план-конспект урока по информатике для 9 класса
методическая разработка по информатике и икт (9 класс)

Дзюба Татьяна Евгеньевна

"Основы эффективной коммуникации" и презентация к уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1.doc41 КБ
Office presentation icon 2.ppt853 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект  урока по технологии для 10 класса

 по теме: «Основы эффективной коммуникации».

Преподаватель-организатор ОБЖ и учитель технологии Т.Е. Дзюба.

Слайд № 1 Тема урока

 Слайд № 2 В свое время Антуан де Сент-Экзюпери сказал: «Самая большая роскошь на свете — это роскошь человеческого общения».

Слайд №3 ( цель урока)

   Цель урока: повторить и закрепить знания по теме предыдущего урока «Межличностное отношение»; познакомить учащихся с основными понятиями и терминами, что же такое  эффективное общение? Можно ли этому научиться? Каким правилам необходимо следовать?

Ход урока.

 1. Повторение ранее изученного материала.  

Слайд № 4 ( план повторения)

1. Устный диктант. Объяснить значение основных понятий и терминов: межличностные отношения,  симпатия, антипатия, деловые и личные отношения, знакомство, приятельство, товарищество.

2.   Устный опрос. В чём состоят основные особенности межличностных отношений?

3.    Анализ практических ситуаций (сценок, которые подготовили ученики по заданию учителя).

 Вопросы анализа:    

1. Какие отношения затронуты? (личные, деловые).  

2. На каком уровне, в какой форме они проявляются?

 4. Оценка знаний учащихся: происходит по результатам участия в устном опросе и уровня выполнения письменного задания.  

                                             

2.  Без преувеличения, навык эффективного общения с людьми — один из самых главных факторов успеха в любой сфере современной жизни. Построить головокружительную карьеру, завести надежных и верных друзей, обустроить свою личную жизнь, добиться успеха и признания — без умения выстраивать эффективную коммуникацию тут обойтись невозможно

Слайд № 5                       Вопрос классу:          Кто такой коммуникабельный человек?    

       Многие ответят: это человек, который обладает навыками общения. Следует дополнить, что не только способность общаться составляет сущность понятия коммуникабельность. В него также входит стремление человека к общению, способность к созданию связей, умение слушать и понимать человека. Понятие коммуникабельности с каждым днем становится все обширнее, а вместе с этим растет актуальность присутствия навыков коммуникабельности в человеке.

Коммуникабельность – жизненно важный фактор успешного сосуществования людей друг с другом.

     К сожалению, многие люди не уделяют должного внимания вопросам развития коммуникативных навыков, что нередко приводит к конфликтным ситуациям в общении, ссорам и нервным срывам. Многие люди, обладая широким спектром профессиональных знаний, никак не могут понять, почему успех в карьере сопутствует их коллегам, а не им. Между тем, коммуникативные навыки являются едва ли не главным фактором принятия человека на престижную работу. Не хотите работать дворником? Тогда вам просто сейчас следует произвести оценку своих коммуникативных навыков и определить методы их улучшения. А чтобы данный процесс проистекал просто и безболезненно, приглашаю вас на урок коммуникабельности.

      Слайд № 6

      Вопросы для беседы: 1. Как вы понимаете, что такое «общение»?

                                             2. Когда и для чего человек общается?  

                                            3. С кем человек общается?                                      

                                           

Словарная работа.

Записать в тетрадь определения:

      Общение – взаимные отношения, деловая или дружеская связь между людьми, способствующая установлению и развитию контактов  между ними.

       Культура общения – форма общения, основанная на знании и практическом использовании

принятых условий и правил.

      Коммуникация — явление сложное, многогранное и многоэлементное. Именно структура помогает понять простой механизм коммуникации, разложить все знания по полочкам в области общения и переносить их на любых личностные и деловые коммуникационные ситуации.

      В любой коммуникационной ситуации всегда есть как минимум два субъекта — отправитель и получатель. Первый отправляет некое сообщение, второй, соответственно, его получает (адресатов может быть несколько, если взять в качестве примера презентацию, когда один оратор обращается к целой аудитории). Под сообщением понимается вся совокупность информации, которая передается от отправителя к получателю. Это не только слова или звуки, но и визуальный ряд, эмоциональный фон, интонации, жестикуляция, пантомимика и т.д.

Слайд № 7

Любое сообщение передается с помощью того или иного канала коммуникации.

    Канал коммуникации — это своеобразное средство передачи информации. Слова (а если быть совсем точным, то смысл слов и предложений) передаются с помощью вербального канала; звуки, интонация, тон и тембр — с помощью вокального; внешний вид, жестикуляция, пантомимика и микромимика — с помощью невербального и т.д. Таким образом, с помощью каналов коммуникации отправитель передает сообщение получателю.

          В результате на получателя оказывается некое воздействие — эффект. Это может быть обдумывание информации, согласие, несогласие, агрессия, непонимание. Так или иначе, все это выражается в обратной связи — в ответной реакции или сообщении. При этом роли у субъектов меняются. Получатель, давая обратную связь, становится отправителем, а отправитель — получателем. Вообще разделение на отправителя и получателя является достаточно условным, так как любая из сторон попеременно является и тем и другим.

Таким образом, основные элементы в структуре коммуникации.

 Слайд № 8

Это:

Отправитель

Получатель

Сообщение

Канал коммуникации

Эффект

Обратная связь

 

       Мы определили, что отправитель передает сообщение получателю с помощью того или иного канала коммуникации. Говоря о коммуникативных каналах, все в основном сразу вспоминают два — вербальный (словесный) и невербальный (бессловесный).

     Это справедливо, так как эти каналы являются основополагающими.

                           

   Научиться общаться лучше — вполне реально, это можно тренировать путем выполнения упражнений, так же, как тренируют мышцы тела. Из всех людей единицы изначально умеют общаться легко, непринужденно, эффективно, без конфликтов. Подавляющее большинство людей этому учится, и лучше всего делать это непосредственно в процессе общения.

В основе эффективного общения лежит несколько общих правил:  

   Слайд № 9- 16

1. Проявляйте искренний интерес к другим людям. «Человек, который не проявляет интереса к своим собратьям, людям, переживает наибольшие трудности в жизни и причиняет наибольшие несправедливости другим».

 2. Попытайтесь понять достоинства другого человека и искренне признать, похвалить эти достоинства. Дайте людям почувствовать их значимость и уникальность.

 3. Будьте доброжелательным, приветливым, улыбайтесь.

 4. Обращайтесь к человеку по имени, отчеству, помните, что для человека звук его имени является самым важным и приятным звуком в человеческой речи.

 5. Говорите о том, что интересно вашему собеседнику.

 6. Будьте хорошим слушателем, этим побуждая человека рассказывать о себе.

 7. Больше слушайте, чем говорите.

 8. Попытайтесь искренне стать на место другого человека, увидеть вещи с его точки зрения.

Практические задания классу.

 Слайд № 17

1.  Попытайтесь изобразить различные эмоции на лице:

 -  «только что сдал экзамен на 5 (на 2)»,

- «влюблен»,

 - «девочка в модном прикиде»,

-  «злая продавщица» .

Отразите это без слов, жестами, выражением лица, действиями, походкой и т.п., пусть ваши друзья угадывают, что вы хотели изобразить.

2. Разбившись по парам, в течение 1 минуты смотрите в глаза своему собеседнику. Затем обсудите, какие чувства вы испытывали. Как это встречается в жизни, со знакомыми

 людьми и с незнакомыми?

3.  Один человек-водящий закроет глаза, и пусть каждый подойдет и коснется его (просто или по-особенному). Пусть он по касанию определит, кто это был. Обсудите, какую информацию может нести прикосновение, как по-разному можно это сделать.

Слайд № 18

Вопросы в конце урока.

1. Что лежит в основе эффективной коммуникации?

2. Основные языки общения.

3. Как вам понравилось выполнять упражнения по общению?

 4. Что нового вы узнали, почувствовали, поняли?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Основы эффективной коммуникации».

Слайд 2

«Самая большая роскошь на свете — это роскошь человеческого общения». Антуан де Сент-Экзюпери

Слайд 3

Что же такое эффективное общение? Можно ли этому научиться? Цель урока:

Слайд 4

План повторения 1 . Устный диктант. 2. Устный опрос. Анализ практических ситуаций (сценок, которые подготовили ученики по заданию учителя).

Слайд 5

Кто такой коммуникабельный человек?

Слайд 6

3. С кем человек общается? 1 . Как вы понимаете, что такое «общение»? 2. Когда и для чего человек общается?

Слайд 7

Любое сообщение передается с помощью того или иного канала коммуникации. Канал коммуникации — это своеобразное средство передачи информации .

Слайд 8

Структура коммуникации. Отправитель Получатель Эффект Сообщение Канал коммуникации Обратная связь

Слайд 9

ПРАВИЛА ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ Проявляйте искренний интерес к другим людям. «Человек, который не проявляет интереса к своим собратьям, людям, переживает наибольшие трудности в жизни и причиняет наибольшие несправедливости другим».

Слайд 10

2. Попытайтесь понять достоинства другого человека и искренне признать, похвалить эти достоинства. Дайте людям почувствовать их значимость и уникальность.

Слайд 11

3. Будьте доброжелательным, приветливым, улыбайтесь.

Слайд 12

4. Обращайтесь к человеку по имени, отчеству, помните, что для человека звук его имени является самым важным и приятным звуком в человеческой речи.

Слайд 13

5. Говорите о том, что интересно вашему собеседнику.

Слайд 14

6. Будьте хорошим слушателем, этим побуждая человека рассказывать о себе.

Слайд 15

7. Больше слушайте, чем говорите.

Слайд 16

8. Попытайтесь искренне стать на место другого человека, увидеть вещи с его точки зрения.

Слайд 17

. Попытайтесь изобразить различные эмоции на лице: - «только что сдал экзамен на 5 (на 2)», - «влюблен», - «девочка в модном прикиде», - «злая продавщица» .

Слайд 18

1. Что лежит в основе эффективной коммуникации? 2. Основные языки общения. 3. Как вам понравилось выполнять упражнения по общению? 4. Что нового вы узнали, почувствовали, поняли?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока в 6 классе по теме:"Пасха в англоязычных странах"

Урок-викторина по теме:"Пасха в англоязычных странах". Задания по теме...

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

План-конспект открытого урока в 4 классе по теме "Сезоны и погода" и самоанализ урока

План-конспект открытого урока в 4 классе по теме "Сезоны и погода" и самоанализ урока. На уроке учащиеся систематизируют свои знания по теме, выполняя различные виды заданий, просматривая фрагменты из...

План-конспект открытого урока в 8 классе по 1 теме "Schön war es im Sommer" Thema der Stunde: " Планы на отдых у молодёжи разные."

1. Учить читать короткие тексты с полным пониманием прочитанного и определять содержание текста с ситуацией.                          ...

План-конспект открытого урока в 3 классе. школы с углубленным изучением английского языка. УМК И.Н.Верещагина, Т.А.Притыкина. Тема урока «Одежда. Времена года».

Урок разработан с целью повторить и закрепить слова по пройденной теме "Одежда", ввести новую тему «Времена года» и новые слова,  организовать их первичную тренировку, ...

План-конспект открытого урока в 6 классе «Миногонты дзырдарæзт фалхат кæныны урок.»

laquo;Нæртон дзырдтæн сæ фæлмæдæр у Мад!»                                         ...