Применение информационных технологий при подготовке и проведении урока технологии
статья по технологии на тему

Галахов Андрей Геннадиевич

Поэтапное использование ИКТ на уроках технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.18 КБ

Предварительный просмотр:

А.Г. ГАЛАХОВ

МОУ «Степанщинская средняя общеобразовательная школа»  

учитель технологии

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИИ УРОКА ТЕХНОЛОГИИ.

Во всестороннем развитии личности важное место принадлежит умственному развитию, овладению приёмами и способами умственной деятельности, совершенствованию познавательных способностей, сознательному усвоению знаний, формированию умений пользоваться ими для решения новых практических задач. Необходимость умственного развития и совершенствования познавательных способностей, воспитание рационального мышления (чёткость, точность, ясность и др.) обусловлена теми огромными научно-техническими сдвигами, которые произошли в жизни человеческого общества в последнее время.

Проблемы автоматизации производства, моделирования на компьютерах требуют от работников самых разнообразных отраслей строгого и последовательного анализа изучаемых ими процессов. Поэтому воспитание привычки к полноценной логической аргументации является практической необходимостью.

В условиях малокомплектной сельской школы, недостаточным финансированием, отсутствием современного станочного оборудования,  применение ИКТ на уроках становится основным способом придать уроку насыщенность, наглядность, возможность моделирования процессов.

В  применении ИКТ на уроке технологии можно выделить несколько этапов: подготовительный, основной и заключительный.

Рассмотрим эти этапы на конкретном примере, например при изучении темы «Нарезание резьбы. Резьбонарезной инструмент» в 7 классе в разделе «Обработка металла».

Подготовительный. На этом этапе подготовки к уроку учителю важно не только подготовить краткий, но содержательный теоретический материал, но и разработать технологические карты к уроку. Для создания презентации, в качестве дополнения к объяснению учителя, используется программа «Microsoft PowerPoint», сеть Интернет и отсканированные материалы различных учебных пособий. В начале презентации я  использую слайд, в котором содержатся вопросы по пройденной теме. Далее  создаются слайды, имеющие непосредственное отношение к данной теме: резьба с её основными параметрами,  различные виды плашек и метчиков, плашкодержатели и воротки, приёмы нарезания резьбы вручную, стойка работающего. Обязательным слайдом отмечается безопасность труда.  В качестве материала для повторения и закрепления создаются два слайда (по вариантам),  с вопросами по пройденной теме и гиперссылкой на ответы «Правильно» и «Неправильно».  Необходимо также создать слайд с указанием источников информации.  Анимационными вставками, например в виде карандаша, указывается тот материал, который учащиеся должны записать в свою рабочую тетрадь. Однако необходимо учитывать особенности преподавания предмета «Технология»: главное направление деятельности учащихся – практикум, поэтому презентация должна быть компактной.  

Для создания технологической карты я использую программу «Компас-3D LT V-10», установленной на компьютерах нашей школы. На обычных технологических картах указывается аксонометрическая проекция будущей детали, я же создаю её в программе «Компас-3D LT», предварительно убрав координатные оси, распечатываю и отсканированный материал вставляю в технологическую карту, что позволяет учащимся увидеть её в полутонах, более объёмным и наглядным. Отдельно я сохраняю созданное изображение на своём компьютере для использования в основном этапе объяснения.  

Одним из составляющих методов обучения является наглядность. Этот принцип успешно реализуется на уроке в процессе объяснения учителем теоретического материала, то есть на следующем этапе.

Основной этап. Урок начинается с повторения пройденного материала, при этом учащиеся фронтально отвечают на вопросы первого слайда презентации. Далее, после объявления темы урока, проходит объяснение учителя с демонстрацией презентации. После изучения нового материала и записи учащимися необходимой информации в тетрадь, я демонстрирую школьникам приёмы работы по нарезанию резьбы. Далее ученики выполняют пробную работу.

Перед выполнением практической работы, после инструктажа по технике безопасности, ученикам раздаются отсканированные технологические карты. При определении формы будущей детали у некоторых школьников возникает трудность. Чтобы избежать этого, я демонстрирую на экране сохранённое изображение детали, сделанное ранее в программе «Компас-3D LT». Поворачивая его, ученики могут рассмотреть деталь во всех подробностях, что в дальнейшем позволяет им более качественно выполнить практическую работу. На данном уроке я использую чертёж ступенчатой цилиндрической детали с уступом, отверстием, резьбой и пропилом, что является одним из элементов слесарной ножовки.

Заключительный этап. На этом этапе проводится повторение и закрепление материала. Для этого снова используется программа «Microsoft PowerPoint». Ученики, по очереди, манипулирую мышью компьютера, отвечают на вопросы слайда, созданного для повторения материала. Каждому ученику необходимо ответить на три вопроса, после чего, с учётом выполненной работы, им ставится оценка за урок.

Использование современных информационных технологий на уроках «Технологии» делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащегося любого возраста, формирует эмоционально положительное отношение к предмету.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный проект «Возможности современных информационно – коммуникационных технологий при планировании и проведении урока математики в начальной школе в условиях внедрения ФГОС»

Интеграция дисциплин «Методика преподавания начального курса математики» и «Новые ИКТ в образовании» позволила учесть требования стандарта и подготовить урок, отвечающий современным требованиям.Проект...

«Использование технологий, имеющих здоровьесберегающий ресурс, при подготовке и проведении уроков и занятий внеурочной деятельности» (из опыта работы)

«Использование технологий, имеющих здоровьесберегающий ресурс, при подготовке и проведении уроков и занятий внеурочной деятельности» (из опыта работы)...

Современные подходы к подготовке и проведению уроков математики с использованием информационных компьютерных технологий

Выступление на горродском ГМО учителей математики о современных подходах к подготовке и проведения уроков математики с использованием информационных компьютерных технологий...

Технологическая карта урока с применением технологии развития критического мышления на уроках технологии.

Проект урока технологии по кулинарии  в 7 классе «Сладкие блюда» с применением технологии критического мышления....

Выступление на городском методическом объединении учителей технологии Практикум «Возможности использование информационно-коммуникационных технологий в учебной деятельности на уроках технологии»

Компьютерные технологии открыли новые возможности для создания самими преподавателями иллюстративного материала. Известно, что такие средства обучения, во многом облегчают обучающимся понимание и запо...

Особенности применения инновационных технологий при подготовке и проведении уроков математики

Статья позволит учителям, педагогам и родителям ознакомиться с применением  инновационных  технологий на уроках математики в школе....

Конкурсы на уроках технологии Подборка методического материала для урока технологии

  Конкурсы можно проводить на разных этапах урока, но большой эффект наблюдается при проверке знаний учащихся. Такие уроки могут быть проведены как обобщающе-повторительные, на которых у у...