План-конспект урока по технологии "Геометрическая резьба по дереву."
план-конспект урока по технологии (7 класс) на тему

Лукашенко Юрий Ростиславович

В конспект урока включен,кроме слайдов ,видеоклип по выполнению приемов геометрической резьбы,значительно повышающий наглядность урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon План-конспект урока49 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1

г. Шлиссельбург







План-конспект урока трудового обучения в 7 классе

 «Геометрическая резьба по дереву»
















Учитель трудового обучения

МБОУ СОШ № 1

Лукашенко Юрий Ростиславович



                  ТЕМА : Геометрическая резьба по дереву

Образовательная цель урока : ознакомить учащихся с одним из видов декоративно-прикладного искусства - резьбой по дереву и обучить  приемам выполнения геометрической резьбы.

Воспитательная цель урока: развить созидательные и познавательные способности учащихся, сформировать творческое начало , воспитывать инициативу и самостоятельность в трудовой деятельности.

Развивающая цель урока: содействовать развитию эстетических и художественных способностей учащихся.

Оборудование: заготовка размером 200х50х10, линейка, карандаш, циркуль, стенд:”Виды художественной резьбы по дереву”, образцы изделий, обработанные художественной резьбой по дереву ,слайды урока ,видеоклип «Резьба по дереву».

                                                    ХОД УРОКА

1.Организационная часть

-проверка посещаемости, назначение дежурных по мастерской.                                                 -объяснение. учащимся о том, что они должны усвоить и запомнить на уроке, какие приобрести умения и навыки: разметка геометрического орнамента резьбы, приемы работы резцами, научиться выполнять элементы геометрической резьбы.

2. Повторение пройденного материала.

    Подбор материала» является частью общей темы «Резьба по дереву». Слайд 1,2

Вопросы для повторения:

- назовите древесные породы, которые наиболее подходят для обработки их геометрической резьбой;

- каким образом, и в какой последовательности нужно подготовить материал для обработки его резьбой?;

- назовите оборудование, инструменты и приспособления, применяемые для изготовления художественной резьбы по дереву;

- назовите область применения изделий, обработанных художественной резьбой по дереву.

 3. Объяснение нового материала.

   Украшение деревянных изделий треугольниками ,кругами, прямоугольниками и т. п. в сочетании с разными кривыми называется резьбой по дереву .Основные приемы геометрической резьбы очень просты и сводятся к двум операциям :к прорезанию ножом поверхности дерева вдоль слоя и поперек. Слайд 3                                       

   Геометрическая резьба выгодно отличается от других видов резьбы большим разнообразием приемов художественного оформления поверхности дерева. В то же время она не требует специальных знаний теории рисунка, сложного набора инструментов .Очевидным ее преимуществом является так же небольшая глубина резания ,не требующая больших усилий .Все это и делает ее доступной для изучения в школе..                                            

  Далее рассказываю учащимся, на каких изделиях будет выполняться геометрическая резьба по дереву. Демонстрирую ученикам изделие, которое они впоследствии будут изготовлять – доску разделочную . Слайд 4,5,6,7,8.

  Показываю учащимся готовые изделия с различными конструкциями и орнаментами.

       Изучение чертежа геометрической резьбы .Последовательность работы.

.

Сам орнамент геометрической резьбы может быть самым разнообразным и зависит только от творческой инициативы резчика . Слайд 6.

   Показываю учащимся чертеж изделия, где изображена форма изделия, его габаритные размеры, размеры отдельных элементов изделия. Слайд 20,16,19.

    По слайду определяю и объясняю ученикам последовательность выполнения технологических операций, инструменты и приспособления, применяемые для каждого этапа выполнения работ, а также устанавливаю, сколько времени потребуется на выполнение каждой из технологической операции:

 а) подготовка материала, подготовка заготовки под обработку ее резьбой; Слайд 12.

б) разметка элементов поля резьбы; Слайд 14.

 в) накалывание косяком в дерево резцом; Слайд 11.

г) подрезанием резцом, получение элемента геометрической резьбы; Слайд 17,18. 

д) окончательная отделка изделия. Слайд 13.

   По чертежу обучающиеся узнают конструкцию изделия, способ изготовления ее деталей.

Объясняю ребятам особенности выполнения каждого этапа работы:

 а) предпочитаемые породы древесины для выполнения изделий, обработанных геометрической резьбой: липа, осина, ольха, дуб, береза, клен, тополь, бук;

б)разметка элементов резьбы: треугольник, сколышки,витейка, ромбы, розетки, звездочки.

         Слайд 13,19,21.

 в) накалывание косяка в древесину в намеченном элементе на глубину 2-3 мм.; г) подрезание граней элементов вдоль и поперек волокон древесины. Слайд 17.

   Инструмент и приспособления, применяемые при изготовлении геометрической резьбы.

   Объясняю ребятам устройство и технологические особенности инструмента, из какого материала он изготовлен. Как нужно подготовить инструмент к работе. Рассказываю детям об устройстве различных приспособлений, применяемых в выполнение резьбы, о выборе и использование заточного инструмента. Слайд 11,15.

    Здесь демонстрирую видеоклип «Резьба по дереву».

   Далее показываю ребятам сам  приемы работы резцами. В начале в обычном, рабочем режиме показываю им, как получаются элементы геометрической резьбы. Затем в замедленном темпе, так чтобы каждое рабочее движение зафиксировалось и запомнилось ученикам. После этого вновь в обычном режиме демонстрирую процесс выполнения резьбы по дереву. Таким образом, ребята хорошо усвоят правильность выполнения работы, движение рук инструмента в целом. Слайд 17.

   Рассказываю ученикам о самоконтроле в процессе выполнения работы и показываю приемы самоконтроля: работать нужно хорошо заточенным инструментом, так как плохо заточенный косяк мнет, а не режет древесину; при правильной работе, при точной подрезке от дерева отделяется маленькая пирамидка, если этого не происходит надо заново наколоть и подрезать элемент резьбы.

                              Правила техники безопасности .Слайд 9.

      1.   Осмотреть нож и убедиться в его исправности.

  1. При выполнении элементов резьбы нельзя держать руки перед инструментом.
  2.  Работать следует только хорошо заточенным инструментом.
  3. Запрещается проверять остроту ножа пальцем.

      5.   Не класть нож в карманы.

  1. При выполнении элементов художественной резьбы нужно использовать различные зажимы и держаки.

Объясняю учащимся, какие возможные ошибки могут возникнуть в работе.

  1. Получение неровной грани при подрезке резцом.
  2. Получение неровной, вмятой грани на месте среза.
  3. Недостаточная глубина накалывания может привести к повторению выполнения резьбы.
  4. Различная глубина разных элементов резьбы при невнимательной, бесконтрольной работе.

4.ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА,

 Каждому ученику раздаю  заготовку 200х50х10 и нож, который они поверяют к готовности. Приступая к работе, ребята на первом этапе подготавливают поверхность древесины к обработке ее резьбой. При этом слежу за правильностью и точностью выполнения учениками таких технологических операций, как опиливание,  строгание,  шлифование. После выполнения этих столярных работ ребята приступают к выполнению разметки элементов резьбы на начертанном поле заготовки.  При  выполнении ребятами этой работы нужно добиться того, чтобы четко и точно обозначились каждый из элементов геометрической резьбы. Слайд 21.

   На заготовке наносим чертеж сколышек и треугольников. Нож берем в правую руку, хватом сверху .Выполняем наколку треугольников по чертежу, а затем подрезку, как и было показано мной и резчиком в видеоклипе.

   Проверяю правильность выполнения этой операции.

 5.Итог урока

  Оцениваю работы учащихся, обращаю внимание класса на ошибки в работе. Выделяю наиболее удавшиеся работы. Объясняю, как исправить ошибки, что нужно учесть, чтобы их не допускать. Выставляю оценки ребятам, назначаю дежурных в мастерской. Слайд 22.

Домашнее задание.

Составить орнамент из элементов геометрической резьбы «Витейка» в рабочей тетради  размером 100 на 100 мм.

       

Литература:

1)Технология 7 класс П.С.Самородский; В.Д.Симоненко, А.Т.Тищенко Москва Издательский центр”Вентана-Граф”2008.

2)Чупахин В.Н. 22 урока геометрической резьбы по дереву.СПб,Литера 2004

3)Хворостов А С Художественная работа по дереву.Владос 2002

4)300 ответов любителю художественных работ по дереву Д.М.Гусарчук Издательство”Лесная промышленность”Москва 1977

5)Ильяев М. М. Прикоснувшись к дереву резцом.Рипол Классик 2004

6) Дементьев С.В. Резьба по дереву.М,изд.дом МСП,2000  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

творческий урок-проект по резьбе по дереву

Основная цель целепологания в обучении заключается в овладении одаренными учениками технологией осознания творческой и учебной деятельности....

План- конспект открытого урока по теме "Нарезание внутренней резьбы вручную", 7 класс.

Урок по теме "Нарезание внутренней резьбы вручную" разработан для обучающихся 7 класса на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, адаптированной общео...

План-конспект открытого урока в 8 классе по 1 теме "Schön war es im Sommer" Thema der Stunde: " Планы на отдых у молодёжи разные."

1. Учить читать короткие тексты с полным пониманием прочитанного и определять содержание текста с ситуацией.                          ...

План-конспект открытого урока по профильному труду (столярное дело) 8 класс. «Устройство и назначение токарного станка по дереву»

Цели урока:обучающие:научить учащихся безопасным методам работы на токарном деревообрабатывающем станке, его устройству и назначению.Коррекционная:коррекция двигательной сферы (моторика, двигательная...

План-конспект открытого урока по профильному труду (столярное дело) 7 класс. «Устройство и назначение токарного станка по дереву»

Цели урока:обучающие:научить учащихся безопасным методам работы на токарном деревообрабатывающем станке, его устройству и назначению.Коррекционная:коррекция двигательной сферы (моторика, двигательная...

План-конспект занятия по программе "Юный натуралист" Тема: "Деревья -первоцветы"

Люди привыкли называть первоцветами травянистые  растения, которые распускаются первыми. Но мало кто знает, что настоящие первоцветы — это деревья....

План-конспект открытого урока по технологии в 7 классе (мальчики) «Нарезание резьбы ручным способом»

Цели урока: Образовательные: Ознакомление с видами резьбовых соединений, видами резьбы, элементами резьбы, инструментами для нарезания резьбы, овладение приемами нарезания резьбы.Развивающие...