урок технолгии в 5 классе по теме: Фартук в народном костюме
план-конспект урока по технологии (5 класс) по теме

Павлова Алена Витальевна

урок в 5 кл

Тема урока: « Фартук в народном костюме. Виды рабочей одежды и требования к ней.»

Цели урока: Познакомить обучающихся с историей фартука, как  элемента русского национального костюма

 Изучить  виды рабочей одежды и требования, предъявляемые к ней.

Задачи:

Научить выполнять эскиз фартуков

Развивать пространственное воображение, творческое мышление, эстетический вкус

Воспитывать аккуратность при выполнении практической работы

Приобщать обучающихся к русской народной культуре.

Способствовать формированию и  развитию познавательного интереса к изучаемому предмету, самостоятельности учащихся. Развивать потребность в трудовой деятельности.

Межпредметные связи: история, русский язык, изобразительное искусство .

Формы работы: фронтальная.

Методы обучения: объяснительно – иллюстративный, практическая работа.

Тип урока: Изучение нового материала

Оборудование. Для учителя: компьютер, проектор, экран, манекен, образцы фартуков,, коллекция х/б тканей.

Для учащихся: учебник, рабочая тетрадь, цветные карандаши, карточки с заданиями

ассе по теме фартук

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_teme_fartuk_v_5_klasse.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: « Фартук в народном костюме. Виды рабочей одежды и требования к ней.»

Цели урока: Познакомить обучающихся с историей фартука, как  элемента русского национального костюма

 Изучить  виды рабочей одежды и требования, предъявляемые к ней.

Задачи:

Научить выполнять эскиз фартуков

Развивать пространственное воображение, творческое мышление, эстетический вкус

Воспитывать аккуратность при выполнении практической работы

Приобщать обучающихся к русской народной культуре.

Способствовать формированию и  развитию познавательного интереса к изучаемому предмету, самостоятельности учащихся. Развивать потребность в трудовой деятельности.

Межпредметные связи: история, русский язык, изобразительное искусство .

Формы работы: фронтальная.

Методы обучения: объяснительно – иллюстративный, практическая работа.

Тип урока: Изучение нового материала

Оборудование. Для учителя: компьютер, проектор, экран, манекен, образцы фартуков,, коллекция х/б тканей.

Для учащихся: учебник, рабочая тетрадь, цветные карандаши, карточки с заданиями

Ход урока.

  1. Организационная часть урока.

2.Проверка знаний по пройденной теме:

Ответы на вопросы:

  1. как называется материал, который изготавливают на ткацком станке путем переплетения нитей? (ткань)
  2. как называются поперечные нити в ткани? (утком)
  3. как называются переплетения нитей основы и утка? (ткацкое переплетение)
  4. самое простое ткацкое переплетение? (полотняное)
  5. как определить лицевую сторону ткани? (четкий рисунок)
  6. как называются очень тонкие, гибкие, прочные нити, длина которых в несколько раз превышает их поперечные размеры? (волокно)
  1. Сообщение темы и цели урока.

Послушайте рассказ «Две хозяйки» С. Могилевой

Итак тема нашего урока «Фартук как элемент национального костюма»

Сегодня на уроке вы узнаете об истории ношения фартука и его видах. Познакомитесь с видами рабочей одежды и требованиями предъявляемыми к рабочей одежде. Сами побываете в роли художника – модельера и научитесь выполнять эскиз фартука.

3. Подготовка учащихся к восприятию материала, актуализация знаний.

Рассказ учителя:

Что такое одежда?

Одежда – одно из древнейших изобретений человека. У первобытных людей материалом для одежды, кроме шкур, служили листья, трава и даже кора деревьев. Охотники и рыболовы часто использовали для изготовления одежды рыбью кожу и птичьи шкурки. Со временем человек овладел искусством прядения и ткачества и начал изготавливать ткани специально для одежды, которая постепенно стала различной для мужчин и женщин, появилось также разделение одежды на будничную, т.е. повседневную, и праздничную. Сначала одежда мягко окутывала тело (мы можем судить об этом по произведениям искусства древних египтян, греков и римлян), и только в 5 веке н.э. одежда стала воспроизводить формы тела, т.е. появились приталенные платья, рубашки и брюки. Проходили века, менялась одежда, её становилось больше, и в гардеробе человека появились вещи для разнообразных ситуаций и занятий. Самое главное одежда должна быть удобной и соответствовать назначению.

4. Изучение нового материала.

Беседа:

- Кто из вас может ответить, что такое ГАРДЕРОБ? (Шкаф для хранения одежды. Помещение для хранения верхней одежды. Одежда одного человека.)

- А для каких случаев жизни должны быть вещи в гардеробе современного человека? ( Для занятий в школе, для торжественных случаев, для работы по дому, для отдыха и занятий спортом.)

-по назначению одежда подразделяется  на: бытовую, производственную, спортивную и форменную.  

н

Бытовая может быть повседневной, торжественной, домашней

Производственная это одежда медиков, продавцов, строителей

Спортивная

Форменная (школьная форма)-

- Какая разница между нарядной и повседневной одеждой? (Нарядная одежда сшита из более дорогих тканей, она может быть очень яркой, даже блестящей, для неё допустима броская отделка. Повседневная одежда более строгая, она не так привлекает внимание, как нарядная, цветовая гамма сдержанная, отделка скромная.)

 - Для чего предназначена рабочая одежда? (Рабочая одежда нужна для того, чтобы не испачкаться, чтобы было удобно работать.)

- Какие виды рабочей одежды вы знаете? (Комбинезон, халат, фартук, поварская куртка.)

- Представителям какой профессии необходим комбинезон? (Механизатору, строителю, слесарю, рабочему у станка: токарю, фрезеровщику.)

- А кому нужен халат? (Врачу, медсестре, санитару, фармацевту, лаборанту, воспитателю, продавцу, повару.)

- А кто наденет фартук? (Художник, официант, парикмахер, продавец, мойщик автомобилей, домашняя хозяйка.)

В процесс производства одежды используются следующие виды профессий:

Художник – модельер который придумывает и выполняет эскиз будущего изделия

Художник – конструктор который разрабатывает конструкцию ,  чертит чертеж будущего изделия.

Технологи которые разрабатывают последовательность сшивания частей изделия, очередность всех швов.

Операторы швейного оборудования (швея)  выполняет готовое изделие.

К какому виду одежды относится фартук? (к рабочей)

В наше время фартуки могут иметь различное назначение:

Повседневные

Нарядные

Мужские

Женские

Детские

И различной формы: с нагрудником и без него.

Основные требования, которые предъявляются к фартукам это утилитарность, практичность, эстетичность.

Фартук для приготовления пищи должен полнее закрывать фигуру, чтобы предохранить платье от загрязнения.

История фартука (выступают дети)

Этот предмет служит человеку очень давно. Фартук старше всех видов одежды. Платье, рубашка и брюки появились в пятом веке нашей эры. А фартук надевали ещё строители египетских пирамид. Это подтверждают рисунки на стенах гробниц фараонов. Древнегреческий бог огня Гефест, бог-кузнец, изображался на античных вазах тоже в кожаном фартуке.

     Основой жизни каждой женщины всегда была домашняя работа. И, конечно, каждой был необходим фартук, который, образно говоря, так «прирос» к женской одежде, что стал её неотъемлемой частью. Во многих национальных костюмах фартук – необходимый элемент.

Посмотрите на старинный русский костюм.

В русском языке не было слова «фартук». Оно пришло к нам из немецкого языка. Тух – по-немецки «платок», «тряпка»; фор – приставка со значением «перед». Русские женщины называли эту часть одежды «завеска», «запона» и считали, что она имеет магическую силу и защищает от всего дурного.  Украшая фартук вышивкой с орнаментом, они выбирали образы солнца, огня, животных и птиц, символы земледелия. Красный цвет, так любимый русскими красавицами, был не только красивым.  Он был символом солнца, преградой для злых сил, сил тьмы и ночи. Закрывая живот фартуком, щедро украшенным яркой вышивкой, женщины полагали, что оберегают свою жизнь. В переводе с древнерусского «живот» означает «жизнь».  Таким образом, фартук был сильнейшим оберегом.

Традиционный русский передник изготавливали из домотканой ткани в клетку,  с отделкой по краям и красными завязками.

- А для чего сейчас, в наши дни, нужен фартук? (Для работы по дому.)

- Давайте вместе подумаем, какими качествами должен обладать фартук и какие требования предъявляются к этому виду рабочей одежды.

1. Санитарно-гигиенические. – В фартуке мы будем готовить пищу, значит, он должен быть чистым. Поэтому его нужно шить из ткани, которая легко стирается.

2. Эргономические требования. – Удобен ли фартук? В фартуке должно быть удобно двигаться, в нём не должно быть жарко во время работы.

3. Экономические. – Целесообразно ли шить фартук из дорогой ткани? Нет. Это рабочая одежда, которая может быть сильно испачкана, повреждена.

4. Эстетические. – Должен ли фартук быть красивым? Конечно, да. Для того, чтобы мы сами чувствовали себя уверенной и красивой, чтобы близким было приятно на нас смотреть.

Учёные доказали, что цвет влияет не только на нашу психику и настроение, но и на аппетит. Оттенки красного, оранжевого и жёлтого цветов возбуждают аппетит, а синий, зелёный и фиолетовый воздействуют иначе. Хорошо бы помнить об этом, выбирая цветовую гамму для убранства кухни, покупая посуду.

Так из каких же тканей нужно шить фартук? Какие ткани легко стираются и гладятся, хорошо пропускают воздух и к тому же яркие и дешёвые? (Это хлопчатобумажные ткани.)

(Демонстрация коллекции тканей (ситец, сатин, бязь).)

Физминутка

5. Закрепление изученного. - Итак, сегодня вы узнали, как классифицируется одежда по назначению. Давайте проверим, как вы запомнили новый материал – попробуем разгадать кроссворд.

           

             

2

  А

3

  Р

4

  Т

5

  У

 1. Костюм военнослужащего или милиционера. (Форма)

 2. Как называется одежда, которую надевают в торжественных случаях? (Нарядная)

 3 .Совокупность предметов одежды, принадлежащей одному человеку. – Это же слово обозначает помещение, где оставляют верхнюю одежду. (Гардероб)

 4. Предмет гардероба, который может быть и домашней и рабочей одеждой. (Халат)

5. Урок, на который школьники должны являться в спортивной одежде.(Физкультура)

6. Рабочая одежда, верхняя часть которой соединена с брюками.(Комбинезон)

- Посмотрите внимательно на кроссворд. Какое слово мы не разгадывали, а оно появилось? (Фартук.)

Это слово помещено в кроссворд неслучайно. Мы с вами будем шить фартук.

6. Практическая работа. Вам нужно выполнить эскизы фартуков различного назначения.

7. Подведение итогов урока. Выставление оценок за практическую работу.

8. Задание к следующему уроку: принести сантиметровую ленту, линейку, карандаш, тетрадь.

Используемая литература:

  1. Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений(вариант для девочек). – Под ред. В.Д. Симоненко. – М.; Вентана-Граф.
  2. Журналы «Ателье» ЗАО «ЭДИПРЕСС – КОНЛИГА» №№ 04/2005, 06/2005, 11/2005, 01/2006.
  3. В.В.Волина. Откуда пришли слова: Занимательный этимологический словарь. – М.; АСТ – ПРЕСС, 1996.
  4.  http://tradicii.yuga.ru
  5.  http://steb-clair.narod.ru

 

 

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок технологии-7 класс Тема: «Русский женский народный костюм»

В ходе урока учащиеся знакомятся с тадициями русского народа, с женским народным русским костюмом.Одежда может многое рассказать о человеке, носившем её: откуда он родом, какого возраста и сослов...

Конспект урока технологии в 5 классе по теме: "Виды рабочей одежды. Фартук в народном костюме.Фигура человека и её измерение."

Материал содержит план-конспект урока по указанной теме, включает разнообразные методы обучения, материал по истории костюма, включающий региональный компонент, кроссворд для  проверки усвояемости мат...

Презентация к уроку технологии на тему "Фартук в национальном костюме. Снятие мерок для построения чертежа фартука"

Цели урока:1.Изучить правила снятия мерок;2.Сформировать навыки по измерению фигуры человека (снятие мерок);3.Развивать у учащихся пространственные представления о линиях, мысленно проводимых на фигур...

План-конспект урока в 9 классе по теме "Традиционная экономика. Народные промыслы на российской ярмарке"

Цели и задачи: познакомить с географией народных промыслов Подмосковья;вспомнить историю создания и развития промыслов и ремесел на Руси;раскрыть характер основных видов народных изделий Подмосковья, ...

Методическая разработка урока ИЗО в 6 классе по теме "Эскиз русского народного костюма"

Технологическая карта урока ИЗО в 6 классе по теме "Эскиз русского народного костюма" - 1 час...

Внеурочное мероприятие на тему "История русского народного костюма" 4 класс

Внеурочное мероприятие на  тему "История русского народного костюма" 4 класс...