Рабочая программа элективного курса "Твоя профессиональная карьера" (предпрофильная подготовка).
рабочая программа по технологии (8 класс) на тему

Пименова Светлана Дмитриевна

Элективный курс  рассчитан на 34 часа. Предназначен для проведения предпрофильной подготовки учащихся, и может быть использован в 8 и (или) 9 классах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

на заседании методического совета

МБОУ СОШ № 46

Протокол №___

от «_____»_________ 2014 г

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ № 46

___________ С.Д. Пименова

«____»____________2014 г.

«Утверждаю»

  Директор

МБОУ СОШ № 46

__________  А.В. Лебедев

 «_____»__________ 2014 г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Владимира

 «Средняя общеобразовательная школа № 46»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

  элективного курса  « Твоя профессиональная карьера»

8 класс

(предпрофильный уровень)

Разработала

Учитель технологии

Пименова С.Д.

2014-2015 учебный  год

Пояснительная записка

Рабочая программа курса разработана на основе  программы - программы С.Н. Чистяковой,  В.П. Бондаревой, М.С. Гуткина, Т.М. Занковской, Г.Ф. Михальченко «Технология. Твоя профессиональная карьера», для учащихся 8-9 классов).

Изменяющаяся структура экономики России влечет за собой и изменение состава профессий. Многие из них отмирают, возникают новые, расширяются функции существующих. Все большее место занимает в обществе сфера услуг, индивидуализируется стиль жизни и труда, усиливается взаимосвязь между обществом и личностью.

Цели курса:

- актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда, их соотнесения с требованиями  профессии;  
          - развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.
          
Задачи курса:
      -  повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании;
      -  сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;
      -  ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров.

Изменения, внесенные в программу

Курс «Твоя профессиональная карьера» отличается от авторской, т.к. изучается только в 8 классе. Теоретическая часть программы включает в себя изучение «Образа „Я“, мира труда и профессий. Практическая часть программы представляет собой практические работы ролевого типа, диагностические с проведением самоанализа .  В программу включены экскурсии на предприятия , колледжи, проведение  встреч с представителями профессий и учебных заведений.

Учебно-методический комплекс

Твоя профессиональная карьера: учеб. для 8-9 кл. общеобразовательных учреждений/ М.С. Гуткин, П.С. Лернер, Г.Ф. Михальченко и др.; Под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной.- М.: Просвещение, 2010.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа - 1 час в неделю.

Плановых практических работ - 20  часов, самостоятельных работ  - 3  часа. Итоговое тестирование – 1 час.

Формы организации учебного процесса

Формы организации занятий и методы обучения: деловые и ролевые игры, тренинг,  индивидуальные и групповые беседы; демонстрация презентаций, сочинения-размышления учащихся, самоанализ по результатам самодиагностики.

В ходе работы с учащимися предусмотрено использование комплекса психологических методик,  тестов  направленных, во-первых, на изучение и анализ индивидуальных психологических качеств учащихся, а во-вторых, на обеспечение их психологического развития. С этой целью применяются диагностические и развивающие методические процедуры. Кроме того, по всем темам курса проводятся самостоятельные зачетные работы.

              Изучение курса предполагает активное участие школьников в подготовке и проведении занятий, насыщение уроков и домашних заданий различными упражнениями для самостоятельной работы, совместной работы с родителями при анализе выбора детей.

Знакомясь с приемами самопознания и самоанализа личности, учащиеся соотносят свои склонности и возможности с требованиями, предъявляемыми к человеку определенной профессии, намечают планы реализации профессиональных намерений.

Для развития у школьников познавательных интересов, расширения профессионального кругозора предусмотрена самостоятельная внеурочная деятельность: работа с литературой, ИНТЕРНЕТ, работа в группах, подготовка рефератов, анализ содержания труда работников разных профессий, выполнение индивидуальных творческих заданий, создание презентаций, отчетов.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать: значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана; правила выбора профессии; понятие о профессиях и профессиональной деятельности; понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии; понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере.

Учащиеся должны иметь представления: о смысле и значении труда в жизни человека и общества; о современных формах и методах организации труда.

Учащиеся должны уметь: соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его; использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности; анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности

.

Календарно-тематическое  планирование  уроков:

«Твоя профессиональная карьера»  

для  8-х  классов.

Название  темы

Кол-во часов (теор.)

(час)

Кол-во  часов (практич.)

(час)

Д/З

Дата проведения

Вводное занятие.

1

Повторить тему. Беседа с родителями об их профессиях.

Внутренний мир человека и возможности его познания.

1

Составить дерево психологических качеств человека

Представление о себе и проблема выбора профессии. Карьера.

1

§2 Выбрать из ИНТ. Википедия «карьера»

«Формула»  выбора  профессии  («хочу»- «могу» - «надо»).Здоровье и выбор профессии

1

§3

Практическая  работа «Склонности и интересы в профессиональном выборе»

1

Анализ с родителями результатов диагностики «хочу-могу».

Возможности  личности в профессиональной деятельности («могу»)

1

§6

Социальные проблемы труда. Содержание и характер труда.        

.

1

Выбрать из ИНТ. Интересующие профессиограммы

8.

Процесс  и условия профессионального  труда

1

§38 Заполнить таблицу условия труда. Повторитьтемы

9

Экскурсия на предприятие

1

Повторить тему

10

Социально-психологический портрет современного профессионала.

1

§23 Написать профессионально важные качества специалиста интересующей профессии

11.

Анализ профессий.

 Классификация профессий.

1

§39

. Повторить тему

12

Свойства нервной системы в профессиональной деятельности.

1

13

Темперамент в профессиональном становлении личности.

1.

14

Ведущие отношения личности и  профессии

1

§10 стр. 31—32 Ответить на вопросы опросника «ориентировочная анкета»

15

Эмоциональное состояния личности

1

§11 Выполнить методику «Незаконченное предложение»

16.

Волевые качества личности

1

§12 Ответить на вопросы опросника «Какая у меня воля»

17

Мышление.

1

Повторить тему

18-19

Способность к запоминанию

2

Повторить тему.

20

Способность быть внимательным.

1

21-22

Интеллектуальные способности и успешность труда.

1

1

23

Неисчерпаемость человеческих ресурсов

1

Сочинение –размышление.

24

Современный рынок труда и его требования к профессионалу.

1

Повторить правила безопасности и дорожного движения.

25-26

Экскурсия в центр занятости населения.

2

27

Пути получения профессий.

1

Работа с информацией ЦЗН и Интернета.

28-31

Встречи с представителями различных профессий.

4

Беседы с родителями.

32-33

Личный профессиональный план. Карьера.

2

Анализ ЛПП.

34

Социально-профессиональная мобильность- качество современного человека.

1

Итоговая конференция

Итого

Всего  

10 ч.

34 ч.

24 ч.

Содержание программы

VIII класс

      1. Вводное занятие — 1 ч.
      Цели и задачи курса. Содержание, специфика занятий по психологическим основам выбора профессий. Дневник выбора профессии как форма фиксации данных по курсу «Твоя профессиональная карьера».

      2. Внутренний мир человека и возможности его познания — 1 ч.
      Понятие личности. Уникальность личности каждого человека. Многообразие личностных особенностей.
      Общее представление о психологии как науке, изучающей внутренний психологический мир человека.
      Методы изучения личности.
      Практическая работа. Составление «дерева» психологических качеств личности.

      3. Представление о себе и проблема выбора профессии. Карьера. — 1 ч.
           Разнообразие профессий. Развитие личности и профессиональное самоопределение.
      Профессиональная деятельность как способ самореализации и самоутверждения личности. Понятие «карьера».
 «Образ „Я“» как система представлений о себе. Структура «образа „Я“» (знание о себе, оценка себя, умение управлять собой).
      Диагностические процедуры. Методика «Кто я?».

      4. «Формула» выбора профессии («хочу» — «могу» — «надо») — 1 ч.
      «Хочу» — склонности, желания, интересы личности; «могу» — человеческие возможности (физиологические и психологические ресурсы личности); «надо» — потребности рынка труда в кадрах. Типичные ошибки при выборе профессии.
      Общее понятие о профессии, специальности, должности. Профессии типа «человек — человек», «человек — техника», «человек — природа», «человек — знаковая система», «человек — художественный образ».  Здоровье и выбор профессии.
     Понятие « Личный профессиональный план».
      5.  Практическая работа- 1 ч.. «Склонности и интересы в профессиональном выборе»

Потребности и мотивы как условие активности личности. Виды мотивов.
      Индивидуальные интересы.
      Профессиональные намерения.
Диагностика интересов, желаний учащихся в профессиональной сфере (карта интересов «хочу»). Проведение самоанализа.      

 Развивающие процедуры. Актуализация профессиональных интересов путем группового обсуждения.

6. Возможности личности в профессиональной деятельности («могу») — 1 ч.
      Понятие профпригодности. Профессионально важные качества. Активная роль личности при выборе профессии.
     Практическая работа: диагностические процедуры: Методика самооценки индивидуальных особенностей (диагностика «могу»).
       Знакомство с описаниями профессий для реализации своих интересов.

     7.  Социальные проблемы труда («надо») .Содержание и характер труда— 1 ч.

      Цель труда и его результаты. Умственный и физический труд. Характер труда. Культура труда. Коммуникативные склонности.
      Практическая работа. Определить, в деятельности каких профессионалов преобладает труд сложный, простой, умственный, физический (предлагается перечень профессий).


      8. 
Процесс и условия профессионального труда - 1 ч.
      Современные требования к труду. Предметы и средства труда. Условия труда.       Учет состояния здоровья при выборе профессии. Понятие «неблагоприятные производственные факторы».

      Развивающие процедуры. Игровая дискуссия «Кто нужен нашему городу?».

  1. Экскурсия на предприятие.


      
10. Социально-психологический портрет современного профессионала — 2 ч.
      Предприимчивость. Интеллектуальность. Ответственность. Социально-профессиональная мобильность. Психология принятия решений.
      Развивающие процедуры. Работа в интеренете «поиск интересующих профессий и профессионально-важных для нее качеств»

Составление портрета современного профессионала.
      
11. Анализ профессий. Классификация профессий. 1 ч.

      Способы классификации профессий.
      Характеристика профессий по общим признакам профессиональной деятельности. Типы профессий по медицинским противопоказаниям. Укрепление здоровья в соответствии с требованиями профессии. Работоспособность.
      Практическая работа. Работа с профессиограммами.  
 С а м о с т о я т е л ь н а я  работа –тест на 15 мин.

      12. Свойства нервной системы в профессиональной деятельности — 1 ч.
             Общее представление о нервной системе и ее свойствах (сила, подвижность, уравновешенность).
              Ограничения при выборе некоторых профессий, обусловленные свойствами нервной системы. Возможность компенсации свойств нервной системы за счет выработки индивидуального стиля деятельности.

13. Темперамент в профессиональном становлении личности — 1 ч.
      Общее представление о темпераменте. Психологическая характеристика основных типов темперамента, особенности их проявления в учебной и профессиональной деятельности.
      Психологические состояния (монотонность, утомление, психическая направленность в ситуациях аварийности и риска) в трудовом процессе. Характер. Виды черт характера. Самооценка. Анализ различных черт характера. Выявление уровня самооценки.

     Диагностические процедуры. Теппинг-тест;      

           Развивающие процедуры. Сюжетно-ролевая игра «Проявление темперамента в профессиональных ситуациях». Игра «продавцы- покупатели».
Анализ особенностей поведения людей, имеющих разные типы темперамента, в конкретных ситуациях.
      
14. Ведущие отношения личности и  профессии — 1 ч.
      Отношение к деятельности (удовлетворенность трудом, местом работы, профессией).
      Отношение к людям (профессиональные взаимоотношения). Отношение к самому себе. Особенности самовосприятия и самооценивания.
      Отношение к предметному миру.
      Диагностические процедуры. Опросник «Ориентировочная анкета», сочинение-размышление «Отношение к другому человеку как к ценности».

      15. Эмоциональные состояния личности — 1 ч.
      Эмоции и чувства, их функции в профессиональной деятельности. Основные формы эмоциональных переживаний (настроения, аффекты, фрустрация, стрессовые состояния).
      Диагностические процедуры. Опросник «Беспокойство — тревога», методика «Незаконченные предложения».
      Развивающие процедуры. Ознакомление с простейшими приемами психической саморегуляции.
Практическая работа
. Эмоциональные состояния личности .   Самонаблюдение за динамикой настроения.
      
16. Волевые качества личности — 1 ч.
      Специфика волевого поведения в отличие от импульсивного и зависимого. Условия развития воли.
      Роль воли в процессе принятия профессиональных решений.
      Диагностические процедуры. Опросник «Какая у меня воля?».
      17.Мышление -1ч.

 Понятие мышления. Самостоятельность мышления. Скорость мыщления. Мыслительные операции. Практическая работа: Тестирование по теме.

    18.Способность к запоминанию- 2ч.

       Общее представление о памяти. Основные процессы памяти (запоминание, сохранение, забывание, узнавание и воспроизведение). Виды памяти и их роль в различных видах профессиональной деятельности. Условия развития памяти.

       Диагностические процедуры. Методики «Воспроизведение рядов цифр» (выявление объема кратковременной слуховой памяти); «Ассоциативное воспроизведение содержания понятий» (выявление объема долговременной словесной памяти).

       Развивающие процедуры. Сравнительный анализ эффективности механического и смыслового запоминания; психотехнические игры «Бег ассоциаций», «Домино».

19. Способность быть внимательным-1ч.

       Общее представление о внимании (объем, устойчивость, распределение, избирательность). Наблюдательность как профессионально важное качество. Условия развития внимания.

       Диагностические процедуры. Методики «Перепутанные линии», «Отыскание чисел», «Корректурная проба».

       Развивающие процедуры. Психотехнические игры «Муха», «Хромая обезьяна».

20. Интеллектуальные способности и успешность труда.-2ч.

Роль образов в процессе переработки информации. Значение способности строить в уме пространственные представления и оперировать ими для решения определенных профессиональных задач.

       Диагностические процедуры. Методика «Сложение фигур».

       Развивающие процедуры. Выполнение задания «Магическая фигура».

       Способность устанавливать связи и закономерности между понятиями .

       Способность к выявлению и установлению связей как условие эффективности профессионального труда. Основные типы связей.

      Практическая работа.  Диагностические процедуры. Методики «Выявление сущностных связей между понятиями», «Сложные ассоциации».

21.Неисчерпаемость человеческих ресурсов-1ч.

       Творческое отношение к собственной жизни. Психологические механизмы компенсации. Целеустремленность в преодолении жизненных сложностей при устройстве своей профессиональной судьбы. Программа и средства самовоспитания.

       Практическая работа. Сочинение- размышление «Кто такой гений?»

22. Современный рынок труда и его требования к профессионалу- 1 ч.

       Разнообразные виды предприятий и форм собственности. Кооперация, аренда, индивидуальная трудовая деятельность.

       Новый тип организации людей в производственной деятельности в условиях рыночной экономики. Самоокупаемость. Самофинансирование.

       Рынок, его функции, структура. Спрос и предложение, методы их регулирования. Внутренний и внешний рынок. Конкуренция. Конъюнктура рынка. Формирование рыночной инфраструктуры. Развитие предпринимательства.

       Кадровое планирование. Банки данных о рабочей силе (спрос и предложение). Прогнозирование состояния рынков рабочей силы.

       Занятость населения. Безработица.

       Перспективы изменения мира профессий в связи с НТП.       Развивающие процедуры. Практическая работа «Новые профессии».

23. Экскурсия в центр занятости населения-2ч.

24. Пути получения профессии- 1ч.

Информация о ВУЗах, СУЗАХ, ступени обучения.

25. Встречи с представителями различных профессий-4 ч.

26.Личный профессиональный план-2ч.

Подведение итогов практических работ, диагностических процедур.       Индивидуальный профессиональный план как средство реализации программы личностного и профессионального роста человека.  Самоанализ в профессиональном самоопределении. Собственные прогнозы учащихся.

27. Социально-профессиональная мобильность- необходимое качество современного человека-1 ч.

      Понятие мобильности. Обучение через всю жизнь. Обобщение по курсу. Итоговое тестирование.

Формы и средства контроля

  • Оценка знаний. Контроль знаний учащихся неразрывно связан с формой организации занятий и методами их проведения.

Сформированность знаний по содержанию конкретных понятий оценивается по пятибалльной системе.

  • Диагностика и самооценка. В ходе занятий  учащимися ведется дневник –«личный профессиональный план», который является органической частью курса, системообразующей и интегрирующей другие его составляющие — когнитивную, эмоционально-оценочную (самооценка своих возможностей выполнять тот или иной вид деятельности, отношение к различным видам труда), регуляторную (выявление и формирование профессионально важных качеств).

Изучая курс, школьник выполняет различные диагностические процедуры, связанные с изучаемой темой, самостоятельно оценивает достигнутый уровень способности выбора профессии и фиксирует полученные данные в дневнике выбора профессии, что, в свою очередь, позволяет ему наметить программу действий по развитию недостающих качеств для успешной профессиональной карьеры.

С целью формирования адекватной самооценки исследование каждой психологической характеристики проводится дважды — до овладения определенной методикой, направленной на изучение характеристики, и после получения знаний и умений работы с ней — с фиксацией данных в дневнике и сравнением их.

При оценке своих личностных качеств (исходя из опыта) в помощь учащемуся предлагаются рисунки и диаграммы. Результаты выполнения специальных методик заносятся школьником в соответствующие таблицы дневника.

Все предлагаемые тестовые методики соответствуют темам курса, и учащиеся, заполнив дневник, получают свой психологический портрет с основными характеристиками интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер.

Дневник хранится у школьника. Работая с ним на уроке, он может обращаться к нему и в свободное время, с тем чтобы убедиться в правильности оценки своих индивидуальных особенностей, посоветоваться с родителями, внести дополнения, подвести итоги в продвижении к своей цели — выбору профессии.

В целом работа с ЛПП помогает определить характерные признаки профессиональной деятельности, соотнести их со своими индивидуальными особенностями с целью выявления профессиональной пригодности к различным типам профессий, что чрезвычайно важно в новых условиях рынка труда для обеспечения собственной социальной защиты. до овладения определенной методикой, направленной на изучение характеристики, и после получения знаний и умений работы с ней — с фиксацией данных в дневнике и сравнением их.

Самостоятельные контрольные работы: «Тест на знание сущности психологических ресурсов личности», «Сочинение- размышление о самореализации», «Тест на знание современных требований к специалисту (работнику)».

        

Учебно-методические средства

1.  Программа курса Твоя профессиональная карьера,  авт.  С.Н.Чистякова, Т.И. Шалавиной,  М.А. Холодная,  В.П. Бондарева и др.- М., Просвещение, 2008.

2. Твоя профессиональная карьера: методика: кн. Для учителя/  С.Н.Чистякова, И.А. Умовская, Т.И. Шалавиной,  А.И. Цуканов; под ред. С.Н.Чистяковой. – М.: Просвещение, 2010.

Дополнительная литература

  1. Прихожан, А. М Психология неудачника: тренинг уверенности   в  себе.—М., 1997.
  2. Профориентация старшеклассников: Сб. учеб. – метод. Материалы/ сост. Т.В. Черникова – Волгоград: Учитель, 2005.
  3. Пряжников, Н.С. Профориентация в школе: игры , упражнения, Опросники. – М.: ВАКО, 2005.
  4. Психологические программы развития личности в подростковом и юношеском возрасте / под ред. И. В. Дубровиной. М.: Академия, 1995.— 123 с.
  5. Резапкина, Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Рабочая тетрадь учащегося. – М.: Генезис, 2004.
  6. Тренинг развития жизненных целей. Программа психологического содействия социальной адаптации / под ред. Е. Г. Трошихиной. — СП6., 2001.
  7. Черникова, Т. В., Шашкова, 3. В. Профориентационная поддержка молодежи: в 2 ч. — Волгоград, 2001.
  8. Чернявская, А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. – М.6 Изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003.
  9. Шевченко М.Ф. Как стать успешным? Программа занятий для старшеклассников. – СПб.; Речь,  2007.
  10. Шевченко М.Ф. Тренинг «Профориентация для старшеклассников». – СПб.; Речь,  2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Подготовка к ГИА" 9 класс

Изучение курса в 9 классе преследует основную цель – подготовка выпускников к итоговой аттестации по русскому языку в формате ГИА. Экзаменационная работа состоит из 3-х частей: часть «А» - написание с...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА РУССКИЙ ЯЗЫК: ПОДГОТОВКА К ЕГЭ 10 КЛАСС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА РУССКИЙ ЯЗЫК: ПОДГОТОВКА К  ЕГЭ10 КЛАСС...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» 9 класс

Рабочая программа  спецкурса «Практикум по русскому языку. Подготовка к ОГЭ» составлена на основе  ОП МБОУ «СОШ №7» с учетом  программы элективного курса С.И.Львовой «Уроки словесности»...

Рабочая программа элективного курса в 11 классе "Подготовка К ЕГЭ по русскому языку"

Данная рабочая программа предполагает обобщающую работу по подготовке учащихся к экзамену по русскому языку...

Рабочая программа элективного курса по физике для подготовки к ЕГЭ

Курс рассчитан на учащихся 11  классов и предполагает совершенствование подготов­ки школьников по освоению основных разделов физики.Основные цели курса:·...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ "ПОДГОТОВКА К ЕГЭ"

Программа рассчитана на 1 год обучения 1 раз в неделю (34ч.)...

Рабочая программа элективного курса "Общая биология" по подготовке к ЕГЭ для обучающихся 10-11 классов

Данная программа составлена на 2 года по 1 часу в неделю с целью повторения, систематизации и закрепления основных вопросов биологии для успешной подготовки выпускников к ЕГЭ...