Рабочая программа ФГОС технология 4 класс .Автор Е.А. Лутцева
рабочая программа по технологии на тему

Федорчук Раиса Сергеевна

        Рабочая программа составлена на  основе:

  • Федерального государственного  образовательного стандарта  начального  общего образования второго поколения
  • "Фундаментального  ядра содержания общего образования " ( под редакцией В.В.Козлова, А.М.Кондакова)
  • Базисного учебного плана
  • "Планируемых программ начального  общего образования" (подредакцией Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой)
  • Примерных программ начального образования".
  • Авторской программы Е.А.Лутцевой. Технология: программа:1-4 классы /Е.А.Лутцева.-М.,Вентана - Граф,2013.
  • Инструктивно - методического  письма "О преподавании предметов в начальной школе в условиях перехода на ФГОС в Саратовской области в 2013-2014 учебном году".
  • Программа расчитана на 34 часа. 1 час в неделю и обеспечена следующим методическим комплектом:
  • Е.А.Лутцева. Технология: 4 класс:Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений:- 4-е  изд., доработ. - М.: Вентана - Граф, 2014. -(Начальная школа XXI века)
  • Е.А.Лутцева технология:4 класс: Рабочая тетрадь к учебнику. - М.: Вентана - Граф, 2014г. (Начальная школа XXI века).

Скачать:


Предварительный просмотр:

«РАССМОТРЕНО»

Руководитель ШМО

____________/Е.Е.Бороденко/

Протокол №  _____ от

«___»_____________2014 г.

«СОГЛАСОВАНО»

Зам.директора по МР МОУ

«СОШ р.п. Красный  Октябрь»

__________/_Т.П.Федорова/

«___»_________2014 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МОУ «СОШ р.п. Красный Октябрь»

_____________/В.А.Токорева/

Приказ № ___от «__»___2014г.

                                            РАБОЧАЯ     ПРОГРАММА

Федорчук Раисы Сергеевны, учителя высшей  кв. категории

по технологии  4  класса

                                                   2014 – 2015 уч.год

                                 Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения ;
  • «Фундаментального ядра содержания общего образования» (под редакцией В.В.Козлова, А.М.Кондакова);
  • Базисного учебного плана;
  • «Планируемых результатов начального общего образования» (под редакцией Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой);
  • «Примерных программ начального общего образования»;
  • Авторской программы Е.А. Лутцевой. Технология: программа: 1- 4 классы/Е.А.Лутцева. – М.: Вентана – Граф, 2013. -
  • Инструктивно-методического письма «О преподавании предметов в начальной школе в условиях перехода на ФГОС в Саратовской области в  2013 - 2014 учебном году».

  • Программа рассчитана на 34 часа , 1 час в неделю и обеспечена следующим методическим комплектом:
  • –Лутцева, Е. А., Технология: 4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений:– 4-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 160 с.: ил. – (Начальная школа XXI века)
  • – Лутцева, Е. А., Технология: 4 класс: Рабочая тетрадь к учебнику. –  М.: Вентана-Граф, 2013г. (Начальная школа XXI века).

         Цели обучения: во-первых, дать детям первоначальный опыт преобразовательной   художественно-творческой и технико-технологической деятельности, основанной на образцах духовно-культурного содержания и современных достижениях науки и техники, во-вторых, создать условия для самовыражения каждого ребенка в его практической творческой деятельности через активное изучение простейших законов создания предметной среды посредством освоения технологии преобразования доступных материалов и использования современных информационных технологий.

           В начальной школе  закладываются основы технологического образования, позволяющие во-первых, дать детям первоначальный опыт преобразовательной художественно-творческой и технико-технологической деятельности, основанной на образцах духовно-культурного содержания и современных достижениях науки и техники; во-вторых, создать условия для самовыражения каждого ребенка в его практической творческой деятельности через активное изучение простейших законов создания предметной среды посредством освоения технологии преобразования доступных материалов и использования современных информационных технологий.

        Уникальная предметно-практическая среда, окружающая ребенка, и его предметно-манипулятивная деятельность на уроках технологии позволяют успешно реализовать не только технологическое, но и  духовное, нравственное, эстетическое  и интеллектуальное развитие учащегося. Она является основой формирования познавательных способностей  младших школьников, стремления активно изучать историю духовно-материальной культуры, семейных традиций своего и других народов и уважительно к ним относиться, а также способствует формированию у младших школьников всех элементов учебной деятельности ( планирование, ориентировка в здании, преобразование. Оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи. Возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата).

        Данный курс носит интегрированный характер. Суть интеграции заключается в знакомстве с различными явлениями материального мира, объединенными общими, присущими им закономерностями, которые проявляются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации. Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» обеспечивает интеграцию знаний, полученных при изучении других учебных предметов (изобразительно искусства, математики, окружающего мира, русского (родного) языка, литературного чтения), и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика. Это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Изучение технологии в начальной  школе направлено на решение следующих задач:

  • Развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т.п), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструктивного мышления в частности);
  • Формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира (от открытия способов удовлетворения элементарных жизненных потребностей до начала технического прогресса и современных технологий), о взаимосвязи человека с природой (как источника не только сырьевых ресурсов. Энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов); о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
  • Формирование первоначальных конструкторско-технологических и организационно-экономических знаний, овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасного труда; приобретение навыков самообслуживания;
  • Овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки;
  • Использование приобретенных знаний о правилах создания предметной и информационной среды для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
  • Развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности; приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
  • Воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам. Умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважение к людям труда и культурному наследию – результатам трудовой деятельности предшествующих поколений.

   

Личностными результатами изучения технологии является воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций,  ценностных установок (внимательное и доброжелательное отношение к сверстникам, младшим и старшим, готовность прийти на помощь, заботливость, уверенность в себе, чуткость, доброжелательность, общительность, эмпия, самостоятельность, ответственность, уважительное отношение к культуре всех народов, толерантность, трудолюбие, желание трудиться, уважительное отношение к своему и чужому труду и результатам труда).

        Метапредметными результатами изучения технологии является освоение учащимися универсальных способов деятельности,  применимых в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях (умение принять учебную задачу или ситуацию, выделить проблему, составить план действий и применять его для решения практической задачи, осуществлять информационный поиск, необходимую корректировку в ходе практической реализации, выполнять самооценку результата).

        Предметными результатами изучения технологии являются  доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда мастера, художника, об основах культуры труда; элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.

Регулятивные УУД:

Обучающиеся получат первоначальный опыт организации собственной         творческой практической деятельности на основе: целеполагания и планирования предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий

самостоятельно формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД: 

Средством формирования познавательных УУД служит формирование функциональной грамотности, чтобы использовать знаково-символические средства и овладеть действием моделирования.

вычитывать все виды текстовой информации;

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

 В результате выполнения под руководством учителя коллективных и групповых работ, а также элементарных доступных проектов обучающиеся получат первоначальный опыт осуществления совместной продуктивной деятельности: распределение общего объёма работы, навыки сотрудничества и взаимопомощи, доброжелательного и уважительного общения со сверстниками и взрослыми.

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах, для формирования умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество, адекватно передавать информацию и условия деятельности в речи.

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

умение задавать вопросы.

        Содержание курса  рассматривается, прежде всего, как средство развития социально значимых личностных качеств каждого ребенка, формирования элементарных технико-технологических умений, основ проектной деятельности.  Сквозная идея содержания – внутреннее стремление человека к познанию мира, реализации своих жизненных и эстетических потребностей. Технология представлена как способ реализации жизненно важных потребностей людей, расширения и обогащения этих потребностей; влияние научных открытий (в частности, в области физики) на технический прогресс и технических изобретений на развитие наук (например, изобретение микроскопа и телескопа), повседневную жизнь людей, общественное сознание, отношение е природе. Особый  акцент – на результаты научно-технической деятельности человека  и на состояние окружающей среды, т.е. на  проблемы экологии. История развития материальной культуры перекликается с историей развития духовной культуры, которая в своей практической составляющей также по-своему технологична.

        Содержание курса целенаправленно отобрано, структурировано по двум основным содержательным линиям.

  1. Основы технико-технологических знаний и умений, технологической культуры

        Линия включает информационно-познавательную и практическую части и построена в основном по концентрическому принципу. В начальной школе осваиваются элементарные знания и умения по технологии обработки материалов (технологические операции и приемы разметки, разделения заготовки на части, формообразования, сборки, отделки), использованию техники в жизнедеятельности человека и т.д. Даются  представления об информации и информационных технологиях, энергии и способах ее получения и использовании, об организации труда, мире профессий и т.п.

        Концентричность в изучении материала достигается тем, что элементы технологических знаний и умений изучаются по принципу укрупнения содержательных единиц, каковыми являются прежде всего технологические операции, приемы и процессы, а также связанные с ними вопросы экономики и организации производства, общей культуры труда. От класса к классу школьники расширяют круг ранее изученных общетехнологических знаний, осваивая новые приемы, инструменты, материалы, виды труда.

  1. Из истории технологии

Линия отражает познавательную часть курса, имеет культурологическую направленность. Материал построен по линейному принципу и раскрывает общие закономерности и отдельные этапы практического (деятельностного) освоения человеком окружающего мира, создания культурной среды. Отражены некоторые страницы истории человечества – от стихийного удовлетворения насущных жизненных потребностей древнего человека к зарождению социальных отношений, нашедших свое отражение в целенаправленном освоении окружающего мира и создании материальной  культуры. Содержание линии раскрывает учащимся на уровне общих представлений закономерности зарождения ремесел (разделение труда), создания механизмов, использующих силу природных стихий (повышение производительности труда), изобретения парового двигателя и связанного с этим начала технической революции. Дается также представление о некоторых великих изобретениях человечества, породивших науки или способствовавших их развитию, о современном техническом прогрессе, его положительном и негативном влиянии на окружающую среду, особенно в экологическом плане. При этом центром внимания является человек, в первую очередь как человек-созидатель – думающий, творящий, стремящийся удовлетворить свои материальные и духовно-эстетические потребности и при этом рождающий красоту.

        Особенности представления материала:

  • Исторические события, явления, объекты изучаются в их связи с реальной окружающей детей  средой;
  • Преобразующая деятельность человека рассматривается в единстве и взаимосвязи с миром природы; раскрывается их взаимовлияние, как положительное, так и отрицательное, в том числе обсуждаются проблемы экологии;
  • Показано, что технологии практических работ из века в век остаются почти неизменными, особенно ручных, ремесленнических (разметка, вырезание, соединение деталей, отделка изделия);
  • Осуществляется знакомство с основными движущими силами прогресса, в том числе рассматриваются причины и закономерности разделения труда, этапы развития техники в помощь человеку и т.д.;
  • Подчеркивается, что творческая деятельность – естественная, сущностная потребность человека в познании мира и самореализации – проявляется, в частности, в изобретательстве, стимулирующем развитие производства или наук (физики, химии, астрономии, биологии, медицины).

Обе линии взаимосвязаны, что позволяет существенно расширить образовательные возможности предмета, приблизить его к окружающему миру ребенка в той части, где человек взаимодействует с техникой, предметами быта, материальными продуктами духовной культуры, и представить освоение этого мира как непрерывный процесс в его историческом  развитии.

        В программе эти содержательные линии представлены четырьмя разделами:

  1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание.
  2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.
  3. Конструирование и моделирование.
  4. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере).

Освоение предметных знаний и приобретение умений, формирование метапредметных основ деятельности и становление личностных качеств осуществляются в течение всего периода обучения. В содержание включаются задания  на развитие основ творческой деятельности. Учтены также требования адаптационного периода: освоение материала курса в течение первых недель обучения осуществляется в процессе экскурсий, прогулок, игр на воздухе.

В 3 и 4классах освоение предметных знаний и умений осуществляется посредством переноса известного в новые ситуации, на первый план выходит развитие коммуникативных и социальных качеств личности, а также развитие основ творческой деятельности, высшая форма которой - проект.

        Национальные и региональные традиции реализуются через наполнение познавательной части курса и практических работ содержанием, реальные исторические объекты (сооружения) и изделия, по тематике связанные с ремеслами и промыслами народов, населяющих регион.

        Материал учебников и рабочих тетрадей, реализующих данную программу, представлен таким образом, что позволяет учителю на основе учебных тем составить учебную программу внеурочного занятия (факультатива).

        Методическая основа курса – организация  максимально продуктивной творческой деятельности детей начиная с 1 класса. Репродуктивно осваиваются только технологические приемы и способы. Главная задача курса  - научить учащихся добывать знания и применять их в своей повседневной жизни, а также пользоваться различного рода источниками информации. Для этого необходимо развивать рефлексивные способности, умение самостоятельно двигаться от незнания к знанию. Этот путь идет через осознание того, что известно и неизвестно, умение формулировать проблему, намечать пути ее решения, выбирать одних из них, проверять его, оценивать полученный результат, а в случае необходимости повторить попытку до получения качественного результата.

        Основные методы, реализующие развивающие идеи курса,- продуктивные (включают в себя наблюдения, размышления, обсуждения, открытия новых знаний, опытные исследования предметной среды ит.п.). С их помощью учитель ставит каждого ребенка в позицию субъекта своего учения, т.е. делает ученика активным участником процесса познания мира. Для этого урок строится так, чтобы в первую очередь обращаться к личному опыту учащихся, а учебник использовать для дополнения этого опыта научной информацией с последующим обобщением и практическим освоением приобретенной информации.

        При таком подходе результатом освоения содержания курса становится не только усвоение заложенных в программе знаний, качественное выполнение практических и творческих работ, но и личностные изменения каждого ученика в его нравственном, духовном, социальном развитии.

        Для обеспечения качества практических работ (предметные результаты обучения) предусмотрено выполнение пробных поисковых, тренировочных упражнений, направленных на освоение необходимых технологических приемов и операций, открытие конструктивных особенностей изделий. Упражнения предваряют изготовление предлагаемых изделий, помогают наглядно и практически искать оптимальные технологические способы и приемы и тем самым являются залогом качественного выполнения целостной работы. Их необходимо выполнять на этапе поиска возможных вариантов решения конструкторско-технологической или декоративно-художественной проблемы, выявленной в результате анализа предложенного образца изделия.

        Развитие творческих способностей как части метапредметных результатов обучения обеспечивается стимулированием учащихся к поиску и самостоятельному решению конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач, опорой на личный опыт учащихся, иллюстративный материал, систему вопросов и заданий, активизирующих познавательную поисковую (в том числе проектную) деятельность. На этой основе создаются условия для развития у учащихся умений наблюдать, сравнивать, вычленять известное и неизвестное, анализировать свои результаты и образцы профессиональной деятельности мастеров, искать оптимальные пути решения возникающих эстетических, конструктивных и технологических проблем.

        Развитие духовно-нравственных качеств личности, уважения к наследию и традициям народа своей страны и других стран обеспечивается созерцанием и обсуждением художественных образцов культуры, а также активным включением в доступную художественно-прикладную деятельность на уроках и во время внеурочных занятий.

        Деятельность учащихся на уроках первоначально носит в основном индивидуальный характер с постепенным увеличением доли групповых и коллективных работ обобщающего характера, особенно творческих. Начиная со 2 класса дети постепенно включаются в доступную элементарную проектную деятельность, которая направлена на развитие творческих качеств личности, коммуникабельности, чувства ответственности, умения искать и пользоваться информацией. Эта деятельность предполагает приобщение учащихся к активному познавательному и практическому поиску: от выдвижения идеи и разработки замысла изделия (до практической реализации задуманного. Тематику проектов предлагает учитель либо выбирают сами учащиеся после изучения отдельных тем или целого тематического блока.  В зависимости от сложности темы творческие задания (творческие проекты) могут носить индивидуальный или коллективный характер.

Основные требования к уровню подготовки обучающихся  в результате обучения в  4 классе

К концу обучения в 4 классе обучающиеся должны:

иметь представление:

  • о современных направлениях научно – технического развития в своей стране и мире, истории их зарождения;
  • о положительном и отрицательном влиянии современной деятельности человека на природу;
  • о глобальных проблемах экологии и роли человека в сохранении природной среды, предотвращении экологических и техногенных катастроф;
  • об отдельных элементарных аспектах экономических знаний;
  • о понятиях технический прогресс, наука, экономика, экология, энергетика, дизайн, компьютер, селекция и др.

знать:

  • современные профессии, появившиеся в 20 -21 веке и связанные с изученным содержанием;
  • технические изобретения 20 века, вошедшие  в нашу повседневную жизнь;
  • название основных частей персонального компьютера и их назначение;
  • основные требования дизайна к конструкциям, изделиям, сооружениям;
  • названия и свойства материалов, используемых в работах учащихся;
  • этапы технологического процесса и их особенности в зависимости от свойств материалов;
  • петельную, крестообразную строчки и их варианты;
  • луковичный и клубневый способы размножения растений.

уметь:

  • определять конструктивные и технологические особенности предложенных для изготовления изделий или выбранных самостоятельно;
  • подбирать и применять рациональные конструктивные решения и технологические приемы изготовления изделий в каждом конкретном случае;
  • эстетично оформлять изделия;

Календарно-тематическое планирование.

4 класс

урока

Кол.

часов

по разделу

Темы урока

Дата

Практикум

Планиру-емая

Реализу-емая

Современное производство.

1

1ч.

Штучное и массовое.

Изготовление летней шапочки.

2

1ч.

От мастерской ремесленника к промышленному комбинату. Быстрее, больше.

3

1ч.

Что такое научно-технический прогресс. Научно-технический прогресс.

Современное производство.

4

1ч.

Как люди совершают открытия.

5

1ч.

Как работает современный завод

6

1ч.

Какие бывают двигатели.

Материалы для современного производства.

7

1ч.

Что изготавливают из нефти.

Черное золото. Как добывают нефть и газ

8

1ч.

Проблемы экологии.

9

1ч.

Что такое предприятия высокой технологии. Новые технологии в земледелии и животноводстве.

10

1ч.

Природоохранные и сельскохозяйственные технологии.

11

1ч.

Агротехнические приемы выращивания луковичных растений

12

1ч.

Чудеса в саду и огороде.

13

1ч.

Деятельность человека в поиске и открытии пищевых технологий.

14

1ч.

Цветочная сказка.

Жилище человека

15

1ч.

О чём рассказывает дом. Дом для семьи

16

1ч.

Какие бывают города.

Как дом стал небоскребом.

17

1ч.

Города будущего

18

1ч.

Проверь себя.

Дизайн

19

1ч.

Что такое дизайн. Его роль и место в современной проектной деятельности.

20

1ч.

Этапы создания дизайна технического изделия.

21

1ч.

Дизайн рекламной продукции.

22

1ч.

Дизайн интерьера и ландшафта. Дизайн и маркетинг.

23

1ч.

Дизайн одежды. Пять задач дизайнера – модельера.

24

1ч.

Отделка одежды.

25

1ч.

Аксессуары в одежде.

26

1ч.

Проверь себя

Компьютерный мир.

27

1ч.

Что такое компьютер?

28

1ч.

Современный информационный мир и информационные технологии.

29

1ч.

Что умеют компьютеры.

30

1ч.

Как создать документ.

31

1ч.

Файлы и папки. Создание текстов.

32

1ч.

Форматирование текста. Как вставить картинку в документ.

33

1ч.

Создание таблиц.

34

1ч.

Проверь себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 5 класс, авторы А.Н.Майков; А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая

Составлена на основе:1.     Днепров Э.Д.,  Аркадьев А.Г. Примерная  программа  по всеобщей истории. Сборник нормативных документов по истории. стр.___2....

Рабочая программа 7 класс автор Телековский

Планирование рабочей программы в 7-ом классе...

рабочая программа . 5 класс . автор: Виленкин Н.Я.

рабочая программа содержит: пояснительную записку, цели и задачи курса математики 5 класса, основные требования к учащимся, календарное планирование...

Рабочая программа 8 класс автор А.И. Алексеев

Рабочая программа по географии для 8 класса по учебнику А.И. Алексеева составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования...

рабочая программа 7 класс автор ладыженская

Рабочая программа 7 класс автор ладыженская...

рабочая программа 4 класс автор Верещагина И.Н. Афанасьева

рабочая программа 4 класс   автор Верещагина И.Н. Афанасьева...

рабочая программа 5 класс автор Верещагина И.Н. Афанасьева

рабочая программа 5 класс   автор Верещагина И.Н. Афанасьева...