Рабочая программа по технологии для 5 класса (девочки)
рабочая программа по технологии (5 класс) по теме

Рабочая программа на 2013/2014 учебный год.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ ЦО№1085

Рабочая программа по технологии.

5 класс. 

2013/2014 учебный год.

                                                                                                                    70 часов за год

                                                                                                                    2 часа в неделю.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования «Технология. Программы начального и  основного общего образования» М. «Вентана – Граф», 2010 по направлению «Технология. Обслуживающий труд» в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по технологии, утвержденным приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г.  1089 .

Рабочая программа имеет базовый уровень и  направлена на достижение следующих целей:

освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;

овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;

развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей  деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

 Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции.

Учебник: Ю.В. Крупская, Н.И. Лебедева, Л.В. Литикова, В.Д.Симоненко  «Технология. Обслуживающий труд» 5 класс Вентана-Граф, 2010

Приоритетными виды общеучебной деятельности:

определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов.

комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.

творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.

В разделе «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов» увеличено количество часов 42 часа. Из них в разделе «Рукоделие. Художественные ремесла» 4 часов: вышивка, ручные швы, затем отдельно выведена тема «Вышивка», которая изучается в рамках проекта видов рукоделия-8часов. В разделе «Технология изготовления швейных изделий» количество часов увеличено за счет резервного времени -20 часов. Так как изделие изучается и разрабатывается по творческому проекту.

Требования по разделам технологической подготовки

         Основы материаловедения 

Знать: классификацию текстильных волокон, изготовление тканей и нитей в условиях прядильного и ткацкого производства, ассортимент х/б и льняных тканей, организацию рабочего места для ручных работ, подбор инструментов и материалов, выполнение ручных стежков и строчек.

Уметь: определять лицевую и изнаночную сторону ткани, направление долевой нити, выполнять образец полотняного переплетения ткани. Выполнять ручные стежки и строчки, организовывать рабочее место, соблюдать правила БТ

         Швейная машина

Знать: историю швейной машины, виды машин, устройство бытовой швейной машины. Безопасные приемы труда при работе на швейной машине, заправка верхней и нижней нити.

Уметь: подготовить швейную машину к работе, выполнять машинные строчки.

Производить ВТО после каждой операции.

 Проектирование и изготовление швейного изделия

Знать

назначение различных швейных изделий; основные стили в одежде и современные направления моды; виды традиционных народных промыслов.

Уметь

выбирать вид ткани для определенных типов швейных изделий; снимать мерки с фигуры человека; строить чертеж фартука; выбирать модель с учетом особенностей фигуры; выполнять художественное оформление швейного изделия; проводить примерку изделия; выполнять вышивку и батик.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

изготовления изделий из текстильных и поделочных материалов с использованием швейных машин, оборудования и приспособлений, приборов  влажно-тепловой и художественной обработки изделий и полуфабрикатов; выполнения различных видов художественного оформления изделий.

         Декоративно- прикладное творчество.

Знать: способы перевода рисунка на ткань, правила выполнения ручных швов, правила заправки нити перед вышивкой. Правила БТ ОРМ, последовательность выполнения вышивки. Этапы проведения защиты проекта.

Уметь: выполнять вышивку по технологическим картам выполнять различные швы, применять бисер, для художественного оформления вышивки. Оценивать свою работу

        Кулинария

Знать

влияние способов обработки на пищевую ценность продуктов; санитарно-гигиенические требования к помещению кухни и столовой, к обработке пищевых продуктов; виды оборудования современной кухни; виды экологического загрязнения пищевых продуктов, влияющие на здоровье человека.

Уметь

выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах; определять доброкачественность пищевых продуктов по внешним признакам; составлять меню завтрака; выполнять механическую и тепловую обработку овощей; соблюдать правила хранения пищевых продуктов, полуфабрикатов и готовых блюд; заготавливать на зиму овощи и фрукты; оказывать первую помощь при пищевых отравлениях и ожогах.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

приготовления и повышения качества, сокращения временных и энергетических затрат при обработке пищевых продуктов; консервирования и заготовки пищевых продуктов в домашних условиях; соблюдения правил этикета за столом; приготовления блюд по готовым рецептам, включая блюда национальной кухни; выпечки хлебобулочных и кондитерских изделий; сервировки стола и оформления приготовленных блюд.

Интерьер жилого дома

Знать

характеристики основных функциональных зон в жилых помещениях; основные виды бытовых домашних работ; средства оформления интерьера;  назначение основных видов современной бытовой техники;

Уметь 

соблюдать правила пользования современной бытовой техникой.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

выбора рациональных способов и средств ухода за одеждой и обувью; применения бытовых санитарно-гигиенические средств; применения средств индивидуальной защиты и гигиены.

Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса

Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся

V класс

Учащиеся должны знать:

общие сведения о процессе пищеварения, усвояемости пищи, о роли витаминов в обмене веществ;

виды овощей, общие сведения о пищевой ценности овощей, способах их кулинарного использования, методы определения качества овощей, правила первичной обработки всех видов овощей, инструменты и приспособления для первичной обработки и нарезки овощей;

правила санитарии и гигиены при санитарной обработке продуктов, безопасные приемы работы с кухонным оборудованием, горячими жидкостями;

способы определения свежести яиц, использование яиц в кулинарии, способы крашения яиц;

виды бутербродов и горячих напитков, технологию их приготовления, правила сервировки стола к завтраку;

правила безопасной работы с ручными инструментами и на универсальной швейной машине; принцип изготовления пряжи, нитей и тканей, классификацию текстильных волокон, структуру полотняного переплетения, свойства нитей основы и утка, свойства тканей из натуральных растительных волокон;

технические характеристики, назначение основных узлов универсальной швейной машины, виды приводов швейной машины, правила подготовки универсальной швейной машины к работе;

виды декоративно-прикладного искусства народов нашей страны, творчество народных умельцев своего края, различные материалы, инструменты и приспособления, применяемые в традиционных художественных ремеслах;

эксплуатационные, гигиенические и эстетические требования, предъявляемые к рабочей одежде, общие сведения о системах конструирования одежды, правила построения и оформления чертежей швейных изделий, особенности строения женской и детской фигуры, правила снятия мерок для построения чертежа фартука, их условные обозначения;

назначение, конструкция, условные графические обозначения и технологию выполнения следующих швов: стачного взаутюжку, расстрочного, накладного с закрытым срезом, накладного с открытым срезом, вподгибку с открытым и закрытым срезом.

Учащиеся должны уметь:

работать с кухонным оборудованием, инструментами, горячими жидкостями; определять качество овощей, проводить первичную обработку всех видов овощей, выполнять нарезку овощей, применять различные способы варки, готовить блюда из сырых и вареных овощей, определять свежесть яиц и готовить блюда из них, нарезать хлеб для бутербродов, готовить бутерброды различных видов и горячие напитки, сервировать стол к завтраку;

определять в ткани нити основы и утка, лицевую и изнаночную сторону ткани;

включать и отключать маховое колесо от механизма машины, наматывать нитки на шпульку, заправлять верхнюю и нижнюю нити, запускать швейную машину и регулировать ее скорость, выполнять машинные строчки (по прямой, по кривой, с поворотом на определенный угол с подъемом прижимной лапки), регулировать длину стежка;

переводить рисунок вышивки на ткань, подбирать иглы и нитки, заправлять изделия в пяльцы, закреплять рабочую нитку на ткани без узла, подготавливать пасму мулине к работе, выполнять простейшие ручные швы;

читать и строить чертеж фартука, снимать мерки и записывать результаты измерений, выполнять моделирование фартука, подготавливать выкройку к раскрою;

выполнять на универсальной швейной машине следующие швы: стачной взаутюжку, стачной вразутюжку, расстрочной, накладной с закрытым срезом, накладной с открытым срезом, вподгибку с открытым и закрытым срезом, распускать швы, обрабатывать накладные карманы и бретели, подготавливать ткань к раскрою, выполнять обмеловку и раскрой ткани, переносить контурные и контрольные линии выкройки на ткань, обрабатывать детали кроя, накалывать, наметывать и настрачивать карманы, обрабатывать срезы швом вподгибку с закрытым срезом или тесьмой, выполнять влажно-тепловую обработку и определять качество готового изделия.

Должны владеть:

ценностно-смысловой, коммуникативной, культурно-эстетической, личностно – само развивающей,   здоровье сберегающей, учебно-познавательной, социокультурной, культуроведческой  и природоведческой  компетенциями 

вести экологически здоровый образ жизни;

использовать ПЭВМ для решения технологических, конструкторских, экономических задач, как источник информации;

планировать и оформлять интерьер комнаты;

проводить уборку квартиры;

ухаживать за одеждой и обувью;

соблюдать гигиену;

выражать уважение и заботу к членам семьи;

принимать гостей и правильно вести себя в гостях; проектировать и изготавливать полезные изделия из конструкторских и поделочных материалов.  

Учебно-методическое обеспечение рабочей  программы 5-8 класс

1.Программы средних образовательных учреждений. Трудовое обучение. 1-4кл. Технология 5-11кл./ Под ред. Симоненко В. Д., Хотунцева Ю. Л. М.: Просвещение, 2007.

Учебники

2.Технология. Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., перераб./Под ред.В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Графф,2009.-208с

3. Технология. Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., перераб./Под ред.В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Графф,2009.-208с

4.Технология. Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., перераб./ Под ред.В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Графф,2009.-208с.4.

5.Технология. Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., перераб./Под ред.В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Графф,2009.-208

Учебные пособия

1.Старикова Е. В. Корчагина Г. А. Дидактический материал по трудовому обучению: Кулинарные работы, Обработка ткани: 5 Класс: Книга для учителя М.: Просвщение, 1996.

2.Творческий проект по технологии обработки ткани 5-9 класс

3.Бровина Е.В. Швея, портной. Комплект инструкционно-технологических карт

4. В.Д. Симоненко. Основы потребительской культуры

Методическое обеспечение

1. Технология.5 класс (девочки): поурочные планы по учебнику под редакцией В.Д.Симоненко/авт-составитель О.В.Павлова - Волгоград: Учитель, 2008-281с.

2. Предметные недели в школе 5-11 класс

3. Журнал «Школа и производство»

4.Технология.6 класс (девочки): поурочные планы по учебнику под редакцией В.Д.Симоненко/авт-составитель О.В.Павлова - Волгоград: Учитель, 2008-281с.

5.Технология.7 класс (девочки): поурочные планы по учебнику под редакцией В.Д.Симоненко/авт-составитель О.В.Павлова - Волгоград: Учитель, 2008-281с.

6.Технология.8 класс (девочки): поурочные планы по учебнику под редакцией В.Д.Симоненко/авт-составитель О.В.Павлова - Волгоград: Учитель, 2008-281с.

Литература для учителя

Арефьев И.П. Занимательные уроки технологии для девочек. 5 класс: Пособие для учителей. – М.: Школьная пресса, 2005. – 80с.

Арефьев И.П. Занимательные уроки технологии для девочек. 6 класс: Пособие для учителей. – М.: Школьная пресса, 2005. – 48с.

Арефьев И.П. Занимательные уроки технологии для девочек. 7 класс: Пособие для учителей. – М.: Школьная пресса, 2005. – 64с.

Арефьев И.П. Занимательные уроки технологии для девочек. 8 класс: Пособие для учителей. – М.: Школьная пресса, 2005. – 48с.

Арефьев И.П. Занимательные уроки технологии для девочек. 10 класс: Пособие для учителей. – М.: Школьная пресса, 2005. – 48с.

Арефьев И.П. Технология. Профориентация. Экономика России в опорных схемах и таблицах. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2005. – 96с.

Захарченко Г.Г. Учебные задания по сельскохозяйственному труду: 5-9 кл: Методическое пособие. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 144с.

Захарченко Г.Г. Лабораторные работы по изучению полевых культур: Сельскохозяйственный труд: 5-9 кл. Методическое пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 120с.

Зуева Ф.А. Предпрофильное и профильное образование учащихся: основные подходы./Методическое пособие/Ф.А.Зуева. – Челябинск: Взгляд, 2006. – 143с.

Маркуцкая С.Э. Технология: обслуживающий труд. Тесты 5-7 кл./Маркуцкая С.Э. – М.: Изд-во «Экзамен», 2006. – 128с.

Неделя технологии в начальной и средней школе: праздники, посиделки./Авт.-сост. Павлова О.В. – Волгоград: Учитель, 2007. – 127с.

Научно-методический журнал «Школа и производство» 1-8, М.: Школьная пресса – 2003.

Научно-методический журнал «Школа и производство» 1-8, М.: Школьная пресса – 2004.

Научно-методический журнал «Школа и производство» 1-8, М.: Школьная пресса – 2005.

Научно-методический журнал «Школа и производство» 1-8, М.: Школьная пресса – 2006.

Научно-методический журнал «Школа и производство» 1-8, М.: Школьная пресса – 2007.

Научно-методический журнал «Школа и производство» 1-8, М.: Школьная пресса – 2008.

Научно-методический журнал «Школа и производство» 1-8, М.: Школьная пресса – 2009.

Обучение технологии в средней школе: 5-11 кл. /Методическое пособие. – М.: ВЛАДОС, 2003.-208с.

Оценка качества подготовки выпускников основной школы по технологии/Сост. В.М.Казакевич, А.В.Марченко, - 2-е изд. – М.:Дрофа, 2001. – 256с.

Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по технологии. – М.: Дрофа, 2002. – 192с.

Павлова М.Б., Питт Дж., Гуревич М.И., Сасова И.А. Метод проектов в технологическом образовании школьников. Пособие для учителя /Под ред. Сасовой И.А. – М.: Вентана-Графф, 2003.-296с.

Правдюк В.Н. Практикум по методике преподавания основ сельского хозяйства в школе./Учебно-методическое пособие для студентов педвузов. – М.: Вентана-Графф, 2005. – 96с.

Сборник нормативно-методических материалов по технологии./ Автор-составитель: Марченко А.В., Сасова И.А., - М.: Вентана-Графф, 2002. – 224с.

Ставрова О.Б. Современный урок технологии с применением компьютера. Книга для учителя. – М.: Школьная пресса. 2004. – 80с.

Технология. 6-8 классы. Русские традиции для изготовления различных изделий: конспекты занятий/авт.-сост. И.Г.Норенко. – Волгоград: Учитель, 2007. – 107с.

Технология. 9 класс: материалы к урокам раздела «Профессиональное самоопределение» по программе В.Д.Симоненко/Авт.-сост. А.Н.Бобровская. – Волгоград: Учитель, 2005. – 171с.

Технология: конспекты уроков, элективные курсы: 5-9 класс/Составитель Л.П.Барылкина, С.Е.Соколова. – М.: 5 за знания, 2006. – 208с.

Технология: Кожа- вторая жизнь вещей. (конспекты занятий, материалы к урокам в 9-10 классах)/Автор – составитель Т.Ф.Софьина. – Волгоград: Учитель, 2004. – 47с.

Технология: этот чудесный батик (конспекты занятий к разделу «Художественная роспись ткани»)/Авт.-сост. А.А.Ярыгина. – Волгоград: Учитель, 2006. – 78с.

Технология. 5-11 классы (вариант для девочек): Развернутое тематическое планирование по программе В.Д.Симоненко./авт.-сост. Е.А.Киселёва и др. – Волгоград: Учитель, 2009. – 111с.

Технология. 5-11 класс: предметные недели в школе/Авт.-сост. Володина Е.Д., Суслина В.Ю. – Волгоград: Учитель, 2008. – 156с.

Учителю технологии о современных информационных технологиях/ Учебное пособие. – Киров: Изд-во ВПГУ, 1998. – 124с.

Литература для учащихся

Барановский В.А. Повар-технолог/Серия «учебники, учебные пособия» - Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 416с.

Белецкая Л.Б. Креативные картины из природных материалов. М.: ЭКСМО, 2006. – 64с.

Белецкая Л.Б. Флористика. – М.: ООО Изд-во АСТ, 2003. – 77с.

Божко Л.А. Бисер. – М.: Мартин, 2002. – 120с.

Боттон Николь. Мягкие игрушки своими руками. /Пер. с фр. В.А.Мукосеевой. – М.: ООО «Мир книги», 2007. – 96с.

Гильман Р.А. Художественная роспись тканей. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 159с.

Голубева Н.Н. Аппликация из природных материалов. – М.: Культура и традиции, 2002. – 112с.

Горячева В.С., Филиппова Т.В. Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок. – Ярославль: Академия развития, 2001. – 96с.

Гусарова Н.Н. Техника изонити для дошкольников. – СПб.: Детство –Пресс, 2004. – 48с.

Гусева Н.А. 365 фенечек из бисера. – М.: Айрис-Пресс. 2004. – 208с.

Давидовски Марион. Весёлые куклы. – М.: ВНЕШСИГМА, 1998. – 64с.

Дайн Г., Дайн М. Русская тряпичная кукла: культура, традиции, технология. – М.: «Культура и традиции», 2007. – 112с.

Додж В. Шьем одежду для кукол /Пер. с анг. Г.И.Левитан. – М.: ООО «Попурри», 2005.-184с.

Еременко Т.И., Заболуева Е.С. Художественная обработка материалов: технология ручной вышивки/книга для учащихся. – М.: Просвещение, 2000. - 160с.

Еременко Т.И. Альбом узоров для вышивки. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. – 127с.

Зименкова Ф.Н. Технология. Справочное пособие для общеобразовательных школ. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 192с.

Изделия из кожи. – М.: ООО «Изд-во АСТ», 2003. – 78с.

Искусство сервировки. – М.: «АСТ-ПРЕСС Книга», 2004. – 151с.

История костюма. /Серия «Учебники 21 века»/ Ростов н/Д:Феникс, 2001. – 416с.

Калюжная Т.В. Ежемесячник огородника. – М.: Изд-во ЭКСМО, 2006. – 352с.

Кашкарова-Герцог Е.Д. Руководство по рукоделию для детей и взрослых. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1999. – 64с.

Кискальт Изольда. Солёное тесто. – М.: ЗАО «АСТ-ПРЕСС», 1998. – 143с.

Котенкова З.П. Выжигание по ткани. Изделия в техник гильоширования. – Ярославль: Академия развития, 2002. – 88с.

Кулик И.А. Выжигание по ткани /Серия «Рукодельница». – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 32с.

Курбатская Н. Фриволите. – М.: Изд-во «Культура и традиции», 2003. – 95с.

Лихачева Л.Б., Соловей А.В. Энциклопедия заблуждений. Мода. – М.: Изд-во ЭКСМО, 2005. – 448с.

Лучшие техники для любителей вышивки /Под ред. Анны Скотт; пер. с англ. А.Шевченко – М.: «Альбом», 2006. – 159с.

Максимова М.В., Кузьмина М.А. Первоклассная повариха. – М.: ЭКСМО, 2002. – 96с.

Максимова М.В., Кузьмина М.А. Девичьи хлопоты. – М.: ЭКСМО, 2000. – 80с.

Максимова М.В., Кузьмина М.А. Лоскутики. – М.: ЭКСМО, 2003. – 110с.

Максимова М.В., Кузьмина М.А. Лоскутные подушки и одеяла. – М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2001. – 96с.

Максимова М.В., Кузьмина М.А. Вышивка: первые шаги. – М.: ЭКСМО, 2000. – 96с.

Материаловедение швейного производства. – Ростов н/Д:Феникс, 2001. – 416с.

Махмутова Х.И. Предметы интерьера в технике батик и аппликация. – М.: ЭКСМО, 2006. – 64.

Молли Годард. Вязаные игрушки. – М.: КОНТЭНТ, 1994. – 79с.

Мур Х. Креативный пэчворк./Х.Мур, Т.Стоктон. – Ростов н/Д:Феникс, 2005. – 94с.

Небесный С. Юным овощеводам. – М.: Детсткая литература, 1987. – 94с.

Пиллан Н. Цветы/Пер. Л.Агаевой – М.: Изд-во ЭКСМО-ПРЕСС, 2002. – 80с.

Сад.Огород.Усадьба.: энциклопедия для начинающих./Сост. Т.И.Голованова, Г.П.Рудаков – М.: Мол.гвардия, 1990. – 286с.

Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий: для предприятий общественного питания/Авт.-сост. А.И.Здобнов, В.А.Цыганенко – М.: «ИКТЦ «Лада», 2007. - 680с.

Симоненко В.Д. Основы потребительской культуры. Учебник для старших классов общеобразовательных учреждений. – М.: Вита-Пресс, 2007. – 176с.

Стильные штучки для вашего дома. – М.: АСТ-Пресс Книга, 2006. – 120с.

Столярова Алла. Вязаные игрушки. – М.: Культура и традиции, 2004. – 95с.

Сюзи О.Рейли. Вязание на спицах и крючком. /Уроки детского творчества/ - СПб. «Полигон».1998. -31с.

Техника лоскутного шитья и аппликация. – Ростов н/Д:Феникс, 2000. – 192с.

Тимофеева В.А. Товароведение продовольственных товаров. – Ростов н/Д:Феникс, 2006. – 480с.

Труханова А.Т. Справочник молодого швейника. – М.: Высшая школа, 1993. – 43с.

Филиппова С.Н. Изделия из кожи. – М.: ООО «Изд-во АСТ», 2003. – 78с.

Фомина Ю.А. Интерьер к торжеству. Украшаем дом к приему гостей и делаем подарки. – М.: ЭКСМО, 2006. – 64с.

Хасанова И.Н. Соленое тесто. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. – 104с.

Хелмкэмп Эми Уэлен. Лосктуное шитье из синельной ткани. – М.: «Кристина – новый век». 2006.-95с.

Цимуталлина Е.Е. 100 поделок из ненужных вещей. – Ярославль: Академия развития, 2002. – 192с.

Чернякова В.Н. Творческий проект по технологии обработки ткани. Тетрадь для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2006.- 16с.

Чибрикова О.В. Прикольные подарки к любому празднику. – М.: ЭКСМО, 2006. – 64с.

Чотти Д. Вышивка шелковыми лентами: техника, приемы, изделия: Энциклопедия/Пер. с ит. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. – 160с.

Шахова Н.В. Кожаная пластика. – М.: ООО «Изд-во АСТ», 2003. – 192с.

Этикет от А до Я. /Автор составитель Н.В.Чудакова. М.: ООО «Изд-во АСТ», 1999. – 112с.

Я познаю мир: История ремесел. Энциклопедия /Пономарева Е., Пономарева Т. – М.: ООО «Изд-во АСТ», 2004.- 413с.

 Я познаю мир: Русский народ: традиции и обычаи. Энциклопедия /С.В. Истомин – М.: ООО «Изд-во АСТ», 2007.- 383с.

Календарно-тематическое планирование 5-й класс.


Дата




Наименование раздела, система уроков

Тема урока


Кол- во час


Тип урока

(дидактическая  модель обучения)


Элементы содержания


Практическая работа

Задачи,                           планируемый   результат   и      уровень усвоения


Вид

Контроля

(вид деятельности учащихся)

Компетенции

Учебно-познавательная

Информационная

П  

Базовый уровень

Продвинутый уровень

1

Кулинария.

Вводное занятие.

Правила безопасной работы. Правила поведения в кабинете технологии

16


2



Беседа Объяснительно иллюстративная модель.

Содержание и задачи курса. Санитарные требования к помещению кухни. Выполнение правил санитарии и гигиены при обработке продукт.

Работа в рабочей тетради.

Знать: правила поведения в кабинете, организацию труда.

ЗД,СБ.

Уметь: соблюдать правила гигиены.

КК;

Ведение  записей при прослушивании объяснения и сообщения



Фронтальная беседа.

2

Общие сведения о питании Пищевые продукты как источник витаминов.

&26 стр.122-124.

2

Урок изучения нового материала .Объяснительно  иллюстративная

Планирование рационального питания. Пищевые продукты как источник витаминов.

«Витамины - сила жизни». Работа по составу и кол-ву витаминов в различных продуктах.

Знать: о процессе пищеварения, классификацию витаминов и их роль в обмене веществ. ЗД.СБ.

Уметь: сохранять витамины при обработке.

КК

Ведение  записей при прослушивании объяснения и сообщения

Фронтальная беседа.

 3

 

Приготовление холодных блюд. Блюда из свежих овощей.

&29,30 стр.131-138.

2

Урок комбинированный. Репродуктивная

Приготовление холодных блюд. Первичная обработка овощей. Виды салатов. Сервировка стола.

Приготовление салата из капусты.

Знать: об овощных растениях, правила составление салатов.

Уметь: нарезать овощи, готовить и оформлять блюда. КК

Поиск информации

Выполнение практической работы.





  4

Блюда из вареных овощей.

&31


2

Урок комбинированный.  Репродуктивная.

Оформление блюд и правила их подачи к столу.

Приготовление винегрета.

Знать: приемы ТО определять готовность вареных овощей.

УЧ.ПОЗН.

Уметь :готовить блюда из вареных овощей. КК

Ведение  записей при прослушивании объяснения и сообщения

Выполнение практической работы.

  5

Кулинарная обработка продуктов. Бутерброды. Приготовление горячих напитков.

&33,34 стр.150-156.

2

Урок комбинированный. Репродуктивная.

Кулинарная обработка продуктов. Приготовление блюд.

Приготовление бутербродов,

Приготовление горячих напитков.

Знать: значение хлеба, соли и воды в питании человека, технологию приготовления и оформления блюд. УЧ.ПОЗН

Уметь: готовить холодную закуску и горячие напитки.

КК

Ведение  записей при прослушивании объяснения и сообщения

Выполнение практической работы.

  6

Правила сервировки стола к завтраку. Культура  поведения за столом. Правила этикета.

Проект «Сервировка стола к завтраку».

2

Урок комбинированный. Объяснительно иллюстративная.

Правила сервировки стола к завтраку. Культура  поведения за столом. Правила этикета.

Сервировка стола к завтраку. Складывание тканевых салфеток.

Знать: столовые приборы и правила пользования ими, оформление стола, правила поведения. УЧ. ПОЗН

Уметь: сервировать стол, складывать салфетки.

СОЦ. КУЛ

Поиск информации. Ведение  записей при прослушивании объяснения и сообщения

Выполнение практической работы.

 7


Технология ведения дома.

Эстетика и экология жилища.

Рациональное размещение оборудования кухни. Кухонная посуда и уход за ней.

&37-39 стр.163-172.

2





   2



Урок изучения нового материала. Объяснительно иллюстративная.

Интерьер жилых помещений и их комфортность. Современные стили в оформлении. Подбор средств интерьера жилого помещения с учетом запросов и потребностей семьи. Использование декоративных растений для оформления жилых помещений.



Выполнение эскиза интерьера кухни.

Знать: рациональное размещение оборудования кухни и уход за ним, создание интерьера, разделение на зоны, отделка, уход. УЧ. ПОЗН

Уметь: выполнять эскиз интерьера кухни, различать разновидность посуды и уход за ней. ИК

Ведение  записей при прослушивании объяснения и сообщения



Фронтальная беседа

8

Создание изделий из текстильных и поделочных материалов. Материаловедение

 Классификация текстильных волокон. &1 стр.5-8.

42






4


2



Урок комбинированный. Объяснительно иллюстративная.

 


Классификация текстильных волокон. Производство ткани.

Свойства х\б и льняных тканей.

Знакомство с натуральными волокнами растительного происхождения.

Макет полотняного переплетения.

Знать: классификацию текстильных волокон, изготовление тканей и нитей в условиях прядильного и ткацкого производства, ассортимент х/б и льняных тканей. УЧ.ПОЗН

Уметь: Составить коллекцию тканей. СОЦ.КУЛ

Использование таблиц (схем) для систематизации материала

Работа с учебником, выполнение практической работы.

9

Получение ткани.

&2 стр.8-13.

2

Урок комбинированный. Объяснительно иллюстративная.

Определение лицевой и изнаночной стороны в ткани. Направление основы и утка.

Изучение свойств нитей основы и утка, определение направления долевой нити в ткани. Определение  лицевой  и изнаночной стороны.


Уметь: определять лицевую и изнаночную сторону ткани, направление долевой нити, выполнять образец полотняного переплетения ткани. СОЦ.КУЛ

Использование таблиц (схем) для систематизации материала

Выполнение практической работы.

10

Выполнение ручных швов

Организация рабочего места для выполнения ручных работ.&3 стр.14-20.

4

2


Урок комбинированный. Продуктивная.

Организация рабочего места. Соблюдение правил БТ при использовании инструментов. Терминология ручных работ.

Организация рабочего места для ручных работ.

Подбор инструментов и приспособлений для ручных работ.

Знать: организацию рабочего места для ручных работ, подбор инструментов и материалов, выполнение ручных стежков и строчек. СОЦ.КУЛ

Извлечение информации

Работа с учебником и наглядными пособиями.

11

Технология выполнения ручных стежков и строчек.

&4 стр.21-25.

2

Урок практикум. Продуктивная

Выполнение ручных работ. Классификация ручных стежков.

Выполнение ручных стежков, строчек и швов.

Уметь: выполнять ручные стежки и строчки, организовывать рабочее место, соблюдать правила Б. КК

Поиск информации

Выполнение практической работы.









13

Машиноведение.

 История создания швейной машины. Назначение и устройство бытовой швейной машины.

&5, 6 стр.26-31.

8

2


Урок изучения  нового материала. Объяснительно иллюстративная.


История создания швейной машины.

Устройство бытовой швейной машины.

Подготовка швейной машины к работе. Регулировка длины стежка.

Знать: историю швейной машины, виды машин, устройство бытовой швейной машины. СОЦ.КУЛ

Уметь: распознавать в шв. машине устройств. КК 

Поиск информации


Работа с учебником, наглядными пособиями.

14

Правила работы на швейной машине. Выполнение машинных швов.

&7 стр.31-39.


2

Урок комбинированный. Проблемно-поисковая.

Порядок подготовки  шв. машины к работе. Правила  ТБ. Выполнение  строчек. Терминология.

БТ и ТБ при работе на шв. машине.  Заправка машины верхней и нижней нитей.

Знать: безопасные приемы труда при работе на швейной машине, заправка верхней и нижней нити. ЗД.СБ.

Ведение  записей при прослушивании объяснения и сообщенияИзвлечение информации

Выполнение практической работы.

15

16

Классификация  машинных швов. Выполнение влажно-тепловой обработки.

&8,9 стр.40-45.

4

Урок практикум. Частично-поисковая.

Виды и характеристика машинных швов. Технологическая последовательность выполнения.   ВТО. Терминология                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Выполнение машинных строчек на ткани. ВТО образцов.

.

Уметь: подготовить швейную машину к работе, выполнять машинные строчки.Производить ВТО после каждой операции. СОЦ.КУЛ

Ведение  записей при прослушивании объяснения и сообщения

Работа по технологическим картам. Практикум.











 17

Конструирование и моделирование простейших видов швейных изделий..

Снятие мерок для построения чертежа выкройки &11 стр.46-48.

   8


   2    



Урок комбинированный. Проблемно-поисковая.

                                                                                                                                                                                                                                 

Краткие сведения из истории одежды. Ткани применяемые для изготовления рабочей одежды. Измерение параметров фигуры человека..



Снятие мерок и запись результатов измерений.

Знать: виды рабочей одежды, фартуки в национальном костюме, фигура человека и ее измерения. СОЦ.КУЛ

Уметь: снимать мерки и записывать результаты измерения фигуры. СОЦ.КУЛ

Использование таблиц (схем) для систематизации материала


Работа с учебником, выполнение практической работы

    18

Построение и оформление чертежа фартука и косынки в М 1:4. и

&12 стр.65-67.

   2                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Урок практикум. Частично- поисковая.

Правила построения чертежа. Расчетные формулы.

Построение чертежа фартука и косынки в М 1:4

Знать: общие правила построения и оформления чертежей швейных изделий, понятие о масштабе. УЧ.ПОЗН 

Использование таблиц (схем) для систематизации материала

Практическая работа.

19

Чертеж фартука и косынки в натуральную величину.

&12стр.65-67.

2

Урок практикум. Частично-поисковая.

Построение чертежа фартука и косынки в натуральную величину.

Построение чертежа в натуральную величину по своим меркам.

Уметь: строить чертеж фартука в масштабе 1:4 и в натуральную величину СОЦ.КУЛ

Использование таблиц (схем) для систематизации материала

Выполнение практической работы.

20

Моделирование фартука с нагрудником.

&14 стр.68-69.


2

Урок комбинированный. Проблемно- поисковая.

Моделирование простейших видов швейных изделий фартука с нагрудником. Художественное оформление и отделка изделий.

Моделирование фартука выбранного фасона.

Знать: понятие о форме симметрии, использование цвета, фактуры материала, характеру отделки. УЧ.ПОЗН

Уметь: моделировать фартук выбранного фасона. СОЦ.КУЛ

Использование таблиц (схем) для систематизации материала

Выполнение практической работы.



21

Проектирование и технология  изготовление швейных изделий.

.Подготовка выкройки и текстильных материалов к раскрою. Копирование готовых выкроек. Рациональный раскрой фартука.

&13,14 стр.53-54,71.

20


2



Урок комбинированный. Проблемно- поисковая



Подготовка выкройки и текстильных материалов к раскрою. Рациональный раскрой.                                                                                                                                                            



Подготовка выкройки к раскрою.

Раскрой деталей фартука.

Знать: требования к раскрою швейного изделия, условиями настила ткани и рациональной раскладке деталей выкройки УЧ.ПОЗН.

Уметь: раскраивать изделие, экономно расходуя ткань. СОЦ.КУЛ

Поиск информации. Ведение  записей при прослушивании объяснения и сообщения




Выполнение практической работы.

22

Подготовка деталей кроя к  обработке.

&13 стр.55-56.

2

Урок комбинированный. Проблемно-поисковая.

Способы переноса контурных и контрольных линий выкройки на ткань.

Перенос контурных и контрольных линий на детали кроя.

Знать: свойство материалов при работе с кроем, разновидности стежков. УЧ.ПОЗН

Уметь: выполнять швы на деталях кроя. СОЦ.КУЛ

Организация и представление информации

Выполнение практической работы.

23

Технология соединения деталей в швейном изделии.

Обработка бретелей и концов пояса.

&14 стр.72-73.

2

Урок комбинированный. Проблемно-поисковая.

Технология соединения деталей бретелей и пояса обтачным швом.

Выполнение обработки бретелей и пояса.

Знать: последовательность обработки бретели и концов пояса. УЧ.ПОЗН

Уметь: выполнять обработку срезов обтачным швом. СОЦ.КУЛ

Организация и представление информации

Выполнение практической работы.

24

Обработка нагрудника и соединение с бретелями.

&14 стр.74-76.

2

Урок комбинированный. Проблемно-поисковая.

Технология соединения деталей нагрудника с бретелью обтачным швом.

Выполнение соединения нагрудника с бретелями.

Знать: последовательность обработки соединения нагрудника с бретелями. УЧ.ПОЗН

Уметь: выполнять обработку срезов обтачным швом. СОЦ.КУЛ

Организация и представление информации

Выполнение практической работы.

25

Обработка накладных карманов.

&13 стр.57-58.

2

Урок комбинированный. Проблемно-поисковая.

Технология соединения деталей верхнего, нижнего и боковых срезов карманов краевым швом.

Выполнение обработки накладных карманов .

Знать: последовательность обработки накладных карманов и нижней части фартука. УЧ.ПОЗН

Организация и представление информации

Выполнение практической работы.

26

Обработка нижней части фартука.

&13 стр.60-61.

2

Урок комбинированный. Проблемно-поисковая.

Технология обработки НЧФ краевым швом.

Выполнение обработки НЧФ.

Уметь: выполнять обработку срезов фартука швом вподгибку. СОЦ.КУЛ

Организация и представление информации

Выполнение практической работы.

27

Соединение НЧФ с карманами.

&13 стр.59.


2

Урок комбинированный. Проблемно-поисковая.

Технология обработки накладного шва.

Выполнение соединения НЧФ с карманами.

Знать: последовательность обработки соединения деталей фартука. УЧ.ПОЗН

Организация и представление информации

Выполнение практической работы.

28

Соединение деталей фартука.

&14 стр.76-78.

    2

Урок комбинированный. Проблемно-поисковая.

Технология соединения деталей фартука.

Выполнение соединения деталей фартука.

Уметь: выполнять соединение деталей настрочным швом. СОЦ.КУЛ

Организация и представление информации

Выполнение практической работы.

29

Обработка косынки.

&13 стр.61.


2

Урок комбинированный. Проблемно-поисковая.

Технология обработки косынки краевым швом.

Выполнение обработки косынки.

Уметь: выполнять обработку срезов косынки швом вподгибку СОЦ.КУЛ

Организация и представление информации

Выполнение практической работы.

30

Выполнение влажно- тепловой обработки в зависимости от волокнистого состава ткани. Художественное оформление и отделка фартука и косынки.

&14 стр.78.


2

Урок комбинированный. Продуктивная.

Выполнение влажно- тепловой обработки в зависимости от волокнистого состава ткани.

Выполнение ВТО изделия.

Знать: последовательность выполнения ВТО, правила ТБ при работе ЗД.СБ.

Уметь: выполнять утюжильные работы. СОЦ.КУЛ КУЛ.и ПРИРОД

Организация и представление информации  

Выполнение практической работы.


31

Проект.

Проектирование полезных изделий с использованием текстильных и поделочных материалов.

&41 стр.174-188.

8


2


Урок  практикум.

Репродуктивная. Объяснительно-иллюстративная.

Проектирование полезных изделий с использованием текстильных и поделочных материалов.


Заполнение дизайн-  папки.

Знать: проект, история, цель проекта; этапы выполнения. Цен.смыс.

Уметь: выполнять дизайн – листов .Инф.комп.

Ведение  записей при прослушивании объяснения и сообщенияИзвлечение информации


Выполнение практической работы.

32

Традиционные виды рукоделия и декоративно-прикладного творчества. Вышивка.

Технологическая последовательность вышивания.

& 20,21стр 97-108.

2

Урок- практикум

Исследовательская.

Подготовка ткани к работе. Разметка размера рисунка. Перевод рисунка на ткань. Увеличение или уменьшение рисунка. Заправка изделия в пяльцы. Закрепление рабочей нитки на ткани. Уход за вышивкой.

«Выполнение швов – вперед иголку, шнурок, стебельчатый, за иголку»,

«Выполнение швов: тамбурного, петельного, узелки

Знать: способы перевода рисунка на ткань, правила выполнения ручных швов, правила заправки нити перед вышивкой. УЧ.ПОЗН

Уметь: выполнять вышивку по технологическим картам. СОЦ.КУЛ

Поиск информации

Выполнение практической работы.

33

34

Технология выполнения простейших ручных швов. &22, стр. 108-114.

4

Урок- практикум

Частично-поисковая.

Различные сочетания вышивальных швов. Применение бисера, пайеток. Отделка вышивкой изделия.

 Вышивание изделия по выбору учащихся.

Знать: правила БТ ОРМ, последовательность выполнения вышивки. Цен.смыс.

Уметь: выполнять различные швы, применять бисер, для художественного оформления вышивки. Оценивать свою работу СОЦ.КУЛ,КК.

Организация и представление информации

Выполнение практической работы.

35

Технология ведения дома.


&37-40стр.163-175.

2


2

Урок комбинированный. Продуктивная.

Познакомить со способами ремонта одежды.

Выполнение ремонта одежды заплатами.

Знать: последовательность выполнения ремонта одежды. УЧ.ПОЗН

Уметь: выполнять ремонт одежды заплатой. СОЦ.КУЛ

Поиск информации

Выполнение практической работы.


 

  Итог

70


 

Ключевые компетенции на уроках технологии: Для решения этой педагогической задачи на уроках технологии я успешно применяю компетентностный подход.

Коммуникативные компетенции:

Умение общаться со сверстниками и взрослыми людьми, поведение в обществе – этикет, умение работать самостоятельно, индивидуальная работа, формирование бригад, групп, где дети учатся распределять обязанности, есть ответственные за определённый «фронт» работ, самоконтроль (такой метод применяется во время кулинарных работ, лабораторно – практических работах ), устные ответы, защита проектов, сообщений.

Социокультурные компетенции: применение на практике и в жизни ЗУНов.

У девочек:

Умение рассчитывать семейный бюджет, распределение обязанностей в быту, определение потребностей, навыки при приготовлении пищи, применение основ конструирования и элементов пошива (пришить пуговицы, наложить декоративную заплатку, штопка), рукоделие (вязание, вышивка)

Ценностно-смысловые компетенции предполагают умения:

Осуществлять индивидуальную и поисковую деятельность при работе над проектом: выбор темы, актуальность, исследовательская деятельность.

Информационные компетенции:

Самостоятельная подготовка сообщений, проектов с использованием различных источников информации: книг, учебников, справочников, энциклопедий, каталогов, CD-Rom, Интернета. Владение навыками использования информационных устройств: компьютера, принтера, модема, копира.

Культуроведческая и природоведческие компетенции:

Знакомство с культурой своего народа, края (ХКК гос.), с культурой других стран и народов, уход за растениями, в том числе экзотическими.

Здоровье сберегающая компетенция:

Знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном  здоровье, личной безопасности; ухаживать за ребёнком; владеть способами  оказания первой медицинской помощи.

Учебно-познавательные компетенции:

Межпредметная связь: география, биология – в материаловедении (знакомство с различными видами волокон, и их происхождением); черчение, математика – при расчётах и построении чертежей; физика – по теме  металлообработка; русский язык, литература – оформление сообщений и творческих проектов; ИЗО – при выполнении эскизов изделий).

С точки зрения вклада в формирование ключевых компетенции, представленное программное содержание образования должно быть комплексным. Это должно учитываться при разработке образовательных стандартов, программ и учебников по предмету.

В образовательной области «Технология» следует определить необходимое и достаточное число связанных между собой реальных изучаемых объектов, формируемых при этом знаний, умений, навыков и способов деятельности, составляющих содержание определённых компетенции. Проектируемое на такой основе образование сможет обеспечивать как предметное, так и целостное компетентностное образование. Образовательные компетенции ученика будут играть большую многофункциональную метапредметную роль, проявляющуюся и в школе, и в семье, и в кругу друзей, и в будущих профессиональных отношениях. Всё это даёт возможность использовать приобретенные знания и умения, как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии, 6 класс (девочки)

Рабочая программа включает разделы "Растениеводство",  "Создание изделий из текстильных и поделочных материалов",   "Кулинария", "Строительные ремонтно-отделочные работы" . Материал буд...

Рабочая программа по технологии 5 класс (девочки)

Вашему вниманию представлена рабочая программа и календарно-тематическое планирование для 5 класса по технологии (девочки)....

Рабочая программа по технологии 5 класс девочки

Рабочая программа по технологии (5 класс девочки) составлена на основе примерной программы основного общего образования «Технология. Программы начального и  основного общего образования» М. «Вент...

рабочая программа по технологии 5 класс (девочки)

Рабочая программа по технологии ориентирована на воспитание школьника –  гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника,  его национального самос...

Рабочая программа по технологии 7 класс(девочки)

Рабочая программа по предмету «Технология» для учащихся 7 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по направлению «Технология. Обслуживающий труд» и авторской прогр...

Рабочая программа по технологии 8 класс(девочки)

Рабочая программа по курсу «Технология» для учащихся 8 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по направлению «Технология. Обслуживающий труд» » в соот...

Рабочая программа по технологии. 5 класс. Девочки

            Технология это преобразующая деятельность человека, направленная на удовлетворение нужд и потребностей людей. Она включает процессы, связанные с преобр...