Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению в 8 классе.
рабочая программа (технология, 8 класс) по теме

Рыжова Наталья Михайловна

Рабочая  программа  по профессионально-трудовому  обучению (швейное дело).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ty.docx28.52 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ  ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ              

  «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VIII ВИДА № 95»

Рабочая программа

 по профессионально-трудовому обучению

 в  8 классе

(12 часов в неделю).

Учитель: Рыжова Н.М.

      



2013-2014 уч. год

 

                                                    Пояснительная записка.

               Профессионально-трудовое  обучение  выполняется  согласно  программе  специальной  (коррекционной)  образовательной школы  8 вида, которая открывает  перед  обучающими воспитанниками  возможность  для  определения  своего  места  в  обществе  и  ориентировано  на  дифференцированную  трудовую  подготовку  в  зависимости  от  умственного  развития  и  психофизического  состояния  ребёнка.  Программа  включает   теоретические  и  практические  занятия,  предусматривает  лабораторные  работы,  упражнения,  инструктажи.

             Целью  обучения  является  -  развитие жизненно-важных  компетенций  для  дальнейшей  успешной  адаптации  и  социализации  в  условиях нашего  общества.  Достижение  цели  обучения  обеспечивается  проведением  взаимосвязанных  теоретических,  практических  и  индивидуальных  занятий.  Практические  уроки  связаны  с  изучением  и  освоением  всех  этапов  изготовления  определённого  изделия:  рисунок,  снятие  мерок,  расчёты,  чертеж,  лекала,  раскрой,  пошив  и  отделка  изделия.  Изучение  раздела «материаловедения»  обеспечивает  обучающимся  воспитанникам  возможность  компетентно и  грамотно  разбираться  в  материалах,  фурнитуре,  правильно  выбирать  одежду  и  предметы  домашнего  обихода  по  декоративным  и  утилитарным  назначениям.  Раздел  «оборудования»  обеспечивает  минимальными  техническими  знаниями,  которые  будут  необходимы  при  интеграции обучающихся  воспитанников  в  профессиональное  училище  и  дальнейшем  трудоустройстве.  На  уроках  обучающиеся  воспитанники   изучают   азы  прикладного  творчества,  изготавливают  сувениры  и  подарки.  

            Основными  методами  обучения  являются  объяснение,  показ,  обсуждение,  практическая  деятельность,  тестирование,   рефлексия. Обучение  развивает  мышление,  способность  к  анализу  и  синтезу,  коррекции  моторики,  творчества  и   эстетику,  обеспечивает  самостоятельность  в  быту.  Обучение  ведётся  с  опорой  на  знания,  приобретённые  на  других  уроках,    с  переносом  теоретического  материала  на  практическую  деятельность,  с  учётом  требований  диктующих  социумом.

            Для  чёткого  контроля  усвоения  знаний,  приобретения  умений,  совершенствования   навыков  ведётся  мониторинг,  который  позволяет  определить  слабые  звенья  каждого обучающегося  воспитанника  для  устранения  пробелов.  

           Эффективность   обучения  обеспечивается  так  же  за  счёт  организации  и  применения  разнообразных  форм  ведения  занятий:  экскурсий,  мастер-классов,   выставок,   а  так  же  уроков  с  применением  шефской  помощи.  Большое  внимание  на  уроках  профессионально-трудового  обучения  уделяю  дисциплине  и  созданию   условий  максимального  психологического  комфорта.  

             Общими задачами являются:

- получить  знания и умения  согласно  программного  материала   по  разделам предмета:  охрана    

  труда,  материаловедение,  оборудование (машиноведение),  конструирование,  технология;

- освоить  разделы  по  предмету  для  отработки    навыков;

- популяризация  традиционных  и  современных  направлений  декоративно-прикладного творчества;

- развитие  творческих  способностей,  мышления,  устойчивого внимания  и  памяти;

- развитие  творческой  фантазии  и воображения;

- развитие  мелкой  моторики  пальцев  и  кисти  рук;

- развитие  глазомера;

- развитие  координации  движений  и  пространственной  ориентировки  на    

  плоскости;

- развитие  коммуникативных  навыков  в  совместной  творческой   деятельности и на

  уровне;  

- пооперационного разделения  труда;

- развитие познавательной  активности, творческого  потенциала  каждого  ребенка;

- воспитание культуры труда (эстетическое отношение к организации  и процессу

  своего  труда);

- воспитание  положительных  личностных  качеств  ребёнка  (трудолюбие,

  настойчивость,  умение);  

- преодолевать  собственные  трудности  и  помогать  другому,  умение  работать  в

  коллективе.

       Программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для  5-9 классов,  под редакцией доктора педагогических наук  профессора  В.В.Воронковой. – М.:  Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2011.

                   

Цель: подготовить учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.

         Обучение профессионально-трудовому обучению  носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, учит использовать  знания в нестандартных ситуациях.

 

Основные пути повышения качества работы учащихся заключаются в следующем:

1.Создание психологической установки на изготовление изделий, отвечающих техническим  требованиям и имеющих товарный вид.

2.Обучение нормативно одобренным приёмам труда и применение в работе эффективной технологии.

3.Достаточный уровень технического и материального обеспечения труда учащихся.

          В первые два-три года профессионального обучения первостепенное внимание придаётся правильности выполнения трудовых приёмов.  В последующие наращивается темп  работы  и степень овладения  трудовыми навыками. С этой целью организуются занятия практического повторения, во время  которых  учащиеся изготавливают товарную продукцию.

           В  программный материал включены экскурсии для  расширения социального опыта обучающихся воспитанников,  получения  ими  дополнительной  информации  и для переноса  знаний на практическую  деятельность..

   

Этапы  изучения  программного  материала

по  разделам  программы   по  четвертям:

  1. Вышивание гладью.

Построение  чертежа  основы   блузы.

         Элементарное  моделирование и раскрой.

Соединение  основных  деталей плечевого  изделия.  

Практическое  повторение.

  1. Изготовление  выкройки  цельнокроеного  платья  на  основе  выкройки  блузы  и  раскрой.

Обработка  подкройной  обтачкой,  стачанной  по  плечевым  срезам,  горловины.

Ремонт одежды.

Практическое  повторение.

  1. Отделка  лёгкой  одежды.

Построение  чертежа  основы  платья.

Построение  чертежей  основы  втачного  длинного  рукава  и  воротника  на  стойке.

Обработка деталей  с кокетками.

Изготовление  выкройки  по  основе    платья  и  раскрой  блузки  с  застёжкой  доверху.

Соединение  воротника  на  стойке  с  горловиной  рукава  с  проймой.

  1. Изготовление  выкройки  по  основе  платья  и  раскрой  халата.

Обработка  бортов  подбортами в  лёгком  женском  платье.

Массовое  производство  швейных  изделий.

Практическое повторение.

   

Основные требования

к знаниям и умениям обучающихся воспитанникам.

Учащиеся должны знать:

  • по разделу охрана труда:  правила поведения в мастерской, правила безопасной работы с иглой и булавками, ножницами, с утюгом, на швейных машинах.
  • по разделу материаловедения: получение и  свойства   волокон  натурального  и  искусственного  шёлка,  а  так  же  синтетических  волокон;  ткани  для  блузок;  дефекты  ткацкого  производства;  получение  и  применение  нетканых  материалов.
  • по разделу оборудования: правила  ВТО  и  складывания  изделия  по  стандарту;  детали  шпульного  колпачка;  приспособления  к  бытовым  электрическим  швейным  машинам.
  •  по разделу  конструирования:   правила  элементарного  моделирования;  фасоны  блузок;  мерки  для  построения  чертежей  основы  блузы,  платья  и  халата;  название  деталей  и  срезов;  виды  выреза  горловины;  изменение  выкройки  основы  блузы  в  платье;  правила  раскроя  деталей  отделки;  особенности  конструкции  блузки  с  застёжкой  до  верху и  халата.
  • по разделу технологии:  виды  вышивки,  инструменты  и  приспособления  для  вышивания,  способы  перевода  рисунка  на  ткань;  понятие  силуэт  в  одежде; общие сведения  о  блузке  женской  и  платье  без  воротника  и  рукавов  или   с  цельнокроеными  короткими  рукавами;   правила  расчёта  ткани   на  блузу;  правила  раскладки  выкроек  на  ткани;  способы  обработки  горловины,  пройм  и  низа  цельнокроеного  рукава;  правила  и  последовательность  проведения  примерки;  виды  ремонта,  заплата;  виды  отделки  изделий  (рюш,  волан,  защипы  и  мелкая  складка,  мережка;  виды  обработки  низа  рукава  и  воротника  на  стойке;  назначение  высшей  точки  оката  рукава  и  дефекты  посадки  рукава;  виды  кокеток  и  способы  соединения  их  с  основной  деталью;  значение  и  величины  припусков;  связь  и   соответствие  линии  проймы  и  оката  рукава,  горловины  и  воротника;  фасоны  халатов  и  последовательность   обработки;  представление   о  массовом  производстве  швейных  изделий,  пооперационном  разделении  труда,  о  технологии  массового  пошива.  

Учащиеся должны уметь:

  • по разделу охрана труда:  работать  в мастерской, соблюдая  правила безопасной работы с иглой и булавками, ножницами, с электрическим  утюгом, на швейных машинах.
  • по разделу материаловедения: определять ткани  из  натурального,   искусственного  шёлка  и  синтетического  по внешенму  виду,  на  ощупь,  по  характеру  горения;  сравнение  их  с  хлопчатобумажными  и  шерстяными   тканями; использовать  в  пошиве  нетканые  материалы.
  • по разделу оборудования: обрабатывать  припуски  швов  на  краеобмёточной  швейной  машине;  выполнять  окончательную  утюжку  изделия;  выполнять  чистку  и  смазку   швейной  машины;  работать  на  швейной  машине  со  строчкой  «зиг-заг»;  при  выполнении  строчек  пользоваться  приспособления  (лапка  с  линейкой  или  бортиком);  выполнять  регулировку  швейной  машины.
  • по разделу  конструирования:   выполнять  расчёты  и построение  чертежа   основы  блузы  и  блузы  с  коротким  цельнокроеным  рукавом;  вносить  изменения  в  конструкцию  изделия  после  примерки;  моделирование выреза  горловины;  кроить  изделия  с   использованием  готовых  лекал;  строить  чертёж  платья  на  основе  чертежа  основы  блузы;  выполнять  расчёты и  построение  чертежей  основы  втачного  длинного  рукава  и  воротника  с  отрезной  стойкой;  наносить  линию  низа  рукавов  разной  длины;  моделировать  кокетки  на  спинке  и  полочке;  изготавливать  выкройку  халата  на  основе  платья,  построение  чертежей  манжет  и  подбортов,  отложного  воротника.
  • по разделу технологии:  вышивать  ручной  гладью; обрабатывать  срезы  горловины  и  пройм  косой  бейкой  и  подкройной  обтачкой; подготовить  крой  к  примерке;   проводить  примерку,  разборку  и подрезку  кроя;  работать  по  разделению  труда;   обрабатывать  вытачки,  подкройную  обтачку;  выполнять  ремонт  изделия  с  помощью  заплаты; изготавливать  изделия  с  оборками,  рюшами,  воланами,  мелкими  складками  и  защипами, а  так  же  мережками  столбиками  и  пучками;  определять  левый  и  правый  рукава;  кроить  детали  рукава  и  воротника  с  учётом  направления  долевой  нити; выполнить  образцы  изделий  с  кокеткой;  выполнять  раскладку  деталей  и раскрой;  обрабатывать  воротник  и  край  борта,  соединительные   и  краевые  швы,  втачивать  рукава  и  воротник   при  пошиве  блузы,  выполнять  ВТО  и  оканчательную  отделку  готового  изделия;  обрабатывать  край  борта  подбортами.

 

      Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.  Например  такая  задача  как,  формировать  осознанные  и  прочные,  доведённые  до  автоматизма,  навыки  работы  с  инструментами,  на  электрическом  оборудовании,  соблюдая  правила  по  охране  труда.

Основные направления коррекционной работы:

  • развитие зрительного восприятия и узнавания;
  • развитие пространственных представлений и ориентации;
  • развитие основных мыслительных операций;
  • развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
  • коррекция нарушений  эмоционально-личностной сферы;
  • обогащение словаря;
  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Используемые ресурсы:

- основная и дополнительная литература;

- материалы интернет сайтов;

- разработанные материалы  занятий, уроков, презентаций и т.д. на электронных    

  носителях;

- ИТК по обработке узлов;

- папки с образцами;

- иллюстративные материалы;

- лекала;

- плакаты по темам;

- тренажёр – наглядное пособие «Матрёшка»;

- наглядный материал по темам материаловедения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению в 8 классе "Столярное дело".Вспомогательная (коррекционная) школа VIII вида.

Программа  рассчитана на профориентацию учащихся коррекционной школы YIII типа.  Срок обучения по программе – 5 лет (5-9 класс).Рабочая учебная программа «Столярное дело 8 класс» нацел...

Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) для работы с учащимися 5-6 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

Рабочая составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 ФЗ об образовании РФ. Программа разработана на основе типовой программы для специальных (коррекционных) образовательны...

Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению в 7 классе.

Рабочая программа по  профессионально-трудовому обучению   в 7 классе....

Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению в 7 классе VIII вида

Пояснительная запискаРабочая программа для 7«к» класса составлена в соответствии с государственной программой  под редакцией В.В Воронковой «Швейное дело».Цели рабочей программы по технологии:-...

Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению в 9 классе VIII вида

Пояснительная записка Рабочая программа для 9«к» класса составлена в соответствии с государственной программой  под редакцией В.В Воронковой «Швейное дело».Цели рабочей программы по технолог...

Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) для работы с учащимися 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 ФЗ об образовании РФ. Программа разработана на основе типовой программы для специальных (коррекционных) образовате...

Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) для работы с учащимися 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 ФЗ об образовании РФ. Программа разработана на основе типовой программы для специальных (коррекционных) образовате...