Авторска программа кружка " Ручная вышивка"
элективный курс по технологии (5 класс) по теме

Егорова Полина Александровна

Учебная программа по курсу ручной вышивки является программой учебной направленности. Кнцепция программы:  возрождение народного творчеств, развитие интереса и творческих возможностей детей. Программа расчитана на 2 года, возраст детей 5-8 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avtorskaya_programma_kruzhka_.doc149 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная

образовательная программа

объединения “Ручная вышивка”

возраст детей: 5-8 класс

срок реализации программы: 2 года

                                                                                             Автор: Егорова                                                                                            

                                                                                             Полина Александровна

                                                                                     

Пояснительная записка.

   Учебная программа по курсу ручной вышивки является программой художественной направленности. Концепция программы: возрождение народного творчества, развитие интереса и творческих возможностей детей.

   Вышивка одно из самых древних видов декоративно-прикладного творчества, которое присуще многим народам. В древние времена вышивка являлась источником дохода, средством украшения жилища и досугом для людей.

    На сегодняшний день, когда велик процент безработицы, растет численность проблемных подростков, есть необходимость помогать реализовать детям свое свободное время с максимальной пользой для них. Занятия ручной вышивкой как нельзя лучше помогает в этом.

   Вышивка помогает развить моторику рук, а от такого как она развита, зависит и мыслительная активность учеников. Способствует получению навыков, которые в дальнейшем могут быть применены в повседневной жизни ( выполнение швов, аккуратность, уход за изделиями и т.д.). При вышивании могут быть использованы межпредметные связи:

1. Экономика. Расчет ткани, необходимого количества ниток, себестоимость      

    изделия.

2. Математика. При выполнении счетных вышивок расчет выдергиваемых

    нитей, расчет местоположения рисунка по счету нитей.

3. Дизайн. Правильное сочетание фактур, цвета, рисунка и техники.

    Курс ручной вышивки так же может способствовать и самоопределению ребенка в дальнейшей профессиональной деятельности, а так же успешному поступлению в ВУЗы с творческим уклоном.

   Цель программы: воспитание творчески активной личности, уважающей традиции своего народа.

   Задачи:

1.  Познакомить с особенностями вышивки народов.

2.  Научить пользоваться различными инструментами и приспособлениями

    для вышивания.

3.  Познакомить с различными техниками вышивания и научит их выполнять.

4.  Научить ухаживать за вышитыми изделиями.

5.  Научить применять декоративно-прикладное искусство в повседневной

    жизни.

6.  Развивать творческие способности детей.

7.  Развивать мелкую моторику.

8.  Развивать цветовое восприятие.

9.  Воспитывать усидчивость, аккуратность, трудолюбие.

10. Формировать эстетическое отношение к труду.

11. Воспитывать чувство коллективизма.

12. Воспитывать чувство уважения к творческому наследию своего народа.

13. Воспитывать чувство взаимопомощи в коллективе.

   При выполнение творческих работ дети осваивают технологические приемы, включаются в решение задач, направленных на создание изделия.

   Планируется обучать детей в возрасте от 10 до 15 лет вне зависимости  от их социального положения, что поможет детям адаптироваться в разновозрастном коллективе.

   Программа рассчитана на 2 года обучения из расчета 4 часа в неделю, при этом ученики могут самостоятельно заниматься дома по рекомендациям педагога.

   Результатами должны стать готовые изделия, выполненные учениками по программе; участие детей в различных конкурсах декоративно-прикладного творчества.

Методическое обеспечение.

В зависимости от цели и содержания занятия используются следующие методы:

1.Словесные: рассказ, беседа, инструктаж.

2.Объяснительно-иллюстративные: показ упражнений, демонстрация таблиц,    инструкционных карт, готовых изделий, образцов.

3.Практические: графические работы (рисунки, эскизы, разметка ткани), упражнения для закрепления приобретенных умений и навыков, выполнение изделий.

4.Поисковые: выбор и построение композиции, подбор цвета, фактур.

5.Самоконтроля.

   При этом используются принципы доступности, последовательности, креативности.

   Основной деятельностью на занятиях является практическая работа по вышивке, разработка и выполнение изделий.

   Учебно-наглядными пособиями на занятиях являются: образцы вышивок в разных техниках, журналы, альбомы, рисунки, схемы, готовые изделия, выполненные учениками.

   Материалы и инструменты, необходимые на занятиях: ткани полотняного переплетения (лен, бязь, двунитка и др.), нитки ”мулине” разных цветов, ручные иглы для вышивания №1 и №2, ножницы для ткани и ниток, пяльцы круглые диаметром 10-25см, калька и копировальная бумага, простые карандаши, наперсток, миллиметровая бумага, портновские булавки, колышек костяной или деревянный.

   После изучения каждого раздела рекомендуется проводить выставку творческих работ на базе образовательного учреждения.

Учебно-тематический план первого года обучения.

112 часов (4часа в неделю).

№п/п

Тема

Количество часов

Теория

Практика

1

Введение в вышивку. Цветоведение.

3

3

____

2

Простейшие швы. Выполнение изделия по выбору.

8

1

7

3

Окончательная обработка вышитых изделий.

2

1

1

4

Композиция. Составление рисунков для изделий определенного вида.

2

1

1

5

Контроль по простейшим швам. Вышивание на изделиях своих композиций.

11

1

10

6

Значение полотенца. Обряды, связанные с полотенцем.

1

1

____

7

Вышивание полотенец тамбурным швом.

21

1

20

8

Атласная, цветная гладь. Вышивание  платочка.

6

        

1

5

9

Контроль по атласной, цветной глади. Вышивание изделий по выбору: салфетка, скатерть, наволочка, дорожка.

14

1

13

10

Владимирский верхошов. Вышивание салфетки.

7

1

6

11

Английская гладь. Вышивание салфетки.

10

1

9

12

Выполнение годового изделия по выбору. Техники совмещены.

22

2

20

13

Отчетная выставка.

5

3

2

Итого:                                                         112                        17                   95        

Содержание программы первого года обучения.

1. Введение в вышивку. Цветоведение.

Задачи: 1. Познакомить учащихся с историей вышивального искусства и различными техниками вышивания.

2. Рассказать о необходимых материалах и приспособлениях.

3. Познакомить с различными способами перевода рисунков.

4. Дать понятие о цвете, о цветовых сочетаниях, о цветах, присущих северным вышивкам и о правильном подборе цветов.

5. Привить интерес к вышивальному искусству.

Методы: 1.Словесные: беседа, рассказ.

2. Наглядные: демонстрация необходимых инструментов и приспособлений, демонстрация готовых изделий, экскурсия в “Русскую избу”.

Средства обучения: копировальная бумага, калька, портновские булавки, нитки “мулине”, рисунки, образцы швов, готовые изделия, таблицы цветовых сочетаний, готовые рисунки.

План:1.Инструктаж по технике безопасности при работе с иголками, булавкам и ножницами.

2. Рассказ  об истории вышивального искусства и различных техниках вышивания.

3. Демонстрация образцов различных швов.

4. Обсуждение  необходимых инструментов и материалов, способов их подбора.

5.Рассказ о правилах перевода рисунка на ткань через копировальную бумагу.

6. Демонстрация перевода рисунка данным способом.

7. Рассказ о нитках “мулине” , о способе их разматывания, демонстрация.

8. Рассказ о цветовых сочетаниях, о цветах, присущих вышивке в технике русских швов.

9. Демонстрация готовых изделий.

10. Просмотр готовых рисунков в технике простейших швов и выбор рисунка для дальнейшей работы.

11. Запись необходимых материалов и инструментов для следующего занятия: основа для вышивки(ткань) салфетка, наволочка, детская одежда, копировальная бумага, калька, портновские булавки, простой карандаш, пяльца, ручные иглы №1,2,ножицы, нитки “мулине” трех-четырех цветов, наперсток.

12. Экскурсия в “Русскую избу”.                        

2. Простейшие швы. Выполнение изделия по выбору.

Задачи: 1. Научить пользоваться основными инструментами.

2. Научить правильно закреплять нить.

3. Научить выполнять простейшие швы.

4. Развивать творческий подход к применению данных швов в быту, в украшении одежды и т.д.

5. Воспитывать усидчивость, аккуратность, самостоятельность.

Методы: 1. Словесные: вводный инструктаж, рассказ.

2. Наглядные: демонстрация упражнений, образцов швов.

3. Практические: перевод рисунка, закрепление нити на ткани, выполнение вышивки.

Средства обучения: ткань, копировальная бумага, калька, портновские булавки, простой карандаш, пяльца, иглы, наперсток,ножницы, готовые рисунки, образцы швов.

План: 1. Повторение правил техники безопасности.

2. Перевод рисунка на ткань.

3. Демонстрация правильного закрепления нити на ткани.

4. Самостоятельное закрепление нити на ткани учениками.

5. Поэтапная демонстрация выполнения каждого из швов.

6. Самостоятельная работа учеников: вышивание.

   Ученики вышивают рисунки, выбранные ими на прошлом занятии. “Холст” для вышивания определяется учеником самостоятельно:  это может быть готовая салфетка, наволочка, детская распашонка и т.д. В ходе занятия осуществляется индивидуальный подход к каждому учащемуся ( объяснение техники, повторный показ, объяснение ошибок и недочетов, способов их ликвидации). По окончании необходимо обязательно похвалить каждого ученика за проделанную работу, за его терпение для того, чтобы в дальнейшем не отбить желание заниматься данным видом декоративно-прикладного творчества.

3. Окончательная обработка вышитых изделий.

Задачи: 1. Научить учащихся правильно осуществлять окончательную обработку вышитых изделий и уход за ними.

2. Развивать навыки самостоятельности.

3. Воспитывать аккуратность, чувство ответственности, бережное отношение к вещам, уважение к своему и чужому труду.

Методы: 1. Словесные: рассказ, беседа.

2. Наглядные: показ изделия до и после окончательной обработки.

3. Практические: выполнение учащимися окончательной обработки своего изделия.

Средства обучения: готовое изделие, ножницы, иллюстрации.

План: 1. Рассказ о технологии окончательной отделки вышитых изделий.

2. Рассказ о различных средствах, применяемых при окончательной отделке вышитых изделий.

3. Рассказ о правилах ухода за вышитыми изделиями.

4. Демонстрация некоторых этапов окончательной отделке вышитых изделий.

5. Составление технологической карты по окончательной отделке вышитых изделий.

6. Самостоятельная работа учащихся по окончательной отделке вышитых изделий.

  Так как основную часть технологических операций по окончательной отделке вышитых изделий учащиеся выполняют дома, необходимо провести подробный инструктаж. Отпуская учащихся с занятия необходимо дать им напутственные пожелания о том, что у них обязательно все получится если они будут действовать в соответствии с технологической картой.

4. Композиция. Составление рисунков для изделий определенного вида.

Задачи: 1. Научить учащихся сочетать простейшие швы в одном изделии.

2. Развить абстрактное  мышление учащихся.

3. Развить творческое воображение.

4. Воспитывать терпение и усидчивость.

Методы: 1. Словесные: объяснение.

2. Наглядные: демонстрация образцов.

3. Практические: составление рисунка.

Средства обучения: бумага формата А4, цветные карандаши.

План: 1. Объяснить ученикам содержание занятия. Необходимо создать необычный рисунок  для определенного изделия (для прихватки придумать необычную форму и заполнить ее пространство узорами, которые могут быть выполнены простейшими швами)

2. Рассказ о возможных вариантах “употребления” того или иного шва.

3. Демонстрация одного-двух образцов (примеров).

4. Самостоятельная работа учащихся.

5. Обсуждение работ.

 6. Определение необходимых инструментов и материалов для следующего занятия.

5. Контроль по простейшим швам. Вышивание на изделиях своих композиций.

Задачи: 1. Совершенствовать навыки по выполнению простейших  швов.

2. Развивать внимание, способность концентрироваться.

3. Воспитывать ответственность, аккуратность, усидчивость.

Методы: 1. Словесные: беседа.

2. Практические: выполнение вышивки.

Средства обучения: инструменты и материалы для вышивания.

План: 1. Объяснение работы, которую необходимо выполнить.

2. Перевод рисунка на ткань.

3. Выполнение вышивки.

4. Окончательная отделка изделия.

5. Анализ проделанной работы.

   Контроль ориентирован на совершенствование навыков выполнения простейших швов, но ни в коем случае не на оценивание усвоенного.

6. Значение полотенца. Обряды, связанные с полотенцем.

Задачи: 1.Познакомить учащихся с историей полотенца, его предназначением.

2. Познакомить учащихся с обрядами, связанными с полотенцем и его местом в этих обрядах (символика).

3. Приобщить учащихся к культуре и традициям своего народа.

4. Воспитывать чувство патриотизма, эстетического отношения к труду.

Методы: 1. Словесные: рассказ, беседа.

2. Наглядные: демонстрация иллюстраций и полотенец.

Средства обучения: готовые полотенца, иллюстрации полотенец.

План: 1. Рассказ о полотенце и его роли на Руси.

2. Рассказ об обрядах, связанных с полотенцем.

3. Значение полотенца в наши дни.

4. Демонстрация вышитых полотенец.

5. Обсуждение нового материала.

6. Выбор учащихся рисунка для полотенец.

7. Определение техники, необходимых инструментов и материалов для вышивания выбранного рисунка.

7. Вышивание полотенца тамбурным швом.

Задачи: 1. Закрепление и совершенствование навыков выполнения тамбурного шва.

2. Научить учеников как можно ярче выражать в вышивке традиции и назначение определенного обряда.

3. Развивать творческий подход в оформлении повседневных вещей.

4. Воспитывать аккуратность, усидчивость, терпимость.

Методы: 1.Словесные: вводный и текущий инструктаж.

2. Практические: перевод рисунка на ткань, выполнение  вышивки.

Средства обучения: материалы и приспособления, необходимые для вышивания.

План: 1. Рассказ об особенностях, которые необходимо соблюдать при выполнении вышивки на полотенцах.

2. Перевод рисунка на ткань.

3. Выполнение вышивки.

4. Окончательная обработка изделия.

5. Подведение итогов проделанной работы.

   Для большего приобщения учеников к традициям и обычаям, а так же для создания соответствующей атмосферы, во время занятий можно ставить аудио записи народного фольклора. Учитывая имеющиеся у учащихся навыки, рекомендуется не брать узоры, требующие “подзора”, а так же обработку края производить дома вместе с родителями.

8. Атласная, цветная гладь. Вышивание  платочка. 

Задачи: 1. Познакомить учащихся с историей атласной, цветной глади, их особенностями и различиями.

2. Научить учащихся вышивать в этих техниках.

3. Научить учащихся применять данный вид вышивки в повседневной жизни.

4. Закрепить навыки  подбора и сочетания цветов в одной композиции.

5. Развивать творческий подход к применению атласной, цветной глади.

6. Воспитывать аккуратность, усидчивость, чувство прекрасного.

Методы: 1. Словесные: рассказ, беседа, инструктаж.

2. Наглядные: демонстрация образцов, показ упражнений.

3. Практические: выполнение вышивки.

Средства обучения: образцы вышивок, материалы и приспособления для вышивания.

План: 1. Рассказ об истории атласной и цветной глади.

2. Рассказ об особенностях каждой из них и различиях.

3. Рассказ о применении данной вышивки на Руси и в современном мире (платок).

4. Демонстрация различных изделий, вышитых атласной и цветной гладью.

5. Обсуждение  нового материала.

6. Выбор рисунка для вышивания платочка.

7. Перевод рисунка на ткань.

8. Рассказ о технике выполнения данной вышивки.

9. Показ упражнений.

10. Выполнение вышивки (текущий инструктаж).

11.Окончательная обработка изделия.

12. Подведение итогов.

9. Контроль по атласной, цветной глади. Вышивание изделий по выбору: салфетка, скатерть, наволочка, дорожка.

Задачи: 1. Закрепить навыки работы в технике атласной, цветной глади.

2. Развивать творческий подход к оформлению повседневных вещей.

3. Воспитывать аккуратность, терпение, уважение к труду.

Методы: 1. Словесные: беседа, вводный инструктаж.

2. Наглядные: образцы вышитых изделий данного вида.

3. Практические: выбор рисунка, перенос рисунка на ткань, выполнение вышивки.

Средства обучения: готовые  рисунки, образцы изделий, материалы и инструменты для вышивания.

План: 1.Рассказ о предстоящей работе.

2. Демонстрация готовых изделий.

3. Повторение особенностей работы в этих техниках (рисунок, сочетание цвета и т.д.).

4. Выбор рисунков.

5. Перенос рисунка на ткань.

6. Выполнение вышивки.

7. Окончательная обработка изделия.

10. Владимирский верхошов. Вышивание салфетки.

Задачи: 1. Познакомить учащихся с историей и традициями, связанными с этим швом.

2. Познакомить с особенностями этого шва.

3. Научить учащихся вышивать в данной технике.

4. Показать варианты применения данной вышивки.

5. Развивать навыки  работы в данной технике.

6. Воспитывать уважение к традициям .

7. Воспитывать терпение, трудолюбие.

Методы: 1. Словесные: рассказ, беседа, инструктаж.

2. Наглядные: рисунки, журналы, образцы готовых изделий.

3. Практические: выбор рисунка, перенос его на ткань, выполнение вышивки.

Средства обучения: рисунки, журналы, образцы, инструменты и приспособления для вышивания.

План: 1. Рассказ об истории данного шва и традициях и обрядах, связанных с ним.

2. Рассказ о символике узоров, характерных для данного шва.

3. Рассказ о цветовых сочетаниях, характерных для данного шва.

4. Рассказ об особенностях техники выполнения шва.

5. Показ упражнений.

6. Демонстрация готовых изделий.

7. Выбор рисунков учащимися.

8. Перенос рисунка на ткань.

9. Выполнение вышивки.

10. Окончательная обработка изделия.

11. Анализ проделанной работы.

   При необходимость, показ упражнений можно повторить. Осуществляется индивидуальный подход к каждому учащемуся.

11. Английская гладь. Вышивание салфетки.

Задачи: 1. Познакомить учащихся с историей возникновения Английской глади и особенностью ее выполнения.

2. Научить учащихся работать в этой технике.

3. Закрепить навыки выполнения фестонного шва.

4. Воспитывать аккуратность.

Методы: 1. Словесные: рассказ, беседа.

2. Наглядные: образцы, поэтапная технология выполнения.

3. Практические: перевод рисунка, выполнение вышивки.

Средства обучения: наглядные пособия, образцы, материалы и приспособления для вышивания.

План: 1. Рассказ об истории возникновения Английской глади и особенностях ее выполнения.

2. Показ поэтапного выполнения данной вышивки.

3. Демонстрация готовых изделий.

4. Просмотр и выбор рисунков

5. Обсуждение всего вышесказанного.

6. Выбор цвета.

7. Перенос рисунка на ткань.

8. Выполнение вышивки ( текущий инструктаж).

9. Окончательная обработка изделия.

10. Анализ выполненной работы.

12. Выполнение годового изделия по выбору. Техники совмещены.

Задачи: 1. Закрепить полученные навыки работы в различных техниках.

2. Научить учащихся сочетать различные виды вышивок в одном изделии.

3. Развивать творческий подход к оформлению изделий и цветовому сочетанию.

4. Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность.

Методы: 1.Словесные: рассказ, беседа.

2. Практические: перенос рисунка, выполнение вышивки.

Средства обучения: готовые рисунки, материалы и инструменты для вышивания.

План: 1. Объяснение предстоящей работы.

2. Рассказ о возможных сочетаниях техники.

3. Обсуждение вышеизложенного.

4. Выбор рисунка, определяемых техник и цветовых сочетаний.

5. Перенос рисунка на ткань.

6. Выполнение вышивки.

7. Окончательная обработка изделия.

8. Обсуждение работ.

13. Отчетная выставка.

Задачи: 1.Подвести итоги изученного.

2. Научить оформлять изделия для выставки.

Методы: 1. Словесные: беседа.

2. Наглядные: показ.

3. Практические: подготовка изделий, оформление выставки.

Средства обучения: готовые изделия учащихся

План: 1. Рассказать учащимся о назначении выставки.

2. Рассказать о различных способах оформления выставок (тематические, по выполненной технике).

3. Рассказ об этапах оформления выставки.

4. Самостоятельная работа учащихся по подготовке изделий.

5. Совместная работа учителя и учащихся по оформлению выставки.

6. Подведение итогов за год.

Учебно-тематический план второго года обучения.

112 часов (4часа в неделю).

№п/п

Тема

Количество часов

Теория

Практика

1

Повторение. Вышивание изделия по выбору.

7

1

6

2

Счетные техники.

3

3

___

3

Крест. Вышивание салфетки.

9

2

7

4

Мережки (простые, сложные). Оформление вышитой салфетки.

12

2

 

10

5

Роспись. Вышивание платочка.

8

1

7

6

Вышивание изделия по выбору (техника по выбору)

10

1

9

7

Контроль по счетным техникам вышивания. Изделие по выбору.

16

1

15

8

Ришелье. Вышивание салфетки.

16

2

14

9

Контроль по ришелье. Вышивание скатерти.

26

1

25

10

Отчетная выставка.

5

3

2

Итого:                                                            112

Содержание программы второго года обучения.

1. Повторение. Вышивание изделия по выбору.

Задачи: 1. Повторить и закрепить техники вышивания, изученные в прошлом году.

Методы: 1. Словесные: беседа, рассказ, инструктаж.

2. Практические: выбор рисунка, перевод рисунка на ткань, выполнение вышивки.

Средства обучения: материалы и инструменты для вышивания, готовые рисунки.

План: 1. Повторение правил техники безопасности при работе с иголками, булавками и ножницами.

2. Объяснение учащимся предстоящей работы.

3. Подбор рисунков.

4. Перенос рисунка на ткань.

5. Выполнение вышивки.

6. Окончательная обработка изделия.

7. Обсуждение.

При необходимости в течении работы проводится текущий инструктаж. Индивидуальная работа с учащимися.

2. Счетные техники.

Задачи: 1. Познакомить учащихся со счетным вышивками: виды, назначения, особенности техники выполнения.

2. Развить кругозор учащихся в области вышивки, ее повседневном назначении.

3. Развить интерес к счетным техникам.

4. Воспитывать уважения к традициям своего народа.

Методы: 1. Словесные: рассказ, беседа.

2. Наглядные: рисунки, образцы вышивок в различных техниках.

Средства обучения: рисунки, образцы вышивок.

План: 1. Рассказ о разных видах счетной вышивки.

2. Рассказ о традициях и обрядах, связанных с каждым видом.

3. Рассказ о технологии выполнения каждого из видов.

4. Обсуждение изложенного материала.

5. Выводы делаются вместе с учащимися: в чем отличия, особенности и т.д.

6. Запись необходимых материалов и инструментов для следующего занятия: канва, миллиметровая бумага, карандаш, пяльца, иголки, нитки ‘мулине’.

3. Крест. Вышивание салфетки.

Задачи: 1. Научить учащихся вышивать крестом.

2. Развивать внимания.

3. Развить навыки составления рисунка.

4. Воспитывать усидчивость, терпение.

Методы: 1. Словесные: рассказ, инструктаж.

2. Наглядные: рисунки, образцы вышивок.

3. Практические: перенос рисунка, выполнение вышивки.

Средства обучения: материалы и инструменты для вышивания, рисунки, образцы вышивок.

План: 1. Рассказ о технологии выполнения вышивки крестом, особенностей.

2. Рассматривание рисунков, их особенностей.

3. Разработка собственного рисунка с использованием готовых.

4. Выполнение вышивки своего рисунка( текущий инструктаж).

5. Окончательная обработка изделия.

6. Подведение итогов.

4. Мережки (простые, сложные). Оформление вышитой салфетки.

Задачи: 1. Познакомить учащихся с разновидностями мережки.

2. Научить учащихся выполнять мережку.

3. Развить умение сосредотачиваться.

4. Воспитывать усидчивость, терпение.

Методы: 1. Словесные: рассказ, беседа.

2. Наглядные: образцы вышивок, демонстрация упражнений.

3. Практические: разметка на ткани, вышивание.

Средства обучения: материалы и инструменты для вышивок, образцы вышивок.

План: 1. Демонстрация выполнения  каждой из видов мережки.

2. Разметка на ткани.

3. Вышивание на салфетках, вышитых крестом(оформление), (текущий инструктаж).

4. Обсуждение результатов, выявление ошибок и их причин.

5. Роспись. Вышивание платочка.

Задачи: 1. Познакомить учащихся с особенностями техники выполнения росписи.

2. Научить учащихся работать в этой технике.

3. Научить учащихся применять данный вид вышивки в повседневной жизни.

4. Развивать кругозор в области техник вышивания.

5. Развивать способность мыслить последовательно.

6. Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность.

Методы: 1. Словесные: рассказ, беседа, инструктаж.

2. Наглядные: пошаговые образцы выполнения вышивки, образцы готовых изделий.

3. Практические: перенос рисунка на ткань, выполнение вышивки.

Средства обучения: рисунки, образцы, материалы и инструменты для вышивания.

План: 1. Рассказ о способах применения данной вышивки в быту.

2. Рассказ об особенностях выполнения этой вышивки (изнанка).

3. Пошаговая демонстрация выполнения вышивки (образец) с подробным объяснением.

4. Рассказ об особенностях построения рисунков для этой техники, подбор рисунков.

5. Перенос рисунка на ткань.

6. выполнение вышивки. При необходимости текущий инструктаж.

7. Окончательная обработка изделия.

8. Самоанализ проделанной работы.

6. Вышивание изделия по выбору (техника по выбору)

Задачи: 1. Создать для учащихся обстановку релаксации.

2. Закрепить полученные знания и умения.

3. Развить творческие способности.

4. Воспитывать аккуратность и трудолюбие.

Методы: 1. Словесные: беседа.

2. Практические: выбор рисунка, перенос его на ткань, вышивание.

Средства обучения: готовые рисунки, материалы и инструменты для вышивания.

План: 1. Предложить ученикам вышить то, что им хочется.

2. Предложить разнообразные рисунки.

3. Самостоятельная работа учащихся (по необходимости инструктаж).

   Это занятия предусмотрено как “релаксирующее”,  так как счетные техники требуют повышенного внимания, точности и напряжения. Рекомендуется предложить ученикам выбрать то  изделие и технику, которые им больше всего нравятся. Не рекомендуется подводить итоги или проводить самоанализ, так как работа главная цель работы – расслабление и получение морального удовлетворения.

7. Контроль по счетным техникам вышивания. Изделие по выбору.

Задачи: 1. Закрепить навыки работы в счетных техниках.

2. Научить учащихся соизмерять свои возможности.

3. Воспитывать ответственность, аккуратность, усидчивость.

Методы: 1. Словесные: беседа.

2. Практические: побор рисунка, вышивание.

Средства обучения: рисунки, материалы и приспособления для вышивания.

План: 1. Объяснение стоящей перед учащимися задачи.

2. Выбор учащимися техники и рисунка.

3. Индивидуальные беседы с учащимися по технологии выполнения выбранной ими вышивки.

4. Подготовка к вышивке.

5. Выполнение вышивки.

6. Окончательная обработка изделия.

7.  Подведение итогов.

8. Ришелье. Вышивание салфетки.

Задачи: 1. Познакомить учащихся с историей возникновения этого вида вышивки.

2. Научить работать в этой технике.

3. Развивать художественный вкус.

4. Воспитывать чувство “прекрасного”, аккуратность, уважение к труду своему и чужому.

Методы: 1. Словесные: рассказ, беседа, инструктаж.

2. Наглядные: иллюстрации, образцы готовых изделий, пошаговые образцы.

3. Практические: перенос рисунка, выполнение вышивки.

Средства обучения:  материалы и инструменты для вышивания, рисунки, образцы, музыкальное сопровождение.

План: 1. Рассказ об истории происхождения данного вида вышивки.

2. Демонстрация готовых изделий.

3. Рассказ  с одновременной демонстрацией пошагового выполнения вышивки (ее особенности, сходства с другими и т.д.).

4. Рассказ об особенностях рисунков и композиций для этого вида вышивания.

5. Подбор рисунков.

6. Включение релаксирующей музыки.

7. Выполнение вышивки.

8. Рассказ об окончательной обработке изделия при работе в этой технике.

9. Окончательная обработка изделия.

10. Подведение итогов.

   Музыка необходима для создания атмосферы спокойствия и умиротворения. Она должна пробуждать в учащихся чувство возвышенного и прекрасного, так как “ришелье” – это очень тонкая вышивка, требующая определенного эмоционального настроя.

9. Контроль по ришелье. Вышивание скатерти.

Задачи: 1. Закрепит навыки работы в технике “ришелье”.

2. Воспитывать аккуратность, усидчивость, терпение, трудолюбие.

Методы: 1. Словесные: беседа, инструктаж.

2. Практические: выбор рисунка, перенос рисунка на ткань, выполнение вышивки.

Средства обучения: готовые рисунки, материалы и приспособления для вышивания.

План: 1. Повторение технологии выполнения вышивки.

2. Перенос выбранного рисунка на ткань.

3. Выполнение вышивки.

4. Окончательная обработка изделия.

5. Подведение итогов.

10. Отчетная выставка за весь курс.

Задачи: 1. Подвести итоги курса.

2. Закрепить навыки оформления и презентации выставки.

3. Воспитывать чувство ответственности.

Методы: 1. Словесные: беседа.

2. Практические: подготовка изделий, оформление выставки.

Средства обучения: готовые изделия учащихся.

План: 1. Повторить последовательность оформления выставки.

2. Отбор и подготовка изделий.

3. Обсуждение положительных и отрицательных моментов работы за год и за курс.

4. Подведение итогов за год.

5. Подведение итогов за весь курс обучения.

По окончанию курса учащиеся должны:

Знать: 1. Историю вышивального искусства.

2. Разновидности швов, техник, их сходства, отличия, особенности, историю происхождения.

3. материалы, инструменты и приспособления, необходимые для вышивания.

4. Цветовые сочетания и правила подбора цветов.

5. Способы перевода рисунка на ткань.

6. Правила окончательной обработки вышитого изделия.

7. Историю и назначение полотенца, обряды и традиции, связанные с ним, символику.

8. Разновидности выставок, правила их оформления.

Уметь: 1. Пользоваться материалами, инструментам и приспособлениями для вышивания.

2. Переносить рисунок на ткань через копировальную бумагу и расчетом нитей (счетные техники).

3. Закреплять нитку.

4. Вышивать в различных техниках: простейшими швами, атласной гладью, цветной гладью, владимирским верхошвом, английской гладью, крестом, роспись, мережки, ришелье и т.д.

5. Применять различные виды швов в повседневной жизни.

6. Осуществлять окончательную обработку вышитого изделия.

7. Сочетать различные виды швов в одном изделии.

8. Отбирать работы для выставки.

9. Оформлять выставку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа кружка "Эколог и Я"

Система биолого-экологической и природоохранной подготовки учащихся должна строиться на продуманном сочетании учебных занятий, исследовательских работ, общественной деятельности и практических занятий...

Авторская программа по ручной вышивке .

Материал будет полезен педагогам дополнительного образования, учителям технологии и всем желающим освоить курс ручной вышивки....

Программа кружка "Цветовод. Вышивка лентами"

Главной задачей воспитания подрастающего поколения является развитие творческих способностей, самостоятельности, трудовых навы­ков. Особое значение в решении этой проблемы приобретает ознакомление дет...

Рабочая программа кружка " Чувашская вышивка"

Содержание программы направлено на развитие художественно-творческих и практических способностей учащихся при эмоционально-ценностном отношении к чувашской национальной вышивке. Приобщение подрастающе...

Образовательная программа кружка "Художественная вышивка"

Образовательная программа «Художественная вышивка» художественно-эстетической направленности ориентирована на создание оптимальных условий для развития личности ребёнка, развития мотивации воспитанник...

Программа кружка "Веселая вышивка" первый год обучения

Программа предусматривает обучение  учащихся специальных учреждений VIII вида самостоятельной работе кружковцев во внеурочное время, рассчитана на 3 года. Занятия проводятся 1 раз в две недели по...

Программа кружка "Веселая вышивка" второй год обучения

Программа предусматривает обучение  учащихся специальных учреждений VIII вида самостоятельной работе кружковцев во внеурочное время, рассчитана на 3 года. Занятия проводятся 1 раз в две недели по...