Знакомство с культурой дома
план-конспект урока по технологии (7 класс) на тему

Муравьёва Татьяна Фёдоровна

Разработки урока-планирования и урока-практикума в 7 классе по технологии для девочек

Скачать:


Предварительный просмотр:

Т.Ф. Муравьёва

Урок планирования и постановки творческого задания по технологии в 7 классе.

Основное назначение урока планирования на и постановки творческого задания заключается в разработке содержания творческого задания и составлении календарного плана на две четверти. Урок проводится вначале изучения курса «Технология»  (карта ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ куда)

Учебный предмет: Технология

7-й класс

Тема раздела 1.1.: Знакомство с культурой дома.

(32 часа)

Творческое задание: Научиться создавать уют в доме своими руками.

Тема урока 1.1.1-2.: Интерьер жилого помещения.

(2 часа)

Цели: 

  • Прояснить смысл творческого задания к разделу «Знакомство с культурой дома».
  • Заполнить карту образовательных результатов  по выполнению творческих заданий к разделу «Знакомство с культурой дома».

Ход урока

Цель первой ситуации:…. и разработать перечень изделий позволяющий создать уют в доме, на кухне.

Действия учителя

Содержание

Действия учеников

1. Учитель предлагает учащимся прочитать два отрывка из произведения И.А. Гончарова «Обломов» и обсудить в группах, что такое «уют» и какими средствами можно создать уют в доме. Ответы оформить на листе А3.

                       ***         (комната барина Ильи Ильича)

       Комната, где лежал Илья Ильич, с первого взгляда казалась убранною. Там стояло бюро красного дерева, два дивана, обитые шелковою материею, красивые ширмы с вышитыми небывалыми в природе птицами и плодами. Были там шелковые занавесы, ковры, несколько картин, бронза, фарфор и множество красивых мелочей.      

 

                     ***                    (комната слуги Захара)  

       По стенам, около картин, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью; зеркала, вместо того чтоб отражать предметы, могли бы служить скорее скрижалями, для записывания на них, по пыли, каких-нибудь, заметок, на память. Ковры были в пятнах. На диване лежало забытое полотенце; на столе редкое утро не стояла не убранная от вчерашнего ужина тарелка с солонкой и с обглоданной косточкой да не валялись хлебные крошки.

1. Учащиеся читают отрывки из произведения И.А. Гончарова «Обломов» и в группах обсуждают, что такое «уют» и как создать уют в доме. Свои варианты оформляют на листе А3.

2. Учитель предлагает представителю от группы предъявить результаты работы.

Учитель подводит итог обсуждения и уточняет понятие «культура дома».

Уют – удобный порядок, приятная устроенность быта, обстановки.

Культура дома - это ведение домашнего хозяйства, обустройство быта, который подчеркивает характер человека (хозяина жилища).

2. Представители от групп предъявляют результаты от группы, остальные учащиеся слушают, задают вопросы на уточнение, дополняют.

3. Учитель раздает учащимся картинки, зарисовки, вырезки из журналов по интерьеру кухни и предлагает обсудить в группах   перечень предметов, которые бы создали  уют в кухне. Результат зафиксировать на листе А3 и  подготовить выступление.

3. Ученики рассматривают материал, анализируют и составляют перечень предметов, которые на их взгляд украсят помещение кухни. Оформляют свои предложения на листе А3, готовят выступление.

4. Учитель организует обсуждение предложений  разработанных в группах.  

4. Примерный перечень содержания творческих заданий для оформления кухни:

- салфетка;

-прихватка;

-вышитая картинка;

- панно;

- скатерть;

- фартук;

- декоративные букеты и т. д.

4. Учащиеся выступают с сообщениями, обсуждают варианты, предложенные другими группами. Приходят к примерному перечню предметов, которые бы создали уют на кухне, выделяя ключевые слова в формулировке творческого задания.

Образовательный результат ситуации: Перечень изделий позволяющий создать уют на кухни.

Цель второй ситуации: Разработка карты образовательных результатов к разделу «Культура дома».

1. Учитель предлагает учащимся сначала индивидуально, а затем в группах выявить свои возможности по выполнению творческого задания. Рассмотреть, с какими      работами справиться им не составит труда, какие выполнить затрудняются, а какие не могут. Определить в соответствии с выбранным творческим заданием свои знания и незнания, умения и неумения. Составить перечень знаний и умений, которые необходимы для выполнения творческого задания. Оформить на листе А3, подготовить выступление от группы.  

1.Учащиеся анализируют перечень творческого задания и сопоставляют свои возможности по выполнению их. Работают сначала индивидуально, а затем в группе находят общее и составляют единый перечень знаний и умений. Оформляют перечень и готовят своё выступление.

2.Учитель организует выступление от групп, обсуждение набора знаний и умений, результатом, которого становится общий, единый для класса, перечень. Оформить  на листе А3.

2. Перечень знаний и умений по интерьеру, этикету, материаловедению, машиноведению, рукоделию.

а) Что нужно знать.

- композицию интерьера;

- сервировку стола;

- классификацию текстильных волокон;

- виды переплетений;

- терминологию ручных работ;

- технику выполнения счетной вышивки;

- заправку швейной машины;

- терминологию машинных работ;

- технику безопасности труда.

б) Что нужно уметь.

- сервировать стол;

- выполнять ручные, машинные швы;

- заправлять швейную машину нитками;

- читать схемы вышивки;

- выполнять счетную вышивку;

См. образец карты образовательных результатов «Критерии оценивания знаний и умений, учащихся 7-8 классов по предмету «Технология»»

2.Учащиеся выступают с сообщением от   группы, обсуждают предложенный вариант знаний и умений, который необходим для выполнения творческого задания разного вида  техники. Создают в обсуждении единый перечень знаний и умений.

3.Учитель выдает учащимся заготовленные бланки карт образовательных результатов для заполнения.  Обращает внимание на творческое задание, дает требуемые учащимися пояснения.

3. Карта образовательных результатов.

3.Учащиеся заполняют карту образовательных результатов.

Образовательный результат ситуации: Заполненная карта образовательных результатов к разделу «Культура дома».

Цель третьей ситуации: Составление календарного плана и определение сроков.

1. Учитель сообщает, что  на раздел «Знакомство с культурой дома» отводится -32 часа.

а) урок планирования -1 час;

в) урок практикум -28  часов;

г) урок контроля- 1 час.

 

2. Учитель предлагает учащимся проработать в группах и вынести на обсуждение, оформив на листеА3:

а)  объём часов на изучение тем уроков и выполнения творческого задания;

б)  сроки по  выполнению изделий

2. а) Перечень тем:

- интерьер;

- гигиена;

- этикет;

- материаловедение;

- ручные работы;

- вышивка;

- машиноведение.

    б) Перечень изделий:

- салфетка;

- прихватка;

- миниатюра в технике «крест»;

- панно.

2. Ученики в группах анализируют перечень выбранного задания и сопоставляют свои возможности,  рассчитывая сроки их выполнения. Фиксируют на бумаге, готовят выступление.  

3. Учитель организует выступление учащихся от групп

Календарный план

3. Учащиеся в ходе обсуждения определяют сроки выполнения творческого задания и записывают даты в календарный план

Образовательный результат ситуации: Заполненный календарный план со сроками.




Предварительный просмотр:

Т.Ф.Муравьёва

СЦЕНАРИЙ МОДЕЛЬНОГО УРОКА – ПРАКТИКУМА

Урок практикум по технологии в 7 классе.

Урок практикум по технологии проводится после урока планирования и постановки познавательной и учебной задач.  Назначение уроков практикумов заключается в поэтапном выполнении творческого задания, которое сформулировано на весь год «Оформить интерьер кухни». Так как познавательная задача заключается в том, чтобы научиться создавать уют на кухне, на уроках практикумах ученики учатся:  

  • шить кухонные принадлежности (прихватки, салфетки, фартуки),
  • вышивать,
  • сервировать стол.

Цель данного урока – практикума – овладеть техникой счётного шва. Урок рассчитан на 2 часа.

Учебный предмет: Технология

7 класс

Тема раздела 1.1. Знакомство с культурой дома.

Творческое задание: «Оформить интерьер кухни»

Тема урока 1.1.17-1.1.18.:

Вышивка. Счетные швы.

(2 часа)

Цели урока:

  • Научиться составлять композицию орнамента вышивки
  • Овладеть техникой выполнения счетного шва «крест»;                  

Оборудование: Инструменты, материалы, приспособления:  игла с увеличенным ушком, ножницы, пяльцы, нитки мулине, канва.

Наглядные пособия: картины выполненные учащимися, журналы, одежда украшенная вышивкой, предметы быта.

  • Цель первой ситуации: Научиться составлять композицию орнамента вышивки.

Действия учителя

Содержание

Действие ученика

1.Учитель предлагает учащимся рассмотреть  образцы вышивок с разными видами швов и дает задание определить вид шва, который уже известен учащимся.

1. Перечень известных швов:

 - вперед иголку;

  - назад иголку;

  - стебельчатый шов;

  - тамбурный шов;

  - петельный шов;

  - краевой шов;

  - крестообразный шов.

1.Учащиеся рассматривают образцы предложенных вышивок и   отвечают на поставленный вопрос, называя,  уже изученные швы.

2. Учитель знакомит учащихся с историей возникновения вышивки и предлагает заполнить таблицу.

Цвета и  характерные мотивы узора

Россия

Украина

Белоруссия

Грузия

Крайний Север

Татария

    Вышивка - один из видов народного искусства, относится к эпохе первобытной культуры и связано с появлением первого стежка при шитье одежды из шкур животных.

   Вышивки создавались веками из поколения в поколение отрабатывались узоры, создавались образцы вышивок с характерными национальными чертами и зависели от географического положения страны, ее истории и культуры.

  Для русской вышивки характерны мотивы геометрического, растительного и животного орнаментов.

   Обычно вышивка очерчивала край одежды сплошной линией. В изображениях закладывался определенный смысл. Например, фигурками в виде ромба, квадрата или круга обозначали источники света - солнце и луну, волнистой горизонтальной линией – воду. Вертикальной - дождь; скрещивающимися - огонь и молнию; горы представлялись треугольниками.

    Вышивку наших соседей – белорусов - определяет геометрический орнамент красных, бордовых, серовато-голубых и черных  цветов на белом или сером полотне.

    Украинцам свойственен рутиновый орнамент, обычно растительного характера, встречается, стилизованные изображения птиц и зверей. Для вышивки  используют в основном красный цвет, иногда добавляя черный и синий.

    Грузинскую же вышивку отличает сложный узор – многофигурный  тонкий геометрический и растительный орнамент, а также аппликация и вышивка цветным бисером.

Вышивка оленьем мехом по замше и сукну, аппликация из ткани, кожи, бисера распространены у народов Крайнего Севера.

 Для Татарии характерно шитье бисером и золотом по бархату.

  У каждого народа самобытные способы оформления одежды. В наше время в вышивании прекрасно соединялись традиционное и современное творческое начало.

2. Учащиеся слушают учителя, записывая  информацию в таблицу.

Цвета и  характерные мотивы узора

Россия

Геометрический, растительный, животный.

Украина

Красный, черный, синий цвет. Мотивы узоров: птиц, и зверей

Белоруссия

Красный, черный, бордовый, серовато-голубой, цвет. Геометрический мотив

Грузия

Сложные узоры: геометрические, многофигурные, растительные, вышиты бисером.

Крайний Север

Олений мех, кожа, замша, сукно, аппликация, бисер.

Татария

Бисер, золото, бархат.

3.Учитель предлагает учащимся ответить на вопрос: «Что общего во всех видах вышивки?»

Учитель поясняет, что данный набор приемов называется орнаментом. Это самый распространенный способ декоративного украшения, особенностью орнамента является ритмическое чередование элементов и соразмерность всех его частей.

4.Учитель предлагает учащимся ответить на вопрос: «Какие предмета быта  украшали вышивкой?».

3. Общее в вышивках:            - совпадает цветовая гамма,   - одинаковый наклон стежка;  - одинаковая ширина шага;   - повтор, расположение     узора;                                       - чередование стежков.                                

4. Вышивкой украшали предметы быта: полотенца, подзоры, скатерти, салфетки, праздничную, повседневную одежду, передники, головные уборы и др.

3. Учащиеся работают в группах и в ходе обсуждения, рассматривая       образцы предложенных вышивок   и пользуясь   заполненной таблицей, готовят ответы. Представители от групп выносят  ответы на доску.

Обсуждая, уточняя, корректируя и дополняя вынесенные ответы представителями от групп, учащиеся приходят к заключению.

4.Учащиеся работают в группах. Рассматривая  журналы,  образцы одежды с вышивкой, делясь собственным опытом, составляют перечень предметов. Ответы выносят на доску. Обсуждая предложенные другими группами варианты, составляют единый перечень предметов быта украшенные вышивкой.

5.Учитель дает задание разработать орнамент вышивки для салфетки на кухню. Рисунок орнамента занести в тетрадь.

5. Учащиеся индивидуально разрабатывают орнамент для салфетки на кухню и оформляют в тетради.

Образовательный результат: Разработанный рисунок орнамента.

Данный образовательный результат является первым шаговым действием, который необходим для освоения техники счетной вышивки.

  • Цель второй ситуации: Овладеть техникой выполнения счетного шва «крест»;                  

1. Учитель предлагает рассмотреть образцы кухонных салфеток, выполненных в технике крест.

1. Учащиеся рассматривают образцы кухонных салфеток, выполненных в технике крест.

2. Учитель знакомит учащихся с ассортиментом ткани,  на которой выполняется счетная вышивка в технике «крест»

2.Вышивка швом «крест» выполняется на плотной ткани с полотняным переплетением или специальной ткани «канва» или «канвовая ткань».

Канва – это специальная ткань, ее структура представляет собой мелкие клеточки, предназначенные для проколов иглы

2.Учащиеся рассматривают ассортимент образцов канвы и ткани разной цветовой гаммы  и размера клеточек, и пришли к заключению

3. Учитель раздает учащимся  карточки « Техника шитья крестом» и знакомит с технологией выполнения шва. (Приложение 1)

3. Учащиеся рассматривают технологию вышивки «крест».

4. Учитель предлагает выполнить вышивку швом «крест» по схеме карточки. Напоминает о правилах техники безопасности при работе с ножницами, иглами, утюгом.

4.Образц вышивки в технике «крест».

4. Учащиеся готовят рабочее место к  выполнению вышивки техникой «крест».

Выполнение вышивки.

5. Подведение итогов.

 Учитель проверяет:

 - аккуратность и ровность стежков;

 - чистоту стежков с лицевой и изнаночной  сторон.

Учитель оценивает  работу учащихся.

5.Образц вышивки в технике «крест».

5. Учащиеся предъявляют выполненные работы.

6. Домашнее задание: закончить вышивку, проутюжить вышивку с изнаночной стороны.

6. Учащиеся записывают домашнее задание.

Образовательный результат ситуации: Счетная вышивка в технике шва «крест».

Результатом работы являются работы учеников, выполненные счетной вышивкой в технике «крест»: салфетка, дорожка, занавески, картинки и др., что является составной частью уюта кухни.  (Приложение 2)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер-класс " уроки толерантности через знакомство с культурой страны изучаемого языка " с элементами ФГОС

Чтобы понять уникальность каждой нации, нужно знать ее историю, культуру, традиции и обычаи.Знакомство с биографией королевы Елизаветы, достопримечательностями и с необычными выражениями в английском ...

работа в мини- группах на занятии " Уроки толерантности через знакомство с культурой страны изучаемого языка" с элементами ФГОС

представляет собой страноведческий материал, который учащиеся изучили на уроке и представили другим группам. Там же предложены задания по самоконтролю...

Знакомство с культурой и элементами бытовых танцев 18-19 века: полонез

Конспект занятия по историко-бытовому танцу в группе 4-го года обучения....

Воспитание нравственно - патриотических чувств через знакомство с культурой и традициями русского народа.

Основные направления работы.Создание атмосферы национального быта .Окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка- развивать любознательность, воспитывать чувст...

Проектная деятельность Тема «Воспитание нравственно- патриотических чувств через знакомство с культурой и традициями русского народа

Цель проекта: способствовать формированию у детей личностной культуры, приобщить их к богатому культурному наследию русского народа, заложить прочный фундамент в освоении детьми национальной культуры ...

БРЕЙН-РИНГ «PROнацию» в рамках цикла городских мероприятий посвященных знакомству с культурой народов России "Народы Средней Азии"

laquo;Брэйн ринг» — это интеллектуальная игра, в рамках которой участники соревнуются друг с другом в знании и умении быстро и правильно отвечать на вопросы. Быстрый ход брейн-ринга помог...