Разработки уроков по разделу "Творческие проекты", 7 класс
план-конспект урока по технологии (8 класс)

Грибан Виктор Алексеевич

Общая дидактическая цель - показать, что вся история человеческой цивилизации - это история изобретений, что двигателем технического прогресса является творче­ство людей. Творческие способности необходимо развивать, чтобы быть ус­пешным в жизни.

Развивающий acпeкт

Развитие навыков логического мышления как средства решения техни­ческих производственных задач; побуждение интереса к техническому творчеству.

Образовательный аспект

Сформировать первичные понятия об уровнях творчества: изобрете­ние, промышленный образец, полезная модель, рациональное предложение;

развитие инициативы.

Воспитательный аспект

Формировать гражданскую позицию созидателя.

Воспитывать интерес к творческой деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие №1.

Тема «Рационализаторство и изобретательство

в техническом прогрессе» (2 часа)                                                                         

Тип занятия - комбинированный.

Общая дидактическая цель - показать, что вся история человеческой цивилизации - это история изобретений, что двигателем технического прогресса является творчество людей. Творческие способности необходимо развивать, чтобы быть успешным в жизни.

Триединая дидактическая цель

Развивающий acпeкт

Развитие навыков логического мышления как средства решения технических производственных задач; побуждение интереса к изобретательству и рационализаторству.

Образовательный аспект

Сформировать первичные понятия об уровнях творчества: изобретение, промышленный образец, полезная модель, рациональное предложение;

развитие инициативы.

Воспитательный аспект

Формировать гражданскую позицию созидателя.

Воспитывать интерес к творческой деятельности.

Прогнозируемый результат - решение технических задач.

Методы обучения - дедуктивный, поисковый, исследовательский.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Учитель получает информацию о выполнении домашнего задания

       подготовить сообщение об изобретениях.

2. Мотивация и актуализация.

Учащимся предлагается сделать краткие сообщения об известных им изобретателях и их изобретениях о значении этих изобретений для развития        цивилизации.

3. Сообщение познавательных сведений.

Изложение лучше начать с фактов и примеров, более знакомых по привычным явлениям, окружающим нас. Интересным для всех профилей может стать рассказ об изобретениях, которые сделали ЭВМ надежным помощником современного человека в любой отрасли.

ЭВМ прошла огромный путь от первой электрической машины, которая заработала в 1941г.(электронный численный калькулятор и интегратор), до современной. Первая ЭВМ выполняла 5000 операций в секунду и имела память всего 20 десятизначных чисел.

Первая отечественная ЭВМ была создана в 1951г. под руководством академика С.А. Лебедева и состояла из нескольких тысяч электронных ламп, накалявшихся до такой степени, что зимой в машинном зале отключали отопление.

ЭВМ первого поколения занимали огромные площади, однако, они уже делали до 20000 операций в секунду, что позволяло применять их для расчетов в ядерной физике, космонавтике и других областях науки.

Быстрота действия второго поколения машин возросла до сотен тысяч в секунду. Для них стали применять миниатюрные транзисторы вместо ламп. В 1971г. сотруднику фирмы «Интел» Марчиану Хоффу удалось произвести революцию в ЭВМ, создав микропроцессор, который представлял собой миниатюрную радиосхему из 2250 транзисторов. Сейчас такие схемы содержат 2-3 млн. элементов. Быстродействие ЭВМ последних поколений достигает сотен миллионов операций в секунду, а объемы памяти таковы, что могут хранить материалы, содержащиеся в многотомных энциклопедиях. С помощью современных компьютеров человек имеет возможность увидеть процессы, которые нельзя обнаружить простым глазом.

Благодаря изобретениям мы наблюдаем технический прогресс  в области изготовления обработки конструкционных материалов (станки с ЧПУ, сверхпрочные композиционные материалы, лазерное сваривание металла и др.)

4.Изучение нового материала. Работа над понятиями.

Учащимся предлагается объединиться в группы. Можно применить дедуктивный способ работы над понятиями. Группы получают Патентный закон РФ (ст.4, §3) и знакомится с понятием «изобретение»; получают литературу об изобретениях и рационализаторстве (Башн Я.З. И творцы, и мастеровые. – М.: Высш.шк., 1988. – 224с.; Боголюбов А.Н. Творение рук человеческих: Естественная история машин. – М.: Знание, 1988.- 176с; Мезенцев В.А. И вечный: Кн. О вечной жажде открытий, о поисках и находках, о путешествиях в прошлое и будущее. – М: Дет.лит., 1984. – 288с.; Петрович Н.Т. Беседы об изобретательстве. – М: Мол. Гвардия, 1978. – 189с.; Силин А.А. На тропе в будущее: Размышление о судьбе изобретений и открытий. – М.: Знание, 1983. – 176с.; журналы «Юный техник» и др.)

В патентном законе РФ «изобретение » включает «создание новые устройства, способы, вещества, штаммы микроорганизмов, культуры клеток, растений и животных, а также применение известных ранее устройств, способов, веществ, штаммов по новому назначению» (ст.4, §2).

Учащиеся приводят из литературы наглядные примеры изобретательства. Например обычная авторучка. И ручка, и чернильница в разных видах, формах и материалах известны давно. Но только польский конструктор З.Дембицкий нашел изобретательское решение: поместил «чернильницу» внутрь корпуса ручки.

Обращается внимание учащихся на то, что в §3 этой же статьи Закона не признаются патентоспособными:

  • научные теории и математические методы;
  • условные обозначения, расписания, правила;
  • методы выполнения умственных операций;
  • сорта растений и породы животных;
  • проекты и схемы планировки сооружений, зданий, территорий; алгоритмы и программы для вычислительных машин;
  •  решения, касающиеся только внешнего вида изделий, направленные на удовлетворение эстетических потребностей;
  • решения, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали.

Вопрос учащимся: не видят ли вы здесь каких-либо противоречий?

У учащихся чаще возникает следующий вопрос: почему не признаются изобретениями решения, касающиеся внешнего вида изделий? Ведь именно в этом направлении идет большая работа в области промышленного дизайна: внешний вид автомобилей, промышленного оборудования и бытовых приборов, предметов одежды и обуви.

Учителю здесь уместно объяснить условия патентоспособности полезной модели, промышленного образца.

К полезным моделям относятся конструктивное выполнение средств производства и предметов потребления, а также их составных частей. Если модель признается новой и промышленно применимой, ей предоставляется правовая охрана.

К промышленным образцам относятся художетственно-конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид. Охраняются законом образцы товарных знаков и знаков обслуживания. Это зарегистрированные обозначения, служащие для отличия однородной продукции разных производителей.

В группах учащиеся знакомятся с образцами товарных знаков и знаков обслуживания фирм Кировской области, выпускающих однородную продукцию (например, фирм «Калинка» и «Белка»). Отмечают особенности товарных знаков.

Учитель подводит учащихся к выводу, что в нашей стране охраняются права патентообладателей – авторов интеллектуальной собственности.

Учащимся предлагается подобрать из литературы примеры рацпредложений, обсудить в группах отличие рацпредложения от изобретения.

Учитель приводит примеры рацпредложений учащихся УПК: пальтотpансформер, делающее изделие многофункциональным; точильное устройство, повышающее производительность труда. Вместе с учащимися делaeт  вывод.

Рационализация - это действие, направленное на то, чтобы усовершенствовать, сделать более разумными («рацио» по латыни означает «разум») конструкцию изделия, способ, процесс. Рационализация делает машины, процессы, способы более эффективными, целесообразными, безопасными, не меняя при этом их прежнего назначения в отличии от изобретения. Рациональное предложение - это посильное каждому техническое творческое решение.

К осознанию этого положения нужно подвести каждого ученика, так как первыми творческими шагами подростка чаще всего бывают именно рационализаторские действия.

Необходимо обратить внимание учащихся на следующее. Рационализаторскими являются предложения как создающие, так и не создающие экономию, ведь многие предложения повышают технику безопасности, способствуют улучшению условий труда.

        Не признается рационализаторским предложение

  •  снижающее надежность, долговечность и другие показатели качества продукции;
  •  ухудшающее условия труда;
  •  определяющее только прогнозируемый эффект без указания технического решения или конструкторской разработки.

Уместен будет рассказ о том, что мировой уровень качества товаров известных торговых фирм («Сони», «Рено», «Адидас» и др.) достигнут коллективными усилиями, участием в группах качества сотен тысяч простых работников. Такое движение, когда критический взгляд непосредственных производителей направлен на улучшение всех свойств выпускаемой продукции, становится источником процвeтaния и фирмы, и страны в целом.

В завершение можно сказать о массовом рационализаторском движении в нашей стране и о том, что у каждого есть возможность усовершенствовать что-либо на своем рабочем месте и в изделиях, которые будут являться объектами дизайн-проектной деятельности. Для этого необходимо воспитывать у себя навыки критического анализа всех элементов изделия: простоты конструкции и технологичности ее элементов, многофункционального использования отдельных деталей.

Этому будет способствовать овладение способами выполнения творческих заданий, решения технических, конструкторско-технологических задач.

Полезно обратить внимание учащихся на то, что объектами деятельности групп качества могут быть технологии производства, оборудование, качество продукции, рабочая документация, рабочее место, экономия ресурсов, организация производства и управления и т.д.

5. Решение задач на поиск оптимального решения.

Учитель обращает внимание учащихся на ход самостоятельной работы при решении задачи: ее уяснение, выявление противоречия (конфликт в модели задачи), анализ вариантов решения, оценка вариантов и выбор решения.  При решении можно использовать такие приемы: контрольные вопросы, принцип универсальности (объект выполняет несколько разных функций, благодаря чему отпадает необходимость в других объектах), мозговой штурм.

Во время решения (или деловой игры) учитель должен все время контролировать ход занятия, делая обсуждение не только активным, но и направленным. В результате учащиеся должны уметь (на примере знакомого объекта) определить направление улучшения (рационализации) и сформулировать наиболее важные характеристики, с помощью которых это улучшение может быть достигнуто.

Задача 1.  В нашем коллективе создаются группы качества по совершенствованию условий труда в мастерских. Подготовьте предложение по улучшению организации рабочих мест общего и индивидуального пользования.

1-й вариант организации поиска решения:

  • Познакомьтесь с эргономическими требованиями к рабочим местам в мастерских.
  • Соотнесите их с существующими условиями работы.
  • Установите противоречия.
  • Найдите пути устранения этих противоречий.
  • Результаты представьте в виде математических расчетов, технических рисунков, комментариев. Приведите аргументы в пользу вашего решения.

2-й вариант организации поиска решения:

  • Коллективный поиск решения методом обратной мозговой атаки для обозначения как можно большего количества недостатков в организации рабочих мест общего и индивидуального пользования.
  • Проведение мозгового штурма с целью получения множества идей следующего характера: что улучшить? Для чего? Из чего сделать? Как?
  • Работа в группах по разработке рациональных предложений, направленных на улучшение условий труда в мастерских.
  • Представление результатов в виде технических рисунков, расчетов, комментариев, доказывающих производительную ценность решения.

Задача 2. Используя метод обратной мозговой атаки, найдите недостатки имеющегося в мастерских токарного станка по дереву с точки зрения качества выполняемых работ.

Разбор задачи можно производить в два этапа:

  • Этап генерации (без всякой критики и доказательств того или иного решения)
  • Этап анализа (с защитой своей точки зрения и критикой со стороны оппонентов)

6. Рефлексия. Оценивают свои достижения в решении задач.

7. Информация о домашнем задании. Закончить решение задач в группах. Оформить результаты решения задачи. (Задачи могут быть на выбор учителя).

Литература

Для учителя:

  1. Алексеев В.Е. Активизация работы по развитию технического творчества учащихся: Учебн. – метод.пособие. М.: Высш. шк., 1989. -72с.
  2. Алексеев В.Е. Организация технического творчества учащихся. М.: Высш. шк., 1984.- 46с.
  3. Кругликов Г.И., Симоненко В.Д. Методика обучения старшеклассников творческой деятельности. – Курск: Издательство курского госпедуниверситета.1998.  
  4. Матяш Н.В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования / Под ред. В.В.Рубцова. – Мозырь: РИФ «Белый ветер», 2000. – 286с.
  5. Мелехина С.И. Обучение учащихся 8-9-х классов проектной деятельности на уроках технологии. Методическое пособие .- Киров: Изд-во Кировского обласного ИУУ; 2002.-290с.

Для учащихся:

Технология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., перераб.; под ред. В. Д. Симоненко. -  М.: «Вентана-Граф», 2010.



Предварительный просмотр:

Занятие №2.

Тема  «АРИЗ – как рациональный метод решения задач»  (2 часа)                                                                                            

Тип занятия – изучение нового материала.

Общая дидактическая цель 

Создать условия для осознания учащимися того, что история человеческой цивилизации – это история изобретений и что двигателем прогресса является творчество людей.

Триединая дидактическая цель

Образовательный аспект - дать представление о рациональном методе, положившем основу теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), обеспечить усвоение метода фокальных объектов на уровне применения.

Развивающий аспект -  развитие навыков логического мышления как средства решения технических производственных задач.

Воспитательный аспект -  воспитание потребности в самостоятельной творческой деятельности.

Цели ученика:

Знать правила и порядок самостоятельной работы согласно АРИЗ, метод фокальных объектов.

Методы обучения : проблемное изложение, частично-поисковый.

Ход занятия

1.Организация начала занятия

2.Проверка домашнего занятия

Учащимся предлагается представить результаты задач, начатых на предыдущем занятии, выбрать наиболее рациональное решение по улучшению условий труда в мастерских, привести аргументы в пользу предпочтительного решения.

3. Мотивация и актуализация

Большой интерес учащихся вызывает рассказ о драматической и необычной судьбе автора метода АРИЗ – Генриха Сауловича Альтшуллера, изобретателя и писателя-фантаста (псевдоним Г.Альтов). Работу над своим главным изобретением он начал в 1946г. в свои 20 лет. В ответ на его настойчивость обучать изобретателей новым приемам изобретательства он был арестован в 1948г. Излюбленным приемам следователей была пытка: подследственным не давали спать. Типичное техническое противоречие (ТП) – надо спать, а нельзя. Альтшуллер нашел простое решение. Из коробки от папирос вырезались кружки – белки глаз, на которых горелой спичкой рисовались зрачки. Заключенный крепко спал, но заглядывавший в глазок надзиратель неизменно видел открытые глаза бодрствующего человека с застывшими от бессонницы взглядом.

Работа над ТРИЗ не прекращалась и в лагере, несмотря на нечеловеческие условия жизни и запрет вести записи. Альтшуллер все держал в голове. Погибнуть, сломаться ему не дала именно работа над ТРИЗ, ставшая смыслом его жизни. После его реабилитации ТРИЗ пропагандировался по всей стране.

4.Изучение нового материала (на примере нестандартного подхода к решению). Необходимо пояснить, почему в первом варианте названия метода есть слово «алгоритм». АРИЗ так назван потому, что состоит из нескольких частей или ступеней. Каждая часть членится на шаги.

Учитель, пользуясь примером-задачей, должен показать порядок самостоятельной работы:

  • Постановка задачи.
  • Ее уяснение.
  • Выявление противоречия.
  • Определение стандартного (стереотипного) движения мысли в поиске решения.
  • Использования приемов для поиска оригинального варианта.

Учитель показывает, чем действия человека, согласно АРИЗ, отличаются от обычной мыслительной работы над одной и той же задачей

Задача. Завод получил заказ на изготовление больших стеклянных фильтров в виде цилиндров диаметром 1м. и высотой 2м. Вдоль фильтра должны идти сквозные ровные капиллярные отверстия. Как выполнить такую работу?

Привычный ход мысли таков: есть готовый стеклянный цилиндр, в котором надо проделать круглые отверстия. Изменим формулировку задачи, в которой, кстати, заложена подсказка: поступить наоборот. А именно: найти способ изготовления воздушного цилиндра со стеклянными продольными перегородками или найти способ изготовления воздушного цилиндра со многими тонкими стеклянными стержнями. Говоря проще, не будем делать дырки в цилиндре, а сделаем цилиндр из дырок. Возьмем стеклянные трубки, сложим вместе их – и готов цилиндр с отверстиями. Нужно обратить внимание еще на один барьер, чисто психологический. Стеклянный цилиндр с дырками воображается быстрее, чем воздушный цилиндр со стеклянными стержнями, хотя это совершенно равноправные определения. В этом изобретении сочетаются два приема. Сплошной цилиндр заменен множеством тонких трубок – это прием дробления. А потом из трубок собрана система – прием объединения.

Для решения задачи очень важно выяснить существенное противоречие. Оно может быть техническим (ТП) или физическим (ФП). Вспомним забавную ситуацию из романа А.Дюма «Двадцать лет спустя»: Портос, заказывая новый костюм, не соглашался, чтобы к нему прикасались при снятии мерки. Выход нашелся – Портоса подвели к зеркалу и сняли мерку с его отражения.

Практическая работа по освоению метода фокальных объектов

Метод фокальных объектов базируется на анализе случайных объектов и случайных признаках этих объектов. Работа проводится фронтально, а затем в группах в соответствии с представленной схемой.

Стул               Метод фокальных объектов

 

Случайные

объекты

Признаки случайных объектов

Электричес-кая лампа

стеклянная

прозрачная

яркая

теплоизлуча-ющая

мигающая

Цветок

пахну-щий

живой

разноцвет-ный

поглощаю-щий насеко-мых

распускаю-щийся

Решетка

ажурная

металичес-кач

легкая

прочная

художестве-нная

Карман

большой

потайной

боковой

сухой

самозакры-вающийся

         

Стул стеклянный

Ассоциации

Стеклянное

волокно

нить

Нефтепро-вод

кровеносный

сосуд

колба

Стул из стекловолокна в виде колбы (новая идея)

6.Подведение итогов урока

7.Информация о домашнем задании.

Учащиеся знакомятся с обоснованием ТРИЗ в популярной форме и приемами решения изобретательских задач. (Информация из журналов / Юный техник. – 1990. - №4. – С. 61-62; 1989. -№5. – С.54); Метод фокальных объектов.//Юный техник.1989. - №5. – С.57-58.

Учитель дает указания продумать тему творческого проекта (исходя из нужд и потребностей семьи, школы, мастерской и др.)

Литература

Для учителя:

  1. Алексеев В.Е. Активизация работы по развитию технического творчества учащихся: Учебн. – метод.пособие. М.: Высш. шк., 1989. -72с.
  2. Кругликов Г.И., Симоненко В.Д. Методика обучения старшеклассников творческой деятельности. – Курск: Издательство курского госпедуниверситета.1998 – 321с..  
  3. Мелехина С.И. Обучение учащихся 8-9-х классов проектной деятельности на уроках технологии. Методическое пособие .- Киров: Изд-во Кировского обласного ИУУ; 2002.-290с.

        

Для учащихся:

Технология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., перераб.; под ред. В. Д. Симоненко. -  М.: «Вентана-Граф», 2010.



Предварительный просмотр:

Занятие №3

Тема «Выбор темы проекта. Осознание проблемной области. Выявление конкретной потребности. Определение конкретной

задачи и ее формулировка» (2 часа)

Тип занятия – комплексное применение знаний.

Характеристика темы. Это третье занятие по теме «Проекты», рассчитанное на 2 часа. На этом занятии  учащиеся определяют проблемную область, выявляют конкретные потребности, определяют конкретную задачу и формулируют ее, консультируются с учителем по выбору творческого проекта. Утверждаются темы проектов. Определяются основные требования к изделию. Осуществляется дизайнерская проработка изделия.

Триединая дидактическая цель

Развивающий аспект

Создание условий для проявления высокой познавательной активности у учащихся на основе использования формулы деятельности «Анализ-Синтез-Оценка» и «Проблема – Анализ – Идеи – Исследования – Формулировка задачи».

Познавательный аспект

1.Создание условий для усвоения понятий «проектная деятельность», «проект», на уровне понимания и применения.

2.Создание дидактических условий для включения обучающихся в проектную деятельность для умения точно сформулировать задачу на основе потребностей, выявленных в результате исследования мнений потенциальных потребителей.

          3. Осуществление запуска проекта

Воспитательный аспект

          Формировать  гражданскую  позицию созидателя.

           Воспитывать  интерес  к творческой  деятельности.

Цели учащихся

Знать понятия  «потребность», «проектная деятельность», «проект».

Уметь предлагать гипотезы на основе анализа и выводить вышеуказанные понятия. Вырабатывать первоначальные идеи, проводить исследования мнений людей, обрабатывать результаты исследования, определять потребности и формулировать цель проекта.

Прогнозируемый результат

Дизайн-листы: «Первоначальные идеи», «Результаты исследования мнений людей», «Краткая формулировка задачи».

Методы обучения: эврестический, исследовательский, индуктивный.

Формы работы: фронтальная, парная, групповая.

Ход занятия

1.Организационная часть.

          Контроль готовности учащихся к учебному занятию.

2. Мотивация и актуализация.

          Беседа о значении преобразовательной деятельности  человека в разрешении проблем  и улучшения условий жизни. Привлечение учащихся к формулировке темы, постановке целей и задач учебного занятия.

3. Изучение нового материала.

3.1. Выявление проблемы - это самая первая ступень в процессе выполнения творческого проекта. Без нее, вероятно, не было     бы смысла вообще выполнять что-либо. Ведь что нас толкает к действию? Конечно же возникновение проблемы. Посмотрите вокруг: с какими трудностями сталкивается человек, его близкие, друзья, окружающие его люди? Чем вы может помочь себе и им? Какие умения и навыки вы хотели бы развить в себе? Когда вы ответите на эти и подобные им вопросы то поймете, сколько еще не решенных проблем стоит перед каждым человеком.

Учащимся предлагается индивидуально или в группах по два три человека выявить из множества проблем несколько наиболее существенных  (примерные направления: досуг, семья, школа, мастерская и др.) результаты исследования записываются в тетрадь.

3.2. Осознание проблемной области.

Итак, перед вами список выбранных проблем  решать сразу все – очень сложно. Поэтому, на данном этапе необходимо выбрать одно. Для этого придется ответить на вопрос: проблема какой области важнее всего? Возможно, самое главное – приносить радость и пользу людям. Тогда необходимо работать в этом направлении и выполнять проект - результаты которого смогут порадовать окружающих. Или, допустим важно укреплять свое здоровье, а в списке проблем есть одна, мешающая этому (например, отсутствие спортивных приспособлений для индивидуальных занятий). Но эти помехи можно устранить.

3.3. Выявление конкретной потребности.  Первое мини исследование.  

К началу третьего этапа выполнения проекта уже ясно, какая стоит проблема и в какой области вести работу. Далее нужно выявить, что же конкретно требуется? Для этого следует провести первое мини исследование, в процессе которого «примеряется каждая потребность к себе, исследуется ее возможное решение и определение степени надобности в зависимости от обстоятельств». Это не очень легкая задача, но не надо огорчаться – после ее выполнения довольно легко пройти четвертый этап нашего плана.

Учащимся предлагается индивидуально или в группах по 2-3 человека провести исследовательскую работу по выявлению конкретной потребности. Учащиеся выполняют зарисовки в виде схем, делают пояснения, определяют перспективность своего проекта.

3.4. Определение конкретной задачи и ее формулировка.

Имея конкретную потребность легко формулировать конкретную задачу. Т.е., если на данном этапе мы нуждаемся в изготовлении большого количества деталей одинаковых размеров, на токарном станке, то задачу можно сформулировать следующим образом: сконструировать и изготовить копир к токарному станку.

3.5. Выявление основных параметров и ограничений.

Прежде чем конструировать что-либо, необходимо точно знать, в рамках каких условий придется работать. Поэтому сразу необходимо определить основные параметры и ограничения предполагаемого изделия, диктуемые обстоятельствами, желаниями.

Изделие должно:

- не превышать определенные размеры;

- иметь низкую себестоимость;

- быть многофункциональным и универсальным;

- иметь красивый внешний вид;

- изготовлено из экологически чистых материалов и др.

4.  Практическая работа.

Учащиеся индивидуально или в группах по 2-3 человека предварительно выявляют основные параметры и ограничения предполагаемого изделия. Вся проделанная работа учащихся обязательно должна отображаться на бумаге (дизайн- листах).

5. Рефлексия. Учащиеся выражают свои мнения о проделанной работе индивидуально и в группах.

6. Подведение итогов урока. Учитель проводит анализ  проведенной работы учащихся,  дает рекомендации индивидуально каждому ученику.

7. Информация о домашнем задании.  Провести исследовательскую работу по выявлению традиций, истории, и тенденций развития выбранного учащимися изделия для проекта.

Литература

Для учителя:

  1. Алексеев В.Е. Активизация работы по развитию технического творчества учащихся: Учебн. – метод.пособие. М.: Высш. шк., 1989. -72с.
  2. Алексеев В.Е. Организация технического творчества учащихся. М.: Высш. шк., 1984.- 46с.
  3. Кругликов Г.И., Симоненко В.Д. Методика обучения старшеклассников творческой деятельности. – Курск: Издательство курского госпедуниверситета.1998 – 321с..  
  4. Матяш Н.В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования / Под ред. В.В.Рубцова. – Мозырь: РИФ «Белый ветер», 2000. – 286с.
  5. Мелехина С.И. Обучение учащихся 8-9-х классов проектной деятельности на уроках технологии. Методическое пособие .- Киров: Изд-во Кировского обласного ИУУ; 2002.-290с.

        

Для учащихся:

Технология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., перераб.; под ред. В. Д. Симоненко. -  М.: «Вентана-Граф», 2010.



Предварительный просмотр:

Занятие №4

Тема: «Планирование работы над проектом» (2 часа)

                                                                                       

Тип занятия – комбинированный урок.

Характеристика урока. Для успешного выполнения проектов школьники должны уметь планировать свою деятельность, как на отдельных стадиях, так и для проекта в целом. Планирование – сложный и ответственный этап, от которого зависит успешность всей работы над проектом. Информацию можно получить различными способами. Так возникла идея использования символов при составлении плана, что позволяет сделать работу более осознанной и увлекательной для учащихся. Такой подход позволяет учащимся разработать компактный и наглядный план работы и получить целостное представление о ходе проектирования и изготовления выбранного ими объекта.

Дидактическая цель: обучить школьников планированию работы для успешного выполнения проектов.

Познавательный аспект

Формирование умений по нахождению доступных путей получения необходимой информации, способов ее представления, целостному планированию работы над проектом.

Развивающий аспект

Создание условий для развития у учащихся познавательной активности в процессе проектной деятельности; развитие быстроты и широты ума.

Воспитательный аспект

Воспитание ответственности, дисциплинированности, интереса к  творческой деятельности.

 Цели учащихся:

  1. знать символы, помогающие в сжатом виде  спланировать целостный процесс работы;
  2. уметь работать в режиме «мозгового штурма», пользоваться путеводителями, планировать свою работу над проектом.

            Прогнозируемый результат

План в виде схемы, отражающий основные направления работы над проектом и пути достижения намеченного.

Методы обучения: частично-поисковый, мозговой штурм.

 Формы обучения: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная. Оснащение урока: а) путеводитель «способы получения информации», плакат «Основные направления планирования»; б) тетрадь, карандаш, лист бумаги А4, А3.

Оснащение урока: а) путеводитель «способы получения информации», плакат «Основные направления планирования»; б) тетрадь, карандаш, лист бумаги А4, А3.

Ход занятия

1.Организационная часть.

 Приветствие.  Проверка готовности учащихся к  учебному занятию.

2.Мотивация и актуализация.

Беседа о значении планирования собственной деятельности для достижения намеченного результата. Привлечение учащихся к формулировке темы, постановке целей и задач учебного занятия.

3. Изучение нового материала.

Учащимся предлагается работа в парах или группах из 3-х человек по анализу вариантов планирования деятельности учащимися. После того как они приводят аргументы в пользу более удачного планирования, каждая группа получает таблицу с символическими обозначениями основных видов поисково-аналитической деятельности и путеводитель «Способы получения информации». Учащиеся изучают материал, соотносят информацию с символами, обсуждают их,  анализируют свои ассоциации, вносят предложения или уточнения в символические обозначения.

       

                         Анализ             Надо               Провести                 Получить

                        аналогов         подумать       исследование              информацию

                        Прочитать      Спросить           Подсчитать             Исследовать

                                                                                                            Рынок

Чтобы систематизировать знания учащихся о графических (невербальных) способах представления полученной информации на проектных листах, им предлагается изучить вторую часть путеводителя, которая называется «Способы отражения информации на бумаге».

Путеводитель «Способы отражения информации на бумаге»

Тезисы

Краткое изложение содержания

1.

2.

3.

   Комментарии - Краткие пояснения к рисункам, чертежам, схемам.

 

  Схемы

Можно оформить так

         

круговая                                                                                        вертикальная

горизонтальная

   

Эскиз – карандашный набросок.

Рисунок – заштрихован или раскрашен. Рядом с ними дать краткий комментарий.

Чертежи – выполняют карандашом в масштабе с учетом стандартов. По ним изготавливают детали разрабатываемых изделий.

       Расчеты

Математические расчеты  делают   в  тетради или на листах с указанием  всех формул и вспомогательной информации:.Оз = Мз +  Эз +Дз

        Графики

Используются для представления информации

Диаграммы информации

                   

            Круговая                                                                    Столбчатая

4.Проверка понимания изученного. Учащимся предлагается отобразить на бумаге графическим способом определенные виды деятельности. Например: исследовать мнение близких людей; результаты представить в виде диаграммы

5. Практическая работа по планированию проекта.

Первый шаг. Фронтально проводится «Мозговой штурм». На доске рисуется схема

 

                                              8) Сколько?

   7) Как?                                                                      2) Для кого?

6) Чем?                                                              

                                                                             

                                                                                             3) Из чего?

                    5) Где?                                       4) Какое?

Обсуждение носит фронтальный характер, все вопросы на доске заменяются словами, определяющими основные направления проекта.

  1. Что? – вписываются названия изделия.
  2. Для кого? – члены семьи, друзья , школа, мастерская.
  3. Из чего? – основные дополнительные отделочные материалы(ассортимент свойства).
  4.  Какое? – виды, формы, отделки.
  5. Где? – место использования (интерьер кухни, жилой комнаты оборудование мастерской) цвет, размер.
  6. Чем? – Какое оборудование и какие инструменты будете использовать для изготовления.
  7. Как? – способы изготовления организация безопасного труда.
  8. Сколько? – Возможные денежные, трудовые и временные затраты  

     

Предлагается выделить основные направления планирования:

  • потребность;
  • спрос потребителей;
  • стоимость;
  • материалы;
  • технология изготовления;
  • оценка.

Второй шаг. Проводится индивидуально или в группах.

По путеводителю учащиеся определяют доступные пути получения информации и рисуют рядом с основными направлениями работы соответствующие символы..

Третий шаг. Учащиеся определяют способы  отражения информации, которая будет ими получена, и уточняют сроки выполнения проектов на различных его стадиях, таким образом они получают целостную картину над проектом, в которую можно в дальнейшем внести необходимые изменения и уточнения.

Учитель предлагает оформить схему «звездочки обдумывания» согласно выбранным проектам. Например:

        

6. Рефлексия. Учащиеся выражают свое отношение к полученным в группах результатам.

7. Окончание занятия. Информация о домашнем задании: составить план работы над проектом по выбранной теме.

Выставление оценок, их аргументация.

Литература

Для учителя:

  1. Алексеев В.Е. Активизация работы по развитию технического творчества учащихся: Учебн. – метод.пособие. М.: Высш. шк., 1989. -72с.
  2. Алексеев В.Е. Организация технического творчества учащихся. М.: Высш. шк., 1984.- 46с.
  3. Кругликов Г.И., Симоненко В.Д. Методика обучения старшеклассников творческой деятельности. – Курск: Издательство курского госпедуниверситета.1998 – 321с..  
  4. Матяш Н.В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования / Под ред. В.В.Рубцова. – Мозырь: РИФ «Белый ветер», 2000. – 286с.
  5. Мелехина С.И. Обучение учащихся 8-9-х классов проектной деятельности на уроках технологии. Методическое пособие .- Киров: Изд-во Кировского обласного ИУУ; 2002.-290с.

        

Для учащихся:

Технология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., перераб.; под ред. В. Д. Симоненко. -  М.: «Вентана-Граф», 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока истории в 10 классе "Опыт прошлого - уроки настоящего"

Тема  урока: «Опыт прошлого – уроки настоящего»Предмет:история РоссииКласс:10УМК(авторы): В.И. Буганов  П.Н.Зырянов  История России конец XVII-XIXвек, М. «Просвещение», 2006г.Автор урок...

Модель-разработка урока гимнастики в 7 классе по теме: "Развитие координационных способностей на уроке гимнастики"

В целях получения информации учащимися на уроке используется применение ИКТ, что способствует более успешному восприятию и запоминанию. Для развития КС  были выбраны и физические упраж...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка урока информатики в 6 классе «Защита проектов по теме «Возможности графического редактора для создания графических изображений»

Цели урока:образовательная: научить использовать ИКТ для создания проектов, представления результатов своей работы; навыкам использования современных технических средств;развивающая: развивать умение ...

Разработка урока "Создание интерактивного проекта в среде ПервоЛого 3.0"

Применение среды програмирования ПервоЛого 3.0 для младших школьников во внеурочной деятельности...

Методическая разработка урока по биологии 7 класс Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика"

Метидическая разработка урока по биологии 7 класс. Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика." Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ (лицензионная программа по биологии 7 ...