Творческий проект Лоскутная мозаика
проект по технологии (9 класс) на тему

Мукабенова Ирина Александровна

           Выполнение проекта способствует развитию и совершенствованию своих возможностей в области лоскутного шитья и проектной деятельности; овладению технологического мастерства, развитию художественного вкуса и творческого отношения к выполняемой работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл alina.docx808.71 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Ики – Бурульская средняя общеобразовательная школа им.А.Пюрбеева»

 Лоскутная мозаика

                                                                                               

                                                                                   Выполнила:

                                                                                                          Банджиева Алина,

                                                                                                  ученица 9 а класса

                                                                                                   

                                                                                                       Руководитель проекта:                                                    

                                                                                               Мукабенова И.А.,

                                                                                                     учитель технологии

     

                                                   Ики – Бурул, 2011

Цели проекта:

- совершенствование своих возможностей в области лоскутного шитья и проектной деятельности;

- разработка и выполнение творческого проекта;

- оценка проделанной работы.

Разделы пояснительной записки:

  1. Обоснование темы выбранного проекта.
  2. План организации по изготовлению проектируемого изделия.
  3. Изучение истории лоскутного шитья.
  4. Эскизы альтернативных моделей. Банк идей и предложений.
  5. Дизайн – анализ.
  6. Характеристика используемых материалов, оборудования.
  7. Расчетная часть.
  8. Графическая часть.
  9. Технологическая часть.
  10. Экономическая часть.
  11. Мини – маркетинговое исследование.
  12. Рекламный проспект.
  13. Техника безопасности.
  14. Экологическое обследование.
  15. Итоги работы.
  16. Литература.

   

Обоснование темы выбранного проекта

           Передо мной встала проблема – что подарить  сестренке на день рождения? Ей исполнится 5 лет.  У меня нет больших денег, купить хороший дорогой подарок, а милые недорогие безделицы я ей уже дарила много раз. Хочется сделать подарок своими руками, но чтобы он был нужным, оригинальным, интересным, а, самое главное, чтобы понравился Карине.

            Я подумала, что я смогу сделать своими руками: связать крючком салфетку, вышить панно крестиком или гладью, сплести что-то из бисера – ожерелье или браслет, сшить изделие из лоскутов. Я думаю, что лучше всего будет подарок, выполненный в лоскутной технике, потому что  такой нигде не купишь.  Еще один критерий : подарок должен быть  именно для нее. И я решила, что я сошью детский комплект из лоскутов, чтобы сестренке было  тепло и уютно, чтобы, укрываясь им, она всегда помнила обо мне.

В моем  доме как-то сами незаметно, словно сами собой, накопились лоскутки - небольшие обрезки тканей, кусочки материала. Особенно много их собралось у моей соседки, которая  сама шьет. Зная, что увлекаюсь рукоделием, соседка предложила мне свои лоскутки. На что я с радостью согласилась.

 Нередко бывает и так, что в больших семьях, насчитывается несколько поколений, эти лоскутки скапливаются где-нибудь на дне комода, в недрах шкафов на антресолях. Не нужно выбрасывать старые лоскутки, потому что легко и просто можно дать им вторую жизнь, в которой они будут верно, служить человеку, принесут радость и пользу, сделают дом более красивым, а быт удобным.

Осуществить это совсем несложно: достаточно самых простых, обиходных навыков в шитье. Шитьё из лоскутков - один из традиционных видов народного творчества, у которого давняя история, глубокие корни. Не случайно у разных народов и в разные времена мы встречаем изделия, ставшие истинным произведением искусства. Как и художественная работа, шитьё из лоскутков по своей сути очень близко к древнему искусству - мозаика. Если мозаичное панно представляет элементы украшения, и выполняют декоративную функцию, то изделия из лоскутков приносят вместе с этим пользу в наш дом, они делают наши дома не только красивыми, но и удобными и уютными.

Я решила выполнить детский  комплект для своей сестренки в стиле пэчворк. Этот комплект будет состоять из одеяла и подушки.

Прежде чем приступить к практической работе по изготовлению изделия, необходимо подобрать рисунок. Я выбрала из журнала «Лоскутная мозаика»  блок узора «Цветочная поляна».

План организации по изготовлению проектируемого изделия

                                                                                                             

                                                                                                   

                                                                             

 История развития и особенности технике лоскутной мозаики

Лоскутное шитьё, встречается у разных народов мира, имеет древние традиции. Но на рубеже нового тысячелетия оно вызвало необычайный интерес у ценителей декоративно-прикладного искусства. Сейчас лоскутное шитьё, сочетающее в себе элементы ремесла и художественного творчества, завоёвывает всё новых и новых сторонников в разных странах, в том числе и в России.

В любом доме найдётся старая ненужная одежда, которая может стать исходным материалом для создания настоящих произведений искусства. Изящная техника лоскутного шитая позволяет изготовить из разноцветных кусочков ткани оригинальные одеяла, стёганые панно, коврики, покрывала, сувениры и т. д.

История развития пэчворка

Пэчворк — это соединение в одном изделии тканей разных по расцветке и структуре. Этот вид техники применяется для декоративной отделки одежды, одеял, подушек, ковриков, прихваток и т. д.

Зародилась эта техника не на Руси, а в Англии в XI веке. Слово пэчворк - это английское слово, в переводе на русский означает «пэч» - заплатка, «ворк» - работа, т. е. работа с лоскутками. Первые работы в технике пэчворка были рождением нищеты, их шили из лохмотьев.

У разных народов встречаются сохранившиеся с давних пор изделия, выполненные в этой технике и представляющие собой настоящие произведения искусства. В старые времена в русских деревнях шили не только лоскутные одеяла, но и украшали лоскутами одежду, рубахи, головные уборы, к сожалению, это искусство не долговечно.

Искусство шитья из лоскутков давно известно многим народам, но в России, как профессиональное искусство оно стало возрождаться только в конце 60-х годов. XIX века, когда наладился промышленный выпуск тканей.              

Лоскутные изделия, столь полюбившиеся народу, впитали в себя особый дух и непосредственность, присущие традиционным многовековым произведениям национального искусства. Сегодня это ремесло привлекает всё большее количество поклонников. В технике лоскутного шитья работают и профессиональные художники и самодеятельные мастера, используя большое разнообразие приёмов и материалов.

Оформление интерьера изделиями в стиле пэчворк

            На сегодняшний день особой популярностью пользуются природные отделочные материалы – камень, дерево, натуральные ткани. А среди направлений в интерьерах на пике моды стиль кантри, этнические и экологические стили. При оформлении ваших комнат в этих интерьерных стилях одним из наиболее оригинальных и ярких декоративных элементов является пэчворк.

Пэчворк в свое время был незаслуженно забыт, но в последние годы дизайнеры при оформлении интерьеров все чаще стали использовать народные промыслы и лоскутную технику в том числе. Сегодня ручная работа особенно в цене.

Лучше всего пэчворк смотрится в этнических и экологических интерьерах, в оформлении которых применяют много таких природных материалов, как натуральная древесина, бамбук, камень, натуральные ткани. Но оригинальные предметы, выполненные при помощи пэчворк, смогут найти свое место практически в любом интерьере.

При помощи лоскутного шитья можно украсить большинство помещений в доме. К примеру, на кухне этой техникой могут быть выполнены полотенца, прихватки, салфетки, веселенькие занавески. А применение в гостиной лоскутной скатерти, декоративного панно, абажура или ярких диванных подушек позволит создать в этой комнате более уютную и гостеприимную атмосферу. В спальне хорошо будет смотреться нарядное одеяло или коврик. И в детской, и в прихожей, и в ванной комнате – везде вещи, изготовленные техникой пэчворк, найдут свое место. Мешочки и сумочки, наволочки и покрывала – эти предметы превратят ваш интерьер в неповторимый, домашний и уютный. 

Современные дизайнеры очень активно применяют лоскутную технику при оформлении интерьеров жилых помещений. И при этом используют не только традиционные одеяла, подушки, коврики и др., но и даже мягкую мебель в стиле пэчворк. Такие диваны, стулья  и кресла выглядят очень стильно и оригинально, придавая интерьеру нотку свежести и эксклюзивности.

 Вывод

В данной главе раскрыла общие сведения об истории возникновении и особенностях лоскутной мозаики. Дала понятие о том, когда и где появился этот вид рукоделия.

Изделия,  выполненные в лоскутной технике,  добавляют  интерьеру контрастность, неповторимость и оригинальность.  

Эскизы альтернативных моделей. Банк идей и предложений  

Модель №1.                                                  

Модель №2.

Модель №3.

Модель №4.

 Дизайн – анализ.

        Раньше я занималась вышиванием, вязанием, тестопластикой,  но теперь решила попробовать себя в области лоскутного шитья. Иллюстрация  мотива № 2 лоскутной мозаики привлекла меня больше других. Я решила использовать этот  узор.

Характеристика используемых материалов и оборудования

Для выполнения изделий из лоскутков необходимо иметь ряд инструментов:

Булавки        Швейная

Ножницы

Ножницы. Понадобятся несколько пар ножниц: с острыми длинными концами для раскроя ткани, обычные канцелярские для разрезания бумаги.

Нитки. Чем богаче выбор ниток, тем лучше, т. к. в этом случае всегда найдутся нитки подходящего цвета для аппликационных наружных швов. Толщина нити зависит то толщины стачиваемых материалов.

Булавки. Используют для скалывания, смётывания деталей при переводе линий с одной детали на другую. Длина булавок 3-4 см. они должны быть тонкими, хорошо отшлифованными (гладкими).

Иглы. При смётывании лоскутного одеяла используются длинные иглы, что позволяет значительно увеличить длину стежка. При выполнении ручной стёжки на лоскутном изделии иглы должны быть, наоборот, короткими.

Напёрсток. Удобен для тех, кто к нему привык. При выстёгивании лоскутного одеяла и др. изделий с объёмным наполнителем он, надёжно защищает средний палец правой руки, хорошо помогает продвигать иглу.

Материалы

Для шитья из лоскутков используются различные ткани из особенно плотного переплетения. Это большая часть х/б тканей (ситец, бязь, льняные, полульняные, шерстяные и др.) Достаточно широко используются и ткани сатинового и атласного переплетения. Они довольно плотные и имеют гладкую поверхность, долговечны, легко стираются. В своей работе я буду использовать

Ткани из натуральных волокон – экологически чистые и благотворно влияют на здоровье ребенка. А это очень важно, так как мы будем шить детский комплект. Для прокладки одеяла и подушки я буду использовать синтепон, так как он легкий, теплый и доступный по цене.

 Расчетная часть

Размер готовой работы:

Одеяло – 162*124

Подушка – 43*43

1 блок состоит из 25 квадратов. Размер одного квадрата равен 9 см. Графическая часть

Я использовала схему из журнала.

      Технологическая часть

  • Изготовление шаблонов:

Блок узора – 25 квадратов: 9 одноцветных и 16 двуцветных. Для раскроя потребуются 2 шаблона: квадрат и треугольник. Двухцветные квадраты можно стачать скоростным способом.

  • Выкраивание лоскутных деталей.

Разложить ткань на ровной поверхности лицевой стороной вниз (если не имеет значения расположение рисунка на ткани). Наложить на ткань шаблон, обвести его мелом, мылом – на темных тканях, карандашом – на светлых.  Затем передвинуть шаблон, совместив одну из его сторон с границей предыдущей детали. Обвести вторую деталь. И так продолжать до тех пор, пока не будет нанесены контуры всех деталей.

Выкроить все детали. Шаблоны накладывать с учетом долевой нити. Так как я выполняю полотно, состоящее из нескольких повторяющихся блоков, то вначале следует выкроить детали для одного блока. Сшить его или наколоть детали на схему рисунка. Если готовый блок соответствует задуманному решению, выкроить детали для всего изделия.

  • Стачивание  лоскутных деталей

Стачивание квадратиков: сначала их сшивают в полосы, а затем полосы между собой. Первые два лоскута верхнего ряда соединяют лицевыми сторонами внутрь, скалывают, совместив срезы, и прострачивают точно по линии припуска на шов. Шов заутюживают в сторону темного квадратика. Последовательно пристрачивают все очередные квадратики  этого ряда.

Приготовив все остальные полосы, их соединяют в полотно: складывают лицевыми сторонами внутрь первые две полосы, скалывают булавками точно по машинным швам и стачивают. Аналогично соединяют все остальные полосы.

Стачивание треугольников: сначала вырезают из тканей двух цветов по одинаковому количеству квадратов, складывают лицевыми сторонами внутрь по два квадрата разного цвета и скрепляют булавками. На изнаночной стороне каждого более светлого квадрата мягким карандашом проводят диагональную линию и прокладывают вдоль нее с двух сторон 2 строчки на расстоянии припуска на шов от диагонали. Разрезают  по диагонали, разворачивают лоскуты, заутюживают припуск в сторону более темного – образуется 2 двухцветных квадрата. В конце работы срезают выступающие уголки.

  • Соединение блоков. Всего получилось 12 блоков, соединенных в четыре ряда по три блока. Полотно обрамили рамкой из красных полос шириной – 3 см.
  • Выкраивание подкладочного материала.

Вырезать из синтепона прямоугольник такого же размера, как и лоскутное полотно. Использовать ткань (бязь) в качестве подкладки. Простегать ткань с синтепоном швом «вперед иголку». Сметать лоскутное полотно с подкладкой и прострачить, оставив один срез по ширине открытым. Вывернуть одеяло на лицевую сторону, заметать открытый шов и застрочить.

  • Изготовление подушки.

Из наперника выкроить две детали размером 43 * 43 см.

Сметать и стачать три стороны. Вывернуть на лицевую сторону и заполнить синтепоном. Открытый срез  зашить косыми стежками.

  • Изготовление наволочки.

Наволочка для подушки состоит из одного мотива. Полотно мотива обрамили в рамку из красной полоски (3 см). Соединили ткань с лоскутным полотном.

  • Влажно – тепловая обработка (ВТО)

Готовый блок отпарить с лицевой стороны . Отпаривание производить прессовыми движениями, без скольжения утюга. Эта операция придает ровность поверхности рисунка и маскирует небольшие погрешности, допущенные при его сборке.

 Техника безопасности

       При работе с иголками и булавками.

       1.Шейте с напёрстком;

       2.Храните иголки и булавки в определённом месте (специальной
        коробке, подушечке и т. д.);

         не оставляйте их на рабочем месте, не берите иголки, булавки в рот.

        3.Не пользуйтесь для шитья ржавой иголкой.

        4.Выкройки к ткани прикрепляйте острыми концами булавок в
          направлении от себя.

       При работе с ножницами.

  1. Храните ножницы в определенном месте (коробке)
  2. Кладите их сомкнутыми остриями от себя.

При работе на швейной машине.

  1. Проверяйте наличие и исправность заземление электрической швейной машины.
  1. Волосы убирайте под косынку. Концы галстуков и косынок не должны свисать.
  2. Не наклоняйтесь близко к движущимся частям машины.
  3. Не держите пальцы рук около лапки во избежание прокола иглой.
  4. Перед стачиванием убедитесь в отсутствии булавок или иголок на линии шва изделия

При работе с утюгом.

      1. Не оставляйте включенный утюг без присмотра.

      2.  Включайте, и выключайте утюг сухими руками.

  1.  Ставьте утюг подставку.
  1. Следите за нормальной работой утюга, обо всех неисправностях сообщите учителю.
  2. Следите за тем, чтобы подошва утюга не касалась шнура.
  3. Отключайте утюг только за вилку.

Экономическая часть

1.Затраты на материалы

Стоимость комплекта можно вычислить следующим способом:

Стоимость ткани и основы не учитываем, так как используем обрезки.

Нитки. Израсходовали  2 катушки по цене 10 рублей. Итого = 20 руб.

Синтепон я купила по цене 60 рублей за метр. Израсходовано 2,5 метра.

Итого = 150 руб.

Затраты на материалы составили Змат. = 170 руб.

2.Затраты на оплату труда

Минимальная оплата труда составляет 4 611,30 руб.

В октябре рабочих дней – 26.

4611,30 : 26 = 177,35

Стоимость одного рабочего дня – 177, 35 руб.

177,35: 8 = 22,16

Стоимость одного рабочего часа – 22, 16 руб.

Работа выполнялась в течение 16 часов.

16 х 22,16 = 354 руб.

Итак, затраты на оплату труда составили Зоп.тр. = 354 руб.

3.Затраты на электроэнергию.

Работа выполнялась при освещении в 200Вт.

Т.к. работа выполнялась 16 ч., то 16 х 200 = 3200 Вт = 3,2 кВт

Работа швейной машины.

Швейная машина работала 8 ч.

 Мощность электродвигателя – 60 Вт, лампочки – 15 Вт.

Значит: (60 +15) х 8 = 600 Вт = 0,6 кВт

Работа электрическим утюгом.

ВТО выполнялась в течение 60 мин. Мощность утюга – 2000 Вт, то затраты на электроэнергию при использовании утюга будут – 2000 Вт = 2 кВт.

3,2 + 0,6 + 2 = 5,8 кВт, стоимость 1 кВт (для юридических лиц) = 4, 83 руб.,

значит: 5,8 х 4,83 = 28,01

Итак, затраты на электроэнергию составили Зэл. = 28,01 руб.

4.Затраты на амортизацию.

Срок службы швейной машины – 7 лет. Стоимость швейной машины  « brother LS – 1217»  составляет 6 400 руб. ежегодно швейная машина работает 200 дней по 4 ч., т.е. 800ч. За 7 лет швейная машина будет работать 7х 800 = 5 600ч.

Следовательно, за каждый час работы на амортизацию отчисляется 6 400 : 5 600 = 1, 14 руб.

8 часов  работы швейной машины составят амортизационные отчисления

8 х 1,14 = 9,12 руб.

Итак, затраты на амортизацию составили Зам. = 9, 12 руб.

С = Змат.+ Зоп.тр. + Зэл. + Зам. = 170,0 + 354, 0 + 28,01 + 9,12 = 561,13 руб.

Цена = 561,13 руб.

Мини – маркетинговое исследование

            С целью изучения потребности в моем изделии я провела мини – маркетинговое исследование. Это необходимо для того, чтобы точно знать, какой контингент людей будет пользоваться моим изделием, какие бы качества они хотели бы увидеть в моем изделии, и будут ли люди вообще покупать мое изделие, а если будут, то, как часто. Для этого я составила анкету по изучению покупательского спроса.

 Анкета покупательского спроса:

 1. Вам нравятся изделия, выполненные в лоскутной технике?

 а) да; б) нет.

 2. У вас дома есть изделия из лоскутов?

 а) да; б) нет.

3. Купили бы вы в подарок комплект, выполненный в лоскутной технике?

 а) да; б) нет.

 4. Считаете ли вы, что   оригинальность изделия,  доступность в цене – наиболее значимые критерии при покупке комплекта?

а) да;  б) Нет.

 Вывод

          Мною было опрошено 20 респондентов.  В результате опроса я выяснила, что изделия из лоскутов нравятся всем и почти у всех опрошенных дома есть такие изделия.  Все опрашиваемые купили бы в подарок такой комплект. Анкетируемые предпочитают купить изделие в единственном экземпляре, а наиболее значимыми критериями считают - оригинальность модели и доступность в цене. (см Приложение 2)

Рекламный проспект

         Все, что окружает человека, за исключением творений самой природы, создано на протяжении тысячелетий руками человека.

Никогда не уничтожить потребности человека, который стремится к красоте. Надо стремиться, чтобы окружающий нас мир и дом были прекрасны. И поэтому для того, чтобы украсить дом, можно сделать что – нибудь своими руками. Например, изделия из лоскутов. В нашем городе есть специальные магазины, где продаются изделия ручной работы. Но зачем покупать, если можно сделать самим.

Экологическое обследование

       Свою работу из тканей и ниток из натуральных волокон, которые не наносят вреда окружающей среде и здоровью человека.

Итоги работы

           Выполнение проекта способствует развитию и совершенствованию своих возможностей в области лоскутного шитья и проектной деятельности; овладению технологического мастерства, развитию художественного вкуса и творческого отношения к выполняемой работе.

           Задуманный мною проект выполнен.

Литература

  1. Н.М.Волчек. Лоскутное шитье: Швейная мастерская дома – Мн.: Современный литератор, 2004. – 192с.
  2. Максимова М.,Кузьмина М., Кузьмина Н. Лоскутная мозаика. – М.: Изд –во Эксмо, 2006. – 64с.
  3. Л.Н.Морозова, Г.Г.Кравченко, О.В.Павлова. Технология. 5 – 11 классы: проектная деятельность учащихся. – Волгоград: Учитель, 2007. – 204с.
  4. Максимова М. Лоскутки:/ М.Максимова. – М.: Эксмо – пресс, 1998. – 110с.
  5.  Муханова, И.Ю. Лоскутное шитье в современном стиле : / И.Ю. Муханова. – М.: ОЛМА – ПРЕСС Образование, 2005. – 64с.
  6. Е.Н.Юдина, М.А.Евтушенко, О.А.Иерусалимская. Шейте сами. – Спб., 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект "Алмазная мозаика"

Творческий проект по технолоогии-самостоятельная итоговая работа учащихся под руководством учителя....

Творческий проект "Лоскутная техника"

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТЛоскутик к лоскутикув технике «пэчворк»...

Проект «Лоскутная мозаика»

В динамично развивающемся мире ребенку с интеллектуальными нарушениями сложно социально адаптироваться. Поэтому главная задача педагога в процессе обучения сформировать трудовые навыки, которые необхо...

Мониторинг обученности учащихся в результате реализации проекта "Лоскутная мозаика"

Мониторинг обученности учащихся в результате реализации проекта "Лоскутная мозаика"...

Проект «Лоскутная мозаика» Пояснительная записка.

Лоскутное шитье – это красивый и неповторимый интерьер.Образовательного проект “Лоскутная мозаика” направлен на подготовку к самостоятельной жизни, формированию знаний техники изгото...

Творческий проект ЛОСКУТНОЕ ШИТЬЕ В ТЕХНИКЕ ПЭЧВОРК

Очень популярен сегодня пэчворк – рукоделие, в котором из цветных лоскутов ткани собирают цельное изделие с задуманным узором по принципу мозаики. Результатом такого увлекательного процесса...

Творческий проект по технологии «Лоскутная мозаика»

Актуальность   Квартира, в которой мы живём, работаем и отдыхаем, должна быть удобной, уютной и, конечно, красивой. А у хорошей хозяйки должна быть и красивая кухня! Чтобы достичь этого, вов...