Анализ урока
статья по технологии (5 класс) на тему

Котова Татьяна Гавриловна

Статья о том, как правильно анализировать урок. Здесь можно узнать о разных аспектах анализа. Материал для всех учиетелей .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_uroka.docx64.57 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ урока

Анализ - логический прием познания, представляющий собою мысленное разложение предмета (явления, процесса) на части, элементы или признаки, их сопоставление и последовательное изучение с целью выявления существенных, т.е. необходимых и определенных качеств и свойств.

Анализ любого урока представляет собой комплексный подход, в котором психологический, педагогический, содержательный, методический и предметный аспекты тесно взаимосвязаны. В ходе анализа учитель получает возможность взглянуть на свой урок как бы со стороны, осознать его как явление в целом, целенаправленно осмыслить совокупность собственных теоретических знаний, способов, приемов работы в их практическом преломлении во взаимодействии с классом и конкретными учениками. Это - рефлексия, позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны, определить нереализуемые резервы, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности.

Рефлексия, анализ, самоанализ Рефлексия (от  лат.- обращение  назад) – отражение, исследование  познавательного  акта. Термин «рефлексия»  означает  обращение  сознания  на  самого  себя, размышление  над  своим  психическим  состоянием. Рефлексия – это  мыследеятельностный  или  чувственно-переживаемый  процесс  осознания  субъектом  образования  своей  деятельности. 

Цель  рефлексии: вспомнить, выявить, осознать  основные  компоненты  деятельности, ее  смысл, типы, проблемы, пути  их  решения, полученные  результаты.

Анализ (от  греч. - разложение) – процесс  мысленного  или  фактического  разложения  целого  на  составные  части  и  последовательное  рассмотрение  каждой  из  частей, делающей  предмет  таковым, какой  он  есть.

Цель  анализа: познание  частей  как  элементов  сложного  целого.

   Вместе  с  тем, анализ  видится  как  проникновение  в  суть  дела, как  движение  «до  оснований, до  корней, до  сердцевины», как  действие, стремящееся  дойти  до  понимания  и  причинного  объяснения  событий. Анализ  как  выявление  и  оценка  причин  различных  отклонений  и  несогласованности  предполагает  соотнесение  того, что  происходит  с  нашими  ценностями, целями, нормами.

Анализ педагогического аспекта урока 

1. Место урока в системе уроков по теме или подтеме, правильность постановки цели.
2. Организация урока:
а) тип урока; б) структура, отдельные элементы, их последовательность и дозировка по времени; соответствие построения урока его содержанию и цели; в) подготовленность класса к уроку; г) организация учащихся для активной работы на уроке; сочетание фронтальной, групповой, коллективной работы; д) плотность урока; рациональное использование времени.
3. Содержание урока:
а) научность материала; б) правильность подбора материала для различных этапов урока и видов деятельности учащихся; в) соответствие содержания урока требованиям программы, по которой работает учитель; г) воспитательная направленность урока; д) связь теории с практикой; раскрытие практической значимости знаний; обучение учащихся применению своих знаний на практике; е) связь изучаемого материала с ранее пройденным; приемы повторения; ж) межпредметные связи; з) речь учителя: грамотность, эмоциональность, лексическое богатство; и) качество знаний учащихся, их умений и навыков; к) речь учащихся.
4. Методика проведения урока:
а) оборудование, использование пособий, дидактического материала на всех этапах урока; б) методы и приемы, применяемые учителем на каждом этапе урока; в) соответствие методов содержанию и целям урока, возрасту и уровню подготовки учащихся, эффективность применяемых методов; г) постановка перед учащимися цели урока и подведение итогов; д) работа с отстающими и слабоуспевающими; е) владение методами активного обучения; целесообразность их применения на данном уроке; ж) система оценки знаний, ее педагогическая ценность.
5. Общение на уроке: тон, стиль отношений, манера общения с классом и отдельными детьми.
6. Работа и поведение учащихся на уроке:
а) активность класса и отдельных учащихся; б) заинтересованность учащихся материалом урока; отношение к уроку; в) отношение к учителю; г) дисциплинированность и организованность; д) речь учащихся, их вопросы.
7. Общие выводы по уроку.
8. Как будет учтен опыт урока в вашей дальнейшей работе?

Анализ методического аспекта урока 

1. Основная учебная цель урока:
а) правомерность постановки данной цели в цикле или блоке уроков; б) достижение цели на уроке ( на различных уровнях).
2. Сопутствующие учебные цели:
а) правомерность их постановки; б) соотнесение с основной целью; в) достижение сопутствующих целей.
3. Сопутствующие воспитательные и развивающие цели:
а) правомерность их постановки; б) соотнесение с их основной целью; в) степень и уровень достижений.
4. Методическая логика урока:
а) структура урока; б) обоснованность структуры урока; в) хронометрирование урока и целесообразность распределения времени; г) целесообразность и характер проверки домашнего задания; д) характер постановки цели для учащихся и мотивирование учащихся; е) характер представления нового материала со стороны учителя и характер его восприятия и осмысления учащимися; ж) развитие навыков и умений; з) результативность урока, оценочная деятельность учителя и самооценка учащихся, организация домашней работы.
5. Использование различных средств обучения: заданий различного характера, образцов, инструкций, алгоритмов, опор, временных ограничителей, информационных источников (в том числе использование технических средств обучения):
а) адекватность использованных средств основной цели урока; в) правомерность использования средств на каждом этапе урока; г) эффективность использования средств в данном классе; д) грамотное использование и сочетание различных средств. 
6. Использование различных методических приемов:
а) адекватность данного приема цели или сопутствующим задачам; б) обоснованность места использования данного приема; в) эффективность использования приема.
7. Использование различных организационных форм при обучении (индивидуальная, дифференцированная, групповая, парная, фронтальная формы организации работы).
8. Содержательная логика урока, его информационная ценность.

Целевой анализ урока направлен на выявление мастерства учителя в использовании отдельных форм, средств и методов обучения или на использование авторских методик и технологий обучения, в том числе и разработанных самим учителем.

Целевой анализ урока: форм, средств или методов обучения.
1. Краткая общая характеристика урока: цели, задачи, этапы урока.
2. Общая характеристика анализируемой формы ( средства или методы обучения). Использование для всех учащихся или для определенного контингента.
3. Адекватность данного метода (формы, средства) обучения основным и сопутствующим целям урока.
4. Адекватность данного метода (формы, средства) обучения этапу урока.
5. Учет учителем индивидуальных и возрастных особенностей учащихся и соответствующая адаптация этого метода (формы, средства) обучения.
6. Учет содержательных особенностей материала и соответствующая адаптация этого метода (формы, средства) обучения.
7. Возможность сочетания данного метода, форм и средств обучения с другими формами и средствами ( методом) обучения.
8. Степень проявления индивидуального стиля учителем при использовании данного метода (форм и средств) обучения.

Целевой анализ авторской методики обучения.
1. Краткая характеристика авторской методики, ее цели, принципы, система их реализации и сфера использования данной методики.
2. Краткая общая характеристика урока, на котором показана данная методика или ее элемент.
3. Особенности реализации принципов данной методики. Соотношение целей и средств достижений.
4. Степень адаптированности данной методики к особенностям классного коллектива.
5. Результативность данной методики с указанием критериев результативности (можно обсудить сравнительную результативность). 
6. Рекомендации для дальнейшего использования или распостранения данной методики.
 Анализ инновационного урока

В условиях инновационного урока учитель, кроме того, что он делает на традиционном уроке, дополнительно осуществляет какое-либо нововведение: вводит новое содержание, новую методику обучения или воспитания, ведет экспериментально-исследовательскую работу на основе предварительно разработанной концепции и т.д.

Показатели эффективности 

Критерии оценивания

Оценка

(5, 10 баллов)

1.

Степень оригинальности и новизны методики (технологии) урока

Оригинальность, новизна

2.

Гибкость сочетания традиционных и инновационных форм, методов обучения, содержания урока.

Гибкость, системность

3.

Степень использования средств педагогической диагностики, позволяющих выявить эффективность педагогической инновации

Диагностичность

4.

Технологичность, возможности для воспроизведения педагогической инновации другими учителями 

Воспроиводимость

Матрица оценки разработки урока

Критерии

Показатели

Оценка

1. Целеполагание

1. Правильность и обоснованность постановки целей урока с учетом особенностей учебного материала, места данного урока в системе уроков по теме, уровня подготовленности класса

2. Комплексность постановки целей, их диагностичность

3. Наличие приемов включения учащихся в процесс целеполагания на уроке

2. Структура урока

1. Соответствие структуры урока его целям.

2. Продуманность выбора типа урока, его структуры, логическая последовательность и взаимосвязь этапов урока.

3. Рациональность выбора форм и средств обучения

3. Содержание урока

1. Соответствие содержания урока требованиям государственных программ.

2. Глубина, научность, системность учебного материала.

3. Степень нравственного влияния, воспитательная направленность содержания урока.

4. Соответствие содержания и формы его освоения

5. Степень развивающих возможностей содержания урока в плане формирования активной учебной деятельности, самостоятельного мышления, познавательных интересов.

4. Методика проведения урока

1. Обоснованность и правильность отбора методов, приемов, средств обучения, их соответствие содержанию учебного материала, поставленным целям урока, учебным возможностям данного класса.

2. Соответствие методического аппарата урока каждому его этапу и задачам активизации учащихся. 3. Разнообразие методов и приемов, применяемых учителем.

5. Организация учебной деятельности на уроке

1. Создание условий для творчества учащихся на уроке (ситуация мотивации, проблемные задания, приемы кооперированного обучения и т.п.)

2. Формы организации процессуального и результативного контроля.

3. Формы организации оценки результатов урока и рефлексии учащимися хода урока и результатов собственной деятельности

6. Инновационный характер урока

1. Степень оригинальности и новизны методики (технологии) урока

2. Гибкость сочетания традиционных и инновационных форм, методов обучения, содержания урока.

3. Технологичность, возможности для воспроизведения педагогической инновации другими учителями.

Литература:

  1. Бершадский М. Е., Гузеев В. В. Дидактические и педагогические основания образовательной технологии. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2003 – с.53-65
  2. Гузеев В. В. Постановка целей и дифференциация образовательного процесса. – М.: Знание, 1998. – с. 4-6
  3. Ермолаева М.Г «Современный урок: анализ, тенденции, возможности», Санкт-Петербург, КАРО, 2008г.
  4. Монахов В. М. Педагогическое проектирование – современный инструментарий дидактических исследований // Школьные технологии. – 2001. - №5. – с. 75-99 
  5. Кларин М.В. «Сравнительный анализ некоторых психологических теорий научения», ж. «Школьные технологии», 2004г., №6
  6. Озеркова И. А. Целеполагание как ключевая компетенция образовательного процесса. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 22 февраля. http://www.eidos.ru/journal/2007/0222-10.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.
  7. Озеркова И. А. Цели и задачи в образовании.  // Интернет-журнал "Эйдос". - 2006. - 22 августа. http:/www.eidos.ru/journal/2006/0822-20.htm.
  8. Словарь-справочник по педагогике. Под редакцией П.И. Пидкасистого. М.: 2004. – 448 с
  9. Плахова Л.М. «Курс молодого бойца или Азбука директора школы», Москва, «Просвещение», 2005г.
  10. Хуторской А. В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: пособие для учителя - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – с.112-129
  11. Шамова Т.И. Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2001 – с.384 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока труда по строительному делу в 5 классе. Анализ урока.

Подробный конспект урока по строительному делу на тему: "Технология конструирования из металлического конструктора лестницы-стремянки"....

Конспект урока английского языка во 2 классе по УМК "Английский с удовольствием" М. З. Биболетовой с аспектным анализом урока

Раздел 2, урок 27 "Спортивные игры" по УМК "Английский с удовольствием" М. З.Биболетовой....

Разработка урока и анализ урока с точки зрения УУД "Австралия и Океания"

Данный урок является заключительным в теме Австралия. Цель урока: Обучающая: Обобщить,  систематизировать, закрепить знания учащихся по данной теме.Развивающая:Сформировать у ребят...

Конспект урока с презентацией "Изготовление мешочка для семян с аппликацией" анализ урока, приложение

Тема урока: «Изготовление мешочка для семян с аппликацией».Количество учащихся в группе: 6 человек, возраст 10-13 летДлительность урока: 2 занятия по 35 минутТип урока: комбинированный с элементами ин...

Анализ урока и оценка эффективности урока

карта может использоваться при анализе урока и оценки его эффективности....

Конспект открытого урока английского языка в 6 классе на тему "Family relationships"+презентация к уроку+анализ урока

Конспект открытого урока английского языка в 6 классе на тему "Family relationships"+презентация к уроку+анализ урока...


 

Комментарии

Очень хороший материал, который можно использовать при подготовке к уроку (для самоанализа), а также можно использовать на заседаниях РМО различных направлений.