Рабочая программа Кружка «Волшебный узелок» для 5,6 классов художественно – эстетического направления (ФГОС)
рабочая программа по технологии (5 класс) на тему

Дементьева Ольга Анатольевна
Рабочая программа кружка «Волшебный узелок» разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17. Декабря 1010 года №1897). В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для развития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся и коммуникативных качеств личности, требования Сан. пинов. специфика данной возрастной группы учащихся. Богата моя родная земля полями, лесами, реками, морями, недрами земными. Но истинное богатство на этой земле – ее люди, испокон веков известные своей добротой, трудолюбием, скромностью и великой мудростью. Россия всегда славилась мастерами, создававшими самобытное искусство, в котором отразилась вся духовная жизнь простого человека, его мечты и надежды, высокие нравственные идеалы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka._volshebnyy_uzelok_word.docx62.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                                                                                                                                                                           

Рассмотрено и рекомендовано                                                Утверждено  Приказом №                                                                                                                    

для утверждения на заседании                                                 от

методического совета                                                                

Рабочая  программа

Кружка «Волшебный узелок»

для 5,6 классов

художественно – эстетического направления

(ФГОС)

РАЗРАБОТАЛ:

Учитель технологии.

Дементьева О.А.

Пояснительная записка

«Сделал, что мог и пусть,

Поделиться…

Кто может, сделает лучше».

С латинского.

Рабочая программа кружка «Волшебный узелок» разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17. Декабря 1010 года №1897). В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для развития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся и коммуникативных качеств личности, требования Сан. пинов. специфика данной возрастной группы учащихся.

       Богата моя родная земля полями, лесами, реками, морями,  недрами земными. Но истинное богатство на этой земле – ее люди, испокон веков известные своей добротой, трудолюбием, скромностью и великой мудростью. Россия всегда славилась мастерами, создававшими самобытное искусство, в котором отразилась вся духовная жизнь простого человека, его мечты и надежды, высокие нравственные идеалы.

      Очень многие виды прикладного народного творчества  дожили до наших дней и заняли достойное место в мировой культуре.  

Вязание - один из самых древних видов рукоделия, к тому же очень распространенный и любимый сегодня. В настоящее время вязание относится к одному из видов декоративно-прикладного искусства и применяется для оформления одежды и интерьера комнаты, позволяет создать особые и неповторимые изделия.

Приобщение школьников к ручному труду, в частности к вязанию, способствует воспитанию усидчивости, трудолюбия, аккуратности, хорошего вкуса, развитию пальцев рук, благотворно влияет на нервную систему и приносит удовлетворение от выполненной работы.

     Актуальность программы обусловлена её практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт для изготовления подарков к различным праздникам (новому году и рождеству, ко Дню рождения, к 8 марта и т.д.), для оформления интерьера своей комнаты, для собственных нужд (сумочка для телефона, кулон). Вязаная одежда практически никогда не выходит из моды, поэтому ученицы могут связать для себя практичные и удобные изделия.

     Новизной данной  программы является использование в обучении школьников информационных и коммуникационных технологий; применение при выполнении творческих проектов текстовых и графических редакторов, компьютерных программ, дающих возможность выполнять схемы для  вязания, создавать электронные презентации. Также программа  позволяет расширить возможности общеобразовательной области «Технология», а именно такое направление декоративно-прикладного искусства, как вязание крючком и спицами.

На каждом этапе обучения учащиеся изучают новые приемы и способы вязания крючком и спицами, знакомятся с их условными обозначениями. Знание и понимание условных обозначений помогает школьникам зарисовывать схемы узоров вязки и свободно пользоваться схемами, которые печатаются в журналах по вязанию. Происходит усложнение выполняемых изделий. На втором году обучения ученики вправе выбирать, какое изделие они хотят выполнить, при этом они сами учитывают свои возможности, ориентируясь на полученные умения и навыки. Изучив основы вязания, дети сами комбинируют узоры, творчески подходят к выполнению изделия. Это способствует оптимизации процесса обучения вязанию.

      По окончании  обучения дети могут самостоятельно изготовить любое понравившееся изделие, используя условные обозначения. Могут сами оформить изделие, проявляя свой эстетический вкус, творческое воображение, фантазию. Способны самостоятельно разрабатывать изделия. Могут давать консультации учащимся, которые только начали осваивать технику вязания крючком и спицами.

Основными целями программы являются:

        - воспитание и развитие художественного вкуса учащегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты;

        - овладение практическими навыками и умениями художественно – творческой деятельности;

        - формирование устойчивого интереса к искусству, художественным традициям своего края;

        - выявление и развитие познавательных интересов и профессиональных намерений через практическую деятельность;

            -формирование у обучающихся опыта самостоятельной проектно-исследовательской деятельности.

        

Основными задачами являются:

        - научить основным приёмам вязания крючком и спицами и побудить желание совершенствования в данном направлении декоративно – прикладного творчества;

        - создавать необычные, оригинальные произведения декоративно – прикладного творчества и творчества Хакасии;

        -  принимать участие в конкурсах, выставках, ярмарках.

        Программа «Волшебный узелок» включает в себя теоретическую часть, которая подкрепляется практической частью

 Общая характеристика учебного курса

Программа «Волшебные петельки»,  являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер, направлена на овладение детьми основными приёмами и техникой вязания. Обучение  по данной программе  способствует адаптации детей к постоянно меняющимся социально-экономическим условиям, подготовке к самостоятельной жизни в современном мире, профессиональному самоопределению. Обучаясь по настоящей программе, дети приобретают углублённые знания  и умения по данному виду декоративно-прикладного творчества.

Основная форма обучения - учебно-практическая деятельность. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические и практические работы.

Программой предусмотрено выполнение обучающимися нескольких проектов, как коллективных, так и самостоятельных.

 На занятиях обучаемые приучаются к аккуратности, экономии материалов, качественной обработке изделий и т.д. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими и ручными приспособлениями, а также используются здоровьесберегающие технологии. В связи с тем, что учебное занятие длится 1 час, предлагается комплекс упражнений для снятия у учащихся утомления, гимнастики глаз, коррекции осанки и т. д.        

Формы проведения занятий разнообразны: комбинированные (теория и практические), прогулка, экскурсия, конкурсы, выставка, презентация, беседа, лекция и т. д.  

Развивает творческую активность личности обучаемых частая работа с различной литературой. Работая самостоятельно с литературой, альбомами, иллюстрациями, интернетом,  ребята создают свою работу, а не пользуются готовыми наработками. В этой деятельности выделяются более одарённые дети. Остальные же пользуются готовыми материалами, а со слабыми ведётся дополнительно индивидуальная работа.

                         

Форма подведения итогов: выставки, конкурсы, защита проектов: всё это будет способствовать развитию творческой активности. Лучшие работы участвуют в выставках, а также могут быть использованы при оформлении интерьера школы.

Дополнительная общеобразовательная программа направлена на становление следующих ключевых компетентностей:

        - познавательная компетентность (знание истории вязания и развитие     вязания на современном  уровне, овладение опытом самопознания);

        - организаторской компетентностью (планирование и управление собственной деятельностью по изготовлению изделия связанного крючком и спицами, владение навыками контроля и оценки собственной  и совместной деятельности  в процессе выполнения проекта);

        - информационная компетентность (способность работать с различными источниками информации, проводить анализ и отбор нужной информации для выполнения вязаного изделия);

        -  коммуникативная компетентность (владение способами презентации себя и своей деятельности, уметь принимать и передавать необходимую информацию);

        - социокультурная компетентность (соблюдение норм поведения в окружающей среде, умение работать в коллективе);

        Овладение знаниями и умениями не только обогатит духовно, но и подготовит к конкуренции на рынке труда и профессий, т. к. одним из результатов изучения прикладных искусств является способность поставлять на рынок товаров уникальный продукт, а также осуществить допрофессиональные пробы. Познакомиться с профессиями вязальщицы, дизайнера, художника – модельера и т. д.

Программа способствует:

        -развитию чувства красоты и художественного вкуса посредством практической деятельности;

        -оказанию помощи в  самоопределении, самовоспитании, самоутверждении в жизни;

        - умению находить варианты решения одного интерьера, используя специфику цветовой гаммы и дизайна в декоративно-прикладном искусстве;

        - созданию творческой атмосферы на занятиях в группе на основе взаимопонимания и сотрудничества при выполнении работ;

        - приобретению навыков общения в профессиональной среде;

        

Описание места учебного курса в учебном плане

Предлагаемая программа может быть реализована в рамках кружка. Базовый период обучения - 2 года. Предназначена для детей 5,6-х классов. Группа занимается  1 час в неделю, всего – 34 часа в год.        

 В содержание обучения входит ознакомление с такими видами рукоделия, как вязание  крючком , вязание крючком на шпильке , вязание на  спицах.                             

В программе используются межпредметные связи с другими образовательными областями. Так, изучая тему «Основы материаловедения» дети пользуются знаниями, полученными на уроках природоведения, биологии. При выполнении схем вязания, эскизов изделий, работе над орнаментом, применяются знания из областей рисования, математики.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса

Личностными результатами освоения учащимися курса  вязания являются:

  • проявление познавательных интересов и активности в данной области; ЛР1
  • развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;ЛР2
  • овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда; ЛР3
  • становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности; ЛР4
  • развитие самостоятельности и личной ответственности в деятельности. ЛР5
  • бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам; ЛР6
  • готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства; ЛР7
  • проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности; ЛР8

Метапредметными результатами освоения курса  вязания  являются:

  • планирование процесса познавательно-трудовой деятельности; МР1
  • определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов; МР2
  • комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; МР3
  • проявление инновационного подхода к решению практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса; МР4
  • самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию  изделий; МР5
  • согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками; МР6
  • объективное оценивание вклада своей познавательно - трудовой деятельности в решение общих задач коллектива; МР7
  • оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам; МР8
  • диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; МР9
  • обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах; МР10
  • соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства; МР11
  • соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда. МР12

Предметными результатами освоения курса вязания   являются:

  • знание классификации вязания, его историю; ПР1
  • эволюцию инструментов, приспособлений и материалов для вязания; ПР2
  • способы влажно – тепловой обработки вязаного изделия; ПР3
  •  технологический процесс изготовления вязаного изделия и пути снижения его себестоимости; ПР4
  • правила безопасности труда; ПР5
  • способы выявления потребностей общества в товарах и услугах; ПР6
  • основные законы построения композиции; ПР7
  • знакомство с творческими профессиями декоративно-прикладного характера ПР8

Основное содержание курса

1-й год обучения.

 

Занятие 1.Вводное занятие. 1 час.

1. Ознакомление с планом работы на год. Режим работы кружка. Первичный инструктаж по охране труда. Цели и задачи. Общие сведения о вязание крючком. Народные ремёсла и промыслы России и Хакасии. Общие сведения об истории вязания крючком (просмотр презентации).

2. Изучение индивидуальных особенностей обучающихся. Анкета “Расскажи о себе”.

Занятие 2. 1 час.

1.Теоретические сведения. Общие сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, необходимых для вязания крючком. Виды крючков.

2.Лабораторно-практическая работа.1. Определение размера крючка и подбор ниток по размеру крючка. Определение состава волокна в пряже для вязания.

3. Экскурсия в школьный музей «Русская изба»

Занятие 3. Основные приемы вязания крючком.3 часа.

1.Теоретические сведения. Правильное положение рук при работе. Цветовой круг. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Контраст. Цветовая сочетаемость. Цветовое решение. Применение вязания в быту. Оформление жилища и отделка швейных изделий.  

2. Запуск первого коллективного проекта. Изобретательные цепочки. Картины из цепочек.  Выбор изделия для выполнения проекта. (Анализ предложенных учителем вариантов картин)

3.Практическая работа. Освоение приемов вязания цепочки из воздушных петель. Выполнение  картины-панно по  эскизу. Оформление мультимедийной презентации.

4.Домашнее задание. Какие работы можно еще сделать из цепочек воздушных петель? Придумать самостоятельно или поискать в сети интернета.

 

Занятие 4. 4 часа.

1.Теоретические сведения. Основные виды петель. Способы захвата петель.  Петли подъема. Упражнения вязания столбиков. Условные обозначения. Запись схем. Знание особенностей профессии «вязальщица» (комбинированное, словесно – наглядные методы)

2.Практическая работа. Вязание  столбика без накида. Вязание  резиночки для волос.

Столбик с накидом ,с двумя и тремя накидами .Вязание витой цепочки.

Чтение и составление схемы рисунка.

3. Дом. задание. Составить и провязать схему листика, цветочка. Найти в сети интернета или литературе схемы вязания различных цветов.

 

Занятие 5. 3 часа.

1. Вязание ажурного полотна. Теоретические сведения. Изменение фактуры вязаного полотна. Чередование воздушных петель с различными видами столбиков. Филейное кружево. Способы вязания. Дизайн и его роль в создании товаров и услуг. Знание особенностей профессии «дизайнер» (комбинированное занятие, словесно – наглядные методы с практическим закреплением).

2 Практическая работа. Составление схем ажурного полотна.

Вязание ажурного образца по схеме.

Занятие 6. 3 часа.

1. Теоретические сведения. Правила вязания круга, квадрата, пятигранника. Понятие о раппорте. Знание особенностей профессии «художник – модельер» (комбинированное занятие, словесно – наглядные  методы с практическим закреплением).

2.Практическая работа. Вязание мотива, салфетки.

Занятие 7. Запуск второго коллективного проекта. «Скоро Новый год». 4 часа.

1. Обоснование проблемы. Изготовление елочных украшений. Выбор изделия из банка идей или поиск своих в интернете. Разработка нескольких вариантов решения проблемы, выбор лучшего варианта. Реализация проекта. Использование ПК при выполнении и презентации проекта. Изготовление елочных игрушек.

2.Домашнее  задание. Найти в сети интернета информацию об истории создания сумки.

Занятие 8. 2 часа.

Теоретические сведения. История создания и виды сумок. Построение чертежа для сумочки.

Практическая работа. Выбор и зарисовка схем узоров. Вязание изделия.

Занятие 9. 4 часа.

1. Теоретические сведения. Вязание крючком на вилке. Вязание полосы. Способы вязания середины полосы. Способы соединения полос. Кайма и прошивки.

Практическая работа. Вязание крючком на вилке салфетки «Солнышко»

2. Домашнее задание. Придумать или найти в интернете интересные идеи для подарков женщинам.

 Занятие 10.Запуск третьего проекта «Сегодня мамин праздник» 4 часа

1. Обоснование проблемы. Изготовление сувениров для мам и учителей к празднику 8 марта. Выбор изделия из банка идей или поиск своих в интернете. Разработка нескольких вариантов решения проблемы, выбор лучшего варианта. Реализация проекта. Использование ПК при выполнении и презентации проекта.

2. Практическая работа. Зарисовка эскизов. Вязание сувениров, оформление.

Занятие11 Теоретические сведения. 4 часа.

1. Технология вязания игрушки по схеме. Вязаные игрушки, куклы.

2. Практическая работа. Связать игрушку по своей схеме.

Занятие 12.1 час.

1. Творческий отчет обучающихся. Достижения и планы на будущее.

Требования к знаниям: виды декоративно-прикладного творчества. Виды вязания и особенности их выполнения. Требования к умениям: определение вида рукоделия.

Практическая работа. Оформление выставки готовых изделий Презентация изделий. Защита проектов.

2. Участие в выставке декоративно - прикладного творчества                

                

Тематическое планирование

 

Раздел -          кол. час.

Тема

Основные понятия

Вид контроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

1

Ознакомление с планом работы на год. Режим работы кружка. Первичный инструктаж по охране труда

Цели и задачи. Общие сведения о вязание крючком. Народные ремёсла и промыслы России. Общие сведения об истории вязания крючком.

Народные ремёсла

ПР9 ПР9 ПР5 ПР7 ПР6  ПР8

МР1 МР2 МР3 МР4

ЛР5ЛР4ЛР6 ЛР7 ЛР8 ЛР1ЛР4

2

Теоретические сведения об инструментах, приспособлениях и материалах для вязания. Организация рабочего места и трудового процесса. Выбор изделия для выполнения проекта и расчёт стоимости вязаного изделия.

Творческий проект

ПР9 ПР9 ПР5 ПР7 ПР6  ПР8

МР1 МР2 МР3 МР4

ЛР5ЛР4ЛР6 ЛР7 ЛР8 ЛР1ЛР4

3

Теоретические сведения. Правильное положение рук при работе Основные приемы вязания. Основы композиции, цветоведение. Применение вязания в оформлении интерьера, отделке современных швейных изделий. Запуск первого коллективного проекта

Цветоведение. Композиция

Эскиз, ритм, орнамент,

Практич.

работа.

ПР5 ПР7 ПР6

ПР 8

МР1 МР2 МР3 МР4 МР5 МР6 МР7 МР9 МР10 МР11 МР12

ЛР1ЛР2 ЛР3 ЛР5ЛР4ЛР6 ЛР7 ЛР8

4

Основные виды петель.

Условные обозначения. Запись схем. Знание особенностей профессии «вязальщица». Практическая работа.

Вязаль-

щица,

раппорт.

Практич.

работа.

ПР5 ПР7 ПР6

ПР 8

МР1 МР2 МР3 МР4 МР5 МР6 МР7 МР9 МР10 МР11 МР12

ЛР1ЛР2 ЛР3 ЛР5ЛР4ЛР6 ЛР7 ЛР8

5

Вязание узорного полотна. Изменение фактуры вязаного полотна. Способы вязания. Профессия «дизайнер». Составление схем ажурного полотна

Дизайн

Практич.

работа.

ПР5 ПР7 ПР6

ПР 8

МР3 МР4 МР5 МР6 МР7 МР9 МР10 МР11 МР12

ЛР1ЛР2 ЛР3 ЛР5ЛР4ЛР6 ЛР7 ЛР8

6

 Правила вязания круга, квадрата, пятигранника .. Знание особенностей профессии «художник – модельер». Вязание мотива, салфетки.

Модельер

Практич.

работа.

ПР8 ПР6

МР3 МР4 МР5 МР6 МР7 МР9 МР10 МР11 МР12

ЛР1ЛР2 ЛР3 ЛР5ЛР4ЛР6 ЛР7 ЛР8

7

Прихватка. Выбор форм. Зарисовка схем оформления.

Практич.

работа.

ПР5 ПР7 ПР6 ПР 8

МР1 МР11 МР2 МР3 МР4 МР5 МР6 МР7 МР9 МР10 МР11 МР12

ЛР1 ЛР2ЛР3 ЛР5ЛР4ЛР6 ЛР7 ЛР8 ЛР1ЛР2 ЛР3 ЛР5ЛР4ЛР6 ЛР7

8

Сумочка. Построение чертежа для сумочки. Выбор и зарисовка схем узоров. Понятие о раппорте.

эскизы

Творч. проект

ПР5 ПР7 ПР6 ПР 8

МР1 МР11 МР2 МР3 МР4 МР5 МР6 МР7 МР9 МР10 МР11 МР12

ЛР1 ЛР2ЛР3 ЛР5ЛР4ЛР6 ЛР7 ЛР8 ЛР1ЛР2 ЛР3 ЛР5ЛР4ЛР6 ЛР7

9

Вязание крючком на вилке. Вязание полосы. Способы вязания середины полосы. Способы соединения полос. Кайма и прошивки.

Вязание крючком на вилке салфетки «Солнышко»

Творч. проект

ПР5 ПР7 ПР6

ПР 8

МР1 МР2 МР3 МР4 МР5 МР6 МР7 МР9 МР10 МР11 МР12

ЛР1ЛР2 ЛР3 ЛР5ЛР4ЛР6 ЛР7 ЛР8

10

Изготовление сувениров для мам и учителей к празднику 8 марта. Выбор изделия из банка идей или поиск своих в интернете. Презентация проекта. Зарисовка эскизов. Вязание сувениров, оформление.

Эскиз, Мотив.

Творч. проект

ПР5 ПР7 ПР6

ПР 8

МР1 МР2 МР3 МР4 МР5 МР6 МР7 МР9 МР10 МР11 МР12

ЛР1ЛР2 ЛР3 ЛР5ЛР4ЛР6 ЛР7 ЛР8

11

Технология вязания игрушки по схеме. Вязаные игрушки, куклы. Связать игрушку по своей схеме.

Оформление выставки готовых работ.

Защита творческих проектов.

Практич.

работа.

ПР1 ПР2 ПР3

ПР4ПР5 ПР7 ПР6

ПР 8

МР1 МР2 МР3 МР4 МР5 МР6 МР7 МР9 МР10 МР11 МР12

ЛР1ЛР2 ЛР3 ЛР5ЛР4ЛР6 ЛР7 ЛР8

12

 Достижения и планы на будущее.

Подготовка и участие в выставке декоративно- прикладного творчества

Выставка

ПР1 ПР2 ПР3

ПР4ПР5 ПР7 ПР6

ПР 8

МР1 МР2 МР3 МР4 МР5 МР6 МР7 МР9 МР10 МР11 МР12

ЛР1ЛР2 ЛР3 ЛР5ЛР4ЛР6 ЛР7 ЛР8

Календарно – тематическое планирование

      №

    п/п

                  Название темы

Кол-во часов

Дата

   1

Введение в программу.  Общие сведения о вязание крючком и спицами. Народные ремёсла и промыслы России. Общие сведения об истории вязания крючком и спицами. НРК

1

     2

Инструменты, приспособления и материалы для вязания. Организация рабочего места и трудового процесса.

1

    3

Основные приемы вязания. НРК

2

    4

Основные виды петель. Вязание столбика без накида. Резинка для волос. Профессия «вязальщица». НРК

 2

    5

 Вязание узорного полотна. Изменение фактуры вязаного полотна. Способы вязания. Профессия «дизайнер».

2

    6

Правила вязания круга, квадрата, пятигранника. Понятие о раппорте. Знание особенностей профессии «художник – модельер» . НРК

  3

    7

 Прихватка. Выбор форм. Зарисовка схем оформления.

3

    8

Сумочка. Построение чертежа для сумочки. Выбор и зарисовка схем узоров Сумочка. Построение чертежа для сумочки. Выбор и зарисовка схем узоров. Сувениры. Зарисовка эскизов. Вязание сувениров, оформление.

5

    9

Сувениры. Зарисовка эскизов. Вязание сувениров, оформление.

5

  10

Вязаные игрушки, куклы

8

   11

 Оформление выставки готовых работ.

Защита творческих проектов.

  1

   12

 Подготовка и участие в выставке декоративно- прикладного творчества

 1

Итого:

34

Основное содержание курса.

2-й год обучения.

 

Занятие 1. Вводное занятие. 1 час

Ознакомление с планом работы на год. Режим работы кружка. Первичный инструктаж по охране труда. Цели и задачи. Общие сведения о вязание спицами. Народные ремёсла и промыслы России и Хакасии. Общие сведения об истории вязания спицами (просмотр презентации).

Занятие 2. 1 час

1. Теоретические сведения. Общие сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, необходимых для вязания. Правила безопасности труда, санитарии, гигиены и организация трудового процесса.

2. Практическая работа. Подобрать спицы и пряжу для вязания.

 

Занятие 3. Основные приемы вязания спицами. 2 часа.

1. Теоретические сведения. Правильное положение рук при работе. Способы набора петель начального ряда. Способы вязания лицевой и изнаночной петель. Вязание лицевой петли. Вязание изнаночной петли. Кромочные петли. Освоение приемов вязания.

2. Требования к знаниям: особенности вязания лицевых и изнаночных петель. Способы закрытия петель. Требования к умениям: выполнять лицевые и изнаночные петли. Закреплять петли последнего ряда.

3. Практическая работа. Связать образцы платочной и чулочной  вязки.

Занятие 4. 2 часа.

1. Теоретические сведения. Вязание узоров с чередованием лицевых и изнаночных петель. Плоское вязание рядами. Условные обозначения. Запись схем. Знание особенностей профессии «вязальщица» (комбинированное, словесно – наглядные методы).

2. Практическая работа.  Виды «резинок». Вязание шарфика.

Занятие 5. 2часа.

1. Теоретические сведения. Вязание ажурного полотна спицами. Изменение фактуры вязаного полотна. Способы вязания накидов. Прибавление и убавление петель. Составление схем ажурных узоров.

2. Практическая работа. Составить схему ажурного узора и связать образец.

3. Домашнее задание. Найти в интернете историю появления носков и варежек.

Придумать свои или найти в сети интернет модели необычных носочков и варежек.

Занятие 6. 2 часа.

1. Теоретические сведения. Запуск проекта. «Необычные носочки». Выбор изделия для выполнения проекта. Себестоимость изделия. Составляющие компоненты стоимости вязаного изделия (выполнение изделия, материалы, рыночная цена, затраченное время, качество изделия и т. д.). Пути снижения стоимости изделия: рациональная организация технологического процесса и т.д.  Особенности вязания по кругу. Плотность вязания по горизонтали и вертикали. Расчет количества петель для изделия.

2. Требования к знаниям: факторы, влияющие на плотность вязания. Требования к умениям: принцип вязания по кругу. Расчет количества петель на любое изделие.

3. Практическая работа. Рассчитать количество петель для вязания носка, варежки. Вязание изделия.

Занятие 7. 6 часов.

1. Теоретические сведения. Вязание носков. Особенности вязания обыкновенной пятки и пятки “бумеранг”. Последовательность формирования пятки. Вязание ступни. Формирование мысика.

2. Требования к знаниям: последовательность вязания пятки, ступни и мысика. Требования к умениям: вывязывание пятки одним из способов, ступни и мысика.

3. Практическая работа: Вязание носков, варежки.

 

Занятие 8. 3 часа.

1. Теоретические сведения. Орнамент в вязании спицами. Схемы орнаментов. Способы расчета петель. Особенности чередования нитей разных цветов.

2. Требования к знаниям: подбор схемы и цветовое решение. Требования к умениям: подбор схемы и сочетающихся цветов пряжи. Выполнение вязального орнамента в два цвета.

3. Практическая работа. Выполнение образца орнамента.

 

Занятие 9. Запуск второго проекта «Подарок своими руками». 3 час.

1. Теоретические сведения. Обоснование проблемы. Выбор модели, Анализ лучшего варианта. Зарисовка эскизов. Вязание сувениров, бижутерии, цветов.

2. Практическая работа. Вязание бус, колье или своего изделия по выбору.

 Занятие 10. Вязание предмета быта или одежды по выбору. 10 часов.

1. Теоретические сведения Предметы одежды, быта и украшения. Выбор модели и пряжи для своего изделия.  Художественно-эстетическое оформление. Утилитарные требования к одежде.

2. Требования к знаниям: виды одежды. Предметы одежды, украшения и их значение в костюме. Художественное оформление предметов. Материалы, инструменты и приспособления. Безопасные приемы работы.

4. Требования к умениям: подбор материалов и инструментов. Составление плана изготовления изделия. Основные технологические приемы.

5. Самостоятельная работа. Художественное оформление изделия.

6. Практическая работа: Изготовление изделия по выбору.

Задание 11. Выставка изготовленных изделий. 1 час.

1. Творческий отчет обучающихся. Презентация изделий. Достижения и планы на будущее.

2. Требования к знаниям: виды декоративно-прикладного творчества. Виды вязания и особенности их выполнения.

3. Требования к умениям: определение вида рукоделия.

4. Практическая работа. Оформление выставки готовых работ. Защита творческих проектов.

Занятие 12. 1 час.

Участие в выставке декоративно - прикладного творчества                

                

Тематическое планирование

 

Тема

Основные понятия

Вид контроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

1

Ознакомление с планом работы на год. Режим работы кружка. Первичный инструктаж по охране труда. Цели и задачи. Общие сведения о вязание спицами. Народные ремёсла и промыслы России и Хакасии. Общие сведения об истории вязания спицами (просмотр презентации).

Народные ремёсла,

промысла

ПР9 ПР9 ПР5 ПР7 ПР6  ПР8

МР1 МР2 МР3 МР4

ЛР5ЛР4ЛР6 ЛР7 ЛР8 ЛР1ЛР4

2

Общие сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, необходимых для вязания. Правила безопасности труда, санитарии, гигиены и организация трудового процесса.

ПР9 ПР9 ПР5 ПР7 ПР6  ПР8

МР1 МР2 МР3 МР4

ЛР5ЛР4ЛР6 ЛР7 ЛР8 ЛР1ЛР4

3

Способы набора петель начального ряда. Способы вязания лицевой и изнаночной петель. Вязание лицевой петли. Вязание изнаночной петли. Кромочные петли. Освоение приемов вязания.

Закреплять петли последнего ряда. Связать образцы платочной и чулочной  вязки.

Лицевая,

Изнаноч-

Ная

петли

Практич.

работа.

ПР5 ПР7 ПР6

ПР 8

МР1 МР2 МР3 МР4 МР5 МР6 МР7 МР9 МР10 МР11 МР12

ЛР1ЛР2 ЛР3 ЛР5ЛР4ЛР6 ЛР7 ЛР8

4

Вязание узоров с чередованием лицевых и изнаночных петель. Плоское вязание рядами. Условные обозначения. Запись схем. Знание особенностей профессии «вязальщица».

Знать виды «резинок». Вязание шарфика.

Вязаль-

щица,

раппорт.

Практич.

работа.

ПР5 ПР7 ПР6

ПР 8

МР1 МР2 МР3 МР4 МР5 МР6 МР7 МР9 МР10 МР11 МР12

ЛР1ЛР2 ЛР3 ЛР5ЛР4ЛР6 ЛР7 ЛР8

5

Вязание ажурного полотна спицами. Изменение фактуры вязаного полотна. Способы вязания накидов. Прибавление и убавление петель. Составление схем ажурных узоров.

Знать историю появления носков и варежек.

Придумать свои или найти в сети интернет модели необычных носочков и варежек.

Ажур

Практич.

работа.

ПР5 ПР7 ПР6

ПР 8

МР3 МР4 МР5 МР6 МР7 МР9 МР10 МР11 МР12

ЛР1ЛР2 ЛР3 ЛР5ЛР4ЛР6 ЛР7 ЛР8

6

Выбор изделия для выполнения проекта. Себестоимость изделия. Особенности вязания по кругу. Плотность вязания по горизонтали и вертикали. Расчет количества петель для изделия. Факторы, влияющие на плотность вязания. Расчет количества петель на любое изделие.

Вязание изделия.

Себестоимость

Практич.

работа.

ПР8 ПР6

МР3 МР4 МР5 МР6 МР7 МР9 МР10 МР11 МР12

ЛР1ЛР2 ЛР3 ЛР5ЛР4ЛР6 ЛР7 ЛР8

7

Вязание носков. Особенности вязания обыкновенной пятки и пятки “бумеранг”. Последовательность формирования пятки. Вязание ступни. Формирование мысика.

Практич.

работа.

ПР5 ПР7 ПР6 ПР 8

МР1 МР11 МР2 МР3 МР4 МР5 МР6 МР7 МР9 МР10 МР11 МР12

ЛР1 ЛР2ЛР3 ЛР5ЛР4ЛР6 ЛР7 ЛР8 ЛР1ЛР2 ЛР3 ЛР5ЛР4ЛР6 ЛР7

8

Орнамент в вязании спицами. Схемы орнаментов. Способы расчета петель. Особенности чередования нитей разных цветов.

Выполнение вязального орнамента в два цвета.

Орнаментэскизы

Творч. проект

ПР5 ПР7 ПР6 ПР 8

МР1 МР11 МР2 МР3 МР4 МР5 МР6 МР7 МР9 МР10 МР11 МР12

ЛР1 ЛР2ЛР3 ЛР5ЛР4ЛР6 ЛР7 ЛР8 ЛР1ЛР2 ЛР3 ЛР5ЛР4ЛР6 ЛР7

9

Зарисовка эскизов. Вязание сувениров, бижутерии, аксессуаров, цветов.

Вязание бус, колье или своего изделия по выбору.

Эскизы, бижутерия, аксессуа-

ры.

Творч. проект

ПР5 ПР7 ПР6

ПР 8

МР1 МР2 МР3 МР4 МР5 МР6 МР7 МР9 МР10 МР11 МР12

ЛР1ЛР2 ЛР3 ЛР5ЛР4ЛР6 ЛР7 ЛР8

10

Вязание одежды.Предметы одежды, быта и украшения. Выбор модели и пряжи для своего изделия.  Художественно-эстетическое оформление. Утилитарные требования к одежде.

 Эскиз, Мотив.

Творч. проект

ПР5 ПР7 ПР6

ПР 8

МР1 МР2 МР3 МР4 МР5 МР6 МР7 МР9 МР10 МР11 МР12

ЛР1ЛР2 ЛР3 ЛР5ЛР4ЛР6 ЛР7 ЛР8

11

Презентация изделий. Достижения и планы на будущее.

Оформление выставки готовых работ. Защита творческих проектов.

Практич.

работа.

ПР1 ПР2 ПР3

ПР4ПР5 ПР7 ПР6

ПР 8

МР1 МР2 МР3 МР4 МР5 МР6 МР7 МР9 МР10 МР11 МР12

ЛР1ЛР2 ЛР3 ЛР5ЛР4ЛР6 ЛР7 ЛР8

12

 Подготовка и участие в выставке декоративно- прикладного творчества

Выставка

ПР1 ПР2 ПР3

ПР4ПР5 ПР7 ПР6

ПР 8

МР1 МР2 МР3 МР4 МР5 МР6 МР7 МР9 МР10 МР11 МР12

ЛР1ЛР2 ЛР3 ЛР5ЛР4ЛР6 ЛР7 ЛР8

Календарно – тематическое планирование

      №

    п/п

                  Название темы

Кол-во часов

Дата

   1

Введение в программу.  Общие сведения о вязании  спицами. Народные ремёсла и промыслы России. Общие сведения об истории вязания  спицами.

1

     2

Инструменты, приспособления и материалы для вязания. Организация рабочего места и трудового процесса.

1

    3

Способы набора петель начального ряда..

2

    4

Вязание узоров с чередованием лицевых и изнаночных петель. Плоское вязание рядами.

 2

    5

 Вязание ажурного полотна спицами. Изменение фактуры вязаного полотна. Способы вязания накидов. Прибавление и убавление петель.

2

    6

Творческий проект.

  2

    7

 Вязание носков, варежек.

6

    8

Орнамент в вязании спицами. Схемы орнаментов. Способы расчета петель

3

    9

Вязание сувениров, бижутерии, аксессуаров, цветов.

3

  10

Вязание одежды. Выбор модели.

10

   11

 Оформление выставки готовых работ.

Защита творческих проектов.

  1

   12

 Подготовка и участие в выставке декоративно- прикладного творчества

 1

Итого:

34

        

        

Условия реализации программы

Правила техники безопасности при работе с крючками, спицами швейными иглами, булавками, ножницами, электрическим утюгом.

Наличие инструментов:  крючки;  спицы ножницы; швейные иглы; булавки;  сантиметровая лента;  электрический утюг; гладильная доска.

Наличие материалов: пряжа, х.б. нитки, ножницы, швейные иголки, фломастеры.

Специальная литература.

        Методические пособия:

Альбомы образцов основных видов петель, основных приемов вязания крючком.

Различные дидактические материалы по всем темам вязания, изготовленные своими руками.

Диск «Вязание крючком», «Женское рукоделие», видеофильм вязание крючком.

     Литература:

Дорожкина Т.Н. Техника рукоделия. Минск. «Полымя», 1994

Величкина Е. «Вяжите сами», изд-во «ФАБР», Москва 1993

        

Условия реализации программы

Правила техники безопасности при работе с крючками, швейными иглами, булавками, ножницами, электрическим утюгом.

Наличие инструментов:  крючки;  ножницы; швейные иглы; булавки;  сантиметровая лента;  электрический утюг; гладильная доска.

Наличие материалов: пряжа, х.б. нитки, ножницы, швейные иголки, фломастеры.

Специальная литература.

        Методические пособия:

Альбомы образцов основных видов петель, основных приемов вязания крючком.

Различные дидактические материалы по всем темам вязания, изготовленные своими руками.

Диск «Вязание крючком», «Женское рукоделие», видеофильм вязание крючком.

     Литература:

Дорожкина Т.Н. Техника рукоделия. Минск. «Полымя», 1994

Величкина Е. «Вяжите сами», изд-во «ФАБР», Москва 1993

Попова С. Дамское рукоделие. Нижний Новгород,ЛТД, 1993, стр.111.

Гирич В.П. «1000 узоров». Москва, Легпромбытиздат 1993

Попишевская С.  Вышивка.Санкт-Петербург, Олма - пресс, 2004, стр.83.

Петрик Боэренс. Школа изящных рукоделий. Москва,  ЭКСМО - пресс, 2000, стр.72.

Журналы по рукоделию: «Лена», «Сабрина», «Валентина», «Рукоделие ваше хобби». «Диана», «Чудесное мгновение», «Весёлая петелька».

Андреева И. А. Рукоделие. Москва, Советская энциклопедия, 1991, стр.287.

Липкина А. П. Полная женская энциклопедия. Янгиюль, Литература и искусство,

 Ерёменко Т. И. Рукоделие. Москва, Легпромбытиздат,1990, стр.159.

Планируемые результаты

развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач;

активное использование знаний, полученных при изучении курса, и сформированных универсальных учебных действий;

совершенствование умений осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность;

формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса;

формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление в разных формах

деятельности.

Ценностные ориентиры содержания курса «Художественное вязание»  предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

В результате обучения учащиеся овладеют:

трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими показателями;

умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;

навыками применения распространённых ручных инструментов и приспособлений, бытовых электрических приборов; планирования бюджета домашнего хозяйства; культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.

В результате изучения курса обучающийся, независимо от изучаемого направления, получает возможность ознакомиться:

технологическими свойствами и назначением материалов;

назначением и устройством применяемых ручных инструментов, приспособлений, видами, приёмами и последовательностью выполнения технологических операций,

профессиями и специальностями, связанными с обработкой материалов, созданием изделий из них;

выполнять по установленным нормативам следующие трудовые операции и работы:

рационально организовывать рабочее место;

находить необходимую информацию в различных источниках;

применять конструкторскую и технологическую документацию;

составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия, выполнения работ или получения продукта;

выбирать сырьё, материалы,  инструменты и оборудование для выполнения работ;

соблюдать безопасные приёмы труда и правила пользования ручными инструментами, приспособлениями, машинами, электрооборудованием;

осуществлять визуально, а также доступными измерительными средствами и приборами контроль качества изготовляемого изделия или продукта;

находить и устранять допущенные дефекты;

проводить разработку творческого проекта по изготовлению изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;

распределять работу при коллективной деятельности; использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни в целях:

понимания ценности материальной культуры для жизни и развития человека; формирования эстетической среды бытия;

развития творческих способностей и достижения высоких результатов преобразующей творческой деятельности;

получения технико-технологических сведений из разнообразных источников

 информации;

организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;

изготовления изделий декоративно-прикладного искусства для оформления интерьера;

выполнения безопасных приёмов труда и правил электробезопасности, санитарии, гигиены;

оценки затрат, необходимых для создания объекта труда или оказания услуги;

построения планов профессионального самоопределения и трудоустройства.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа художественно-эстетического направления "Волшебная бусинка"

Образовательная программа по бисероплетению, ресчитана на 3 года обучения, имеет художественно-эстетическое направленность. Программа способствует развитию индивидуально творческих способностей, накоп...

Программа "Волшебный сундучок" для дополнительного образования детей в объединениях художественно-эстетической направленности.

Программа «Волшебный сундучок» для дополнительного образования детей в объединениях художественно-эстетической направленности.Для детей и подростков в возрасте от 8 до 15 лет. Программа рассчитана на ...

Программа внеурочной деятельности обучающихся Кружка «Веселые лоскутки» для 6 классов художественно – эстетического направления (ФГОС)

Рабочая программа кружка «Веселые лоскутки» разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российс...

Образовательная (рабочая) программа «Музыкальный инструмент. Скрипка» для учащихся 1-7 классов художественно-эстетической направленности.

Образовательная (рабочая) программа «Музыкальный инструмент. Скрипка» для учащихся 1-7 классов художественно-эстетической направленности (Рецензия заслуженного учителя РФ, преподавателя ГОУ «Сургутски...

Мастер-класс по художественно-эстетическому направлению «Волшебный бисер»

Совершенствование умений работать с бисером и проволокой путем простого низания...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ВОЛШЕБНЫЙ МИР» (для детей с ОВЗ) художественно-эстетической направленности

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА«ВОЛШЕБНЫЙ МИР» (для детей с ОВЗ)художественно-эстетической направленности...

Рабочая программа внеурочной деятельности художественно – эстетического направления "Волшебный карандаш" 2-3 классы

Цель данной программы — раскрыть и развить потенциальные способности, заложенные в ребенке. Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности. Знакомить детей с различными видами изобразите...