Конспект урока на тему "Изготовление изделий из фанеры"
план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему

Материал для урока технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx19.98 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель технологии Гатин Марсель Марсович

5 класс

Тема урока: «Изготовление изделий из фанеры»

Цель: научить выпиливать изделия из фанеры лобзиком

Задачи:

Образовательная:

  • сформировать начальное представление о работе лобзиком;
  • научить работать с таким материалом, как фанера;
  • научить определять потребность в изделии и кратко формулировать задачу на изготовление изделия.

Воспитательная:

  • воспитание культуры поведения и бесконфликтного обучения;
  • воспитывать аккуратность, точность при выполнении работы;
  • продолжать формирование таких качеств как коллективизм, ответственность.

Развивающая:

  • развивать умение соотносить новую информацию с ранее усвоенной;
  • развивать творческое мышление и воображение;
  • развитие у учащихся самоконтроля.

Здоровье сберегающая цель:

  • Приучать учащихся к строгому соблюдению правил безопасности и санитарно-гигиенических требований при выполнении практической работы.

Методы обучения:

   словесный (устное изложение, анализ задания);

   наглядный (показ образцов, рассмотрение, наблюдение, работа по образцу);

   практический (работа с шаблонами, выпиливание)

Оборудование:

- тетрадь

- карандаш

- линейка

- технологическая карта

- образцы изделий

- фанера

- лобзики

Тип занятия: комбинированный.  

Оборудование урока: компьютер, проекционная система

Ход урока

I. Организационная часть

  • приветствие;
  • проверка наличия учащихся;
  • проверка наличия учебных и рабочих принадлежностей.

II. Сообщение темы и цели занятия.

III. Изучение нового материала: Выпиливание лобзиком изделий из фанеры.

1. Знакомство с новым материалом. (Опережающее задание).

Рассказ 1-го ученика: Устройство и подготовка лобзика к работе.

Много красивых изделий можно изготовить из фанеры с помощью лобзика.

Лобзик состоит из рамки с ручкой , верхним  и нижним зажимными винтами. Между зажимными винтами натягивается и крепится узкая и тонкая стальная пилка с наклоном зубьев в сторону ручки.

Для стягивания рамки перед креплением пилки применяют эксцентриковый зажим . После закрепления пилки винтами эксцентриковый зажим снимают. Пилка под действием рамки натягивается. Сжимать рамку можно и вручную. Для этого один конец рамки упирают, например, в крышку стола, левой рукой нажимают на другой конец рамки, а правой закрепляют пилку зажимными винтами.

Во время рассказа ученика – учитель демонстрирует подготовку лобзика к работе

Контрольный вопрос на закрепление материала.

– Куда при установке пилки должны смотреть зубья?

Ответ ученика.

– Зубья должны быть направлены в сторону ручки.

Рассказ 2-го ученика: Как производится пиление фанеры лобзиком.

При выпиливании лобзиком в зажиме верстака крепят специальный выпиловочный столик, называемый ласточкиным хвостом. Заготовку укладывают на столе и придерживают левой рукой, а правой выпиливают.

Заготовку прижимают к выпиловочному столику сверху и лобзиком выпиливают контур по линии разметки. Лобзик перемещают вниз и вверх без перекосов пилки с легким нажимом, чтобы не поломать ее. В местах резкого поворота линий заготовку плавно поворачивают, не прекращая движений лобзиком.

Вырезанные участки заготовки зачищают шлифовальной шкуркой или надфилями. Надфили – это небольшие напильники с мелкой насечкой. Они имеют различные профили в поперечном сечении.

Для лучшего усвоения приемов выполнения пиления фанеры лобзиком личная демонстрация.

Рассказ 3-го ученика: Правила техники безопасности при работе с лобзиком.

– Работать лобзиком и шилом с надежно закрепленными и исправными ручками;

– Надежно крепить выпиловочный столик к верстаку;

– Надежно закреплять пилку в рамке лобзика;

– Не делать резких движений лобзиком при выпиливании, не наклоняться низко над заготовкой.

 Для контроля усвоенных правил т/б при работе лобзиком, повторить другими учениками (3-5 человека).

Попросить ученика обобщить подготовку и технику выполнения выпиливания.

Спросить кто-то может иметь дополнения.

Предупреждение о возможных ошибках при выпиливании, и о получаемых дефектах: скол одного (или нескольких слоев фанеры.

Учитель: Рассмотрев большое разнообразие поделок и с учетом, того, что время отводится на изготовление 4 часа и с учетом, того, что будете работать в командах, нужно определить лучшую идею – изготовить какой-то сувенир к приближающемуся празднику может быть в подарок классному руководителю.

И так прежде чем приступить к работе я хочу, чтобы вы создали команды

Стуктура Тимбилдинг ("командообразование")

У вас  на столах есть листочки с нарисованным треугольником. Напишите то, что вы любите, если вы это любите все, напишите это слово  в треугольнике, если 1 человек - под цифрой 1 и т. д.  Теперь посмотрите какие слова у вас написаны в треугольнике и исходя из этого придумайте название команды и Тим Чир т. е. девиз. Условие: когда вы будете проговаривать Тим Чир, вы должны все  коснуться  руками т. е. показать, что вы команда. На это вам 2 мин.

Хай Файв.

Пожалуйста,  познакомьте нас со своими командами,  начинает стол №1.

(Дети проговаривают названия команд и Тим Чиры)

Теперь, когда команды у нас сформированы,  вы можете приступить к практической работе.

Повторим технику безопасности.

IV. Физминутка.

Перед работой давайте разомнёмся.  

 Структура Микс - Фриз - Груп.

Сейчас вы будете смешиваться под музыку и замрёте, когда музыка прекратится. Я задам вам вопрос, ответ на который должен быть в цифрах, вы объединитесь в  группы, количество участников в которых зависит от ответа на вопрос. ( хай- файв, когда музыка остановится)

Вопросы на знание сказок:

1. Сколько стоил билет в театре Карабаса Барабаса? (4 сольда)

2. Сколько героев тянут репку? (6)

3. Сколько желаний исполняет золотая рыбка? (3)

4. Сколько весёлых гусей жили у бабуси? (2)

5. Сколько волшебных стран прошла Элли? (5)

6. Сколько букв «потерялось» в первоначальном названии яхты капитана Врунгеля?   (2)

V.Самостоятельная  работа

 И так начнем нашу практическую работу.

Структура Рафт (организация проектной работы)

Каждая команда выполняет свой небольшой проект. Столы №1 и №2 изготавливают изделие лошадка, стол №3 – динозавр, что вам необходимо, лежит у вас на рабочих местах.  Пожалуйста, приступайте к работе.

Придумайте название вашего проекта.

Последовательность изготовления изделий:

Подготовка фанеры (выпилить и обработать)

Нанести рисунок

Выпиливание лобзиком

Зачистка

Подготовить к сборке (подгонка соединений)

Сборка на клею

Возможны любые, например, следующие лишние операции:

Выдолбить рисунок стамеской

Сборка изделия на гвоздях

Отпилить фанеру – эта операция также лишняя.

Анализ командами  и решение данного задания.

Анализ учителя предложенных ответов.

Дополнительные вопросы: почему не применили такую операцию как:

– выдолбить рисунок стамеской?

– приколотить гвоздями (сборка)?

Подведение итога по последовательности изготовления изделия (повторить правильную последовательность).

VI. Запись домашнего задания.

К следующему уроку написать в тетради последовательность изготовления изделия из фанеры.

VII. Итог урока. Рефлексия.

Общая характеристика работы учеников, анализ конкретных допущенных ошибок.

Демонстрация положительных и отрицательных моментов в работе.

Оценка деятельности каждого ученика.

Достижение поставленной цели в начале урока каждым учащимся.

Что вам понравилась сегодня на уроке?

Что вы запомнили важного и главного для себя?

Что вам могло бы пригодиться в жизни?

VIII. Уборка рабочих мест.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Разработка эскиза изделия. Проект "Летняя сумка""

Проект урока по созданию эскиза аппликации для летней сумки в графическом редакторе Paint....

Конспект урока : "Бездрожжевое тесто, изделия из него".

Конспект урока по СБО для учащихся 8 класса на тему : " Бездрожжевое тесто, изделия из него"....

План конспект урока" Моделирование плечевого изделия"

Разработан для 8 класса, работающих по учебнику в.Д. Симоненко.Содержит Инструкционную карту для практической работы....

Конспект урока "Художественное конструирование изделий из древесины (настенный подсвечник)"

Конспект урока по технологии в 5 классе на тему: Художественное конструирование изделий из древесины (настенный подсвечник) Цель урока:Содействовать формированию знаний по конструированию с ...

Конспект урока "Свойства древесины. Поделка из фанеры в технике изонить".

Методическая разработка, конспект урока, техника изонить, поделка из фанеры и ниток....

План-конспект урока в 5 классе. Тема урока: Декоративная отделка древесины (Выпиливание, выжигание, лакирование изделий из фанеры).

Получение новых и систематизация ранее полученных знаний по теме “Художественная обработка древесины”, формирование у учащихся начальных трудовых знаний и умений, развитие технического мыш...