Программа педагогического эксперимента по освоению и внедрению НОТ "Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики"
опыты и эксперименты по технологии на тему

Дырина Ольга Анатольевна

В данной работе я обосновала  методические аспекты использования информационно-коммуникационных технорлогий на уроках математики. Этапы работы над программой, результативность использования  этой технологии на  своих уроках

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия №35 г.о.Тольятти

Программа педагогического эксперимента

по освоению и внедрению СОТ

«Использование информационно-коммуникационных технологий

на уроках математики»

Автор: Дырина Ольга Анатольевна,  

                                                                           учитель математики

второй квалификационной категории                                                                                        

МБУ гимназии №35 г.о. Тольятти.

                                                  2013 год

Содержание

  1. Актуальность программы                                                                 3

  1. Цель  программы                                                                                4

  1. Задачи программы                                                                              4

  1. Методы исследования                                                                       5

  1. Объект исследования                                                                         5

  1. Предмет исследования                                                                       5

  1. Гипотеза                                                                                              6

  1. Методологические и теоретические основы исследования           7

  1. Эффективность использования  информационно-коммуникационных  технологий  на уроках математики            14

  1. Список литературы                                                                          29

        

                                                     Главное в обучении детей состоит не только  

                                                     в том, что им сообщается, а и в том, как им    

                                                     сообщается изучаемое.

                                                                                                Пирогов Н.И.                                                                                  

                                Актуальность проекта

В   концепции модернизации образования в России были определены новые приоритеты обучения. Ее ведущим аспектом является подготовка подрастающего поколения к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, где постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. Применение информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе способствует обновлению традиционных методов и приёмов в организации образовательного процесса в современной школе. Информационные технологии не только облегчают доступ к информации и открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности. И педагоги и обучающиеся получают возможность настоящего сотрудничества, безграничного творчества и огромного желания изучения любого школьного предмета, в данном случае математики. На сегодняшний день информационные – коммуникационные   технологии заняли прочное место в процессе обучения. ИКТ обучения на уроках математики являются эффективным педагогическим средством изучения и формирования коммуникативных навыков. Применение ИКТ способствует ускорению процесса обучения, росту интереса учащихся к предмету, улучшают качество усвоения материала, позволяют индивидуализировать процесс обучения и дают возможность избежать субъективности оценки. Уроки математики с использованием ИКТ отличаются разнообразием, повышенным интересом учащихся к математике.

  Внедрение информационных технологий при изучении математики позволит:

  1. Повысить учебно-познавательную мотивацию учащихся.
  2. Рационально организовать познавательную деятельность учащихся ходе учебного процесса.
  3. Использовать средства ИКТ, позволяющие индивидуализировать учебный процесс и обратиться к принципиально новым познавательным средствам.
  4. Активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся.
  5. Повысить качество обучения математики (развитие личности школьника, годовая аттестация, ГИА, ЕГЭ).

Цель программы: апробирование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках математики, изучение влияния ИКТ на формирование устойчивой мотивации и самостоятельности  школьников к изучению математики, на  формирование и развитие личности, обеспечение качественного образования по математике.

Задачи проекта: 

  1. изучить использование ИКТ в системе российского образования;
  2. выявить возможности   использования   ИКТ   в целях активизации самостоятельной   учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время;
  3. выявить эффективность   использования ИКТ как средства повышения мотивации в учебно-познавательной деятельности;
  4. выявить эффективность использования информационно-коммуникационных технологий для обеспечения качественного образования по математике;
  5. провести анализ, систематизацию и обобщение результатов, полученных в   ходе реализации программы.

Методы исследования:

  • изучение и теоретический анализ литературы и исследований по проблеме;

  • изучение   передового педагогического опыта по проблеме;
  • изучение и обобщение собственного практического опыта по теме исследования;
  • изучение нормативных документов, определяющих политику государства в области образования;
  • педагогический эксперимент, включающий анкетирование, тестирование, прогнозирование, моделирование, наблюдения, беседы, статистическую обработку результатов работы;

  • сравнение, анализ, обобщение, классификация, систематизация.

Объект исследования – уроки математики в 5-9 классах.

Предмет исследования – информационно-коммуникационные технологии как средство повышения учебно-познавательной мотивации учащихся, средство обеспечения качественного образования и развития личности школьника.

Гипотеза: 

Введение  информационно-коммуникационных технологий при изучении математики позволит:

  1. рационально организовать и активизировать учебно-познавательную деятельность школьников на уроках математики;
  2. обеспечить создание оптимальной развивающей среды для учащихся, открывающей возможности для полноценной самореализации личности ребенка;
  3. повысить учебно-познавательную мотивацию учащихся;
  4. обеспечить качественное образование школьника по математике.

  База исследования: учащиеся 5-11 классов МБУ гимназии №35 г.о.Тольятти

Исследование проводилось в период с 2009 г. по 2013 г. и состояло из нескольких этапов:

Первый этап (2009 - 2010 гг.) - теоретическое осмысление проблемы, определение наиболее значимых теоретических положений, уточнение и наполнение содержанием, разработка и определение задач исследования. 

Второй этап (2010 - 2012г.) - практическая опытно-экспериментальная работа по внедрению, использованию ИКТ на уроках математики в 5-9 классах.

     Третий этап (2012 - 2013г.) -   обобщение  и  систематизация результатов опытно-экспериментальной работы по использованию информационно-коммуникационных технологий на уроках математики  в 5-9 классах.

Методологические и теоретические основы исследования

    Большие информационные потоки, с которыми сталкивается сегодня каждый человек, требуют от системы общего образования решения задач обучения молодых граждан способам работы с информацией. Это, кроме того, открывает широкие возможности для построения учебного процесса, учитывающего индивидуальные возможности и склонности обучающихся, их включения в самостоятельную исследовательскую деятельность, что, в свою очередь, способствует созданию условий для максимальной реализации каждого.

      Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей.

Важнейшей задачей является выявление оптимальных условий использования ИКТ в целях интенсификации учебного процесса, повышения его эффективности и качества. Директор Института информатизации образования РАО И.В. Роберт подчеркивает, уникальные возможности ИКТ, "реализация которых создает предпосылки для небывалой в истории педагогики интенсификации образовательного процесса, а также создания методик, ориентированных на развитие личности обучаемого. Перечислим эти возможности:

•  незамедлительная обратная связь между пользователем и средствами ИКТ;

•  компьютерная визуализация учебной информации об объектах или закономерностях процессов, явлений, как реально протекающих, так и "виртуальных";

•  архивное хранение достаточно больших объемов информации с возможностью ее передачи, а также легкого доступа и обращения пользователя к центральному банку данных;

•  автоматизация процессов вычислительной информационно-поисковой деятельности, а также обработки результатов учебного эксперимента с возможностью многократного повторения фрагмента или самого эксперимента;

•  автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля за результатами усвоения".

Это, по мнению И.В. Роберт, позволяет организовать такие виды деятельности как:

•  регистрация, сбор, накопление, хранение, обработка информации об изучаемых объектах, явлениях, процессах, в том числе реально протекающих, и передача достаточно больших объемов информации, представленной в различных формах;

•  интерактивный диалог  взаимодействие пользователя с программной (программно-аппаратной) системой, характеризующееся в отличие от диалогового, предполагающего обмен текстовыми командами (запросами) и ответами (приглашениями), реализацией более развитых средств ведения диалога (например, возможность задавать вопросы в произвольной форме, с использованием "ключевого" слова, в форме с ограниченным набором символов); при этом обеспечивается возможность выбора вариантов содержания учебного материала, режима работы;

•  управление реальными объектами (например, учебными роботами, имитирующими промышленные устройства или механизмы);

•  управление отображением на экране моделей различных объектов, явлений, процессов, в том числе и реально протекающих;

•  автоматизированный контроль (самоконтроль) результатов учебной деятельности, коррекция по результатам контроля, тренировка, тестирование".

На основании этого выделяются педагогические цели использования ИКТ:

"Развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни в условиях информационного общества:

 развитие мышления, (например, наглядно-действенного, наглядно-образного, интуитивного, творческого, теоретического видов мышления);

 эстетическое воспитание (например, за счет использования возможностей компьютерной графики, мультимедиа);

• развитие коммуникативных способностей;

• формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации (например, за счет использования компьютерных игр, ориентированных на оптимизацию деятельности по принятию решения);

• развитие умений осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность (например, за счет реализации возможностей компьютерного моделирования или использования оборудования, сопрягаемого с компьютером);

• формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации (например, за счет использования интегрированных пользовательских пакетов, различных графических и музыкальных редакторов).

1. По решаемым педагогическим задачам:

  •  средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний);
  • средства практической подготовки (задачники, практикумы, виртуальные конструкторы, программы имитационного моделирования, тренажеры);
  • вспомогательные средства (энциклопедии, словари, хрестоматии, развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия);
  • комплексные средства (дистанционные учебные курсы).

2. По функциям в организации образовательного процесса:

  • информационно-обучающие (электронные библиотеки, электронные книги, электронные периодические издания, словари, справочники, обучающие компьютерные программы, информационные системы);
  • интерактивные (электронная почта, электронные телеконференции);
  • поисковые (каталоги, поисковые системы).

3. По типу информации:

  • электронные и информационные ресурсы с текстовой информацией (учебники, учебные пособия, задачники, тесты, словари, справочники, энциклопедии, периодические издания, числовые данные, программные и учебно-методические материалы);
  • электронные и информационные ресурсы с визуальной информацией (коллекции: фотографии, портреты, иллюстрации, видеофрагменты процессов и явлений, демонстрации опытов, видеоэкскурсии; статистические и динамические модели, интерактивные модели; символьные объекты: схемы, диаграммы);
  • электронные и информационные ресурсы с аудиоинформацией (звукозаписи стихотворений, дидактического речевого материала, музыкальных произведений, звуков живой и неживой природы, синхронизированные аудиообъекты);
  • электронные и информационные ресурсы с аудио- и видеоинформацией (аудио- и видеообъекты живой и неживой природы, предметные экскурсии);
  • электронные и информационные ресурсы с комбинированной информацией (учебники, учебные пособия, первоисточники, хрестоматии, задачники, энциклопедии, словари, периодические издания).

4. По формам применения ИКТ в образовательном процессе:

  • урочные;
  • внеурочные

5. По форме взаимодействия с обучаемым:

  • технология асинхронного режима связи – «offline»;
  • технология синхронного режима связи – «online».

1. По решаемым педагогическим задачам:

  •  средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний);
  • средства практической подготовки (задачники, практикумы, виртуальные конструкторы, программы имитационного моделирования, тренажеры);
  • вспомогательные средства (энциклопедии, словари, хрестоматии, развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия);
  • комплексные средства (дистанционные учебные курсы).

2. По функциям в организации образовательного процесса:

  • информационно-обучающие (электронные библиотеки, электронные книги, электронные периодические издания, словари, справочники, обучающие компьютерные программы, информационные системы);
  • интерактивные (электронная почта, электронные телеконференции);
  • поисковые (каталоги, поисковые системы).

3. По типу информации:

  • электронные и информационные ресурсы с текстовой информацией (учебники, учебные пособия, задачники, тесты, словари, справочники, энциклопедии, периодические издания, числовые данные, программные и учебно-методические материалы);
  • электронные и информационные ресурсы с визуальной информацией (коллекции: фотографии, портреты, иллюстрации, видеофрагменты процессов и явлений, демонстрации опытов, видеоэкскурсии; статистические и динамические модели, интерактивные модели; символьные объекты: схемы, диаграммы);
  • электронные и информационные ресурсы с аудиоинформацией (звукозаписи стихотворений, дидактического речевого материала, музыкальных произведений, звуков живой и неживой природы, синхронизированные аудиообъекты);
  • электронные и информационные ресурсы с аудио- и видеоинформацией;
  • электронные и информационные ресурсы с комбинированной информацией (учебники, учебные пособия, первоисточники, хрестоматии, задачники, энциклопедии, словари, периодические издания).

4. По формам применения ИКТ в образовательном процессе:

  • урочные;
  • внеурочные

5. По форме взаимодействия с обучаемым:

  • технология асинхронного режима связи – «offline»;
  • технология синхронного режима связи – «online».

Выделяют следующие аспекты реализации образовательного потенциала ИКТ на современном уроке:

  1. По отношению к учебной деятельности:
  • повышение мотивации процесса обучения;
  • активизация работы учащихся на уроке.
  1. По организации учебного процесса:
  • дифференциация и индивидуализация образовательного маршрута;
  • дополнительные возможности создания проблемных ситуаций;
  • систематизация процесса учебного поиска;
  • быстрая проверка гипотез учащихся;
  • быстрая диагностика результативности процесса обучения;
  • переход от качественных исследований к количественным.
  1. По роли в развитии учащихся:
  • осознание учащимися назначения компьютерной техники;
  • показ современных средств познания;
  • повышение научного уровня представления материала;
  • возможность разного представления информации об одном и том же процессе (табличный, графический и т.п.);
  • дополнительные возможности развития модельных представлений, уточнение понятий модели;
  • приобретение навыков самостоятельного моделирования процессов и явлений;
  1. По техническим возможностям:
  • моделирование процессов, которые невозможно или трудно воспроизвести в реальном эксперименте;
  • дополнительные возможности наглядности;
  • расширение диапазона исследований;
  • измерение и визуализация быстропротекающих процессов;
  • подробное исследование "тонких" моментов эксперимента;
  • сокращение времени на выполнение рутинных работ (оформление и обработка результатов).

Формы организации урока с использованием ИКТ.

Способы применения компьютерной техники на уроке весьма многообразны. Это отмечалось буквально с первых попыток ее применения в школе.

Г.К. Селевко отмечает, что "Компьютерная технология может осуществляться в следующих трех вариантах:

I – как "проникающая" технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач).

II – как основная, определяющая, наиболее значимая из используемых в данной технологии частей.

III – как монотехнология (когда все обучение, все управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера.

Конечно, идеальный вариант, к которому стремится каждый учитель монотехнологическое обучение, т.е. самостоятельная учебная работа ребенка.

Эффективность использования  информационно-    коммуникационных  технологий  на уроках математики

Сегодня одним из направлений модернизации системы образования является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа. Это позволяет активизировать аналитическую деятельность обучаемых, углубить демократизацию методики преподавания, раскрепостить творческие возможности, стимулировать и развивать психические процессы, мышление, восприятие, память школьников.

Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в России в последние пять лет наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Поэтому необходимо научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить.

Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Ведь использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным. Информационно-коммуникационные технологии – важнейшее средство для активизации и мотивации учебно-познавательной деятельности школьников, способствуют развитию личности школьников и обеспечивают качественное образование.

Глубоко изучив методологические основы познавательной деятельности учащихся, я поставила перед собой задачу решения проблемы активизации познавательной деятельности на уроках математики и повышение мотивации учеников через использование ИКТ. Причиной этого явилось наблюдение общего снижения интереса школьников к учебной деятельности, более чем у половины моих учеников, школьников подросткового возраста, наблюдается нейтральный, а в ряде случаев отрицательный познавательный интерес к обучению. Показателями этого являются несформированность умений работать с информацией, размещенной в различных источниках; неумение организовать самостоятельную деятельность по выполнению исследовательских работ, четко выражать свои мысли и анализировать способы собственной деятельности при работе.

В результате у ребят со сниженным интересом не вырабатывается целостный взгляд на мир, задерживается развитие самосознания и самоконтроля, формируется привычка к бездумной, бессмысленной деятельности, привычка списывать, отвечать по подсказке, шпаргалке.

Работа над этой проблемой побудила к поиску таких форм обучения, методов и приемов, которые позволяют повысить эффективность усвоения математических знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству. Я убеждена, что это возможно только при целостном подходе к учебной деятельности.

Исследовав методологические аспекты поставленной проблемы, изучив и обобщив ценности, находки в передовом опыте учителей, я активно и целенаправленно направила свою деятельность на развитие и формирование познавательных интересов учащихся на уроках математики через использование ИКТ, на создание общей системы учебной и воспитательной работы.

Одним из этапов моей работы явилось создание информационного ресурса кабинета математики. ИКТ всегда были неотъемлемой частью моего педагогического процесса и в “докомпьютерную эпоху”. Это, прежде всего, связано с тем фактом, что процесс обучения является информационным процессом. Но только с появлением возможности использования компьютеров в образовательном процессе сам термин “информационно-коммуникационных технологий” приобрел новое значение и звучание, так как стал ассоциироваться исключительно с применением персональных компьютеров. Таким образом, появление компьютера в образовательной деятельности, явилось катализатором тех тенденций, которые показали информационную суть процесса обучения. Возможность активного использования компьютерных технологий появляется все больше и больше с каждым годом.

При планировании учебной деятельности с использованием ИКТ на уроках географии учитываются мною следующие аспекты:

  • определение места в общей системе уроков;
  • определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;
  • прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах;
  • выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля оптимального воздействия их на каждом этапе урока;
  • выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;
  • реализация на уроке всех дидактических принципов;
  • создание условий успешного учения учащихся.

      Учебная деятельность потребовала определить основные типы уроков, формы и методические приемы работы с использованием ИКТ.  

     Урок изучения нового. Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний. При объяснении нового материала используется ЦОР или презентация. Имеет место самостоятельная работа учащегося с цифровыми образовательными ресурсами, индивидуальный подход, занятия в малой группе, демонстрация компьютерной программы подготовленной учителем или учеником, что обеспечивает высокий уровень наглядности.  

На этом этапе урока наиболее эффективным является учебный тип деятельности. Воздействие учебного материала на учащихся во многом зависит от степени и уровня иллюстративности устного материала. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным, способствует лучшему его усвоению и запоминанию. При изучении новой темы можно провести урок-лекцию с применением компьютерных презентаций. Объяснение темы урока сопровождается демонстрацией слайда, на котором дана тема урока и план изучения. Затем идёт объяснение темы по плану, ученики делают необходимые записи. После объяснения материала  ученики решают устные упражнения, затем – в тетрадях задания более сложные

      Урок закрепления знаний. Это практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний. Направление обучаемых на самостоятельную поисковую и исследовательскую работу, возможность моделировать и опробовать различные варианты решения проблем, реализация умений оперирования с мультимедийной информацией как средством индивидуальной информационной защиты, отработка общеучебных навыков с помощью компьютерного тренажера.   На данном этапе урока реализуется обучающий тип деятельности. Отрабатываются различные программы, целью которых является обучение учащихся решению задач, так как они являются неотъемлемой частью изучения математики. Программы могут содержать задачи различного уровня сложности, а также подсказки, алгоритмы и справочные материалы. Ответы могут вводиться как в числовом, так и в общем видах, причём, в последнем случае учащийся вводит формулы в компьютер при помощи клавиатуры, программа распознаёт ответы независимо от способа их написания.

В работе  использую CD-диски «Уроки алгебры» Кирилла и Мефодия для 5-9 классов, «Виртуальная школа» 5-11 классы, «Живая геометрия» для 7-11 классов,  «Умник» 5-9 классы и другие.

   

      Урок комплексного применения знаний. Это практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. Формирование умений оперирования с мультимедийной информацией, мотивов деятельности, развитие познавательных интересов учащихся, творческого мышления и воображения, социальной и общественной направленности действий обучаемых.

       Урок обобщения и систематизации знаний. Это семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему. Коллективная работа, телекоммуникационное общение между группами обучаемых, занятия в малой группе, индивидуальный подход, работа над проектами, групповое создание информационных ресурсов.

      Урок контроля, оценки и коррекции знаний. При контроле применяю тесты. Для их создания использую специализированную программу «ДО. Тестирование». Возможны две формы организации тестов, которые условно можно назвать «выбери ответ из предлагаемых вариантов» и «напиши правильный ответ».

Организация теста по принципу «выбери ответ из предлагаемых» обеспечивает быстроту прохождения теста, так как не требует от учащегося особых навыков работы на компьютере. Для выдачи ответа достаточно нажать клавишу с номером правильного ответа, выбрав его среди предложенных. Организация теста по принципу «напиши правильный ответ» предполагает хорошую начальную подготовку учащегося как пользователя персонального компьютера. Выдача ответа осуществляется его набором и требует хорошего знания клавиатуры, в том числе «переключения на английский язык» и умения набирать формулы с помощью специальных программ, таким образом, осуществляются межпредметные связи.

Использование ИКТ на уроках способствует формированию следующих компетенций у учащихся:

Компетенция

Характеристика

Учебно-познавательная     компетенция

Осуществляется в процессе обращения к принципиально новым познавательным средствам и способам совершенствования познавательной деятельности, таким как интерактивность, моделирование различных ситуаций и сред, анимации, резкому повышению скорости поиска и обработки информации и т.п.

Общеучебная компетенция

Получает новый толчок за счет использования учащимися программных продуктов, разнообразных как по алгоритмам, так и по видам интерактивных сред, позволяющих оптимизировать его учебную деятельность.

Информационная компетенция.

Напрямую связана со способами рациональной работы с большим объемом учебной и научной информации, предоставляемыми ИК технологиями.

Коммуникативная   компетенция

Включает знание   необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удалёнными людьми и    событиями,    навыки    работы    в    группе,    владение    различными социальными ролями в коллективе.

Социально-политическая компетенция или готовность к решению
проблем.

В данном случае речь идет не столько о реальной эффективности принимаемых решений, сколько о психологического готовности принимать их и брать на себя ответственность за них. Проблемы личного, межличностного, социального, академического и иного характера возникают в жизни любого человека. Подчас именно психологическая неготовность человека реагировать на сложившиеся обстоятельства, пассивная позиция, неумение определить суть проблемы переводят ее из разряда ординарной житейской ситуации в план неразрешимого личного социального конфликта.

Общекультурная компетенция

Круг вопросов, в которых ученик должен   быть   хорошо   осведомлен,   обладать   познаниями      и   опытом
деятельности.    Это    особенности    национальной    и    общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере,
например,  владение эффективными  способами организации  свободного времени.

Социально-трудовая компетенция

Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

При внедрении ИКТ на уроках я столкнулась со следующими проблемами, которые необходимо учитывать и преодолевать в дальнейшем:

Варианты работы с ИКТ

Возможные трудности

Способы решения проблемы

Поиск информации

Учащиеся часто теряются в огромном объеме информации, затрудняются в выборе необходимых данных. Не обрабатывают и не оформляют полученный текст.

Давать больше заданий на работу с текстом, на составление конспектов и развернутых планов, как письменно, так и в электронном виде

Составление графиков и диаграмм

Некоторые учащиеся плохо разбираются даже в примитивных возможностях  программы Office Excel

Наглядно показывать способы работы  с программой Office Excel

Составление презентаций и другого наглядного материала

Иногда презентации бывают «перегружены» текстом или анимацией, что затрудняет восприятие предложенных работ

Тактично указывать на недостатки и недочеты выполненной работы, иногда презентации можно составлять на уроке, обсуждая выбранную информацию и оформление работы

Выступления учащихся с использованием ИКТ

Многие учащиеся заменяют свое выступление презентацией вместо того, чтобы сделать презентацию ярким дополнением выступления

Предлагать заменить текст в презентации устным выступлением.

Использование тренажеров и  электронных тестов

     ___________________

Данный тип работы все учащиеся выполняют легко и с удовольствием

В современных условиях информатизации общества очевидна необходимость модернизации системы образования с привлечением новых информационно-коммуникационных технологий в соответствии с социальным заказом общества. Современные информационно-коммуникативные технологии – это мощный инструмент преподавания географии, которые способствуют развитию личности. ИКТ активизирует весь образовательный процесс, как на уроках, так и во внеурочное время, что приводит к интенсификации обучения. ИКТ помогают учителю осуществить обоснованный выбор наилучшего варианта обучения с точки зрения рациональности затрат времени.

       Использование ИКТ на уроках математики, на мой взгляд, является одним из самых  важных результатов инновационной работы в школе. Использование информационных технологий позволяет мне осуществить задуманное, сделать урок современным.

       Анализируя опыт использования ИКТ на уроках, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:

  • обеспечить положительную мотивацию обучения;
  • повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;
  • усовершенствовать контроль знаний;
  • рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;
  • формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;
  • обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам;
  • индивидуализировать учебный процесс.

      Внедрение информационно-коммуникационных технологий создает предпосылки для интенсификации образовательного процесса. Они позволяют на практике использовать психолого-педагогические разработки, обеспечивающие переход от механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания. ИКТ способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых.

      Что касается результативности, использование ИКТ способствуют повышению качества знаний, формированию и развитию коммуникативной компетенции и мотивации к изучению математики, созданию благоприятных условий для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества в учебном процессе, эффективному усвоению учебного материала, формированию целостной системы знаний, позволяет увеличить темп работы на уроке без ущерба для усвоения знаний учащимися. Учащиеся проявляют устойчивый интерес к изучению математики, участвуют в конкурсах и олимпиадах и показывают хорошие результаты.

Эффективность использования ИКТ на уроках математики, обеспечивающей оптимальную развивающую среду для школьников и качественное образование, способствующей активизации  и мотивации учебно-познавательной деятельности, подтверждается результатами диагностики. При внедрении в учебный процесс на уроках математики ИКТ проводился ряд диагностических мероприятий с целью изучения эффективности использования данной технологии.    Определялся уровень повышения мотивации в учебно-познавательной деятельности, анализировался уровень успеваемости, обученности, качества знаний.

Диагностика показателей мотивации учения школьников. Уровень показателей мотивации учения школьников.

Вывод: По результатам диагностики уровня сформированности мотивации учения наблюдается рост интереса к учению, учебных мотивов: 2010-2011 учебный год – 75%, 2012-2013 уч. год – 86%. Благодаря введению на уроках математики ИКТ, наблюдается положительная динамика мотивов учения  и уровень сформированности мотивации учения у обучающихся гимназии (86%) является оптимальной для гимназического образования.

Диагностика качества знаний учащихся. Сравнительная таблица результатов итоговой аттестации учащихся по годам обучения.

Учебный год

2010-2011

2012-2013

Успеваемость

100%

100%

Уровень обученности

75%

77%

Уровень качества знаний

83%

85%

Диаграмма. Уровень успеваемости,  обученности,  качества знаний учащихся.

Вывод: По результатам диагностики качества знаний учащихся (итоговая диагностика) наблюдается стабильность динамики успеваемости и в целом положительная динамика уровня обученности и уровня качества знаний учащихся по географии. Благодаря введению на уроках географии ИКТ у учащихся гимназии уровень успеваемости (100%), обученности (77%), качества знаний (85%) по математики является достаточной для гимназического образования.

Диагностика участия во внеурочной деятельности по географии. Результаты участия обучающихся в творческих конкурсах, конференциях, олимпиадах.

Дата проведения мероприятия

Полное наименование

мероприятия с указанием

статуса

(международный, всероссийский, региональный, городской и пр.)

ФИО

обучающегося

Результат

участия

(статус– участник, призер с указанием места и пр.)

2000-2010

Районная  целевая образовательная программа «Занимательные науки»-«Эрудит»

Шамота Михаил

Диплом 2 степени

2010-2011

Районная  целевая образовательная программа «Занимательные науки»-«Эрудит»

Кочеткова Вера

Шамота Михаил

Хрисанова Татьяна

Яшкина Екатерина

Хайбуллин Артур

Диплом победителя

(Командное первенство)

2010-2011

VII интеллектуальный турнир «Марафон знаний»

Мирошников Виктор

Хайбуллин Артур

Папчихина Марина

Федотова Полина

Участники

2011-2012

Школьная научно –практическая конференция

Шамота Михаил

Яшкина Екатерина

1 место

2012-2013

Районная

олимпиада

по математике

Яшкина Екатерина

Федотова Полина

Участники

2013-2014

Районная

олимпиада

по математике

Шульга Семен

Участник

2013-2014

Международная

игра-конкурс

«Кенгуру».

Смирнов Антон

Диплом победителя

2013-2014

Международный дистанционный конкурс по математике проекта «Новый урок»

Шведова Александра 

Сковроцов Алексей

Диплом победителя 2 степени

Диплом победителя 3 степени

2013-2014

Международный дистанционный конкурс по математике проекта «Новый урок»

Чукланова Елена 

Чернеев Данила 2

 Казиахмедова Самира 

Диплом победителя 1 степени

Диплом победителя 2 степени

Диплом победителя3 степени

2013-2014

Всероссийская олимпиада по математике

Шутков Гордей

1 место в региональном рейтинге (5 место во Всероссийском рейтинге)

2013-2014

Всероссийская олимпиада по математике

Казиахмедова Самира

2 место в региональном рейтинге (8 место во Всероссийском рейтинге)

   

 Вывод: учащиеся школы не только принимают участие в школьных, городских, региональных и всероссийских конкурсах, но и становятся призерами. Результативность участия  доказывает эффективность применения ИКТ обучения на уроках математики.

      Таким образом, положительная динамика мотивов учения и уровень сформированности мотивации учения у учащихся школы, положительная динамика качества знаний, успеваемости, уровня обученности на уроках математики по результатам итоговой аттестации, положительная тенденция в результатах участия обучающихся в творческих конкурсах, конференциях, олимпиадах позволяет сделать вывод о достаточной эффективности применения информационно-коммуникационных технологий на уроках географии на второй и третьей ступенях обучения в школе.

 Список литературы:

  1.  Галишникова Е. М. Использование интерактивной Smart-доски в процессе обучения. М,Учитель,№4, 2007.
  2. Доблаев Л.П. Программированное обучение в школе. - Саратов.: Из-во СГУ, 2008
  3. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. СПб.: КАРО, 2009
  4.  Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения.М.,ИПП,2010
  5. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. — М.: Академия, 2007
  6. Практические задания и методические рекомендации по использованию информационных технологии. М.,ХК ИППК ПК,2002
  7.  Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.М.,Народное образование,2000.
  8.  Шеншев Л.В. Компьютерное обучение: прогресс или регресс? М.,Педагогика,  №11, 12,2007.
  9. Матрос Д.Ш. «Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга» –Педагогическое Общество России, М., 2001 г
  10.  Панюкова С.В. Информационные и коммуникационные технологии в личностно ориентированном обучении. // М.: ИОСО РАО - 2008, 225 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ

Проблема над которой я работаю: "Применение новых образовательных технологий на уроке физики". Одной из важнейших проблем обучения является снижение учебной мотивации учащихся, что особенно заметно ...

Портфолио педагога: Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий

Статья участвует в конкурсе « Образование 3.0»   Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий Автор статьи: Буланова Елена Владими...

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ « Информационно-коммуникационные технологии на уроках русского языка»

Одной из важнейших проблем обучения является снижение учебной мотивации учащихся, что особенно заметно в подростковом возрасте. 15% успешно обучающихся детей в школе - это дети послушные, доброс...

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ Тема: « Использование современных образовательных технологий на уроке изобразительного искусства»

Цель моей работы: обеспечение развития творческой личностной сферы учащихся, повышение интереса к учению; повышение качества учебного процесса; охрана и укрепление физического и психического здоровья ...

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению информационной технологии в процесс обучения географии.

Данная работа содержит теоретическое обоснование выбора, структуры и сроков реализации проекта....

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению информационной технологии в процесс обучения силовой гимнастики. Актуальность выбора.

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению  информационной технологии в процесс обучения силовой гимнастики.Актуальность выбора.В современных условиях педагогический процесс треб...