Внеклассное мероприятие для 5-6 классов "Тайны бабушкиного сундука"
учебно-методический материал по технологии (5 класс) по теме

Балеевская Юлия Александровна

Разработка внеклассного мероприятия в помощь учителю технологии. В ходе занятия дети знакомятся с народными ремеслами Севера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_tayny_babushkinogo_sunduka.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

муниципального образования  «Город Архангельск»

«Средняя общеобразовательная школа № 14»

Методическая разработка

внеклассного мероприятия

«Тайны бабушкиного сундука»

Архангельск

                                                                                А если так, то, что есть красота?

                                                                                И почему ее обожествляют люди:

                                                                                Сосуд она, в котором пустота,

                                                                                Или огонь, мерцающий в сосуде?

                                                                                                                     Н. Заболоцкий

Русский народ, без сомнения, богат разнообразными талантами. Каждое изделие народного искусства – это своеобразный памятник духовной жизни россиян. Это – корни, которыми питается и сегодняшняя наша культура и искусство.

Современное общество стремится активно возрождать духовные, художественные традиции народа, ведь именно уважение к ним называется патриотизмом, с которого начинается в нас чувство Родины.

Ведущий:

Сегодня, ребята, я хочу поговорить с вами о красоте. Она проявляется в великом множестве предметов и явлений: и в цвете, и в ночном небе, и в белоствольной березке...

Мы часто слышим «красота родной земли». Как вы понимаете это выражение?

Ответы детей:

Мила нам природа родных мест, красиво все, что связано с понятием «родина». Вдали от нее человек тоскует, душа его печалится, рвется к отчему дому.

Чтец: 

Родина – мы говорим, волнуясь,

Даль без края видим пред собой.

Это наше детство, наша юность,

Это все, что мы зовем судьбой.

Родина, Отечество, святое –

Перелески, рощи, берега.

Поле от пшеницы золотое,

Голубые от луны стога.

Сладкий запах скошенного сена,

Разговор в деревне нараспев,

Где звезда на ставенку присела,

До земли чуть-чуть не долетев.

М. Пляцковский

Ведущий:

Русский Север. Поморье. Или еще Двинское Заволочье, как его в старину называли новгородцы, первые жители здешних мест. Родная, ни с чем несравнимая земля. Край невероятных просторов, раздолья и воли (Север никогда не знал ни татаро-монгольского ига, ни крепостного права), край редкого богатства и редкой красоты, которая и поныне не утратила своей первобытной дикости. Свой край, свою землю, с превеликим трудом отвоеванную у леса, у моря украшали северяне.

Представления народа о человеческой красоте (внешней и внутренней) воплощалась в ярком самобытном искусстве. Испокон веков славилась русская земля своими народными мастерами. Которые превращали  обычные вещи в своем доме в настоящее произведение искусства.

Откуда же пришла красота в повседневный быт, в резьбу, в кружева, в песню, в танец, в живопись? Да из души человека, откуда же ей еще было прийти! Так что истинное гнездо жар-птицы – в душе архангельского, вологодского, суздальского, ярославского человека.

Давным-давно, много веков назад, когда в северных краях шумел могучий, нетронутый лес и полноводные реки несли свои воды в Белое море, жили здесь свободные, сильные и красивые люди: охотники, рыбаки, земледельцы, скотоводы. Они строили церкви, дома, выращивали лен, хлеб, ловили рыбу, выходили в море на зверя.

Русский человек всегда мог обустроить свой быт. С помощью плотницкого топора и ножа он умел построить дом, ветряную мельницу, ему по плечу была и мебель, и ткацкий станок; мог изготовить посуду, прялку, смастерить игрушку для детей.

Обратите внимание на нашу выставку изделий народных промыслов. Скажите, глядя на эти предметы, что вам в них нравится, что удивляет, волнует?

Ответы детей:

Конечно же, всем нравятся яркость красок, причудливые узоры, древние традиции. Как вы думаете, мастера народных промыслов обычные люди или нет?

Ответы детей:

Ведущий:

Да, это обычные люди, но у них есть один секрет; они не только сами видят и понимают красоту, но и хотят, чтобы эту красоту увидели и поняли другие, то есть мы с вами. А поможет нам в этом бабушка Арина, народная мастерица, хозяйка вот этого большого сундука. (Указывает на сундук, стоящий в классе)

Бабушка Арина: (говорит с поклоном)

Добрый день, красны девицы! Расскажу-ка я вам про времена стародавние, про обычаи наши старорусские. Слушайте да на ус мотайте, думайте да соображайте! Как глаза-то закрою, так и вижу себя молодой да красивой. Соберемся, бывало, все вместе, парни и девушки. Смех, разговоры. Девицы песню заведут…

Девичье дело капризное, девичья воля короткая. На то она и девушка, чтобы ахала соседушка, гордился отец, тосковал молодец. На то она и девушка, чтобы наряжаться. А наряды-то сами шили, расшивали, да в сундук складывали. Каков сундук, таково и приданое. Чем больше сундук, тем богаче невеста была. И ценилось то приданое, в котором труд невесты есть. Относились к праздничной одежде очень бережно, хранили с любовью, передавая своим внукам и правнукам.

Ведущий: 

А теперь попробуйте ребята, отгадать русские народные загадки о различных предметах одежды. А ну-ка, ребята, кто отгадает?

  • На десятерых братьев двух шуб хватает (рукавица)
  • Зимой греет, весной тянет, летом умирает, осенью оживает (шуба)
  • Тепла не дает, а без него холодно (пояс)
  • Сижу верхом, не ведаю, на ком, знакомца встречу – соскочу, привечу (шапка)
  • Сплетен липовый кузовок, ночью отперт, а днем заперт (лапти)
  • Два арапа, родные брата, ростом по колено. Везде с нами гуляют, нас защищают (сапоги)
  • Разошлись пальчики по чуланчикам. Каждый пальчик в свой чуланчик (перчатки)

Ведущий: так хочется узнать, что скрывается в сундуке бабушки Арины.

Щепная птица:

Есть на юге Архангельской области поселок Волокша. Откуда прилетела к нам эта сказочная птица (показывает драночную птицу).

Такие птички висели когда-то в каждом доме под потолком – охраняли покой, берегли от напастей

Птица счастья. Птица сирин. Чудо птиц делают из дранки – из тонких деревянных пластинок, отщепленных от полена ножом, а то и просто топором.

 У поморов есть легенда о том, как эта птица появилась на свет: давным-давно у одного мастера сильно заболел внук. Ничего не помогало, увядал он, как осенний листочек. Знахари отступились – неизлечимо значит болен! Лежит мальчик, смотрит, как дед делает дранки  для корзины и вдруг говорит: «Дедушка, а может я к весне поправлюсь?» «Конечно, поправишься, внучок, - когда птицы прилетят» - уверенно ответил дед. А когда мальчик заснул, наделал из дранки птиц и развесил повсюду. Просыпается утром мальчик, глядь – как будто весна пришла. Глаза ребенка засияли. Бабушка поставила самовар. Шумит самовар, птица кружится, крыльями машет. Как живая, теплую волну по комнате гонит. Выздоровел внук, ушла хворь. Ведь не зря говорят люди, что красота спасет мир!!! До сих пор радуют людей волошские деревянные птицы.

Каргопольская глиняная игрушка:

Широкой известностью пользуется веселая каргопольская игрушка. Это вылепленные из глины, обожженные и нарядно раскрашенные фигурки: коровы и олени, «парочки» в санях и всадники на горячих конях, барыни и гармонисты…(Показывает)

Каргопольские игрушки – добрые и кроткие, олени позволяют себя оседлать или в сани запрячь, кони лихие так и рвутся вскачь. Каргопольские медведи совсем не злые, а наоборот – добродушные и радостные, держат в лапах праздничную гармошку, веселятся от души. После обжига игрушки покрываются белой «известью», а потом раскрашиваются яркими красками – синей, красной, зелёной. Ученые говорят, что каргопольской игрушке четыре тысячи лет! В древние времена фигурки зверей служили не забавой, а талисманом-оберегом, охраняющим от опасностей.

Берестяная утварь:

«Кабы не лыко, да не береста, так бы мужичок рассыпался», - говаривали в народе.

Есть на Северной Двине деревня Уфтюга, где жизнь также нетороплива, как плавное течение большой реки. Эта деревня славится изготовлением берестяных туесов, коробов и лубяных лукошек. Раньше в туесах хозяйки хранили сметану и молоко, муку и крупу, солили на зиму грибы, замачивали клюкву да морошку. Продукты в них долго не портятся даже при комнатной температуре. Попробуйте заготовить в туесах ягоды на зиму и увидите, что даже без сахара они до весны сохранятся свежими! В чем же секрет? Дело в том, что по своему строению туес напоминает термос. Он состоит из двух частей: сколотня и рубашки, между которыми образуется воздушная прослойка. Кроме того, в самой бересте есть «окна» через которые продукты дышат. А еще береста содержит смолу, препятствующую развитию микробов.

Можно использовать туеса и как шкатулки – для хранения всяких мелочей. С лукошком можно и по грибы, а в большом прочном коробе хоть детей за спиной носи!

Так что берестяные гладкие туеса и туески, короба и коробейки были едва ли не главными предметами домашней утвари.

В работах крестьянских мастеров мы не найдем ничего сумрачного, беспокойного, недоброго, в них все ясно, плавно, радостно, горделиво!  

Вышивка – не только украшение, но и оберег. Считалось, что она оберегала хозяина и хозяйку от разных бед.

Вышивка представляла собой орнамент из определенных фигур и располагалась  вокруг ворота рубахи (защищала шею), на подоле (защищала ноги) и, самое главное, на рукавах, закрывающих женские руки, которые сеяли и жали, готовили пищу и ухаживали за детьми.

Знаки добра вышивались разноцветными нитями в строго определенном порядке. Первоначально, в давние времена, рисунки «обереги» имели прямой магический смысл.

Украшали крестьянский дом скатерти и подзоры. Веками складывалось богатство народной вышивки. Широкое распространение получили счетные швы – роспись, набор, счетная гладь, белая строчка.

Архангельской вышивке присущи яркие цвета – красный, белый и черный. Очень широко представлен тамбурный шов.

Большое распространение в Карпогорском уезде получило шитье речным жемчугом.

Русские женщины издавна считались искусными мастерицами. С самого раннего возраста девки учились прясть и ткать, наблюдая за работой старших. Во всех селах и деревнях ткачество получило большое распространение. Сырьем для него служили лен, конопля и шерсть. На домашних ткацких станках – кроснах – ткали полотенца, простыни, скатерти. Переплетение белых и цветных нитей создавали сложный узор.

Каждая женщина на севере умела прясть и ткать, вышивать и вязать: нужно было одевать семью, приготовить холстов, убрать избу праздничными полотенцами.

Пояса и полотенца – предметы народного творчества – сопровождали людей от рождения и до кончины, поэтому их называли – нить жизни.

Полотенце – самый распространенный вид изделий быта русских крестьян. Каждому обряду соответствовал определенный вид полотенца. Полотенце было и головным убором. Вышивка на нем – это оберег. Красные ромбы, треугольники на свадебном полотенце – охранный орнамент. Иногда свадебное полотенце было длиной 3 метра.  Девушка к свадьбе вышивала до 30 полотенец.

Придумали мастера, как работать со льном, и стали этому своих детей учить. Не было в древние времена  ни учебников, ни детских книжек с яркими картинками. Как же дети запоминали всё, что надо сделать со льном, чтоб он превратился в полотно? Они играли. Давайте и мы тоже попробуем.

Песня:

Лён ты мой зелёный,

При горе при крутой

Уж я сеяла да сеяла ленок,

Уж я, сеяв, приговаривала:

Ты удайся, удайся мой лён,

Ты удайся, мой белый ленок – 2 раза

Я полола, полола ленок,

Я, половши, приговаривала:

Ты удайся, удайся мой лён,

Ты удайся, мой белый ленок – 2 раза

Уж я дёргала, дёргала лён,

Уж я, дёргав приговаривала:

Ты удайся, удайся мой лён,

Ты удайся, мой белый ленок – 2 раза

Я мочила, мочила ленок,

Я, мочивши, приговаривала:

Ты удайся, удайся мой лён,

Ты удайся, мой белый ленок – 2 раза

Уж я мяла, я мяла ленок,

Уж я, мявши, приговаривала:

Ты удайся, удайся мой лён,

Ты удайся, мой белый ленок – 2 раза

Я трепала, трепала ленок,

Я, трепавши, приговаривала:

Ты удайся, удайся мой лён,

Ты удайся, мой белый ленок – 2 раза

Я чесала, чесала ленок,

Я, чесавши, приговаривала:

Ты удайся, удайся мой лён,

Ты удайся, мой белый ленок – 2 раза

Уж, я пряла, я пряла ленок,

Уж я, прявши, приговаривала:

Ты удайся, удайся мой лён,

Ты удайся, мой белый ленок – 2 раза

Уж я ткала, я ткала ленок,

Уж я, ткавши, приговаривала:

Ты удайся, удайся мой лён,

Ты удайся, мой белый ленок – 2 раза

Ведущий: вот так и получалось льняное полотно.

Бабушка Арина: 

Золотые руки мастеров творят чудеса. Мы рассказали вам только о некоторых промыслах, а в моем сундучке еще много чудес.

Ведущий: 

Резьба по кости (Холмогоры)

Плетение из корня (Вилегодский район)

Роспись: Дерево легко и прочно. Мастер знал его разнообразные свойства. Дерево можно резать, строгать и пилить, гнуть и склеивать, окрашивать и обжигать. Умелые мастера изготавливали необходимые, удобные в использовании и красивые предметы крестьянского быта.

Вначале была резьба, мастер всё изделие украшал резьбой, затем стал резьбу раскрашивать. Роспись как самостоятельный вид искусства появилась позже.

Исстари народ любил всё яркое, красочное, расписное. Расцвечивались яркими узорами посуда: кружки, ложки, утицы, ковши, туески. Украшалась росписью лошадиная сбруя, дуги, сани. Радовали глаз расписные детские колыбельки, мебель. Даже стены и потолки и, конечно же, прялки.

Русские народные мастера любили применять в резьбе, росписи, вышивке, ткачестве символы, сохранившиеся еще с языческих времен. Здесь и солнце – дающее все блага жизни, изображавшееся в виде круга или ромба, коня или оленя, львы, единороги, как обереги от всех бед; и «Древо жизни» с райскими птицами, рождающее мечты о далекой прекрасной жизни; и петухи, возвещающие о восходе солнца.

Красный цвет являлся символом добра и красоты, а белый – символ чистоты и святости.

Сюжет катания на санях – излюбленный мотив расписных прялок и других предметов быта северной Двины.

Украшая обычные предметы быта, народные художники превращали их в подлинные произведения искусства, которые до сих пор приносят радость, заставляют восхищаться талантом их творцов.

Гончарные изделия (Мезенский район, п. Каменка)

Лоскутное искусство:

Рачительная хозяйка не станет выбрасывать лоскутки ткани, оставшиеся от пошива платья, а найдет им разумное применение либо просто сохранит.  Когда таких лоскутков накапливалось много, из них можно было собрать пестрое одеяло, покрывало, наволочку, а то и коврик на стену.

Так получались лоскутные, «лохматые» коврики. Название у них очень колоритное – «ляпочиха» или «ляпак».

Северные козули:

У нас на севере молодые девушки перед новым годом выпекали из черной и белой муки забавные маленькие фигурки овец, свиней, телят. Они дарили их парням, демонстрируя своё умение искусной хозяйки. Как называются эти съедобные фигурки?

Название «козули» связано с изображением рогатых животных. Они символизируют силы плодородия.

Деревенские варианты: «коровки», «баранки», козульки» - связано название с  изображением рогатых животных, символизируют силы плодородия.

Архангельские «козули» - произведение  народного искусства, имеющее свою историю. Загадочные пряничные персонажи, пышное сахарное кружево, похожее на морозный иней, особый пряничный аромат, царивший в каждом доме в предновогодние дни – все это не ушло в прошлое. А бережно сохраняется современными мастерами.

История их возникновения связана с именем  Петра I . В 1694 году на корабельной верфи в Соломбале было спущено на воду первое парусное судно «Святой Павел» Сам Петр 1 надрубил его опоры. В честь этого события в Архангельске был устроен большой праздник, на котором среди прочих яств гостям подносились сахарные пряники – козули, изготовленные мастерами из соломбалы. С тех пор слава пряничного производства прочно закрепилась за Соломбалой.

Именно в Соломбале, одной из старинных частей города, населенной ремесленниками, и появились семьи, где производство козуль стало наследственным и семейным занятием.

Мужчины изготавливали из полосок железа специальные формы для вырезания пряников, женщины готовили тесто. Украшали, расписывали козули всей семьей – и взрослые и дети. Благодаря этому искусство передавалось от поколения к поколению.

Вязание: произошло название от сокращенного «варяжские рукавицы», их вязали на 5-ти спицах. Поэтому сейчас варежками называют все вязанные, а рукавицами – сшитые изделия. Яркие варежки с затейливыми узорами, символизирующими здоровье и благополучие, служили подручными «сейфами», куда молодые девушки прятали записки от поклонников.

Чтец:

Всю зиму – ночь,

Всё лето – день…

Гуляет солнце незакатно

У городов и деревень.

А люди!

Не опишешь даже –

Преудивительный народ.

Взгляни:

Любой – косая сажень!

То лесоруб, то мореход.

Голубоглазы и раскосы,

И каждый дока и мастак:

Уж. Коль ученый –

Ломоносов!

А скульптор – Шубин!

Только так.

Ведущий:

Вот какими мастерами славится наш Север.

А хотите и вы ощутить себя немного мастерами? Причем создать не простое изделие, а обрядовое! Множество обрядов сопровождало человека на протяжении всей его жизни. Один из таких замечательных обрядов – свадьба. С этим событием в народе связано очень многое: приготовление приданого, сговор (помолвка), выпечка свадебного каравая и др.

Как зеницу ока пытались сберечь свое хрупкое семейное счастье. А чтобы дурной да завистливый глаз не смог ему помешать, перед свадьбой изготавливали обереги – куколок «неразлучников», которые вешались на упряжь тройки коней, везущей молодых. По преданию именно они должны отводить беду, принимать на себя недобрые взгляды и беречь счастье молодых.

После свадьбы оберег хранили в избе. Попробуем и мы изготовить куколок –«неразлучников»

(Изготовление куклы)

Бабушка Арина:  А вам, девоньки, нравятся эти рукоделья?

Так за чем же дело стало? Читайте книжки умные про старину и промыслы народные. Умом богатейте да работу рукам давайте. Трудом славен человек, да уменьем.

Ведущий: 

От того, как относимся мы к родной старине, зависит быть или не быть отечественной культуре. Много забыто, утеряно. Давайте же сохранять по крохам то, что уцелело. И как пригодится нам для этого старый бабушкин сундук! Сколько интересного может рассказать нам его содержимое. Это не только скопленное добро, это целая жизнь.

Бабушка Арина: 

Копите добро в вашей душе, копите любовь к земле, на которой живете;

Пуще глаза берегите любовь к своей матери, отцу, сестре, брату. Если будет среди вас лад, будет вам всем клад. Дом, земля наша богаты трудом да любовью!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музейный урок "Из бабушкиного сундука.."

Музейный урок   Тема: Из бабушкиного сундука… Краткая аннотация.     Музеи как центры хранения историко-культурного наследия обладают большим образовательным потенциалом.  Му...

Секреты бабушкиного сундука

Что хранится у нашей бабушки в сундуке? Очень много интересных вещей: и сказки про домового,и рукоделие,и вкусные пирожки,и народные средства лечения простуды,и мудрость народная,как сделать оберег от...

Сценарий внеклассного мероприятия "Бабушкин сундук"

Мероприятие позволит познакомить учащихся с обычаями и обрядами русского народа....

Познавательно - развлекательное внеклассное мероприятие «Из бабушкина сундука».

Цель: расширить представление учащихся о предметах искусства русского народа,          изделия входящие в золотой фонд России.Задачи: привитие интереса к н...

Внеклассное мероприятие « Тайны бабушкиного сундука»

 Решая вопросы подготовки детей с проблемами умственного развития к моменту выпуска из школы, считаю, что трудовое обучение – это только начало пути в большую взрослую жизнь.  Важно о...

Внеклассное мероприятие "Секреты бабушкиного сундука"

Мероприятие для проведения внеурочных занятий....