Конспект урока на тему "Творческий проект"
план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему

Самигуллин Нияз Мирзаянович

План урока по творческим проектам с примером изготовления одного из них

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt.docx79.41 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство Образования и Науки Российской Федерации

МБОУ СОШ №1 г.Мамадыш

План-конспект урока технологии на тему:

Творческий проект

Разработал: учитель технологии

Самигуллин Н.М.

_______________ подпись

Мамадыш 2012

План – конспект урока технологии

  1. Класс: 5 А
  2. Дата проведения: 14.03.12.
  3. Тема задания: Творческий проект
  4. Цели урока.

Образовательная:

  • дать  начальные знания о творческом проекте;
  • раскрыть методы и показать этапы выполнения творческого проекта.

Развивающие:

  • развивать у школьников умение анализировать, делать обобщения и выводы. Развивать предприимчивость;
  • развивать творческие способности;
  • развивать у ребят профессиональный интерес;
  • развивать предприимчивость;
  • применять имеющиеся знания на практике.

Воспитательная:

  • сформировать творческое начало у учащихся;
  • воспитывать инициативу и самостоятельность в трудовой деятельности;
  • привить чувство ответственности к результатам своего труда и труда одноклассников;
  • продолжать совершенствовать нравственное, эстетическое и   экономическое воспитание;
  1. Тип урока: комбинированный урок.
  2. Методы проведения занятия:
  • словесные: беседа, рассказ;
  • наглядные: презентация, плакаты, готовые проекты;
  • практическая работа: изготовление подставки под горячее.
  1. Уровень познавательной активности и самостоятельности учеников: умение применять знания, полученные в течение учебного  года.
  2. Межпредметные связи: математика, материаловедение, природоведение.
  3. Объект труда: подставка под горячее.

Оборудование и учебно-наглядное пособие:

  • для учителя: доска, указка, плакат, верстак, презентация,  измерительная линейка, карандаш, угольник, ножовка, сверлильный станок НФ-12М, напильник, рубанок;
  • для учащихся: верстак, измерительная линейка, карандаш, угольник, ножовка, напильник, рубанок.
  1. Литература:
  • для учителя: «Методика преподавания технологии с практикумом» под редакцией Г.И. Кругликов; «Технология обработка металлов 5-9 классы» под редакцией Е.М. Муравьев; «Технология 5 кл.» под редакцией В.Д. Симоненко; сети Интернет;
  • для учащихся: «Технология обработка металлов 5-9 классы» под редакцией Е.М. Муравьев; «Технология 5 кл.» под редакцией В.Д. Симоненко.

Оформление доски:

Ход урока.

  1. Организационный момент (3 мин.):
  1. Приветствие.
  2. Контроль посещаемости.
  3. Назначение дежурного.
  4. Проверка готовности к уроку.
  5. Сообщение темы и плана работы на урок:
  1. Повторение старого материала (7 мин.): 

Ребята, перед тем как перейти к новой темы, давайте сперва вспомним тему, пройденную на прошлом уроке. Для этого ответьте на следующие вопросы:

  •  Что относится к сантехническому оборудованию? (Умывальник, ванна, мойка, сливной бачок)
  •  Какие бывают сливные бачки? (Сливные бачки делятся на высокоразмещаемые и низкоразмещаемые)
  •  По какой причине происходит непрерывное вытекание воды из сливного бачка? (Происходит из-за неполного закрывания поплавкового крана)
  1. Сообщение новых знаний (25 мин.):
  1. Теперь перейдем к изучению нового материала.

Творческий проект — самостоятельная итоговая работа. Качество ее выполнения зависит от того, насколько хорошо вы сумели усвоить содержание различных разделов программы, насколько прочны ваши знания, умения и навыки, приобретенные на занятиях. Это своего рода контрольная работа за год, экзамен по трудовому обучению.

Проект может состоять из отдельных частей, например эскизов, рисунков, чертежей на изготовление какого-либо изделия или разработку технологического процесса. Он может содержать расчеты, результаты испытаний, исследований, элементы реконструкции и усовершенствования изделий, экономические расчеты и т. д.

Варианты проектов могут быть самыми различными. Не обязательно, чтобы весь проект, особенно сложный, выполнялся самостоятельно. Часть проекта может быть уже готовой или выполнена товарищем, родителями, учителем. Проект может быть выполнен совместно с несколькими одноклассниками, при этом работа каждого должна быть четко оговорена.

Цель любого проекта направлена на изменение окружающей человека искусственной среды. Проект также должен предусматривать изготовление нового, эффективного, конкурентоспособного изделия, отвечающего потребностям человека и пользующегося спросом у покупателя. Выполнение проекта будет способствовать развитию творческих способностей, инициативы, логического мышления, познавательных и воспитательных функций, углублению и закреплению политехнических знаний, умений и навыков.

ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА

Выполнение проекта можно разделить на несколько этапов. В этом случае за каждый этап будет выставляться отдельная оценка. Вот примерное содержание вашей деятельности в процессе выполнения проектов.

Этапы

Организационно-

Технологический

Заключительный

подготовительный

Поиск проблемы

Выполнение техно

Контроль изделия

Выбор проекта и его

логических операций

Анализ результатов

технолого-экономичес-

Соблюдение условий

кое обоснование

безопасности и

Выбор и анализ

культуры труда

Конструкции

Требования к конструкции

и материалам

Возможность изготовления

или приобретения

Составление плана

изготовления изделия

Анализ предстоящей

работы

Организация рабочего

места

Рассмотрим более подробно деятельность на каждом этапе выполнения проекта.

Организационно-подготовительный этап. Первый шаг на пути проектирования — выбор  и обоснование проекта. Тема проекта

выбирается после изучения потребности в тех или иных изделиях, возможности их изготовления, наличия материала и т. д.

Следующим шагом является процесс конструирования изделия, формирования конструкции. Здесь можно использовать конструкции изделий, увиденных в книгах и журналах, вносить и изменять в них какие-либо конструктивные элементы, конструировать по собственному замыслу. В процессе конструирования могут возникнуть трудности с изображением изделия. Эту часть проекта можно выполнять на уроках рисования, где возможна помощь учителя. Можно также воспользоваться различными способами копирования рисунка.

Заканчивается организационно-подготовительный этап планированием технологии изготовления, разработкой технологического процесса. Выходным документом при этом являются технологические карты на изготовление деталей изделия, их сборку.

Технологический этап. Здесь выполняются трудовые операции, предусмотренные технологическим процессом. В работе необходимо соблюдать технологическую, трудовую культуру.

Заключительный этап. На этом этапе осуществляется окончательный контроль и испытание объекта проектирования. Выполняется рекламный проспект, производятся экономические расчеты, определяется себестоимость изделия, предлагаются возможные пути его реализации. Защита проекта проходит по всем этапам. К защите должны быть представлены: обоснование проекта, техническая документация, рекламный проспект проекта, экономический расчет и само изделие. Защищающий проект должен вначале сам раскрыть положительные и отрицательные стороны выполненного проекта. Защита проекта проводится в виде доклада перед всеми учащимися класса с демонстрацией готового изделия. Надо быть готовым ответить на все связанные с проектом вопросы, возникшие во время доклада.

В процессе выполнения проектов удобно применять компьютерную технику. Ведь деятельность современного человека часто бывает направлена не на обработку различных материалов (металла, древесины и т.д.), с которыми в настоящее время лучше человека справляются роботы и автоматы, а на обработку и использование информации, работу с компьютером, с помощью которого происходит управление этими самыми роботами и автоматами.

  1. Закрепление нового материала (5 мин):
  • Какие этапы выполнения проекта вы знаете?
  •  Что входит в технологический этап выполнения проекта?
  •  Что должно быть представлено к защите проекта?
  •  Как проходит защита проекта?
  •  Для каких целей можно использовать компьютерную технику при выполнении проектов?
  •  Что называется творческим проектом?
  •  Из каких частей может состоять проект?
  •  Каковы цели проекта?

  1. Выполнение практической работы (40 мин.)
  1. Вводный инструктаж: «Изготовление подставки под горячее» (дежурные ученики раздают инструменты и заготовки).

Задание:

  1. Доведите ширину и высоту заготовку до указанных  размеров:20х20мм
  2. Проконтролируйте размеры линейкой, потом сделайте разметку по всей длине через каждые 30мм.
  3. Отрежьте по линиям заготовки и зачистите напильником.

4. Техника безопасности:

  1. Перед выполнением задания напомнить ученикам правила техники безопасности при работе с ножовкой и рубанком.
  2. Вспомнить приемы работы с режущим и строгальным инструментами.
  3. Проконтролировать исправность инструментов.
  1. Текучий инструктаж:

1. Через 5 минут: проследить все ли ученики поняли задание? Все ли ученики  работают?

2.  Через 10 – 15 минут выявить возникшие ошибки, принять решение для их устранения.

3. За 15 минут до конца занятия выяснить, готовы ли ученики к завершению занятия, оказать помочь отстающим ученикам.  

4. Для тех, кто раньше завершил практическую работу, выдается дополнительное задание: составить технологическую карту на изготовление подставки под горячее.

Примерный вариант:

Последовательность операций

Графическое изображение

Инструменты и приспособления

1. Выбрать заготовку

Линейка

2. Отшлифовать рейку

 

Наждачная бумага

3. Отпилить по длине

Ножовка, стусло

4. Зачистить торцы, снять фаски

Наждачная бумага, напильник

5.Разметить центры отверстий

Шаблон, шило

6. Просверлить отверстия  2 мм

Сверло  2 мм, сверлильный станок

7. Приготовить леску длиной 1,5 м., собрать изделие

 

  1. Заключительный инструктаж:
  1. Учащиеся сдают учителю выполненное задание.
  2. Анализ характерных ошибок и их причин.
  1. Подведения итогов работы:
  1. Сообщение оценок работы каждого учащегося.
  2. Домашнее задание: дома прочитать параграф 39,40 и подготовиться к тесту на следующий урок. Дома доделать технологическую карту.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока технологии в 11 классе "Экономическое и экологическое обоснование творческого проекта"

Подробный конспект урока технологии в 11 классе. Это один из цикла уроков, посвященных творческому проектированию. Материал носит ознакомительный характер, подразумевает закрепление практикой на после...

Конспект урока-проекта по русскому языку «Сложное предложение» (для учащихся 5-го класса)

Метод проекта  использовался на уроке, когда теоретический материал нужно свести воедино, уяснить и проверить сте...

Конспект урока по технологии для учащихся 5 класса Тема урока: «Выбор и обоснование проекта».

Обоснование выбора темы проекта. Создание разнообразия вариантов, моделей изделий с помощью методов морфологического анализа. Работа в группах...

Конспект урока по технологии в 5классе с использованием ИКТ. Тема Что такое творческий проект. Этапы выполнения проекта.

Конспект проведения урока по технологии в 5 классах с использованием ИКТ согласно требований новым ФГОС 2 поколения по теме  Что такое творческий проект. Этапы выполнения проекта....

Конспект урока "Защита творческих проектов"

Урок "Защита творческих проектов" посвящен итоговому уроку в 8 классе по курсу "Технология создания Web-сайтов". Урок представлен в форме урока-конференции.  Формируются три группы, каждой и...

Конспект урока "Защита творческих проектов"

Урок "Защита творческих проектов" посвящен итоговому уроку в 8 классе по курсу "Технология создания Web-сайтов". Урок представлен в форме урока-конференции.  Формируются три группы, каждой и...

конспект урока "Работа над проектом «Пижамная сорочка"».

конспект урока "Работа над проектом «Пижамная сорочка"»....