«Профессиональное самоопределение обучающихся 9-х классов»
план-конспект урока по технологии (9 класс) на тему

Перепелюк Ирина Викторовна

Урок - деловая игра, по формированию профессиональных ориентиров обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_prof_9_klass.docx181.13 КБ
Файл konspekt_prof_9_klass.docx180.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»

Методическая разработка урока

«Профессиональное самоопределение

 учащихся 9-х классов»

г.Чебаркуль

2014 год

План-конспект урока

«Если вы удачно выберете труд

и вложите в него всю свою душу,

то счастье само отыщет вас».

                                                                                                           

                                                                                                                                                    К.Д.Ушинский.

Тема: «Хочу – могу – надо» в выборе профиля обучения.

I. Дидактическое обоснование урока

Цели урока:

  1. Образовательные:  

   

  • Способствовать формированию понятия о личном профессиональном плане (ЛПП).
  • Способствовать формированию понятия о типичных ошибках при выборе профессии и профиля обучения.
  • Способствовать  формированию представления об условиях оптимального выбора профессии.
  • Способствовать актуализации проблемы выбора профессии как личностно значимой.

  1. Развивающие:

  • Способствовать развитию речи учащихся (обогащение и усложнение словарного запаса, усиление выразительности и оттенков).
  • Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, ставить и разрешать проблемы).
  • Способствовать формированию и развитию познавательного интереса и личностно-смыслового отношения учащихся к предмету.
  • Способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся.

  1. Воспитательные:

  • Способствовать формированию представления о будущей    профессиональной деятельности, развитию нравственных, трудовых и профессионально значимых качеств личности.
  • Развивать представление о саморазвитии и самореализации.

Методическое оснащение урока:

  1. Материально-техническая база: 

кабинет технологии.

  1. Дидактическое обеспечение: 
  • рабочая тетрадь;
  • высказыванием К.Д.Ушинского о выборе трудовой деятельности;
  • плакат и индивидуальные схемы «Условия оптимального выбора профессии»;  
  • индивидуальные таблицы «Рекомендации по составлению ЛПП;
  • таблички составляющих профессионального плана «Хочу», «Могу», «Надо», «Есть» для групповой работы;
  • плакат «Типичные ошибки при выборе профессии и профиля обучения.

Методы обучения: беседа с обучающимися, индивидуальная практическая работа, деловая игра (работа в группах).

 

Формы организации познавательной деятельности обучающихся:  комбинированные.

Тип урока: комбинированный.

Продолжительность урока: 45 минут.

II.  Ход урока.

  1. Организационный момент (5 мин):

- приветствие;

- проверка явки обучающихся и заполнение учителем классного журнала;

- проверка готовности обучающихся к уроку;

- настрой обучающихся на работу;

- доведение до обучающихся плана урока.

План урока.

  • Личный профессиональный план.
  • Типичные ошибки при выборе профессии и профиля обучения.
  • Условия оптимального выбора профессии (деловая игра).

2.  Повторение ранее изученного материала (фронтальный опрос 5 мин.).

Вопрос :  Сколько  профессий существует в мире?

Ответ обучающихся:  В мире более 10 тысяч профессий, а включая специальности,

 специализации и квалификации – свыше 50 тысяч.

Вопрос:  Почему существует такое многообразие профессий?

Ответ обучающихся:  В современном обществе человек может найти приложение всем своим силам, реализовать себя. Нет такого вида общественно полезной деятельности, в которой человек был бы лишен возможности проявить свои личностные способности, инициативу и тем самым заслужить уважение окружающих, обеспечить себе благополучную жизнь и процветание общества. А так как общество образуют люди, то и многообразие сфер деятельности определяется человеческими запросами, потребностями и способностями. Значит, многообразие мира профессий и является мерой человеческих возможностей.

Вопрос:  Кто такой профессионал?

Ответ обучающихся:  Профессионал – это человек, выполняющий свою работу грамотно, качественно с учетом тонкостей и «секретов» своего дела.

Вопрос:  Что нужно для того, чтобы стать первоклассным профессионалом?  

Ответ обучающихся:  Для того чтобы стать первоклассным профессионалом человеку  необходимо быть разносторонне развитым, образованным, не замыкающимся в узкой области своих интересов.

Вопрос:  Что значит сквозные, редкие и свободные и необычные профессии?

Ответ обучающихся:  Наиболее массовые профессии принято называть сквозными, т.к. они пригодны для многих отраслей народного хозяйства. Это практически все рабочие специальности, а также профессии: инженер, экономист, исследователь, конструктор, юрист. К особой группе относятся сравнительно редкие, специфические профессии: ювелир-огранщик драгоценных камней, монтировщик, лингвист, эмбриолог и т.д. Особую часть составляют люди, так называемых свободных профессий, которые не числятся на какой-либо определённой должности. Это литераторы, художники, скульпторы, композиторы. Обычно они выполняют отдельные заказы по договорам и живут на гонорары.

Вопрос:  Как влияет профессиональный труд на человека?

Ответ обучающихся:  в профессиональной деятельности, в труде происходит самовыражение личности – проявление своего «Я», своей индивидуальности. В процессе труда накапливаются знания, опыт, повышается квалификация, совершенствуется сам человек, повышается уровень его благосостояния.

3.   Актуализация знаний обучающихся.

Выбор профессии - сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От продуманного выбора  учебного заведения и будущей профессии  во многом зависит будущая судьба. Неправильно выбрать профессию - значит расстроить жизненные устремления, сделаться несчастным.

4.   Изложение нового материала  (15мин.).

4.1. Личный профессиональный план.

 Известно, что только 60% школьников старших классов способны адекватно выявить и оценить собственные интересы, склонности и способности к какому- либо виду деятельности и пользуются правилами выбора профессии, составляя на их основе собственный план самореализации. При этом последний не только обогащает их представления о будущей профессиональной деятельности в ближайшей и отдаленной перспективе, но и делает ее более реальной.

Что же такое профессиональный план?

Профессиональный план – обоснованное представление об избираемой области трудовой деятельности, о способах овладения будущей профессией и перспективах профессионального роста.

Рекомендации по составлению личного профессионального плана (ЛПП)

п/п

Основные направления ЛПП

Содержание направлений

Представление перспектив и способов овладения будущей профессией

1.

Главная цель.

Чем буду заниматься, какой трудовой вклад внесу в общее дело?

Кем буду, каким буду, где буду, чего достигну, на кого буду равняться?

2.

Ближайшие задачи и более отдаленные перспективы.

Первая область деятельности, специальность, работа, трудовая проба сил, чему и где учиться, перспективы повышения мастерства, профессионального роста.

3.

Пути и средства достижения цели.

Изучение справочной литературы, беседы со специалистами, самообразование, поступление в определенное учебное заведение (ПТУ, колледж, ВУЗ, курсы).

4.

Внешние сопротив- ления на пути достижения цели.

Предусмотреть трудности, возможные препятствия, противодействия, влияние тех или иных людей.

5.

Внутренние условия достижения цели.

Свои возможности: состояние здоровья, способности к обучению, настойчивость, терпение, склонности к практической и теоретической работе, другие личные качества, необходимые для учебы и работы по данной специальности, работа по самовоспитанию.

6.

Запасные варианты и пути их достижения.

Например: "Не пройду по конкурсу в ВУЗ, техникум - попробую поступить на ту же специальность, соответственно, в техникум ПТУ и т. д.»

Ответить на вопрос «Кем быть?» фактически означает найти способ реализации собственного «Я». Однако на пути свободного поиска  себя люди сталкиваются с различными неожиданностями, препятствиями и сложностями. Связано это с тем, что часто мы недостаточно информированы о профессиях, нам не хватает знаний о них и требованиях, которые они предъявляют к человеку.

4.2. Типичные ошибки при выборе профессии и профиля обучения.

Незнание мира профессий

      Незнание себя

Незнание правил       выбора профессий

Устаревшие представления о характере и условиях труда и конкретной профессии.

Предубеждения в отношении престижности профессии.

Необъективная оценка своих способностей

(завышение или занижение)

Неумение, а иногда нежелание соотнести свои способности с требованиями профессии и профиля обучения.

Отождествление учебного предмета с профессией. Перенос отношения к человеку на профессию.

Выбор профессии за компанию.

Неумение определить пути получения профессии.

4.3.Условия оптимального выбора профессии.

В ходе работы над собой - углубления своих интересов, уточнения знаний о профессиях, участия в профессиональных пробах, ваш план обязательно будет претерпевать изменения, становясь более реальным и полным. Однако в его основе останутся правила оптимального выбора профессии, которые можно представить в виде схемы:

4.3.1. Индивидуальная работа учащихся со схемой (5 мин.).

 Задание: выявить зону сочетания составляющих «Хочу» и «Есть».

5. Практическая работа (деловая игра – 10 мин.)

5.1. Групповая работа обучающихся.

Группа 1 – «Хочу» (мотивы, интересы, склонности).

Группа 2 – «Могу» (способности, здоровье).

Профессионально-важные качества педагога:

умственные способности

способность и умение перерабатывать материал науки в материал учебного предмета

умение и способность проникать в душевный мир человека

развитая психологическая наблюдательность

организаторские качества

волевые профессиональные качества (умение преодолевать трудности, проявлять настойчивость, выдержку, решительность, требовательность и др.

коммуникативные, тактичность, педагогическое воображение, способность к распределению внимания;

динамизм личности – способность к волевому воздействию и логическому убеждению

эмоциональная устойчивость (способность владеть собой)

оптимистическое прогнозирование

креативность (творчество)

Профессионально–важные качества профессии "Эколог":

инициативность, предусмотрительность, решительность, самодостаточность (ориентация на собственные силы, уверенность в себе, способность аргументировано отстаивать свое мнение);

способность к переключениям с одной деятельности на другую; целеустремленность; в норме развитые свойства ощущений и восприятия (зрение, слух, обоняние,осязание); способность к переводу образа в словесное описание; избирательность внимания; стратегическое мышление;         аналитичность (способность выделять отдельные элементы действительности, способность к классификации) мышления; предметность (объекты реального мира и их признаки) мышления; память на образы предметного мира; память на условные обозначения (знаки, символы, планы, схемы, графики); умение грамотно выражать свои мысли; навыки письменного изложения информации; склонность к исследовательской деятельности; способность к сопереживанию; умение правильно и эффективно распределять время; умение предвидеть результат; умение принимать адекватные решения.

Профессионально важные качества художника:

инициативность; самодостаточность (ориентация на собственные силы, уверенность в себе, чувство самоэффективности); самокритичность; способность планировать свою деятельность во времени; стремление к профессиональному совершенству; целеустремленность; хорошее зрительное восприятие; хорошее цветоразличение; концентрированность внимания; способность к зрительным представлениям; способность к образному представлению предметов, процессов и явлений; способность к созданию образа по словесному описанию; способность к переводу образа в словесное описание; способность к пространственному воображению; ассоциативность мышления; интеллектуальность мышления; интуитивное мышление; пространственно–образное мышление;         творческое мышление; предметность (объекты реального мира и их признаки) мышления; эмоциональная память; память на образы предметного мира; оперативная память; долговременная память; кратковременная память;зрительная память; согласованность движений с процессами восприятия (сложноорганизованная деятельность); способность к выполнению мелких точных движений; способность к выполнению плавных соразмерных движений; твердость руки, устойчивость кистей рук (низкий тремор); умение импровизировать; развитый эстетический и художественный вкус; чувство вкуса; чувство гармонии; чувство симметрии.

Профессионально–важные качества профессии "Программист":

аккуратность; педантичность; самодостаточность (ориентация на собственные силы, уверенность в себе, чувство самоэффективности); самостоятельность; старательность, исполнительность; стремление к профессиональному совершенству; целеустремленность; тактильная чувствительность (чувствительность пальцев); способность различать отклонения параметров процессов от заданных значений; внимание к деталям; концентрированность внимания; способность к созданию образа по словесному описанию; способность к образному представлению предметов, процессов и явлений; способность к переводу образа в словесное описание; абстрактность (абстрактные образы, понятия) мышления; аналитичность (способность выделять отдельные элементы действительности, способность к классификации) мышления; интуитивное мышление; оперативность (скорость мыслительных процессов, интеллектуальная лабильность) мышления; стратегическое мышление; творческое мышление; техническое мышление; долговременная память; оперативная память; память на условные обозначения (знаки, символы, планы, схемы, графики); память на числа и символы; твердость руки, устойчивость кистей рук (низкий тремор); умение грамотно выражать свои мысли; переносимость статических физических нагрузок; умение быстро ориентироваться в окружающей обстановке; умственная работоспособность; упорство; усидчивость; склонность к исследовательской деятельности; способность заниматься длительное время кропотливой работой; способность к абстрагированию; творческие способности; умение предвидеть результат; умение работать в команде.

Профессионально–важные качества профессии "Фрезеровщик":

дисциплинированность; организованность, самодисциплина; ответственность; предусмотрительность; пунктуальность, педантичность; самостоятельность; старательность, исполнительность; стремление к профессиональному совершенству; трудолюбие; мышечно–суставная чувствительность усилий или сопротивления; острота зрения; переносимость длительно действующего звукового раздражителя; ручная моторика; слуховая дифференциальная чувствительность (способность различать: тембр, длительность, высоту, силу звука, ритм, фоновые или разнообразные шумы); устойчивость зрительной чувствительности во времени; хороший глазомер: линейный, угловой, объемный; внимание к деталям; способность к распознаванию небольших отклонений параметров технологических процессов от заданных значений по визуальным и акустическим признакам; концентрированность внимания; помехоустойчивость внимания; способность к образному представлению предметов, процессов и явлений; предметность (объекты реального мира и их признаки) мышления; техническое мышление; память на сложные движения; память на образы предметного мира; операциональная память; хорошая координация движений обеих рук; твердость руки, устойчивость кистей рук (низкий тремор); переносимость статических физических нагрузок; физическая работоспособность (выносливость); навыки черчения; умение предвидеть результат; чувство симметрии.

Группа 3 – «Надо» (потребности рынка труда в кадрах).

Группа 4 – «Есть» (устойчивые индивидуальные способности, дарования).

Победы в предметных олимпиадах.

Победы в конкурсах изобразительного искусства.

Победы в конкурсах творческих проектов.

Победы в конкурсах исследовательских работ.

6. Подведение итогов урока и сообщение задания на дом (5 мин).

           Итак, наш урок подходит к концу. Чтобы узнать о его результативности каждый из вас выберет для себя определённое утверждение.

  • У меня сформировалось четкое представление об условиях оптимального выбора профессии и я смогу самостоятельно составить личный профессиональный план (красная фишка).

  • У меня появилось ясное представление об условиях оптимального выбора профессии, но мне необходима консультация и помощь учителя по созданию личного профессионального плана (желтая фишка).

  • У меня не очень ясное представление об условиях оптимального выбора профессии и я не смогу самостоятельно составить личный профессиональный план (зеленая фишка).

 

Вывод: основные цели урока достигнуты. К следующему уроку подготовить личные профессиональные планы.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»

Методическая разработка урока

«Профессиональное самоопределение

 обучающихся 9-х классов»

г.Чебаркуль

2015 год

План-конспект урока

«Если вы удачно выберете труд

и вложите в него всю свою душу,

то счастье само отыщет вас».

                                                                                                           

                                                                                                                                                    К.Д.Ушинский.

Тема: «Хочу – могу – надо» в выборе профиля обучения.

I. Дидактическое обоснование урока

Цели урока:

  1. Образовательные:  

   

  • Способствовать формированию понятия о личном профессиональном плане (ЛПП).
  • Способствовать формированию понятия о типичных ошибках при выборе профессии и профиля обучения.
  • Способствовать  формированию представления об условиях оптимального выбора профессии.
  • Способствовать актуализации проблемы выбора профессии как личностно значимой.

  1. Развивающие:

  • Способствовать развитию речи учащихся (обогащение и усложнение словарного запаса, усиление выразительности и оттенков).
  • Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, ставить и разрешать проблемы).
  • Способствовать формированию и развитию познавательного интереса и личностно-смыслового отношения учащихся к предмету.
  • Способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся.

  1. Воспитательные:

  • Способствовать формированию представления о будущей    профессиональной деятельности, развитию нравственных, трудовых и профессионально значимых качеств личности.
  • Развивать представление о саморазвитии и самореализации.

Методическое оснащение урока:

  1. Материально-техническая база: 

кабинет технологии.

  1. Дидактическое обеспечение: 
  • рабочая тетрадь;
  • высказыванием К.Д.Ушинского о выборе трудовой деятельности;
  • плакат и индивидуальные схемы «Условия оптимального выбора профессии»;  
  • индивидуальные таблицы «Рекомендации по составлению ЛПП;
  • таблички составляющих профессионального плана «Хочу», «Могу», «Надо», «Есть» для групповой работы;
  • плакат «Типичные ошибки при выборе профессии и профиля обучения.

Методы обучения: беседа с обучающимися, индивидуальная практическая работа, деловая игра (работа в группах).

 

Формы организации познавательной деятельности обучающихся:  комбинированные.

Тип урока: комбинированный.

Продолжительность урока: 45 минут.

II.  Ход урока.

  1. Организационный момент (5 мин):

- приветствие;

- проверка явки обучающихся и заполнение учителем классного журнала;

- проверка готовности обучающихся к уроку;

- настрой обучающихся на работу;

- доведение до обучающихся плана урока.

План урока.

  • Личный профессиональный план.
  • Типичные ошибки при выборе профессии и профиля обучения.
  • Условия оптимального выбора профессии (деловая игра).

2.  Повторение ранее изученного материала (фронтальный опрос 5 мин.).

Вопрос :  Сколько  профессий существует в мире?

Ответ обучающихся:  В мире более 10 тысяч профессий, а включая специальности,

 специализации и квалификации – свыше 50 тысяч.

Вопрос:  Почему существует такое многообразие профессий?

Ответ обучающихся:  В современном обществе человек может найти приложение всем своим силам, реализовать себя. Нет такого вида общественно полезной деятельности, в которой человек был бы лишен возможности проявить свои личностные способности, инициативу и тем самым заслужить уважение окружающих, обеспечить себе благополучную жизнь и процветание общества. А так как общество образуют люди, то и многообразие сфер деятельности определяется человеческими запросами, потребностями и способностями. Значит, многообразие мира профессий и является мерой человеческих возможностей.

Вопрос:  Кто такой профессионал?

Ответ обучающихся:  Профессионал – это человек, выполняющий свою работу грамотно, качественно с учетом тонкостей и «секретов» своего дела.

Вопрос:  Что нужно для того, чтобы стать первоклассным профессионалом?  

Ответ обучающихся:  Для того чтобы стать первоклассным профессионалом человеку  необходимо быть разносторонне развитым, образованным, не замыкающимся в узкой области своих интересов.

Вопрос:  Что значит сквозные, редкие и свободные и необычные профессии?

Ответ обучающихся:  Наиболее массовые профессии принято называть сквозными, т.к. они пригодны для многих отраслей народного хозяйства. Это практически все рабочие специальности, а также профессии: инженер, экономист, исследователь, конструктор, юрист. К особой группе относятся сравнительно редкие, специфические профессии: ювелир-огранщик драгоценных камней, монтировщик, лингвист, эмбриолог и т.д. Особую часть составляют люди, так называемых свободных профессий, которые не числятся на какой-либо определённой должности. Это литераторы, художники, скульпторы, композиторы. Обычно они выполняют отдельные заказы по договорам и живут на гонорары.

Вопрос:  Как влияет профессиональный труд на человека?

Ответ обучающихся:  в профессиональной деятельности, в труде происходит самовыражение личности – проявление своего «Я», своей индивидуальности. В процессе труда накапливаются знания, опыт, повышается квалификация, совершенствуется сам человек, повышается уровень его благосостояния.

3.   Актуализация знаний обучающихся.

Выбор профессии - сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От продуманного выбора  учебного заведения и будущей профессии  во многом зависит будущая судьба. Неправильно выбрать профессию - значит расстроить жизненные устремления, сделаться несчастным.

4.   Изложение нового материала  (15мин.).

4.1. Личный профессиональный план.

 Известно, что только 60% школьников старших классов способны адекватно выявить и оценить собственные интересы, склонности и способности к какому- либо виду деятельности и пользуются правилами выбора профессии, составляя на их основе собственный план самореализации. При этом последний не только обогащает их представления о будущей профессиональной деятельности в ближайшей и отдаленной перспективе, но и делает ее более реальной.

Что же такое профессиональный план?

Профессиональный план – обоснованное представление об избираемой области трудовой деятельности, о способах овладения будущей профессией и перспективах профессионального роста.

Рекомендации по составлению личного профессионального плана (ЛПП)

п/п

Основные направления ЛПП

Содержание направлений

Представление перспектив и способов овладения будущей профессией

1.

Главная цель.

Чем буду заниматься, какой трудовой вклад внесу в общее дело?

Кем буду, каким буду, где буду, чего достигну, на кого буду равняться?

2.

Ближайшие задачи и более отдаленные перспективы.

Первая область деятельности, специальность, работа, трудовая проба сил, чему и где учиться, перспективы повышения мастерства, профессионального роста.

3.

Пути и средства достижения цели.

Изучение справочной литературы, беседы со специалистами, самообразование, поступление в определенное учебное заведение (ПТУ, колледж, ВУЗ, курсы).

4.

Внешние сопротив- ления на пути достижения цели.

Предусмотреть трудности, возможные препятствия, противодействия, влияние тех или иных людей.

5.

Внутренние условия достижения цели.

Свои возможности: состояние здоровья, способности к обучению, настойчивость, терпение, склонности к практической и теоретической работе, другие личные качества, необходимые для учебы и работы по данной специальности, работа по самовоспитанию.

6.

Запасные варианты и пути их достижения.

Например: "Не пройду по конкурсу в ВУЗ, техникум - попробую поступить на ту же специальность, соответственно, в техникум ПТУ и т. д.»

Ответить на вопрос «Кем быть?» фактически означает найти способ реализации собственного «Я». Однако на пути свободного поиска  себя люди сталкиваются с различными неожиданностями, препятствиями и сложностями. Связано это с тем, что часто мы недостаточно информированы о профессиях, нам не хватает знаний о них и требованиях, которые они предъявляют к человеку.

4.2. Типичные ошибки при выборе профессии и профиля обучения.

Незнание мира профессий

      Незнание себя

Незнание правил       выбора профессий

Устаревшие представления о характере и условиях труда и конкретной профессии.

Предубеждения в отношении престижности профессии.

Необъективная оценка своих способностей

(завышение или занижение)

Неумение, а иногда нежелание соотнести свои способности с требованиями профессии и профиля обучения.

Отождествление учебного предмета с профессией. Перенос отношения к человеку на профессию.

Выбор профессии за компанию.

Неумение определить пути получения профессии.

4.3.Условия оптимального выбора профессии.

В ходе работы над собой - углубления своих интересов, уточнения знаний о профессиях, участия в профессиональных пробах, ваш план обязательно будет претерпевать изменения, становясь более реальным и полным. Однако в его основе останутся правила оптимального выбора профессии, которые можно представить в виде схемы:

4.3.1. Индивидуальная работа учащихся со схемой (5 мин.).

 Задание: выявить зону сочетания составляющих «Хочу» и «Есть».

5. Практическая работа (деловая игра – 10 мин.)

5.1. Групповая работа обучающихся.

Группа 1 – «Хочу» (мотивы, интересы, склонности).

Группа 2 – «Могу» (способности, здоровье).

Профессионально-важные качества педагога:

умственные способности

способность и умение перерабатывать материал науки в материал учебного предмета

умение и способность проникать в душевный мир человека

развитая психологическая наблюдательность

организаторские качества

волевые профессиональные качества (умение преодолевать трудности, проявлять настойчивость, выдержку, решительность, требовательность и др.

коммуникативные, тактичность, педагогическое воображение, способность к распределению внимания;

динамизм личности – способность к волевому воздействию и логическому убеждению

эмоциональная устойчивость (способность владеть собой)

оптимистическое прогнозирование

креативность (творчество)

Профессионально–важные качества профессии "Эколог":

инициативность, предусмотрительность, решительность, самодостаточность (ориентация на собственные силы, уверенность в себе, способность аргументировано отстаивать свое мнение);

способность к переключениям с одной деятельности на другую; целеустремленность; в норме развитые свойства ощущений и восприятия (зрение, слух, обоняние,осязание); способность к переводу образа в словесное описание; избирательность внимания; стратегическое мышление;         аналитичность (способность выделять отдельные элементы действительности, способность к классификации) мышления; предметность (объекты реального мира и их признаки) мышления; память на образы предметного мира; память на условные обозначения (знаки, символы, планы, схемы, графики); умение грамотно выражать свои мысли; навыки письменного изложения информации; склонность к исследовательской деятельности; способность к сопереживанию; умение правильно и эффективно распределять время; умение предвидеть результат; умение принимать адекватные решения.

Профессионально важные качества художника:

инициативность; самодостаточность (ориентация на собственные силы, уверенность в себе, чувство самоэффективности); самокритичность; способность планировать свою деятельность во времени; стремление к профессиональному совершенству; целеустремленность; хорошее зрительное восприятие; хорошее цветоразличение; концентрированность внимания; способность к зрительным представлениям; способность к образному представлению предметов, процессов и явлений; способность к созданию образа по словесному описанию; способность к переводу образа в словесное описание; способность к пространственному воображению; ассоциативность мышления; интеллектуальность мышления; интуитивное мышление; пространственно–образное мышление;         творческое мышление; предметность (объекты реального мира и их признаки) мышления; эмоциональная память; память на образы предметного мира; оперативная память; долговременная память; кратковременная память;зрительная память; согласованность движений с процессами восприятия (сложноорганизованная деятельность); способность к выполнению мелких точных движений; способность к выполнению плавных соразмерных движений; твердость руки, устойчивость кистей рук (низкий тремор); умение импровизировать; развитый эстетический и художественный вкус; чувство вкуса; чувство гармонии; чувство симметрии.

Профессионально–важные качества профессии "Программист":

аккуратность; педантичность; самодостаточность (ориентация на собственные силы, уверенность в себе, чувство самоэффективности); самостоятельность; старательность, исполнительность; стремление к профессиональному совершенству; целеустремленность; тактильная чувствительность (чувствительность пальцев); способность различать отклонения параметров процессов от заданных значений; внимание к деталям; концентрированность внимания; способность к созданию образа по словесному описанию; способность к образному представлению предметов, процессов и явлений; способность к переводу образа в словесное описание; абстрактность (абстрактные образы, понятия) мышления; аналитичность (способность выделять отдельные элементы действительности, способность к классификации) мышления; интуитивное мышление; оперативность (скорость мыслительных процессов, интеллектуальная лабильность) мышления; стратегическое мышление; творческое мышление; техническое мышление; долговременная память; оперативная память; память на условные обозначения (знаки, символы, планы, схемы, графики); память на числа и символы; твердость руки, устойчивость кистей рук (низкий тремор); умение грамотно выражать свои мысли; переносимость статических физических нагрузок; умение быстро ориентироваться в окружающей обстановке; умственная работоспособность; упорство; усидчивость; склонность к исследовательской деятельности; способность заниматься длительное время кропотливой работой; способность к абстрагированию; творческие способности; умение предвидеть результат; умение работать в команде.

Профессионально–важные качества профессии "Фрезеровщик":

дисциплинированность; организованность, самодисциплина; ответственность; предусмотрительность; пунктуальность, педантичность; самостоятельность; старательность, исполнительность; стремление к профессиональному совершенству; трудолюбие; мышечно–суставная чувствительность усилий или сопротивления; острота зрения; переносимость длительно действующего звукового раздражителя; ручная моторика; слуховая дифференциальная чувствительность (способность различать: тембр, длительность, высоту, силу звука, ритм, фоновые или разнообразные шумы); устойчивость зрительной чувствительности во времени; хороший глазомер: линейный, угловой, объемный; внимание к деталям; способность к распознаванию небольших отклонений параметров технологических процессов от заданных значений по визуальным и акустическим признакам; концентрированность внимания; помехоустойчивость внимания; способность к образному представлению предметов, процессов и явлений; предметность (объекты реального мира и их признаки) мышления; техническое мышление; память на сложные движения; память на образы предметного мира; операциональная память; хорошая координация движений обеих рук; твердость руки, устойчивость кистей рук (низкий тремор); переносимость статических физических нагрузок; физическая работоспособность (выносливость); навыки черчения; умение предвидеть результат; чувство симметрии.

Группа 3 – «Надо» (потребности рынка труда в кадрах).

Группа 4 – «Есть» (устойчивые индивидуальные способности, дарования).

Победы в предметных олимпиадах.

Победы в конкурсах изобразительного искусства.

Победы в конкурсах творческих проектов.

Победы в конкурсах исследовательских работ.

6. Подведение итогов урока и сообщение задания на дом (5 мин).

           Итак, наш урок подходит к концу. Чтобы узнать о его результативности каждый из вас выберет для себя определённое утверждение.

  • У меня сформировалось четкое представление об условиях оптимального выбора профессии и я смогу самостоятельно составить личный профессиональный план (красная фишка).

  • У меня появилось ясное представление об условиях оптимального выбора профессии, но мне необходима консультация и помощь учителя по созданию личного профессионального плана (желтая фишка).

  • У меня не очень ясное представление об условиях оптимального выбора профессии и я не смогу самостоятельно составить личный профессиональный план (зеленая фишка).

 

Вывод: основные цели урока достигнуты. К следующему уроку подготовить личные профессиональные планы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса занятий в целях создания условий для профессионального самоопределения учащихся 8 классов «Энциклопедия профессий»

Выбор профессии – это вопрос серьезный и ответственный, который рано или поздно приходится решать каждому учащемуся общеобразовательной школы. От того, насколько верно он определит свои возможно...

Работа воспитателя по предпрофильной подготовке и профессиональной ориентации в 9 классе

Анализ работы воспитателя по предпрофильной подготовке и профессиональной ориентации в 9 классе...

Элективный курс "Профессиональное самоопределение школьников" 9 класс

Курс «Профессиональное самоопределение школьников» предназначен для учащихся 9 класса, на изучение курса отводится 20 часов, 1 час в неделю.. Изучение курса завершается выполнением и защитой творческо...

Реферат на тему:"Умения и навыки, необходимые для профессиональной деятельности концертмейстера в классе хореографии"

Концертмейстер - самая распространенная профессия  среди пианистов.  Концертмейстер нужен буквально везде: и в классе...

Развитие позитивной Я-концепции как приоритетного фактора для успешного профессионального самоопределения обучающихся кадетских классов

В работе представлен материал, освещающий вопросы развития Я - концепции подростка. Раскрыт опыт работы по формированию личностных, коммуникативных, регулятивных УУД подростков в рамках реализации пси...

Рабочая программа по трудовому и профессионально-трудовому обучению 6 класс,VIII вид (для обучающихся с нарушениями интеллектуального развития) обучение на дому 68 часов (2 часа в неделю)

Данная программа разработана для обучения учащихся 6 класса с ограниченными возможностями здоровья на дому, с учебной нагрузкой  -  2 часа в неделю.Цель: формирование у учащейся знаний о сам...