Главные вкладки

    Рабочая программа (технология, 6 класс) на тему:
    Пояснительная записка к рабочей программе по предмету "Технология". 6 класс.

    Батова Татьяна Александровна

    Пояснительная записка к работчей программе по предмету "технология", 6 класс.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska6_klass.doc98.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Рабочая программа  для учащихся  6 классов составлена на основе примерной программы основного общего образования «Технология. Программы начального и  основного общего образования» М. «Вентана – Граф», 2010 по направлению «Технология. Обслуживающий труд» в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по технологии, утвержденным приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089 .

    Рабочая программа имеет базовый уровень

    и  направлена на достижение следующих целей:

    • освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;
    • овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
    • развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
    • воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей  деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
    • получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

     Программа предусматривает формирование у учащихся  учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. 

    Учебник: Ю.В. Крупская, О.В.Кожина, Н.В.Синица, В.Д.Симоненко  «Технология. Обслуживающий труд» 6класс Вентана-Граф, 2010

    Приоритетные  виды общеучебной деятельности:

    • определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов;
    • комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;
    • творческое решение учебных и практических задач;
    • умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.

         В разделе «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов» увеличено количество часов 56 часов. Из них в разделе «Рукоделие. Художественные ремесла» 14 часов: лоскутная техника, вязание на спицах, которые переходят в минипроекты по созданию изделий данных видов рукоделия-14 часов. В разделе «Технология изготовления швейных изделий» количество часов увеличено за счет резервного времени -12 часов. Так как изделие изучается и разрабатывается по творческому проекту.

    Требования по разделам технологической подготовки.

    Создание изделий из текстильных и поделочных материалов.

    Материаловедение.

    Знать: 

    • виды волокон, производство и ткани из них;
    • свойства тканей, их определение;
    • образование ткацких переплетений;
    • виды дефектов.

    Уметь:

    • определять вид ткани и их  свойства;
    • определять вид переплетения;
    • выявлять дефекты.

    Устройство, регулировка и обслуживание бытовых швейных машин.

    Знать :

    • регуляторы   швейной машины;
    • строение иглы, последовательность   установки;
    • виды дефектов строчки;
    • регулирование,  профилактика, и уход  за швейной машиной;
    • виды соединительных швов;
    • применение в изделиях;
    • технология выполнения и ТУ.

    Уметь: 

    • проверять правильность установки иглы, подбирать иглу и  нитки по толщине;
    • организовывать чистку и смазку швейной машины;
    • выполнять машинные швы в зависимости от изделия с учётом ткани, иглы, ниток;
    • правила ТБ и БТ.

    Конструирование и моделирование плечевого изделия.

    Знать: 

    • силуэт и стиль в одежде;
    • виды плечевых изделий;
    • требования к одежде, мерки;
    • правила снятия и  запись результатов измерения;
    • линии чертежа;
    • виды прибавок;
    • Последовательность  построения чертежа;
    • определять линии чертежа (базисная сетка, конструктивные линии);
    • способы моделирования на основе БЧ по эскизу модели.

    Уметь: 

    • определять стиль;
    • делать эскиз плечевого изделия;
    • снимать и записывать мерки;
    • выполнить моделирование по эскизу модели;
    • Строить базисный чертёж;
    • пользоваться инструментами.

    Проектирование и технология  изготовление швейных изделий.

    Знать: 

    • детали кроя;
    • количество ткани;
    • раскладка на ткани;
    • ТУ на раскрой;
    • дублирование деталей, контрольные точки, определять дефекты ткани;
    • Терминологию работ;
    • способы обработки узла, контроль.

    Уметь: 

    • определять детали кроя, срезы;
    • готовить лекала;
    • рассчитывать количество ткани на изделие;
    • раскладывать лекала;  
    • проверять качество;
    • выбирать способ обработки;
    • соблюдать ТБ  БТ.

    Технология ведения дома.

    Знать: 

    • производство волокон, тканей из шерсти и шёлка;
    • свойства тканей для определения правил ухода за изделием;
    • правила ухода и хранения обуви;
    • виды фурнитуры, применение, последовательность пришивания;
    • проверка качества.

    Уметь: 

    • определять правила ухода за одеждой;
    • правила подготовки обуви на хранение;
    • выполнять работу по пришиванию фурнитуры;
    • правила подготовки обуви на хранение

    Эстетика и экология жилища.

    Знать:

    • зоны квартиры, композицию, виды освещения, оформление  окна, отделка пола, средства для мытья помещения.

    Уметь: 

    • выполнять  эскиз  оформления окна, планирован, зон;
    • пользоваться инструментами и приспособлениями для уборки.

    Перечень знаний и умений, формируемых у школьников 6 класса.

    Материаловедение.

    Должны знать:

    • основные свойства натуральных волокон и тканей из них;
    • характеристику переплетений;
    • зависимость свойств тканей от вида переплетения;
    • виды соединительных швов и краевых швов, технологию их выполнения;
    • регуляторы швейной машины, устройство и правила установки швейной иглы;
    • виды лёгкого женского платья, эксплуатационные, гигиенические и эстетические требования к нему;
    • правила измерения фигуры человека;
    • условные обозначения мерок для построения чертежа основы ночной сорочки;
    • особенности моделирования плечевых изделий;
    • назначение, конструкцию, технологию выполнения и условные графические обозначения швов: стачных (запошивочного, двойного, накладного с закрытыми срезами) ,  краевых (окантовочного с открытыми и закрытыми срезами, окантовочного тесьмой),
    • технологическую последовательность обработки проймы и горловины подкройной и косой обтачной, притачивание кулиски;
    • экономную раскладку выкройки из ткани с направленным рисунком;
    • технологическую последовательность раскроя ткани;
    • правила подготовки и проведения первой примерки;
    • выявление и исправление дефектов изделия;
    • основные качества интерьера, его особенности;
    • традиционные виды рукоделия – вязание, инструменты и приспособления, узоры;
    • историю создания изделий из лоскута и технику пэчворка.

    Должны уметь:

    • работать по технологическим картам;
    • соблюдать правила гигиены и правила безопасной работы в мастерских;
    • закреплять строчку обратным ходом швейной машины;
    • обмётывать срезы деталей и обрабатывать петли зигзагообразной строчкой;
    • читать и строить чертёж;
    • снимать и записывать мерки, моделировать фасоны платья;
    • выполнять машинные швы: стачные (, двойной, настрочной с открытым срезом), краевые (окантовочный с открытым и закрытым срезами, окантовочный тесьмой), обрабатывать пройму и горловину подкройной обтачной, притачивать кулиску;
    • выполнять раскрой ткани с направленным рисунком  с симметричными и асимметричными полосами;
    • заготавливать косые обтачки;
    • обрабатывать срезы рукавов и низы платья;
    • выполнять штопку швейных изделий;
    • работать с электроприборами;
    • подбирать спицы и нитки в зависимости от изделия.

    Должны владеть:

    • ценностно-смысловой, коммуникативной, культурно-эстетической, личностно - саморазвивающей, рефлексивной компетенциями.

    Учащиеся должны быть способны решать следующие

    жизненно-практические задачи:

    • вести экологически здоровый образ жизни;
    • использовать ПЭВМ для решения технологических, конструкторских, экономических задач, как источник информации;
    • планировать и оформлять интерьер комнаты;
    • проводить уборку квартиры;
    • ухаживать за одеждой и обувью;
    • соблюдать гигиену;
    • выражать уважение и заботу к членам семьи;
    • принимать гостей и правильно вести себя в гостях; проектировать и изготавливать полезные изделия из конструкторских и поделочных материалов. 

    Учебно-методическое обеспечение рабочей  программы 5-8 класс

    1.Программы средних образовательных учреждений. Трудовое обучение. 1-4кл. Технология 5-11кл./ Под ред. Симоненко В. Д., Хотунцева Ю. Л. М.: Просвещение, 2007.

    Учебники

    2.Технология. Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., перераб./Под ред.В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Графф,2009.-208с

    3. Технология. Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., перераб./Под ред.В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Графф,2009.-208с

    4.Технология. Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., перераб./ Под ред.В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Графф,2009.-208с.4.

    5.Технология. Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., перераб./Под ред.В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Графф,2009.-208

    Учебные пособия

    1.Старикова Е. В. Корчагина Г. А. Дидактический материал по трудовому обучению: Кулинарные работы, Обработка ткани: 5 Класс: Книга для учителя М.: Просвщение, 1996.

    2.Творческий проект по технологии обработки ткани 5-9 класс

    3.Бровина Е.В. Швея, портной. Комплект инструкционно-технологических карт

    4. В.Д. Симоненко. Основы потребительской культуры

    Методическое обеспечение

    1. Технология.5 класс (девочки): поурочные планы по учебнику под редакцией В.Д.Симоненко/авт-составитель О.В.Павлова - Волгоград: Учитель, 2008-281с.

    2. Предметные недели в школе 5-11 класс

    3. Журнал «Школа и производство»

    4.Технология.6 класс (девочки): поурочные планы по учебнику под редакцией В.Д.Симоненко/авт-составитель О.В.Павлова - Волгоград: Учитель, 2008-281с.

    5.Технология.7 класс (девочки): поурочные планы по учебнику под редакцией В.Д.Симоненко/авт-составитель О.В.Павлова - Волгоград: Учитель, 2008-281с.

    6.Технология.8 класс (девочки): поурочные планы по учебнику под редакцией В.Д.Симоненко/авт-составитель О.В.Павлова - Волгоград: Учитель, 2008-281с.

    Литература для учителя

    Арефьев И.П. Занимательные уроки технологии для девочек. 5 класс: Пособие для учителей. – М.: Школьная пресса, 2005. – 80с.

    Арефьев И.П. Занимательные уроки технологии для девочек. 6 класс: Пособие для учителей. – М.: Школьная пресса, 2005. – 48с.

    Арефьев И.П. Занимательные уроки технологии для девочек. 7 класс: Пособие для учителей. – М.: Школьная пресса, 2005. – 64с.

    Арефьев И.П. Занимательные уроки технологии для девочек. 8 класс: Пособие для учителей. – М.: Школьная пресса, 2005. – 48с.

    Арефьев И.П. Занимательные уроки технологии для девочек. 10 класс: Пособие для учителей. – М.: Школьная пресса, 2005. – 48с.

    Арефьев И.П. Технология. Профориентация. Экономика России в опорных схемах и таблицах. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2005. – 96с.

    Захарченко Г.Г. Учебные задания по сельскохозяйственному труду: 5-9 кл: Методическое пособие. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 144с.

    Захарченко Г.Г. Лабораторные работы по изучению полевых культур: Сельскохозяйственный труд: 5-9 кл. Методическое пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 120с.

    Зуева Ф.А. Предпрофильное и профильное образование учащихся: основные подходы./Методическое пособие/Ф.А.Зуева. – Челябинск: Взгляд, 2006. – 143с.

    Маркуцкая С.Э. Технология: обслуживающий труд. Тесты 5-7 кл./Маркуцкая С.Э. – М.: Изд-во «Экзамен», 2006. – 128с.

    Неделя технологии в начальной и средней школе: праздники, посиделки./Авт.-сост. Павлова О.В. – Волгоград: Учитель, 2007. – 127с.

    Научно-методический журнал «Школа и производство» №1-№8, М.: Школьная пресса – 2003-2009

    Оценка качества подготовки выпускников основной школы по технологии/Сост. В.М.Казакевич, А.В.Марченко, - 2-е изд. – М.:Дрофа, 2001. – 256с.

    Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по технологии. – М.: Дрофа, 2002. – 192с.

    Павлова М.Б., Питт Дж., Гуревич М.И., Сасова И.А. Метод проектов в технологическом образовании школьников. Пособие для учителя /Под ред. Сасовой И.А. – М.: Вентана-Графф, 2003.-296с.

    Правдюк В.Н. Практикум по методике преподавания основ сельского хозяйства в школе./Учебно-методическое пособие для студентов педвузов. – М.: Вентана-Графф, 2005. – 96с.

    Сборник нормативно-методических материалов по технологии./ Автор-составитель: Марченко А.В., Сасова И.А., - М.: Вентана-Графф, 2002. – 224с.

    Ставрова О.Б. Современный урок технологии с применением компьютера. Книга для учителя. – М.: Школьная пресса. 2004. – 80с.

    Технология. 6-8 классы. Русские традиции для изготовления различных изделий: конспекты занятий/авт.-сост. И.Г.Норенко. – Волгоград: Учитель, 2007. – 107с.

    Технология. 9 класс: материалы к урокам раздела «Профессиональное самоопределение» по программе В.Д.Симоненко/Авт.-сост. А.Н.Бобровская. – Волгоград: Учитель, 2005. – 171с.

    Технология: конспекты уроков, элективные курсы: 5-9 класс/Составитель Л.П.Барылкина, С.Е.Соколова. – М.: 5 за знания, 2006. – 208с.

    Технология: Кожа- вторая жизнь вещей. (конспекты занятий, материалы к урокам в 9-10 классах)/Автор – составитель Т.Ф.Софьина. – Волгоград: Учитель, 2004. – 47с.

    Технология: этот чудесный батик (конспекты занятий к разделу «Художественная роспись ткани»)/Авт.-сост. А.А.Ярыгина. – Волгоград: Учитель, 2006. – 78с.

    Технология. 5-11 классы (вариант для девочек): Развернутое тематическое планирование по программе В.Д.Симоненко./авт.-сост. Е.А.Киселёва и др. – Волгоград: Учитель, 2009. – 111с.

    Технология. 5-11 класс: предметные недели в школе/Авт.-сост. Володина Е.Д., Суслина В.Ю. – Волгоград: Учитель, 2008. – 156с.

    Учителю технологии о современных информационных технологиях/ Учебное пособие. – Киров: Изд-во ВПГУ, 1998. – 124с.

    Литература для учащихся

    Барановский В.А. Повар-технолог/Серия «учебники, учебные пособия» - Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 416с.

    Белецкая Л.Б. Креативные картины из природных материалов. М.: ЭКСМО, 2006. – 64с.

    Белецкая Л.Б. Флористика. – М.: ООО Изд-во АСТ, 2003. – 77с.

    Божко Л.А. Бисер. – М.: Мартин, 2002. – 120с.

    Боттон Николь. Мягкие игрушки своими руками. /Пер. с фр. В.А.Мукосеевой. – М.: ООО «Мир книги», 2007. – 96с.

    Гильман Р.А. Художественная роспись тканей. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 159с.

    Голубева Н.Н. Аппликация из природных материалов. – М.: Культура и традиции, 2002. – 112с.

    Горячева В.С., Филиппова Т.В. Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок. – Ярославль: Академия развития, 2001. – 96с.

    Гусарова Н.Н. Техника изонити для дошкольников. – СПб.: Детство –Пресс, 2004. – 48с.

    Гусева Н.А. 365 фенечек из бисера. – М.: Айрис-Пресс. 2004. – 208с.

    Давидовски Марион. Весёлые куклы. – М.: ВНЕШСИГМА, 1998. – 64с.

    Дайн Г., Дайн М. Русская тряпичная кукла: культура, традиции, технология. – М.: «Культура и традиции», 2007. – 112с.

    Додж В. Шьем одежду для кукол /Пер. с анг. Г.И.Левитан. – М.: ООО «Попурри», 2005.-184с.

    Еременко Т.И., Заболуева Е.С. Художественная обработка материалов: технология ручной вышивки/книга для учащихся. – М.: Просвещение, 2000. - 160с.

    Еременко Т.И. Альбом узоров для вышивки. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. – 127с.

    Зименкова Ф.Н. Технология. Справочное пособие для общеобразовательных школ. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 192с.

    Изделия из кожи. – М.: ООО «Изд-во АСТ», 2003. – 78с.

    Искусство сервировки. – М.: «АСТ-ПРЕСС Книга», 2004. – 151с.

    История костюма. /Серия «Учебники 21 века»/ Ростов н/Д:Феникс, 2001. – 416с.

    Калюжная Т.В. Ежемесячник огородника. – М.: Изд-во ЭКСМО, 2006. – 352с.

    Кашкарова-Герцог Е.Д. Руководство по рукоделию для детей и взрослых. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1999. – 64с.

    Кискальт Изольда. Солёное тесто. – М.: ЗАО «АСТ-ПРЕСС», 1998. – 143с.

    Котенкова З.П. Выжигание по ткани. Изделия в техник гильоширования. – Ярославль: Академия развития, 2002. – 88с.

    Кулик И.А. Выжигание по ткани /Серия «Рукодельница». – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 32с.

    Курбатская Н. Фриволите. – М.: Изд-во «Культура и традиции», 2003. – 95с.

    Лихачева Л.Б., Соловей А.В. Энциклопедия заблуждений. Мода. – М.: Изд-во ЭКСМО, 2005. – 448с.

    Лучшие техники для любителей вышивки /Под ред. Анны Скотт; пер. с англ. А.Шевченко – М.: «Альбом», 2006. – 159с.

    Максимова М.В., Кузьмина М.А. Вышивка: первые шаги. – М.: ЭКСМО, 2000. – 96с.

    Материаловедение швейного производства. – Ростов н/Д:Феникс, 2001. – 416с.

    Махмутова Х.И. Предметы интерьера в технике батик и аппликация. – М.: ЭКСМО, 2006. – 64.

    Молли Годард. Вязаные игрушки. – М.: КОНТЭНТ, 1994. – 79с.

    Мур Х. Креативный пэчворк./Х.Мур, Т.Стоктон. – Ростов н/Д:Феникс, 2005. – 94с.

    Небесный С. Юным овощеводам. – М.: Детсткая литература, 1987. – 94с.

    Пиллан Н. Цветы/Пер. Л.Агаевой – М.: Изд-во ЭКСМО-ПРЕСС, 2002. – 80с.

    Сад.Огород.Усадьба.: энциклопедия для начинающих./Сост. Т.И.Голованова, Г.П.Рудаков – М.: Мол.гвардия, 1990. – 286с.

    Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий: для предприятий общественного питания/Авт.-сост. А.И.Здобнов, В.А.Цыганенко – М.: «ИКТЦ «Лада», 2007. - 680с.

    Симоненко В.Д. Основы потребительской культуры. Учебник для старших классов общеобразовательных учреждений. – М.: Вита-Пресс, 2007. – 176с.

    Стильные штучки для вашего дома. – М.: АСТ-Пресс Книга, 2006. – 120с.

    Столярова Алла. Вязаные игрушки. – М.: Культура и традиции, 2004. – 95с.

    Сюзи О.Рейли. Вязание на спицах и крючком. /Уроки детского творчества/ - СПб. «Полигон».1998. -31с.

    Техника лоскутного шитья и аппликация. – Ростов н/Д:Феникс, 2000. – 192с.

    Тимофеева В.А. Товароведение продовольственных товаров. – Ростов н/Д:Феникс, 2006. – 480с.

    Труханова А.Т. Справочник молодого швейника. – М.: Высшая школа, 1993. – 43с.

    Филиппова С.Н. Изделия из кожи. – М.: ООО «Изд-во АСТ», 2003. – 78с.

    Фомина Ю.А. Интерьер к торжеству. Украшаем дом к приему гостей и делаем подарки. – М.: ЭКСМО, 2006. – 64с.

    Хасанова И.Н. Соленое тесто. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. – 104с.

    Хелмкэмп Эми Уэлен. Лосктуное шитье из синельной ткани. – М.: «Кристина – новый век». 2006.-95с.

    Цимуталлина Е.Е. 100 поделок из ненужных вещей. – Ярославль: Академия развития, 2002. – 192с.

    Чернякова В.Н. Творческий проект по технологии обработки ткани. Тетрадь для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2006.- 16с.

    Чибрикова О.В. Прикольные подарки к любому празднику. – М.: ЭКСМО, 2006. – 64с.

    Чотти Д. Вышивка шелковыми лентами: техника, приемы, изделия: Энциклопедия/Пер. с ит. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. – 160с.

    Шахова Н.В. Кожаная пластика. – М.: ООО «Изд-во АСТ», 2003. – 192с.

    Этикет от А до Я. /Автор составитель Н.В.Чудакова. М.: ООО «Изд-во АСТ», 1999. – 112с.

    Я познаю мир: История ремесел. Энциклопедия /Пономарева Е., Пономарева Т. – М.: ООО «Изд-во АСТ», 2004.- 413с.

     Я познаю мир: Русский народ: традиции и обычаи. Энциклопедия /С.В. Истомин – М.: ООО «Изд-во АСТ», 2007.- 383с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Пояснительная записка к рабочей программе по алгебре 8 класс по учебнику А.Г. Мордковича

    Рабочая программа рассчитана на 5 часов в неделю и составлена с учетом Требований стандартов образования...

    Пояснительная записка к рабочей программе по обществознанию 6 класс

    Пояснительная записка к рабочей программе по обществознанию 6 класс...

    Пояснительная записка к рабочей программе по географии 6 класс

    Пояснительная записка к рабочей программе по географии 6 класск уч. Е.М. Домогацких,  Н.И. Алексеевского...

    Пояснительная записка к рабочей программе по математике 6 класс Виленкин Н.Я.

    Пояснительная записка к рабочей программе по математике 6 класс Виленкин Н.Я....

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к рабочей программе по географии 6 класс • Учебник: Дронов.В.П. География. Землеведение. 6 кл

    Рабочая программа разработана применительно к примерной программе основного общего образования по географии «Землеведение», авторской программы для общеоб-разовательных учреждений «Землеведение. 6...

    Пояснительная записка к рабочей программе по физкультуре. 6 класс.

    Рабочая программа по предмету «Физическая культура» для 6 класса разработана  на основе Примерной государственной программы по физической культуре и авторской программы «Комплексная программа физ...