Рабочая программа по технологии 10 класс В.Д.Симоненко
рабочая программа по технологии (10 класс) на тему

Бобровская Татьяна Васильевна

Для девочек

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10_kl._poyasn._zap.docx46.72 КБ
Файл rabochaya_programma_10_klass.docx23.88 КБ

Предварительный просмотр:

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана в соответствии с Примерной программой основного общего образования по направлению «Технология. Обслуживающий труд», составленной на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, в соответствии с требованиями основной образовательной программы основного общего образования школы и с авторской общеобразовательной программой под редакцией В. Д. Симоненко (М., 2010). 

Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Изучение технологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
  • овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования  технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов, безопасными приемами труда;
  • развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
  • воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
  • получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

2.Общая характеристика учебного предмета «Технология»

Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. С целью учета интересов и склонностей учащихся, возможностей образовательного учреждения, местных социально-экономических условий обязательный минимум содержания основных образовательных программ по технологии изучается в рамках одного из трех направлений: «Индустриальные технологии», «Технологии ведения дома» и «Сельскохозяйственные технологии» (агротехнологии, технологии животноводства).

Базовыми в данной рабочей программе для 10 класса являются разделы  «Основы предпринимательства», «Элементы материаловедения», «Основы художественного проектирования», «Конструирование».

3.Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

На изучение курса «Технология» в 10 классах отводится по 2 часа в неделю, изучение предмета построено по модульному принципу с учётом возможностей образовательного учреждения и потребностей региона.  Данная рабочая программа рассчитана на 68 часов.

4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

  • проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
  • развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
  • овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
  • осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
  • бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
  • готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
  • проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
  • способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации оборудования.

5.Требования к уровню подготовки обучающихся

Предметные результаты

В познавательной сфере:

• рациональное использование учебной и дополнительной технологической информации для проектирования и создания объектов труда;

• оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;

• владение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач;

• распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;

владение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации;

• применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности;

• владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда;

• применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.

В трудовой сфере:

• планирование технологического процесса и процесса труда;

• подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;

• проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и проектировании объекта труда;

• подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии;

• проектирование последовательности операций;

• выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;

• соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;

• соблюдение трудовой и технологической дисциплины;

• обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;

• подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;

• контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям;

• выявление допущенных ошибок в процессе труда;

• документирование результатов труда и проектной деятельности.

В мотивационной сфере:

• оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;

• выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;

• согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;

• осознание ответственности за качество результатов труда;

• наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;

• стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.

В эстетической сфере:

• дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;

• моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;

• разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда;

• эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований научной организации труда.

В коммуникативной сфере:

• публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;

• разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов;

• потребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы.

В физиолого-психологической сфере:

• развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;

• достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;

•  сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.

6.Содержание тем учебного курса «Технология»

Раздел

учебного курса

Количество часов

Текущий и промежуточный контроль. Формы контроля

Раздел 1 Введение.

2

Устный опрос.

Раздел 2. Основы предпринимательства.

20

Лекция с элементами дискуссии. Работа с книгой.

Раздел 3. Материаловедение. Строение и свойства тканей

10

Проверка знаний, умений, навыков.

Раздел 4.Основы художественного проектирования одежды.

16

Выполнение коллажа из лоскутов различных тканей.

Раздел 5. Конструирование.

20

Конструирование деталей изделия на базовой основе.

Итого:

68

7.Контроль предметных результатов

Темы лабораторных, практических работ

Кол-во часов

1.

Практическая работа № 1. Реализация предпринимательской идеи

1

2.

Практическая работа № 2. Бизнесс-план.

1

3.

Практическая работа № 3. Описание плана.

1

Практическая работа № 4. Финансовый план.

1

1.

Лабораторная работа №1 Строение ткани, ткацкое переплетение.

1

Лабораторная работа №2 Толщина ткани.

1

Лабораторная работа №  Свойства ткани.

2.

Практическая работа № 2 Выполнение коллажа из лоскутов.

2

3.

Практическая работа № 3 Создание композиционных мотивов рисунка.

2

4.

Практическая работа  № 4. Выполнение проекта.

3

5.

Практическая работа №5. Проектирование отдельных деталей изделия.

2

6.

Практическая работа № 6. Конструирование деталей изделия на базовой основе.

2

7..

Практическая работа № 7. Проектирование конструктивно-декоративные линии в одежде.

2

8.

Практическая работа № 8.  Конструирование дополнительных деталей изделия.

2

Итого:

21

Должны знать:

  • понятия портной, сфера услуг, швейное производство;
  • Смысл предпринимательства и бизнеса;
  •  условия необходимые для развития предпринимательства;
  •  качества предпринимателя;
  • зарождение в России предпринимательской деятельности. Кодекс «Русской правды»;
  • основные права и обязанности трудового соглашения;
  • виды налогов. Для чего государство взимает налоги?
  • формы предпринимательской деятельности;
  • основные требования Устава,  подержание пакета документов;
  • структуру управления предприятия;
  • цели менеджера предприятия;
  • сущность и стратегии маркетинга;
  • процесс управления маркетингом;
  • понятие о себестоимости продукта;
  • цены товаров и услуг;
  • реализация товаров и услуг;
  • сущность предпринимательской идей;
  • основные критерии отбора  прибыльной идей;
  • факторы реализации предпринимательской идей;
  • основные разделы бизнес- плана;
  • основные разделы финансового отчета;
  • описание плана ученической компании;
  • основные области производства товаров;
  • цель бизнес-плана. Финансовый план;
  • определения понятий строение ткани, плотность ткани, ткацкое переплетение;
  • определения понятий толщина ткани, долевая нить, уточная нить, лицевая и изнаночная стороны;
  • определения понятий свойства ткани, технологические свойства ткани;
  • определения основных понятий по разделу «Материаловедение. Строение и свойства тканей»;
  • определения понятий дизайн, дизайнер, дизайн-форма, предметная среда;
  • определения понятий эскиз, конструкция, силуэт;
  • определения понятий масштаб, точка, линия, плоские геометрические фигуры;
  • определения понятий композиция, чертеж, рисунок, эскиз, ритм, гармония, динамика, симметрия, пропорции, контраст, нюанс;
  • определения понятий сортность тканей, стандарт, ассортимент, артикул;
  • определения понятий конструкция, чертеж, чертеж основы изделия;
  • основные правила конструирования деталей изделия на базовой основе;
  • об основных и дополнительных деталях конструкции изделия;
  • правила проектирования отдельных деталей изделия;
  • определения понятий конструктивно-декоративные линии, силуэт;
  • правила построения базисной сетки чертежа основы изделия;
  • определения основных понятий по разделу «Конструирование»;

Должны уметь:

  • организовать рабочее место в соответствии с условиями безопасной работы;
  • оказывать первую медицинскую помощь;
  • ответить в письменном порядке на вопросы по разделу «Основы предпринимательства»;
  • классифицировать ткацкие переплетения;
  • определять лицевую и изнаночную стороны ткани, долевую нить в заданном образце;
  • проводить классификацию механических, физических и оптических свойств тканей;
  • проводить классификацию видов и свойств  тканей;
  • объяснить сущность дизайна в различных сферах: архитектуре, технике, прикладном искусстве, одежде;
  • проводить организацию плоскости;
  • использовать геометрические фигуры в создании композиционных мотивов рисунка;
  • составлять композицию в соответствии с ее основными законами;
  • аргументировать свою идею;
  • проводить экспертизу;
  • определять заданный образец ткани в соответствующую ей ассортиментную группу;
  • работать с таблицами стандартов, определять артикул ткани по имеющимся стандартным значениям;
  • проводить различия между основными и дополнительными деталями конструкции изделия;
  • выполнять чертеж кармана, борта изделия;
  • классифицировать конструктивно-декоративные линии в одежде;
  • проектировать;
  • оформлять верхние контурные линии чертежа;
  • проводить необходимые расчеты;
  • проектировать дополнительные детали изделия;
  • вносить в конструкцию изделия конструктивно-декоративные линии, скрывающие недостатки фигуры и подчеркивающие ее достоинства.

8.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного  процесса

Литература для учащихся:

  1. Технология. Обслуживающий труд : 10 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений ( Н.В.Синицина,О.В.Табурчак,О.А.Кожина и др.); под ред. В.Д. Симоненко. –М.:Вентана – Граф,2011.
  2. Литература для учителя:

1. Лихачева Л.Б., Соловей А.В. Энциклопедия заблуждений. Мода. – М.: Изд-во ЭКСМО, 2010. – 448с.

2. Боттон Николь. Мягкие игрушки своими руками. /Пер. с фр. В.А.Мукосеевой. – М.: ООО «Мир книги», 2009. – 96с.

3. Стильные штучки для вашего дома. – М.: АСТ-Пресс Книга, 2009. – 120с.

4. Фомина Ю.А. Интерьер к торжеству. Украшаем дом к приему гостей и делаем подарки. – М.: ЭКСМО, 2014. – 64с.

5. Хасанова И.Н. Соленое тесто. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2009. – 104с.

6. Махмутова Х.И. Предметы интерьера в технике батик и аппликация. – М.: ЭКСМО, 2006. – 64.

7. Чибрикова О.В. Прикольные подарки к любому празднику. – М.: ЭКСМО, 2009. – 64с

8. Лучшие техники для любителей вышивки / Под ред. Анны Скотт; пер. с англ. А.Шевченко – М.: «Альбом», 2009. – 159с.

Интернет-ресурсы:

· информационный проект кафедры технологии лицея № 8 «Олимпия» г. Волгограда //

   http://master-class.narod.ru

· Ярославский институт развития образования. Раздел «Технология» // www.ipk.yar.ru

· Начала экономики // www.besh.websib.ru

· Игры и задачи на развитие творческого мышления // www.rozmisel.ru

· Сайт о стиле и моде // www.sarafan.ru

· Сайт о стиле и моде // www.shpilka.ru

· Сайт с технологическими описаниями изготовления праздничных поделок //

   www.sneg.by.ru

· Академия школы дизайна // www.designacademy.ru

· Культурно-просветительский центр дизайна упаковки // www.kpcdesign.ru

· Интернет-портал, посвященный рекламе, маркетингу // www.sostav.ru

· Современное экономическое образование // www.spb-economics.narod.ru

· Детский театр моды «Меланж» // www.melange.by.ru

· Виртуальный вернисаж изделий декоративно-прикладного искусства (береста, золотное    шитье, кожа и дерево, резьба по дереву и капу, роспись по ткани, керамика и др.) // www.webvernisage.com

ТСО:

  1. Мультимедийный проектор.
  2. Ноутбук.



Предварительный просмотр:

п/п

Дата

Тема урока

10 кл.

Кол-во уроков

Тип урока

Основные виды учебной деятельности

Результаты обучения

Примечание

Введение

2

Становление и формирование социально-трудовой компетенции учащихся

Введение. Организация рабочего места.

Новый материал (объясне-ние)

Словесно-иллюстративный рассказ.

Знать понятия портной, сфера услуг, швейное производство.

Уметь:

– организовать рабочее место в соответствии
с условиями безопасной работы

– оказывать первую медицинскую помощь

Основы предпринимательства

20

Предпринимательство в экономической структуре общества.

2

Введение новых знаний

Лекция с элементами дискуссии. Работа с книгой.

Знать: Смысл предприниматель-ства и бизнеса. Условия необходимые для развития предпринимательства. Качества предпринимателя.

История предпринимательства в России.

2

Комбиниро-ванный

Инструкции. Практикум.

Знать: Зарождение в России предпринимательской деятельности. Кодекс «Русской правды»

Трудовой коллектив.

1

Практичес-кая работа

Лекция с элементами дискуссии.

Знать: Основные права и обязанности трудового соглашения.

Налогооблажения в России

1

Комбини-рованный

Беседа. Фронтальный опрос.

Знать: Виды налогов. Для чего государство взимает налоги?

Предпринимательская фирма

1

Комбини-рованный

Беседа, фронтальный опрос, работа с учебником.

Знать: Формы предпринимательской деятельности

Менеджмент в деятельности предпринимателя.

1

Комбини-рованный

Беседа, фронтальный опрос, работа с учебником.

Знать: Основные требования Устава,  подержание пакета документов.

Организация и уровни управления на предприятии.

1

Комбини-рованный

Беседа, фронтальный опрос, работа с учебником.

Знать: Структуру управления предприятия. Цели менеджера предприятия.

Маркетинг в деятельности предприятия.

1

Комбини-рованный

Беседа, фронтальный опрос, работа с учебником.

Знать: Сущность и стратегии маркетинга. Процесс управления маркетингом.

Себестоимость продукта.

1

Комбини-рованный

Беседа, фронтальный опрос, работа с учебником.

Знать: Понятие о себестоимости продукта. Цены товаров и услуг. Реализация товаров и услуг. Реклама.

Предпринимательская идея.

1

Комбини-рованный

Беседа, практическая работа

Знать: Сущность предпринимательской идей. Основные критерии отбора  прибыльной идей. Факторы реализации предпринимательской идей.

Бизнес-план.

2

Комбини-рованный

Беседа, практическая работа

Знать: Основные разделы бизнес- плана. Основные разделы финансового отчета.

Бизнес-план ученической «компании»,«мастерицы»

2

Комбини-рованный

Практическая работа

Знать: Описание плана ученической компании.

Творческий проект «Мое собственное дело»

2

Урок-обобщение.

Практическая работа

Знать: Основные области производства товаров. Цель бизнес-плана. Финансовый план.

Контрольная работа

2

Урок-обобщение.

Проверка знаний, умений, навыков.

Уметь: Ответить в письменном порядке на вопросы по разделу «Основы предпринимательства»

Материаловедение. Строение и свойства тканей

10

Строение ткани.

2

Новый материал (объясне-ние)

Лабораторная работа

Знать определения понятий строение ткани, плотность ткани, ткацкое переплетение.

Уметь:

– классифицировать ткацкие переплетения;

Толщина ткани.

2

Комбини-рованный

Лабораторная работа

Знать определения понятий толщина ткани, долевая нить, уточная нить, лицевая и изнаночная стороны

Уметь:

– определять лицевую и изнаночную стороны ткани, долевую нить в заданном образце;

Свойства ткани.

4

Комбини-рованный

Лабораторная работа

Знать определения понятий свойства ткани, технологические свойства ткани.

Уметь:

– проводить классификацию механических, физических и оптических свойств тканей;

Контрольный тест на тему «Материаловедение.

2

Урок-обобщение.
Повторе-ние и система-тизация

Контрольный тест на тему «Материаловедение. Строение и свойства тканей».

Знать определения основных понятий по разделу «Материаловедение. Строение и свойства тканей».

Уметь:

– проводить классификацию видов и свойств  тканей.

Основы художественного проектирования одежды.

16

Введение. Понятие об основах проектирования.

2

Новый материал (объясне-ние)

Беседа, фронтальный опрос, работа с учебником.

Знать определения понятий дизайн, дизайнер, дизайн-форма, предметная среда.

Уметь:

– объяснить сущность дизайна в различных сферах: архитектуре, технике, прикладном искусстве, одежде;

Алгоритм дизайна.

2

Комбини-рованный

Выполнение коллажа из лоскутков различных тканей на тему «Геометрические фигуры как одежда»

Знать определения понятий эскиз, конструкция, силуэт.

Уметь:

– классифицировать виды покроев одежды;

– определять силуэт одежды

Научный подход в проектировании  изделия.

2

Комбини-рованный

Создание композиционных мотивов рисунка.

Знать определения понятий масштаб, точка, линия, плоские геометрические фигуры.

Уметь:

– проводить организацию плоскости;

– использовать геометрические фигуры в создании композиционных мотивов рисунка

Материализация проекта.

4

Комбини-рованный

Беседа. Работа с учебником.

Знать:

– определения понятий композиция, чертеж, рисунок, эскиз, ритм, гармония, динамика, симметрия, пропорции, контраст, нюанс.

Уметь составлять композицию в соответствии
с ее основными законами

Экспертиза изделия

2

Комбини-рованный

 

Уметь: 

-аргументировать свою идею;

-проводить экспертизу.

Изучение покупательского спроса

2

Комбини-рованный

Выполнение дизайн-проекта.

2

Урок-обобщение.
Повторе-ние и система-тизация

Эссе «Подушка, на которой я сплю»

Знать определения понятий сортность тканей, стандарт, ассортимент, артикул.

Уметь:

– определять заданный образец ткани в соответствующую ей ассортиментную группу;

– работать с таблицами стандартов, определять артикул ткани по имеющимся стандартным значениям

Конструирование.

20

Принципы конструирования деталей

изделий и различных силуэтных форм

2

Новый материал (объясне-ние)

Работа в конструкторе

Знать:

– определения понятий конструкция, чертеж, чертеж основы изделия;

Основные правила конструирования деталей изделия
на базовой основе.

2

Комби-

нирован-

ный

Работа в конструкторе

Знать:

– основные правила конструирования деталей изделия на базовой основе.

Уметь проводить предварительные конструкторские расчеты в соответствующем порядке.

Правила проектирования отдельных деталей изделия (карманы, построение бортовой части изделия).

4

Комби-

нирован-

ный

Беседа.

Практическая работа

Знать: 

– об основных и дополнительных деталях конструкции изделия;

– правила проектирования отдельных деталей изделия.

Уметь:

– проводить различия между основными и дополнительными деталями конструкции изделия;

– выполнять чертеж кармана, борта изделия

Конструктивно-декоративные линии, определяющие силуэт изделия.

4

Комби-

нирован-

ный

Беседа. Фронтальный опрос.

Практическая работа

Знать определения понятий конструктивно-декоративные линии, силуэт.

Уметь:

– классифицировать конструктивно-декоративные линии в одежде;

– проектировать

Основные исходные данные: принятые конструктивные прибавки по участкам изделия. Предварительные расчеты

4

Комби-

нирован-

ный

Беседа фронтальный опрос. Работа с учебником.

 Эссе «Свободно или облегающее?!»

Знать правила построения базисной сетки чертежа основы изделия.

Уметь:

– оформлять верхние контурные линии чертежа;

– проводить необходимые расчеты

Повторение пройденного материала.

Практика. Выполнение эскиза модели «Школьная форма для меня»

4

Урок-обобщение.
Повторе-ние и система-тизация

Контрольная работа по теоретическим основам конструирования

Знать определения основных понятий по разделу «Конструирование».

Уметь:

– проектировать дополнительные детали изделия;

– вносить в конструкцию изделия конструктивно-декоративные линии, скрывающие недостатки фигуры и подчеркивающие ее достоинства

Итого:

68


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии, УМК В.Д. Симоненко, 5-7 кл

Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами....

Рабочая программа по технологии 5 класс Синица, Симоненко. Технологии ведения дома ФГОС

Рабочая программа " Технологии ведения дома" 5 кл Синица. Симоненко ФГОС...

Рабочая программа по технологии 6 класс Синица, Симоненко. Технологии ведения дома ФГОС

Рабочая программа "Технологии ведения дома" 6 класс Синица, Симоненко ФГОС...

Рабочая программа по технологии (Технологии ведения дома), В.Д.Симоненко, 5 класс, ФГОС

Рабочая программа содержит пояснительную записку, КТП, планируемые образовательные результаты....

Рабочая программа по технологии (Технологии ведения дома), В.Д.Симоненко, 6 класс, ФГОС

Рабочая программа содержит пояснительную записку, КТП, планируемые результаты...

Рабочая программа по технологии (технологии ведения дома) для 7 класса к УМК Н.В.Синица, В.Д.Симоненко

Рабочая программа и КТП по технологии ( технологии ведения дома) ( девочки) для 7 класса  составлвлены к УМК Н.В. СИНИЦ.В.Д Симоненко на 1 час. Возможно кто- нибудь из коллег воспользуется рабоче...

Рабочая программа по технологии (индустриальные технологии) 5 класс, по Симоненко

Рабочая программа по технологии (индустриальные технологии ФГОС) 5 кл, по Симоненко...