Основы теории и практики художественной обработки лозы
материал по технологии по теме

Хамидуллин Айдар Кабирович

В данном материале описывается теория и практика художественной обработки лозы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon oglavdenie.doc29 КБ
Microsoft Office document icon loza.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

1.

Искусство и ремесло плетения лозы.

1

2.

Заготовка лозы для плетения.

1

3.

Хранение ивовых прутьев.

1

4.

Инструменты, необходимые для плетения.

2

5.

Окорение прутьев.

3

6.

Окрашивание ивовых прутьев.

3

7.

Различные виды и способы плетения из лозы.

4

8.

Список литературы

7

9.

Приложение

8

Оглавление:



Предварительный просмотр:

Искусство и ремесло плетения лозы.

       Даже ученые затрудняются точно сказать, когда появилось первое плетеное изделие. Однако находки археологов в Египте, на Ближнем Востоке и в Европе показывают, что еще в период неолита люди изготавливали плетеные предметы из мягких растительных материалов: травы, тростника, папируса и др. Из этих материалов составлялись жгуты, которые последовательно накладывались друг на друга кольцам, спиралями или параллельно, а затем скреплялись поперечными мягкими связками.

     В античную эпоху плести стали из ветвей кустарников и деревьев, особенно ивовых, а также из корней деревьев и других материалов. В те времена большой популярностью пользовалось плетение между каркасными прутьями. Таким образом плели в основном корзины, совершенно разные по назначению и форме.

     Главным достоинством плетеных бытовых изделий была универсально. Их широко использовали не только в домашнем обиходе, но и сельском хозяйстве, торговле, промышленности. При бурном развитии промышленности упаковочные корзины, сплетенные из лозы, были так удобны и дешевы, что вытеснили деревянные ящики. Вскоре плетением начали заниматься крупные промышленные предприятия. Во Франции это ремесло перемещается из Парижа на периферию. Плетением занималась большая часть населения. В Германии плетением занимались десятки тысяч мастеровых. Для обучения плетению открывались специальные школы. Такие школы немного позже были открыты и в России.

     

Заготовка лозы для плетения.

     Материалом для плетения являются не только ивовые прутья, но и длинные тонкие ветки других деревьев, а также стебли камыша, рогоза, ситника. Однако чаще всего для плетения применяют однолетние и двухлетние прутья ивы (лозу), так как именно побеги ивы по своим рабочим качествам наиболее подходят для плетения различных изделий. Работа с лозой не требует особых навыков и больших физических нагрузок при обработке, кроме того, лоза очень гибкая, прочная и вязкая. Эти ее качества позволяют сохранять лозу при плетении и высыхании. Лозу легко раскалывать, что позволяет в работе расщепить длинный прут на несколько частей нужной ширины.

     Ива является общим названием для целого ряда растений, включающихся в себя множество видов. В семейство ивовых входят верба, шелюга, белотал, ракита, плакучая ива и др. Все виды разделяют на две группы. К одной группе относят ивы-деревья, которые на территории России известны мало, хотя более заметны в окружающей их среде. К другой группе относят ивы-кустарники, которые встречаются гораздо чаще и более привычны. Растут они по берегам рек, озер, на заболоченных местах, возле домов, в парках. Для изготовления плетеных изделий наиболее пригодны 10-12 видов кустарников, растущих, как правило, по берегам рек, где много солнца и ветра. Прутья этих кустарников не бывает слишком длинными, но обладают большой гибкостью, малой побежалостью , красотой, крепкостью и имеют небольшую сердцевину. Древесина у ив довольно мягкая и легкая. Ивы легко размножаются черенками, так как они обладают высокой способностью давать придаточные корни.

Хранение ивовых прутьев.

     Для хранения неокоренные прутья укладывают пучками по 8 кг, чередуя комель и вершину. Прут, заготовленный осенью, обычно хранят в сухом проветриваемом помещении – гараже, сарае, кладовой. В этом случае прутья не теряют своих свойств несколько лет. Для защиты от влаги их оборачивают полиэтиленовой пленкой. Если помещение теплое и влажное, прутья начинают портиться, загнивать и плесневеть. Если слишком теплое и сухое, прутья быстро теряют влагу и высыхают. Если в пруте содержится много сока, его хранят при низкой температуре и повышенной влажности. Можно поставить слабо связанные пучки в воду или обернуть их плотной влажной тканью.

     Не хранят прутья с листьями, так как через листья они теряют влагу и быстро высыхают.

В домашних условиях прутья зимой хранят на балконе, следя за температурой воздуха. При сильных морозах прутья переносят в менее холодное место. Около батарей прутья не хранят.

Инструменты, необходимые для плетения.

    Ножи

     Нож является основным инструментом. Чтобы работу качественнее и быстрее, их должно быть несколько. Без универсального ножа-косяка не обходится ни один мастер. Им можно срезать прутья, очищать их от коры, обрезать торчащие концы и т.д.  

Корзиночный нож по своей универсальности не уступает ножу косяку. Им не только заготавливают прутья, но и строгают  толстые паки, удаляют сучки и небольшие ветки с прутьев.    

Садовый и  серповидный ножи необходимы для заготовок толстых палок для плетения больших изделий. Режущая кромка серповидного ножа находится на внутренней стороне, поэтому срез нужно делать только на себя.

Нож-горбач используют при окончательной отделке готового изделия. Его расширенная режущая поверхность наилучшим образом используется для обрезки выступающих концов прутьев в изделии.

Щемилки

Щемилки разных конструкций применяют для ускорения очистки прутьев от коры. На рисунке показана ручная щемилки, которую лучше сделать из твердого сухого дерева – дуба, березы или орешника – или металла. Для изготовления щемилки круглую деревянную заготовку диаметром 2-3 см пропиливают вдоль оси по центру дважды под углом 90 градусов на глубину 10 см и удаляют два противоположных сектора. Оставшиеся два сектора должны пружинить при нажатии на их края так, чтобы обеспечить сжатие обрабатываемого прута. Края образовавшейся щели защищают мелкозернистой наждачной шкуркой, чтобы они не шкуркой, чтобы они не царапали поверхность прута при его очистке. Такая карманная щемилка удобна тем, что ею можно работать в любое время и в любом месте.

Колунки

Колунки являются специальным инструментом для плетения. С их помощью прут расщепляют на отдельные ленты. Иногда колунок называют щеполом. Отсюда и название процесса – раскалывание или расщепление. Количество граней колунка и его форма зависят от того, на сколько частей необходимо расколоть прут. Если для плетения нужны плоские ленты, применяют плоский колунок, который имеет только две грани. Такие ленты называют пластинами. Трехгранный колунок расщепляют прут на три равные чести. Четыре ленты получают при раскалывании на четырехгранном колунке. Такие ленты уже называют не пластинами, а шинками или шинами.  

Делают колонки из дуба, березы или куска металлической трубы. Диаметр его составляет 2,5-3 см, а длина – 10 см. углы заточки должны быть не тупыми и не острыми. Чтобы получить металлический колунок, нужно просто сплющить один конец отрезка трубы.

Разделение прута на шпинки происходит следующим образом: комель прута ножом делят на три-четыре части. Затем в эти надрезы вставляют колунок, левой рукой берут прут, правой рукой нажимают на колунок и равномерно ведут вниз по центру. Не следует раскалывать слишком сухие прутья.

Кусачки  

Кусачки необходимы для обрезания торчащих концов прутьев в готовом плетеном изделии. Также необходимо иметь малые кусачки, которые применяют для выполнения мелких работ, особенно в сувенирных изделиях. Кусачками удобно откусывать выступающие концы прутьев в трудно доступных местах, где ножом можно повредить соседние прутья.

Круглогубцы  

Круглогубцы  необходимы для перегибания прута, особенно в плетении загибок.

Плоскогубцы  

Плоскогубцы нужны для протягивания прутьев в необходимых местах и для вытягивания сломавшихся и уже заплетенных прутьев. Кроме того, их применяют для перекусывания  проволоки и вытягивания гвоздей.

Шилья

Без набора шильев с различным диаметром и различным изгибом стержня невозможно обойтись при загибке, заправке закончившейся ленты и при закреплении новой, а также при оформлении кромок плетеного изделия. Толстое шило при тонком плетении оставляет после себя след, а тонкое шило при толстом плетении может сломаться. Ромбическое шило применяют при заплетении дна изделия, перегибании прута и т.д.

Окорение прутьев.

Очистка прутьев от коры называется окорением. Кора с ивовых прутьев, срезанных в период сокодвижения, снимается очень легко. Прутья, срезанные в другое время, перед окорением требуют специальной дополнительной обработки, которую выполняют холодным или горячим способом.

Холодный способ подготовки к окорению состоит в оживлении прутьев. Прутья замачивают в холодной воде, чтобы вызвать в них сокодвижение. Такие прутья должны иметь не менее 25% своей первоначальной влажности. Прутья с таким процентом влажности еще способны к росту, и после замачивания их кора легко отделяется от древесины.

Горячий способ подготовки прутьев к окорению состоит в их проваривании и пропаривании. Эти процедуры выполняют для того, чтобы кору было легко отделить от древесины. В домашних условиях термическую обработку прута выполняют в металлическом баке диаметром 40 – 50 см с плотно закрывающейся крышкой. Прутья плотно укладывают на дно бака и равномерно заливают их кипятком. Затем бак закрывают крышкой, покрывая ее сверху одеялами, что повышает интенсивность кипения, и ставят на сильный огонь. Когда вода закипит, огонь немного убавляют, но не делают слабым.  Кипятят прутья не более трех с половиной часов. Кипение должно быть интенсивным. В воду можно добавить каустическую соду. Допустимая концентрация соды составляет не более 2%, иначе раствор будет разрушать прутья. За счет добавления соды прутья получаются более светлыми.

Окрашивание ивовых прутьев.

Чтобы получить разнообразные оттенки, прутья непосредственно перед плетением можно окрасить. Лучше всего окрашивание выполнять растительными красителями. У таких красителей спокойные красивые оттенки, которые на солнце не выгорают. Перед окраской прутья обезжиривают. Самый простой способ обезжиривания состоит в вымачивании прутьев в мыльном растворе. Для приготовления раствора берут 100 г мыла на 4 литра воды. Также обезжиривание можно производить в растворе квасцов ли поташа.

Для приготовления красящего раствора в посуду кладут сырье  и заливают  мягкой водой ( 100 г сырья на литр воды). Затем посуду ставят  на огонь и раствор доводят до кипения. Время кипения для красителя из цветов составляет 30 минут, для красителя из листьев – 1 час, для красителя из корней – 2 часа.

Различные виды и способы плетения из лозы.

Прежде чем приступить к изучению видов и способов плетений для изготовления различных изделий, нужно овладеть несколькими несложными способами заострения прутьев. В зависимости от того, какой прут для чего нужен, делают один из следующих срезов.

Большинство прутьев с двух сторон заостряют с небольшим уклоном, длина которого составляет около одного сантиметра. Такой срез называют простым.

Если в кромке донышка нужно закрепить прутья, которые будут служить стояками для плетения изделия, делают удлиненный срез. Для этого одним движением ножа на основании прута делают срез, при котором заостренная поверхность будет примерно равна одному-двум сантиметрам. Такой же срез используют и при соединении концов одного прута при формировании обруча.

При плетении корзины с обруча, чтобы закрепить на нем стояки , делают срез на ус. Для этого отступают от основания прута несколько сантиметров, прорезают его на половину толщины и одну из частей срезают. Для того чтобы заготовить несколько таких стояков, применяют палочку-мерку, по которой отмеряют место надреза.

Срез для крепления ручки совмещают в себе элементы нескольких рассмотренных срезов. Сначала делают удлиненный срез, затем отступают несколько сантиметров от края и надсекают прут почти на середину его толщины на той стороне, где начинается удлиненный срез. Затем отступают еще четыре сантиметра, делают такой же надрез и снимают часть древесины прута между насечками.

Прямые, или простые, плетение

Данные вид плетения является самым простым, быстрым и легким. Для его выполнения берут одиночные прутья и вплетают между стояками одним за другим. Плетение всегда выполняют с лицевой стороны. Прут закладывают комлем между первой и второй основами с задней стороны стенки, огибают вторую основу снаружи, третью изнутри и т.д. Таким образом плетение чередуется. Если прут заканчивается, берут новый. На крайней основе прут загибают и плетут в обратном направлении новый ряд.

При плетении прямоугольных изделий необходимо учесть, что количество стояков должно быть нечетным. Это обеспечивает плавный переход прута в конец каждого ряда с наружной стороны на внутреннюю, не нарушая ритма. Если в плетении огибают не один, а два стояка, то в этом случае число стояков должно быть четным, но не кратным четырем. Если четное число основ, а плетение простое, то плетение выполняют поочередно двумя прутами: сначала заплетают один прут до места скрещивания, затем берут второй такой же длины и закладывают слева  от начальной основы первого прута и заплетают.

Наклонное плетение

Наклонное плетение словно «нарастает» по наклонной спирали. При этом плетении прутья не должны быть длиннее ¾ длины окружности изделия. Наклонное плетение напоминает послойное, однако если в послойном плетении прутья при работе торчат в разные стороны, то при наклонном этого недостатка нет. Также можно одновременно плести двумя прутами. На рисунке показано такое плетение, которое начинается самым коротким прутом.

Квадратное плетение

Плетение в шашку

Плетение в шашку является разновидностью простого, или прямого, плетения. В этом плетении часто применяют прутья двух цветов, например, неокоренный прут и окоренный. Но его можно выполнять и прутьями одного цвета. В таком случае рисунок получается нечетким из-за отсутствия контрастности. Количество основ при плетении должно быть кратно 4.

При выполнении плетения прутьями разных цветов первый прут закладывают вершиной между первой и второй основами, огибают вторую и третью основы снаружи, четвертую и пятую – изнутри и т.д. вторым прутом также огибают две основы, но с противоположной стороны. Таким образом плетение выполняют до нужной высоты, образую необходимый рисунок. Плетение первой полосы заканчивают и начинают плести вторую полосу.  

Плетение в шахматку

В плетении часто применяют прутья разного цвета. Плетут  в шахматку обычно простым способом, но можно плести и послойным. В этом плетении прутья огибают по одной или по три основы. Количество прутьев должно быть четным. При огибании двух основ прутья количество основ должно быть кратно четырем, при огибании трех основ – кратно шести. Например, при огибании прутом по две основы начало плетения выполняют так же, как и при плетении в шашку: заплетают по два прута разного цвета. Начинают плести вторую полосу.

Плетение веревочкой

Плетение веревочкой применяют для укрепления стенок и для плетения донышек изделия. Кроме того, плетение веревочкой служит для укрепления более слабых полос другого вида плетения. Оно придает изделиям особую прочность.

Для выполнения плетения подготавливают длинные и упругие прутья, толстые конца срезают под небольшим углом. Длина прутьев должна быть разная, чтобы при скрещивании конца прутьев не совпадали в одном месте.

По количеству прутьев, участвующих в плетении, различают простую веревочку в два прута, веревочку в три прута, веревочку в четыре, пять и более прутьев.

Плетение загибок

Чтобы изделия красиво закончить, нужно научиться выполнять разнообразные окантовки, которые называют загибками. Однако выполняют загибки не только для красоты, но и для увеличения прочности стенок изделия.

  Самым сложным в выполнении загибок является перегибание прута. Обычно прут загибают углом, с изломом. Чтобы этого не случилось и изгиб получился плавным, прутья перед плетение смачивают теплой водой. Самым простым вариантом загибки является перегибание через шило круглогубцами.

Ажурное плетение

Ажурное плетение является плетением с открытыми ячейками. Как правило, его используют при плетении стенок изделия. При выполнении плетения чаще всего ажурные полосы чередуют с плотными, которые необходимы для закрепления положения стояков.

Разные рисунки ажурного плетения делят на простые и сложные. Сложные строят на основе различных приемов простого ажура, который является опорой для создания витиеватых узоров, передающих орнаменты кружев и вязанных изделий, силуэтов разнообразных фигур и рисунков на тканях.

Перед плетением ажурных полос нужно выплести один ряд веревочкой в два прута, а по окончании ажура закрепить его такой же веревочкой и только потом продолжить плетение основным рисунком.

Оформление бордюра

Бордюры является видом плетения, который применяют для украшения изделия. В отличие от ажурных полос, его выполняют только стояками. Обычно бордюр завершают формирование стенок корзин, ваз, настенных панно, фруктовниц, хлебниц и т.д.

Перед плетением бордюра прутья увлажняют, чтобы они были гибкими и эластичными. Однако, чтобы древесина не потеряла своих рабочих качеств, прутья в воде долго держать нельзя. Кроме этого, на  месте перегиба прутья делают небольшую насечку в форме треугольника и пальцами проминают прутья по всей длине. Толстые прутья проминают плоскогубцами, положив на их поверхность немного ваты, чтобы при обжимании прутьев не осталось следов.

 

Список литературы:

  1. Ханников А.А./ Художественное плетение из лозы, соломы, камыша,          

Рогозы, береста./ Изд. 2-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2008. – 285с.: ил. – (Город мастеров).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы теории и практики разработки тестов для оценки знаний школьников по информатике

Основы теории и практики  разработки тестов для оценки знаний школьников по информатике...

Рабочая программа элективного курса "Основы поэтики. Теория и практика анализа художественного текста"

Рабочая программакурса "Основы поэтики: теория и практика анализа художественного текста" для 10 и 11 классов Разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного ста...

Рабочая программа элективного курса "Основы поэтики: теория и практика анализа художественного текста"

Рабочая программа составлена на основе программы Е.А.Зининой "Основы поэтики: теория и практика анализа художественного текста"...

программа элективного курса по английскому языку «Перевод: основы теории и практика»

Предлагаемый курс предназначен для интенсивного развития коммуникативной компетенции  и специальных учебных умений учащихся 10-11 классов филологического профиля, а также для учащихся старших кла...

Исследовательский проект "Лингвистические проблемы в теории и практике художественного перевода"

Актуальность: Литература играет большую роль в культурном развитии человечества. Большинство из нас знает множество известных английских писателей, в школьной программе это: Киплинг, Шекспир, Дефо, Ск...

Литературоведческое исследование: основы теории и практики

Аннотация  к методической разработке  программы внеурочной деятельности «Литературоведческое исследование: основы теории и практики» В  пособии представлена  прогр...