Точение конических и фасонных деталей
методическая разработка по технологии (7 класс) на тему

Витютнев Николай Анатольевич

7 класс

Раздел:  Технология обработки древесины

Тема урока:     Точение конических и фасонных деталей

 

Цели:    образовательная: расширение представлений учащихся о технологических процессах современного производства;

               воспитательная: прививать качества аккуратности и собранности при выполнении приемов труда, экономного отношения к расходованию материалов;

                развивающая: развивать навыки пользования режущими и контрольно-измерительными инструментами в процессе точения фасонных деталей.

Методы проведения занятия:

беседа с закреплением материала;

самостоятельная работа учащихся под контролем учителя.

Объект труда: ручка напильника.

Межпредметные связи:

черчение - чертеж изделия;

русский язык - написание слов цилиндрическая, коническая, сферическая, криволинейная, галтель.

Материально-техническое оснащение:

1.      Оборудование учебной мастерской: верстаки, станки СТД120М.

2.      Инструменты и приспособления: наборы резцов, линейки, шаблоны, штангенциркули, карандаши, шлифовальная шкурка, ножовка.

3.      Эталон изготовляемой детали.

4.      Заготовки, подготовленные к закреплению в центрах токарного станка.

5.      Технологическая карта изготовления изделия.

6.      Таблица с вариантами конструкций ручек.

7.      Таблица и инструкция по технике безопасности при работе на токарном станке по обработке древесины.

Литература для учителя.

1.      И.А.Карабанов Технология обработки древесины: 5-9 кл. - М., Просвещение, 1995.

2.      В.И.Коваленко, В.В.Кулененок Объекты труда: 7 кл. Пособие для учителя. - М., Просвещение, 1993.

 

Ход урока:

1.     Организационная часть (3 мин)

1.1.    Приветствие учащихся и проверка посещаемости

1.2.    Проверка рабочей одежды и готовности к занятию.

1.3.    Назначение дежурных.

1.4.    Объявление темы урока: Точение конических и фасонных деталей (ученикам записать дату и тему урока в тетрадь).

1.5.    Объявление цели урока: Научиться выполнять точение конических и фасонных деталей.

 

2.  Повторение пройденного материала (7 мин)

2.1. Вопросы к группе:

а) Какими физическими и механическими свойствами обладает древесина?

б) Из древесины твердых или мягких пород изготовлена колодка рубанка? Почему?

в) Какие бывают пороки древесины?

г) Для чего сушат древесину?

2.2. Сообщение оценок за ответы.

 

3.  Объяснение нового материала (15 мин)

3.1.    Рассказ о назначении и видах конструкторской и технологической документации; задачах, решаемых конструкторами и технологами при разработке КД и ТД.

Изделия из древесины с коническими и фасонными поверхностями находят широкое применение. К ним относятся и ручки столярных и слесарных инструментов, и шахматные фигуры, и ножки тумбочек, табуреток, журнальных столиков и т.д.. Сегодня вы будете учиться изготавливать одно из таких изделий - ручку напильника.

Чтобы приступить к изготовлению детали необходимо иметь соответствующую конструкторско-технологическую документацию.

Конструкторские документы – чертежи изделия, схемы, расчеты, пояснительные записки - на производстве  разрабатывают конструкторы, а технологические документы – технологические и маршрутные карты – технологи..

От конструктора зависит выбор лучшего варианта конструкции, геометрической формы изделия, материала. Конструкция должна быть такой, чтобы изделие наиболее полно соответствовало своей основной роли. Например, ручка напильника должна быть прочной, не слишком длинной и не короткой, удобной для удержания ее в руке, простой в изготовлении. Исходя из этого и выбирают лучший вариант конструкции (показать по таблице различные варианты конструкций ручек).

От технолога во многом зависит снижение расхода материалов, уменьшение времени изготовления изделия.

3.2. Технология изготовления фасонных деталей.

 

Ручка напильника, которую мы будем сегодня изготавливать, относится к фасонным деталям. Фасонные детали представляют собой сочетание различных поверхностей: цилиндрической, конической, сферической, криволинейной.. Характерным элементом фасонных деталей являются галтели  (записать слово на доске).

Записать в тетрадь:

Поверхности фасонных деталей:

а)  цилиндрическая;

б)  коническая;

в)  сферическая;

г)  криволинейная.

Галтель

Точение конических и фасонных деталей на токарном станке во многом сходно с точением цилиндрических деталей. При точении таких деталей заготовке с помощью полукруглой стамески придают сначала цилиндрическую форму. Затем размечают места перехода одной поверхности в другую, по линиям разметки косой стамеской делают неглубокие надрезы и начинают обработку отдельных участков.

При точении конических поверхностей резец перемещают от основания к вершине конуса.

При точении выпуклых поверхностей резец перемещают от середины выпуклости к краям.

При точении вогнутых поверхностей резец перемещают от края вогнутости к ее середине.

Правильность конической поверхности контролируют с помощью линейки и кронциркуля (или штангенциркуля), фасонной – с помощью шаблона.

При необходимости получения большого числа одинаковых деталей с фасонной поверхностью (например, шахматных фигур) используют фасонные резцы, режущая кромка которых в точности повторяет контур детали.

Шлифуют детали шлифовальной шкуркой при наибольшей частоте вращения шпинделя.

3.3. Правила безопасной работы при точении фасонных деталей.

 

Правила безопасной работы при точении фасонных деталей аналогичны правилам безопасной работы при точении цилиндрических деталей. Дополнительно требуется только большая внимательность при точении криволинейных поверхностей (из-за увеличенного расстояния от подручника до заготовки)  и при шлифовании (из-за необходимости использования шлифовальной шкурки, не закрепленной на колодке).

3.4. Закрепление нового материала.

Вопросы к группе:

а) В какой последовательности изготавливают фасонные детали?

б) В каком направлении перемещают резец при точении конических поверхностей?

в) В каком направлении перемещают резец при точении выпуклых поверхностей?

г) В каком направлении перемещают резец при точении вогнутых поверхностей?

 

4.   Вводный инструктаж (20 мин)

4.1.    Демонстрация эталонного изделия и разбор по карте технологии изготовления.

4.2.    Показ трудовых приемов по точению различных поверхностей фасонных деталей (на примере изготовления ручки для напильника) с комментарием к соблюдаемым правилам техники безопасности и с осуществлением самоконтроля.

4.3.    Доведение до учащихся графика работы на станках.

4.4.    Объяснить учащимся причину выбора заготовок с разными габаритными размерами (40х40х140мм и 35х35х140мм, вместо рекомендуемых 40х40х160мм): определение возможности экономии материала (до 33%) при изготовлении ручки с габаритными размерами Æ30х110 мм.

 

5.  Самостоятельная работа учащихся (30 мин)

Текущий инструктаж учащихся - в процессе целевых обходов.

Первый обход: проверить организацию рабочих мест и соблюдение безопасных приемов труда.

Второй обход: проверить правильность выполнения трудовых приемов и технологической последовательности операций.

Третий обход: проверить правильность размеров и осуществление учащимися самоконтроля. Провести приемку и оценку работ.

 

6.  Заключительный инструктаж (5 мин)

6.1. Подведение итогов работы по определению возможности экономии материала.

6.2. Анализ характерных ошибок и их причин.

6.3. Сообщение оценки работы учащихся.

 

7.   Уборка рабочих мест (10 мин) 

Скачать:


Предварительный просмотр:

7 класс

Раздел:                 Технология обработки древесины

Тема урока:         Точение конических и фасонных деталей

Цели:    образовательная: расширение представлений учащихся о технологических процессах современного производства;

    воспитательная: прививать качества аккуратности и собранности при выполнении приемов труда, экономного отношения к расходованию материалов;

    развивающая: развивать навыки пользования режущими и контрольно-измерительными инструментами в процессе точения фасонных деталей.

Методы проведения занятия:

беседа с закреплением материала;

самостоятельная работа учащихся под контролем учителя.

Объект труда: ручка напильника.

Межпредметные связи: 

черчение - чертеж изделия;

русский язык - написание слов цилиндрическая, коническая, сферическая, криволинейная, галтель.

Материально-техническое оснащение:

  1. Оборудование учебной мастерской: верстаки, станки СТД120М.
  2. Инструменты и приспособления: наборы резцов, линейки, шаблоны, штангенциркули, карандаши, шлифовальная шкурка, ножовка.
  3. Эталон изготовляемой детали.
  4. Заготовки, подготовленные к закреплению в центрах токарного станка.
  5. Технологическая карта изготовления изделия.
  6. Таблица с вариантами конструкций ручек.
  7. Таблица и инструкция по технике безопасности при работе на токарном станке по обработке древесины.

Литература для учителя.

  1. И.А.Карабанов Технология обработки древесины: 5-9 кл. - М., Просвещение, 1995.
  2. В.И.Коваленко, В.В.Кулененок Объекты труда: 7 кл. Пособие для учителя. - М., Просвещение, 1993.

Ход урока:

  1. Организационная часть (3 мин)
  1. Приветствие учащихся и проверка посещаемости
  2. Проверка рабочей одежды и готовности к занятию.
  3. Назначение дежурных.
  4. Объявление темы урока: Точение конических и фасонных деталей (ученикам записать дату и тему урока в тетрадь).
  5. Объявление цели урока: Научиться выполнять точение конических и фасонных деталей.

2.  Повторение пройденного материала (7 мин)

2.1. Вопросы к группе:

а) Какими физическими и механическими свойствами обладает древесина?

б) Из древесины твердых или мягких пород изготовлена колодка рубанка? Почему?

в) Какие бывают пороки древесины?

г) Для чего сушат древесину?

2.2. Сообщение оценок за ответы.

3.  Объяснение нового материала (15 мин)

  1. Рассказ о назначении и видах конструкторской и технологической документации; задачах, решаемых конструкторами и технологами при разработке КД и ТД.

Изделия из древесины с коническими и фасонными поверхностями находят широкое применение. К ним относятся и ручки столярных и слесарных инструментов, и шахматные фигуры, и ножки тумбочек, табуреток, журнальных столиков и т.д.. Сегодня вы будете учиться изготавливать одно из таких изделий - ручку напильника.

Чтобы приступить к изготовлению детали необходимо иметь соответствующую конструкторско-технологическую документацию.

Конструкторские документы – чертежи изделия, схемы, расчеты, пояснительные записки - на производстве  разрабатывают конструкторы, а технологические документы – технологические и маршрутные карты – технологи..

От конструктора зависит выбор лучшего варианта конструкции, геометрической формы изделия, материала. Конструкция должна быть такой, чтобы изделие наиболее полно соответствовало своей основной роли. Например, ручка напильника должна быть прочной, не слишком длинной и не короткой, удобной для удержания ее в руке, простой в изготовлении. Исходя из этого и выбирают лучший вариант конструкции (показать по таблице различные варианты конструкций ручек).

От технолога во многом зависит снижение расхода материалов, уменьшение времени изготовления изделия.

3.2. Технология изготовления фасонных деталей.

Ручка напильника, которую мы будем сегодня изготавливать, относится к фасонным деталям. Фасонные детали представляют собой сочетание различных поверхностей: цилиндрической, конической, сферической, криволинейной.. Характерным элементом фасонных деталей являются галтели  (записать слово на доске).

Записать в тетрадь:

Поверхности фасонных деталей:

а)  цилиндрическая;

б)  коническая;

в)  сферическая;

г)  криволинейная.

Галтель

Точение конических и фасонных деталей на токарном станке во многом сходно с точением цилиндрических деталей. При точении таких деталей заготовке с помощью полукруглой стамески придают сначала цилиндрическую форму. Затем размечают места перехода одной поверхности в другую, по линиям разметки косой стамеской делают неглубокие надрезы и начинают обработку отдельных участков.

При точении конических поверхностей резец перемещают от основания к вершине конуса.

При точении выпуклых поверхностей резец перемещают от середины выпуклости к краям.

При точении вогнутых поверхностей резец перемещают от края вогнутости к ее середине.

Правильность конической поверхности контролируют с помощью линейки и кронциркуля (или штангенциркуля), фасонной – с помощью шаблона.

При необходимости получения большого числа одинаковых деталей с фасонной поверхностью (например, шахматных фигур) используют фасонные резцы, режущая кромка которых в точности повторяет контур детали.

Шлифуют детали шлифовальной шкуркой при наибольшей частоте вращения шпинделя.

3.3. Правила безопасной работы при точении фасонных деталей.

Правила безопасной работы при точении фасонных деталей аналогичны правилам безопасной работы при точении цилиндрических деталей. Дополнительно требуется только большая внимательность при точении криволинейных поверхностей (из-за увеличенного расстояния от подручника до заготовки)  и при шлифовании (из-за необходимости использования шлифовальной шкурки, не закрепленной на колодке).

3.4. Закрепление нового материала.

Вопросы к группе:

а) В какой последовательности изготавливают фасонные детали?

б) В каком направлении перемещают резец при точении конических поверхностей?

в) В каком направлении перемещают резец при точении выпуклых поверхностей?

г) В каком направлении перемещают резец при точении вогнутых поверхностей?

4.   Вводный инструктаж (20 мин)

  1. Демонстрация эталонного изделия и разбор по карте технологии изготовления.
  2. Показ трудовых приемов по точению различных поверхностей фасонных деталей (на примере изготовления ручки для напильника) с комментарием к соблюдаемым правилам техники безопасности и с осуществлением самоконтроля.
  3. Доведение до учащихся графика работы на станках.
  4. Объяснить учащимся причину выбора заготовок с разными габаритными размерами (40х40х140мм и 35х35х140мм, вместо рекомендуемых 40х40х160мм): определение возможности экономии материала (до 33%) при изготовлении ручки с габаритными размерами 30х110 мм.

5.  Самостоятельная работа учащихся (30 мин)

Текущий инструктаж учащихся - в процессе целевых обходов.

Первый обход: проверить организацию рабочих мест и соблюдение безопасных приемов труда.

Второй обход: проверить правильность выполнения трудовых приемов и технологической последовательности операций.

Третий обход: проверить правильность размеров и осуществление учащимися самоконтроля. Провести приемку и оценку работ.

6.  Заключительный инструктаж (5 мин)

6.1. Подведение итогов работы по определению возможности экономии материала.

6.2. Анализ характерных ошибок и их причин.

6.3. Сообщение оценки работы учащихся.

7.   Уборка рабочих мест (10 мин)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Точение конических и фасонных деталей Технологическая карта. Изготовление ручки напильника МБОУ Знаменская СОШ№1 Учитель: Витютнев Николай Анатольевич

Слайд 2

Процесс изготовления изделий Изделие детали сборочная единица

Слайд 3

Деталь - изделие, изготовленное из однородного материала без сборочных операций или из одного «куска материала» при помощи склейки, пайки и т. д.

Слайд 4

Элементы детали Элемент детали – отдельная её часть, имеющая определённое назначение. Фаска – скошенная часть; Галтель – скругление угла; Ребро – выступ; Паз – продольное углубление, канавка; Уступ – продольное возвышение на плоскости. Многие элементы, кроме своего основного назначения, придают детали красивый внешний вид.

Слайд 5

Вариативность и дизайн Вариативность – изменение отдельных элементов изделия при сохранении его основы в целях наиболее удачного решения конструкторской задачи. Вариативность присуща дизайну изделия – его конструкции и внешнему виду («дизайн» в переводе с английского означает « замысел, проект, рисунок »).

Слайд 6

Варианты разделочной доски

Слайд 7

Варианты подставки для карандашей

Слайд 8

Варианты рукоятки для слесарного и столярного инструментов

Слайд 9

Варианты рукоятки для слесарного и столярного инструментов

Слайд 10

Варианты рукоятки для слесарного и столярного инструментов

Слайд 11

Варианты рукоятки для слесарного и столярного инструментов

Слайд 13

Порядок выполнения работы 1. Прочтите чертеж и технологическую карту на изготовление цилиндрической детали (или изделия для своего проекта). 2. Выберите заготовку и спланируйте работу с ней под руководством учителя. 3. Разметьте, подготовьте и установите заготовку на токарном станке. 4. Выберите и проверьте режущие инструменты. 5. Выполните черновое точение желобчатой стамеской, зачистку — шлифовальной шкуркой. Точите только с разрешения и под контролем учителя! 6. Снимите заготовку. Проверьте размеры и шероховатость поверхностей обработанной детали.

Слайд 14

Технологическая карта

Слайд 15

Технологическая карта

Слайд 16

Чертёж ручки для напильника

Слайд 17

Сборочная единица - изделие, состоящее из нескольких деталей, собранных и соединённых в единое целое.

Слайд 18

Сборочный чертёж Изделие, состоящее из нескольких деталей, изображают на сборочном чертеже.

Слайд 19

Киянка

Слайд 20

Подставка для комнатных растений Рисунок (б): 1 – ножка, 2 – рейка, 3 – шуруп (гвоздь)

Слайд 21

Полка Рисунок (в): 1 – стенка боковая, 2 – основание, 3- стенка задняя, 4 – полка, 5 – перекладина

Слайд 22

Стол откидной Рисунок (г): 1 – царга, 2 – ножка, 3 – крышка, 4 – брусок настенный, 5 – петля

Слайд 23

Сборочный чертёж угольника

Слайд 24

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Получение цилиндрических и конических деталей ручным инструментом. Урок технологии в 6 классе с использованием ИКТ.

Данный материал содержит подробный план-конспект урока с использованием ИКТ. По программе "Технология.Технический труд." для учащихся 6 класса....

Приёмы обработки конических и фасонных поверхностей.

План-конспект для мальчиков 7 класс...

Точение конических и фасонных деталей

Технологическая карта: Изготовление ручки напильника...

Точение конических и фасонных деталей

Урок посвещенный точению на токарном станке по древесине. В процессе урока уделяется особое внимание закреплению полученых знаний по этому разделу и добовляется более углубленные сведения о процессе т...

Презентация к уроку технологии в 7 классе "Точение конических и фасонных поверхностей"

Презентация к уроку технологии в 7 классе "Точение конических и фасонных поверхностей"...

План-конспект урока технологии для мальчиков 7 класс (Приёмы обработки конических и фасонных поверхностей)

План-конспект урока технологии для мальчиков 7 класс (Приёмы обработки конических и фасонных поверхностей)...

Точение фасонных деталей

Точение- давний и широко распространённый вид художественной обработки древесины, применяемый для изготовления мебели, посуды, игрушек....