Разработка урока технологии в 5 классе по теме: "Вышивание крестом"
методическая разработка по технологии (5 класс) по теме

Толмачева Наталья Александровна

Разработка урока которая позволяет ознакомить учащихся с историей вышивки, инструментами и материалами и приспособлениями; сформировать навыки по организации рабочего места; научить правильным приемам работы, прививать интерес к культуре и искусству, совершенствовать эстетический вкус, развивать сенсорные и моторные навыки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка  урока по технологии в 5 классе по теме:

Цель урока: ознакомить учащихся с историей вышивки, инструментами и материалами и приспособлениями; сформировать навыки по организации рабочего места; научить правильным приемам работы, прививать интерес к культуре и искусству, совершенствовать эстетический вкус, развивать сенсорные и моторные навыки.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: Ножницы, иголки, ткань, нитки, сантиметровая лента, материал для вышивания(канва).

Ход урока.

I Организационный момент.

        Здравствуйте ребята.

Давайте поприветствуем друг друга. Повернитесь к товарищу и скажите громко вслух  Я рада тебя видеть.

Я рада вас видеть.

Давайте вместе скажем: Мы рады друг друга видеть.

Посмотрите а улицу светит солнышко. Оно нам дарит улыбку. Посмотрите друг на друга и подарите улыбку, такую же как нам дарит солнышко.

Садитесь пожалуйста. Начнем наш урок.

Давайте вспомним какие простейшие ручные швы вы знаете: вперед иголку, шнурок, стебельчатый, за иголку, тамбурный (цепочка), петля в прекреп, узелки, петельный шев(краевой).

II Вступление. (В ходе урока используется компьютерная презентация)

Сегодня мы с вами познакомимся с особы видом рукоделия технологией вышивания крестом.

Широко распространенным видом рукоделия является вышивание. Оно имеет многовековую историю. Процесс развития вышивания можно проследить по памятникам искусства древних цивилизаций, литературным источникам, а так же по сохранившимся образцам вышивок разных времен и народов. На протяжении столетий вышивка была неотъемлемой частью украшения одежды и быта Ее выполняли льняными, шерстяными, шелковыми, металлическими ( золотыми и серебряными) нитями, а так же бисером, жемчугом, блестками, иногда в сочетании с нашиты ми драгоценными камнями.

 В XVIII-XX веках вышивкой занимались практически везде. Вышивка была связана с традициями и обычаями русского народа. В русских селения обучать девочку прядению, ткачеству, вышиванию начинали с пятилетнего возраста. К 15 годам девушка должна была приготовить приданное, украсив его вышивкой. В течение нескольких столетий у русского народа сложились определенные традиции и приемы выполнения вышивки, характер орнамента и его колорит.

Орнамент-это последовательное повторение отдельных узоров или целой группы узоров.  гармоничность всех его частей.

Колорит- отличительные особенности.

Русские крестьянки бережно хранили секреты и особенности вышивки своей местности, пстоянно пополняя и развивая ее.

В русской вышивке особое внимание уделяется геометрическому орнаменту, изображению растений и животных.

Самая распространенная техника вышивания – это вышивка крестом.

 Как вы думаете, что необходимо для вышивания?

Да действительно к инструментам и приспособлениям относятся: ножницы, вышивальные иглы, пяльцы, наперсток, сантиметровая лента.

Ножницы должны быть двух видов: маленькие с загнутыми концами – для подрезания ниток и большие- для раскроя.

Иглы. Они должны быть с широким ушком. Ушко иглы должно быть овальным с гладкими краями, чтобы при работе не перетиралась нитка,  достаточно большим, чтобы нитка легко вдевалась.

Пяльцы бывают круглой или прямоугольной формы, пластмассовые или деревянные . Основное назначение пялец- держать ткань в натянутом состоянии и предотвращать стягивание вышитого узора. Для вышивания используют однотонные хлопчатобумажные, шелковые, льняные, шерстяные и смешанные ткани.

Лучшие нитки для вышивания- мулине. Они имеют стойкую окраску, блеск и необходимую прочность.

Рабочее место для выполнения вышивальных работ  должно быть удобным. Нитки и иглы хранить в шкатулки. Инструменты и приспособления удобно располагать в правой части стола, а материалы в левой.

Наведите порядок на своем столе.

Во время вышивания необходимо соблюдать правила техники безопасности:

  • Ножницы следует класть сомкнутыми лезвиями от работающего;
  • Для передачи ножницы следует положить на стол;
  • Хранить иглы и булавки только в игольнице;
  • Нельзя использовать ржавые иглы и булавки;
  • Сломанные иглы и булавки следует выбрасывать только в специальную емкость.

Вышивка крестом выполняется на плотной ткани с полотняным переплетением или на канве. Канва это специальная ткань, ее структура представляет собой мелкие клеточки, предназначенные для проколов иглы.

 Крест выполняется двумя  перекрещивающимися диагональными стежками. Все верхние стежки должны лежать в одном направлении. Правильно выполненный крест на изнаночной стороне образует ровные полосы в одном направлении по вертикали или горизонтали. На изнаночной стороне работы допустимы протяжки ниток в пределах трех клеток. Вышивая швом крест декоративные изделия, например салфетки, нужно помнить, что эстетичность вида изделий зависит от чистоты работы.

Прежде чем вы начнете вышивать сами посмотрите как нужно правильно это делать

Начнем с закрепки выводим нитку на лицевую поверхность ткани, оставляя на изнаночной стороне конец нитки. Крепко его придерживая выполним маленький стежек швом «назад иголку».

Делая стежки сверху вниз, первый ряд выполняют в направлении справа налево.

Затем выполняют второй ряд стежков слева направо завершая таким образом стежки.

После окончания ряда завершающих стежков можно просто спуститься вниз и перейти к следующему ряду стежков, которые выполняют сначала направо, а затем, в обратном направлении.

Если начало ряда крестиков смещено, то после окончания первого ряда крестиков иглу выводят на лицевую сторону наискось вместе начала следующего предполагаемого стежка.

Если нужно пропустить несколько стежков, то нить следует протянуть наискось по изнаночной стороне ткани, затем продолжают вышивать как обычно.

     

Ребята давайте на минутку отвлечемся, встанем и сделаем несколько упражнений

Раз –поднялись потянулись,

Два –согнулись ,разогнулись.

Три- в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре –руки шире,

Пять- руками помохать.

Шесть-за парту тихо сесть.

А сейчас попробуем с вами  вышить сердечко в технике крест.

У вас на столах пяльцы с натянутой канвой и схемы узора в виде сердца.

Возьмите свои нитки мулине посмотрите какой цвет вам больше всего нравится возьмите ниточки в три сложения. Отмерьте длину нити.

Кто нам подскажет как правильно нужно подобрать длину нити?

Правильно, нитку берут в руку, перебрасывают ее через локоть, снимают и отрезают ножницами.

Выводим нитку на лицевую поверхность ткани, оставляя на изнаночной стороне конец нитки. Крепко его придерживая выполним маленький стежек швом «назад иголку».

Вышиваем сердце.

IV Закрепление нового материала

Что вы знаете о вышивке как о виде рукоделия?

Что такое орнамент?

Что такое колорит?

Какой материал можно использовать для вышивания?

Какие инструменты и приспособления используют для вышивания?

V Подведение итогов урока

А сейчас мы оценим работу всего класса.

Положите руки на стол, опустите на них головы и закройте глаза.

Поднимите пожалуйста руки те, кому сегодня было все понятно

Поднимите пожалуйста руки те, кото сегодня старался

Поднимите пожалуйста руки те, кому сегодня было интересно

А сейчас откройте глаза и посмотрите на доску вы видите оценку нашей совместной работы по трем шкалам: понимание , старание, интерес.

Ну, вот и все. Мы справились с целью сегодняшнего урока. Вы пополнили запас знаний. Теперь вы хорошо знаете историю вышивания, последовательность выполнения шва крестом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по технологии (5 класс) по теме: Подробная программа и содержание урока на основе технологии модерации

Подробная программа и содержание урока русского язык на основе технологии модерации по теме «Правописание -Ы-И- после –Ц-»...

Разработка урока технологии 5 класс на Тему Пороки древесины

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Балко ГрузскаяСредняя общеобразовательная школа №12»           План-конспект урокаТема: «П...

Разработка урока технологии 5 класс

Моделирование фартука....

Методическая разработка урока технологии 5 класса "Лоскутное шитье".

Технологическая карта урока технологии 5 класс. "Лоскутное шитье".Технологическая карта , представленная в виде таблицы, содержит основные этапы урока: актуализация знаний и постановка цели ...

Методическая разработка урока технологии «Что такое «технология». Классификация производств и технологий» 5 класс

Тип урока-урок открытого нового знанияЦель - способствовать формированию первоначальных представлений о понятии "технология" и видах производства...

Методическая разработка урока технологии «Применение зигзагообразной строчки. Технология изготовления прорезной аппликации». Название урока: «Ромашка-символ семьи, любви и верности», 7 класс

Ежегодно  8 июля в нашей стране отмечается праздник "День семьи, любви и верности". Символом этого праздника является цветок-ромашка.Урок может сопровождать презентация "С днём сем...