Рабочая программа по технологии для девочек 5 класса
рабочая программа по технологии (5 класс) по теме

Бобровская Татьяна Васильевна

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

1.Пояснительная записка

    Программа по учебному предмету «Технология» разработана на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к  результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения.

     Рабочая программа составлена на основе программы  по курсу «Технология» к линии учебников под редакцией Н.В.Синица, В.Д.Симоненко для основной школы, разработанной на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. 

Учебный предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет  обучающимся возможность войти в мир  искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, называемой техносферой и являющейся главной составляющей окружающей человека действительности.

С учётом общих требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения изучение предметной области «Технология» должно обеспечить:

-развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач;

-активное использование знаний, полученных при изучении других учебных  предметов, и сформированных универсальных учебных действий;

          - совершенствование умений осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность;

          - формирование представлений о социальных и эстетических аспектах научно-технического прогресса;

-формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности.

                               

Рабочая программа ориентирована на 5 класс, рассчитана на 68 учебных часов из расчёта 2 часа в неделю. Сроком реализации программы считать 1 год.

Цели изучения учебного предмета «Технология»

Основными целями  обучения являются:

-овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства.

-формирования у обучающихся опыта самостоятельной проектно-исследовательской  деятельности.

-воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда.

-профессиональное самоопределение школьников в условиях рынка труда, формирование гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций.

-развитие у обучающихся познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

Общая характеристика учебного предмета «Технология»

   Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.

 Выбор направления обучения учащихся не должен проводиться по половому признаку, а должен исходить из образовательных потребностей и интересов учащихся.

 Независимо от вида изучаемых технологий содержанием примерной программы предусматривается освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:

 • технологическая культура производства;

 • распространенные технологии современного производства;

 • культура, эргономика и эстетика труда;

 • получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;

 • основы черчения, графики, дизайна;

 • элементы домашней и прикладной экономики;

 • знакомство с миром профессий, выбор учащимися жизненных, профессиональных планов;

 • методы технической, творческой, проектной деятельности;

 • история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.

 В процессе обучения технологии учащиеся:

 познакомятся:

 • с предметами потребления, потребительной стоимостью продукта труда, материальным изделием или нематериальной услугой, дизайном, проектом, конструкцией;

 • с механизацией труда и автоматизацией производства; технологической культурой производства;

 • с информационными технологиями в производстве и сфере услуг; перспективными технологиями;

 • с функциональными и стоимостными характеристиками предметов труда и технологий; себестоимостью продукции; экономией сырья, энергии, труда;

 • с производительностью труда; реализацией продукции;

 • с экологичностью технологий производства;

 • с экологическими требованиями к технологиям производства (безотходные технологии, утилизация и рациональное использование отходов; социальные последствия применения технологий);

 • с понятием о научной организации труда, средствах и методах обеспечения безопасности труда;

 культурой труда; технологической дисциплиной; этикой общения на производстве;

 овладеют:

 • навыками созидательной, преобразующей, творческой  деятельности;

 • навыками чтения и составления технической и технологической документации, измерения параметров технологического процесса и продукта труда, выбора, моделирования, конструирования,

 проектирования объекта труда и технологии с использованием компьютера;

 • основными методами и средствами преобразования и использования материалов, энергии и информации, объектов социальной и природной среды;

 • умением распознавать и оценивать свойства конструкционных и природных поделочных материалов;

 • умением ориентироваться в назначении, применении ручных инструментов и приспособлений;

 • навыками подготовки, организации и планирования трудовой деятельности на рабочем месте; соблюдения культуры труда;

 • навыками организации рабочего места.

Место предмета «Технология» в базисном учебном (образовательном) плане

     Базисный учебный план образовательного учреждения на этапе основного общего образования должен включать 204 учебных часа для обязательного изучения предмета «Технология». В том числе: в 5 классах по 68 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.  

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Технология»

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы «Технология», направление «Технология ведения дома», являются:

  • проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
  • выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
  • развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
  • овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
  • самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
  • становление профессионального самоопределения в выбранной сфере профессиональной деятельности;
  • планирование образовательной и профессиональной карьеры;
  • осознание необходимости общественно-полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
  • бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
  • готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
  • проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
  • самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере обслуживающего  труда.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы «Технология», направление «Технология ведения дома», являются:

– планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;

– определение адекватных условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов.

– комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;

– проявление нестандартного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;

– мотивированный отказ от образца объекта труда при данных условиях, поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;

– самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;

– виртуальное и натурное моделирование технических и технологических процессов объектов;

– приведение примеров, подбор аргументов, формулирование обоснованных выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

– выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;

– выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

– использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;

– согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;

– объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;

– оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;

– диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям.

– обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;

– соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;

– соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы «Технология», направление «Технология ведения дома» являются:

  1. В познавательной сфере:
  • рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
  • оценка технологических свойств материалов и областей их применения;
  • ориентация в имеющихся и возможных технических средствах и технологиях создания объектов труда;
  • владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач;
  • классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства;
  • распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в техническом труде;
  • владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической и технологической информации;
  • применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в подготовке и осуществлении технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности;
  • владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
  • применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.
  1. В трудовой сфере:
  • планирование технологического процесса и процесса труда;
  • подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
  • проведение необходимых опытов и исследований при подборе материалов и проектировании объекта труда;
  • подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
  • проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
  • выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
  • соблюдение норм и правил безопасности труда и пожарной безопасности;
  • соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
  • обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;
  • выбор и использование кодов и средств  представления технической и технологической информации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, эскиз, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
  • подбор и применение инструментов приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;
  • контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и мерительных инструментов;
  • выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
  • документирование результатов труда и проектной деятельности;
  • расчет себестоимости продукта труда;
  • экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг.
  1. В мотивационной сфере:
  • оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
  • оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
  • выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения;
  • выраженная готовность к труду в сфере материального производства;
  • согласование своих потребностей и требований с другими участниками познавательно-трудовой деятельности;
  • осознание ответственности за качество результатов труда;
  • наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
  • стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.
  1. В эстетической сфере:
  • дизайнерское проектирование технического изделия;
  • моделирование художественного оформления объекта труда;
  • разработка варианта рекламы выполненного технического объекта;
  • эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;
  • опрятное содержание рабочей одежды.

5. В коммуникативной сфере:

  • формирование рабочей группы для выполнения технического проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
  • выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;
  • оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих стандартов;
  • публичная презентация и защита проекта технического изделия;
  • разработка вариантов рекламных образов, логанов и лейблов;
  • потребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы.
  1. В психофизической сфере
  • развитие способностей к моторике и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении станочных операций;
  • достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
  • соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту с учетом технологических требований;
  • сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.

  Содержание курса

Направление «Технология ведения дома»

     Новизной данной программы по направлению «Технология ведения дома» является новый методологический подход, направленный на здоровье и сбережение школьников. Эта задача  реализуется прежде всего на занятиях по кулинарии. В данный раздел включены лабораторно-практические работы по определению качества пищевых продуктов как неправильное питание приводит к большому количеству серьезных заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ. В содержании данного курса сквозной линией проходит экологическое воспитание и эстетическое развитие учащихся при оформлении различных изделий: от кулинарных блюд до изделий декоративно-прикладного искусства. При изучении всего курса у учащихся формируются устойчивые безопасные приемы труда.

При изучении темы «Конструирование и моделирование» школьники учатся применять зрительные иллюзии в одежде.

При изучении темы «Элементы машиноведения» учащиеся знакомятся с новыми техническими возможностями современных швейных машин.

Тема «Свойства текстильных материалов» знакомит учащихся с новыми разработками в текстильной промышленности: волокнами, тканями и неткаными материалами, обладающими принципиально новыми технологическими, эстетическими и гигиеническими свойствами.

В раздел «Художественные ремесла» включены новые технологии лоскутной техники, ранее не изучавшиеся в школе.

При изучении направления «Технологии ведения дома» наряду с общеучебными  умениями учащиеся овладевают целым рядом специальных технологий.

Все это позволяет реализовать современные взгляды на предназначение, структуру и содержание технологического образования.

  1. Учебно-тематический план

Тема раздела программы, количество отводимых учебных часов

Основное содержание материала темы

Характеристики основных видов деятельности учащихся

Раздел «Технологии домашнего хозяйства» (2 ч)

Тема

«Интерьер кухни, столовой»

Понятие об интерьере. Требования к интерьеру (эргономические, санитарно-гигиенические, эстетические).

Планировка кухни. Разделение кухни на рабочую и обеденную зоны. Цветовое решение кухни. Использование современных материалов в отделке кухни. Декоративное оформление. Современные стили в оформлении кухни. Проектирование кухни на ПК

Знакомиться с эргономическими, санитарно-гигиеническими, эстетическими требованиями к интерьеру. Находить и представлять информацию об устройстве современной кухни. Планировать кухню с помощью шаблонов и ПК

Раздел «Электротехника»

Тема

«Бытовые электроприборы»

Общие сведения о видах, принципе действия и правилах эксплуатации бытовых электроприборов на кухне: бытового холодильника, микроволновой печи (СВЧ), посудомоечной машины и др.

Изучать потребность в бытовых электроприборах на кухне. Находить и представлять информацию об истории электроприборов. Изучать принципы действия и правила эксплуатации микроволновой печи и бытового холодильника

Раздел «Кулинария»

Тема

«Санитария и гигиена на кухне»

Санитарно-гигиенические требования к лицам, приготовляющим пищу, к приготовлению пищи, хранению продуктов и готовых блюд. Необходимый набор посуды для приготовления пищи. Правила и последовательность мытья посуды. Уход за поверхностью стен и пола. Моющие и чистящие средства для ухода за посудой, поверхностью стен и пола. Безопасные приёмы работы на кухне. Правила безопасной работы с газовыми плитами, электронагревательными приборами, с горячей посудой и жидкостью, ножом и кухонными приспособлениями. Первая помощь при порезах и ожогах паром или кипятком

Овладевать навыками личной гигиены при приготовлении пищи и  хранении продуктов.

Организовывать рабочее место. Определять набор безопасных для здоровья моющих и чистящих средств для мытья посуды и уборки кабинета технологии.

Осваивать безопасные приёмы работы с кухонным оборудованием, колющими и режущими инструментами, горячей посудой, жидкостью.

Оказывать первую помощь при порезах и ожогах

Тема

«Физиология питания»

Питание как физиологическая потребность. Пищевые (питательные) вещества. Значение белков, жиров, углеводов для жизнедеятельности человека. Пищевая пирамида. Роль витаминов, минеральных веществ и воды в обмене веществ, их содержание в пищевых продуктах. Пищевые отравления. Правила, позволяющие их избежать. Первая помощь при отравлениях. Режим питания

Находить и представлять информацию о содержании в пищевых продуктах витаминов, минеральных солей и микроэлементов. Осваивать исследовательские навыки при проведении лабораторных работ по определению качества пищевых продуктов и питьевой воды. Составлять индивидуальный режим питания и дневной рацион на основе пищевой пирамиды

Тема

«Бутерброды и

горячие напитки»

Значение хлеба в питании человека. Продукты, применяемые для приготовления бутербродов. Виды бутербродов. Технология приготовления бутербродов. Инструменты и приспособления для нарезки. Требования к качеству готовых бутербродов. Условия и сроки их хранения. Подача бутербродов. Профессия пекарь. Виды горячих напитков (чай, кофе, какао, горячий шоколад). Сорта чая, их вкусовые достоинства, полезные свойства. Влияние эфирных масел, воды на качество напитка. Технология заваривания, подача чая. Сорта и виды кофе. Устройства для размола зёрен кофе. Технология приготовления, подача кофе. Приборы для приготовления кофе. Получение какао-порошка. Технология приготовления какао, подача напитка

Приготавливать и оформлять бутерброды. Определять вкусовые сочетания продуктов в бутербродах. Подсушивать хлеб для канапе в жарочном шкафу или тостере. Приготавливать горячие напитки (чай, кофе, какао). Проводить сравнительный анализ вкусовых качеств различных видов чая и кофе. Находить и представлять информацию о растениях, из которых можно приготовить горячие напитки. Дегустировать бутерброды и горячие напитки. Знакомиться с профессией пекарь

Тема

«Блюда из круп, бобовых

и макаронных изделий» 

Виды круп, бобовых и макаронных изделий. Подготовка продуктов к приготовлению блюд. Посуда для приготовления блюд. Технология приготовления крупяных рассыпчатых, вязких и жидких каш. Требования к качеству каши. Применение бобовых в кулинарии. Подготовка к варке. Время варки. Технология приготовления блюд из макаронных изделий. Подача готовых блюд

Читать маркировку и штриховые коды на упаковках. Знакомиться с устройством кастрюли-кашеварки. Определять экспериментально оптимальное соотношение крупы и жидкости при варке гарнира из крупы. Готовить рассыпчатую, вязкую и жидкую кашу. Определять консистенцию блюда. Готовить гарнир из бобовых или макаронных изделий. Находить и представлять информацию о крупах и продуктах их переработки; о блюдах из круп, бобовых и макаронных изделий. Дегустировать блюда из круп, бобовых и макаронных изделий. Знакомиться с профессией повар

Тема

«Блюда из овощей и фруктов»

Пищевая (питательная) ценность овощей и фруктов. Содержание в них витаминов, минеральных солей, глюкозы, клетчатки. Содержание влаги в продуктах, её влияние на качество и сохранность продуктов. Способы хранения овощей и фруктов. Свежезамороженные овощи. Подготовка их к заморозке. Хранение и условия кулинарного использования свежезамороженных продуктов. Влияние экологии окружающей среды на качество овощей и фруктов. Определение доброкачественности овощей по внешнему виду. Методы определения количества нитратов в овощах с помощью измерительных приборов, в химических лабораториях, с помощью бумажных индикаторов в домашних условиях. Способы удаления лишних нитратов из овощей. Общие правила механической кулинарной обработки овощей. Особенности обработки листовых и пряных овощей, лука и чеснока, тыквенных овощей, томатов, капустных овощей. Правила кулинарной обработки, обеспечивающие сохранение цвета овощей и витаминов. Правила измельчения овощей, наиболее распространённые формы нарезки овощей. Инструменты и приспособления для нарезки. Использование салатов в качестве самостоятельных блюд и гарниров к мясным и рыбным блюдам. Технология приготовления салата из сырых овощей (фруктов). Украшение готовых блюд продуктами, входящими в состав салатов, зеленью. Значение и виды тепловой обработки продуктов (варка, пропускание, бланширование, жарение, пассирование, тушение, запекание). Преимущества и недостатки различных способов тепловой обработки овощей. Технология приготовления салатов и винегретов из варёных овощей. Условия варки овощей для салатов и винегретов, способствующие сохранению питательных веществ и витаминов. Требования к качеству и оформлению готовых блюд

Определять доброкачественность овощей и фруктов по внешнему виду и с помощью индикаторов. Выполнять кулинарную механическую обработку овощей и фруктов. Выполнять фигурную нарезку овощей для художественного оформления салатов. Осваивать безопасные приёмы работы ножом и приспособлениями для нарезки овощей. Отрабатывать точность и координацию движений при выполнении приёмов нарезки. Читать технологическую документацию. Соблюдать последовательность приготовления блюд по технологической карте. Готовить салат из сырых овощей или фруктов. Осваивать безопасные приёмы тепловой обработки овощей. Готовить гарниры и блюда из варёных овощей. Осуществлять органолептическую оценку готовых блюд. Находить и представлять информацию об овощах, применяемых в кулинарии, о блюдах из них, влиянии на сохранение здоровья человека, о способах тепловой обработки, способствующих сохранению питательных веществ и витаминов. Овладевать навыками деловых, уважительных, культурных отношений со всеми членами бригады

Тема

«Блюда из яиц»

Значение яиц в питании человека. Использование яиц в кулинарии. Меры предосторожности при кулинарной обработке яиц. Способы определения свежести яиц. Способы хранения яиц. Технология приготовления блюд из яиц. Приспособления для взбивания. Способы варки куриных яиц: всмятку, в мешочек, вкрутую. Подача варёных яиц. Жарение яиц: приготовление яичницы-глазуньи, омлета натурального. Подача готовых блюд

Определять свежесть яиц с помощью овоскопа или подсоленной воды. Готовить блюда из яиц. Находить и представлять информацию о способах хранения яиц без холодильника, о блюдах из яиц, способах оформления яиц к народным праздникам

Тема

«Приготовление завтрака.

Сервировка стола к завтраку»

итоговый творчески проект по разделу кулинария «Воскресный завтрак»

Меню завтрака. Понятие о калорийности продуктов. Понятие о сервировке стола. Особенности сервировки стола к завтраку. Набор столового белья, приборов и посуды для завтрака. Способы складывания салфеток. Правила поведения за столом и пользования столовыми приборами

Подбирать столовое бельё для сервировки стола к завтраку. Подбирать столовые приборы и посуду для завтрака. Составлять меню завтрака. Рассчитывать количество и стоимость продуктов для приготовления завтрака. Выполнять сервировку стола к завтраку, овладевая навыками эстетического оформления стола. Складывать салфетки. Участвовать в ролевой игре «Хозяйка и гости за столом»

Раздел «Создание изделий из текстильных материалов»

Тема

«Свойства текстильных материалов из волокон растительного происхождения»

Классификация текстильных волокон. Способы получения и свойства натуральных волокон растительного происхождения. Изготовление нитей и тканей в условиях современного прядильного, ткацкого и отделочного производства и в домашних условиях. Основная и уточная нити в ткани. Ткацкие переплетения: полотняное, саржевое, сатиновое и атласное. Лицевая и изнаночная стороны ткани. Общие свойства текстильных материалов: физические, эргономические, эстетические, технологические. Виды и свойства текстильных материалов из волокон растительного происхождения: хлопчатобумажных и льняных тканей, ниток, тесьмы, лент

Составлять коллекции тканей из натуральных волокон растительного происхождения. Исследовать свойства хлопчатобумажных и льняных тканей. Изучать характеристики различных видов волокон и материалов: тканей, ниток, тесьмы, лент по коллекциям. Определять направление долевой нити в ткани. Исследовать свойства нитей основы и утка. Определять лицевую и изнаночную стороны ткани. Определять виды переплетения нитей в ткани. Проводить анализ прочности окраски тканей. Находить и представлять информацию о производстве нитей и тканей в домашних условиях, об инструментах и приспособлениях, которыми пользовались для этих целей в старину. Изучать свойства тканей из хлопка и льна. Знакомиться с профессиями оператор прядильного производства  и ткач. Оформлять результаты исследований

Тема

«Конструирование швейных изделий»

Понятие о чертеже и выкройке швейного изделия. Инструменты и приспособления для изготовления выкройки. Определение размеров швейного изделия. Расположение конструктивных линий фигуры. Снятие мерок. Особенности построения выкроек салфетки, подушки для стула, фартука, прямой юбки с кулиской  на резинке, сарафана, топа. Подготовка выкройки к раскрою. Копирование готовой выкройки. Правила безопасной работы ножницами

Снимать мерки с фигуры человека и записывать результаты измерений. Рассчитывать по формулам отдельные элементы чертежей швейных изделий. Строить чертёж швейного изделия в масштабе 1 : 4 и в натуральную величину по своим меркам или по заданным размерам. Копировать готовую выкройку. Находить и представлять информацию об истории швейных изделий

Тема

«Технология изготовления швейных изделий»

Контрольная работа  по разделу

Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкроек на ткани с учётом направления долевой нити. Особенности раскладки выкроек в зависимости от ширины ткани и направления рисунка. Инструменты и приспособления для раскроя. Обмеловка выкройки с учётом припусков на швы. Выкраивание деталей швейного изделия. Критерии качества кроя. Правила безопасной работы с портновскими булавками. Понятие о стежке, строчке, шве. Инструменты и приспособления для ручных работ. Требования к выполнению ручных работ. Правила выполнения прямого стежка. Способы переноса линий выкройки на детали кроя: с помощью резца-колёсика, прямыми стежками, с помощью булавок. Основные операции при ручных работах: предохранение срезов от осыпания —

обмётывание; временное соединение деталей — смётывание; временное закрепление подогнутого края — замётывание (с открытым и закрытым срезами). Основные операции при машинной обработке изделия: предохранение срезов от осыпания — машинное обмётывание зигзагообразной строчкой и оверлоком; постоянное соединение деталей — стачивание; постоянное закрепление подогнутого края — застрачивание (с открытым и закрытым срезами). Требования к выполнению машинных работ. Оборудование для влажно-тепловой обработки (ВТО) ткани. Правила выполнения ВТО. Основные операции ВТО: приутюживание, разутюживание, заутюживание. Классификация машинных швов: соединительные (стачной шов вразутюжку и стачной шов взаутюжку) и краевые (шов вподгибку с открытым срезом и шов вподгибку с открытым обмётанным срезом, шов вподгибку с закрытым срезом). Последовательность изготовления швейных изделий. Технология пошива салфетки, фартука, юбки. Обработка накладных карманов. Обработка кулиски под мягкий пояс (в фартуке), резинку (в юбке)

Определять способ подготовки данного вида ткани к раскрою. Выполнять экономную раскладку выкроек на ткани с учётом направления долевой нити, ширины ткани и направления рисунка, обмеловку с учётом припусков на швы. Выкраивать детали швейного изделия. Находить и представлять информацию об истории создания инструментов для раскроя. Изготовлять образцы ручных работ: перенос линий выкройки на детали кроя: с помощью резца-колёсика, прямыми стежками, с помощью булавок; обмётывание косыми (или петельными) стежками; замётывание (вподгибку с открытым срезом и вподгибку с закрытым срезом); смётывание. Изготовлять образцы машинных работ: обмётывание зигзагообразными стежками; застрачивание (вподгибку с открытым срезом и вподгибку с закрытым срезом); стачивание. Проводить влажно-тепловую обработку на образцах машинных швов: приутюживание, разутюживание, заутюживание. Обрабатывать проектное изделие по индивидуальному плану. Осуществлять самоконтроль и оценку качества готового изделия, анализировать ошибки. Находить и представлять информацию об истории швейных изделий, одежды. Овладевать безопасными приёмами труда. Знакомиться с профессиями закройщик и портной

Раздел «Художественные ремёсла»

Тема

«Декоративно-прикладное искусство»

Понятие декоративно-прикладного искусства. Традиционные и современные виды декоративно-прикладного искусства России: узорное ткачество, вышивка, кружевоплетение, вязание, роспись по дереву, роспись по ткани, ковроткачество. Знакомство с творчеством народных умельцев своего региона, области, села. Приёмы украшения праздничной одежды в старину: отделка изделий вышивкой, тесьмой; изготовление сувениров к праздникам

Изучать лучшие работы мастеров декоративно-прикладного искусства родного края. Зарисовывать и фотографировать наиболее интересные образцы рукоделия. Анализировать особенности декоративно-прикладного искусства народов России. Посещать краеведческий музей (музей этнографии, школьный музей). Находить и представлять информацию о народных промыслах своего региона, о способах и материалах, применяемых для украшения праздничной одежды в старину

Тема

«Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов декоративно-прикладного искусства»

Понятие композиции. Правила, приёмы и средства композиции. Статичная и динамичная, ритмическая и пластическая композиции. Симметрия и асимметрия. Фактура, текстура и колорит в композиции. Понятие орнамента. Символика в орнаменте. Применение орнамента в народной вышивке. Стилизация реальных форм. Приёмы стилизации. Цветовые сочетания в орнаменте. Ахроматические и хроматические цвета. Основные и дополнительные, тёплые и холодные цвета. Гармонические цветовые композиции. Возможности графических редакторов ПК в создании эскизов, орнаментов, элементов композиции, в изучении различных цветовых сочетаний. Создание композиции на ПК с помощью графического редактора. Профессия художник декоративно-прикладного искусства и народных промыслов

Зарисовывать природные мотивы с натуры и осуществлять их стилизацию. Выполнять эскизы орнаментов для салфетки, платка, одежды, декоративного панно. Создавать графические композиции на листе бумаги или на ПК с помощью графического редактора

Тема

«Лоскутное шитьё»      

Итоговый проект раздела «Изготовление изделия из лоскутов»

Краткие сведения из истории создания изделий из лоскутов. Возможности лоскутной пластики, её связь с направлениями современной моды. Традиционные узоры в лоскутном шитье: «спираль», «изба» и др. Материалы для лоскутного шитья, их подготовка к работе. Инструменты и приспособления. Лоскутное шитьё по шаблонам: изготовление шаблонов из плотного картона, выкраивание деталей, создание лоскутного верха (соединение деталей между собой). Аппликация и стёжка (выстёгивание) в лоскутном шитье. Технология соединения лоскутного верха с подкладкой и прокладкой. Обработка срезов лоскутного изделия

Изучать различные виды техники лоскутного шитья. Разрабатывать узор для лоскутного шитья на ПК с помощью графического редактора. Изготовлять шаблоны из картона или плотной бумаги. Подбирать лоскуты ткани соответствующего цвета, фактуры, волокнистого состава для создания лоскутного изделия. Изготовлять образцы лоскутных узоров. Обсуждать наиболее удачные работы. Находить и представлять информацию об истории лоскутного шитья

Раздел «Технологии творческой и опытнической деятельности»  

Тема

«Исследовательская и созидательная деятельность»

Защита комплексного проекта

Понятие о творческой проектной деятельности, индивидуальных и коллективных творческих проектах. Цель и задачи проектной деятельности
в 5 классе. Составные части годового творческого проекта пятиклассников. Этапы выполнения проекта: поисковый (подготовительный), технологический, заключительный (аналитический). Определение затрат на изготовление проектного изделия. Испытания проектных изделий. Подготовка презентации, пояснительной записки  и доклада для защиты творческого проекта

Знакомиться с примерами творческих проектов пятиклассников. Определять цель и задачи проектной деятельности. Изучать этапы выполнения проекта. Выполнять проект по разделу «Технологии жилого дома». Выполнять проект по разделу «Кулинария». Выполнять проект по разделу «Создание изделий из текстильных материалов». Выполнять проект по разделу «Художественные ремёсла». Оформлять портфолио и пояснительную записку к творческому проекту. Подготавливать электронную презентацию проекта. Составлять доклад для защиты творческого проекта. Защищать творческий проект

  1. Требования к уровню подготовки обучающихся

Личностные результаты в процессе обучения технологии у обучающихся будут сформированы:

  • проявление познавательных интересов и активности в области технологической деятельности;
  • выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
  • овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
  • самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации;
  • готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства.

Обучающиеся получат возможность для формирования знаний.

                    Учащиеся 5 класса должны знать:

  • правила безопасной работы с ручными инструментами и на швейной машине;
  • принцип изготовления пряжи, нитей, тканей из натуральных растительных волокон, их свойства;
  • устройство швейной машины с ручным приводом, виды приводов;
  • виды декоративно-прикладного искусства народов нашей страны, области, инструменты и материалы, применяемые для вышивки;
  • правила заправки изделия в пяльцы, виды простейших ручных швов;
  • требования к рабочей одежде, правила построения чертежа фартука, правила снятия мерок, их условные обозначения;
  • способы моделирования фартука, правила подготовки выкройки к раскрою, правила раскроя изделия;
  • технологию изготовления фартука, приемы ВТО;
  • способы ремонта одежды и пришивания фурнитуры, правила ухода за одеждой из х/б и льняных тканей;
  • сведения из истории архитектуры и интерьера, современные системы фильтрации воды.
  • виды строительных материалов (бумажные, клеевые, вяжущие, деревянные).
  • санитарные требования к помещению кухни и столовой; правила   работы   с   горячими   маслами   и   жирами,   мытья   посуды;
  • общие сведения о процессе пищеварения, усвояемости пищи, о роли витаминов в обмене веществ;
  • виды овощей, общие сведения о пищевой ценности овощей, способах их кулинарного использования, методы определения качества овощей, понятие об экологической чистоте воды и продуктов, правила первичной обработки всех видов овощей, инструменты и приспособления для первичной обработки и нарезки овощей;
  • правила санитарии и гигиены при санитарной обработке продуктов, безопасные приемы работы с кухонным оборудованием, горячими жидкостями;
  • способы варки продуктов, их преимущества и недостатки, оборудование, посуда и инвентарь для варки; технологию приготовления блюд из сырых и вареных овощей, изменение содержания минеральных веществ и витаминов в овощах в зависимости от способа кулинарной обработки, оформление готовых блюд из овощей;
  • способы определения свежести яиц, использование яиц в кулинарии, способы крашения яиц;
  • виды бутербродов и горячих напитков, технологию их приготовления, правила сервировки стола к завтраку;
  • общие сведения из истории интерьера, требования, предъявляемые к интерьеру кухни, столовой, способы отделки интерьера, меры по борьбе с насекомыми и грызунами;

                     Учащиеся научатся:

  • осуществлять поиск необходимой информации в области обработки ткани;
  • определять в ткани лицевую и изнаночную сторону, нить основы и утка;
  • работать на швейной машине с ручным приводом, производить ее заправку;
  • выполнять простые ручные и машинные швы;
  • переводить рисунок вышивки на ткань, запяливать ткань в пяльцы, выполнять вышивку крестом;
  • читать и строить чертеж фартука, снимать и записывать мерки, выполнять моделирование;
  • выполнять на универсальной швейной машине следующие швы: стачной взаутюжку, стачной вразутюжку, расстрочной, накладной с закрытым срезом, накладной с открытым срезом, вподгибку с открытым и закрытым срезом, распускать швы;

Получат возможность научиться:

  •  обрабатывать накладные карманы и бретели, подготавливать ткань к раскрою, выполнять обмеловку и раскрой ткани, переносить контурные и контрольные линии выкройки на ткань;
  •  обрабатывать детали кроя, накалывать, наметывать и настрачивать карманы, обрабатывать срезы швом вподгибку с закрытым срезом или тесьмой;
  •  выполнять влажно-тепловую обработку и определять качество готового изделия;
  • пришивать фурнитуру, удалять пятна с одежды;
  • изготовлять изделия из бумаги, применять изготовленные изделия в оформлении интерьера;
  • работать с кухонным оборудованием, инструментами, горячими жидкостями;
  • определять качество овощей, проводить первичную обработку всех видов овощей, выполнять нарезку овощей;
  •  применять различные способы варки, готовить блюда из сырых и вареных овощей;
  •  определять свежесть яиц и готовить блюда из них, нарезать хлеб для бутербродов, готовить бутерброды различных видов и горячие напитки;
  •  сервировать стол к завтраку;
  • разрабатывать интерьер кухни и столовой, оформлять интерьер кухни и столовой изделиями собственного изготовления, чистить посуду из металла, стекла, керамики, древесины, поддерживать нормальное санитарное состояние кухни и столовой.

  1. Используемая литература:

1. Технология : программа : 5-8 классы / А.Т Тищенко, Н.В.Синица.–М. : Вентана - Граф, 2012.-144 с.  

 

2. Технология. Технологии ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В.Синица, В.Д. Симоненко.- М.: Вентана - Граф, 2012 – 192 с.: ил.

3. Технология. Технологии ведения дома:5 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В. Синица, Н.А. Буглаева.- М.: Вентана - Граф, 2013. – 96 с. : ил.

4. Технология. Технологии ведения дома:5 класс: тетрадь творческих работ для учащихся общеобразовательных учреждений / И.А. Сасовой.- 3-е изд., дораб. – М.:Вентана – Граф,2013. – 80 с: ил.



Предварительный просмотр:

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Основные виды учебной деятель-ности

Планируемые результаты

Примеча-ние

план

факт

Предметные

Личностные

Мета-

предметные

1.

сен-тябрь

Эстетика пришкольного участка (осень)

8

Введение

2

2.

Цели курса. Правила поведения в кабинете.

Что такое предмет «технология»

1

изучение нового,

беседа

Проявление технико- технологи-ческого и экономичес-кого мышления при организации своей деятельности,

Проявление познава-тельных интересов и творческой активности в данной области

организация учебного сотрудни-чества и совместной деятельности с учителем и сверстни-ками

3.

Материалы и инструменты, требования к уроку технология. Т/Б при работе в кабинете технология. Курс информационной поддержки.

1

Изучение нового

лекция

Оценка технологических свойств материалов и область их применения

выражение желания учится и трудится на производстве

формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ, выбор для решения познавательных и коммуникативных задач

Раздел 1. Творческая проектная деятельность (2 ч.)

Что такое проектная деятельность. Как создать проект и что такое мини-проект.

1

Изучение нового

Формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных задач

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию, овладение элементами организации умственного и физического труда

самостоятельное определение цели своего обучения, формулировка для себя новых задач в учебе и познавательной деятельности

Этапы выполнения проекта: (поисковый, технологический, аналитический)

1

освоение основ проектно- исследовательской деятельности

Осознанный выбор и построение дальнейших индивидуальных траекторий образования на базе осознанного ориентирования в мире профессий

алгоритмизированное планирование процесса познавательно – трудовой деятельности

Раздел 2.  «Технологии домашнего хозяйства» (4 ч.)

Интерьер кухни, столовой. Знакомство с профессией дизайнер.

1

Изучение нового

.лекция

Моделиро-вание художест-венного оформле-ния объекта

Планирование образовательной и профессиональной карьеры

Выбор различных источников информации для решения коммуникативных задах вкл. словари, интернет и др

«Разработка интерьера современной кухни»

2

Изучение нового

Практическая работа №1

Моделирование художественного оформления объекта

Дизайнерское конструирование изделия

Виртуальное и натуральное моделирование худ и тех  объектов.

Бытовые электроприборы на кухне

1

Изучение нового

Результаты исследования (лаб. Работа №№1)

осознание роли техники и технологий для прогрессивно развитого общества, формирование целостного представления о техносфере

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки, проявление познавательной активности в области технологии

поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемой

Раздел 3.  Кулинария (14 ч.)

Санитария и гигиена. Общие правила безопасности Знакомство с профессией повар.

1

Изучение нового, беседа

Тест по т/б

Лента времени «Из истории посуды»

Организация рабочего места с учетом требований эргономики

выражение желания учится и трудится на производстве

Соблюдение безопасных приемов познавательно-трудовой деятельности

Физиология питания

1

Изучение, беседа

Результаты исследования (лаб. раб. №2)

приготовление кулинарных блюд с у четом требований здорового образа жизненного

Готовность к рациональному ведению дом ашнего хозяйства

Ответственное отношение к выбору питания, здоровый образ жизни

Бутерброды. Виды бутербродов.. т/б при работе с ножом

1

Изучение нового, смешанный

Оценка своих способностей к труду  в конкретной области

Готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства

Ответственное отношение к выбору питания

«Приготовление простых открытых бутербродов»

1

Комбинированный, п/р

Практическая работа №2

Выполнение технологических операций с соблюдением норм

Готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства

Проявление нестандартных подходов к выполнению учебных задач

Приготовление блюда из круп, бобовых и макаронных изделий

2

Комбинированный

Практическая работа №4

Выполнение технологических операций с соблюдением норм

Готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства

Формирование коммуникативной  компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками

Значение овощей в питании человека. Блюдо из овощей. Т\б при работе с ножом

2

Изучение нового, смешанный

Тб

Выполнение презентаций об овощах

Наличие экологической культуры при выполнении работ

Бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам

Проявление нестандартных подходов к выполнению учебных задач

Технология приготовления блюд из яиц.

2

 «Сервировка стола к завтраку. Складывание салфеток»

2

Совершенствование ЗНУ, п/р

Блог 15

Тест «Кулинария»

Развитие чувства цвета, гармонии, контраста

Создание худ образа, Овладение установками, нормами и правилами

Проявление нестандартного подхода к выполнению задания

Разработка творческого проекта  №2 «Приготовление воскресного завтрака для всей семьи»

2

Комбинированный

Разработка и выполнение проекта.

Защита проекта

сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности.

самостоятельное определение цели своего обучения, формулировка для себя новых задач в учебе и познавательной деятельности

формирование коммуникативной  компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками

Раздел 4. Создание изделий из различных  материалов (14 ч)

Материалове-дение.

Производство текстильных материалов. Исторические сведения. Натуральные волокна. Знакомство с профессией  ткач.

1

Изучение нового, смешаный

Лабораторная работа №6

распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения

Проявление технологического и эконом мышления

Выбор различных источников информации для решения познавательных задач

Текстильные материалы и их свойства

2

Изучение нового,смешаный

Результаты исследования лаб. раб № 9

Рациональное использование учебной и технологической информации

Проявление технологического и эконом мышления

Выбор различных источников информации для решения познавательных задач

Изготовление выкроек.

1

Раскрой швейного изделия

1

Швейные ручные работы

1

Швейная машина.

Устройство швейной машины. Приводы шм. т/б при работе на ш/м

1

Изучение нового,смешанный

Изучаем историю

Применение общенаучных знаний в процессе тех деятельности

Проявление познавательных интересов и творческой активности в данной области

Выбор различных источников информации для решения коммуникативных задач

 «основные операции при машинной обработке изделия»

1

Совершенствование ЗУН, смешанный

Владение алгоритмами и методами решения задач

Формирование коммуникативной  компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками

Соблюдение безопасных приемов познавательно-трудовой деятельности

Влажно-тепловая обработка ткани

1

Машинные швы

1

Технология изготовления швейных изделий. Творческий проект «Наряд для завтрака»

4

Раздел 5.  «Художественные ремесла»  (16 ч.)

Виды рукоделия и декоративно- прикладного творчества

1

Изучение нового,беседа

Выполнение мини- проектов по видам ДПИ

Применение различных технологий в декоративном искусстве

Проявление технологического и эконом мышления

формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ, выбор для решения познавательных и коммуникативных задач

Основы композиции и законы восприятия цвета. Орнамент символика в орнаменте.

1

Изучение нового

овладение средствами и формами графического отображения объектов и процессов, овладение методами чтения технической информации

Формирование основ экологической культуры

поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемой

Цветовые сочетания в орнаменте

Совершенствование ЗУН

Создание композиции в графическом редакторе

Практическая работа  №17

овладение методами эстетического оформления изделий, дизайнерского проектирования изделий,

Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России  и мира, формирование индивидуально-личностных позиций учащихся.

формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ, выбор для решения познавательных и коммуникативных задач

Лоскутное шитье. Техники выполнения- узор «изба», «мозаика»

2

Изучение нового,

распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения

Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России  и мира

организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками

Технология изготовления лоскутного изделия по шаблонам

2

Изучение нового

овладение средствами и формами графического отображения объектов и процессов, овладение методами чтения технической информации

Формирование коммуникативной  компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками

алгоритмизированное планирование процесса познавательно – трудовой деятельности

Разработка творческого проекта №4  «Лоскутное изделие для кухни столовой»

4

Комбинированный

Защита проекта

овладение средствами и формами графического отображения объектов и процессов, овладение методами чтения технической информации

сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности.

выявление потребностей, проектирование и создание объектов, самостоятельная организация и выполнение творческих работ по созданию изделий и продуктов

Комплексный творческий проект   «Портфолио или мои достижения в области технологии»

4

Комбинированный

Защита проекта

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки, проявление познавательной активности в области технологии

Осознанный выбор и построение дальнейших индивидуальных траекторий образования на базе осознанного ориентирования в мире профессий

самостоятельное определение цели своего обучения, формулировка для себя новых задач в учебе и познавательной деятельности

Подведение итогов курса. (резервное время)

2

май

Эстетика пришкольного участка (осень)

8

Итого:

68 ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии для девочек 5 класса

Рабочая программа по технологии для девочек 5 классов...

Рабочая программа по технологии для девочек 5-9 классов.

Рабочая программа основного общего образования по технологии по программе В.Д. Симоненко (вариант для девочек)....

Рабочая программа по технологии 10-11 класс (вариант для девочек)

Главная цель образовательной области "Технология" - подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни  в  условиях  рыночной  экономики....

рабочая программа по технологии для девочек 5 класс

рабочая программа по технологии для девочек...

Рабочая программа по технологии для девочек классов

Рабочая программа для девочек 6 классов...