«Основные принципы и требования при разработке рабочей программы по обучению и воспитанию одаренных детей в дополнительном образовании».
рабочая программа по технологии по теме

Соболевская Римма Александровна

Об основных принципах и требованиях при разработке рабочей программы по дополнительному образованию

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Основные принципы и  требования при  разработке рабочей  программы  по обучению и воспитанию одаренных детей в дополнительном образовании».  

Соболевская Р.А., учитель технологии МАОУ СОШ № 12 г.Таганрога.

Одаренными называют детей, которые, по оценке специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения в одной или нескольких сферах: интеллектуальной, творческого или продуктивного мышления, организаторской, художественной, спортивной и др.

Переход к новой парадигме требует новых современных методов и форм обучения способных и  одаренных детей. В своей педагогической деятельности для обеспечения качественной  технологической подготовки, создания условий для раскрытия и развития  творческого потенциала, одаренных и способных  обучающихся, содействия их успешной социализации в новых социально-экономических условиях жизни активно использую педагогические технологии личностно-ориентированного обучения: проблемные, поисковые, диалоговые, проектные, обучение в сотрудничестве, здоровьесберегающие.

 Опираясь на свой личный опыт, считаю что, наиболее  приемлемая форма работы со способными и одаренными детьми - кружковое объединение. Преимущества перед другими формами работы:

  1. отсутствие оценок;
  2. неформальный и индивидуальный подход;
  3. универсальные учебные действия;
  4. связь с жизнью;
  5. сотрудничество и тьюторство;
  6. приобщение к национальной культуре.

 Поэтому в целях развития творческого потенциала обучающихся, выявления и развития, одаренных и способных детей, повышения мотивации к освоению предметной области «Технология» мною был создан кружок «Рукодельница» для учащихся 6-11 классов и разработана программа с новым содержанием по дополнительному образованию в условиях новой гуманистической парадигмы  с внедрением национально-регионального компонента, основанной на пяти   принципах   содержания обучения и воспитания для одаренных  и способных детей в современном образовательном пространстве.  

  • Крупные содержательные единицы, изучение широких (глобальных), основополагающих тем и проблем.
  • Междисциплинарный подход к изучению содержания, отвечающий широкой любознательности одаренных детей, повышенным творческим возможностям и мировоззренческой задаче развития целостной картины мира.
  • Интеграция тем и проблем для изучения, относящихся к одной или разным областям знаний, путем установления внутренних взаимосвязей принцип насыщенности содержания обучения. По отношению к принципам построения содержания обучения для одаренных детей можно добавить еще один,
  •  Проблемный характер изучения  содержания или изучение открытых тем  
  • Принцип насыщенности содержания обучения.

 

Все  шесть принципов тесно связаны. Фактически осуществление одного из них предполагает осуществление другого. Так, нельзя обеспечить гибкие содержательные рамки без укрупнения содержательных единиц – изучения широких, основополагающих тем и проблем, изучение же широких тем невозможно без применения междисциплинарного подхода. Осуществление междисциплинарного подхода предполагает эффективную интеграцию тем внутри дисциплин и между ними.

Все принципы были определены как требования к  разработанной мой программе кружка «Рукодельница» для  способных и одаренных детей.

Тредования к программе:  

  • предоставлять возможность для углубленного изучения тем, выбираемых учащимися;
  • обеспечивать самостоятельность в учении, т. е. обучение, руководимое самим ребенком;
  • развивать методы и навыки исследовательской работы;
  • развивать творческое, критическое и абстрактно-логическое мышление;
  • поощрять и стимулировать выдвижение новых идей, разрушающих привычные стереотипы и общепринятые взгляды;
  • поощрять создание работ с использованием различных материалов, способов и форм;
  • способствовать развитию самопознания и самопонимания, осознанию своеобразия собственных способностей и пониманию индивидуальных особенностей других людей;
  • учить детей оценивать результаты работы с помощью разнообразных ритериев, поощрять оценивание работы самими учащимися.

      Содержание программы и кружковая деятельность не имеет узкой направленности. Обучающиеся по желанию могут на более высоком профессиональном уровне овладеть не только умениями и навыками в любой из техник рукоделия: вышивка, бисероплетение, макраме, цветоделие, работа с кожей, керамическая пластика, работа с «соленым тестом», лозоплетение, вязание, изонить, художественная технология обработки текстильных материалов, а создавать свои проекты.

Опираясь на новые требования ФГОС, мною разработана новая индивидуальная технологическая карта занятий в кружке для одаренных детей.  

            Работами участниц кружка «Рукодельница» ежегодно пополняется школьный музей. О  творческих достижениях одаренных детей  и детей желающих глубже изучать предмет «Технология»  неоднократно писала городская пресса.

Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество автора

Соболевская Римма Александровна

Место работы

Таганрог МАОУ  СОШ  № 12

Должность

учитель технологии, педагог дополнительного образования

Ученая степень, ученое звание

-

Название статьи (тезисов, доклада)

«Основные принципы и  требования при  разработке рабочей  программы  по обучению и воспитанию одаренных детей в дополнительном образовании».  

Номер и название секции конференции

Секция №2. Особенности обучения и воспитания одаренных детей в современном образовательном пространстве.

Почтовый адрес (с индексом)

347930, г.Таганрог, ул. Розы Люксембург, 240-2

Телефон домашний (с индексом междугородной связи)

8(8634) 64-94-35 (рабочий)

Телефон мобильный

8-903 -431-95-58

E-mail

sch12@tagobr.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности обучения и воспитания одаренных детей в современной школе

Работа посвящена актуальной в настоящее время проблеме одаренности. Состоит из двух глав. В первой главе раскрывается понятие одаренности, перечислены виды одаренности и факторы влияющие на ...

Здоровьесберегающее обучение и воспитание воспитанников в объединениях дополнительного образования

Не все педагоги используют оздоровительные мероприятия в учебном процессе, а это делать необходимо, чтобы учащиеся не уставали и могли работать на занятии в полную силу. Поэтому на практике применяютс...

ВОСПИТАНИЕ ОСНОВНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОЙ ДРУГ КОМПЬЮТЕР»

Статья посвящена особенностям организации кружка начальной компьютерной грамотности в коррекционной школе VIII вида....

«Выявление и поддержка одаренных детей в дополнительном образовании»

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми....

«Новые формы организации обучения и воспитания детей в дополнительном образовании» 25.05.2023

Мастер-класс «Арт-терапия  в работе педагога дополнительного образования»...