технолог карта урока по материаловедению "Ткани из натуральных волокон животного происхождения"
презентация к уроку по технологии (6 класс) по теме

Сиран Ирина Изосимовна

Технологическая карта  урока по материаловедению в 6 классе разработана в соответствии с требованиями ФГОС. Урок рассчитан на 45 минут учебного времени. К технологической карте приложена презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon урок-исследование549.9 КБ

Предварительный просмотр:

Класс :6

Модуль: Технология

Раздел: Материаловедение

Тема урока: Ткани из натуральных волокон животного происхождения

 ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ УРОКА

Цели урока:  Предметные:

  1. Способствовать формированию понятия о внешних признаках шерстяных и шёлковых тканей
  2.  Способствовать формированию и развитию  умений определения сырьевого состава тканей

                     Личностные:

  1. Способствовать  овладению  основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать, сравнивать, строить аналогии,  обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать,  ставить и разрешать проблемы).
  2. Способствовать  развитию  сенсорной сферы учащихся (развитие глазомера, тактильных ощущений)                  

                     Метапредметные

5. Способствовать формированию  и развитию общетрудовых умений (пользоваться  инструментами, оценивать результаты  выполненных действий,   работать самостоятельно и  в группе)

Методическое оснащение урока:

  1. Материально-техническая база:
  • кабинет  технологии;
  • компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • экран;
  • инструменты: спички, ёмкость с водой, лупа, пинцет
  • материалы: образцы шерстяных и шёлковых тканей,
  1. Дидактическое обеспечение:
  1. учебник: Технология. Обслуживающий труд : 6 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Ю.В. Крупская, О.А. Кожина, Н. В. Синица, под ред. В.Д. Симоненко. – 3-е изд., - М. : Вентана - Граф, 2009.
  2. рабочая тетрадь
  3. учебно-техническая документация (УТД):
  • инструкционные карты (ИК):   «Исследование волокнистого состава тканей»
  • формы отчёта по практической работе

Методы обучения: Словесные (рассказ, объяснение); наглядные (демонстрация презентации, наглядных пособий, самостоятельные наблюдения учащихся); Практические (упражнения по закреплению знаний, практическая  работа ), самостоятельная работа

Методы проверки ключевых компетенций учащихся: устный опрос, выполнение и анализ практической работы.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: урок-исследование

Формы организации учебной деятельности:  Фронтальный, индивидуальный, парный.


Ход урока:

Этапы урока

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Мотивационно-целевой этап

I. Организационный момент

Цель этапа: 

  • настроить учащихся к учебной деятельности и на получение новых знаний
  • создать условия для мотивации у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс
  • приветствие
  • проверка явки учащихся
  • заполнение  учителем классного журнала
  • проверка готовности учащихся к уроку
  • настрой учащихся на работу
  • доведение до учащихся плана урока

Личностные УУД

Осуществляемые действия: 

  • эмоциональный настрой на урок

Формируемые способы деятельности: 

  • проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности

Познавательные УУД

Осуществляемые действия:

  • активное слушание
  • выдвижение  предположений о теме урока

Формируемые способы деятельности:

  • формулирование собственных  ожиданий

Коммуникативные УУД

Осуществляемые действия: 

  • слушание собеседника

Формируемые способы деятельности:

  • построение понятных для собеседника высказываний

II. Актуализация знаний

Цель этапа:

  • актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания
  • предъявить задания, близкие жизненному опыту детей
  • зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний

организация задания на повторение

Личностные УУД

Осуществляемые действия:

  • активизация имевшихся ранее знаний
  • активное погружение в тему
  • высказывание различных вариантов решения данной проблемы

Формируемые способы деятельности:

  • умение слушать в соответствии с целевой установкой
  • принимать и сохранять учебную цель и задачу
  • дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания

Познавательные УУД

Осуществляемые действия

  • слушают вопросы учителя
  • отвечают на вопросы учителя 
  • осуществляют актуализацию личного жизненного опыта

Формируемые способы деятельности:

  • формирование умения находить ответы на вопросы

Коммуникативные УУД

Осуществляемые действия:

  • взаимодействие с учителем во время опроса
  • участие в коллективном обсуждении проблем и принятии решений

Формируемые способы деятельности:

  • формирование умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения

Практический этап

Ш. Проблемное изложения нового знания с демонстрацией образцов тканей

Цель этапа:

  • организовать уточнение и согласование темы урока
  • организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового материала

  • объяснение учителя с опорой на личные знания учащихся


Регулятивные УУД

Осуществляемые действия:

  • самостоятельное определение темы урока
  • осознание целей и задач обучения
  • восприятие, осмысление, запоминание учебного материала

Формируемые способы деятельности:

  • формирование умения слушать и понимать других
  • формирование умения формулировать свои мысли в устной форме
  • формирование умения работать в парах, в группах

Познавательные УУД

Осуществляемые действия:

  • развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности
  • развитие умения получать информацию из рисунка, текста и строить  сообщения в устной форме
  • развитие умения проводить сравнение изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям
  • развитие умения осуществлять поиск необходимой информации, используя дополнительные источники информации
  • развитие умения строить простые рассуждения

Формируемые способы деятельности:

  • формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию

IV. Физкультминутка

V. Практическая работа «Исследование волокнистого состава тканей» с самопроверкой, взаимопроверкой и проверкой учителем

Цель этапа:

  • тренировать способность к самоконтролю, взаимоконтролю и самооценке
  • проверить умения  работать учащихся по алгоритму
  • организовать самостоятельную работу учащихся
  • организовать самопроверку самостоятельной работы
  • организовать выявление  и исправление допущенных ошибок
  • организовать ситуацию успеха по результатам выполнения самостоятельной работы

5. 1 Вводный инструктаж

  • ознакомление учащихся со средствами обучения, (оборудование, инструменты, приспособления);
  • ознакомление учащихся с учебно-технической документацией (инструктаж  по  ТК, ИК, ИТК) 
  • инструктаж по технике безопасности.

5.2. Самостоятельная работа учащихся по УТД.

5.3. Текущий инструктаж учителя 

5.3.1. Формирование новых умений:

  • проверка организованности начала работы учащихся;
  • проверка организации рабочих мест учащихся
  • соблюдение правил техники безопасности, санитарии и гигиены труда при выполнении задания;

 5.3.2.  Усвоение новых  знаний:

  • проверка правильности использования учащимися учебно-технической документации;
  • инструктирование по выполнению задания в соответствии с  технологической  документацией.

5.3.3.  Целевые обходы:

  • инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом;
  • концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах  выполнения операций;
  • оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся;
  • контроль за бережным отношением учащихся к средствам  обучения;
  • рациональное  использование учебного времени учащимися.

5.4. Заключительный инструктаж учителя:

  • анализ выполнения самостоятельной работы учащимися;
  • разбор  типичных ошибок учащихся;
  • вскрытие причин допущенных учащимися ошибок;
  • повторное объяснение учителем  устранения способов ошибок.

Личностные УУД

Осуществляемые действия:

  • проявление эмоционального отношения и волевых усилий в учебно-познавательной деятельности
  • выдвижение гипотез, основанных на жизненном опыте учащихся
  • восприятие, осмысление, запоминание учебного материала

Формируемые способы деятельности:

  • применение на практике полученных знаний и последующее повторение
  •  формирование  умения на основе анализа объектов делать выводы
  • формирование умения обобщать и классифицировать по признакам

Регулятивные УУД

Осуществляемые действия:

  • самоконтроль выполнения задания
  • взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность

Формируемые способы деятельности:

  • планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации,

Познавательные УУД


























Осуществляемые действия: 

  • усвоение новых способов   умственной деятельности через разные виды получения информации

Формируемые способы деятельности:

  • выбор наиболее эффективных способов решения задач
  • установление  причинно-следственных связей
  • построение логической цепи рассуждений
  • выдвижение гипотез; их обоснование

Рефлексивно-оценочный этап

VI. Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания

Цель этапа:

  • включить новый способ действий в систему знаний учащихся
  • тренировать способность применять новый алгоритм действий в стандартной и не стандартной ситуации
  • зафиксировать направления будущей деятельности

  • инструктаж учителя по выполнению домашнего задания
  • задание учащимся на подготовку к следующему уроку
  • сообщение о теме следующего урока

Познавательные УУД

Осуществляемые действия:

  • отработка алгоритма по изученной теме
  • творческая переработка изученной информации
  • поиск   в традиционных источниках (в словарях, в энциклопедиях)
  •  поиск в компьютерных источниках (в сети Интернет)
  • переработка (на основе анализа, на основе синтеза)

Формируемые способы деятельности:

  • развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности
  • поиск и выделение информации
  • применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке 

Цель этапа: 

  • организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке
  • организовать фиксацию степени соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели в начале урока
  • организовать проведение самооценки учениками работы на уроке


  • рефлексия   учителя  и учащихся о достижении целей урока
  • объективная и комментированная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке
  • выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся

Коммуникативные УУД

Осуществляемые действия:

  • оценка и самооценка учебной деятельности
  • обобщение и систематизация знаний
  • учащиеся выражают свои эмоции по поводу урока

Формируемые способы деятельности:

  • формирование умений полно и точно выражать свои мысли

IX. Уборка рабочих мест



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока технологии в 6 классе "Натуральные волокна животного происхождения"

Комбинированный урок относится к разделу "Элементы материаловедения" образовательной области "Технология".Урок содержит различные игровые компоненты, историческую справку по происхождению волокон....

конспект урока технологии в 6 классе "Натуральные волокна животного происхождения"

Урок по технологии(девочки) в 6 классе "Натуральные волокна животного происхождения" рассчитан на 90 мин. Используются 3 технологии: игровая,  групповая и информационно-коммуникационная.На уроке ...

Конспект урока по технологии на тему: "Натуральные волокна животного происхождения"

Конспект урока по технологии (девочки) 6 класс по теме: "Натуральные волокна животного происхождения"   Тема урока: Натуральные волокна животного происхождения. Цели урока: Обучающие:...

«Классификация текстильных волокон. Натуральные волокна животного происхождения»

Урок ознакомления с текстильной промышленностью нашей страны, разнообразием тканей, различных по составу, строению и отделке....

Презентация урока технологии "Классификация текстильных волокон. Получение растительных волокон. Свойства натуральных волокон растительного происхождения"

Презентация урока технологии "Классификация текстильных волокон.  Получение растительных волокон. Свойства натуральных волокон растительного происхождения" 5 класс...