Программа кружка по декоративно -прикладному искусству "Лоскутная техника - Печворк"
методическая разработка по технологии (7 класс) по теме

Шайдуллина Наталья Николаевна

 

        Данная программа вариативного курса «Лоскутная техника – Печворк» ориентирована на знакомство учащихся с техникой печворк, что в настоящее время является актуальным для развития у школьников представления о декоративно – прикладном творчестве.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Кружок по декоративно – прикладному творчеству, как средство развития эстетического вкуса»

Составитель: Шайдуллина, Н.Н.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………...............................................................................................

1 РАЗВИТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА У УЧАЩИХСЯ……………………

1.1 Принципы и система эстетического воспитания…………………………….

1.2 Внеклассная работа по эстетическому воспитанию…………………………

1.3 Игровой контроль на занятиях кружка по ДПТ……………………………...

2 ПРОГРАММА ВАРИАТИВНОГО КУРСА «ЛОСКУТНАЯ ТЕХНИКА –  

   ПЕЧВОРК»……………………………………………………………………….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….

ВВЕДЕНИЕ

        Актуальность. Основным принципом отечественной педагогики является единство обучения и воспитания. Эстетическое и трудовое воспитание средствами декоративно – прикладного искусства тесно связано с образованием и обучением, а эффективность этого единства во многом зависит от организационно-методического уровня постановки учебно – воспитательного процесса.

        В современном, быстроменяющемся мире возникает необходимость позаботиться об укреплении связей ребенка с природой и культурой, трудом искусством.

        Декоративно – прикладное творчество один из видов изобразительного искусства, является составной частью искусства народа и несет в себе духовные и эстетические ценности, накопленные трудом и талантом многих поколений. Народное искусство, как и искусство, вообще, многофункционально и одна из функций – воспитательные возможности, которые до сих пор не

 реализуются в полной мере. Декоративно – прикладное творчество представляет значительную ценность для эстетического воспитания детей.        

        Программа по декоративно – прикладному творчеству обеспечивает развитие у учащихся эмоциональной культуры в процессе комплексного преподавания искусства с целью формирования эстетический знаний, пробуждения эстетической восприимчивости и закрепления их в творческом опыте учащихся. Программа направлена на сохранение живого наследия народа, она рассматривает его как часть современной жизни, предмет специального изучения. На занятиях декоративно-прикладным творчеством школьники убеждаются в том, что многие из выполняемых ими заданий носят общественно полезный характер, что, несомненно, повышает их интерес к этому виду деятельности. Первое наше знакомство с миром, его познание и понимание проходят через игрушку. Это своеобразная школа чувств, которая активизирует мысли, фантазию, речь, память, эмоции, прививает любовь к прекрасному, она служит целям умственного, нравственного и эстетического воспитания.
       Лоскутная техника – это один из видов декоративно – прикладного искусства, в котором сочетаются различные элементы рукоделия: шитье, вышивка, аппликация. Работа в лоскутной технике помогает ребенку развить воображение, чувство формы и цвета, точность и аккуратность, трудолюбие, познакомит с традициями русского народного художественного творчества.
Познание народных традиций вырабатывает уважение к русской культуре, вооружает способностью понимать язык народного искусства.
       
Творчество детей и подростков осуществляется двумя путями в процессе обязательных занятий в школе; в процессе внеурочных занятий, строящихся по принципу добровольной изобретательности и индивидуальных интересов детей. Необходимо, чтобы ребенок выбирал себе занятие в кружках по душе. Наиболее полное удовлетворение интересов детей и подростков возможно именно в добровольных творческих объединениях, работа, которая базируется на увлеченности, активности и коллективной самодеятельности школьников. Правильная организация свободного времени школьника и умение профессионально включить его в деятельность того или иного кружка, участие  его в том или ином коллективном деле и обеспечивает необходимые условия для развития у детей разнообразных интересов, формирует увлечение, творческие навыки и умения, то есть все то, что служит предпосылками к самостоятельному мышлению, потребности к учению, творческому подходу к решению любой задачи в любой проблемной ситуации.

         Целью работы является выявление возможности эффективного формирования творческих способностей.

        Задачи работы:

1. Рассмотреть теоретические основы творчества, творческих способностей и  

   творческой деятельности.

2. Определить условия для формирования творческих способностей;

3. Разработать программу кружка.

4. Разработать и апробировать три конспекта занятий кружка с методически

    ми  рекомендациями к ним.

        1 РАЗВИТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА У УЧАЩИХСЯ

         Общество развивалось, на смену одному общественному строю приходил другой, менялись взгляды и представления людей, в том числе и взгляды на прекрасное, на его роль в воспитании человека. Но споры об эстетическом воспитании не утихали. Характерной приметой времени является научно-техническая революция. Все возрастающий интерес к науке и технике, казалось, должен был отодвинуть вопросы эстетического воспитания на второй план. Однако этого не произошло. Эстетическое воспитание интересует современного человека нисколько не меньше, чем наука и техника. Более того, специалисты фиксируют резкий скачок, взрыв интереса к вопросам эстетического воспитания в современном мире. В решении научных основ и частных вопросов эстетического воспитания советская педагогика опирается на марксистско-ленинскую эстетику (науку о прекрасном), критически использует наследие прошлых лет. Как определяется в современной педагогике сущность эстетического воспитания? Под эстетическим воспитанием понимается воспитание способности восприятия и правильного понимания прекрасного в действительности (природе, труде, общественных отношениях, поступках людей) и в искусстве, развитие эстетических взглядов, вкусов и чувств, потребности и способности участвовать в создании прекрасного в искусстве и жизни.
       Эстетическое воспитание включает в себя две взаимосвязанные стороны: внешнюю – это задачи, содержание, средства и методы эстетического воспитания – и внутреннюю – творчески преобразующую деятельность ребенка, который под руководством педагога постепенно приобщается к прекрасному, формирующую эстетическую культуру личности. На это ориентирует школу программа «Примерное содержание воспитания школьников». Такой подход к эстетическому воспитанию учащихся является шагом вперед в нашей системе народного образования и коммунистического воспитания.
Эстетическая культура рассматривается в советской педагогике как сложное комплексное понятие. Важнейшей составной ее частью является формирование эстетического чувства, особой эмоциональной отзывчивости человека к прекрасному в искусстве, природе, труде, общественной жизни и поведении людей.
       Другим компонентом эстетической культуры следует считать знания, на основе которых формируются эстетические представления, понятия, взгляды, вкусы, составляющие эстетический кругозор личности. Особое место в эстетической культуре занимает эстетический идеал как цель и образец. Важным компонентом эстетической культуры следует считать эстетический вкус, позволяющий человеку отличать прекрасное от безобразного, настоящую красоту от ложной. Показателем эстетического отношения человека к миру служат эстетические интересы и потребности, а также эстетические способности. Уровень развития эстетической культуры школьников, как показывает ее изучение, не однороден. Школьники в состоянии видеть и достаточно глубоко переживать прекрасное в природе, искусстве, учении и труде. Они чутки ко всему возвышенному, героическому. Но у них мало знаний по теории искусства и художественного творчества. Обнаруживаются и возрастные различия в развитии эстетической культуры: младшие школьники проявляют повышенный интерес к красоте природы, подростки — к искусству, старших школьников больше интересует эстетика поведения, отношений, внешнего облика человека и его внутреннего мира. Неравномерность в уровне развития эстетической культуры учащихся можно решить путем целенаправленного эстетического восприятия. Советская педагогика в решении этого вопроса исходит из понимания единой, целостной сущности человека, взаимосвязи всех сторон его жизни: умственной, идейной, нравственной и эстетической. Гармоническое развитие всех этих сторон — важное условие подлинного расцвета личности. Через систему знаний и образных воздействий растущий человек воспринимает, впитывает, совершенствует правильное отношение к людям, Родине, непреходящим культурным ценностям. Недооценка или, наоборот, переоценка того или другого начала одинаково вредны в целостном процессе развития личности. Воспитание эстетических чувств, идеалов, вкусов, оценок является вместе с усвоением знаний мощным фактором формирования мировоззрения, закаляет личность для активного участия в идеологической борьбе. Широкое понимание сущности, роли и места эстетического воспитания во всестороннем развитии личности имеет в советской педагогике давнюю традицию. Основы такого понимания были заложены А. В. Луначарским, Н. К. Крупской, С. Т. Шацким. Уже в Декларации о единой трудовой школе — этом манифесте советской педагогики — под эстетическим образованием понималось не преподавание какого-то упрощенного, детского искусства, а систематическое развитие органов чувств и творческих способностей, что расширяет возможность наслаждаться красотой и создавать ее. Трудовое и научное образование, лишенное этого элемента, отмечалось в этом документе, было бы обездушенным. Советская власть привлекла к разработке вопросов эстетического воспитания творческих работников. Многие основополагающие установки проверялись при помощи эксперимента на опытно-показательных станциях, добытые данные обобщались специально созданным при Наркомпросе РСФСР советом по эстетическому воспитанию.
Используя первые достижения в эстетическом воспитании, А. С. Макаренко проводит ряд опытов, которые позволяют ему расширять границы эстетического воспитания и осуществлять его не только средствами искусства, но и в труде, игре, быту, отношениях в коллективе воспитанников. Вся эта работа значительно укрепила научные позиции советской педагогики и позволила решить многие трудные и важные вопросы. В настоящее время созданы еще более благоприятные условия для разработки коренных вопросов эстетического воспитания. В составе АПН СССР работает Институт художественного воспитания детей. К работе в области эстетического воспитания привлечены силы творческих союзов: писатели, художники, композиторы. Усилия педагогов и работников искусства объединяет совет по проблемам эстетического воспитания при Академии педагогических наук.

        1.1 Принципы и система эстетического воспитания

        Умение видеть, чувствовать, понимать и создавать прекрасное в искусстве и жизни не приходит само собой. Его надо целеустремленно воспитывать.
       С развитием средств массовой информации: радио, кино и особенно телевидения – начало складываться мнение, что школа потеряла свое значение в эстетическом воспитании. Однако исследования последних лет показали, что это не так. Школа была и остается центральным звеном в эстетическом воспитании детей. Педагогически правильно организованная информация, сочетаемая с творческой самодеятельностью детей, определяет формирование художественного вкуса и оценок учащихся. Школа должна вести целеустремленную работу по формированию художественного вкуса учащихся до последних дней их обучения. Прекращение этой работы иринодит к нестойкости вкусов и понижает способность учащихся правильно подходить к оценке произведений искусства. Однако школа выполнит свои функции при условии, если эстетическое воспитание будет проводиться в определенной системе. В понятие система эстетического воспитания входит единство цели, содержания, принципов, организационных форм, методов, обеспечивающих формирование личности. Педагогический коллектив и каждый учитель должны ясно представить себе, к каким целям они должны стремиться, какие задачи должны быть ведущими на каждом этапе школьного образования.
«Примерное содержание воспитания школьников» намечает широкий круг задач эстетического воспитания учащихся начальных классов. Необходимо добиваться понимания учащимися эстетического в содержании и форме художественных произведений, эмоционального отношения детей к прекрасному в произведениях искусства. Важной задачей является развитие способности передавать увиденное в рисунках, в речи, в поделках. Важное значение имеет воспитание красоты внешнего вида, окружающей школьников среды, их поведения, отрицательного отношения к нарушению красоты в искусстве и жизни. В условиях перехода ко всеобщему среднему образованию необходимо поднять уровень эстетического воспитания на такую ступень, чтобы оно помогало школе наиболее полно решать разнообразные задачи воспитания. Принцип единства идейного и художественного в произведениях искусства лежит в основе системы эстетического воспитания. Он означает единство эстетического, политического и нравственного воспитания средствами искусства. Учет этого принципа поможет сформировать идейно стойких, глубоко убежденных людей, умеющих отличить подлинное искусство от плохой подделки.
       При построении системы эстетического воспитания исходным является также принцип взаимосвязи науки и искусства в воздействии на личность. Искусство в тесном единении с наукой на любой ступени обучения развивает умственные силы ребенка, формирует научные представления о мире.
Советская педагогика не рассматривает явления искусства только как средство воздействия на учащихся, а самих детей лишь в качестве объекта этого воздействия. В эстетическом воспитании большое значение имеет принцип творческой самодеятельности школьников. В процессе художественного творчества ученик упражняет свои силы, развивает ряд ценных качеств личности.
       Приметой нашего времени стал тот факт, что эстетика вышла за рамки собственно искусства и шагнула во многие сферы нашей жизни. Соответственно меняется и направление эстетического воспитания, оно должно проводиться с учетом эстетической организации всей жизни учащихся в школе и за ее пределами. Сделать само детство красивым, научить детей видеть и создавать красивое в повседневной деятельности и преобразовывать, изменять жизнь к лучшему – в этом состоит одна из важных линий эстетического воспитания в современной школе. При построении системы эстетического воспитания в школе большое значение имеет богатство содержания и форм работы. Характерной особенностью современной системы эстетического воспитания следует считать самодеятельный характер многих форм работы. Литературно-художественные студии, школьные театры, клубы любителей музыки и живописи, вечера и концерты — это все формы работы, душой которых являются сами учащиеся. Система эстетического воспитания прочно складывается в ряде школ нашей страны. В средней школе в Горках Ленинских Московской области работают фото- и киностудии, музыкальный лекторий. Учащиеся вместе с учителями посещают театры, концертные залы, специальные программные вечера для молодежи, подготовленные Центральным Домом работников искусств. Большое значение уделяется внутреннему убранству школы, распорядку жизни, за которым следят сами учащиеся. Педагоги стремятся внедрить во все стороны жизни действенный эстетический элемент и делают жизнь и труд детей привлекательными, красивыми.
Традиционным в этой школе является день искусства, он превращается не только в смотр достижений в области эстетического воспитания, но и в настоящий праздник для учащихся, учителей, родителей.

        1.2 Внеклассная работа по эстетическому воспитанию

        Игры, драматизации, инсценировки. С приходом ребенка в школу его игровая деятельность не прерывается, но принимает иной характер, приобретает определенную направленность. Игры, драматизации, инсценировки широко используются в эстетическом воспитании детей. Особенно интересны постановки с большим числом участников, когда у каждого ученика примерно одинаковые по размеру и значению роли. Такую возможность дают инсценировки сказок и литературно-музыкальные композиции, в которых сочетается чтение стихов, драматизация, пение, музыка. Пример такой инсценировки приводит В. А. Сухомлинский в своей книге «Духовный мир школьника»: при чтении сказок, в момент, когда речь идет о событиях, наиболее ярко передающих идею сказки, перед детьми выступают ее герои в соответствующих костюмах. Этот прием, рассказывает автор, так подействовал на детей, что они стремились оказать влияние на ход событий, о которых говорилось в сказке или рассказе. Дети создавали свои игры-сказки о жизни Зои Космодемьянской, Эрнста Тельмана и других героев. С целью достижения общей слаженности в детской постановке необходима серьезная предварительная работа педагога. Ему надо добиться организованности, собранности, увлеченности всех учащихся. Не следует загружать детей частыми, продолжительными репетициями. Важно, чтобы все участники инсценировки осознали содержание произведения, характеристики действующих лиц, линию действия в том или ином эпизоде. Прежде чем начать работу над инсценировкой, учитель продумывает значимость каждого педагогического приема. Детей надо тщательно готовить к каждому выступлению. С этой точки зрения вредным является взгляд некоторых учителей, полагающих, что любое детское выступление будет иметь успех. Драматизации и инсценировки оказывают большое влияние на умственное развитие детей: они развивают их речь, дети начинают лучше читать, интереснее рассказывать на уроках.
Танцы. Одним из видов внеклассной работы являются занятия танцами. Младшие школьники с большим удовольствием танцуют. В танцах они удовлетворяют свою естественную потребность в движении, смене впечатлений и деятельности. Это стремление надо использовать для развития художественного восприятия детей, ознакомления их с красивыми танцевальными движениями, приучать их слушать музыку. Танцы содействуют физическому развитию детей, приучают их правильно и красиво ходить. В процессе обучения танцам к детям предъявляются определенные требования в отношении их общей организованности, дисциплинированности, вежливой и дружеской формы обращения друг с другом, умения внимательно выслушивать указания педагога. Все это способствует воспитанию дисциплинированности и эстетики поведения.

        1.3 Игровой контроль на занятиях кружка по ДПТ

О.М. Бричев выделяет опорный и игровой контроль знаний.

Опорный контроль

1 Конспектный контроль.

2 Учебный контроль.

3 Справочно-нормативный контроль.

4 Плакатный (плоскостной) контроль.

5 Макетный (объемный) контроль.

6 Стендовый контроль.

7 Рефератный контроль.

8 Проектный контроль.

9 Диафильмный контроль.

10 Экскурсионный контроль.

11 Реальный контроль.

        Игровой контроль

        1 Кроссвордный контроль. Выдается на специальных пластмассовыхдосках с мелом.

        2 Криптограммовый контроль. Контроль-игра, которая может быть в двух вариантах: на предложенный вопрос следует зашифровать ответ, не известна ни одна буква ответа; следует ответить на контрольный вопрос, который не соответствует зашифрованному ответу, известны 1-2 буквы ответа. Криптограммы выдаются на специальных пластмассовых досках с мелом, где педагогический рисунок криптограммы отчетливо нанесен.

        3 Числограммовый контроль. Контроль-игра, в которой ответы зашифрованы в цифрах. Работа с числограммами требует мобилизации знаний не только по изучаемой теме,  но и по  пройденному материалу. Важно включать при составлении числограмм материал и по другим предметам, чем достигается и межпредметносвязевый контроль знаний.

        4 Диктантовый контроль. Игра, в которой контрольные вопросы представлены в виде технического диктанта. Применение технических диктантов дисциплинирует и сосредотачивает учащихся.  

        5 Ребусовый контроль. Игра-загадка, в которой техническое слово по предмету или фраза изображены комбинацией, элементов или букв.

        6 Шарадовый контроль. Контрольный ответ делится на несколько частей, каждая из которых представляет собой отдельное слово.

       

        2 ПРОГРАММА ВАРИАТИВНОГО КУРСА «ЛОСКУТНАЯ ТЕХНИКА – ПЕЧВОРК»

Пояснительная записка

        Актуальность программы

        Данная программа вариативного курса «Лоскутная техника – Печворк» ориентирована на знакомство учащихся с техникой печворк, что в настоящее время является актуальным для развития у школьников представления о декоративно – прикладном творчестве.

        Многие женщины хотят украсить свою квартиру современными вещами, изготовленными своими руками, которые не только служат им, но и воспитывают эстетический вкус, влияют на настроение, помогают в жизни, а молодое поколение воспитывают в духе прекрасного.

        Социальная значимость программы

        Программа вариативного курса является социально – значимой, так как данная программа решает проблемы социальной адаптации школьников, проблему профессионального самоопределения в художественно - творческой области посредством включения учащихся в активную социально - значимую творческую, исследовательскую, индивидуальную, самостоятельную деятельность.

        Достоинства программы, её оригинальность, педагогические возможности.

         В качестве основных достоинств программы вариативного курса необходимо отметить её направленность на индивидуальное творческое развитие школьников, которое реализуется в увлекательном для учащихся содержании, в разнообразной практической деятельности.

        Цель программы

        Целью программы вариативного курса «Лоскутная техника – печворк» является развитие эстетического вкуса учащихся в процессе изготовления предметов декоративно – прикладного характера.

        Задачи программы

        1 Знакомство учащихся с историей возникновения ДПТ.

        2 Формирование навыков применения разнообразных методов, приёмов и средств декоративно – прикладного творчества в решении практических и творческих задач.

        3 Создание благоприятных условий для развития у учащихся стремления к самостоятельной творческой деятельности в области ДПТ.

        Связь программы вариативного курса с программой «Технология»

        Программа вариативного курса является продолжением программы «Технологи» в изучении способов обработки различных материалов. В рамках вариативного курса предполагается углубленное изучение лоскутной пластики. Данный вил ДПТ не запланирован в модулях изучения программы «Технология», однако он лёгок в исполнении, а используемые материалы доступны для учащихся. Вариативный курс запланирован вместо раздела «Кулинария», так как кабинет технологии не обеспечен необходимым оборудованием для его организации.

        Состав учащихся

        Программа вариативного курса разработана для учащихся (девочек) 7 класса общеобразовательных школ.

        Продолжительность обучения

        Программа вариативного курса рассчитана на 14 часов, из которых 4 часа теоретических, 10 практических часов.

        Организация самостоятельной работы учащихся

        Небольшой объём учебного материала, заложенный в программу, предполагает организацию самостоятельной домашней работы школьников 10 часов. Самостоятельная работа учащихся предполагает творческую деятельность школьников и поможет им в глубоком усвоении учебного материала и организации своего досуга. Самостоятельная работа ориентирована на выполнение эскизов изделия, написание рефератов на тему: «Лоскутная техника в народном костюме народов Майя», разработка проекта: «Подарок на день рождения». Работа, которая требует больших затрат времени, также может быть выполнена частично в домашней обстановке.

        Перечень знаний и умений учащихся

        Учащиеся должны знать:

– виды декоративно – прикладного творчества

– историю возникновения лоскутной техники

– инструменты, материалы и приспособления

– технику выполнения печворка

– организацию рабочего места

– технику безопасности при выполнении ручных и машинных работ

– правила ухода за изделиями в лоскутной технике

        Учащиеся должны уметь:

– пользоваться инструментами, материалами и приспособлениями

– организовывать рабочее место

– выполнять изделия в технике печворк используя инструкционные карты

– выполнять ручные и машинные работы

– уход за изделиями в лоскутной технике

Таблица 2.1 – Примерный тематический план


п/п


Тема

Количество часов

Всего

Теор.

Практ.

1

Виды декоративно – прикладного творчества


1


1

2

История возникновения печворка


2


1


1

Продолжение таблицы 2.1

3

Технология изготовления прихватки в технике «ананас».



2



1



1

4

Цветовое решение композиции. Цветовой круг. Цветовая гамма. Технология изготовления салфетки под горячее в технике «роза».


2


1


1

5

Выполнение творческого проекта «Подарок на день рождения».

Выбор объекта, разработка технических операций. Подбор материалов. Художественная обработка готовых изделий. Оформление работ.


6


1


5

6

Защита творческого проекта «Подарок на день рождение».

1

1

Всего по программе:

14

6

8

Содержание программы

        Тема 1. Виды декоративно – прикладного творчества – 1 ч.

        Возникновение декоративно – прикладного творчества на Руси. Использование различных материалов, инструментов, и приспособлений для работы. Виды декоративно – прикладного творчества.

        Основные термины: бисероплетение, печворк, гравюра, чеканка, керамика, вышивка, кружевоплетение, роспись по дереву.

        Тема 2. История возникновения печворка – 2 часа.

        Возможности лоскутной техники и связь с направлениями современной моды при оформлении интерьера. Виды композиций (фото – галерея). Технология изготовления «думочки» в технике диагоналевых полос.

        Основные термины: печворк.

        Практическая работа: Изготовление «думочки» из диагоналевых полос.

        Тема 3. Технология изготовления прихватки в технике «ананас» – 2 часа.                    

        Правила работы с инструкционными картами. Правила выполнения и виды ручных стежков. Техника безопасности при выполнении ручных и машинных работ. Виды влажно – тепловой обработки. Виды материалов, инструментов и приспособлений.

        Практическая работа: Изготовление прихватки в технике «ананас».

        Основные термины: резец, сантиметровая лента, вспарыватель.

        Тема 4. Цветовое решение композиции – 2 часа.

        Цветовой круг. Цветовая гамма или сочетание цветов (холодные цвета, тёплые цвета, контрастные цвета). Технология изготовления салфетки под горячее в технике «роза».

        Практическая работа: Изготовление салфетки под горячее в технике «роза».

        Основные термины: тёплые цвета, холодные цвета, цветовая гамма.

        Тема 5. Выполнение творческого проекта «Подарок на день рождение» - 6 часов.  

        Выбор объекта, разработка технических операций. Подбор материалов. Художественная обработка готовых изделий. Оформление работ.

        Тема 6. Защита творческого проекта «Подарок на день рождение» - 1 час.

        Выставка изделий. Подготовка помещения к выставки, подведение итога, награждение.

        Оценка результатов работы по программе вариативного курса

        1 Способы подведения итогов работы по учебной программе:

– проведение выставок работ сделанных учащимися

– творческие проекты (отчёты).

        2 Способы диагностики и контроля знаний и умений учащихся:

– тестовые задания

– разгадывание кроссвордов

– беседа

– анализ деятельности учащихся.

        3 Способы диагностики удовлетворённости учащихся учебным процессом и его результатами, способы выявления влияния образовательного процесса на развитие учащихся:

– анкеты

– беседы

– анализ выполненных работ.

        4 Основные критерии оценки работ учащихся:

– критерии для оценки практической работы учащихся (инструкционные карты, изделия, коллекции и др.): актуальность, качество выполнения, соблюдение техники безопасности, работа с технологическими и инструкционными картами.

– критерии для оценки теоретических работ учащихся (сообщения, рефераты, доклады, проекты): совпадение темы с объектом труда, объём материала, целесообразность используемых источников, поделки.  

        Учебно – материальная база

        Электрический утюг, швейная машина, набор ручных игл, ножницы, нитки, сантиметровые ленты, мелки портновские, балави, ткань, гладильная доска.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

     1. Андреев, В.Ф. Золотая книга этикета. – М.: Вече, 2006. – 463с.

     2. Беспалько, В.П. Теория создания и применения: учебник для студ. вузов / В.П. Беспалько. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 192 с.

     3. Браницкий, Г.А. Стильный интерьер своими руками. Картины из ниток:       Издание для досуга / Г.А. Браницкий. – Д.: Сталкер, 2005. – 36 c.

     4. Башенков, А.К. Методика обучения технологии 5 – 9 классы. / А.В. Бычков, В.М. Казакевич, С.Э. Маркуцкая – М.: Дрофа, 2004. – 220с.

     5. Бишенков, А.К. Технология. Трудовое обучение: 5 – 7  класс. – М.:   Дрофа,    1999. – 256 с.

     6. Горбунова, Т.В. Проектная культура в технологическом образовании. –  Калуга.: Калужский государственный педагогический университет, 2003. – 110с.

     7. Кругликов, Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом. –   М.: Академия, 2002. – 480с.

     8. Кожина О.А. Обслуживающий труд. / С.Э. Маркуцкая – М.: Дрофа, 2004. – 112с.

     9. Кожина, О.А. О примерных программах по технологии «Художественного ремесла» / О.А. Кожина // Школа ипроизводство. – 2004. – № 6 – С.61.

     10. Крупская, Ю.В. Методические рекомендации, 5 класс. – М.: Вентана –  

Граф, 2006. -80с.

     11. Кожина, О.А. Рабочая тетрадь. Обслуживающий труд 5 класс. / Е.Н. Кудакова – М.: Дрофа, 2004. – 80с.

     12. Кругликов, Г.И. Методика профессионального обучения с практикумом. – М.: Академия, 2005. – 345с.

     13. Коваленко, В.И. Объекты труда: 5,6,7 класс.: Альбом инструкционных карт. – М.: Просвещение, 1993. – 84 с.

     14. Левитес, Д.Г. Теория и практика конструирования собственных технологий обучения. Автодидактика / Д.Г.Левитес. – М.: Издательство

московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЕК», 2003. – 320 с.

     15. Лебедева, О.Е. Дополнительное образование детей: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / О.Е.Лебедева. – М.: Владос, 2003 – 256 с.

     16. Молчанова, Т.К. Составление образовательной программы. / Т.К. Молчанова, Н.К. Виноградова. – М.: УЦ «Перспектива», 2004. – 116 с.

     17. Олифиренко, Л.Я. Аттестация учителей технологии, черчения и  информатики: методические рекомендации / Л.Я. Олифиренко. – 3 – е изд. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 112 с.

     18. Припеченкова, С.И. Поурочные планы по разделу «Рукоделие» в 5 – 7 классах / С.И. Припеченкова. – Волгоград: Учитель, 2004. – 63 с.

     19. Симоненко В.Д. Журнал "Школа и производство". Технологическое образование в школе: сущность, основные черты и пути развития. №5, 1999. – 2 – 5 с.

     20. Симоненко, В.Д. Поурочные планы в 5 классе «Технология» / В.Д. Симоненко. – Волгоград: Учитель, 2007. – 319 с.

     21. Старикова, Е.В., Дидактический материал по трудовому обучению: Кулинарные работы и обработка ткани: 5 класс. / Корчагина Г.А. – М.: Просвещение, 1996. – 53 с.

     22. Симоненко, В.Д. Технология. Учебник для учащихся 5класса общеоб-разовательной школы. – М.: Вентана – Граф, 2001. –256с.

     23. Сасовой, И.А. Технология. Учебное пособие для учащихся общеоб-разовательных учреждений.5 класс. – М.: Вентана – Граф, 2004. – 240с.

     24. Хотунцев, Ю.Л. Технология. Трудовое обучение. / В.Д Симоненко – М.: Просвещение, 2001. – 240с.

     25. Художественное лоскутное шитьё: учебно – методическое пособие для  учителя. – М.: Школьная пресса, 2004. – 96 с.: ил. («Школа и производство» Библиотека журнала». Вып. 21.)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        Необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Народное искусство в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребенка, который, по образному выражению К.Д.Ушинского, мыслит формами, красками, звуками, ощущениями.

        Важную роль народного и декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании отмечали многие отечественные искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества (А.П.Усова, Т.С.Комарова, Т.Я.Шпикалова, Н.Б.Халезова, Т.Н.Доронова, А.А.Грибовская и другие). Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного творчества побуждает в детях первые яркие представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их нужно включать в педагогический процесс в детском саду.

        Воспитать любовь к прекрасному… Это значит, ознакомить детей с различными видами искусства и в первую очередь с произведениями народного творчества.

        Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус.

        Полюбив то, что его окружает, ребенок лучше поймет и оценит то, что присуще всему народному искусству, что объединяет все виды, увидит то, что отличает их друг от друга в зависимости от природных условий, занятий местных жителей, их вкусов.

        Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре. Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Образуются образные представления, мышления, воображения. Все это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы народно-прикладного искусства, которые им понравились, у них пробуждается и развивается  созидательная активность, формируются эстетические чувства и художественный вкус, эстетическая оценка к предметам русского декоративно-прикладного искусства. У детей формируются разнообразные способности – как художественные, так и интеллектуальные.

        Подводя итог мохно сказать, что кружок по ДПТ способствует  развитию эстетического вкуса у учащихся. А также способствуют разрешать многие возникающие перед ними проблем, глубоко входить в суть изучаемых дисциплин, мыслить неординарно, творчески, показать прекрасные успехи в учении, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы.

        Таким образом, при работе над курсовым исследованием мы выявили особенности применения нестандартных форм и методов обучения техноло-

гии.

        Из этого следует, что внеклассная работа во всех формах привлекает учащихся к активному участию в общественной деятельности, стимулирует инициативу и самостоятельность, развивает индивидуальные интересы, склонности, то есть формирует всесторонне развитую личность.



Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение А

План – конспект занятия вариативного курса

Дата: 

Класс: 7

Раздел: Декоративно – прикладное творчество.

Тема: История возникновения печворка.

Цели:

        1.  Ознакомить учащихся с историей возникновения печворка.

        2. Развивать кругозор учащихся.

        3. Прививать навыки самостоятельности.

Методы: словесный метод.

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Формы организации: индивидуально – групповая.

Ход урока

I. Организационный момент.

        1. Приветствие.

        2. Проверка посещаемости.

        3. Проверка готовности к уроку.

II. Теоретическая часть.

        1. Учитель рассказывает учащимся историю возникновения печворка.

        Искусство лоскутного шитья известно многим народам мира с давних пор. Истоки возникновения следует искать, очевидно, на востоке. При раскопках в Египте, в окрестностях Каира, были найдены изделия в этой технике старше 3000 лет. Многочисленные находки со всего света свидетельствуют, что эта техника шитья практиковалась в разных уголках мира.

     Работы в стиле «ПЭЧВОРК» можно встретить как в Европе, так и в Азии или Африке. Из лоскутов шили одеяла, навесы, одежду, сумки, подушки и занавеси. Давние традиции сохранились у североамериканцев. Лоскутная техника занимала важное место в истории американской культуры. Особенно популярными лоскутные работы стали благодаря изобретательности жен североамериканских переселенцев, которые вследствие своей бедности буквально из ничего шили теплые одеяла и украшали ими кровати. Искусство «ПЭЧВОРКА»  передавалось по наследству. Невеста должна была сшить в приданое 12 теплых стеганых одеял, а 13-е ей дарили подруги.

      В России лоскутное шитьё стало активно развиваться с середины ХIХ века, когда широкое распространение получили хлопчатобумажные ткани фабричного производства. Лоскутное шитьё зародилось и развивалось изначально в крестьянской среде. Предметы деревенского быта чаще всего были и полезны, и красивы. Лоскутные одеяла, коврики – кругляши, дорожки, сотканные из полосок ткани, так же, как расписные прялки, резные туеса, вышивка, наполняли быт и радовали глаз.

      Редкая крестьянская изба не имела лоскутного одеяла, сшитого из кусочков отслужившей свой срок одежды. Лоскутики зачастую были неправильной формы, подбирались произвольно, соединяли их как придётся. Такое одеяло служило главным образом защитой от холода. В то же время в некоторых областях России традиционно изготовление лоскутных одеял было связано со свадебным обрядом; оно было частью приданого. Лоскутное одеяло принято было дарить на рождение ребёнка. Такие одеяла сочетали в себе практичность и декоративность.

        Среди городского населения изделия из лоскутов долгое время считались признаком бедности. И лишь в 70-е годы ХХ века, когда в моду вошёл фольклорный стиль, вновь возник интерес к лоскутному шитью.

        К общим отличиям русского лоскутного шитья можно отнести: преобладание мажорного колорита, богатство и пластичность фактуры, динамичность композиции, максимальное разнообразие цвета при ограниченном количестве приёмов и лоскутных мотивов, употребление простых по форме деталей рисунков.

        Итак, можно предположить, что лоскутное шитье, как вид домашнего рукоделия, возникало везде, где работали с тканью.

        Сегодня в технике лоскутного шитья используется большое разнообразие приёмов и материалов. Лоскутное шитьё, аппликация, текстильный коллаж, квилт и др.

     Чтобы добиться успеха, надо, прежде всего, тщательно продумать план.

  1. Определиться с размером и назначением изделия.
  2. Выбрать цветовую гамму.
  3. Разработать эскиз в 2-х экземплярах.
  4. Изготовить шаблоны в натуральную величину.
  5. Рассчитать приблизительное количество ткани.
  6. Выбрать технику исполнения.

     Главное в лоскутной работе – это правильно выбрать ткань и умело её подготовить. Для этого необходимы общетехнологические знания о свойствах тканей, о цвете и его воздействии.

        2. Современные лоскутные техники.

      Современное лоскутное шитьё в значительной степени отличается от традиционного шитья из лоскутов в технической части. С появлением машин отпала необходимость соединять детали вручную, появились варианты стёжки. Сегодня существует множество техник, ускоренных технологий кроя и шитья, инструментов и приспособлений, повышающих качество изделий и облегчающих труд исполнителя.

     Существует множество техник и приёмов, ускоряющих процесс лоскутного шитья.

  • Поточный метод сшивания деталей, т.е. единой строчкой.
  • Шить без закрепок, установив длину стежка 1,5мм.
  • Использовать припуск на ширину широкой лапки.
  • Строчить без намётывания, сколов изделие портновскими булавками.
  • Соединять лоскуты в полосы, а полосы в блоки.
  • Шить по основе.
  • Нитки подбирать в тон или нейтральные (цвета слоновой кости, чёрные или серые).
  • Припуски заутюживать на тёмную сторону.
  • Фигуру для аппликации прикреплять на основу с помощью клеевой «паутинки» (без намётывания).
  • Блоки утюжить через увлажнитель.
  • Готовое изделие никогда не утюжат.

III. Демонстрация презентации («Использование лоскутной техники – печворк в костюме народов мира»)

IV. Закрепление изученного материала по вопросам:

  1. Что нового вы сегодня узнали?
  2. Понравилась ли вам фото – галерея?
  3. Что понравилось больше?
  4. Какие новые названия запомнили?
  5. Какие поверья, обычаи, приметы, традиции  народной жизни узнали? Какие традиции и обычаи, предметы декоративно – прикладного характера используются в вашей семье?

        Учитель совместно с учащимися подводит итог беседы.

V.Вводный инструктаж.

 Техника выполнения из отдельных полос.

      Учитель объясняет технику выполнения.      

        Техника «из отдельных полос» проста и не требует много времени. По специальной скоростной методике (без закрепок, припуск 0, 75см, длина стежка 1, 5мм) отдельные длинные полосы сшивают вместе, разрезают на квадраты, компонуют и соединяют в блоки. Полосы могут быть одинаковы и различны по ширине.

     Благодаря этой технике экономиться время, отпадает необходимость в изготовлении шаблонов для основного узора. В американском пэчворке этот узор называется «лабиринт» или «дорожная ограда», у нас это называлось «шить шпалами».

        Техника «из полос» таит в себе бесконечное множество вариантов.

     Ещё один вариант техники «из отдельных полос». Лоскутное полотно из 3-х полос разрезается на 4 равнобедренных треугольника, из которых затем компонуется квадрат. Варианты компоновки могут быть различными (рис.2 - 3).

                      Рисунок 1                                                                        Рисунок 2

                       

                     Рисунок 3                                                                       Рисунок 4

VI. Практическая работа.

        Пользуясь инструкционными картами учащиеся выполняют практическую работу «Изготовление «думочки» в технике «спираль». Во время  работы учитель контролирует правильность выполнения этапов работы, соблюдение техники безопасности

VII. Анализ и оценка урока.

        Учитель анализирует выполненную работу, делает наиболее типичные замечания, намечает пути исправления ошибок, выставляет оценки учащимся.

        Домашнее задание: очистить «думочку» от производственного мусора, набить синтепоном.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка по декоративно-прикладному исскуству "Выпиливание лобзиком из фанеры"

Человек всегда стремился украсить своё жилище и окружающие его предметы домашнего обихода резьбой. При отделке строений широко применялось ажурное выпиливание из тонких досок и фанеры. Дома с сохр...

Методика ознакомления школьников с произведениями народного декоративно-прикладного искусства (техника мозаики)

Успешному развитию творческих способностей школьников помогает использование произведений народного прикладного искусства. для воздействия и пробуждени...

Организация проектной деятельности в кружке по декоративно-прикладному искусству в условиях ДОУ

В материале раскрыт опыт работы по организации проектной деятельности  на занятиях кружка по декоративно-прикладному искусству  в условиях ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста....

Рабочая программа кружка по декоративно-прикладному искусству «Фантазеры».

Программа  кружка «Фантазеры»    относится к декоративно – прикладному искусству и  является программой внеурочной деятельности художественно – эстетической направленнос...

Программа кружка по декоративно-прикладному творчеству "Красота своими руками" для учащихся 7-9 классов

Декоративно-прикладное творчество является традиционным в любой стране мира. Предметная среда окружает человека постоянно, она влияет на подсознание, позитивно и негативно формируя его чувства, эмоции...