживание, поиск неисправностей, устранение их в АКПП.

    Цель: Практически изучить устройство АКПП, её диагностику и устранение           неисправностей.

   АКПП различных фирм в целом не имеют существенных различий. Во всех заднеприводных автомобилях в АКПП стоят фрикционные диски в муфтах сцепления меньшего размера. В муфтах низших передач они немного больше, а в повышающих примерно одинаковые.

   Переключение передач в АКПП осуществляется с помощью ЭБУ.

    Преимущество электронного управления является более точная реакция трансмиссии на изменение дорожных условий и управляющих воздействий водителя. ЭБУ учитывает: частоту вращения коленвала, сопротивление движению, положение тормозной педали, положение и скорость изменения положения дроссельной заслонки, стиль вождения (спортивный или экономичный ). Алгоритм ЭБУ предусматривает функцию « kick-down» - переход на низжую передачу для быстрого разгона автомобиля в случае необходимости.

   Для безопасности – блокировка стартера при положении селектора в положении отличном от N  или Р.

                                   - блокировка трансмиссии в положении Р когда ключ вынут из замка зажигания.

                                   - блокировка трансмиссии на режимы  N и Р при скорости автомобиля не выше 5 км.час

    В случае какой-либо неисправности ЭБУ формирует соответствующий код, который можно считать с помощью специального прибора, зная код неисправности можно быстро определить и устранить её причину.

   При диагностике  АКПП сначала считывают коды неисправностей двигателя и АКПП и устраняют неисправности двигателя. Затем тестируют АКПП. Причины неисправности АКПП:

       1.Неисправность гидравлической  системы.

       2.Механические неисправности.

       3.Неисправность фрикционных элементов.

       4.Неисправность гидротрансформатора.

       5.Неисправность электропроводки.

       6.Выход из строя электронных элементов.

       7.Неправильная регулировка.

      Неисправность в АКПП может быть вызвана  сбоями в работе двигателя или неправильной информацией, поступающей в ЭБУ.

   Если мощность двигателя недостаточна, то соответствующий датчик посылает сигнал в ЭБУ АКПП. Неверно считанная информация может привести к жёсткому или запоздалому переключению передач, что добавит к уже неправильному работающему двигателю, дополнительную ошибочную информацию.

      ДИАГНОСТИКУ начинают с проверки состояния контрольной лампы индикации неисправностей. Неисправности устраняют в соответствии  с диагностическими кодами. Загорание лампы индикации на панели приборов указывает на то, что блоком управления двигателем или силовым агрегатом  обнаружена неисправность в системе контроля токсичности отработавших газов или неисправность деталей силового агрегата—двигателя или АКПП

                                           

                                                        Проверка двигателя в режиме останова.

 Частота вращения двигателя в режиме останова  оснащённых  АКПП  TORQUEFLITE A-413:

        Рабочий объём двигателя, л.                                                                   Частота вращения при останове об\ мин

             2.2

    без наддува                                                                                                         2050-2250

    с турбонаддувом                                                                                                3150-3350

              2.5                                                                                                            2250-2450

              3.0                                                                                                            2500-2700

    Если частота вращения двигателя выше , чем частота вращения первичного вала АКПП проверку необходимо прекратить и искать причину этого. Причиной может быть пробуксовывание фрикциона или низкое рабочее давление из – за повреждения шлицев турбины на ведущем валу.

   Если частота вращения коленвала меньше на 100-200 об/мин , то может быть потеря мощности двигателя из-за свечей или проводов высокого напряжения.

                                  ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ УСТРАНЕНИЯ НЕИСПРАВНОСТЕЙ.

  1. Анализ неисправностей - возможные проявления неисправностей:

   - автомобиль не движется или плохо разгоняется  (пробуксовка муфт при разгоне или торможении);

   -жёсткое переключение передач;

   -нет переключения на следующие передачи;

   -нет переключений на повышенные или пониженные передачи;

   - нет торможения двигателем;

    -нет переключения на стояночную тормозную систему.  

        2.  Предварительная проверка и регулировка:

            -проверка частоты вращения коленчатого вала в режиме холостого хода;

            -проверка полного открытия дроссельной заслонки;

            -регулировка длины хода троса дроссельной заслонки;

            -проверка уровня и состояния рабочей жидкости;

            -проверка включателя блокировки пуска двигателя;

            -проверка включения управления повышающей передачей;

           - проверка давления в магистрали.

        3.    Испытания:

            - определение частоты вращения вала двигателя на холостом ходу;

            -определение времени задержки при переключении передач;

            -определение давления рабочей жидкости;

            - дорожные испытания.

        4.    Определение возможной причины неисправности.

        5.    Устранение неисправности.

        6.    Окончательный контроль.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 9

             Тема: Практическое изучение работ по монтажу и демонтажу шин. Проверка установки передних колёс.

Цель работы: практически изучить работы по монтажу-демонтажу автошин и проверке углов установки управляемых колёс.                  

Монтаж и демонтаж шин осуществляется на специальном участке, оснащённым необходимым оборудованием, приспособлениями и инструментом. Монтаж и демонтаж шины производится на специальном стенде обученным специалистом.

При демонтаже и монтаже шин в пути необходимо пользоваться специальными монтажными лопатками, имеющимися в комплекте инструмента.

Демонтаж шины:

  1. Положить колесо замочным кольцом вверх и выпускается воздух из шины.
  2. Сделать пометки на шине и ободе  для последующей сборки (для балансировки).
  3. Вставить прямую лопатку между бортовым кольцом и шиной, отжать борт шины вниз.
  4. В образовавшийся зазор вставить изогнутую лопатку так, чтобы конец лопатки упирался в бортовое кольцо, а пятка опиралась на прямую лопатку.
  5. Перемещая прямую и изогнутую лопатки по окружности обода колеса и отжимая вниз борт шины, снять его с конической полки замочного кольца.
  6. Вставить конец прямой лопатки в прорезь на замочном кольце и отжать кольцо из канавки.
  7. Приподнять замочное кольцо вверх, упирая изогнутую лопатку в бортовое кольцо.
  8. Продолжая удерживать замочное кольцо в приподнятом положении, завести конец прямой лопатки под нижний торец замочного кольца.
  9. Удерживая замочное кольцо рукой, вынуть его прямой лопаткой из канавки обода. Вынуть бортовое кольцо и, перевернув колесо, снять борт шины с обода с помощью прямой и изогнутой лопаток. Поставить колесо вертикально, вынуть обод из шины до упора вентиля камеры в торец вентильного паза, утопить вентиль в паз и извлечь обод из шины.

Монтаж шины.

  1. Посыпать камеру тальком.
  2. Вложить камеру в покрышку и вставить ободную ленту.
  3. Подкачать камеру и ввернуть золотник.
  4. Положить шину на обод с некоторым перекосом и вставить вентиль в вентильный паз.
  5. Приподнять шину со стороны вентиля и надеть на обод.
  6. Надеть бортовое кольцо и вставить в канавку обода противоположную от разреза часть замочное кольца.
  7. Утопить сначала одну часть кольца, а затем другую.
  8. Убедиться, что кромки замочного кольца находятся под бортом шины.
  9. Положить шину замочным кольцом вниз и накачать шину до 0,5 кг/см2.

Убедившись, что борт шины по всей окружности находится на замочном кольце, довести давление до нормального.

ПРОВЕРКА УСТАНОВКИ УПРАВЛЯЕМЫХ КОЛЁС.

Углы установки передних колёс предусматриваются для повышения устойчивости автомобиля при движении и лёгкости управления.

Угол развала колёс характеризуется наклоном плоскостей вращения передних колёс наружу от вертикали. Благодаря этому углу разгружается наружный подшипник ступицы колеса, облегчается поворот колёс. Нарушение угла развала колёс приводит к одностороннему износу протектора. Если угол развала больше нормы - изнашивается наружная сторона протектора, если угол меньше – изнашивается внутренняя сторона протектора.

Угол схождения колёс – это разность размеров между крайними точками колёс на уровне их центров сзади и спереди. Угол схождения колёс необходим для предупреждения проскальзывания колёс, вызываемого развалом. И компенсации люфтов в шарнирах рулевого привода  и в подшипниках ступиц колёс.

Угол схождения колёс больше или меньше нормы вызывает ступенчатый износ протектора с образованием острых кромок, направленных к продольной оси автомобиля (при увеличенном угле) или наружу (при уменьшенном угле).

Регулировка угла схождения колёс осуществляется изменением длины боковых тяг рулевой трапеции.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №10

              Тема: Техническое обслуживание подвески.

              Цель: Практически изучить работы по техническому обслуживанию    

передней подвески

Через 10000 км пробега:

Проверить углы установки передних колёс и при необходимости произвести их регулировку на СТОА.

 Подтянуть крепления амортизаторов, стабилизатора поперечной устойчивости верхних и нижних продольных и поперечных штанг задней подвески.

Через 20000км пробега проверить величину люфта в подшипниках ступиц передних колёс. В заднеприводных автомобилях люфт проверяют, приложив палец к зазору между краями тормозного барабана и щита тормоза  (при барабанных тормозах) или одновременно к гайке и краю отверстия ступицы (при дисковых тормозах).

При люфте свыше О.15 мм необходимо его отрегулировать.

 Регулировка подшипников колёс переднеприводного автомобиля.

- расшплинтовать регулировочную гайку;

- завернуть гайку ступицы моментом затяжки 20 Нм при постоянном проворачивании ступицы в обоих направлениях для самоустановки роликовых подшипников;

-слегка отвернуть гайку и снова затянуть моментом 6,8 Нм, а затем отпустить гайку на 20-25о или на 1-2 прореза (при наличии шплинта) и застопорить её в этом положении вдавливанием лунок или шплинтованием.

Правильность регулировки проверяется по наличию люфта, лёгкости вращения и отсутствию нагрева при движении.  

                   Переднеприводный автомобиль.

На переднеприводном автомобиле регулировка подшипников ступиц передних и задних колёс не осуществляется, подшипники при повышенном люфте подлежат замене.

                 Регулировка схождения управляемых колёс.

Для регулировки схождения колёс при отсутствии специального стенда следует с помощью специальной телескопической линейки измерить расстояние между ободьями правого и левого колёс на расстоянии, примерно, 180 мм от поверхности площадки. Затем перекатить автомобиль так, чтобы замеренные точки обода оказались сзади также на высоте  180 мм. И произвести замер. Разность расстояний и будет схождение колёс.

                    Обслуживание  подвесок различных типов.

При рессорной подвеске обслуживание сводится к осмотру рессоры на предмет наличия треснувших листов, крепления центрового болта, износа боковых сторон кронштейна, износа площадки касания рессоры № 1 к кронштейну.

При пружинной подвеске обслуживание сводится к осмотру пружины и её упорных тарелок, проверяется провисание пружины (расстояние от фары до поверхности дороги). При значительном провисании или при неравномерном провисании правой и левой пружины заменяются обе пружины.

 При пневмоподвеске обслуживание сводится к осмотру пневмобаллона, стакана крепления пневмобаллона, подводящих шлангов на наличие трещин или механических повреждений.

      Проверка амортизаторов при постановке автомобиля на ТО производится на участке диагностике на стенде для проверки амортизаторов.

   Техническое состояние амортизаторов определяется по амплитуде колебаний совершаемой системой автомобиль – опорные площадки стенда в зоне резонансной частоты.

 Стенд состоит из 2-х платформ-вибраторов, размещённых на раме и пульта управления с приводом для записи диаграммы колебаний. Для каждой марки автомобиля или типа амортизатора установлены контрольные значения максимальной амплитуды резонансных колебаний, с которыми сравниваются полученные на диаграмме записи.

 

Практическая работа № 11

Тема: Отработка приёмов выполнения работ по диагностированию и регулировке рулевых управлений.

Цель работы: Практически научится диагностировать рулевое управление и производить работы по его регулировке.

Рулевое управление это совокупность механизмов служащих для поворота управляемых колёс и обеспечивающих движение автомобиля в заданном направлении.

Рулевое управление состоит из: рулевого механизма; рулевого привода  и усилителя.

Реечный рулевой механизм состоит из рулевого колеса, рулевой колонки, реечной передачи, поперечных тяг и усилителя. Он отличается лёгким ходом, практически не требует обслуживания. Обслуживание сводится к проверке и по мере необходимости заменяются уплотнительные манжеты.

Механизм рулевого управления с гидроусилителем отличается высокой надёжностью и также не требует особого ТО. При отказе насоса ГУР можно продолжать движение

Диагностика рулевого управления сводится к прослушиванию стуков при повороте рулевого колеса, замеру величины свободного хода и усилия, затрачиваемого для поворота рулевого колеса.

Неисправность

Причина

Способ устранения

Отдача (обратные толчки) на рулевом колесе.

Слабое натяжение или изнашивание приводного ремня насоса.

Отрегулировать натяжение ремня.

Рулевое колесо поворачивается с большим усилием.

Слабое натяжение или изнашивание приводного ремня.

Недостаточное количество рабочей жидкости в бачке.

Низкая частота вращения коленвала в режиме холостого  хода.

Сильно загрязнён фильтр заправочного бачка.

Низкое рабочее давление насоса ГУР


В ГУР воздушные пробки.


Отрегулировать натяжение ремня.

Долить рабочую жидкость.


Отрегулировать частоту вращения коленвала.

Заменить фильтр.


Отремонтировать или заменить насос ГУР.

Проверить герметичность уплотнений и удалить воздух.

Рулевое колесо в среднем положении или в одну сторону поворачивается с усилием

Неисправен насос ГУР

Отремонтировать или заменить насос ГУР.

При быстром повороте рулевого колеса требуется большое усилие.

Слабо натянут приводной ремень насоса.

Низкая частота вращения коленчатого вала в режиме холостого хода.

В гидросистему попал воздух.


Неисправен насос ГУР.

Отрегулировать натяжение ремня.

Отрегулировать работу двигателя.


Найти место разгерметизации, устранить её и удалить воздух.

Отремонтировать или заменить насос ГУР.

Сбои в работе рулевого управления.

Недостаточное количество рабочей жидкости в бачке, течь.

Наличие воздуха в гидросистеме.


Детали рулевого управления изношены.

Нарушена регулировка рулевого привода.

Большая изношенность шин.

Долить рабочую жидкость, устранить течь.

Проверить герметичность уплотнений и удалить воздух.

Проверить состояние узлов и устранить неисправности.

Отрегулировать привод.


Заменить шины.

Высокий уровень шума. Свистящий звук при крайнем положении рулевого колеса.

Недостаточное количество рабочей жидкости в бачке.

Выброс рабочей жидкости через предохранительный клапан.

Долить рабочую жидкость.


Отремонтировать или заменить насос. Проверить рабочее давление.

Высокий уровень вибрации.

Наличие воздуха в гидросистеме.


Механическое повреждение или плохое состояние шин.

Устранить причину и удалить воздух.

Заменить шины.

Для механизма рулевого управления с микропроцессором.

При движении с большой скоростью для поворота рулевого колеса требуется большое усилие.

Неисправно электрооборудование.

Проверить на стенде электрооборудование и устранить неисправность.

При вращении рулевого колеса усилие неравномерно.

Неисправен спидометр.

Заменить спидометр.

Практическая работа № 12

Тема: Отработка приёмов выполнения работ по диагностированию и регулировке тормозных систем.

        Цель работы: Практически изучить работы по диагностированию и регулировке тормозной системы.

Тормозные системы служат для снижения скорости и для полной остановки, а также для удержания на месте неподвижно стоящего автомобиля.

Эффективность рабочей тормозной системы оценивают по тормозному пути (от момента нажатия на педаль до его полной остановки при движению по горизонтальному участку  сухой дороги с асфальтовым покрытием) или по замедлению (для легкового автомобиля снаряженной массой - 5,2 м/сек2 , для полной массы с одним водителем 6,1м/сек2).

Тормозные системы должны обеспечивать равномерное распределение тормозных сил между колёсами одного моста.

Неисправность

             Причина

Способ устранения

Большой свободный ход тормозной педали

Отказ одного из тормозных контуров.

Проверить наличие тормозной жидкости в контурах.

Тормозная педаль уходит вниз слишком далеко и пружинит.

Воздух в тормозной системе.

Недостаточно тормозной жидкости в компенсационном бачке.

В тормозной жидкости образуются  пузырьки пара.

Разгерметизация трубопровода.

Прокачать тормозную систему.

Долить тормозную жидкость.


Удалить воздух из тормозной системы.

Устранить течь, прокачать тормоза.

Низкий эффект торможения, педаль можно нажать до упора.

Повреждена манжета в главном тормозном  цилиндре. На дисковом тормозном механизме  повреждено резиновое уплотнительное кольцо.

Заменить манжету в ГТЦ.

Заменить изношенные детали, при необходимости заменить цилиндр.

Плохое торможение, несмотря на большое усилие  на педаль.

Замаслены тормозные накладки.

Неисправен усилитель тормозного привода.


У барабанных тормозных механизмов изношены тормозные накладки.

Низкое давление в шинах.

Заменить накладки.

Проверить усилитель, устранить неисправность.

Заменить накладки.


Давление в шинах довести до нормы.

Тормозные механизмы действуют не одновременно.

Неравномерное изнашивание шин.

Замаслены тормозные накладки.

На одном мосту стоят накладки разных производителей.

Изношена рабочая поверхность тормозной накладки.

У дисковых тормозных механизмов.

Загрязнены полости суппорта.

Коррозия в колёсных тормозных цилиндрах.


Неравномерный износ тормозной накладки.

У барабанных тормозных механизмов.

Тяжёлый ход поршней колёсных тормозных цилиндров.

Заменить шины.

Заменить накладки.

Заменить накладки.


Заменить накладки.



Очистить посадочные и направляющие поверхности тормозных накладок в суппорте, заменить суппорт.

Заменить тормозные накладки обоих колёс.


Отремонтировать колёсный тормозной цилиндр.

Тормозные механизмы срабатывают самостоятельно

Забито уравнительное отверстие в ГТЦ.


Мал зазор между тягой и поршнем ГТЦ.

Очистить цилиндр, заменить детали.

Отрегулировать зазоры.

Тормозные механизмы сильно нагреваются во время движения

Забито уравнительное отверстие в ГТЦ.


Мал зазор между тягой и поршнем ГТЦ.


У дисковых тормозных механизмов.

Забито дросселирующее отверстие  в клапане избыточного давления ГТЦ.

Очистить цилиндр, заменить детали.

Отрегулировать зазоры.



Очистить ГТЦ, заменить детали и тормозную жидкость.

Повышенный уровень шума

У барабанных тормозных механизмов.

Изношены тормозные накладки.

Деформация тормозного барабана.


Возвратные пружины тормозных колодок ослабли.

У дисковых тормозных механизмов.

Коррозия тормозного диска.

Тормозной диск имеет большое биение


Заменить тормозные накладки

Тормозной барабан расточить  при необходимости  заменить.

Заменить пружины.



Отшлифовать диск.

-*-*-*-*-*-*-*-**-*-*

Тормозные накладки не отходят от диска, колёса прокручиваются с трудом.

Коррозия в колёсных тормозных цилиндрах.

Перебрать суппорт, при необходимости заменить.

Неравномерное изнашивание тормозных накладок.

У дисковых тормозных механизмов.

Нештатная тормозная накладка.

Загрязнён суппорт.

Тяжёлый ход поршня.


Разгерметизация в тормозном приводе.


Заменить накладки.

Прочистить полости суппорта.

Притереть поверхность поршня.

Восстановить герметичность тормозного привода.

Клинообразный износ тормозных накладок.

Тормозной диск вращается не параллельно суппорту.

Коррозия суппорта.

Проверить поверхность прилегания суппорта.

Неправильная работа поршня.

Проверить положение поршня (поршневого кольца).

Визг тормозных механизмов

Высокая влажность воздуха.

У дисковых тормозных механизмов

Тормозная накладка другой фирмы.

Тормозной диск вращается не параллельно суппорту

Загрязнены полости суппорта.

Погнуты удерживающие пружины тормозной накладки.

Растянуты нажимные пружины.

У барабанных тормозных механизмов.

Нештатная тормозная накладка

Просушить накладки.


Заменить накладки

Проверить поверхность прилегания суппорта.

Очистить полости суппорта.

Заменить пружины.


Заменить нажимные пружины


Заменить накладки

Пульсация тормозных механизмов

Тормозная накладка прилегает неплотно.


Тормозные механизмы загрязнены.

Слабые возвратные пружины.


У дисковых тормозных механизмов с АБС

Боковое биение тормозного диска или слишком большой допуск на толщину диска.

Тормозной диск вращается не параллельно суппорту.

У барабанных тормозных механизмов.

Деформирована рабочая поверхность тормозного барабана.

Почистить колёсные тормозные цилиндры.

--*-*-*--*----**-----

Заменить возвратные пружины.


Проверить биение и толщину диска, при необходимости заменить диск.

Проверить правильность прилегания суппорта.


Расточить барабан или заменить его.

Практическая работа № 13.

 Тема: Приёмы регулирования привода стояночного тормоза.

Цель работы: Практически научится регулировать привод стояночного тормоза.

Стояночный тормоз должен удерживать легковой автомобиль с полной нагрузкой на 16 % подъёме, при подъёме рычага на 6-7 щелчков. Норма для грузовых автомобилей -25 % уклон, для автобусов -20%уклон.

Работы по регулированию привода стояночного тормоза выполняются на подъёмнике или на осмотровой канаве, вывесив задние колёса.

Опускаем в нижнее положение рычаг стояночного тормоза, затем снимаем с уравнителя наконечники тросов стояночного тормоза, для чего отворачиваем  регулировочную гайку. Снимаем задние колёса и тормозные барабаны. Ослабляем гайку регулировочную  эксцентрика стояночного тормоза, поворачивая эксцентрик отвёрткой, добиваемся перемещения троса относительно оболочки 4-6 мм, удерживая эксцентрик от проворачивания, затягиваем контргайку. Устанавливаем тормозные барабаны, подсоединяем тросы к уравнителю.

 Поднимаем рычаг стояночного тормоза на 1 щелчок, заворачиваем регулировочную гайку натяжения троса, постоянно проверяя – свободно ли вращаются тормозные барабаны. Как только они начнут задевать за накладки колодок, затягиваем контргайку.

Регулировка хода рычага привода стояночного тормоза производится следующим образом: надо перевести рычаг в крайнее нижнее положение, затем поднять на 2 щелчка, отпустить контргайку наконечника троса, и поворотом регулировочной гайки подтянуть трос, затянуть контргайку.

Ход рычага при полном затормаживании должен быть 4-5 щелчка.

Стояночная тормозная система автомобиля с пневматическим приводом работает следующим образом:

 При горизонтальном положении рукоятки крана управления с ручным приводом воздух из ресивера поступает в ускорительный клапан, который обеспечивает подачу сжатого воздуха  из ресивера в энергоаккумуляторы.

При повороте рукоятки крана управления стояночным тормозом в вертикальное положение давление воздуха в ускорительном клапане падает, так как воздух выходит через атмосферный вывод крана. Воздух не попадает в энергоаккумуляторы и открывается выход сжатого воздуха из объёма пространства пружин энергоаккумулятора в  окружающую среду. Усилие  сжатия пружины передаётся на  шток тормозной камеры и автомобиль затормаживается.

 Регулировка зазора между тормозным барабаном и накладками осуществляется  регулировочным рычагом. Он состоит из корпуса, червячного зубчатого колеса со шлицевым отверстием для установки на вал разжимного рычага, и червяка с осью. При повороте оси за квадратный конец, червяк поворачивает колесо, а вместе с ней и разжимной кулак, раздвигая колодки  и уменьшая зазор между накладками и тормозным барабаном.

Практическая работа № 14

   Тема: Техническое обслуживание и текущий ремонт электрооборудования.

Цель работы: Практически изучить техническое обслуживание и ремонт   электрооборудование автомобиля.

                         Техническое обслуживание электрооборудования автомобилей.

 При ЕО и ТО-1 проверить исправность всех приборов освещения и световой сигнализации при различных положениях комбинированного положения света и переключателя поворотов.

Проверить действие сигнала торможения, сигнала заднего хода, включателя аварийной сигнализации, противотуманных фар. Убедится в исправности работы контрольных лампочек, работу стеклоомывателя и стеклоочистителя.

При ТО-2 проверить:

- состояние тепловых и плавких предохранителей;

- исправность электрической цепи  выключателя  лампы засорённости масляного фильтра;

- состояние электропроводки (надёжность закрепления, отсутствие провисания, потёртостей и др.);

- надёжность крепления колодок выключателя массы, привода спидометра, колодок передних и задних фонарей;

- крепление проводов на выводах стартера;

- регулировку направления светового потока фар;

- довести до нормы уровень и плотность электролита в аккумуляторной батарее;

После пробега 40000 км необходимо смазать моторным маслом винтовые шлицы муфты свободного хода, втулки крышек и шестерню привода стартера, зачистить коллектор стартера.

Зачистить контакты звуковых электрических сигналов, произвести при необходимости регулировку силы и тона их звука.

                                 Текущий ремонт электрооборудования.

Текущий ремонт аккумуляторной батареи:

- при небольшой сульфатации пластин, она может быть устранена проведением нескольких циклов «заряд-разряд»;

 - окисление полюсных штырей  устраняется снятием со штырей наконечников проводов (клемм), зачисткой штырей и клемм, затем необходимо закрепить клеммы на штырях, смазав их тонким слоем технического вазелина.

Текущий ремонт генератора: недостаточный заряд аккумуляторной батареи;

- износ и зависание щёток генератора – необходимо заменить щётки и пружины;

- неисправность регулятора напряжения - заменить;

- слабое натяжение ремня привода генератора – отрегулировать натяжение ремня;

- замасливание полуколец - очистить полукольца;

Текущий ремонт системы зажигания:

- позднее зажигание – регулируется октан-корректором;

- перебои в работе одного цилиндра – может выйти из строя свеча зажигания, нарушена изоляция проводов высокого напряжения, недостаточный контакт в соединении проводов высокого напряжения;

- перебои в работе нескольких цилиндров: при контактном зажигании – обгорание или замыкание контактов, трещины на роторе или крышке прерывателя.

Текущий ремонт стартера:

-закрепление подводящих проводов;

- замена щёток;

- замена обмоток (при обрыве или замыкании);

- замена деталей муфты свободного хода и шестерни;

Неисправность звукового сигнала – окисление и подгорание контактов, устраняется чисткой контактов, регулируется тон звука регулировочным винтом.

Текущий ремонт приборов освещения и сигнализации сводится к регулировке потока света фар, замена предохранителей, лампочек, фонарей, стёкол фонарей.

 

Лабораторная работа № 15

Тема: Отработка приёмов выполнения работ по ТО и ТР кузовов и кабин автомобилей.

Цель работы: Практически изучить техническое обслуживание и ремонт кузовов и кабин автомобилей.

Дефекты кузовов и кабин.

   Характерными дефектами деталей кузовов, кабин и оперения  являются коррозионные повреждения, механические повреждения ( вмятины, обломы, трещины), нарушение геометрических размеров, разрушение сварных соединений и т.д.

  Коррозионные разрушения – это основной вид износа металлического кузова и кабины. Здесь присутствует электрохимическая коррозия, при которой происходит взаимодействие металла с раствором электролита, адсорбируемого им из воздуха. Особенно сильно коррозия развивается в труднодоступных для очистки мессах, где периодически попадающая на них влага сохраняется длительное время.

Трещины возникают в результате усталости металла, нарушения технологии обработки металла, применения стали низкого качества, дефектов сборки узлов и деталей недостаточной прочности конструкции узла, а также в подверженных вибрации местах.

Разрушения сварных соединений происходят в результате некачественной сварки, воздействия коррозии, вибрации и нагрузок при нормальной эксплуатации автомобиля, либо в результате аварийных повреждений.

Механические повреждения ( вмятины, перекосы, разрывы) и т.д.) являются следствием перенапряжения металла в результате ударов и  изгибов, а также в результате непрочного соединения деталей.

Технологический процесс ремонта кузовов и кабин.

Технологический процесс ремонта кузовов и кабин в сборе включает разборку, полное или частичное снятие старой краски, дефектовку, ремонт составных частей или их замену, сборку окраску  и контроль качества.

 Разборку кузовов и кабин выполняют обычно в 2 этапа. Это демонтаж всех деталей и сборочных единиц, установленных с внутренней и наружной сторон кузова или кабины, с последующей разборкой всего корпуса для ремонта после удаления старого лакокрасочного покрытия и выявления всех его дефектов. Часто полную разборку не производят, а выполняют до такой степени, чтобы произвести дефектовку, и при необходимости заменить или отремонтировать элементы корпуса.

 Наибольшую трудоёмкость и стоимость ремонта составляют работы по устранению дефектов на их цельнометаллических сварных корпусах.

Правка панелей с аварийными повреждениями предусматривает работы по вытягиванию, выравниванию, выдавливанию, выколачиванию деформированных частей кузова для придания им первоначального размера и формы. Правку выполняют на стендах с использованием комплекта приспособлений. Так как в процессе правки могут образоваться трещины или разрывы, правку проводят перед сварочными работами.

Удаление повреждённых участков кузовов и кабин выполняют газовой резкой, электрофрезой или пневматическим резцом. Дефектные участки размечают с помощью шаблонов и мела, а затем удаляют. При удалении ада предохранять кузов от искажения геометрии из-за ослабления его жёсткости и из-за собственного веса.

Трещины и разрывы устраняют полуавтоматической дуговой сварки в среде инертного газа (СО-2). Для ограничения распространения трещины в процессе сварки её концы необходимо засверлить сверлом диаметром 8 мм. Газовой сваркой устраняют трещины и разрывы в панелях, изготовленных из листовой стали толщиной 0,5…2 мм.

Изготовление дополнительной ремонтной детали начинают с правки стального листа, его раскроя и резки заготовок по разметке. После его деталь загибают или формуют на специальном оборудовании, готовые детали обрезают, сверлят, правят и зачищают . Материалом для изготовления ремонтной детали является тонколистовая, холоднокатаная, малоуглеродистая сталь толщиной 0,7…1,5мм.

Проковка и зачистка сварных швов необходима для упрочнения места сварки и придания ему требуемого профиля. Её выполняют пневматическим молотком при помощи комплекта поддержек и бойков.

 Окончательная правка и рихтовка панелей кузовов и кабин автомобилей предназначена для обеспечения точности сборки и удаления мелких дефектов.

Ремонт оборудования и механизмов кузова и кабин.

 К арматуре кузовов и кабин относятся стеклоподъёмники, замки, ограничители дверей, петли дверей и капотов. Их дефекты: трещины и обломы деталей, перекос и деформация обойм, рамок и направляющих, ослабление заклёпочных соединений, повреждение резиновых уплотнителей, коррозия деталей.

Ремонт неметаллических деталей кузова.

Деревянные детали платформы и кузова изготавливают из пиломатериалов хвойных пород.

Негодные детали заменяются новыми

Обшивка текстильными материалами или кожзаменителей при ремонте заменяют новой.

Стёкла могут иметь дефекты: риски, царапины, помутнение, желтизну, радужность, выработку от щёток, сколы, отслоение плёнки.

Сборка и контроль кузовов и кабин.

Последовательность сборки: до окраски устанавливают все детали и сборочные единицы, подлежащие окраске вместе с кузовом (двери, капот, оперение, крышка  багажника  и пр.), выдерживая требуемые зазоры между сопрягаемыми деталями;

после нанесения лакокрасочных покрытий  выполняется установка потолка, боковин и панелей внутренней отделки дверей, стёкол, сидений, уплотнителей, панелей приборов ит.д.

Контролю подлежат: геометрические отклонения размеров расположения групп отверстий , связанных между собой функционально; проёмы кузовов и кабин и места сопряжений контролируют шаблонами по форме сопрягаемой детали. Проверку герметичности собранного кузова производят в дождевальных установках при давлении воды в 2 кг/см2  в течение 6 минут, при этом фиксируют проникновение воды и образование конденсата в приборах освещения и сигнализации.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 16

Тема: Отработка приёмов оперативного управления производством ТО и ТР автомобилей.

  Цель работы: Практически изучить оперативное управление производством технического обслуживания и ремонта автомобилей.

Инженерно-техническая служба решет следующие вопросы по управлению производством ТО и ТР автомобилей предприятия:

- выполнение программы работ по ТО и ТР (число автомобилей планируемых на постановку на диагностику и техническое обслуживание, номенклатуру и объём работ);

- распределение автомобилей по производственным постам в зависимости от специализации, оснащённости и занятости;

- распределение запасных частей и материалов по автомобилям и участкам  и их пополнение;

- распределение заданий между ремонтными рабочими, постами и участками.

Все вопросы решаются благодаря ЦУП (центру управления производством)

Принципы ЦУП:

-чёткое распределение административных и оперативных функций между руководящим персоналом;

- выполнение каждого вида технического воздействия при организации производства ТО и ТР автомобилей специализированной бригадой или участком;

- объединение производственных бригад выполняющих технологически однородные работы в производственные комплексы

- централизованная подготовка производства ( комплектование оборотного фонда, запасных частей и материалов, доставка их на посты, мойка, перегон);

- использование средств связи, автоматики, телемеханики.

Задачи ЦУП:

- сбор и автоматизированная обработка информации о состоянии производственных ресурсов и объёмах работ;

- планирование и контроль деятельности производственных подразделений;

ЦУП состоит из двух подразделений (групп).

- отдел оперативного управления (ООУ);

- отдел обработки и анализа информации (ООАИ);

Работа ЦУП

- принимает смену (что, где, в каком состоянии, очередь на ТО и ТР);

- оперативно контролирует выполнение диагностики, ТО-1, ТО-2;

- осуществляет оперативное планирование , регулирование, учёт и контроль выполнения ремонтов подвижного состава;

-устанавливает очерёдность выполнения заданий, выдаёт задания непосредственным исполнителям, задания работникам комплекса подготовки производства, периодически контролирует ход выполнения работ;

- организует и контролирует выполнение работ по обеспечению запасными частями и материалами;

- передаёт смену.

ООАИ – организует информационное обеспечение системы управления.

Основные работы:

- принимает первичные документы для обработки;

- обрабатывает информацию на ПК;

- производит анализ и передаёт его руководству;

- ведёт лицевую карточку автомобиля.

Организация доставки деталей, агрегатов:

- ЦУП определяет потребность;

- ЦУП даёт распоряжение технику на доставку;

- техник проверяет наличие  ( склад запасных частей, оборотный склад) и даёт указания комплектовщику на доставку на место.

На основании информации о наличии запасов на складах, перспективах их расходования начальник ЦУП совместно с комплексом ремонтных участков планируют закупку (изготовление) запасных частей.

ПРАКТИЧЕСКАЯ  РАБОТА № 17.

Тема: Отработка планирования и учёт производства технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей.

     Цель: Практически изучить планирование  и учёт производства технического обслуживания.

Приём автомобилей с линии осуществляет дежурный механик  (механик автоколонны). После приёмки в зависимости от результатов осмотра и замечаний водителя направляет автомобиль в одну из зон (Д1, Д2, ТО и ТР, и зону ожидания).

ЕО (ежедневное обслуживание) выполняется водителем. Уборочно-моечные работы -на мойке, заправочные работы – на АЗС ( если таковая имеется на предприятии).

Планирование постановки автомобилей в ТО-1 или Д1 производится ООАИ (отделом обработки и анализа информации) или техником ПТО на основании пробегов взятых из лицевой карточки автомобилей.

План передаётся начальнику автоколонны за одни сутки.

Механик автоколонны предупреждает водителя и при заезде контролирует подготовку автомобиля к ТО-1 и Д1, а именно:

- качество УМР

- постановку в зону ожидания

- отсутствие противоугонных устройств,

- наличие ключа зажигания и т.д.

Перегонщик перегоняет автомобиль в зону Д1, где составляется диагностическая карта и автомобиль перегоняют в зону ТО-1, где и выполняются работы по облуживанию, особое внимание обращая на агрегаты, узлы и детали, связанные с безопасностью движения.             Бригадир передаёт план-отчёт вместе с диагностической картой в ООАИ для учёта и анализа.

Планирование постановки автомобиля на Д2 и ТО-2 такое же как на ТО-1 но производится за 3 суток.

Механик с водителем оформляют листок учёта ТО и Р, в котором записывают все неисправности. За 2 дня до постановки на ТО-2 проводится Д2, Карта Д2 и листок учёта передаются в ЦУП и в зависимости от объёма работ может быть 2 варианта

- если ТР мелкий то его выполняют сопутствующим ремонтом на ТО-2;

- если объём ТР большой, то автомобиль направляют в зону ТО а затем на ТО-2.

                Планирование и информационное обеспечение ТР.

Первичный документ – листок учёта Тои ТР составляется водителем и механиком. Далее автомобиль направляется в зону ожидания ремонта. Проверяется комплектность автомобиля, делается отметка о принятии автомобиля, и листок передаётся диспетчеру ЦУП для принятия решения.

 Диспетчер:

-  даёт указание на техническую подготовку производства;

- планирует прохождение по постам;

- даёт указания водителю- перегонщику на постановку автомобиля;

- даёт указания для исполнителей.

 После выполнения работ листок учёта ТО и Р оформляется (учитываются выданные запчасти и материалы) фактически выполненные работы.

Автомобиль принимает представитель ОТК, проверяет качество ремонта , удостоверяет всё подписью и документы передаются в ООАИ.

 

Список использованной литературы.

  1. И.С. Туревский «Техническое обслуживание автомобилей  зарубежного производства» Москва. ИД «ФОРУМ»-ИНФРА –М 2007 г.
  2. А.М. Иванов, А.Н. Солнцева «Основы конструкции автомобиля» М. ООО «Книжное издательство» 2006 г.
  3. Л.И. Епифанов. Е.А. Епифанова. «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей». М. ИД «ФОРУМ» 2001г.
  4. Д. Дэниэлс. Современные автомобильные технологии. М. ООО «Издательство АСТ». 2007 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для обучающихся по специальности "Техническое обслуживание автомобиля"

Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» предназначена для изучения математики в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) о...

Открытый урок по предмету "Техническое обслуживание автомобилей"

Тема: "Техническое обслуживание генератора и регулятора напряжения"...

Методические указания для выполнения лабораторных работ по дисциплине "Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобиля"

Методические указания для выполнения лабораторных работ по дисциплине "Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобиля"...

Методические указания для выполнения лабораторных работ по дисциплине "Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобиля"

Методические указания для выполнения лабораторных работ по дисциплине "Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобиля"...

Техническое обслуживание автомобилей. Тема урока Техническое обслуживание системы смазки двигателей.

План - конспект Тема № 5.   Техническое  обслуживание  автомобилей. Тема урока  Техническое  обслуживание системы смазки двигателей....

Обобщение и распространение опыта по предмету "Устройство и техническое обслуживание автомобиля"

Данное методическое пособие преднозначено для учащихся, изучающих курс "Устройство и техническое обслуживание автомобиля по программе подготовки водителей транспортных средств категории " В"....

Организация технического обслуживания автомобилей. Виды технического обслуживания автомобилей.

Организация технического обслуживания автомобилей.Виды технического обслуживания автомобилей.ТО – комплекс операций по поддержанию работоспособности или исправности автомобиля при использовании ...