Преподавание предметов образовательной области «Технология» на основе сочетания различных методов обучения и современных педагогических технологий
статья по технологии на тему

Паранук Ольга Мосовна

XXI век – век высоких компьютерных технологий. Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально- экономических условиях жизни? Какую роль должна играть школа, и какой она должна быть в XXI веке, чтобы подготовить человека к полноценной жизни и труду?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_doklad_moy.doc190.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на семинаре по «Технологии»

Преподавание предметов образовательной области «Технология»

на основе сочетания различных методов обучения и современных педагогических технологий

                                                                         Хороших методов существует столько,

 сколько существует хороших учителей
Д. Пойя

  Образование и современные задачи

  Образование как часть духовной культуры общества является системой передачи молодому поколению культурных ценностей с позиций задач современности и установкой на будущее.

   Особенности современного урока

XXI век – век высоких компьютерных технологий. Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально- экономических условиях жизни? Какую роль должна играть школа, и какой она должна быть в XXI веке, чтобы подготовить человека к полноценной жизни и труду? Совершенно очевидно, что используя только традиционные методы обучения, решить эту проблему невозможно. Поэтому уже в настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникативных технологий, где в качестве источников информации всё шире используются электронные средства. В этом могут помочь новые педагогические, и, разумеется, информационные технологии. Отделить одно от другого невозможно, поскольку только широкое внедрение новых педагогических технологий позволит изменить саму парадигму образования, и только новые информационные технологии позволят наиболее эффективно реализовать возможности, заложенные в новых педагогических технологиях. Использование информационно-коммуникативных технологий должно стать обычным и привычным в деятельности каждого учителя предметника и неотъемлемой, органичной частью любого урока.

    Урок как форма организации учебной работы существует с семнадцатого века, то есть более 350 лет. Это педагогическое изобретение оказалось столь жизнеспособным, что и в наши дни урок остается самой распространенной организационной формой учебно-воспитательного процесса в школе До 50-ых годов 20 века урок представляет феномен с достаточно жесткой структурой. В 50 - 60ые года происходит отрицание прежних представлений об уроке. Специалисты в области дидактики, педагогики, психологии, методики начинают исследовать «новый» урок, одновременно создавая теорию и практику современного урока.

    Современный урок - это урок, характеризующийся следующими признаками:

1. Главной целью урока является развитие каждой личности, в процессе обучения и воспитания.

2. На уроке реализуется личностно-ориентированный подход к обучению.

3. На уроке реализуются идеи гуманизации и гуманитаризации образования.

4. На уроке реализуется деятельностный подход к обучению.

5. Организация урока динамична и вариативна.

6. На уроке используются современные педагогические технологии.

    Исходная идея современного урока: единство обучения, воспитания и развития

Триединая цель урока:

Обучающий аспект ;

Воспитывающий аспект;

Развивающий аспект.

  В обществе сложилось новое понимание главной цели образования: формирование готовности к саморазвитию, обеспечивающей интеграцию личности в национальную и мировую культуру, освоение ее прошлого, настоящего и будущего, вхождение в ее созидание и сотворение.

    Понятие педагогической технологии

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.

• Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

• Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М.Шепель).

• Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов).

• Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

   Приемы и средства обучения на уроках технологии.

В процессе обучения метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся по достижению определенных учебно-воспитательных целей, как способ организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Применение каждого метода обучения обычно сопровождается приемами и средствами. При этом прием обучения выступает лишь элементом, составной частью метода обучения, а средствами обучения (педагогические средства) являются все те материалы, с помощью которых преподаватель осуществляет обучающее воздействие (учебный процесс).
     Педагогические средства далеко не сразу стали обязательным компонентом педагогического процесса. Долгое время традиционные методы обучения базировались на слове, но "эпоха мела и разговора кончилась", в связи с ростом информации, технологизации общества возникает необходимость использовать другие средства обучения, например технические.

   К педагогическим средствам относятся:

  • учебно-лабораторное оборудование;
  • учебно-производственное оборудование;
  • дидактическая техника;
  • учебно-наглядные пособия;
  • технические средства обучения и автоматизированные системы обучения;
  • компьютерные классы;
  • организационно-педагогические средства (учебные планы, экзаменационные билеты, карточки-задания, учебные пособия и т.п.).

   Формы обучения применяемые на уроках технологии

Форма обучения (или педагогическая форма) - это устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов.

 В педагогике все формы обучения по степени сложности подразделяются на:

Простые формы обучения        

Составные формы обучения

     Комплексные формы обучения

построены на минимальном количестве методов и средств, посвящены, как правило, одной теме (содержанию).

строятся на развитии простых форм обучения или на их разнообразных сочетаниях

создаются как целенаправленная подборка (комплекс) простых и составных форм, к ним относятся: 

-беседа;

-экскурсия;

-викторина;

-зачет;

-экзамен;

-лекция;

-консультация;

-диспут;

-культпоход;

-"бой эрудитов";

-шахматный турнир;

-концерт и т.п.  

-урок;

-конкурс профмастерства;

-праздничный вечер;

-трудовой десант;

-конференция;

-КВН.

Например, урок может содержать в себе беседу, викторину, инструктаж, опрос, доклады и пр.

-дни открытых дверей;

-дни, посвященные выбранной профессии;

-дни защиты детей;

-недели театра, книги, музыки, спорта и т.д.

  

Основные компоненты современного урока:

1. Организационный – организация класса в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина.

2. Целевой – постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы.

3. Мотивационный - определение значимости изучаемого материала, как в данной теме, так и во всем курсе.

4. Коммуникативный – уровень общения учителя с классом.

5. Содержательный – подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п.

6. Технологический – выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данного класса и т.п.

7. Контрольно-оценочный – использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса.

8. Аналитический – подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока.

     Современный урок, благодаря своему разнообразию, гибкости, динамичности способен решать любые задачи, выдвигаемые обществом - всесторонне развивать личность учащихся.

     В настоящее время педагогическая наука выделяет несколько типологий урока. В основу классификаций заложены разные признаки. В соответствии с ними выделяют такие типы уроков: 

  • вводные, раскрывающие содержание темы,
  • контрольно-учётные,
  • обобщающие
  • комбинированные.

      Под структурой урока понимают совокупность его элементов, обеспечивающих целостность урока и сохранение основных учебно-воспитательных свойств при различных вариантах.

     Тип урока определяется ведущей целью, то есть соответствующим ей модулем урока. Существует шесть типов урока: организационный, урок повторения, урок изучения нового материала, урок закрепления, контрольный урок, урок коррекции.        Тип урока не зависит от времени, занимаемого ведущим модулем.

Урок — минимальный учебный период, занимающий один академический час.

Цели обучения (образования) — характеристика ожидаемых или планируемых результатов, соответствующих требованиям общества и личностного развития.

Типы современных уроков могут быть выделены на основании следующих признаков:

  • по преобладающему на уроке источнику знаний (по ведущему методу): урок-лекция, киноурок, урок-объяснение и т. д.;
  • по характеру организации мыслительной деятельности учащихся: проблемный урок, репродуктивный урок, урок творческой деятельности и т. д.;
  • по ведущим видам учебной деятельности: лабораторный урок, урок-семинар, урок-игра, урок-путешествие, урок-зачёт и т.д.; урок с использованием компьютера.

    Характерная особенность современного урока - активная (самостоятельная) учебная деятельность учащихся. Одним из способов активации познавательной активности учащихся является обучение их приёмам мыслительной деятельности: анализу, синтезу, сравнению, обобщению и др.

     Для повышения познавательной активности можно использовать и другие приёмы и средства:

1. Внутрипредметные связи. Понятия изучаются в разных классах, то их необходимо вспомнить. Для этого применяются разные виды работ: составление опорных конспектов, работа с терминами, с наглядностью.

2. Организация работы учащихся в группах, звеньях, фронтально.

3. Работа с терминами, выявление их этимологии и семантики.

    Современный урок «Технологии» - это такой урок, на котором ученик из пассивного слушателя превращается в активного участника процесса. Для этого нужна постоянная работа учителя, который находится в поиске нового и достаточная материальная база для проведения и организации практической деятельности.

    Современные образовательные технологии на уроках учитывают требования обязательного минимума содержания образования, самооценку возможностей учителя и диагностику индивидуальных возможностей и потребностей ученика.

      На первый план в современных технологиях урока выходит личностно-ориентированный подход. Благодаря ему возможно проведение более полноценного урока по теме программы учебной дисциплины.

    Современные образовательные технологии на уроках отдельно выделяют задачи, направленные на обобщение и систематизацию знаний учеников. Они предполагают выработку у учащихся системы знаний, умений, способностей и качеств, которые формируются в рамках изучаемого предмета. Основное значение в этом отношении отводится повторительно-обобщающим урокам и итоговому повторению, подразумевают постоянный контроль учителя за развитием способностей учащихся к обучению и усвоению материала урока и проведение критического самоанализа с целью постоянного совершенствования образовательного процесса.

    Методы и формы обучения, мотивирующие познавательную активность

    Во всем мире наблюдается значительный рост интереса к проблемам развивающего  образования. Это связано с совершенствованием  техники, компьютеризацией, научно-техническим прогрессом. Нестандартные, креативные методы и  стиль мышления проникают во все отрасли знаний.

     Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что процесс обучения проходит эффективнее, если ученик проявляет познавательную активность.             Познавательная активность школьника рассматривается как постоянно изменяющееся  глубокое и качественное свойство личности, направленное на осознание предмета деятельности и достижение конечного, значимого для него результата. Активность, самостоятельность, инициативность, творчество являются ведущими в определении направленности развития личности в современных условиях. Проблема развития познавательной активности школьника является актуальной, поскольку данное качество играет большую роль в развитии личности ребенка. Познавательная активность необходима человеку, чтобы он смог познать себя, раскрыть заложенные в себе способности, найти  свое место в жизни.

     Педагогическая практика исследует разные пути активизации познавательной деятельности, основой среди них является: разнообразие форм, методов, средств обучения.

     В  настоящее время школам даны широкие возможности выбора форм и методов работы с ними. В первую очередь это проявляется в праве самим определять приоритеты своей деятельности не только с учетом потребностей общества, но и особенностей уровня компетентности педагогического коллектива, имеющейся в его распоряжении материальной базы, интересов родителей.

Метод обучения является важнейшим компонентом урока. Методы обучения – это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащегося по достижению конкретных образовательных задач. В методах обучения сфокусирована не только глубина раскрытия учебного содержания, но и проявляется личность учителя и ученика, взаимоотношения класса и учителя. Именно они определяют стиль учителя на уроке.

Выделят  пять методов обучения: объяснительно-иллюстративный метод; репродуктивный метод; метод проблемного изложения; частично поисковый, или эвристический, метод; исследовательский метод.

В каждом из последующих методов степень активности и самостоятельности в деятельности обучаемых нарастает. В своей работе в условиях нашей школы я чаще  применяю:

Объяснительно-иллюстративный метод обучения - метод, при котором учащиеся получают знания на лекции, из учебной или методической литературы, через экранное пособие в "готовом" виде.

Репродуктивный метод обучения - метод, где применение изученного осуществляется на основе образца или правила. Здесь деятельность обучаемых носит алгоритмический характер, т.е. выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях.

Исследовательский метод обучения - метод, в котором после анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно. Методы учебной работы непосредственно перерастают в методы научного исследования.

    Методы обучения и их классификация

Существенной составляющей педагогических технологий являются методы обучения - способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся.

Классификации методов обучения, применяемые на уроках  «Технологии» :

по внешним признакам деятельности преподавателя и учащихся:

по источнику получения знаний:

по степени активности познавательной деятельности учащихся: 

по логичности подхода:

лекция;

беседа;

рассказ;

инструктаж;

демонстрация;

упражнения;

решение задач;

работа

с книгой;

словесные

наглядные

практические

объяснительный;

иллюстративный;

проблемный;

частично-поисковый;

исследовательский;

индуктивный;

дедуктивный;

аналитический;

синтетический.

демонстрация плакатов, схем, таблиц, диаграмм, моделей;

использование технических средств;

просмотр кино- и телепрограмм

практические задания;

тренинги;

деловые игры;

анализ и решение конфликтных ситуаций и т.д.;

Ведущее место занимают словесные методы. Более подробно остановимся на двух методах, которые чаще применяются мной.

Беседа – диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.

Метод беседы имеет

преимущества:

недостатки

-активизирует учебно-познавательную деятельность учащихся;

-развивает их память;

-делает открытыми знания учащихся;

-имеет большую воспитательную силу;

-является хорошим диагностическим средством. 

-требует много времени;

-содержит элемент риска (школьник может дать неправильный ответ, который воспринимается другими учащимися и фиксируется в их памяти);

-необходим запас знаний.

Значительное место среди словесных методов обучения отводится учебной дискуссии. Главное ее назначение в процессе обучения – стимулирование познавательного интереса, вовлечение учащихся в активное обсуждение разных точек зрения, побуждение их к осмысливанию различных подходов к аргументации чужой и своей позиции. Но для этого необходима  предварительная подготовка учащихся, как в содержательном, так и в формальном плане и наличие, по меньшей мере, двух противоположных мнений по обсуждаемой проблеме.

    Несмотря на разнообразие методов,  форм  опыт работы в школе доказывает, что не только трудно, но порой и невозможно научить школьника, если он не хочет учиться. Все должно пройти через его ум, его душу, его руки. И главное в методике работы учителя «Технологии»– не принуждение, а поиск путей применения таких методов и средств обучения, которые пробуждали бы познавательный интерес учащихся.

   Для поддержания и укрепления интереса учеников к урокам особое значение имеет организация учебной деятельности учащихся таким образом, чтобы она была разнообразной по формам и видам учебной работы в течение урока, поисковой, самостоятельной, развивающей мышление.

   Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможно. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.

     Проблемный подход возможен при разных формах и видах учебного процесса. Учитель старается так формулировать вопросы, чтобы в процессе их обдумывания у учащихся в свою очередь возникали встречные вопросы, стремится создавать проблемные ситуации, целью которых является активизация познавательной деятельности школьников, развитие интереса к знаниям.

    Одним из существенных слагаемых динамики учебного процесса, активизации познавательной деятельности, развития самостоятельности и формирования широких познавательных интересов у школьников является дидактическая игра. Огромную роль игры в жизни и развитии ребенка осознавали и отмечали во все времена. «В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие возможности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития», - писал В.А.Сухомлинский.

      Цель игры – сделать напряженный, серьезный труд занимательным и интересным для учащихся. Я использую дидактические и сюжетно-ролевые игры, кроссворды, загадки, ребусы, занимательные задачи. Решение кроссвордов, ребусов, занимательных задач называют гимнастикой ума. Они расширяют кругозор учащихся, помогают лучше ориентироваться в постоянно возрастающем потоке информации. Решение кроссвордов тренирует память, улучшает сообразительность, учит работать со справочной литературой, побуждает интерес  к предмету и активизирует мыслительную и познавательную деятельность учащихся.

     Экскурсии имеют учебно-познавательное и большое воспитательное значение.

Посещение производственных участков воспитывает в детях уважение к людям труда и знакомит их с профессиями.  Чтобы возбудить познавательный интерес, сделать обучение осознанным, увлекательным и полезным  я использую прием  заочного «путешествия» или «прогулки», т.к. в условиях нашей школы не возможно организовать  экскурсии.

     Для развития познавательной активности учащихся, обучении их приемам нестандартных, рациональных решений проводятся нетрадиционные уроки: урок-путешествие, урок-сказка, урок-КВН,  урок-соревнование, викторины и другие. 

Нетрадиционный урок – это урок, который характеризуется нестандартным подходом :

  • к отбору содержания учебного материала;
  • к сочетанию методов обучения;
  • к внешнему   оформлению.

В школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы, где найти нужный материал. На помощь пришел компьютер.

Компьютерные технологии создают большие возможности активизации познавательной деятельности. Информационные технологии помогают отправиться в различные «путешествия», в которых ученики превращаются в пытливых искателей знаний. Работа с компьютером вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения. Использование компьютерных технологий создает возможность доступа к современной, свежей информации, осуществления «диалога» с источником знаний, к новой форме оценки знаний. Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, которому принадлежит ведущее место в образовательных технологиях школы. Мультимедиа отводится задача обеспечения эффективной поддержки игровых форм урока. Использование инфомационно-коммуникативных технологий  позволяет расширить рамки учебника. ИКТ вызывают у школьников интерес; анимационные фрагменты приближают изучаемые процессы к жизни ребенка. Успешность, как один из основных мотивов, обеспечивается тем, что компьютерные программы позволяют сделать обучение интересным и разнообразным по форме.

 Образовательные технологии педагогические методы, используемые на уроках технологии:

  • неигровые методы (имитационные упражнения),
  • проектные методы обучения,
  • имитационные игровые занятия (обучающие игры, игровое проектирование и тренинговые упражнения,
  • интегрированные уроки,
  • интегрированные проекты,
  • систематическое использование на уроках и во внеурочной деятельности информационно-коммуникационных технологий.

     Интеграция как педагогическое явление имеет давние традиции.

Многие общеобразовательные предметы имеют интегративный характер, в том числе и ОО Технология.

     Интеграция ускоренно моделирует личность, служит импульсом мироощущения учащихся, перестраивает мышление учителей, расширяя их научный диапазон.

Интегративные связи отдельных блоков и модулей ОО Технология с другими общеобразовательными предметами, реализация которых возможна в 5-7-х классах:

Название основных блоков и модулей

 ОО Технология

Интеграция с предметами

Культура дома, технология обработки ткани, пищевых продуктов

ИЗО, музыка, графика, химия, физика, биология, литература, история и др.

Производство и окружающая среда

Биология, экология, физика, химия, география и др.

Электрорадиотехнологии

Физика, история и др.

Информационные технологии

ИВТ (графика), математика, история и др.

Интеграция подразделяется на два основных вида:

Горизонтальная-

Вертикальная –

наиболее распространенный способ объединения сходного материала ряда предметов (например, “История костюма”, “Кулинария разных стран мира”, “Дизайн жилого помещения” и др.)

объединение одним учителем того материала, который в разные годы обучения повторяется на разном уровне сложности. (Например, “Материаловедение”, “Кулинария”, “Конструирование и моделирование” и др.) 

     Интеграция в ОО Технология возможна через разовые интегрированные уроки, блоки интегрированных уроков, интегрированные спецкурсы, интегрированные творческие проекты и др.

     Интегрированный урок – это урок, в котором вокруг одной темы объединяется материал нескольких предметов. Такой урок имеет ряд преимуществ: 

  • Способствует формированию информационной компетентности учащихся;
  • Способствует обогащению мышления и чувств учеников за счет включения интересного нетрадиционного материала;
  • Позволяет с разных сторон познавать явления или предметы изучения.

     Интегрированные уроки – расширяют кругозор, обеспечивают системность обучения, показывают взаимосвязь между различными дисциплинами, дают учащимся целостное восприятие мира, поэтому очень важно правильно определить главную цель урока. Когда общая цель определена, то из содержания предметов берутся только те сведения, которые необходимы для ее реализации.

      Данные уроки являются для учащихся праздником, к ним проводится тщательная подготовка. В зависимости от темы: выполняются эскизы, макеты, шьются модели одежды (в масштабе или в натуральную величину), подбирается музыкальное сопровождение и видео-ряд (мульти-медиа-презентация).

     Еще одной из форм работы с учащимися являются интегрированные и социальные проекты, под руководством тьютора.

Интегрированные проекты – позволяют обобщить, систематизировать и закрепить, полученные знания, умения и навыки на практике. Способствуют развитию творческого потенциала учащихся, реализуют деятельностный и личностно-ориентированный подходы к обучению и воспитанию.

      Интегрированные проекты (в нашем понимании) – это работа с информацией с помощью современных средств и способов, где взаимодействие “учитель–ученик” происходит на новом качественном уровне. Виды интегрированных проектов, представленных в электронном виде, могут быть следующими: презентации; электронные учебники; электронные журналы; сайты.

  Метод проектов в формировании исследовательских навыков школьников

  В образовательную область «Технология» включен метод творческих проектов - ведущий в технологической подготовке. Он предполагает проектную деятельность школьников, в процессе которой они активно усваивают знания, умения, навыки, обретают опыт творческой работы.

  Под методом проектов понимается совокупность приемов, операций, которые помогают овладеть определенной областью практических или теоретических знаний в той или иной деятельности. Поэтому если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Чтобы добиться такого результата, надо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решений, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать полученные результаты и выявлять способы совершенствования проектирования и изготовления изделий.

     Творческий проект в предмете «Технология» - это самостоятельно разработанное и изготовленное изделие (услуга) от идеи до ее воплощения в совместной с учителем деятельности. То есть проект – это практически значимое изделие и пояснительная записка.                                    

Проект выполняется в три этапа:

  • исследовательский (подготовительный),
  • технологический,
  • заключительный.

На каждом этапе решаются определенные задачи.

 Обучение проектированию начинается с выполнения учащимися определенных упражнений, для овладения необходимыми знаниями и навыками, которые им потребуются. Наиболее удачной является практика включения упражнений в процесс выполнения проекта.

    Темы проектов зависят от учебного материала, изучаемого учащимися.

    Работа над проектом начинается с поиска проблемы и целепологания.

    Проектирование и изготовление любого изделия должно быть направлено на удовлетворение потребности людей. Нет смысла создавать то, что не кому не нужно. Поиск проблемы ведется путем изучения потребностей в различных сферах жизнедеятельности человека (отдых, школа, дом).

     Ключевая область исследования – экспериментирование с материалами и процессами обработки. В 5 классе учащиеся пишут упрощенный перечень критериев, которым должно соответствовать готовое изделие,  учитель полностью направляет учащихся: говорит им, какие материалы нужно использовать и почему, как их обрабатывать на имеющемся оборудовании. По ходу обучения они начинают самостоятельно выбирать наиболее подходящие материалы. К концу 8 класса они должны самостоятельно уметь написать полный перечень критериев, который должен включать следующие параметры.

Что это за изделие?

Какую функцию оно должно выполнять?

Кто будет его использовать?

Характеристика его форм и размеров.

Используемые материалы.

Технология изготовления.

Как изделие должно выглядеть, стиль, отделка.

Оценка качеств, связанных со здоровьем и безопасностью.

Рассмотрение вопросов, относящихся к охране природы и человека.

Расширение подходов к выработке идей способствует развития гибкости ума, уровня мышления, постепенно происходит и эстетическое развитие.

    Технологические проекты служат развитию ребенка и формированию исследовательской культуры школьников. Выполняя проекты, учащиеся развивают мыслительные умения и навыки, они учатся искать и обобщать информацию, анализировать, оценивать, экспериментировать, принимать решения, работать самостоятельно и в группах. Дети способны применить и  углубить знания, полученные в области естественных наук, математики, искусства и гуманитарных наук. Благодаря этому методу развиваются творческие, активные личности, способные учиться самостоятельно.

    Сегодня метод проектов является одним из популярнейших в мире, поскольку позволяет рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников.

    Границы и трудности использования метода проектов

    Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; раскрывающих определенную тему: проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду, проблема размещения различных отраслей промышленности в разных регионах, пр.)

     Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях эта тематика может формулироваться специалистами органов образования в рамках утвержденных программ. В других - инициативно выдвигаться преподавателями с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В третьих, тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.

    Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса учебной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения.  Темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни.

     Характер педагогической деятельности в методе проектов

      Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

     Трудно удержаться от подсказок, особенно, если педагог видит что учащиеся “идут не туда”. Возможно проведение семинара-консультации для коллективного и обобщенного рассмотрения проблемы, возникающей у значительного количества школьников.

     Учитель при этом выполняет следующие (задачи) функции: помогает ученикам в поисках источников информации; сам является источником информации; поддерживает и поощряет учеников; поддерживает непрерывную обратную связь. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат.

    У учащихся при выполнении проекта возникают свои специфические сложности, но они носят объективный характер, а их преодоление является одной из ведущих педагогических целей метода проектов. В основе проектирования лежит усвоение новой информации, но процесс этот осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовать, моделировать, так как учащимся трудно намечать ведущие и текущие цели и задачи, искать пути их решения, выбирая оптимальные при наличии альтернатив.

      Данные проекты являются наглядными учебными пособиями, выполненными учащимися по заявкам педагогов и используются на уроках и в процессе преподавания элективных курсов в качестве дополнительных источников информации.

     Вывод.

Современный учитель, если он всерьёз задумывается о реализации задачи доступности качественного образования, не может замыкаться только в круге проблем своего предмета. Ведь качество образования – это понятие, аккумулирующее в себе все стороны образовательного процесса.

    Инновационный поиск новых средств обучения приводит меня к пониманию того, что на уроках нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие методы обучения.

     В своей педагогической практике я использую множество педагогических технологий, в том числе, и современные. Любой урок включает в себя объединение нескольких технологий. В настоящий момент мы называем этот процесс интеграцией. Работая над проблемой интеграции образовательной области “технология” с другими образовательными областями, я пришла к выводу, что основные из них – это проектные, информационные, интеграционные, моделирующие.

      Я использую в своей работе не только интеграцию предметных областей, но и методических приёмов.

      В классах учатся дети с разными интеллектуальными, психофизическими и социальными возможностями. Поэтому учителю важно найти мотивацию урока для каждого ученика. Как повысить интерес к уроку, предмету, данной теме? Задумываясь над этим вопросом, я предположила, что строить деятельностный компонент следует, прежде всего, на интегративной основе.

     Межпредметные связи позволяют мне заинтересовать учащихся с разноуровневыми знаниями, умениями и навыками.

     Исследовательская работа является первым этапом настоящего исследования, объектом которого является образовательный процесс. Позволю себе остановиться на интеграции урока “технологии” с литературой, в частности на теме “Народное творчество”. Убедилась на своих уроках, что эта тема позволяет раскрыть огромный творческий потенциал учащихся. Кроме того, творчество и культура всегда благоприятно влияют на духовно-нравственное формирование и развитие личности. Народные обряды и традиции, одежда, национальные мотивы в рукоделии – всё это обычно изучают на уроках технологии. Но я попыталась шире охватить эту тематику и привнести в атмосферу урока колорит адыгского уклада жизни, потому что считаю, воспитание патриотических чувств и любви к Родине является одной из главнейших воспитательных педагогических задач.

Литература:

1.Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование, 2000. .
2.
Полат Е.С. Метод проектов

3.Левина Т.Ф. Метод проектов в лицейском образовании / Развитие интеллектуальной активности

4.festival.1september.ru/articles/520528

5.http://wiki.pippkro.ru

6.http://www.inter-pedagogika.ru/

7.http://kpip.kbsu.ru/pd/did_lec_11.html

Оглавление

Образование и современные задачи        

Особенности современного урока        

Исходная идея современного урока: единство обучения, воспитания и развития        

Понятие педагогической технологии        

Приемы и средства обучения на уроках технологии.        

Формы обучения применяемые на уроках технологии        

Основные компоненты современного урока:        

Цели обучения (образования) — характеристика ожидаемых или планируемых результатов, соответствующих требованиям общества и личностного развития.        

Современные образовательные технологии на уроках        

Методы и формы обучения, мотивирующие познавательную активность        

Методы обучения и их классификация        

Беседа        

Экскурсии        

Нетрадиционный урок – это урок        

Образовательные технологии педагогические методы, используемые на уроках технологии:        

Интеграция как педагогическое явление имеет давние традиции.        

Метод проектов в формировании исследовательских навыков школьников        

Темы проектов        

Границы и трудности использования метода проектов        

Характер педагогической деятельности в методе проектов        

Вывод.        

Литература:        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Современные интерактивные технологии в преподавании предметов образовательной области "Искусство"

Для того, чтобы соответствовать современным требованиям, предъявляемым обществом к уровню и качеству образрвания, учителю необходимо овладевать современными педагогическими  технологиями. О...

Современные педагогические технологии урока: основы активизации деятельности учащихся. И. И. Соколова, учитель технологии ГБОУ лицей № 82

Современные педагогические технологии урока: основа активизации деятельности учащихся И.И. Соколова, учитель технологии ГБОУ лицей № 82 Петроградского района Санкт-Петербурга Учит...

Сочетание различных методов обучения на уроках географии

Классификация методов:1. По источникам знаний выделяют 3 группы методов обучения:1) словесные;2) наглядные;3) практические.2. По уровню познавательной деятельности  выделяют 3 группы ме...

Сочетание различных методов обучения на уроках географии

Урок – «клеточка» педагогического процесса. В нём, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительнаячасть педагогики  концентрируется в уроке»М.Н.Скаткин...

Педагогические технологии в моей работе В статье дан анализ современных педагогических технологий, используемых учителем. Раскрыты проблемы поиска форм работы. Актуальность статьи продиктована необходимостью перехода на преподавание по ФГОС. Статья насы

В статье дан анализ современных педагогических  технологий, используемых учителем. Раскрыты проблемы поиска форм работы. Актуальность статьи продиктована необходимостью перехода на преподавание п...