Конспект урока "Оказание первой медицинской помощи"
план-конспект урока по технологии (9 класс) на тему

Рудиченко Елена Владимировна

Одна из важных задач уроков профессионального обучения в школе-интернате - подготовить детей, имеющих ограниченные возможности здоровья к жизни в условиях современного общества. Дети должны уметь найти свое место в жизни, получить специальность, устроиться на работу. Адаптированная программа по профессиональному трудовому обучению в 9-11 классах так и называется "Подготовка младшего медицинского персонала". На уроках дети получают знания и навыки по данному разделу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pervaya_meditsinskaya_pomoshch.doc129.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Оказание первой помощи пострадавшим.

Цель урока: знакомство с приемами оказания первой помощи пострадавшим.

Задачи урока:

образовательная: обобщить и систематизировать знания и умения основных правил оказания первой помощи пострадавшим;

воспитательная: воспитывать  ответственность, доброту, милосердие,   сострадание;

коррекционная: развитие умения самостоятельно действовать  в экстренных ситуациях.

Оборудование: плакаты, йод, бинт, термометры, вата, салфетки,  перекись водорода, нашатырный спирт, валерьяновые капли, пипетки, телефоны, стаканы, вода, бутылки со льдом, книги, карандаши, карточки с заданиями, памятки, порванные на узкие полоски простыни, куклы.

Ход урока

I.Организация класса и рабочих мест учащихся.

 - Проверьте готовность вашего рабочего места к уроку. 

II. Повторение теоретических сведений.

 - Что такое первая помощь пострадавшим?

 - В каких ситуациях может быть оказана первая помощь?

III. Сообщение темы и учебных задач занятия.

 - Какие проблемы со здоровьем могут  возникнуть у человека в домашних (бытовых) условиях?

 - Что делать, если рядом не оказалось медицинского работника?

 - На эти вопросы мы постараемся найти ответ в ходе нашего урока. Кроме того, мы постараемся научиться приемам оказания первой, доврачебной,  помощи пострадавшим.

IV.Сообщение теоретических сведений.

  - Богатство любого государства – это не только природные ресурсы или материально-культурные ценности, но в первую очередь люди, его населяющие.

Первая помощь – это комплекс мероприятий, направленных на восстановление или сохранение жизни пострадавшего, осуществляемых не медицинскими работниками (взаимопомощь) или самим пострадавшим (самопомощь).

Основным условием успеха при оказании первой помощи является срочность ее оказания, знание и умение оказывающего первую помощь.

Прежде чем приступить к оказанию первой медицинской помощи, необходимо устранить воздействие на организм повреждающих факторов и оценить состояние пострадавшего. Далее необходимо определить характер и тяжесть полученной травмы, выполнить мероприятия по спасению пострадавшего. В дальнейшем до прибытия медицинского работника необходимо поддерживать основные жизненные функции организма пострадавшего. При необходимости принять меры для транспортировки пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

Правила оказания первой (доврачебной) помощи.

  -  Первая помощь оказывается до прибытия квалифицированной медицинской помощи прямо на месте происшествия. Она состоит из весьма простых действий, но  незамедлительность первой помощи зачастую оказывает решающее влияние на ситуацию. Вся мощь современно оснащенной больницы может оказаться бесполезной, если было упущено время.

 Цели первой помощи:

*спасти человеку жизнь

*препятствовать дальнейшему ухудшению состояния.

*обеспечить профилактику (предупреждение)осложне-ний и возможность дальнейшего оказания помощи.(Раздать памятки)

V. Сообщение сведений и закрепление их путём практических работ  и тренировочных упражнений.

1. Измерение температуры тела. 

Термометр –  прибор для измерения температуры тела человека.

Карточка № 1.

     - Стабильность нормальной температуры тела является важнейшим показателем правильности работы систем организма и его здоровья. Нормальной у здорового человека  считается температура 36, 6 градусов. При ощущениях жара, холода, озноба, лихорадки и малейших подозрениях на заболевание, её следует измерить.

 -  Как правильно измерить температуру?

(Карточка № 2).

  1.  Перед измерением температуры ртутный градусник встряхивают так,

        чтобы ртутный столбик ушел вниз к 35 градусам.

  1. При необходимости быстро оценить, имеется ли высокая температура, с помощью обычного градусника его необходимо поместить в сухую подмышечную впадину на 5 минут. Это приблизительная оценка наличия высокой температуры. Точное значение будет получено только через 10 минут.
  2. Через 10 минут достать градусник и посмотреть, какая температура. Измерение температуры позволяет вовремя заметить начинающуюся болезнь, следить за ее развитием и определять признаки выздоровления и переход к здоровому состоянию организма.
  3. При температуре  выше (больше), чем 37 градусов, необходимо обратиться к врачу.  До приезда врача нужно давать питье и уложить больного в постель.

Практическая работа – измерение температуры учащимися друг у друга. 

2. Ушибы, растяжения, вывихи.

 - Вывихом  в медицине называют твердое смещение суставных поверхностей костей за границы их естественной подвижности. Вывих может сопровождаться разрывом и повреждением суставной сумки. При этом свойственны удлинение или укорочение конечности и  ее противоестественное положение. Боли в суставах нарастают и увеличиваются  при каждом движении. Возникает  неосуществимость инициативных движений.  Повреждения суставов, связок и нервов также могут возникнуть при вывихе

В первую очередь нужно обеспечить совершенную неподвижность конечности или суставу. Для этого делают наложение фиксирующей повязки. Если повреждению подверглась рука,  то ее можно прибинтовать  к туловищу. Для снижения боли потерпевшему дают выпить   болеутоляющее средство. Прямо к месту вывиха надлежит прикладывать  грелку со льдом, или намоченную в  холодной воде ткань.

Вывих надлежит  как можно скорее вправить. Сделать это сможет только профессиональный врач, поэтому пострадавшего необходимо быстро привезти медицинское учреждение.

Признаки ушибов, растяжений, вывихов: боль, отек, кровоподтек, нарушение функции поврежденного органа.

Первая медицинская помощь при ушибах, растяжениях, вывихах: Карточка № 3.

  • наложить давящую повязку;
  • приложить холод;
  • конечности привести в приподнятое положение;
  • при сильных болях – иммобилизация (обездвиживание);

Карточка № 4.

Циркулярная (круговая) повязка Является наиболее прочной, так как в ней все обор

Практическая работа по наложению круговой повязки.

VI. Оценка качества выполненной работы.

VII. Подведение итогов.

 - Умение принять чужую боль и облегчить страдание – это и есть искусство милосердия. Овладеть им может каждый, чья душа добра, а сердце способно к состраданию. Только ЧЕЛОВЕК может овладеть искусством милосердия, и этому нужно учиться каждый день.

Дидактические материалы и карточки.

Карточка № 1.

     

Карточка № 2.

Карточка № 3.

2. Студенты;

Карточка № 4.

Циркулярная (круговая) повязка Является наиболее прочной, так как в ней все обор

Литература:

1. С.В.Белов “Безопасность жизнедеятельности”, 2000.

2. Р. И. Айзман “Основы безопасности жизнедеятельности и первой медицинской помощи”, 2004.

3. Интернетресурсы: https://yandex.ru/search/?lr=39&clid=40316&text=картинки 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Первые современные люди"

Описаны происхождение и основные направления эволюции кроманьонцев....

План-конспект урока "Первый признак равенства треугольников "

План-конспект урока "первый признак равенства треугольников" 7 класс.Урок с использованием ЦОР....

Конспект урока Первая Пуническая война 5 класс

Урок в игровой формедля закрепления материала по Древнему Риму....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПЕРВЫЕ РУССКИЕ КНЯЗЬЯ Урок истории с применением ЭОР

Предлагаю конспект урока истории с использованием ЭОР. Процесс использования ЭОР на уроке истории предполагает изменение роли учителя. Позиции педагога на данном уроке меняются, он становится скорее "...

План-конспект урока "Первая российская революция 1905-1907 гг."

В данном уроке представлены следующие педагогические технологии: групповые технологии (В.К. Дьяченко), технология уровневой дифференциации (В.В. Фирсов), компьютерные технологии (новые информационные ...

Конспект урока "Первые люди на Земле" 5 класс

Конспект урока  в 5 классе "Первые люди на земле" Может использоваться как самостоятельно, так и в качестве основы для презентации....

Теорема Пифагора (конспекты трех первых уроков)

Здесь разработаны конспекты трех первых уроков по теме "Теорема Пифагора"...