Разработка творческого урока по технологии в 7 классе "Изготовление рамки"
план-конспект урока по технологии (7 класс) по теме

Гречишникова Евгения Анатольевна

цель урока: приблизить к самостоятельному решению творческих задач; развивать пространственное мышление, цветовое ощущение, чувство ритма и композиции; коммуникабельность, умение оценивать свою работу и отстаивать свою точку зрения, управлять собой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект комбинированного урока по технологии "Породы древесины, части дерева. Виды пиломатериалов"

Цели:

  • ознакомить учащихся со значением древесины как конструкционного материала в народном хозяйстве страны, ее породами, строением, основными видами пороков и применением, научить определять по внешнему виду образцов древесные породы и виды пороков.
  • воспитать интерес к учению.
  • выработать умение опознавания породы древесины на глаз.

Инструменты и оборудование: комплекты образцов древесных пиломатериалов, шпона, фанеры, образцы древесины с пороками, инструкционно - технологические карты.

Класс: 5

Время: 80 мин (2 урока)

Ход урока:

I. Организационно-подготовительная часть:

приветствие, проверить готовность к уроку, проверка присутствующих, сообщение учащимся темы урока, целей занятия.

1. Закрепление пройденного материала.

Разгадав этот кроссворд, вы сможете прочитать слово, которое является самым главным в изученном на прошлом занятии. (Верстак)

Вопросы:

Кроссворд

Рисунок 1

  1. Клин должен выступать над крышкой стола на высоту, меньшую, чем высота. (заготовки)
  2. Как называется изучаемая нами дисциплина? (Технология)
  3. Основание верстака - это (подверстачье)
  4. Он может быть режущим и измерительным. (Инструмент)
  5. Профессия рабочего, занятого ручной обработкой древесины. (Столяр)
  6. Служит для закрепления заготовок. (Зажим)
  7. Деревянные брусочки, пред назначенные для упора заготовок (Клинья)

2. Сообщение цели урока

II. Изложение программного материала.

Лесные массивы занимают в нашей стране площадь свыше 700 миллионов гектаров. Несмотря на такие огромные лесные богатства, все должны бережно относиться к лесу, так как он существенно влияет на климат, на растительный и животный мир. Кроме того, лес имеет большое народнохозяйственное значение. Главный его продукт - древесина - применяется в строительстве, мебельном, спичечном производстве, химической промышленности и др. Лесные богатства в нашей стране охраняются законом.

Давайте сравним свойства древесины и таких материалов, как, например, металл и камень.

Приходим к выводу, что древесина - легкий, прочный, хорошо обрабатываемый режущим инструментом материал, отличается красивым внешним видом.

Одновременно выявляем и его отрицательные качества: легкая загораемость, коробление при высушивании, загниваемость.

Какие древесные породы вам известны и на какие виды подразделяются? Лиственные и хвойные.

Деревья, имеющие листву, называются лиственными, а имеющие хвою - хвойными. К лиственным породам относятся береза, осина, дуб, ольха, липа и др.; к хвойным - сосна, ель, кедр, пихта и др.

Из чего же состоит дерево?

Из ствола, корня, сучьев, листьев или хвои Древесина как природный конструкционный материал получается из стволов деревьев при распиливании их на части Рис.3

Ствол дерева имеет более толстую часть у основания и более тонкую - вершинную. Поверхность ствола (рис. 2) покрыта корой (7). Кора - "одежда" для дерева, состоит из наружного пробкового слоя и внутреннего - лубяного. Пробковый слой коры является отмершим. Лубяной слой (6) - проводник соков, питающих дерево. Древесина ствола состоит из множества слоев, которые на разрезе видны как годичные кольца (4).

Состав ствола древесины
Рисунок 2

Что по ним можно узнать?

Можно определить возраст дерева. Рыхлый и мягкий центр дерева - сердцевина (1). От сердцевины к коре в виде светлых блестящих линий простираются сердцевидные лучи (2). Они служат для проведения воды, воздуха и питательных веществ внутрь дерева Кам-бий (5) - тонкий слой живых клеток, расположенный между корой и древесиной. Только в результате деятельности камбия происходит образование новых клеток. "Камбий" - от латинского "обмен" (питательными веществами).

Для изучения строения древесины различают три основных разреза ствола (рис. 3). Разрез (1), проходящий перпендикулярно сердцевине ствола, называют торцевым. Он перпендикулярен годичным кольцам и волокнам. Разрез (2), проходящий через сердцевину ствола, называют радиальным. Он параллелен годичным слоям и волокнам. Тангенциальный разрез (3) проходит параллельно сердцевине ствола и удален от нее на некоторое расстояние.

http://festival.1september.ru/articles/582345/f_clip_image005.jpg

Рисунок 3

Породы древесины определяют по их следующим характерным признакам: текстуре, запаху, твердости, цвету. (Показать, как определять породы древесины по плакату.)

Недостатками древесины являются еще и пороки: сучковатость (рис. 4,a), червоточины (рис 4,6). Они ограничивают использование древесины в промышленном производстве, но могут оказаться ценными при изготовлении декоративных изделий.

Пороки древесины: червоточины и сучковатость. Сучки.

Рисунок 4

Переходим к рассмотрению пиломатериалов и древесных материалов.

При продольной распиловке стволов деревьев на лесопильных рамах получают различные пиломатериалы (рис 6): брусья (а, б), бруски (в), доски (г, д), пластины (е), четвертины (ж) и горбыли (з)

Виды пиломатериаловРисунок 5

Пиломатериалы имеют следующие элементы: пласть, кромка, торец, ребро. (Указать на плакате. В качестве конструкционного материала широко применяют фанеру.)

Как ее получают?

Путем наклеивания друг на друга трех и более тонких листов древесины - шпона. Шпон в переводе с немецкого - "щепка". Шпон срезают (лущат) острым ножом специального лущильного станка при вращении бревна длиной около 2,0 м (рис. 6). При этом бревно, как рулон, раскатывается в ленту шпона. Ленту шпона разрезают на квадратные листы, которые высушивают в сушилках, намазывают клеем и укладывают друг на друга так, чтобы направление волокон в них было перпендикулярно друг другу. Листы склеивают под прессом. Так получают фанеру.

http://festival.1september.ru/articles/582345/f_clip_image010.jpgРисунок 6

Фанера прочнее древесины, почти не рассыхается и не растрескивается, хорошо гнется и обрабатывается.

Где ее применяют?

В строительстве, при изготовлении мебели, в машиностроении, самолетостроении.

Вы, наверное, слышали слово ДСП, а что это значит?

Древесностружечные плиты. Их получают путем прессования и склеивания измельченной древесины в виде стружек, опилок, древесной пыли. Плиты изготавливают толщиной около 10-26 мм. Они прочны, почти не коробятся, хорошо обрабатываются режущими инструментами.

Что из них изготавливают?

Мебель, двери, перегородки, стены, полы. Однако с течением времени они выделяют вредные для здоровья вещества, поэтому их нежелательно применять в жилых помещениях

А что такое ДВП?

Древесноволокнистые плиты. Их прессуют в виде листов из пропаренной и измельченной до отдельных волокон древесной массы. Они имеют приятный серый цвет, ровные поверхности, гнутся, как и фанера. Применяют их для внутренней отделки помещений: облицовывания стен, потолков, полов, в производстве мебели, дверей.

В чем общий недостаток фанеры, ДСП и ДВП?

Они боятся сырости.

Ш. Практическая часть

  1. Учащиеся разрезают обычным ножом брусок древесины мягкой породы (сосна, липа) вдоль и поперек волокон. В результате выполнения этой операции они приходят к выводу, что древесина легко расщепляется вдоль волокон при небольшом усилии,- а поперек - невозможно, даже приложив большое усилие.
  2. Учащиеся пробуют определить породы древесины по образцам, рассматривают образцы пиломатериалов, фанеры, ДСП и ДВП.

Проверяют, легко ли обрабатываются образцы каким-либо инструментом (напильником, ножовкой и другими).

IV. Заключительная часть.

Подвести итоги урока, отметить наиболее активных учащихся во время обсуждения материала.

Провести уборку мастерской.



Предварительный просмотр:

Творческий урок в 7 классе

Тема урока: «Интерьер. Изготовление рамок»

Цель урока: (для учителя) приблизить к самостоятельному решению творческих задач; развивать пространственное мышление, цветовое ощущение, чувство ритма и композиции; коммуникабельность, умение оценивать свою работу и отстаивать свою точку зрения, управлять собой;

Цель урока: (для учащихся) Создание рамок подходящих для интерьера вашего дома.

Тип урока: урок - творчества

Метод обучения: частично – поисковый

План урока:

I - Определение цели урока II-ТВ

  1. - Изложение теоретического материала (учитель)
  2. - Практическая работа (создание творческих моделей)

V        - Обобщение изученного материала, выставление оценок.

I.        Определение цели урока. Зачем жить в мире однообразных и скучных вещей, если есть множество простых способов украсить дом такими небольшими, но приятными для взгляда мелочами, как вышитые полотенца и салфетки, прихватки выполненные в лоскутной технике, свечи вделанные своими руками, рамки для картин и фотографий.

II.        ТВ. Вопросы по технике безопасности:

  1. Т.Б при работе с ножницами.
  2. Т.Б при работе на швейной машине.
  3. Т.Б при работе с утюгом.

4. Правила пользования клеем.

III. Изложение теоретического материала. Дизайн (от англ, design — проектировать, чертить, задумать, а также проект, план, рисунок), термин, обозначающий новый вид деятельности по проектированию предметного мира. Д. возник в начале 20 в. Иногда под Д. понимают лишь одну из его областей — проектирование эстетических свойств промышленных изделий. Слово "Д." применяется также для обозначения результата проектной деятельности (например, в таких словосочетаниях, как "Д. вещи", "Д. автомобиля"),

Для обозначения дизайнерской деятельности в разных её аспектах и проявлениях в различных языках, наряду с термином "Д.", существуют и др.: "художественное конструирование" (в русском), "Formgebung" и "Formgestaltung" (в немецком), "wzornictwo przemyslowe" (в польском) и т.д.

Интерьер (от франц. interieur — внутренний) в архитектуре, внутреннее пространство здания или помещение в здании (вестибюль, комната, зал)

Но мы сегодня на уроке будем говорить не просто о дизайне интерьера, а о элементах его, из них и складывается весь интерьер.

Любому человеку нужно свое личное, пускай небольшое, пространство. Найти решение этой проблеме можно при помощи дизайна интерьера, который сделает каждый уголок вашего дома неповторимым и уютным, в то же время, образовав единый ансамбль неплохого вкуса. Я думаю , что вам приносит огромное наслаждение самим заниматься дизайном, пусть это будет пинал, сумка, или рамка для фото. И это, безусловно, понятно. Так как дизайн - это творческий процесс, а творчество постоянно завлекает. В интерьере квартиры большую роль играет не только оформление оконных проемов и дверных проемов.

Сегодня мы поговорим о создании создания интересных интерьерных элементов — для этого нужно лишь добавить одну-две индивидуальных черты к самым повседневным предметам домашнего обихода. Эти проекты основаны на простых, но оригинальных идеях, которые помогут вам сделать из обыкновенных материалов необычные и красивые вещи. Нередко нечто необычное привлекает наш взгляд само по себе и делает все вокруг особо интересным. Взять хотя бы перламутровые пуговицы! Они будут смотреться крайне занимательно на подложке для фотоснимка. Если приклеить их к ленте, они придадут старинной фотографии особую прелесть — сразу станет ясно, что это не просто картинка, а память о далеком прошлом. А простая, но элегантная рамка еще больше подчеркнет это впечатление.

Несмотря на то, что яркие цвета сейчас в моде, элегантное сочетание черного и белого не отходит в прошлое .

Если вы по-настоящему любите своих родных и друзей, то вы всегда придумаете для них интересные интерьерные штучки. Эта рама выполнена с применением фольги наклеенной на старую отреставрированную раму.

Что может быть милее сердцу романтически настроенной девушки или молодой мамы, чес фотография в рамке - сердечке.

Немногие события в жизни семьи так значительны, как рождение ребенка, и потому заботливые родственники стремятся преподнести счастливым родителям особый подарок на память. Чудесная рамка с фотографией новорожденного наполнит родительские сердца гордостью и теплом. Рамку, украшенную нежными шелковыми розами, можно повесить в детской. Она будет прекрасным аккомпанементом вашим пожеланиям малышу «розового» будущего.

Применив немного художественного воображения, совсем не трудно украсить рамку природными материалами - сухими веточками, галькой, ракушками, шишками , корой и т.д. Можно сделать так, чтобы родственники по-новому взглянули на примелькавшуюся фотографию. Для этого надо поместить ее на блюдечко в обрамлении шелковых цветов и листьев. Такую тарелочку можно повесить на стену или поставить на рабочий стол. Не выбрасывайте блюдца, лишившиеся парных чашек. Сохраните их для подарочного оформления семейных фотографий. Возьмите старую фотографию и поместив её в центр блюдца оформите кружевом, которое принудительно состарьте (поместите в раствор крепкого чая на 30 минут).

Паспарту

Что же такое паспарту? Известная энциклопедия Ф. А. Брокгауза и И.А. Ефрона, изданная в начале XX века, сообщает: паспарту (от фр. passepartout) — это картонная рамка для обрамления рисунка, гравюры, фотографии. Для изготовления паспарту используют плотную бумагу, картон различных цветов. Паспарту можно дополнительно декорировать: окрашивать, покрывать лаком, приклеивать бисер, бусины, песок, камешки, фигурки животных и т. д. При этом важно руководствоваться чувством меры, иначе паспарту будет отвлекать зрителя от самой работы. Паспарту — своего рода связующее звено между композицией и рамой, а также между фото и интерьером.

Правила создания элементов дизайна:

  • Любой элемент дизайна должен сочетаться с идеей всего помещения;
  • Элементы должны сочетаться друг с другом;
  • Материалы, используемые для изготовления предметов интерьера, должны быть подготовлены (постираны, высушены, выглажены, очищен от грязи и примесей и т.д.)

IV.        Практическая работа (создание творческих моделей). Наша работа будет состоять из 3 этапов:

  1. этап – идея
  2. этап - эскиз (обсуждение)
  3. этап - технический проект

V.        Обобщение изученного материала, выставление оценок

Зашита проекта проходит по следующим этапам:

  1. этап - какова была идея;
  2. этап - какие материалы были использованы;
  3. этап - что получилось в результате.

Обсуждение: что получилось, какие были трудности, от чего бы вы теперь отказались или что изменили?

Примечание: презентация «Интерьер. Изготовление рамок».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка творческих заданий по технологии

Творческий подход к преподаванию технологии. Примеры творческих заданий...

Разработка творческого урока во 2 классе на тему "С днем рождения!"

Представленная творческая разработка урока была признана лучшей в муниципальном конкурсе "Лучший творческий урок" в номинации "Лучший творческий урок иностранного языка" в 2016 году. Данный материал м...

Методическая разработка творческого проекта по технологии

Творческий проект "Изготовление сарафана"...

Разработка открытого урока по технологии в 7 классе "Технологии ручных работ"

Урок- практикум с элементами групповой работы разработан на основе педагогической технологии "Творческая мастерская". В ходе урока используется презентация по теме и материалы (разные виды т...

Разработка творческого урока по английскому языку в 5 класс в условиях реализации ФГОС по теме "What do you know about British traditions Christmas` symbols and traditions in Britain".

Разработка творческого урока по английскому языку в 5 класс в условиях реализации ФГОС по теме «What do you know about British traditions Christmas` symbols and traditions in Britain»....

разработка творческого урока Английская поэзия

в помощь преподавателю по подготовке творческого урока...