Открытый урок по технологии в 5 классе
план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему

Журавлева Светлана Сергеевна

Разработка окрытого урока по сельскохозяйственному труду на тему " Особеннсти выращивания однолетних, двулетних и многолетних культур"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_tehnologii.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  образовательное учреждение Ключанская  средняя общеобразовательная   школа муниципального  образования Кораблинский  муниципальный        район Рязанской области

Открытый урок по технологии в 5 классе по теме: «Семенное размножение. Особенности выращивания однолетних,  двулетних и многолетних овощных культур»

 

                                                                    Учитель технологии- Журавлёва С.С.

                                                 Ключ – 2015 г.

Цели урока:
• Образовательная
: создать условия для формирования у учащихся понятий о способах размножения овощных культур и о посадке овощей семенами. Выявить особенности  выращивания однолетних и двулетних овощных культур.
Способствовать формированию навыков работы ручными сельскохозяйственными инструментами при посеве овощей, актуализации и обобщению жизненного опыта учащихся.
• 
Развивающая: способствовать развитию образовательной, социально-трудовой и коммуникативной компетентностей учащихся.
Воспитательная: создать оптимальные условия для воспитания у учащихся уважения к труду, желания участвовать в трудовом процессе.
• 
Профориентационная: способствовать формированию знаний необходимых для профессий отрасли с/х - растениеводства.



Методическое оснащение урока:
1. Материально-техническая база:
• Теплица;

• Учебно-опытный школьный участок;
• Инструменты: лопаты, грабли, мотыга, лейка.
2. Дидактическое обеспечение:
• Инструктивная карточка «Однолетние, двулетние овощные растения»;
• Страничка ученика «Практическая работа. Высевание семян редиса в открытый грунт»

Методы обучения: рассказ, индивидуальная работа по инструктивным карточкам, работа экспертной группы, взаимопроверка, взаимооценка, практическая работа.
Формы организации познавательной деятельности учащихся:индивидуальная и групповая работа, диффериенцированный подход в изучении нового материала.
Межпредметные и внутрипредметные связи: природоведение, технология выращивания растений.
Понятия и термины: семена , однолетние овощные культуры, двулетние овощные культуры, многолетние растения.
Тип урока: Комбинированный урок приобретения учащимися новых знаний и формирования умений и навыков.

1.Организационный момент.

2. Мотивация учебной деятельности учащихся. 

Кончилась зима… Потеплело… надоели консервированные овощи… Так хочется свежей зелени…
Все мы любим свежие овощи, сорванные с грядки. Но, чтобы красивый плод попал к вам в руки, нужно проделать огромную работу по выращиванию растения, которая начинается с подготовки грунта и посева семян. 
На дворе весна – самое время подумать о будущем урожае.

3. Актуализация знаний учащихся (микрофон). 

Отгадайте загадку:

Лежало на свету, 
Бросилось в темноту, 
Да и там покоя нет: 
Как бы вырваться на свет. 

 Если не отгадают…. Ещё одна загадка:  

Бросишь в землю одно, соберёшь горсть….

Что такое овощи?
Овощи, сочные части травянистых растений, употребляемые в пищу человеком в свежем или переработанном виде.

 Биологические термины ( раздаются каждому ученику)

 Термины

   Знаю

   Не знаю

   Семя

Семенное размножение

Однолетние овощные культуры (приведите примеры)

Двулетние овощные культуры  (приведите примеры)

Многолетние овощные культуры

Особенности выращивания однолетних растений

Особенности выращивания двулетних культур

Инструменты для обработки почвы


4. Выявление места и причины затруднения:

- мы не можем дать определение  всем понятиям т.к.  у нас недостаточно знаний

- А хотелось бы узнать ответы на все вопросы?

5.Целеполагание  и построение выхода из затруднения:
Построим проект выхода  из затруднения. Используя вопросительные слова:

Что? Чем? Как ? Какие?

 Предлагаю составить вопросы к нашему уроку…..

Поиск ответов на эти вопросы и будет темой нашего урока:


Что такое семя? Что такое семенное размножение? Какие растения называют однолетними? Какие растения называют двулетними? Как выращиваются однолетние овощные культуры? Как выращиваются двулетние овощные культуры? Какие орудия необходимы для обработки почвы?

 - Практически все растения размножаются семенами за исключением : мхов, плаунов и папоротников, они размножаются спорами. Все овощи, которые мы выращиваем на своих огородах тоже размножаются семенами.

Овощеводство – отрасль сельского хозяйства, изучающая разнообразие форм овощей, особенности их биологии, требования к факторам внешней среды и наиболее совершенные приемы выращивания культур для получения высоких урожаев лучшего качества.

Овощи успешно растут и дают урожай и у экватора, и за полярным кругом. К овощным культурам относят одно-, двух- и многолетние травянистые растения, сочные части или плоды которых человек употребляет в пищу. Общее количество видов овощей, которые используют в пищу, в настоящее время около 1200. Примерно 50% из них возделывают, а остальные дикорастущие, их собирают в природных условиях.

  - Вы сейчас будете изучать материал  самостоятельно по инструктивным карточка

-  Наметим план : в какой последовательности  мы будем открывать новые знания:

- Однолетние овощные растения (примеры)

- двулетние овощные растения ( примеры)

- многолетние овощные растения(примеры)

- Учащиеся работают с инструктивными карточками

Инструктивная карточка  «Овощи по продолжительности жизни»

По продолжительности жизненного цикла все овощные растения подразделяются на однолетние, двулетние и многолетние.
Однолетние овощные растения проходят свой жизненный цикл от посева семян до формирования новых семян за один год. К однолетним овощным культурам относятся растения группы плодовых: помидор, огурец, баклажан, перец, кабачок, патиссон, цуккини, тыква, арбуз, дыня, артишок, а также салат, шпинат, листовая горчица, кресс-салат, укроп, редис, цветная и пекинская капуста, брокколи, некоторые пряно-вкусовые культуры.
- Двулетние овощные растения в первый год жизни формируют розетку листьев и вегетативные продуктивные органы, такие как корнеплоды, клубни, кочаны, луковицы. Образование плодов и семян происходит лишь на второй год жизни растений, когда они формируют цветоносные побеги, на которых развиваются до полного созревания плоды с семенами.. К двулетним овощным культурам относятся некоторые растения группы корнеплодов, такие как морковь, свекла, сельдерей, петрушка, а также кочанная, савойская и брюссельская капуста.
Многолетние овощные растения имеют жизненный цикл, растянутый на многие годы с ежегодным возобновлением вегетативного развития. К многолетним овощным культурам относятся хрен, щавель, ревень, спаржа, любисток, лук-батун, лук-резанец и некоторые другие.

 
6.  Первичное закрепление с комментариями

 

Однолетние овощные растения проходят свой жизненный цикл от посева семян до формирования новых семян за один год. К однолетним овощным культурам относятся растения группы плодовых: помидор, огурец, баклажан, перец, кабачок, патиссон, цуккини, тыква, арбуз, дыня, артишок, а также салат, шпинат, листовая горчица, кресс-салат, укроп, редис, цветная и пекинская капуста, брокколи, некоторые пряно-вкусовые культуры.
Двулетние овощные растения в первый год жизни формируют розетку листьев и вегетативные продуктивные органы, такие как корнеплоды, клубни, кочаны, луковицы. Образование плодов и семян происходит лишь на второй год жизни растений, когда они формируют цветоносные побеги, на которых развиваются до полного созревания плоды с семенами.. К двулетним овощным культурам относятся некоторые растения группы корнеплодов, такие как морковь, свекла, сельдерей, петрушка, а также кочанная, савойская и брюссельская капуста.

Многолетние овощные растения имеют жизненный цикл, растянутый на многие годы с ежегодным возобновлением вегетативного развития. К многолетним овощным культурам относятся хрен, щавель, ревень, спаржа, любисток, лук-батун, лук-резанец и некоторые другие.

Сейчас очень часто на пакетиках с семенами можно видеть маркировку F1. Что это значит?  (показ пакетиков )

Для получения гибридов обычно скрещивают два разных сорта. Полученные семена будут гибридами первого поколения - F1. Они обладают жизненными силами настолько значительными, что с ними не может сравниться ни один сорт. 

Гибриды быстро растут, обильно плодоносят, они выносливы и стойки к неблагоприятным условиям, дают урожаи, отличающиеся высоким качеством плодов. Но что получится, если гибриды F1 использовать "на семена"? Второе поколение удивит неискушенного агронома еще больше, чем первое. Оно развеет иллюзии, не оставив от них и следа. Рассыплется таким разнообразием растений, что среди них не найдется и двух схожих. Символический знак F1 можно часто встретить на пакетах с семенами овощных культур. Он должен напомнить вам об этом удивительном явлении и еще о том, что гибридные семена можно использовать только однажды.

 - Сегодня мы с вами посеем семена однолетней культуры редиса

Немного о редисе….

Еще Петр 1, попробовавший впервые редис в одном из домов Амстердама, оценил редис и завез его в Россию. Но, несмотря на такое покровительство, признание этот корнеплод получил у нас в стране на много позже, лишь к концу 18 века.

Редис относится к овощным корнеплодным растениям из семейства крестоцветных. 

Ценность редиса заключается в его диетических свойствах (в 100 граммах продукта содержится всего около 14 ккал). Богат этот корнеплод растительными волокнами, минеральными солями и витаминами, в нем много содержится горчичного масла. Листья растения полезны из-за высокого содержания каротина. Редис употребляется в пищу в сыром виде. Благодаря своим компонентам, он способен возбуждать аппетит, восстанавливать тонус кишечника, а также благотворно влиять на обмен веществ.

Редис – растение холодостойкое. Прорастание семян начинается уже при 3-4 °, но оптимальная температура прорастания 16 – 21 градус. Если в момент появления всходов неожиданно вернуться морозы и температура кратковременно упадет до -2°, то такое понижение температуры не принесет редису вреда. Более взрослые растения способны перенести температуру и в -5°. Самой благоприятной температурой для быстрого роста корнеплодов является температура 16 – 21 градус. В таких условиях можно будет уже через 20 дней собирать первый урожай. Если температура воздуха в период вегетации будет ниже 16°, то на образование полноценного корнеплода уйдет не меньше месяца.

Для хорошего плодоношения ему необходима хорошая освещенность. При недостаточной освещенности корнеплоды могут вообще не образоваться, или быть очень маленькими и неправильной формы. Но продолжительный световой день не по «вкусу» редису. Именно когда световой день удлиняется и становиться более 12 часов, посевы редиса, производимые в середине лета, часто очень быстро начинают стрелковаться, что приводит к потерям в урожае. А посевы в открытом грунте, со второй половины августа – до конца сентября, как раз бывают наиболее эффективны. 

Хороший урожай не получить без достаточного полива. Корневая система у редиса развита слабо, и образовать хороший, качественный корнеплод он сможет только при обильном и регулярном поливе.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Практическая работа «Высевание семян редиса в открытый грунт»

 Вступительный инструктаж учителя:
Ознакомление с последовательностью выполнения работы по инструкционным картам. 

Практическая работа и текущий инструктаж.


1. Учащиеся объединяются в группы по 2 человека и подготавливают и инструменты.
2. С помощью грабель выравнивают участок, предназначенный для посева.
3. Размечают грядки с помощью шнура и колышков (расстояние между рядками 10 – 15 см) и делают мотыгой по шнуру борозды глубиной 2 – 3 см.
4. Если в почве мало влаги поливают борозды лейкой.
5. В подготовленные борозды равномерно высевают семена редиса на расстоянии 5 – 10 см и присыпают борозды с помощью мотыги или граблей.
6. На опытном участке ставят этикетки.

Учитель контролирует работу учащихся и корректирует их действия по мере необходимости.


Страничка ученика

 Практическая работа

Тема. Высевание семян редиса в открытый грунт
Цель. Закрепить знания о технологии выращивания овощных культур на практике. Научиться проводить посев овощей семенами. Развивать навыки работы ручными сельскохозяйственными инструментами.
Оборудование. Семена редиса, мотыга, грабли, колышки, шнур, рабочие рукавицы, лейка, бланк наблюдения за развитием растений, ручка.

Ход работы

1. Объединитесь в группы по 2 человека.
2. Подготовьте инструменты.
3. С помощью грабель выровняйте участок, предназначенный для посева.
4. Разметьте рядки с помощью шнура и колышков (расстояние между рядками 10 – 15 см). 
5. Мотыгой сделайте по шнуру борозды глубиной 2 – 3 см.
6. Если в почве мало влаги пролейте борозды лейкой.
7. В подготовленные борозды равномерно высейте семена редиса на расстоянии 5 – 10 см.
8. Присыпьте борозды с помощью мотыги или граблей.
9. На опытном участке поставьте этикетки.
10. Сделайте необходимые записи в бланке наблюдения. 
11. Все последующие работы по уходу и наблюдениям за развитием растений отмечайте своевременно в бланке.

Бланк наблюдения за развитием растений

                         Даты
Выполняемые работы

Посев 
Полив 
Рыхление 
Прополка 
Сбор урожая 
Наблюдения за 
состоянием растения

Включение в систему знаний и повторение  

Чтобы вырастить двулетние

Рефлексия

Что узнали нового?

Чему научились?

Биологические термины ( раздаются каждому ученику)

 Термины

   Знаю

   Не знаю

   Семя

Семенное размножение

Однолетние овощные культуры (приведите примеры)

Двулетние овощные культуры  (приведите примеры)

Многолетние овощные культуры

Особенности выращивания однолетних растений

Особенности выращивания двулетних культур

Инструменты для обработки почвы

Инструктивная карточка  «Овощи по продолжительности жизни»

По продолжительности жизненного цикла все овощные растения подразделяются на однолетние, двулетние и многолетние.
Однолетние овощные растения проходят свой жизненный цикл от посева семян до формирования новых семян за один год. К однолетним овощным культурам относятся растения группы плодовых: помидор, огурец, баклажан, перец, кабачок, патиссон, цуккини, тыква, арбуз, дыня, артишок, а также салат, шпинат, листовая горчица, кресс-салат, укроп, редис, цветная и пекинская капуста, брокколи, некоторые пряно-вкусовые культуры.
- Двулетние овощные растения в первый год жизни формируют розетку листьев и вегетативные продуктивные органы, такие как корнеплоды, клубни, кочаны, луковицы. Образование плодов и семян происходит лишь на второй год жизни растений, когда они формируют цветоносные побеги, на которых развиваются до полного созревания плоды с семенами.. К двулетним овощным культурам относятся некоторые растения группы корнеплодов, такие как морковь, свекла, сельдерей, петрушка, а также кочанная, савойская и брюссельская капуста.
Многолетние овощные растения имеют жизненный цикл, растянутый на многие годы с ежегодным возобновлением вегетативного развития. К многолетним овощным культурам относятся хрен, щавель, ревень, спаржа, любисток, лук-батун, лук-резанец и некоторые другие.

Инструктивная карточка  «Овощи по продолжительности жизни»

По продолжительности жизненного цикла все овощные растения подразделяются на однолетние, двулетние и многолетние.
Однолетние овощные растения проходят свой жизненный цикл от посева семян до формирования новых семян за один год. К однолетним овощным культурам относятся растения группы плодовых: помидор, огурец, баклажан, перец, кабачок, патиссон, цуккини, тыква, арбуз, дыня, артишок, а также салат, шпинат, листовая горчица, кресс-салат, укроп, редис, цветная и пекинская капуста, брокколи, некоторые пряно-вкусовые культуры.
- Двулетние овощные растения в первый год жизни формируют розетку листьев и вегетативные продуктивные органы, такие как корнеплоды, клубни, кочаны, луковицы. Образование плодов и семян происходит лишь на второй год жизни растений, когда они формируют цветоносные побеги, на которых развиваются до полного созревания плоды с семенами.. К двулетним овощным культурам относятся некоторые растения группы корнеплодов, такие как морковь, свекла, сельдерей, петрушка, а также кочанная, савойская и брюссельская капуста.
Многолетние овощные растения имеют жизненный цикл, растянутый на многие годы с ежегодным возобновлением вегетативного развития. К многолетним овощным культурам относятся хрен, щавель, ревень, спаржа, любисток, лук-батун, лук-резанец и некоторые другие.


Страничка ученика

 Практическая работа

Тема. Высевание семян редиса в открытый грунт
Цель. Закрепить знания о технологии выращивания овощных культур на практике. Научиться проводить посев овощей семенами. Развивать навыки работы ручными сельскохозяйственными инструментами.
Оборудование. Семена редиса, мотыга, грабли, колышки, шнур, рабочие рукавицы, лейка, бланк наблюдения за развитием растений, ручка.

Ход работы

1. Объединитесь в группы по 2 человека.
2. Подготовьте инструменты.
3. С помощью грабель выровняйте участок, предназначенный для посева.
4. Разметьте рядки с помощью шнура и колышков (расстояние между рядками 10 – 15 см). 
5. Мотыгой сделайте по шнуру борозды глубиной 2 – 3 см.
6. Если в почве мало влаги пролейте борозды лейкой.
7. В подготовленные борозды равномерно высейте семена редиса на расстоянии 5 – 10 см.
8. Присыпьте борозды с помощью мотыги или граблей.
9. На опытном участке поставьте этикетки.
10. Сделайте необходимые записи в бланке наблюдения. 
11. Все последующие работы по уходу и наблюдениям за развитием растений отмечайте своевременно в бланке.

Бланк наблюдения за развитием растений

                         Даты
Выполняемые работы

Посев 
Полив 
Рыхление 
Прополка 
Сбор урожая 
Наблюдения за 
состоянием растения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация открытого урока по технологии (1 класс). Тема: "Аппликации из ладошек"

Конспект разработан в соответсвии с ФГОС по программе "Перспективная начальная школа"...

Открытый урок по технологии 5 класс

Материалы по подготовке и проведению открытого урока по технологии в 5 классе. Класс неделимый (совмесного обучения мальчиков и девочек)....

открытый урок по технологии 7 класс

Создание условий для активизации познавательной деятельности учащихся, углубление, обобщение и систематизации знаний о народном творчестве.Обучение технологии вышивки гладью.Учить созданию краси...

разработка открытого урока по технологии 6 класс Тема: "Фоторамка в технике квиллинг"

Разработка открытого урока. Тема: "Фоторамка в технике Квиллинг"...

план-конспект открытого урока по технологии 7 класса

план- конспект открытого урока "Отделка выжиганием разделочной  доски" 7 класс...

Открытый урок по технологии. 7 класс. Устройство и работа токарного станка СТД-120М.

Методическая разработка по предмету Технология. План-конспект открытого занятия по теме: Устройство и работа токарного станка СТД-120М". 7 класс (мальчики).В работе указаны основные цели и задачи, кот...

открытый урок по технологии 5 класс "Подарок для ветерана ВОВ"

На данном уроке учащиеся знакомятся с изготовлением танка из фанеры, учатся оформлять подарок,  формулируют  тему занятия, вырабатывают алгоритм действий изготовления подарка, знакомятся с в...