статья "Формирование этнокультурной компетентности учащихся на уроках технологии, ИЗО"
статья по технологии ( класс) на тему

Кичеева Виктория Викторовна

Формирование этнокультурной компетентности предполагает введение ребенка изначально в родную для него, а затем и иные культуры. В качестве механизмов формирования этнокультурной компетентности у школьников выступают обучение, воспитание, деятельность и общение.
    Для формирования этнокультурной компетентности учащихся на уроках технологии используются различные формы и методы: урок-творчество, урок- беседа, урок-путешествие, урок с использованием ИКТ, урок-экскурсия в школьный этнографический музей «Тадар иб». Проводим аналогию предметов, сопоставление с культурой других народов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya-_etnokulturnaya_kompetentnost.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                      Кичеева Виктория Викторовна

                                                                     Учитель технологии, ИЗО

                                                                    МБОУ Нижне-Тейская СОШ им.С.П.Ултургашева

Формирование этнокультурной компетентности учащихся

на уроках технологии, ИЗО

     Веками люди решали непростую задачу: как вырастить юную смену умной, смелой, трудолюбивой, сохранить и передать следующим поколениям всё лучшее, на чём держится человечество, и то частное, что составляет неповторимое лицо каждого конкретного народа. Не растерять, сохранить то богатство, каким испокон веков владел каждый народ, приобщать детей к народному творчеству – одна из задач современного обучения и воспитания. Только усвоив этнокультурные ценности, можно понять ценность наследия других времен и народов.

    Академик Д.С.Лихачев в работе «Экология культуры» писал: «Любовь к родному краю, к родной культуре, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране, к её истории, её прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре…» (Лихачев Д.С.2000).

    В настоящее время обособленное существование народов и культур становится невозможным, так как интенсификация миграционных и демографических процессов, увеличение числа этнически смешанных семей, образование многонациональных коллективов в социальных институтах значительно расширяют рамки межэтнического взаимодействия. Все это обусловливает и преобразование социальной среды, характерной особенностью которой является полиэтничность. Люди сталкиваются с разнообразием культурного окружения, с иной системой ценностей, что зачастую обостряет проблему адаптации в данной среде, а также может привести к трансформации этнической идентичности человека.

      Однако полиэтническую среду не следует рассматривать как "плавильный котел", в котором все этносы "переплавляются" в один. Человек в большинстве случаев не только сохраняет приверженность к родной культуре, но и может соединять в себе принадлежность к нескольким культурам.

      С учетом полиэтничности общества, в котором сегодня социализируется молодое поколение России, становится очевидной необходимость разработки новых образовательных стратегий и подходов в деле формирования у детей этнокультурной компетентности, которая предполагает только объективную информацию о другом народе. В целом под этнокультурной компетентностью мы понимаем свойство личности, выражающееся в наличии совокупности объективных представлений и знаний о той или иной культуре, реализующейся через умения, навыки и модели поведения, способствующие эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию.

     Формирование этнокультурной компетентности предполагает введение ребенка изначально в родную для него, а затем и иные культуры. При этом, как отмечает М. Беннет, вначале у ребенка должна быть сформирована готовность признавать этнокультурные различия как что-то позитивное, которая затем должна развиться в способность к межэтническому пониманию и диалогу.

В качестве механизмов формирования этнокультурной компетентности у школьников выступают обучение, воспитание, деятельность и общение.

    Для формирования этнокультурной компетентности учащихся на уроках технологии используются различные формы и методы: урок-творчество, урок- беседа, урок-путешествие, урок с использованием ИКТ, урок-экскурсия в школьный этнографический музей «Тадар иб». Проводим аналогию предметов, сопоставление с культурой других народов.

     Так, например, в разделе «Кулинария» в 5 классе, знакомясь с современной кухонной посудой, изучаем утварь хакасов. В нашей деревне многими предметами пользуются, и посей день в семьях. Изучаем национальные обычаи  приема гостей, традициями домашнего уклада, особенностями семейных и национальных праздников.

     При изучении темы «Кисломолочные продукты. Приготовление блюд из кисломолочных продуктов» рассказываю об айране, о его полезных и лечебных свойствах. Какие можно получит продукты из айрана: аарчы, пÿчÿре, хурут и др., готовим потхы.

      При изучении темы «Гигиена девушки и косметика» рассказываю  о секретах ухода за собой народными средствами из состава растений, растущих в местном регионе: о видах и особенностях плетения косичек и кос по национальным обычаям. Проводим практическую часть, учимся заплетать косички, выполнять различные прически.

     Раздел «Художественная обработка материалов» включает национальные виды декоративно-прикладного искусства: вышивание цветными нитками. При изучении национальной вышивки знакомлю с особенностями национального орнамента, учимся составлять узор в круге, овале. Изучаем технологию выполнения различных швов, применяемых в национальной вышивке: двустороння гладь, стебельчатый, тамбурный, сетчатый швы. Учащиеся изготавливают различные изделия с национальной вышивкой. Например, отделка национальной вышивкой  чехла для сотового телефона, футляра для очков, вышивание моркам и иңмен для хакасского платья. Изготовление национальных сувениров (женских украшений, предметов быта и одежды). Например, вышивают бисером  поғо. Аппликация на ткани, обработка кожи.

      В разделе «Элементы домашней экономики и основы предпринимательства» знакомлю с учащимися с историей хакасской экономики. Так, например, в темах по профессиональной ориентации знакомимся с ремеслами на территории древней Хакасии, рассказываю о торговле кочевых народов Хакасии, о профессиях необходимых в местном регионе в настоящее время. Часто даю детям задания подготовить сообщения по некоторым темам.

    Формирование этнокультурной компетентности происходит не только через уроки, но и через поисково-исследовательскую работу. Учащиеся выступают с рефератами на конференциях различного уровня. Темы  рефератов учащихся: «Поғо – нагрудное украшение хакасских женщин», «Сохранение здоровья нации через потребление чисто экологических продуктов питания»,  «Национальные украшения хакасов», «Хакасская женская шуба «тадар тон» мастериц деревни Нижняя Тёя».

   Рассматривая традиционные виды деятельности хакасских женщин прошлого века, которые повсеместно умели обрабатывать материал и изготавливать все виды одежды, трудно не согласиться с мнением ученого И.С. Кона, что «качества, которые были традиционными для народа на протяжении рода поколений, в последующих поколениях могут ослабляться и исчезать». К сказанному следует добавить, что формирование этнокультурной компетентности учащихся через уроки технологии способствует сохранению и развитию декоративно-прикладного искусства хакасов.

    Следовательно, формирование этнокультурной компетентности учащихся на основе уровневого подхода при контрастно-сопоставительном изучении различных стилей жизни и культурных символов, а также поэтапной социализации учащихся в этнокультурной среде, дополняя друг друга, решают задачу воспитания этнокультурной личности, способной к взаимному признанию национально-культурной идентичности, сохраняющей свою национальную культуру и индивидуальность, но понимающей многомерность мира и признающей и организующей партнерство представителей различных культур.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОЛЬ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ в процессе формирования информационной компетентности учащихся на уроках физики.

Использование ИКТ в школьном курсе естествознания эффективно способствует развитию у учащихся информационной компетентности...

Формирование этнокультурной компетентности обучающихся на уроках музыки

Панорама инновационного опыта Формирование этнокультурной компетентности обучающихся на уроках музыки Межнациональные отношения и, особенно, конфликты на этнической почве, сегодня серьезно в...

Статья "Формирование этнокультурной компетенции учащихся в условиях поликультурной среды на основе изучения традиций и обычаев англоязычных стран."

В контексте современного подхода к патриотическому воспитанию в школе предлагаю статью, написанную мною на основе моего педагогического опыта. В нашей школес углубленным изучением английского и немецк...

Статья "Формирование этнокультурной компетенции учащихся в условиях поликультурной среды на основе изучения традиций и обычаев англоязычных стран."

В контексте современного подхода к патриотическому воспитанию в школе предлагаю статью, написанную мною на основе моего педагогического опыта. В нашей школес углубленным изучением английского и немецк...

Особенности формирования ключевых компетентностей учащихся на уроках технологии через проектную деятельность.

Статья из опыта моей работы, которая раскрывает возможности  применения метода творческих проектов на уроках технологии для формирования ключевых компетентностей учащихся....

Статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ В 8 - 9 КЛАССАХ"

Предлагаемая мною работа посвящена особенностям применения технологии развития критического мышления на уроках географии. Над данной темой я работала на протяжении 5 лет. результатами своей работы хоч...