Декоративно-прикладное творчество. Вязание крючком.
план-конспект занятия по технологии (8 класс) на тему

Рябова Т.Н.

Цель:

  • Познакомить обучающихся с условными обозначениями основных видов петель;

·       Научить вязать начальную петлю, и цепочку из воздушных петель;

·       Развивать мелкие мышцы рук при выполнении упражнений по вязанию крючком;

Воспитывать внимательность, аккуратность и усидчивость

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vyazanie_kryuchkom.docx24.19 КБ
Office presentation icon vyazanie_kryuchkom.ppt1.12 МБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                     Декоративно-прикладное творчество. Вязание крючком.

Т. Н. Рябова

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Атратская средняя общеобразовательная школа», Алатырского района, Чувашской Республики.

План урока по технологии, посвященного вязанию крючком.

Цель: 

  • Познакомить обучающихся с условными обозначениями основных видов петель;
  • Научить вязать начальную петлю, и цепочку из воздушных петель;
  • Развивать мелкие мышцы рук при выполнении упражнений по вязанию крючком;
  • Воспитывать внимательность, аккуратность и усидчивость.(Слайд 2)

Задачи:

  • Знать условные обозначения основных видов петель;
  • Научиться выполнять начальную петлю и цепочку из воздушных петель.

Наглядные пособия: образцы готовых изделий, связанных крючком, презентация по данной теме.

Инструменты и материалы: набор крючков из различных металлов,   различные виды крючков, различные виды пряжи, нитки.

Словарь: начальная петля, воздушная петля, цепочка воздушных петель, соединительный столбик, столбик без накида, столбик с накидом.

Ход урока

I. Организационный момент 

  • приветствие,
  • проверка готовности учащихся к уроку,
  • ознакомление с планом урока учащихся

II. Основная часть

1. Актуализация опорных знаний

2. Изучение нового материала.

Слово учителя.

(Слайд 3)

 Актуальность вязания крючком. (Слайд 4)

В старые времена почти каждая женщина идеально владела искусством вязания, и могла легко создавать своими руками и перчатки, и носки, и шарф или и уютные свитера — для себя, своих близких или просто для продажи. Тем не менее, сегодня вязание различных модели из журналов также весьма популярное занятие, и что примечательно, оно привлекает не только женщин, но некоторых мужчин.

Феномен того, что пряжа и спицы продолжают привлекать пристальное внимание широкой аудитории, сам по себе уникален. Ведь, несмотря на обилие красивых современных магазинов одежды, многие люди любят заниматься рукоделием в своё свободное время. Объясняется это на самом деле довольно просто – процесс вязания всегда завораживал и продолжает завораживать тех, кто им занимается.

Один из самых распространенных видов декоративно- прикладного искусства – вязание крючком. Вязание крючком просто, многообразно и доступно каждому!

Можно не опасаться встретить похожую вещь. Вы становитесь собственным дизайнером, и каждая ваша вещь становится эксклюзивом. Ни у одного другого человека на всей планете нет такой же.  (Слайд 5)

Вязание крючком позволяет выразить свою индивидуальность, уйти от традиционных взглядов на моду, как в костюме, так и домашнем интерьере. Вязанные изделия наиболее стабильны даже в русле капризной моды и могут подолгу украшать интерьер и гардероб.

 Из истории вязания крючком. (Слайд 6)

Кто и когда придумал первую петельку, никто не знает. Но известно, что родилась это чудо

петелька задолго до нашей эры, люди владели техникой вязания в древнейшие времена.

Немного из истории вязания, поможет узнать насколько вязание старинный вид рукоделия. Великолепные старинные кружева и кружевные композиции вызывают восторг у сегодняшних поклонников моды. Ведь, до сих пор так и не создана вязальная машина, которая имитировала бы вязку крючком. Кружевной воротник, платок, маленькая сумочка, связанная крючком пользуется большим успехом. Эти аксессуары и в наши дни не утратили своей привлекательности, и они по-прежнему в моде.
Великолепие старинных кружевных композиций неизменно вызывает неподдельный восторг. Кто были их создатели? Шедевры, представляют собой истинный полет творческой фантазии! Речь идет об оригинальном неповторимом произведении второй половины девятнадцатого столетия.
Немногое известно об истории развития ручной вязки крючком. Истоки этого мастерства следует искать в истории иголочного и коклюшечного кружева, которое было настолько дорогостоящим, что только дворянство и духовенство могло себе позволить его приобрести. Люди других сословий попытались сымитировать эти дорогостоящие кружева, дабы сделать их доступными для всех общественных классов: так увидели свет кружева ручной вязки крючком. Поначалу вязаные кружева служили лишь для украшения одежды. В эпоху Реставрации стало очень престижным отделывать кружевом изящные салфетки, скатерти и постельное белье. Маленькие сумочки самых разнообразных форм изготавливались из благородных материалов, часто вышивались жемчугом. Порой их использовали в качестве табакерок или кошельков. Воротники, жабо и манжеты, вывязанные крючком, также пользовались большим успехом. Эти аксессуары и в наши дни не утратили своей привлекательности - они по-прежнему в моде.
Интересно, что вязание сначала было мужским ремеслом, и мужчины боролись с женской конкуренцией специальными договорами. В 1612 году Пражские чулочники заявили, что под страхом денежного взыскания не примут на работу ни одной женщины! Лишь позднее, когда вязание широко распространилось, им стали заниматься прежде всего женщины.
Одно время существовало мнение, что машинное вязание вытеснит ручное, однако чем больше выпускалось изделий массового производства, тем более ценными становились вещи, связанные вручную. Особенно это относилось к вязанию крючком. Потому что вязание на спицах очень похоже на машинное, а в вязании крючком всегда очевидна уникальность, единичность изделия.
В странах с суровым климатом женщины проводили долгие зимние вечера, вывязывая теплую, красивую и оригинальную одежду для домочадцев. Южанки спасались от солнца шляпами, зонтиками, шалями и перчатками, связанными своими руками, которые не требовали больших затрат на их изготовление - только нитки и крючок. Имея эти принадлежности можно связать все что угодно: скатерти, салфетки, постельное белье, одежда, обувь и игрушки, занавески на окна и полотенца, коврики, сумки, шляпы и перчатки, одеяла, покрывала и подушки, даже некоторые предметы мебели и ювелирные украшения.  
Пройдя через века, вязание дошло до наших дней, стало очень популярным и вошло в ряд любимейших занятий рукодельниц.

Множество красивых, полезных, необходимых в повседневной жизни вещей можно изготовить, умея вязать.

Вязание крючком

  Ещё в 30-40-е годы XX в. наши бабушки вязали крючком так же, как в старину – из тонких льняных и хлопчатобумажных ниток, украшая скромный быт тончайшим ажурным плетением.

Современные женщины предпочитают работать с менее трудоёмким материалом – с шерстяной или полушерстяной пряжей. Из мягких объёмных ниток можно довольно быстро связать обновки для пополнения гардероба – кофты, платья, жакеты, юбки, шарфы, пончо. (Слайд 7)

Да и вещи для домашнего интерьера – пледы, диванные подушки, игрушки – получаются яркими, красивыми и приятными в обращении. (Слайд 8)

Для летних и ажурных изделий (топов, маек, накидок, болеро, салфеток, скатертей, занавесок)  (Слайд 9) в наше время, как раньше, используют льняные и хлопчатобумажные нити, но гораздо толще, чем те, из которых вязали наши бабушки и прабабушки в своё неторопливое время. Из тонких нитей вяжут лишь особенно изысканные украшения – воротнички, жабо, брошки. (Слайд 10)

Головные уборы – особые изделия. В отличие от платьев, костюмов и кофточек, нередко скрытых под верхней одеждой, они всегда на виду. (Слайд 11)

Шапочки, шарфы и перчатки – наиболее актуальное и очень выразительное дополнение к одежде в любое время года. В зависимости от назначения и фасона для их изготовления используют самую разнообразную пряжу.

Иногда чтобы подчеркнуть свой стиль, добавить изюминку в образ и внести разнообразие в гардероб, бывает достаточно создать всего несколько оригинальных вещей. Немного кружев, ажурный воротничок, шаль – и одежда выглядит более изящно, элегантно и женственно. Проявив немного фантазии можно очень удачно «вписать» моду в свой гардероб и «оживить» старые вещи, потратив на это минимум времени!

 В современных работах широко используется смешение стилей, узоров, сочетания различных нитей, техник работы спицами и крючком. Большинство узоров сами по себе не новы, но их комбинаций может быть бесконечное множество, а творческая мысль позволяет создавать всё новые и новые формы.

 И всё же очень важно соблюдать чувством меры – каждый элемент должен соответствовать замыслу и гармонировать с остальными, чтобы ваши модели не выглядели аляповато и безвкусно.

Вопросы:

–Назовите виды рукоделия? (Слайд 12)
– Какие виды волокон вы знаете?
(Слайд 13)
– Кто из вас может вязать?

2. Изложение нового материала при помощи презентации (словесно-иллюстративный рассказ)

Учитель предлагает обучающимся просмотреть презентацию и записать в тетрадь основные моменты урока.

Вязание крючком – вид рукоделия, известный во всех странах. Связать крючком можно различные вещи: свитера, шапки, а также различные ажурные салфетки.
Связанная своими руками вещь неповторима и более доступна по цене, чем готовое изделие, и может выразить неповторимость и индивидуальность человека.
Научиться вязать крючком проще, чем спицами, для этого потребуются только нитки и крючок. Каждая петля заканчивает вязание, и, если совершена ошибка, работу можно распустить до нужного места, не опасаясь, что петли «убегут».
Наглядное представление целостного технологического процесса способствуют оптимальному режиму освоения нового материала по теме урока.

2.1. Материалы и инструменты.

Пряжа (Слайд 14-15)

Хлопок – нитки, разнообразные по цвету и качеству. Используются для вязания любых узоров и видов изделий.
Лен – очень прочные, чаще неотбеленные нитки. Применяются для изготовления декоративных изделий.
Шерстяная пряжа – натуральный материал. Хорошо сохраняет тепло, применяется для гладких, рельефных и многоцветных узоров.
Блестящая пряжа – вискозные или акриловые нити, добавленные в основную пряжу, придают серебристый или золотистый эффект.
Фасонная пряжа изготовлена по особой технологии с добавлением волокон, синтетических и металлизированных нитей.
Фантазийная пряжа – меланжевая пряжа из смешанных волокон с добавлением металлизированных нитей.

Инструменты: (Слайд 16-17) крючки для вязания бывают различной толщины и выполняются из различных материалов: стали, алюминия, пластмассы.
Толщину крючка обозначают номером: чем больше цифра, тем толще крючок. Номер крючка должен соответствовать толщине нити, а плотность вязания зависит от индивидуального стиля каждой вязальщицы.

2.2. Основные виды петель

Положение крючка в руке

Крючок можно держать по-разному: (Слайд 18)

  • либо как карандаш (крючок лежит в руке, большой и указательный пальцы держат его близко к концу);
  • либо как нож (крючок находится под рукой, конец крючка удерживается большим и указательным пальцем).

Главные части крючка (Слайд 19)

Основные правила вязания (Слайд 20)

В основе вязания всех видов узоров лежат несколько элементов: (Слайд 21 - 23)

  • образование воздушной петли (цепочка воздушных петель);
  • полустолбики;
  • столбики без накида;
  • столбики с накидом.

Все эти элементы имеют условные обозначения для того, чтобы записывать и читать схемы вязания крючком. (Слайд 24 — 27)

Физкультминутка (Слайд 28)

Начальная петля. (Слайд 29-31) Любая работа по вязанию начинается с образования первоначальной петли. На расстоянии 15 см от края нити делают петлю, в которую вводят крючок, захватывают рабочую нить и протягивают ее через петлю.

Воздушная петля (Слайд 32) составляет основу вязания, используется для поворота вязания. Применяется в ажурном вязании. Крючок держат в правой руке и захватывают нить с пальца, накидывают на крючок, затем протягивают нить через петлю на крючке.

Цепочка воздушных петель (Слайд 33) – основа первого ряда.Получается путем повторения первой воздушной петли несколько раз. При подсчете петель первая и петля на крючке не включаются в счет.

III. Практическая, работа «Вязание основных видов петель»  (Слайд 34)

Учитель задает вопрос обучающимся. Что можно сделать из воздушных цепочек?
И предлагает учащимся выполнить коллективный мини проект панно «Занавески на окно». Этот задание можно рассматривать как личностно-значимый объект труда.

Задание: cвязать образец: цепочку воздушных петель длиной 30 см – 5 штук.

– Сравните вешний вид образцов. Прикрепите образцы на рамку.

IV. Вопросы для повторения 

– Как нужно держать крючок?
– Какие изделия можно связать тонкими и толстыми нитками?
– Что означает номер крючка?

V. Итог урока

Проверка и оценка выполненной работы. Выявление и устранение ошибок, допущенных в процессе вязания.

VI. Домашнее задание 

Связать 10 цепочек длиной 30 см.

Использованная литература:

1. В. П. Гирич. 1000 узоров. – М.: Легкомбытиздат. – 1993.

2. Журналы: Вязание «Модно и просто»

3. Г. С. Ильина. Вязание. Альбом моделей. - М.: Лёгкая и пищевая промышленность.- 1984.

4.  А. Краузе. Вязание .- Ташкент: Издательство ЦК Компартии Узбекистана.- 1989.

5. Ю. А. Максимова. Ручное вязание. – Москва. – 1959.

6.Прогрмамма «Технология» авт. В.Д.Симоненко
Москва . Просвещение -2009 год.

7. Л. Симферояполь: Крымиздат. – 1959.

8.Технология (поурочные планы) по учебнику под редакцией В.Д.Симоненко – девочки 7 класс .

9.  Укрась свой дом. – Киев: Техника. – 1990.

10.  Л. С. Усс. Вязание. Альбом моделей. – М.: Лёгкая и пищевая просышленность. – 1985.

                                                                                                                                                                                                                                                                                               


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словарь-справочник Вязание крючком и декоративно-прикладное творчество

Словарь-справочник включает в себя не только определение понятий из области  декоративно-прикладного творчества, но и иллюстрированные справочные сведения практического характера.В сп...

УРОК «Декоративно-прикладное искусство. Вязание крючком»

Обучающиеся получат знания о вязании крючком, основных приемах и понятиях. Научатся проводить исследования и делать выводы....

Презентация "Декоративно прикладное творчество. Вязание крючком"

Презентация "Декоративно прикладное творчество. Вязание крючком". Вязание крючком квадратных и круглых мотивом....

Разработка урока по теме "Декоративно-прикладное творчество. Вязание крючком."

Тема из раздела "Декоративно-прикладное творчество" 6 класс ФГОС...

Технологическая карта урока по технологии «Декоративно - прикладное творчество. Вязание крючком из пряжи, изготовленной из подручного материала»

Технологическая карта урока по технологии5 классРаздел программы: «Декоративно - прикладное творчество»Тема урока: «Декоративно - прикладное творчество. Вязание крючком из пряжи, изг...