ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
статья по технологии на тему

Проектный метод обучения является сердцевиной методики технологического образования. Это интегрированный вид деятельности по созданию изделий и оказанию услуг, имеющих личную и общественную значимость. Теория и практика проектного подхода показывают, что он обеспечивает целостность педагогического процесса, позволяет в единстве осуществлять обучение, развитие и воспитание учащихся. Кроме того, создается положительная мотивация для самообразования. Это, пожалуй, самая сильная сторона проекта. Именно при выполнении творческих проектов учащиеся выявляют свои профессиональные способности, получают первоначальную специальную подготовку, в результате чего у них формируется осознанное профессиональное намерение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_proektov_na_urokakh_tekhnologii.docx25.19 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД НА ТЕМУ «ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ»

УРУБКОВОЙ П.А.,УЧИТЕЛЯ ИЗО И ТЕХНОЛОГИИ

        Будущее отныне принадлежит двум типам людей: человеку мысли и труда. В сущности, оба они составляют одно целое, ибо мыслить – значит трудиться.

В. Гюго

        Проектный метод обучения является сердцевиной методики технологического образования. Это интегрированный вид деятельности по созданию изделий и оказанию услуг, имеющих личную и общественную значимость. Теория и практика проектного подхода показывают, что он обеспечивает целостность педагогического процесса, позволяет в единстве осуществлять обучение, развитие и воспитание учащихся. Кроме того, создается положительная мотивация для самообразования. Это, пожалуй, самая сильная сторона проекта. Именно при выполнении творческих проектов учащиеся выявляют свои профессиональные способности, получают первоначальную специальную подготовку, в результате чего у них формируется осознанное профессиональное намерение.

Проектный метод обучения не открытие, а повторение уже имеющегося опыта на более высоком уровне развития человека. Во второй половине XX века он активно применялся в сельскохозяйственных школах США под названием «метод проблем» (термин «проект» узаконен в 1911 г.).

Основой метода проектов были педагогические концепции американского педагога, психолога, ведущего представителя философии прагматизации Джона Дьюи. Его взгляды выражались в том, что вся деятельность школьника должна ориентироваться на формирование его мышления, в основе которого лежит личный опыт. Ученый  азработал теорию воспитания, направленную на формирование личности, приспособленной к жизни и практической деятельности в условиях системы «свободного предпринимательства».

        Продолжателем школы Дьюи были педагоги В. Х. Кильпатрик и Э. Д. Кельмигс. В начале 20-х гг. проектный метод стал широко применяться в школах России, его развитие связано с именами отечественных педагогов Л. Э. Левина, П. П. Блонского, С. Т. Шатского. Идея «американизма», переработанная ими в тех условиях, была основным направлением работы данной группы педагогов. Ими были определены основные элементы метода проектов, это:

 реальный опыт ребенка, выявленный учителем;

 организованный опыт, основанный на знании учителя о способностях ребенка;

 соприкосновение с накопленным человеческим опытом (готовые знания ребенка);

 упражнения, развивающие нужные умения и навыки ребенка.

Сторонники метода проекта провозгласили его единственным средством преобразования школы-учебы в школу жизни. Универсализация метода привела к составлению и изданию комплексно-проектных программ для школ. Однако из-за допущенных перегибов, придания политической направленности внедрение метода проектов в советской школе оказалось неудачным, и в 1931 году данный метод был осужден и больше не применялся. Не последнюю роль в этом сыграл один из краеугольных постулатов проектного метода, который заключался в том, что «школьные проекты представляли собой как бы копии различных сторон хозяйственной жизни страны, чем обусловлено служебное подчинение им так называемых школьных предметов, как-то: письма, счета и чтения». При таком подходе к учебному процессу систематическое изучение основ наук подменялось участием в различных кампаниях, начиная от выращивания овощей и кончая подготовками к празднованию различных юбилеев. Такой метод обучения был справедливо отвергнут школой. Однако, как это бывает в жизни, одновременно были забыты и многие ценные педагогические находки.

Возрождая метод проекта, мы, по существу, ставим ту же задачу, что была провозглашена его основоположниками. По мнению профессора В. Х. Кильпатрик, она заключается в воспитании человека, «умеющего работать, постоянно проявляя свою инициативу, ставящего себе широкие практические задачи и умеющего их выполнять». Одновременно перед нами возникают те же трудности, которые не позволили широко внедрить проектный метод в американской школе. К ним относится: необходимость наличия специальных мастерских и материалов, разносторонней подготовки учителя, непроработанность вопросов о способах организации деятельности, контроля и др.

        Несмотря на то, что опыт реализации названного выше проекта довольно полно освещен в ряде педагогических журналов, для внедрения проектного метода в школах его отнюдь не достаточно.

В стандарте общего образования по технологии при изучении предмета в 5–11 классах отводится 16 часов на освоение темы «Творческие проект» в IV учебной четверти. Так как этого обычно бывает недостаточно, то рекомендуется перенести изучение темы «Творческие проекты» на III учебную четверть в объеме 20 часов. Организация выставки работ учащихся в конце четверти привлечет много внимания, позволит выбрать и проанализировать ученические работы для участия в районных городских конкурсах творческих проектов. Рекомендации к каждому уроку полностью раскрывают специфику изучения раздела «Творческие проекты» учебника «Технология» под редакцией В. Д. Симоненко.

Проектный метод как средство выработки социально-коммуникативных компетенций.

        Коммуникативная компетентность становится ценностью современного общества. В связи с этим у педагогов возникает ряд проблем: определить, какие необходимо выработать у учеников умения для ее формирования (продуктивного общения ученика со сверстниками, техникой, с Интернетом, информационным полем и пр.)? В частности, как научить ученика формулировать вопросы для общения и поиска информации? Ведь компетентность в чем-либо предполагает не только наличие необходимого знания, но и сформированность умения их использования.

Современные дети — это уже не чистый лист, на который наносятся знания. К ним так много информации поступает отовсюду! Это нельзя не учитывать. И учитель уже не является для наших детей единственным источником информации, всезнающим оракулом.

Но дети зачастую не умеют превращать информацию в знания. Обилие информации сдерживает возможность систематизации знаний. Поэтому необходимо научить учащихся правильно усваивать информацию. Для этого надо обучить их ранжировать, выделять главное, находить связи. Научить надо и целенаправленному поиску информации, поисковой деятельности.

        В настоящее время перед школой встала новая проблема: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую информацию в условиях ее обилия, усваивать ее в виде новых знаний. То есть сформировать у учащихся информационную компетенцию.

Чего современные школьники ждут от учителя? Знаний для жизни. Очевидно, что сейчас необходимо так организовать обучение, чтобы выявлять имеющиеся у ученика знания, актуализировать их, а потом добавлять то, чего не хватает, обобщать и структурировать учебный материал. Учитель должен научить не просто запоминать и воспроизводить знания, а применять их на практике. Для этого я предлагаю учащимся задания на практическое использование школьных знаний.

        Я отбираю методы, позволяющие по-новому организовать процесс обучения, взаимоотношения между учителем и учеником.

Объяснительно-иллюстративный метод не годится. Самостоятельная деятельность учащихся здесь очень ограничена, целью является усвоение знаний. Проблемные ситуации, уровневые дифференциации, дифференцированный подход, коллективные способы обучения и т. д. - все это хорошо, но это средства, лишь отчасти решающие перечисленные проблемы, «косметически» улучшающие все ту же традиционную систему обучения, основой которой является объяснительно-иллюстративный метод.

Поиск новых средств привел меня к пониманию того, что в основе организации урока должны быть деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения, отвечающие за самостоятельную организацию труда со стороны ученика.

“Нельзя преподносить знания готовыми, надо каждое новое “открытие” делать вместе с детьми. Эффективность данного направления заключается в формировании адекватной самооценки, ответственности за порученное дело и качество сделанной работы, уверенность в себе в рамках знакомых операций.

        Эти средства фрагментально уже разрабатывались и использовались в той или иной степени для улучшения ситуации в образовании. Коренным отличием новых условий поиска является изменение понимания целей образования, а следовательно, и новое понимание возможностей и способов применения этих средств.

Я использую в своей практике метод проектов. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Внутренний результат — опыт деятельности — становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

        О методе проектов надо говорить как об учении через деятельность.

В основе каждого учебного проекта лежит некая проблема, из которой вытекает и цель, и задачи проектной деятельности учащихся. Для метода проектов характерны все те особенности, которые присущи проблемному методу. Это один из способов его применения, одна из форм его осуществления. Таким образом, можно говорить, что метод учебных проектов построен на принципах проблемного обучения.

Метод учебного проекта характеризуется как:

 личностно-ориентированный;

 деятельный

 обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности;

 построенный на принципах проблемного обучения;

 развивающий умения самовыражения, самопроявления, самопрезентации и рефлексии;

 формирующий навыки самостоятельности ив мыслительной, практической и волевой сферах;

 воспитывающий целеустремленность, толерантность, индивидуализм и коллективизм, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу;

 здоровьесберегающий.

        Метод учебного проекта — это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики.

Кроме того, метод проектов - это замечательное дидактическое средство для обучения проектированию - умению находить решения различных проблем, которые постоянно возникают в жизни человека, занимающего активную жизненную позицию. Он позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности - необходимые качества развитого интеллекта.

Основные требования к проекту

Любой проект, независимо от типа, имеет практически одинаковую структуру.

Проект - это «пять П»:

Проблема - Проектирование (планирование) - Поиск информации – Продукт - Презентация. Шестое «П» проекта - его Портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты.

Каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!

        Главная педагогическая цель любого проекта — формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.

Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности

1. Поисковые умения:

 умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;

 умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);

 умение выдвигать гипотезы;

 умение устанавливать причинно-следственные связи

2. умения и навыки работы в сотрудничестве:

 умения коллективного планирования;

 умение взаимодействовать с любым партнером;

 умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;

 навыки делового партнерского общения;

 умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

3. Коммуникативные умения:

 умение взаимодействовать со взрослыми — вступать в диалог, задавать вопросы и т. д.

 умение вести дискуссию;

 умение отстаивать свою точку зрения;

 умение находить компромисс.

4. Презентационные умения и навыки:

 навыки монологической речи;

 умение уверенно держать себя во время выступления;

 артистические умения;

 умение использовать различные средства наглядности при выступлении;

 умение отвечать на незапланированные вопросы.

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

        Выполнение проекта – одна из сторон воспитания, которая направлена на осознание школьниками нравственной ценности трудового начала жизни.

Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект с точки зрения учителя – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно учить:

 проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задачи, вытекающей из этой проблемы);

 целеполаганию и планированию деятельности;

 самоанализу и рефлексии (самоанализу успешности и результативности решения проблемы проекта);

 презентации (самопредъявлению) хода своей деятельности и результатов;

 умению готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;

 поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания из информационного поля;

 практическому применению знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;

 выбору, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования;

 проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).