план-конспект к занятию по теме "Материаловедение. Хлопчатобумажные ткани"
план-конспект занятия по технологии (5 класс) по теме

Сажаева Эвелина Валерьевна

Раздел “Материаловедение” изучает материалы, которые применяются для изготовления швейных изделий: ткани, отделочные материалы, нитки и фурнитуру. Прежде, чем изготовить какое-либо изделие, необходимо изучить свойства материалов, которых оно будет изготавливаться. От свойств материалов будет зависеть внешний вид изделия, способы изготовления, правила эксплуатации и ухода. Данное занятие может быть использовано  в школе или в дополнительном образовании. Акцент больше делается на грамотное использование материала в одежде: его свойства, формообразование, сочитание друг с другом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_khb_tkani.docx25.95 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект к занятию по теме «Материаловедение. Хлопчатобумажные ткани».

Цель: Познакомить со свойствами хлопчатобумажных тканей. Их применение.

Задачи: обучающая: обучить распознавать хлопчатобумажные ткани, сформировать положительное отношение к натуральным тканям, не оказывающим на организм человека отрицательных влияний;

                развивающая: обогащение словарного запаса; умению анализировать и сопоставлять; развитие интереса к натуральным тканям;

               воспитательная: содействовать воспитанию самостоятельности, творческой активности.

Методы и формы:  объяснение теоретических сведений, практическая работа, наблюдение.

Необходимые материалы:

  • коллекции волокон, тканей и сырья.
  • образцы тканей.
  • фотографии и эскизы моделей одежды из х/б материалов.
  • шаблоны фигуры человека.

Тип занятия: комбинированный.

Ход занятия

1. Организационный момент.

  • проверка готовности к занятию;
  • проверка присутствующих;

2. Объявление темы урока.

      Педагог: Раздел “Материаловедение” изучает материалы, которые применяются для изготовления швейных изделий: ткани, отделочные материалы, нитки и фурнитуру. Прежде, чем изготовить какое-либо изделие, необходимо изучить свойства материалов, из которых оно будет изготавливаться. От свойств материалов будет зависеть внешний вид изделия, способы изготовления, правила эксплуатации и ухода. Мы с  вами начнем знакомство с хлопчатобумажных тканей.

3. Обоснование  применения хлопчатобумажной и льняной ткани.

      Тканью человек пользовался с древнейших времен. Древние записи свидетельствуют, что первыми волокнами, которые человек использовал для получения нитей, были волокна крапивы и конопли. Но,  из чего же состоит ткань? Есть определенная последовательность ТКАНЬ – НИТКИ – ПРЯЖА – ВОЛОКНА.

       В настоящее время используют большое количество различных волокон, как натуральных, так и химических. Если натуральные волокна создала сама природа, то процесс формирования химических волокон осуществляется в специальных машинах при помощи множества химических веществ.  

     Человеческий организм очень чутко относится к окружающей среде, атмосфере, одежде. Мы дышим не только носом и ртом, но и кожей. А если наша одежда, изготовленная из искусственных и синтетических волокон, не пропускает воздух, не позволяет испаряться излишней влаге (когда мы потеем), электризуется и к тому же может вызвать кожные и аллергические реакции  особенно у чувствительных людей, то вывод напрашивается один. Какую одежду предпочтительно выбирать?

      Обучающиеся: Высказывают свое мнение.

      Педагог: Одежда из хлопчатобумажных и льняных тканей предохраняет наш организм от многих невзгод: в непогоду согревает (хлопок), в жару охлаждает (лен), а еще служит диэлектриком, то есть гасит накопившуюся электризуемость одежды.

4. Свойства хлопчатобумажной ткани.

      Педагог:  Мы начинаем изучение натуральных тканей растительного происхождения. Как они называются?

      Обучающиеся: Называют – хлопчатобумажные и льняные.

      Педагог: Сегодня разберем хлопчатобумажные ткани.

      Хлопчатобумажные ткани изготавливают из волокон покрывающих поверхность семян однолетнего растения хлопчатника, который произрастает в теплых южных странах.

Показывается коллекция хлопка: сырье, образцы волокон, таблица – первичная обработка хлопка.

     Хлопчатобумажная промышленность является наиболее крупной отраслью текстильного производства. По метражу хлопчатобумажные ткани занимают наибольший удельный вес в общем ассортименте тканей. Крупнейшие районы производства этих тканей — Московская, Ивановская и Владимирская области.

      Ассортимент хлопчатобумажных тканей очень разнообразен, он включает наибольшее число видов и артикулов. Ткани различны по структуре, виду отделки, свойствам, внешнему оформлению и имеют разностороннее применение. Хлопчатобумажные ткани характеризуются хорошей износоустойчивостью, гигиеничностью, красивым внешним видом, светоустойчивостью, хорошо переносят водные и тепловые обработки. Недостатки этих тканей — повышенные сменяемость и деформируемость в носке.

     В настоящее время наибольшее внимание уделяется производству платьево-сорочечных тканей. Ассортимент их обновляется за счет выработки тканей разных структур с различной поверхностью (гладкой, блестящей, мелкорельефной, рисунчатой, ворсовой).

Демонстрация тканей, моделей одежды.

      - А где еще, по вашему мнению, применяется эта ткань?

5. Практическая работа. Определение свойств хлопчатобумажной ткани.

Педагог: Объясняет порядок выполнения практической работы, раздает образцы тканей:

  • Рассмотрите образцы тканей (не менее 4);
  • Сравните их между собой по внешнему виду и на ощупь;
  • Начертите в рабочей тетради таблицу, заполните ее и вклейте образцы тканей. Последний столбик мы заполняем вместе (горение материала и определение запаха). Мы с вами заполняем таблицу и на льняные ткани, их свойства запишем на следующем занятии.

Обучающиеся выбирают 3 варианта лоскутков х/б ткани.

«Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей»

Образец ткани

Вид ткани

Отличительные признаки

По внешнему виду

На ощупь

Запах при горение

      Отличительные признаки тканей: гладкая, шероховатая; жесткая, мягкая; толстая, тонкая.

Обучающиеся выполняют практическую работу.

6. Физминутка.

     Вы хорошо потрудились, теперь дадим нашим глазам и рукам отдохнуть. Сделаем несколько упражнений.

Рисуй глазами треугольник.

Теперь его переверни

Вершиной вниз.

И вновь глазами

по периметру веди.

Рисуй восьмерку вертикально.

И головою не крути,

А лишь глазами осторожно

Ты вдоль по линиям води.

И на бочок её клади.

Теперь следи горизонтально,

И в центре ты остановись.

Зажмурься крепко не ленись.

Глаза мы открываем, наконец.

Зарядка окончилась и

Каждый из нас молодец!

7. Практическая работа. Зарисовка эскизов моделей одежда.

      Обучающимся раздаются шаблоны фигуры человека (2 шт.).  

      Педагог: Сейчас ваша задача:

  • Из предложенных вариантов хлопчатобумажных тканей выбрать несколько образцов материала.
  • Зарисовать эскизы моделей с использованием выбранных тканей в костюме. Для каждой модели выбираются не менее двух различных образцов. Незабываем, что если вы берете две ткани с рисунок или одну с рисунком, а другую однотонную, то хотя бы один цвет должен перекликаться в обоих материалах.

8. Домашнее задание.

      Начать создавать  коллекцию тканей: образцы различных хлопчатобумажных тканей и зарисовать из них модели одежды.

9. Анализ работы.

      Педагог подводит итоги занятия.

      Анализируется правильность выполнения практических работ:

  • Аккуратность оформления таблицы и коллекции тканей, правильность определения свойств материала.
  • Качество исполнения эскизов моделей одежды: соответствие модели костюма структуре материала, оригинальность замысла, аккуратность, грамотность композиции (искажение пропорций, целостность, силуэт, гармоничное сочетание тканей).
  • Активность обучающихся их настроение.

МБОУ ДОД Дом детского творчества

План-конспект занятия по теме:

«Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей»

                                                                            Подготовила и провела: педагог

                                                                     дополнительного образования

                                                                    Сажаева Эвелина Валерьевна

Новый Уренгой

2012 учебный год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планы - конспекты групповых логопедических занятий в 1 классе специальной коррекционной школы VIII вида

В данных планах старалась отразить коррекционные цели занятий, включая специальные коррекционно - развивающие упражнения по развитию высших психических функций. Использовала доступные для учащихся с и...

План-конспект учебно-тренировочного занятия по физической подготовке мини- баскетболистов 8-9 лет.

Тип занятия:              учебно-тренировочный.Цель занятия:            Сп...

План-конспект учебно-тренировочного занятия по технической подготовке баскетболистов 10-12 лет.

Тип занятия:              учебно-тренировочный.Цель занятия:            об...

Развернутый план – конспект урока практического занятия по теме «Изготовление прихватки из лоскутков ткани»

Урок – деловая игра предполагает условное воспроизведение некоторой реальной деятельности, которую осваивают учащиеся. Обучение проходит в процессе совместной игры....

План-конспект дистанционного учебного занятия по физической культуре. Тема занятия: " Совершенствование техники подачи мяча в волейболе"

План-конспект учебного занятия "Совершенствование техники подачи мяча в волейболе" для обучающихся 2 курса по специальности 40.02.02 Правоохранительная деятельность. Цель занятия: Совершенст...