Урок технологии (обслуживающий труд) в 6 классе. Тема «Саржевое, сатиновое и атласное ткацкие переплетения. Дефекты тканей».
методическая разработка по технологии (6 класс) по теме

Воротникова Татьяна Николаевна

Ознакомить учащихся  со сложными видами ткацких переплетений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perepletenie_i_defekty_tkani.docx33.07 КБ

Предварительный просмотр:

Урок технологии (обслуживающий труд) в 6 классе. Тема «Саржевое, сатиновое и атласное ткацкие переплетения. Дефекты тканей».

Разработала учитель технологии МБОУ СОШ cКочетное Воротникова Т.Н.

Цели урока: Ознакомить учащихся со сложными видами ткацких переплетений.

  1. Изучить понятия  “Раппорт по основе” “раппорт по утку”, “дефекты тканей”.
  2. Ознакомить с различными текстильными дефектами ткани.
  3. Научить определять вид переплетения по лицевой и изнаночной стороне ткани и выполнять их.
  4. Способствовать формированию и развитию трудовых и эстетических качеств личности.
  5. Развитие сенсорных и моторных навыков
  6. Способствовать развитию речи учащихся, формированию и развитию самостоятельности.
  7. Формирование умения работать в коллективе, рационально распределять функции между его членами с учетом творческих и других способностей каждого учащегося, справедливо оценивать его результат при выполнении задания.

Методическое оснащение урока:

1. Материально-техническая база:

Мастерская по обработке тканей;

инструменты, материалы, приспособления: 

ручка, карандаш, иглы, атласные ленты 2 цветов, ножницы, линейки, клей ПВА, шаблоны, картон 10Х10.

2. Дидактическое обеспечение:

Презентация “Ткацкие переплетения и дефекты тканей” 

  • учебник Технология 6 класс под ред. В.Д. Симоненко 2007 г.);
  • рабочая тетрадь;
  • таблицы ткацких переплетений
  • коллекции тканей различных видов переплетений;
  • коллекции тканей с различными видами ткацких дефектов;
  • карточки-задания с образцами ткацких переплетений для выполнения лабораторной работы;
  • инструкционные карты по выполнению ткацких переплетений;
  • материалы для контроля знаний учащихся

Методы обучения:

  • словесные: вопросы, объяснение, беседа
  • объяснительно-иллюстративный,
  • наглядные: слайды, таблицы, коллекции образцы тканей и переплетений, ИК.
  • практические самостоятельные работы учащихся по выполнению макетов саржевого, сатинового, атласного переплетений.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: бригадный

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

1. Организационный момент:

Приветствие, настрой учащихся на работу. Проверка явки учащихся; заполнение учителем классного журнала;

2. Сообщение темы урока:

Слайд 2

Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучать виды ткацких переплетений. В 5 классе мы изучили одно из несложных ткацких переплетений.

(вопрос классу)

- Давайте вспомним, как оно называется.

(ответ учащихся- полотняное переплетение)

Правильно. А сегодня мы познакомимся с более сложными видами ткацких переплетений: саржевым, сатиновым и атласным, а так же изучим возможные дефекты тканей. 

Итак, тема урока: «Саржевое, сатиновое и атласное ткацкие переплетения. Дефекты тканей».

(вопрос классу)

- Как вы думаете. Зачем ребята нам нужно это знать?

 (учащиеся предлагают различные варианты ответов, учитель задает, по-необходимости, наводящие вопросы, дает некоторые комментарии,)

 Давайте поиграем и вспомним, что мы уже знаем из курса 5 класса и предыдущего урока о происхождении натуральных волокон, ткачестве, основе и утке и др. вопросов

3. Актуализация знаний:

Дидактическая игра “ Поезд”. На доске прикреплены вагоны с названием тем, изученных ранее на уроках технологии по данному разделу (название тем временно скрыто). С обратной стороны вагонов прикреплены вопросы, на которые предстоит дать ответ учащимся. На данном этапе поезд состоит из 4-х вагонов, в зависимости от изученных тем.

1 вагон «Натуральные волокна растительного происхождения»

2 вагон «Натуральные волокна животного происхождения- шерсть»

3 вагон «Натуральные волокна животного происхождения- шелк»

4 вагон «Ткани. Свойства тканей»

К доске попрошу выйти по одному представителю из каждой группы. Предлагаю вам выбрать один из вагонов (учащиеся выбирают понравившийся им вагон). Вашей группе предстоит дать ответы на выбранные вопросы.

Вопросы к классу:

  1. Какие волокна называются натуральными? (растительного и животного происхождения)
  2. Как называется сторона, на которую наносится рисунок при производстве тканей? (лицевая)
  3. Перечислите волокна растительного происхождения. (лен, хлопок, джут)
  4. Что является основой бумаги и ткани растительного происхождения? (целлюлоза)
  5. Поперечная нить ткани (уток)
  6. Что такое шерсть? Как ещё можно назвать шерсть?(волосяной покров животных, руно)
  7. Перечислить животных, из шерсти которых получают волокно.(овца, коза, верблюд, кролик, собака).
  8. В  чем заключается первичная обработка волокон шерсти? ( сортируют, треплют, промывают горячей водой с мылом и содой, сушат в сушильных машинах.
  9. Охарактеризуйте шерстяные ткани.( шерстяные ткани мало пачкаются, хорошо впитывают воду, отлично  сохраняют тепло, почти не мнутся, хорошо драпируются, обладают большой пылеёмкостью. Шерстяные ткани имеют свойство сволачивания, сваливания волокон)
  10. Как получают волокна шёлка?( натуральный шелк - это тонкие нити, которые получают при размотке коконов гусеницы тутового шелкопряда.)
  11. Охарактеризуйте шелковые ткани.( Натуральные шелковые ткани имеют красивый внешний вид, блеск. Они мягкие и упругие, с отличной гигроскопичностью и воздухопроницаемостью, менее устойчивы к солнечным лучам, чем другие натуральные ткани. Шелк прекрасно “холодит” в жару.)
  12. В чем заключается первичная обработка волокон шелка?( Сбор коконов тутового шелкопряда, обработка паром, сушка горячим воздухом, получение шёлка – сырца, сматывание шёлковых нитей)
  13. Есть ли отличия волокон шерсти от волокон шёлка? В чем они состоят?
  14. Как определить в ткани долевую и уточную нить.
  15. Что такое основ, а что уток.
  16. По образцу определить долевую нить в ткани.

  Учащиеся работают в группах, отвечают на поставленные вопросы. Спустя не более 5 мин. от начала игры, первые отвечающие начинают давать ответы. Учитель подводит итог игре, объявляя набранные баллы. Баллы суммируются, и в конце урока учитель подводит общий итог, сообщая оценки.

4. Изложение учителем нового материала 

Как вы уже знаете, ткань вырабатывают путем переплетения нитей основы и утка. Нити в тканях переплетаются по-разному. От этого зависит внешний вид и свойства полученной ткани. Наиболее простые виды ткацких переплетений – это полотняное, с которым вы познакомились в 5 классе, саржевое, сатиновое и атласное.

Учащиеся работают с таблицами ткацких переплетений, коллекциями тканей различных видов переплетений;

слайды 3-6

 Для полотняного переплетения характерно наиболее частое переплетение нитей основы и утка. Таким переплетением вырабатывают х/б, льняное и шелковое полотно, бязь, батист, крепдешин и др. Эти ткани обладают малой растяжимостью и осыпаемостью нитей.

слайды 7-11

 При саржевом переплетении нити основы перекрывают две нити утка, пропуская одну. Из-за того, что перекрытие нитей получается не такое частое, саржевая ткань мягче и имеет диагональный рубчик, идущий снизу слева – вверх  направо. Этим переплетением вырабатывают саржу, кашемир, фланель, бумазею, шотландку. Ткани саржевого переплетения мягкие, хорошо драпируются, но обладают большой растяжимостью и значительной осыпаемостью нитей.

слайды 12-14

 Сатиновое и атласное переплетение – это наиболее редкие переплетения нитей основы и утка. В сатиновом переплетении нить утка перекрывает четыре и более нитей основы, а в атласном  нить основы перекрывает четыре и более нитей утка. Ткани с сатиновым и атласным переплетением более плотные и тяжелые, такие как сатин, драп, креп-атлас, атлас, креп-сатин, но очень мягкие, хорошо драпируются и обладают высокой осыпаемостью нитей.

(вопрос классу)

-в 5 классе мы изучали термин «раппорт переплетения». Что это такое?

 (Это минимальное число нитей, необходимое для образования законченного ткацкого рисунка, образует раппорт переплетения. Т.е. раппортом называется законченный элемент ткацкого рисунка, после которого рисунок повторяется.)

 Если вы помните, раппорт переплетения обозначается латинской буквой R. Различают раппорт по основе – Ro и раппорт по утку – Ry

 Сдвигом называют – число, показывающее, на сколько нитей удалено перекрытие последующей нити от предыдущей. Для полотняного переплетения R=2, для саржевого – R=3, для сатинового и атласного – R=5.

  • Саржевое переплетение характеризуется наличием на ткани диагоналевых полос, идущих снизу вверх слева направо. Ткань саржевого переплетения более плотная и растяжимая. Применяют такое переплетение при выработке платьевых, костюмных и подкладочных тканей.
  • Атласное (сатиновое) переплетение придает тканям гладкую блестящую поверхность, стойкую к истиранию. Лицевой застил может быть образован нитями основы (атласное) или утка (сатиновое переплетение).
  • Полотняное переплетение
    нить основы и утка переплетаются через одну.
    одинаковый рисунок с лица и изнанки
    большая прочность и износостойкость
  • Саржевое переплетение
    Нить утка перекрывает две нити основы через одну нить.
    Рисунок в виде рубчика идущего в косом направлении.
    Растяжимость 
    Осыпаемость

Слайд 15

Признаки и свойства тканей с различным переплетением нитей.

Признаки и свойства тканей

Переплетение нитей в ткани

полотняное

саржевое

сатиновое

атласное

 Поверхность ткани

Ровная

Рубчик по диагонали

Матовая

Блестящая

Вид с лицевой и изнаночной стороны

Одинаковый

Неодинаковый

Неодинаковый

Неодинаковый

Гладкость

Средняя

Большая

Средняя

Очень большая

Осыпаемость нитей

Малая

Средняя

Большая

Очень большая

Мягкость

Средняя

Большая

Очень большая

Очень большая

Драпируемость

Средняя

Высокая

Очень высокая

Очень высокая

Слайды 16-17

При изготовлении ткани возможны сбои в работе ткацкого или печатного станка и на полотне образуются дефекты.

Ткацкие дефекты:

  • нарушение целостности ткани (дыры, пробоины)
  • утолщение нити

Дефекты печати:

  • непропечатанные места (участки с отсутствием рисунка или нечетким изображением);
  • перекос рисунка (особенно видно на тканях в полоску и клетку не параллельность кромке);
  • засечка (полоса ткани без рисунка).

Учащиеся работают с коллекцией «Дефекты тканей», рассматривают образцы.

5. Самостоятельная работа учащихся.

1. Выполнение лабораторной работы.

Для изучения нового материала, предлагаю вам выполнить лабораторную работу №2 на стр. 13-14 учебника. Вместо полосок цветной бумаги использовать атласные ленты разных цветов.

Учащиеся выполняют лабораторную работу по бригадам:

1  бригада изготавливает макет саржевого переплетения;

2 бригада изготавливает макет сатинового переплетения;

3  бригада изготавливает макет атласного переплетения;

Если в классе больше бригад можно предложить выполнить различные виды того или иного переплетения. Если меньше, можно выполнить по несколько видов переплетений.

Учащимся раздаются карточки-задания с образцами ткацких переплетений для выполнения лабораторной работы; инструкционные карты по выполнению ткацких переплетений.

2.Фронтальный опрос:

-что называют раппортом?

-какие ткацкие переплетения относят к простым?

-назовите признаки образования саржевого, сатинового, атласного переплетения.

- когда возникают и на что влияют ткацкие дефекты?

- перечислите основные ткацкие дефекты.

3. Вопрос классу: на уроке мы с вами выполнили образцы различных ткацких переплетений. Подумайте, для чего их можно использовать?

(Учащиеся предлагают различные варианты ответов. Учитель задает, по-необходимости, наводящие вопросы, дает некоторые комментарии,)

Слайды 18-19

 А вот один из вариантов как можно использовать полученные знания (демонстрация слайда). Ваша ровесница придумала как с помощью атласных лент и полотняного переплетения можно изготовить красивую диванную подушку. Работу свою она оформила в виде творческого проекта.

6. Оценивание выполнения практической работы. Подведение итогов урока. Объявление оценок

7. Выдача домашнего задания.

Прочитать внимательно записи в тетрадях, в учебнике & 2, стр.9-14.

Придумать варианты использования образцов различных видов ткацких переплетений.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты уроков технологии (обслуживающий труд) 5 класс

Конспекты уроков подробно раскрывают содержание и этапы уроков технологии в 5 классе...

Учебно- тематические планирования уроков технологии ( обслуживающий труд) 5 класс

Файл содержит тематическое планирование уроков технологии  (обслуживающий труд) для 5 классаПрограмма   В.Д. Симоненко.Учебник      «Технология 5 класс» под ред...

Учебно- тематическое планирование уроков технологии ( обслуживающий труд) 6 класс

Файл содержит тематическое планирование уроков технологии  (обслуживающий труд) для 6 класса...

Учебно- тематическое планирование уроков технологии ( обслуживающий труд) 7 класс

Файл содержит тематическое планирование уроков технологии  (обслуживающий труд) для 7 класса...

Тема: Саржевое, сатиновое и атласное ткацкие переплетения. Дефекты тканей.

Цели: ознакомить с различными текстильными дефектами ткани; научить определять ткани из натуральных шерстяных и шелковых волокон; объяснить значение понятий: раппорт, саржевое переплетение,  сати...

.САРЖЕВОЕ, САТИНОВОЕ И АТЛАСНОЕ ТКАЦКИЕ ПЕРЕПЛЕТЕНИЯ. ДЕФЕКТЫ ТКАНЕЙ

Цели: ознакомить с различными текстильными дефектами ткани; научить определять ткани из натуральных шерстяных и шелковых волокон; объяснить значение понятий: раппорт, сарже­вое переплетение, сатиновое...

Тема: "САРЖЕВОЕ, САТИНОВОЕ И АТЛАСНОЕ ТКАЦКИЕ ПЕРЕПЛЕТЕНИЯ. ДЕФЕКТЫ ТКАНЕЙ"

Цели: Ознакомить учащихся со сложными видами ткацких переплетений.1.     Изучить понятия  “Раппорт по основе” “раппорт по утку”, “дефекты тканей”.2....