Урок технологии по теме: «Пресное тесто. Технология приготовления вареников» для 9 класса" , методическая разработка
методическая разработка по технологии (9 класс) на тему

Потоцкая Софья Александровна

Методическая разработка урока  технологии по теме «Пресное тесто. Технология приготовления вареников» рассчитана на учащихся 9-го класса, коррекционной школы I вида. Конспект представленного урока  раскрывает методы, способы и используемые технологии по разделу «Кулинария» и может быть полезна для учителей технологии и молодых специалистов.

           Представленный урок относится к разделу программы «Кулинария». Урок построен следующим образом:

  • в начале урока проводится повторение ранее изученной темы;        
  • в основной части урока учащимся даются новые сведения о приготовлении пресного теста и блюд из него, с пояснениями  и иллюстрациями;
  • в заключительной части урока проводится закрепление материала с выполнением различных заданий по теме, прочтение ключевых этапов работы, словаря новой терминологии.

          

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок технологии

по теме:

« Пресное тесто. Технология приготовления вареников»

для 9-а класса,

проведен 11.10.2013 года.

 

 Учитель технологии : Потоцкая С.А.

Санкт-Петербург

2014 год

Аннотация

Методическая разработка урока  технологии по теме «Пресное тесто. Технология приготовления вареников» рассчитана на учащихся 9-го класса, коррекционной школы I вида. Конспект представленного урока  раскрывает методы, способы и используемые технологии по разделу «Кулинария» и может быть полезна для учителей технологии и молодых специалистов.

Технологическая карта

 Тема:  «Пресное тесто. Технология приготовления вареников»

  Пояснительная записка

           Представленный урок относится к разделу программы «Кулинария». Урок построен следующим образом:

  • в начале урока проводится повторение ранее изученной темы;        
  • в основной части урока учащимся даются новые сведения о приготовлении пресного теста и блюд из него, с пояснениями  и иллюстрациями;
  • в заключительной части урока проводится закрепление материала с выполнением различных заданий по теме, прочтение ключевых этапов работы, словаря новой терминологии.

           

Цель: Дать познавательные сведения о пресном тесте и технологии приготовления  вареников из пресного теста.

Задачи.

Обучающие:

  1. Закрепить изученный ранее материал  о видах теста, способах приготовления и изделиях из них, повторить терминологию.  

Дать познавательные сведения о пресном тесте  для вареников.

  1. Воспитательные:
  1. Коммуникативные умения общения.
  2. Ответственное отношение к учебному труду.

Коррекционные:

  1. Продолжать работу по формированию правильной грамотной разговорной речи.
  2. Отрабатывать произношение терминологии, следить за ударениями в словах.
  3. Следить за правильным написанием новых слов.

Оснащение урока:

Рабочие тетради, иллюстрации, карточки-задания.

Компьютер, дидактический материал в электронном виде.

Используемые технологии:           

информационно-коммуникативные,  

коммуникативного общения,

диалог- опрос,

фронтальная  работа,

мультимедийные,

игровые технологии.

План урока

I Организационная часть

  1. Проверка готовности к уроку:  аппаратов, учебных принадлежностей.  
  2. Сообщение темы.

II  Основная часть

  1. Закрепление ранее изученного материала:
  • работа с иллюстрациями,
  • повторение темы «Виды теста»,
  • практическая работа: «Определи по вкусу вид теста»;
  • работа с текстом (ответы на вопросы по пройденной теме),
  • игра «Скороговорки».
  1. Объяснение новой темы:
  • рассказ о национальной кухне (Россия, Украина),
  • понятие «Пресное тесто для вареников», технология его приготовления,
  • последовательность приготовления блюда «Вареники с картошкой и жареным луком».
  1. Закрепление нового материала:
  • ответы на вопросы.

.

III  Итоги

1.Отметки

2.Домашнее задание

Литература для учителя  
1. Пельмени, вареники, манты. Домашний кулинар. – М.: Вече, 2000
2. Журналы «Вкусные рецепты» № 1-12, 2007год, №7-8, 2009. –С.П.: Пресс - Курьер, 2007.
3. Кулинария от А до Я - Изделия из теста. - М.: АСТ – ПРЕСС Книга,2006.
4. Как украсить блюда. – М.: Изд. - во Эксмо, 2002.

Ход урока

п\п

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I

Здравствуйте, ребята!

Здравствуйте, С.А.!

Проверьте работу ваших аппаратов.

 Вы меня слышите? Кто плохо слышит? ______,

Продолжим.

Я прошу вас говорить четко, слитно с ударением.

______, как вы будете говорить?_______,…

(Учащиеся надевают аппараты и проверяют их)

__________: я буду стараться говорить правильно.

_________: я буду говорить правильно

II

1.  Девочки, что нарисовано на рисунке?

(На доске иллюстрация кондитерских изделий)__________?

 

Правильно сказала……….? ____,…..

___________: на рисунке кондитерские изделия (торты, пирожные и др. кондитерские изделия)

__________: правильно.

А сейчас будем повторять виды теста, из которых можно приготовить эти и другие  кулинарные изделия.

Откройте тетрадь (речь за экраном), запишите число и тему урока.

Будем повторять виды теста и выполнять задания.

( на доске карточки с названиями видов теста)

Вопросы:

Назовите  вид теста,  из которого приготовлены  изделия (см. фото на мониторе компьютера)

Правильно.

 

Учащиеся открывают тетрадь и  записывают……

(Учащиеся отвечают на вопросы….)

  • Дрожжевое
  • Заварное
  • Песочное
  • Бисквитное
  • Творожное
  • Слоеное

 Практическая работа: «Определи по вкусу вид теста»

 (Учащимся предлагается попробовать разные кондитерские и выпечные изделия. Учащиеся должны определить вид теста, из которого они приготовлены)

(Учащиеся называют виды теста, определяя по вкусу и внешнему виду изделий….)

  • Дрожжевое
  • Заварное
  • Песочное
  • Бисквитное
  • Творожное
  • Слоеное

Выберите продукты для разных видов теста (на доске карточки с различными наборами продуктов для выпечки и кондитерских изделий), учитывая особенности приготовления.

Учащиеся работают с дидактическим материалом и выбирают ответы на вопросы.

А сейчас давайте отдохнем. Проговорим скороговорки. Кто окажется лучше всех?

 Сковороговорки:

  • Съел Валерик вареник, а Ксюша ватрушку.
  • Съела Света- молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.
  • Съел Слава сало, да сала было мало.
  • Привёз Пров Егорке во двор дров горку.
  • Приключилось приключение Про ключи и про печенье. Прочно прячутся ключи в калачи и кирпичи.

Молодцы! Кто же лучше всех?____________?

Девочки читают скороговорки…………

Я думаю,  что лучше всех……….

А я думаю,  что все девочки хорошо читали скороговорки…..

 Откройте тетрадь (речь за экраном), запишите число и тему урока с доски.

(учащиеся записывают …..)

II

(Объяснение учителем нового материала). 

Блюда из муки можно варить в кипятке и на пару, жарить на сковороде  и печь. Варе́ники - национальное блюдо украинской кухни, в виде отварных изделий из пресного теста с начинкой.

С варениками сходны пельмени (ушки, пермени, манты) Восточной России и Сибири и колдуны Западной России. Основное отличие этих блюд в начинках и внешней форме блюда.

Вареники настолько полюбились людям, что они решили создать памятник варенику и даже несколько! В канадском городе Торонто,

Сургуте, В Полтаве.  

Учащиеся смотрят иллюстрации и делают записи  в тетради)

(Учащиеся рассматривают фото памятников варенику…)

 Пресное тесто. Технология приготовления вареников (изучение презентации)

Шаг 1
Разбить куриные яйца, отделив желтки от белков. Пшеничную муку просеять, добавить соль, желтки и стакан очень холодной воды. 

Шаг 2
Тщательно всё перемешать. Замесить крутое тесто.

Шаг 3
Скатать крутое тесто в форму шара и оставить на 30 минут.

Шаг 4
Ставшее эластичным тесто вынуть из пакета и вымесить ещё раз.

Шаг 5
Начинку из картошки можно приготовить в то время, пока тесто лежало в пакете. Теперь можно приступать к лепке вареников. Вареники можно подать, выложив на них поджаренный лук и полив постным маслом. Можно ещё отдельно подать и сметану в соуснике.

(Учащиеся изучают презентацию «Пресное тесто. Технология приготовления вареников»…)

( …..читают вместе с учителем последовательность приготовления вареников)

Практическая работа:

Определение доброкачественности муки.

Учащимся раздаются карточки- задания с вопросами.

 Задание: определить качество муки и записать данные в таблицу.

  • Цвет (белый или другой)
  • Запах (муки или иной)
  • Примеси, грязь
  • Личинки червя (есть, нет)
  • Влажность (комки: есть, нет)
  • Вкус (горечь есть, нет?)
  • Вывод: мука пригодна для выпечки (не пригодна) подчеркнуть правильный вывод

  Учащиеся выполняют практическую работу по определению доброкачественности муки и записывают данные в таблицу.

цвет

белый

запах

муки

примеси

нет

личинки

нет

влажность

комков нет

вкус

горечи нет

вывод

мука пригодна для выпечки

III

Итак, мы сегодня изучали тему?__________,..__________

__________,…..

На следующем уроке мы будем выполнять практическую работу: Приготовление вареников с картошкой.

А сегодня наш  урок подошел к концу.

Давайте вместе, еще раз прочитаем новые слова….

Домашнее задание: выучить технологию приготовления вареников.

Урок окончен. Всем спасибо.  До свидания

_________: Пресное тесто. Технология приготовления вареников»

(Учащиеся читают словарь на доске)

 (учащиеся записывают домашнее задание.…)

До свидания.

 Приложение 1.

 Виды теста:

  • Дрожжевое
  • Заварное
  • Песочное
  • Бисквитное
  • Творожное
  • Слоеное
  • Пресное

Таблица 1.

Цвет (белый или другой)

Запах (муки или иной)

Примеси, грязь

Личинки червя (есть, нет)

Влажность (комки: есть, нет)

Вкус (горечь есть, нет?)

Вывод: мука (пригодна) для вареников (не пригодна) подчеркнуть правильный вывод

Приложение 2

Виды теста и особенности приготовления

  1. Дрожжевое тесто.

В теплом молоке или воде (температура 35-37°C) растворить дрожжи и размешать, пока дрожжи полностью не растворятся в воде.
Добавить яйца, сахар, соль, всыпать муку и замесить тесто, в конце замеса добавить растопленное и охлажденное сливочное, вымешивать до тех пор, пока тесто не перестанет прилипать к миске и рукам.
Готовое тесто слегка посыпать мукой или смазать растительным маслом, накрыть салфеткой или полотенцем и поставить в теплое место.
Когда тесто поднимется, его нужно обмять и дать еще раз подойти. После чего можно начинать печь.

 

2. Бисквитное тесто.

Особенность технологии приготовления бисквитного теста — быстрое взбивание сахаро-яичной массы, мгновенное (в течение 15 с) замешивание теста, очень быстрое его формование и незамедлительная выпечка.

 При быстром взбивании яиц с сахаром происходит насыщение массы воздухом.

После охлаждения бисквит пропитывают сиропом, прослаивают кремом, начинками.

3. Слоеное тесто.

Основными ингредиентами слоеного теста являются мука, соль, вода и сливочное масло. Такое тесто, из которого выпекают хрустящие, поджаристые слойки, требует много внимания и большой точности при приготовлении.

4. Заварное тесто.

Это вид теста, получивший своё название от способа приготовления. При приготовлении заварного теста мука соединяется с кипящей водой и жиром и варится либо запаривается до нескольких часов.

Заварное тесто приготавливается без сахара, имеет пресный вкус и разнообразное применение.

Самым распространённым изделием из заварного пшеничного теста является пирожное эклер.  

5. Песочное тесто.

Песочное тесто можно приготовить легко и быстро. Изделия из него получаются рассыпчатыми, потому что содержат много жира — сливочного масла или маргарина, и поэтому называются песочными.

Продукты для песочного теста: ванильный сахар, тертая лимонная или апельсиновая цедра, шоколад, какао, растертые орехи, корица.

Песочное тесто применяют для выпечки печенья, а также для основы пирожных, тортов и пирогов.

 Приложение 3

Инструкционная карта

 «Приготовление начинки для вареников»

  • Картофель очистите, нарежьте крупно и сварите в подсоленной воде.
  • Воду слейте, положите в кастрюлю половину сливочного масла и хорошо размешайте.
  •  Лук очистить, мелко нарезать, поджарить на оставшемся масле и соединить с картошкой.

Приложение 4

Соедини  стрелочкой   «продукты» и «особенности

приготовления» разных видов теста

           Продукты

Особенности приготовления

  • Дрожжи,

мука, соль, сахар, яйца, молоко (вода)

 

  • С использованием творога

  • Много масла (маргарина), мука,яйцо,сахар

  • Пресное тесто раскатываеся многократно со сливочным маслом

  • Творог, мука, яйцо,сахар

  • Быстро взбивается яично-сахарная смесь с добавлением муки

  • Мука, соль, вода и сливочное масло.

  • Заваривается в кипящей воде

  • Кипящая вода, масло,соль,мука

  • Смешивается много масла, мука, сахар, ванилин

  • Много яиц, сахар, мука

  • С добавлением дрожжей

Приложение 5

Инструкционная карта «Приготовление вареников»

1.Просейте муку в миску и перемешайте ее с солью.

  1. Соду добавьте в сметану и хорошенько перемешайте.
    3.Сметану с содой добавьте в муку, перемешайте и, постоянно помешивая и подливая воду, замесите тесто средней густоты.  

4. Хорошенько вымесите тесто и заверните его минут на 15-20 в пленку или кулек, чтобы тесто чуть-чуть выстоялось

5. От готового теста отрежьте примерно четверть, скатайте из этого куска колбаску толщиной около 3 см, которую нарежьте на кусочки толщиной около 1,3 см.

6. Раскатайте кусочки теста в нетолстые кружочки.

7. На середину кружочка положите неполную чайную ложечку начинки.
           

8. Края вареника тщательно залепите. При желании можно украсить край вареника «косичкой».

9. Вареники опустите в кипящую подсоленную воду, слегка помешайте, чтобы они не прилипли ко дну, и варите 2-3 минуты после всплывания.

10. Сваренные вареники вынимайте шумовкой и кладите в миску с оставшимся сливочным маслом. Посыпьте вареники оставшимся жареным луком, а при желании и шкварками из сала. Можно есть вареники и со сметаной.

Приложение 6

Тесто на вареники с картошкой (Технологическая карта)

Вареники с картошкой под жареным луком и политые постным маслом или сметаной – очень сытное и вкусное блюдо для повседневного стола. Пресное тесто на вареники с картошкой, замешанное на желтках, готовится просто, имеет красивый желтоватый оттенок. С ним легко работать, оно не липнет к рукам и к скалке. Да и вареники из него будут ещё вкуснее.

Шаг 1
Разбить свежие куриные яйца, отделив желтки от белков. Пшеничную муку просеять в глубокую миску, добавить соль, вылить желтки и стакан очень холодной воды.

Шаг 2
Тщательно всё перемешать. Замесить крутое тесто. Тесто на желтках меньше липнет к рукам, поэтому замесить его получится быстрее.

 Шаг 3.

Скатать крутое тесто в форму шара. Положить шар из теста в пищевой полиэтиленовый пакет и оставить на 30 минут при комнатной температуре для того, чтобы тесто стало эластичным.

Шаг
Ставшее эластичным тесто вынуть из пакета и вымесить ещё раз. Тесто на желтках для вареников с картошкой готово.

Шаг 5
Начинку из картошки можно приготовить в то время, пока тесто лежало в пакете. Теперь можно приступать к лепке вареников. Вареники можно подать, выложив на них поджаренный лук и полив постным маслом. Можно ещё отдельно подать и сметану в соуснике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта изучения темы «Биосферный уровень организации живого» по курсу биологии для 9 класса. (Методическая разработка уроков).

Технологическая карта изучения темы  «Биосферный уровень организации живого» по курсу биологии для 9 класса.  (Методическая разработка уроков). Учебник «Биология. Введение в общую биологию и...

Что такое текст? Урок РР в 5 классе.Методическая разработка урока.

Цели урока: 1.Дать учащимся представление о тексте.2.Узнать основные признаки текста.3.Повторить  понятия: сравнение, творительный сравнения.4.Продолжать формировать умение конструировать т...

Размещение и миграции населения 10 класс Методическая разработка урока

Методическая разработка урока географии «Размещение и миграции населения» 10 класс. Урок изучения нового материала. Цель урока: сформировать представление об особенностях размещения населения на...

«Числовые неравенства и их свойства»для учащихся 8 класса МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕСТА ПО АЛГЕБРЕ

Тест по алгебре «Числовые неравенства и их свойства» предназначен для экспресс-анализа усвоения учащимися данной темы.  Может использоваться как средство обучения или контроля для учащихся 8-9 кл...

Действительные и страдательные причастия. 7 класс. Методическая разработка урока.

Цели:·       Знакомство с действительными и страдательными причастиями·       Отработка умения смыслового различия действительных и страдате...

7 класс. Методическая разработка Открытого урока чтения «Образ учителя в художественной литературе».

Урок с применением технологии развития критического мышления через чтение и письмо....

5 класс, методическая разработка урока по теме "Древний мир" и презентация к нему

Методическая разработка урока по теме "Древнейший Рим", соответствует ФГОС второго поколения и презентация к нему...