История стилизации растительных форм в декоративно- прикладном искусстве.
статья на тему

Цибизова Жанна Юрьевна

Статья будет полезна педагогам дополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_2.docx14.31 КБ

Предварительный просмотр:

История стилизации растительных форм в декоративно- прикладном искусстве

       Орнамент является важнейшей частью народного и декоративно- прикладного искусства. Он служит для украшения зданий, одежды, предметов быта, оружия, широко применяется в книжной и прикладной графике, плакате… Орнамент можно нарисовать графическим материалом и написать красками, вышить или выткать из ниток, вырезать по дереву и др.

Народные орнаменты создаются, как правило, на основе стилизации природных форм. На примере орнамента хорошо видно, как формы растений, животных и даже фигуру человека можно превратить в геометрические элементы.

Стилизация- упрощенный четкий контрастный линейный рисунок, в основе которого лежит штрих, пятно, линия. Упрощенность, лаконизм- характерная черта стилизованного рисунка. Чтобы стилизировать рисунок, нужно отобрать основные, характерные черты изображаемого предмета. Ими могут служить характерный объем отображаемого предмета, характерные линии и формы. Когда они найдены, начинается работа над стилизацией предмета. Минимальными графическими средствами из основных характерных черт "составляется" картинка. При стилизации не передается объемно пространственное построение, конечно, художник должен мастерски владеть рисунком, чтобы иллюзорно передавать его, но здесь действует воображение зрителя, которое само "дорисовывает" его в воображении. В роли пространства выступает бумага.

       Отбирая главное, мастер преобразует предмет, подчиняет его форму и цвет ритмическому строю орнамента. В основе творчества народного мастера эмоционально- ассоциативное восприятие, его образное решение может значительно отличаться от натуры.

               Цветок, лист, ветвь можно трактовать почти как геометрические формы или сохранить природные плавные очертания. Упражнениям по стилизации растений должны предшествовать зарисовки с натуры. Исходя из реальных образов, художник на основе творческого воображения создает новое.

  Стилизация растений с использованием следующих приемов: постепенное обобщение формы в её границах, добавление деталей, изменение абриса, насыщение формы орнаментом, превращение объёмной формы в плоскую, упрощение или усложнение конструкции, разворот цветка или листьев в другую плоскость, выделение силуэта, замена реального цвета, различное цветовое решение одного мотива и др.

    Поклонение природе воплотилось в символах, используемых в орнаментах разных стран: конь, птица и др. декоративность, глубокое образное и смысловое значение определили долгую жизнь многих орнаментальных мотивов, воспроизводившихся на протяжении столетий.

Сочетание живописности, с четкой или свободной орнаментальной структурой отличает русское искусство, с одной сторон, от изысканной декоративности восточных и южных народов, а с другой стороны, от суровой первозданной красоты искусства северных народов.

Напевность и ритмичность русского орнамента сродни российским просторам и плавным ритмам народных песен. Преобладание растительных форм– особенность русского народного искусства. На кружевах, вышивках, росписях по дереву и металлу можно увидеть изображения цветов, ветвей, листьев и древа жизни. Даже геометрические формы в русских орнаментах порой приобретают растительную живопись и плавность.

     Орнаментальные мотивы. Народные вышивки издавна славятся разнообразием узоров, оригинальностью их расположения и утонченностью цветовых решений, которые создавались на протяжении столетий в зависимости от географических, исторических и культурных условий.
     Человек, живший постоянно среди природы, наблюдавший за нею, уже в глубокой древности научился создавать несложные узоры, условные знаки – символы, которыми он выражал свое восприятие окружающего мира и отношение к непонятным явлениям природы. Каждая линия, каждый знак были полны понятного ему смысла, были одним из средств общения.
     Язык каждого орнамента тесно связан с историей и культурой народа, его восприятием окружающей среды. Создатели орнаментов все время обращались к природе, используя увиденное, не копировали его, а перерабатывали, упрощая (стилизуя) и сохраняя самое характерное, наиболее близкое национальному характеру, местным особенностям, эстетическим вкусам, понятиям о красоте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика проведения урока изо по теме "Декоративное-прикладное искусство в жизни человека".Декоративное искусство Древней Греции.Военные доспехи грека.

В публикуемой методической разработке урока изо рассматривается мужской костюм Древней Греции, а именно военные доспехи грека....

Разработка цикла уроков по истории изобразительного искусства "Декоративно - прикладное искусство советского периода"

Цикл уроков по теме: "Декоративно - прикладное искусство советского приода". Итоговый урок по теме - игра "Своя игра"....

Обобщение опыта по технологии по теме "Художествеено - эстетическое воспитание учащихся к ценностям русского народа, его истории, традициям, культуре средствами народного декоративно - прикладного искусства"

Обобщение моего опыта по технологии по теме  "Художествеено - эстетическое воспитание учащихся к ценностям русского народа, его истории, традициям, культуре средствами народного декоративно ...

Тема урока: «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Витраж», раздел программы Б. М. Неменского: «Декоративное искусство в современном мире», тема по программе Б. М. Неменского: «Витраж в оформлении интерьера».

Наше время ставит перед современными технологами, дизайнерами, инженерами задачи, когда в начале работы уже надо представлять конечный продукт и его свойства. Для решения таких задач нужны практически...

Инновационные формы работы на кружке декоративно-прикладным искусством. Циновки из чий.

Инновационные формы работы на кружке декоративно-прикладным искусством. Циновки из чий....

Технологическая карта учебного занятия раздела «Декоративное искусство в современном мире» Тема: «Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства. Витраж» 5 класс

Учебник   «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Н.А. Горяева 5 класс. Учебное занятие раздела «Декоративное искусство в современном мире». Тема: «Ты сам – мастер декоративно-пр...

конспект урока изобразительного искусства на тему "«Современное выставочное декоративно-прикладное искусство. Ты сам –мастер декоративно-прикладного искусства. Витраж»

В ходе урока учащиеся знакомятся с современными формами декоративно-прикладного искусства, с разнообразием матералови техник , учатся понимать отличие современного от искусства традиционного народного...