Рабочие программы по технологии вариант для мальчиков 8-9 классы.
рабочая программа по технологии (9 класс) по теме

Вологжин Андрей Олегович

2013-2014 год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologiya_8-9_klass.docx29.96 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   Пояснительная записка

8 класс

Рабочая  программа  разработана  на  основе  примерной  программы  для

общеобразовательных  школ  «Технология.  Трудовое  обучение  5-11  классы»  (научные

руководители Ю.Л. Хотунцев и В.Д. Симоненко, Москва издательство «Просвещение» 2008 г.,

 рекомендованная Минобрнауки РФ в полном соответствии с федеральным компонентом

государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне.

При разработке рабочей программы учтены следующие нормативные документы:

  Закон РФ «Об образовании» от 01.12.2007 № 309-ФЗ;

  Федеральный  базисный  учебный  план,  утвержденным  приказом  Министерства

образования  и  науки  Российской  Федерации  от  09  марта  2004  года  № 1312,  в  редакции

приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2008 года

№ 241, от 30 августа 2010 года № 889, от 3 июня 2011 года № 1994;

  Федеральный  компонент  государственного  стандарта  общего  образования,

утвержденный приказом  Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004

года  №  1089  "Об  утверждении  федерального  компонента  государственных  стандартов

начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования", в редакции

приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 03 июня 2008 года, №

164, от 31 августа 2009 года, № 320, от 19 октября 2009 года, № 427 (для 2-11 классов);

  Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством

образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в

общеобразовательных учреждениях.

Использование электроэнергии для освещения, работы бытовых и нагревательных приборов и транспорта, в промышленности, сельском хозяйстве, системах связи, для обработки информации, в медицине и т.д. стало неотъемлемой частью жизни современного общества. Поэтому каждый человек должен быть знаком с основными принципами производства, передачи и потребления электрической энергии, а также и связанными с этим экологическими проблемами. Разделами «Электронные технологии» является составной частью образовательной  области «Технология» и включает блоки: электротехника, радиоэлектроника, автоматика, цифровая электроника.

Обучение может проводиться на базе многофункциональных комплектов, выпускаемых НИИ радиоприборостроения и содержащих набор электротехнических изделий и радиодеталей. Эти комплекты выгодно отличаются от различного рода конструкторов надежностью контактов, безопасностью при выполнении работы и возможностью неограниченного усовершенствования комплекта. Для проведения занятий комплект должен быть дополнен соединительным проводами и электродвигателем из конструктора по трудовому обучению «Электричество-1». Кроме того, желательно доработать комплект и ввести в него звуковоспроизводящее устройство сегнетоэлектрическое или электромагнитного типа, а также аналоговые и цифровые микросхемы (операционный усилитель, базовые логические элементы). Учитывая, что выпускаемые комплекты такого оборудования не содержат, в программе приводиться несколько вариантов практических работ, что позволяет с существующим оборудованием реализовать программу обучения. Следует также отметить, что блок «Электротехника» может быть реализован при использовании имеющегося в школах оборудования: учебного выпрямителя ВУ-42/4,5, авто метра АВО-63, электроконструктора «Электричество-1».

  В основу отбора материала по электротехнике положен принцип целесообразности, т.е. включен тот материал, который позволяет создать создать у учащихся общее представление об электротехники, обеспечивает им сознательное использование учебного оборудования (двигатели различного назначения, пусковая и защитная аппаратура), создает базу для дальнейшего усвоения технических дисциплин и знакомит с основными видами бытового электрооборудования (осветительными и электронагревательными приборами).

При изучении основ «Радиоэлектроники» учащихся должны познакомиться с элементной базовой радиоэлектроники, изучить биполярный транзистор, усилители и генераторы на его основе, усвоить понятие модуляции и принципы действия систем связи.

Блок «Автоматика и цифровая электроника» знакомит учащихся с элементной базой аналоговой и цифровой техники, дает представление о простейших автоматах и формирует понятие о высоких технологиях.

Изучение всех перечисленных выше блоков сопровождается выполнением практических работ, на которые отводится не менее 50 % времени.

Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся.

Учащиеся должны знать:

Принципы производства, передачи и использование электрической энергии;

элементную базу электротехники;

устройство бытовых электроосветительных и электронагревательных приборов;

принципы передачи информации с помощью электромагнитных волн;

элементную базу радиоэлектроники;

принцип действия простейших аналоговых и цифровых автоматов;

элементную базу автоматики и цифровой электроники, профессии, связанные с электронными технологиями.

Учащиеся должны иметь:

собирать простейшие электрические цепи;

производить ремонт соединительных элементов бытовых электроприборов;

производить измерения тока, напряжения, сопротивления, читать простейшие электрические схемы на транзисторах; регулировать простейшие электронные устройства.

Тематический план

8 класс

занятий

Тема

Количество учебных

 часов

1

2

3

4

5

6

7

8

Электротехника (8 кл.)

Элементная база электротехники

Электроизмерительные приборы

Электрические цепи

Электромагнитные реле

Двигатели постоянного тока

Переменный электрический ток

Выпрямители

Бытовые электроприборы

20

2

4

4

2

2

2

2

2

1

2

3

4

5

6

Автоматика и цифровая электроника (8 кл.)

Элементная база автоматики

Простейшие аналоговые автоматы

Элементная база цифровой электроники

Простейшие цифровые автоматы

Понятие о высоких технологиях

Итоговый урок

ИТОГО: 35 часов

14

4

4

2

2

2

1

Календарно-тематическое планирование

8 класс

Кол-во часов

№ урока

Тема урока

Дата

План

Факт

1

1

Введение.

Инструктаж по ТБ в кабинете технического труда

5.09.2013

Электротехника – 34 часов

1

2

Элементная база электротехники

Области применения электрической энергии

12.09.2013

1

3

Правила безопасной работы с электрооборудованием

19.09.2013

1

4

Источники тока, потребители энергии, аппараты управления и защиты (кнопка, выключатель, предохранитель).

26.09.2013

1

5

Условные обозначения элементов

3.10.2013

1

6

Практическая работа.

Составление электрических схем подключения потребителей энергии к источникам тока.

10.10.2013

1

7

Электроизмерительные приборы.

Амперметры и вольтметры постоянного тока.  Измерение тока, напряжения. Омметры. Измерение сопротивления.

17.10.2013

1

8

Практические работы. Измерение напряжения источника питания.

24.10.2013

1

9

Определение цены деления шкалы вольтметра.

7.11.2013

1

10

Класс точности прибора. Оценка погрешности измерения. Измерение сопротивлений. Подготовка прибора к работе. Выбор предела измерения.

14.11.2013

1

11

Электрические цепи.

Последовательное и параллельное соединение потребителей энергии. Неразветвленные и разветвленные электрические цепи.

21.11.2013

1

12

Закон Ома. Расчет простейших электрической цепи.

28.11.2013

1

13

Практические работы. Подключение потребителей энергии к источнику питания.

5.12.2013

1

14

Сборка электрических цепей с последовательным и параллельным соединением элементов.

12.12.2013

1

15

Электромагнитное реле.

Назначение, принцип действия, конструкция электромагнитных реле. Условное обозначение.

19.12.2013

1

16

Использование электромагнитных реле в пусковой и защитной аппаратуре.

26.12.2013

1

17

Практическая работа.

Сборка схемы с использованием электромагнитного реле.

16.01.2014

1

18

Двигатели постоянного тока.

Назначение, принцип действия и конструкция двигателей постоянного тока с электромагнитным возбуждением и возбуждением от постоянных магнитов.

23.01.2014

1

19

Использование двигателей постоянного тока на транспорте.

30.01.2014

1

20

Понятие о двигателях переменного тока

6.02.2014

1

21

Практическая работа.

Сборка схемы управления двигателем постоянного тока.

13.02.2014

1

22

Переменный электрический ток.

Амплитуда, частота, период переменного электрического тока. Источники тока. Линии электропередачи. Трансформатор.

20.02.2014

1

23

Устройство трансформатора  и его назначение.

27.02.2014

1

24

Экологические проблемы производства электроэнергии. Понятие о трехфазном токе.

6.03.2014

1

25

Практическая работа. Проектирование электропроводки в школьном кабинете трудового обучения.

13.03.2014

1

26

Выпрямители.

Назначение и принцип работы выпрямителя.

 Вольт-амперная характеристика полупроводникового диода.

20.03.2014

1

27

Обозначение на электрических схемах

3.04.2014

1

28

Одно - и двухполупериодные выпрямители.

10.04.2014

1

29

Практическая работа.

Сборка схемы простейшего однополупериодного выпрямителя с резисторной нагрузкой.

17.04.2014

1

30

Бытовые электроприборы.

Конструкция и принцип действия бытовых нагревательных приборов.

24.04.2014

1

31

Нагревательные элементы.

2.05.2014

1

32

Конструкция лампы накаливания.

Пути экономии электроэнергии

8.05.2014

1

33

Практическая работа.

Ремонт соединительных элементов бытовых электроприборов.

15.05.2014

1

34

Контрольная работа по теме «Электротехника»

22.05.2014

1

35

Итоговый урок

29.05.2014

ИТОГО: 35 часов

Пояснительная записка

9 класс

По этому варианту работают учащиеся IX класса, которые углубленно изучают раздел «Культура дома, технологии обработки ткани и пищевых продуктов». По сравнению с вариантом 1 здесь существенно уменьшенно количество учебных часов, что заставило опустить многие вопросы. При этом сохранены все блоки: электротехника, радиоэлектроника, автоматика и цифровая электроника.

В программе электротехники сохранены сведения о производстве, передачи и потреблении электрической энергии. Не смотря на то что курс электротехники IX класса в большей степени обеспечен общеобразовательной подготовкой учащихся, полностью отказаться от опережающих (по отношению к курсу физики) сведений невозможно.

Опускаются в этом варианте темы, не имеющие прямого отношения к разделу «Культура дома, технологии обработки ткани и пищевых продуктов» и не являющиеся опорой для изучения последующих разделов: «Электроизмерительные приборы», «Электрические цепи», «Электромагнитное реле», «Выпрямители». Ознакомление с темами «Электроизмерительные приборы», «Электрические цепи» и «Электромагнитные реле» остается на уровне курса физики VIII класса. Соответственно с изменением содержания программы блока «Электротехника» внесены изменения и в практические работы.

Уменьшено количество часов и на блок. «Радиоэлектроника».

Тем не менее в программе  этого блока отражены вопросы использования радиоэлектроники и ее элементной базы, модуляции и структуры систем связи, а также использования генераторов несинусоидальных колебаний (мультивибраторов) в быту.

Блок «Автоматика и цифровая электроника» оставлен без изменения.

Учащиеся должны знать:

Принципы производства, передачи и использование электрической энергии; элементную базу электротехники; устройство бытовых  электроосветительных и электронагревательных приборов; принципы передачи информации с помощью электромагнитных волн; элементную базу радиоэлектроники; принцип действия простейших аналоговых  и цифровых автоматов; элементную базу автоматики и цифровой электроники.

Учащиеся должны уметь:

Читать принципиальные электрические схемы простейших электротехнических и электронных устройств;

Собирать схемы простейших электронных устройств.

Тематический план

9 класс

занятий

Тема

Количество учебных

 часов

1

2

3

4

Электротехника (9 кл.)

Элементная база электротехники

Переменный электрический ток

Бытовые электроприборы

Контрольная работа

8

4

2

2

1

1

2

3

4

Радиоэлектроника (9 кл.)

Элементная база радиоэлектроники

Мультивибратор

Телеграфная, телефонная, радио- и оптическая связь

Контрольная работа

10

4

4

2

1

1

2

3

4

5

6

Автоматика и цифровая электроника (9 кл.)

Элементная база автоматики

Простейшие аналоговые автоматы

Элементная база цифровой электроники

Простейшие цифровые автоматы

Понятие о высоких технологиях

Контрольная работа

ИТОГО:  35 часов

14

2

4

4

2

2

1

Календарно-тематическое планирование

9 класс

Кол-во часов

№ урока

Тема урока

Дата

План

Факт

1

1

Введение.

Инструктаж по ТБ в кабинете технического труда

5.09.2013

Электротехника – 8 часов

1

2

Элементная база электротехники.

Области применения электрической энергии. Правила безопасной работы с электрооборудованием. Источники тока, потребители энергии, соединительные провода, аппараты управления и защиты (кнопка, выключатель, предохранитель).

12.09.2013

1

3

Условные обозначения элементов

19.09.2013

1

4

Практическая работа. Составление электрических схем подключения потребителей энергии к источникам тока.

26.09.2013

1

5

Сборка схем подключения потребителей энергии к источникам тока

3.10.2013

1

6

Переменный электрический ток.

Амплитуда, частота, период переменного электрического тока. Линии электропередачи. Трансформатор. Устройство трансформатора. Экологические проблемы производства электроэнергии. Понятие о трехфазном токе.

10.10.2013

1

Практическая работа. Проектирование электропроводки в школьном кабинете трудового обучения.

17.10.2013

1

7

Бытовые электроприборы.

Конструкция и принцип действия бытовых и нагревательных приборов. Нагревательные элементы. Конструкция лампы накаливания. Пути экономии электроэнергии.

24.10.2013

1

8

Практическая работа. Ремонт соединительных элементов бытовых электроприборов.

7.11.2013

Радиоэлектроника- 10 часов

1

9

Элементная база радиоэлектроники.

Резисторы, конденсаторы, катушки индуктивности, полупроводниковые диоды, транзисторы, интегральные микросхемы.

14.11.2013

1

10

Условные обозначения элементов.

21.11.2013

1

11

Режим работы биполярного транзистора, включенного по схеме с общим эмиттером.

28.11.2013

1

12

Практическая работа. Сборка схемы и установка режима работы биполярного транзистора.

5.12.2013

1

13

Мультивибратор

Функциональная и принципиальная схемы мультивибраторов на биполярных транзисторах.

12.12.2013

1

14

Использование мультивибраторов в имитаторах звука и устройствах охранной сигнализации.

19.12.2013

1

15

Практические работы. Сборка и регулировка имитатора звука на мультивибраторе.

26.12.2013

1

16

Сборка и регулировка простейшего устройства охранной сигнализации на основе мультивибратора.

16.01.2014

1

17

Телеграфная, телефонная, радио- и оптическая связь.

Особенности использование различных видов связи при передачи информации. Экологические проблемы. Защита от излучений.

23.01.2014

1

18

Практическая работа. Сборка и исследование простейшего устройства связи.

30.01.2014

Автоматика и цифровая электроника – 14 часов

1

19

Элементная база автоматики.

Датчики, усилители постоянного тока, исполнительные устройства. Назначение элементов, их характеристики. Условные обозначения.

6.02.2014

1

20

Практическая работа. Исследование термо- и фотодатчиков с помощью омметра.

13.02.2014

1

21

Простейшие аналоговые автоматы.

Автоматы в быту и на производстве. Структурная схема и принцип действия простейшего автомата разомкнутого типа.

20.02.2014

1

22

Практические работы. Сборка и исследование схемы автомата включения ночного освещения на биполярном транзисторе.

27.02.2014

1

23

Сборка и исследование схемы охранной сигнализации на операционном усилителе с использованием фотодиода.

6.03.2014

1

24

Сборка и исследование схемы охранной сигнализации на биполярном транзисторе с использованием фотодиода.

13.03.2014

1

25

Элементная база цифровой электроники.

Понятие о двоичных кодах. Базовые  логические элементы цифровой электроники не, или, и.

20.03.2014

1

26

Таблицы истинности базовых логических элементов. Реализация логических элементов на транзисторах и интегральных микросхемах. Условия обозначения

3.04.2014

1

27

Практические работы. Сборка схемы и исследование таблиц истинности элементов не, или, и с использованием электрических из комплекта и электроконструктора.

10.04.2014

1

28

Сборка схемы и исследование таблиц истинности элемента или-не на биполярном транзисторе и светодиоде. Исследование таблицы истинности элементов не, или, и, или-не, и-не на интегральных схемах.

17.04.2014

1

29

Простейшие цифровые автоматы.

Классификация и назначение цифровых автоматов. Комбинационные логические схемы и автоматы с памятью. Описание логики работы цифрового автомата.

24.04.2014

1

30

Практическая работа. Сборка и исследование работы кодового замка с использованием электрических кнопок.

3.05.2014

1

31

Сборка и исследование работы асинхронного RS – триггера на логических элементах ИЛИ-НЕ, на транзисторах(интегральных микросхемах).

8.05.2014

1

32

Понятие о высоких технологиях

Использование ЭВМ для управления технологическими процессами. Понятие о высоких технологиях как технологиях с использованием ЭВМ. Цифровые методы обработки информации.

15.05.2014

1

33

Практическая работа. Разработка структурной схемы управления технологическим оборудованием (роботом, станком, швейной машиной, моделями технических устройств).

22.05.2014

1

34

Контрольная работа по теме «Радиоэлектроника», и «Автоматика, и цифровая электроника»

24.05.2014

1

35

Итоговый урок

29.05.2014

ИТОГО: 35 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по Технологии. Обслуживающий труд для 6-х классов

Основным предназначение образовательной области «Технология» в системе общего образования является формирование трудовых и технологической культуры школьников, системы технологических знаний и умений ...

Рабочая программа по технологии (обслуживающий труд) в 5-8 классах

Данная программа разработана в соответствии с Примерной программой основного общего образования по направлению «Технология. Обслуживающий труд», составленной на основе федерального компонента государс...

Рабочая программа по технологии (вариант для девочек) с 5 по 8 класс по В.Д. Симоненко

Данная программа включает в себя пояснительную записку, тематическое планирование, развёрнутое тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, литературу....

Олимпиадные задания по предмету технология (вариант для мальчиков) 5 - 7 классы

Олимпиадные задания по предмету технология (вариант для мальчиков) 5 - 7 классыВсе задания соответсвуют учебной программе, поэтому можно использовать в своей работе....

рабочая программа по технологии - сельская школа (мальчики) 5 класс

Рабочая программа разработана учителем Костенко В.А. - педагогический стаж 21 год, высшая категория. Программа адаптирована для сельской школы с пришкольным участком....

Рабочая программа по технологии. Технический труд (мальчики)

Рабочая программа по технологии для 5-8  классов составлена на основе Федерально­го государственного образовательного стандарта ООО, Основной программы основного общего образования МБОУ &laqu...