Доклад "Развитие творческой активности школьников методом проектов"
статья по технологии на тему

Оконешникова Валентина Васильевна

Цели общеобразовательной области « Технология» будут достигнуты, если учащиеся получат возможность в процессе ее освоения испытать себя выполнением ряда творческих практических работ, которые включает усвоение информации, овладение рабочими приемами, технологическими операциями и, что не менее важно, оценочным отношением к планируемым и достигнутым результатам трудовой деятельности.

При этом проектный метод в обучении является важной проблемой в творческом развитии, активности и становлении   учащихся.

Проектирование как метод познания должно оказывать учащимся практическую помощь в осознании роли знаний в жизни и обучении. Оно направлено также на психофизическое, нравственное и интеллектуальное развитие школьников, активизации их задатков и способностей, сущности сил и призвания, включение в успешную трудовую деятельность и систему общечеловеческих ценностей, формирование и удовлетворение их   познавательных запросов и потребностей, создание условий для самоопределения, творческого самовыражения и непрерывного образования

Выполнение творческого проекта – одна из сторон воспитания. Оно нацелено на осознание детьми, подростками нравственной ценности трудового начала жизни.

.       Метод проектов я начала изучать с 2001г и начала внедрять на кружковых занятиях при подготовке к олимпиадам, а с 2003г выборочно начала обучение на уроках технологии.  Так как творческий проект состоит из.2 частей: теоретической и практической, на изготовление работы отводится много часов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие творческой активности школьников                            методом проектов

Цели общеобразовательной области « Технология» будут достигнуты, если учащиеся получат возможность в процессе ее освоения испытать себя выполнением ряда творческих практических работ, которые включает усвоение информации, овладение рабочими приемами, технологическими операциями и, что не менее важно, оценочным отношением к планируемым и достигнутым результатам трудовой деятельности.

При этом проектный метод в обучении является важной проблемой в творческом развитии, активности и становлении   учащихся.

Проектирование как метод познания должно оказывать учащимся практическую помощь в осознании роли знаний в жизни и обучении. Оно направлено также на психофизическое, нравственное и интеллектуальное развитие школьников, активизации их задатков и способностей, сущности сил и призвания, включение в успешную трудовую деятельность и систему общечеловеческих ценностей, формирование и удовлетворение их   познавательных запросов и потребностей, создание условий для самоопределения, творческого самовыражения и непрерывного образования

Выполнение творческого проекта – одна из сторон воспитания. Оно нацелено на осознание детьми, подростками нравственной ценности трудового начала жизни.

.       Метод проектов я начала изучать с 2001г и начала внедрять на кружковых занятиях при подготовке к олимпиадам, а с 2003г выборочно начала обучение на уроках технологии.  Так как творческий проект состоит из.2 частей: теоретической и практической, на изготовление работы отводится много часов.

На первых годах обучения некоторые учащиеся затруднялись в связи с тем, что не было учебников технологии.  После обучения ряда лет при составлении плана работы учитываю возрастные особенности учащихся. По моему опыту работы для учащихся \пятых классов лучше дать общее понятие о творческом проекте и включить в программу 1 подготовительный этап выполнения проекта, а в шестом классе ознакомить и с конструкторским этапом, потому что дети   недостаточно подготовлены для такой работы. В 7 классе выполняют проекты после прохождения новой темы. Их изделия может быть и простым, но на нем должны быть все этапы. Если выбранная работа сложная, то продолжают во внеурочное время в кружковых занятиях 8-9 классы работают над проектом в конце учебного года в виде выпускной работы, соблюдая все требования.  При этом изделие может быть и простым, но на нем тоже можно отработать все этапы выполнения проекта. Приступая к разработке проекта, нацеливаю учащихся на наличие исходного материала, доступного, дешевого. В таком подходе работы учащиеся не затрудняются при выполнении творческих работ и повышается развитие творческой активности учащихся.

Выбирая тему проекта и выполняя его, школьники учатся выявлять потребности приложения своих сил, находить возможности для проявления своей инициативы, способностей, знаний и умений, проверяют себя в реальном деле, проявляют целеустремленность и настойчивость, приучаются к трудовой дисциплине и культуре труда.

При выполнении проектов учащиеся учатся сравнивать, анализировать, придумывать, творить разнообразные изделия, высказывать свои мнения, приобретают самостоятельность.

На каждом занятии по темам программы, в процессе изготовление любых изделий, учащиеся должны добиваться осуществления своего творческого замысла. Активное участие при проектировании будущего изделия развивает у них конструкторско-технологические знания и умения.

Последовательный анализ и сравнение работы направляет внимание школьников на самостоятельный поиск, воспитывает способность к творчеству.

.    Воплощая свои творческие замыслы в конкретных изделиях, учащиеся как бы заново открывают не только себя, но и своих товарищей по учебе и работе. Они убеждаются в своих возможностях, преодолевают трудности и сомнения.

.

Как заинтересовать школьников проектированием? Для формирования интереса к проектным заданиям использую следующее: объяснение сути проектного метода, представление вариантов выполненных проектов, представление перечня тем проектов, ознакомление с процедурой выполнения проектов, ознакомление с процедурой оценивания проектов

  • Результатом моей кропотливой и плановой работы за 13 лет по обучении методом проектов мои учащиеся добились высоких результатов, участвуя ежегодно на улусных и региональных олимпиадах по технологии, где включают защиту творческих проектов.
  • Веду работу по распространению опыта работы по проектному методу обучения. В 2004г на улусном семинаре в с. Алагар для учителей изо, черчения и технологии выступила по теме

«Выполнение творческого проекта», В 2006г на республиканской инвестиционной ярмарке «Сельская школа» провела мастер-класс «Проектный подход в обучении технологии», в 2009г в дни «Открытых дверей школы» в 6 классе провела открытый урок «Подготовительный этап творческого проекта», в 2010г на улусном семинаре для учителей технологии « Проектирование. Деловая игра «Вариант».

  • Метод проектов - это положительная сторона технологии, ибо прослеживается весь цикл работы учащегося от зарождения идеи до получения готового изделия, а развитие творческой активности учащихся на уроках труда –основная цель нашей работы.

Республика Саха (Якутия)

МБОУ Чурапчинская средняя общеобразовательная

 школа имени С,А.Новгородова. Учитель технологии

 Оконешникова Валентина Васильевна,

 Отличник образования РС (Я)

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционные конкурсы – возможность самореализации, проявления творческой активности школьников.

Концепция модернизации российского образования  предполагает «ориентацию» образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавате...

Игра как фактор творческой активности школьников

По творческому воспитанию детей....

Межличностные отношения и творческая активность школьников

Введение.Психологические особенности детей с нарушением слухаМежличностные отношения и возрастные особенности школьников.Роль воспитателя в формировании межличностных отношений.Из опыта работы.Рекомен...

Развитие творческой активности школьников на уроках технологии.

В данной статье рассказывается о некоторых приемах развития творческой активности школьников на уроках технологии....

Элементы игры и соревнования на уроках английского языка для развития творческой активности школьников

Каждому учителю хочется сделать свое занятие интересным и увлекательным, добиться того, чтобы развивался познавательный интерес школьников, их творческая мыслительная активность. Часто ученики спрашив...

Инновационные технологии развития познавательного интереса и творческой активности школьников на уроках биологии

p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); line-height: 120%; widows: 2; orphans: 2; }p.western { font-family: "Times New Roman",serif; font-size: 12pt; }p.cjk { font-family: ...