Урок технологии для старшеклассников "Как избавиться от стереотипного мышления?" (технология проблемного обучения)
план-конспект урока по технологии (11 класс) на тему

Федорова Ирина Анатольевна социальный педагог

Завершающее занятие по развитию творческого мышления учащихся. Цель урока - способтсвовать развитию свободного мышления учащихся через практические задания проблемного характера. Урок разработан по материалам книг Э.де Боно "Водная логика" и " Научите себя думать".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по технологии. 11 класс.

Вид урока: технология проблемного обучения.

Тема: «Как избавиться от стереотипного мышления?»

Цель:

1. Формирование умений учащихся выхода из проблемных ситуаций.

Задачи:

1. Способствовать развитию свободного мышления учащихся через практические задания проблемного характера.

2. Умение переносить навыки мыслетворчества в реалии жизни.

1 этап. Проблемная ситуация – просмотр отрывка из к\ф «Чего хотят женщины» (3 минуты) и его обсуждение.

Вопросы по видеоотрывку:

1. Что делает героиня?   (размышляет)

2. Как она размышляет? Что применяет? (позволяет мысли течь, ассоциации проговаривает, «водная логика»).

     3. Какими знаниями по данной теме мы владеем? Что такое «каменная логика»? Обучающиеся кратко излагают информацию:

- На предыдущих занятиях мы познакомились с тем, что такое стереотип (…это чрезмерно упрощенное представление о чем-либо, о ком-либо). Мы выяснили, что стереотипы:

- присущи всем людям;  

- экономят энергию человека;  

- направляют поведение человека (можно считать положительными моментами стереотипного мышления).

- формируют предрассудки (не дают рассмотреть индивидуальные различия, могут привести к ошибкам, недоразумениям, конфликтам – отрицательно влияют).

        В результате наших размышлений над стереотипными утверждениями, мы пришли к выводу, что стереотипное утверждение:

1. всегда претендует на незыблемый постулат (например «все мужья изменяют женам» - звучит так, как будто нет других вариантов);

2. навязывается, навешивается, насаждается;

3. делит людей на группы: «мы» - всегда хорошие, «они» - всегда плохие. (В результате, мы начинаем бояться мусульман потому, что они «все террористы», жены подозревают мужей потому, что «все мужчины изменяют», мужчины думают, что их любят женщины «только до тех пор, пока у них есть деньги»).

По ходу размышлений педагог фиксирует на доске основные термины и рассуждения (приложение № 1).

Вопрос возник сам собой:  Как избавиться от стереотипного мышления?

        На одном из занятий мы узнали, что существуют два типа логики: «каменная» и «водная». Применяя последнюю,  -  можно добиться «течения мыли», что позволяет изменить стереотипное мышление, освободиться от шор, уйти от окаменелых утверждений. Существуют способы, с помощью которых можно научиться свободно мыслить – это «ПОТОКОГРАММА» и «ПЛЮМИН» (оба способа основаны на ассоциативных восприятиях, которые высказывает каждый участник группы; более подробно с данными способами можно познакомиться в книге Э.де БОНО «Водная логика»).

2 этап

        Для того чтобы выполнить практическую работу, необходимо сформировать группы (4 группы образуются).

Вхождение в процесс работы: слайды «Желаю тебе сил…» (2 минуты).

3 этап

Ребята сами выбирают стереотипные суждения, которые хотели бы изменить («Воспитанием детей должна заниматься только школа»; «Женщина не должна первой говорить о своих чувствах»; «Миром правят деньги»; «Женщина не может быть хорошим руководителем»).

Работа в группах: 2 группы работают способом «плюмин», 2 группы работают способом «потокограмма». Ребята оформляют работы на ватманах. Представляют результаты своей деятельности и комментируют способы, применяемые для изменения стереотипного мышления. В результате применения «водной логики» меняется суть стереотипного суждения:

А). Было: «Женщина не должна первой говорить о своих чувствах»;

     Стало: «Бывают обстоятельства, когда женщина должна говорить первой о своих чувствах».

Б). Было: «Миром правят деньги»;

     Стало: «Деньги имеют большое значение  в современном мире, однако они не всё решают».

В). Было: «Воспитанием детей должна заниматься только школа»;

      Стало: «Воспитанием детей не может заниматься только школа, напротив – большее влияние в воспитании оказывает семья».

Г). Было: «Женщина не может быть хорошим руководителем»;

     Стало: «Есть женщины, которые могут быть хорошими руководителями, в некоторых областях – лучше, чем руководители мужчины».

(Изменённые суждения «Стало» внесены в данный конспект после проведения классного часа).

Рефлексия:

1. Что дала сегодняшняя работа лично для вас?

2. Смогли ли вы ощутить изменение мыслепотока, обсуждая стереотипное суждение?

3. Какие возникли затруднения? Как будем из них выходить?

4. Как, приобретённые навыки, могут помочь в жизни?

5. Совет своим сверстникам?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология проблемного обучения и методика создания проблемных ситуаций на уроках физики и географии.

Теория и понятие проблемного обучения, подробное описание методов и приёмов создания проблемных ситуаций на уроках физики и географии....

Формирование умения планировать предстоящую деятельность у учащихся с нарушениями интеллекта на уроках профильного труда (направление "швейное дело") через использование приемов проблемного обучения и поэтапного формирования умственных действий

Обобщение педагогического опыта по теме "Формирование умения планировать предстоящую деятельность у учащихся с нарушениями интеллекта на уроках швейного делачерез использование приемов проблемног...

Урок в 6 классе по литературе (технологическая карта урока) по теме "Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети». Технологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТ Методы обучения: метод проектов, п

Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»Тип урока: урок формирования новых знанийТехнологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТФорма: урок...

Организация образовательного процесса на уроках технологии (мальчики) на основе использования активных форм и методов обучения

Организация образовательного процесса на уроках технологии (мальчики) на основе использования активных форм и методов обучения...

Конспект урока по русскому языку в 5 классе разработан в соответствии с требованиями ФГОС с использованием современных образовательных технологий (технология проблемного обучения, технология групповой деятельности, здоровьесберегающие технологии, информац

Цель урока: познакомить учащихся с творчеством русского художника, развивать образное мышление, речь, зрительную память, умение анализировать свои впечатления; побуждать интерес к изобразительному иск...

Использование практико-ориентированных задач на уроках русского языка и литературы как один из видов проблемного обучения

Использование практико-ориентированных задач на уроках русского языка и литературы как один из видов проблемного обучения...

Использование практико-ориентированных задач на уроках русского языка и литературы как один из видов проблемного обучения

Использование практико-ориентированных задач на уроках русского языка и литературы как один из видов проблемного обучения...