Современные формы и методы профессионально-трудового обучения детей с недостатком интеллекта
статья по технологии по теме

Шевченко Галина Николаевна

Предварительный просмотр:

Тезисы  доклада

«Современные формы и методы  профессионально-трудового обучения  детей с недостатком  интеллекта».

В обществе всё более актуальными  становятся вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого  подхода требуют  дети  с ограниченными  возможностями  здоровья.

Я работаю  в ГКОУ РО  школе-интернате  VI вида  города Волгодонска, учителем «Технологии» и «Швейного дела» в классах  со сложной структурой дефекта. Задача учителя современной школы - дать обучающимся не только  умения и навыки  выполнения  различных работ, но и воспитывать  желание самостоятельно получать  необходимую информацию через  интернет, журналы,  телепередачи, творчески подходить к поиску ответов. Для этого я использую в своей практике различные  формы и методы  профессионально-трудового обучения:

- беседы;

-уроки;

-кружки;

- экскурсии;

- школьные выставки;

- городские выставки;

- встречи с выпускниками, инвалидами из Центра занятости, с     представителями  городских учреждений и предприятий.

Увеличение умственной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать у обучающихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Приходится искать эффективные методы обучения и такие методические приемы, которые активизировали бы мысль обучающихся, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках воспитанник  работал активно и увлеченно. Немаловажную роль здесь можно отвести дидактическим играм.

В каждом классе есть  так называемые «звёздочки» (обучаемые находятся на пограничном уровне интеллекта). Им целесообразно давать   индивидуальные задания. В этом случае очень удобно использовать  метод проектов, который   позволяет обучающимся  в системе овладеть организацией практической деятельности по всей проектно-технологической цепочке   -  от   идеи   до   её   реализации  в   модели,   изделии.   Главная   особенность   этого   подхода   - активизировать обучение,  придав ему исследовательский, творческий характер, и, таким образом,  передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности. Метод проектов позволяет  избежать шаблонности в преподавании, побуждает  обучающихся  к фантазии, развивает  эмоционально-окрашенную речь, способствует  повышению учебной мотивации  и познавательного  интереса к предмету.

В неурочное время работают кружки: « Весёлые петельки» - по вязанию,  «Узоры» - по вышивке. Кружковая работа показана  на общешкольной выставке, в актовом зале, куда приходят гости. Ребята очень гордятся, что на выставочных работах их фамилия, и это все видят родители, друзья, выпускники, гости. Лучшие работы отправляем на городскую выставку и даже в город Ростов – на - Дону, например,  во время  декады инвалидов. За свои старания, терпение и труд обучающиеся получают благодарности, почётные грамоты, ценные призы. Также наши воспитанники принимают активное участие в городских и областных конкурсах.

В 11 классе  ввели курс «Основы производства и выбор профессии»

( используем материал  для общеобразовательных школ).

Цель курса: формировании у подростков знаний о мире профессий , подготовить  их к обоснованному выбору профессии с учётом их индивидуальных особенностей.

Каждый год  в школе проходит «День открытых дверей», которые посещают  специалисты из Центра занятости инвалидов.

Сотрудники специализированных  предприятий, обществ  и кооперативов  рассказывают и даже оставляют фирменные  проспекты о реабилитационных центрах, где можно получить профессию и работать  на дому.

Главная цель трудовой адаптации – подготовка обучающихся  к самостоятельной  жизни и труду.  Учителя трудового обучения способствуют этому, находясь в постоянном поиске новых современных форм и методов  профессионально-трудового обучения  детей с недостатком  интеллекта.

Доклад

Современные формы и методы  профессионально-трудового обучения  детей с недостатком  интеллекта.

В обществе всё более актуальными  становятся вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого  подхода требуют  дети  с ограниченными  возможностями  здоровья.

В принятой  резолюцией 2856 (XXVI) Генеральной Ассамблей  от 20 декабря 1971 года  Декларацией  о правах умственно отсталых лиц провозглашается:

« необходимость оказания умственно отсталым лицам помощи в развитии их способностей в различных областях деятельности и содействия по мере возможности включению их в обычную жизнь общества».

Уполномоченный  при Президенте  России по правам  ребёнка  Павел Астахов  подчёркивает, что «признание прав каждого ребёнка, его интересов, потребностей, оказание ему помощи в процессе личностного становления, в выборе профессиональной деятельности являются чрезвычайно важными».        В соответствии с социальным заказом общества существует объективная необходимость интеграции таких детей в социум, их социальной и профессиональной адаптации.  Трудовая деятельность  - это объективная  потребность  общества, без неё общество не может полноценно функционировать и развиваться.

Я работаю  в ГКОУ РО  школе-интернате  VI вида  города Волгодонска, учителем «Технологии» и «Швейного дела» в классах  со сложной структурой дефекта. Задача учителя современной школы - дать обучающимся не только  умения и навыки  выполнения  различных работ, но и воспитывать  желание самостоятельно получать  необходимую информацию через  интернет, журналы,  телепередачи, творчески подходить к поиску ответов. Для этого возможны и я использую в своей практике различные  формы и методы  профессионально-трудового обучения:

- беседы;

-уроки;

-кружки;

- экскурсии;

-школьные выставки;

- городские выставки;

- встречи с выпускниками, инвалидами из Центра занятости, с     представителями  городских учреждений и предприятий.

Для того, чтобы заинтересовать пятиклассников использую разнообразные методы и приёмы:

-провожу беседы о том, что  «труд сделал  из  обезьяны человека»;

-знакомлю с инструментами и приспособлениями  с помощью загадок и пословиц о труде швеи, пряхи (прослеживается  межпредметная связь  с литературой);

 -на мультимедийной доске  показываю отрывки из передачи «Здоровье», где ведущая Елена Малышева в доступной форме говорит о пользе ручного труда, о развитии мелкой моторики  пальцев  рук, что любое рукоделие развивает  мозг;

- провожу экскурсии в музей, где дети знакомятся с шедеврами народного творчества.

Воспитанники  с недостатком  интеллекта  с большим удовольствием  работают  на уроках труда, чем дети с нормальным интеллектом. Часто это бывает по простой причине, их не берут на другие работы. А здесь они работают в парах слабый-сильный, не видно их беспомощности, неумелости (да и друг, если что поддержит) - это формирует мощный стимул к овладению знаний по изучаемым дисциплинам.

Увеличение умственной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать у обучающихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Приходится искать эффективные методы обучения и такие методические приемы, которые активизировали бы мысль обучающихся, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках воспитанник  работал активно и увлеченно. Немаловажную роль здесь можно отвести дидактическим играм. Дети уверенно  чувствуют себя при проведении фронтального опроса пройденного  материала, особенно, если он проходит в игровой форме, что позволяет сделать учебный процесс привлекательней и интересней. Например,  их спрашивает не учитель, какой-нибудь сказочный герой: Сорока - белобока, Золушка, Цветик - Семицветик. Во время такого опроса на уроке царит дух доброго  соперничества, сопереживания. Даже подсказки детей формируют мощный стимул к овладению знаниями.  Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. Игра имеет большое значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни.

          Во время практической работы  поощряю  помощь  «сделал сам – помоги другу», большое внимание уделяю  коррекционной работе « сделай меньше – да лучше».

В каждом классе есть  так называемые «звёздочки» (обучаемые находятся на пограничном уровне интеллекта). Им целесообразно давать   индивидуальные задания. В этом случае очень удобно использовать  метод проектов, который   позволяет обучающимся  в системе овладеть организацией практической деятельности по всей проектно-технологической цепочке   -  от   идеи   до   её   реализации  в   модели,   изделии.   Главная   особенность   этого   подхода   - активизировать обучение,  придав ему исследовательский, творческий характер, и, таким образом,  передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности. Метод проектов позволяет  избежать шаблонности в преподавании, побуждает  обучающихся  к фантазии, развивает  эмоционально-окрашенную речь, способствует  повышению учебной мотивации  и познавательного  интереса к предмету.

При организации работы обучающихся по методу проектов возможна не только индивидуальная самостоятельная работа, но и групповая. Групповая работа привлекает участников своей деловой направленностью, общением, возможностью лучше узнать одноклассников, сравнить себя с ними, и расширить зону для самооценки. Кроме этого, групповая работа:

- даёт возможность учащимся объединиться по интересам;

- обеспечивает для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения;

- воспитывает обязательность выполнения задания в определённые сроки, так как от этого зависит успех работы всего коллектива;

- предоставляет возможность равноправия и свободу выражения идей, их отстаивание, аргументацию, но в то же время терпимость к чужой точке зрения;

- является одним из способов преодоления психологических барьеров в индивидуальном саморазвитии личности;

- позволяет проявить взаимопомощь и, вместе с тем, стимулирует дух соревнования и соперничества.

Таким образом, метод проектов способствует не только саморазвитию, но и социализации каждого участника этого увлекательного процесса.

Воспитанникам очень нравится  делать проекты на интересующие их темы : «вареники с вишней», « подушка, выполненная в технике «пэчворк». Особенно  удаются групповые проекты, так, например, панно «Вольная казачья степь», которое выполнено двумя  воспитанницами  в технике  аппликации и вышивки. Одна воспитанница, выполняла  аппликацию, а другая делала вышивку -  бегущих лошадей.

В неурочное время работают кружки: « Весёлые петельки» - по вязанию,  «Узоры» - по вышивке. Воспитанники  с большой охотой посещают эти занятия, потому что на них они могут самореализоваться. Пусть работа не такая уж и  сложная, но это  подарок маме, сестре, подруге, воспитателю. Старшеклассницы часто делают вышивки с символами года, в прошлом году – это были драконы на чехлах для мобильных телефонов, в этом году ожидаем – змей.

В этом году на занятиях в кружке «Весёлые петельки» запланировали освоить новый вид  поделок: японские вязаные игрушки «амигуруми» и цветы из ткани «канзаши». На общешкольную выставку, я думаю, успеем сделать.

Кружковая работа показана  на общешкольной выставке, в актовом зале, куда приходят гости. Ребята очень гордятся, что на выставочных работах их фамилия, и это все видят родители, друзья, выпускники, гости. Лучшие работы отправляем на городскую выставку и даже в город Ростов – на - Дону, например,  во время  декады инвалидов. За свои старания, терпение и труд обучающиеся получают благодарности, почётные грамоты, ценные призы. Был такой случай, работу нашей воспитанницы возили в Москву, взяли в музей, а девочке предложили 10000 рублей, или поездку в Египет. Она выбрала  путёвку в Египет.

Наши воспитанники каждый год участвуют  в городском  празднике «Светлое чудо»,   в преддверье  Пасхи и всегда получают благодарности, подарки.

Ежегодно проходит Областной  конкурс «Путь в профессию». Наши воспитанники  всегда принимают участие, но уже давно  не получали призовые места (в десятку входим всегда), потому, что инвалидам сложнее бороться за призы (в этом конкурсе участвуют все коррекционные школы  области и детские дома).  Главное, что наши ребята  общаются со сверстниками из  других школ.

Каждую весну, в марте, школа участвует  в  выставке  кукол  «Веснянки». Куклы разрешается выполнять разные: вязаные, из бумаги, из кожи, из ниток. Наши дети принимают активное участие, занимают всегда призовые места.

В 11 классе  ввели курс «Основы производства и выбор профессии»

( используем материал  для общеобразовательных школ).

Цель курса: формировании у подростков знаний о мире профессий , подготовить  их к обоснованному выбору профессии с учётом их индивидуальных особенностей. Приглашаем для беседы наших  выпускников, которые  работают на предприятиях  города и  добились значительных  успехов.  Они  рассказывают  о своём трудовом  становлении, о предприятии, на котором  они работают, показывают фотографии, свои грамоты. Фотографии и  грамоты  оформляются и хранятся   в школьном музее «Мужество».

Школа не прерывает связь  с выпускниками. Некоторые  заканчивают  – ПТУ, и каждый раз  я искренне  радуюсь, что они выбрали  профессию технолога швейного дела или обувщика. Другие идут на предприятия учениками и достигают определённых успехов.                

 Каждый год  в школе проходит «День открытых дверей», которые посещают  специалисты из Центра занятости инвалидов. Они приглашают наших выпускников работать  в городских цехах по пошиву  постельного белья. Сотрудники специализированных  предприятий, обществ  и кооперативов  рассказывают и даже оставляют фирменные  проспекты о реабилитационных центрах , где можно получить профессию и работать  на дому.

Главная цель трудовой адаптации – подготовка обучающихся  к самостоятельной  жизни и труду.  Учителя трудового обучения способствуют этому, находясь в постоянном поиске новых современных форм и методов  профессионально-трудового обучения  детей с недостатком  интеллекта.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль театрализованной деятельности в повышении уровня эмоциональной устойчивости у детей с недостатком интеллекта.

Актуальность темы данной работы заключается в необходимости коррекции и развития эмоциональной сферы детей с недостатком интеллектуального развития через театрализованную игру, что создает...

Методы профессионально-трудового обучения

Отбор эффективных методов обучения способствует мобильности усвоения знаний, навыков и умений, которые сравнительно легко могут применяться в различных ситуациях. Поэтому рационально построенный проце...

Особенности воспитания самостоятельности детей с недостатком интеллекта в процессе выполнения трудовых заданий.

Перед современной коррекционной школой стоит задача подготовить учащихся к трудовой деятельности, к общественно-полезному производительному труду. Воспитанники этой школы обязательно должны овладеть о...

Современный урок в рамках ФГОС: современные формы и методы обучения. Из опыта работы.

Статья содержит информацию о формах и методах работы современного урока в рамках ФГОС....

НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В КЛАССЕ «ОСОБЫЙ РЕБЕНОК» 

Наглядным называется такое обучение, при котором представления и понятия формируются у учащихся на основе непосредственного восприятия изучаемых явлений или с помощью их изображений....

НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ (II вариант обучения)

Принцип наглядности играет важную роль в обучении детей с нарушениями интеллекта, так как мышление учащихся специальной (коррекционной) школы требует образности и конкретности воспринимаемого материал...