Счётная вышивка. Салфетка в подарок
план-конспект урока по технологии (6 класс) на тему

Сидорова Валентина Владимировна

Тема урока: Счётная вышивка. Салфетка в подарок.

 

Цель урока: создать условия для закрепления знаний о счётной вышивке и композиционном построении узора.

Задачи:

Образовательные:

·         Способствовать расширению знаний об истории и использовании вышивки;

·         Создать условия для формирования  потребностей и умений самостоятельно добывать знания;

Развивающие:

•      Содействовать развитию глазомера, координации  и соразмерности движений рук, моторики мелких мышц рук;

·         Способствовать умению анализировать, выделять главное, сравнивать;

·         Содействовать развитию мышления, познавательных и творческих способностей, памяти, воображения и фантазии.

·         Способствовать развитию речи обучающихся, обогащению и усложнению словарного запаса. 

Воспитательные:

•      Приобщение к истокам русской культуры, национальным традициям, связи поколений;

•      Формирование нравственных, трудовых, профессиональных и эстетических качеств личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok_novyy.docx34.35 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Счётная вышивка. Салфетка в подарок.

Цель урока: создать условия для закрепления знаний о счётной вышивке и композиционном построении узора.

Задачи:

Образовательные:

  • Способствовать расширению знаний об истории и использовании вышивки;
  • Создать условия для формирования  потребностей и умений самостоятельно добывать знания;

Развивающие:

  • Содействовать развитию глазомера, координации  и соразмерности движений рук, моторики мелких мышц рук;
  • Способствовать умению анализировать, выделять главное, сравнивать;
  • Содействовать развитию мышления, познавательных и творческих способностей, памяти, воображения и фантазии.
  • Способствовать развитию речи обучающихся, обогащению и усложнению словарного запаса. 

Воспитательные:

  • Приобщение к истокам русской культуры, национальным традициям, связи поколений;
  • Формирование нравственных, трудовых, профессиональных и эстетических качеств личности.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок обобщения, систематизации знаний, умений и навыков.

 Методы обучения: 

  • рассказ, демонстрация,  инструктаж, самоконтроль;
  • самостоятельная и практическая работа. 
    Формы организации работы с учащимися: фронтальная, индивидуальная.

Межпредметные связи: история, изобразительное искусство, музыка.

Словарная работа: 

  • оберег, обряд, традиция;
  • зооморфный и антропоморфный орнамент;
  • секреты мастерства.

Дидактическое обеспечение:

  • для учителя: опорный конспект, образцы объектов труда для демонстрации; шкатулка с принадлежностями для ручных работ;
  • для обучающихся:   карточки – задания, ткань хлопчатобумажная, рабочая тетрадь,  шкатулка с принадлежностями для ручных работ;
  • жетоны -  розовый, оранжевый, зелёный на каждого.
  • компьютер, мультимедийный проектор;
  • презентация «Счетные вышивки»;
  • План урока.
  1. Мотивация – 1 мин.
  2. Проверка домашнего задания – 3 мин.
  3. Самоопределение к учебной деятельности – 2 мин.
  4. Введение в тему – 6 мин
  5. Закрепление знаний обучающихся – 10 мин
  6. Физкультминутка – 1 мин
  7. Выполнение практической работы – 15 мин
  • Вводный инструктаж;
  • Самостоятельная работа обучающихся;
  • Текущий инструктаж;
  • Целевой обход;
  • Заключительный инструктаж.

8. Домашнее задание – 1 мин

9. Уборка рабочих мест

10.Подведение итогов урока – 6 мин.

Ход урока

1. Мотивация. Слайд 1

Откройте души и сердца,

Скажите тёплые слова,

Друг другу улыбнитесь,

Добрее стать стремитесь!

          Добрый день, ребята. Мы вновь встретились с вами на уроке технологии.

2. Проверка домашнего задания.

Вопрос: Давайте вспомним, что мы делали на протяжении последних занятий?

Дети: Начали вышивать салфетку.

Вопрос: Что надо было сделать к сегодняшнему уроку?

Дети: Закончить оформление углов салфетки болгарским крестом, самостоятельно подбирая цвет ниток и рисунок.

Прохожу по рядам и просматриваю выполнение домашней работы, даю краткую оценку выполненным работам.

Проблемный вопрос: Если на светлом фоне применить вышивку светлых оттенков, это придаст выразительность изделию?

Дети: Нет, на светлом фоне надо использовать яркие насыщенные, контрастные цвета. Только тогда будет рисунок выразительным. Нельзя использовать на белом фоне бледные оттенки.

Вопрос: Ребята, а как вы добились соразмерного расположения элементов на вашем изделии?

Дети: Отсчитывали нужное количество клеток

Правильно, поэтому вышивка называется счётной.

3. Самоопределение к учебной деятельности. Слайд 2

Выдвижение гипотезы: Можно утверждать, что наше изделие  на сегодняшний день готово, не так ли?

Дети: Можно.

           Нет, не оформлена середина изделия.

Вопрос: Тогда в  чём же будет состоять  наша задача?

Дети: Довести начатую работу до конца, то есть вышить центр салфетки.

4. Введение в тему.

Молодцы, ребята. Итак, тема нашего урока «Счётная вышивка. Салфетка в подарок», а цель урока - закрепить  знаний о вышивке, о композиции в узоре, а так же пополнить  словарный запас специальными  терминами.

Слайд 3 Но, прежде чем, приступить к выполнению практической работы, хочу вам напомнить, что вышивка одна из самых популярных видов народного искусства. Мода на изделия ручной работы, а особенно на вышивку крестом, то проходит, то появляется вновь, заставляя брать в руки иголку и нитки не только женщин, но и мужчин. Многие представители сильного пола увлекаются именно вышиванием крестиком и создают великолепные полотна. 

Из истории вы знаете, что раньше одежду шили из домотканого полотна, естественно появлялось желание ее украсить.

Вопрос: А по каким местам на одежде располагали вышивку? 

Правильно, её располагали по вороту, рукавам и подолу.

 Слайд 4 По народным поверьям, вышивка крестом должна была не только украшать одежду, предметы быта, но и служить оберегом от любого зла. Особенно ценными в этом плане считались обыденные полотенца. Над созданием такого полотенца работали одновременно несколько мастериц. Если  они начинали делать работу на рассвете и заканчивали ее до того, как сядет солнце, то изделие считалось способным оберегать от различных болезней, от злых сил или стихийных бедствий. 

СЛАЙД 5 На Руси существовал обычай развешивать вышитые полотенца вокруг зеркал, икон, встречать молодых на свадьбах, чтобы жили счастливо, дарить новорожденному, чтобы рос здоровым. Эта традиция сохранилась и до наших дней. СЛАЙД 6   

СЛАЙД 7 Русская вышивка имеет свои национальные особенности, она отличается от вышивок других народов большим разнообразием, как технических приемов исполнения узора, так и орнаментальным мотивом.

СЛАЙД 8 Такое старинное ремесло, конечно, не могло обойтись без своей покровительницы. Ею считается Параскева Пятница, день памяти которой отмечают 10 ноября. Когда-то в этот день вышивальщицы показывали выполненные за год работы, хвалили друг друга и делились секретами мастерства.

5.Закрепление знаний обучающихся.

А сейчас, чтобы вспомнить понятия, изученные ранее, поиграем в игру «Анаграммы».  Перед вами вопросы и зашифрованные ответы. Ваша задача: по предложному определению  угадать слово. СЛАЙД 9

1. Перед вами образец вышивки, где объединены элементы изображения в одно художественное целое, имеющее единую форму и содержание. Как вы думаете, что  это?

Правильно,  композиция  (показ образцов).

2. Соразмерное расположение элементов относительно одной, двух или нескольких осей называется?

Правильно,  симметрией (показ образцов).

3. А на каких уроках вам встречалось это понятие? Верно, на уроках изобразительной деятельности.       

4. Узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов. А это что?

Молодцы, орнамент (показ образцов).

5.А какие виды орнамента используются при вышивке крестом?

(геометрический, растительный, зооморфный и антропоморфный)

Слайд 10

6. Физкультминутка. А сейчас попробуем выполнить один из видов орнамента – упражнение  «Распускающийся цветок». Покажи, Лида.

 И.п. присели на носочки,  руки на коленях.

В. постепенно поднимаясь, одновременно поднимаем руки вверх, разводя в стороны и вновь вернуться  в и.п. (3 раза)

7. Практическая работа.

Вводный инструктаж

Сейчас вы будете  выполнять вышивку  центральных ромбов на салфетке. Ваша задача – заполнить центр одним или несколькими элементами, используя материалы, инструменты и приспособления для ручных работ. В помощь вам  рабочие тетради, цветные иллюстрации, образцы вышивок.  Будьте внимательны при подборе и выдёргивании ниток из пастмы.

СЛАЙД 11 Но прежде давайте вспомним  правила  ТБ при выполнении ручных работ:

- Иметь специальную шкатулку для рукоделия;

 - Хранить иголки в игольнице, зная их количество; 
-  Не оставлять иглу в ткани;
- Шить с наперстком, чтобы не уколоть палец;

- Иметь личные ножницы и использовать их только для рукоделия; 
-  Ножницы с сомкнутыми лезвиями класть справа кольцами к себе. 
- Передавать ножницы кольцами вперед. 

6. Самостоятельная работа по учебно – трудовой деятельности

Есть рукоделие красивое и полезное.

Занятие это очень интересное.

В нашей мастерской – урок вышивания,

Приложите, дети, все свои старания.

Вы готовы к выполнению практической работы? Тогда приступим.

Обращаю ваше внимание на технологию выполнения шва. Слайд 12

Роман, нарисуй на доске последовательность действий.

Релаксация (спокойная   музыка).

      Текущий инструктаж провожу по ходу выполнения обучающимися самостоятельной работы.

  – проверка организованности начала работы;

– проверка организации рабочих мест (рабочий стол, инструменты, приспособления);

– соблюдение правил техники безопасности, санитарии и гигиены труда при выполнении задания;  

– проверка правильности использования детьми учебно-технической документации;

 – инструктирование по выполнению задания в соответствии с технологической документацией.  

Целевые обходы:

– инструктирование обучающихся по выполнению отдельных операций и задания в целом;

– концентрация внимания обучающихся на наиболее эффективных приемах выполнения операций;

– оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания;

– контроль за бережным отношением к средствам обучения;

– рациональное использование учебного времени обучающимися.

 Заключительный инструктаж:

  Обучающиеся, выполнившие работу раньше других, помогают оформить выставку.

Дети стоят полукругом около доски.

            Рассмотрите нашу выставку, оцените выполненные работы в целом  и выскажите свое мнение (работы яркие, аккуратные, отличаются по цвету, размеру элементов, выглядят как единый ковёр из геометрических элементов).

8.Рефликсия А теперь каждый посмотрите на своё изделие, пройдите на места и с помощью жетонов оцените свою работу. Розовый - "отлично", оранжевый - "хорошо", зелёный - "удовлетворительно".

Дети оценивают себя.

Выполненные вами элементы вышивки правильные, яркие, симметрично расположенные. Сами работы аккуратные, чистые. Все они обязательно станут подарками для ваших близких.

8. Домашнее задание.

Дома необходимо продолжить работу по вышиванию, добавляя новые элементы.

9. Уборка рабочих мест.

10. Подведение итогов урока: Сегодня мы  завершили этап вышивания ромбов с использованием симметрии.  Я видела вашу работоспособность, активность. Сделанное своими руками ценится гораздо дороже и сохраняется на долгие годы.

 За активную работу на уроке получают «5»

 За чистоту и аккуратность в работе получают «5»

 За стремление к знаниям получают «4».

  Всем спасибо! Желаю творческих успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический план изготовления изделия «Салфетка с мотивами народной вышивки»

Вашему внимаю предлагается методический план изготовления изделия "Салфетка с мотивами народной вышивки"....

Тесты для учащихся 5 класса Вышивка счётные швы

Тесты предназначены для тематического контроля знаний, самостоятельной подготовки учащихся к олимпиаде...

Счётная вышивка

Презентация для урока технологии в 7 классе по теме "Вышивка"....

Методическая разработка занятия по теме: Строчечная вышивка. Украшение салфетки мережкой "Раскол".

На занятии планируется продолжить знакомство детей с узкой строчевой вышивкой - мережкой в интересной и доступной для детей форме....

Технологическая карта «Счётная вышивка – роспись» 6 класс

Технологическая карта «Счётная вышивка – роспись» 6 классВышивание — распространенный вид декоративно — прикладного искусства. Издревле вышивка украшала одежду человека и тканьевые изделия домашнего о...

Методическая разработка «Подарок на День святого Валентина своими руками. Салфетка»

Методическая разработка «Подарок на День святого Валентина своими руками. Салфетка»...

Тема: Вышивка салфетки

Тема: Вышивание салфетки тамбурным швом...